Бойко Е.Н.
к.э.н., с.н.с., в.н.с. отдела инновационной политики, экономики и организации высоких технологий Института
экономики и прогнозирования НАН Украины, Киев
КЛАСТЕРЫ КАК НОВАЯ ФОРМА КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ключевые слова: кластерная политика, кластер, формат тройной спирали, бизнес, бюджет.
Keywords: cluster policy, cluster, triple helix format, business, budget.
В современных условиях наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности страны является кластерная политика. В отдельных государствах Европы кластерная политика начала применяться с 80-х гг. ХХ века. Следует отметить, что в ЕС утвержден "Манифест кластеризации в странах ЕС" (2006 г.) и "Европейский кластерный меморандум" (2008 г.). Значительное количество кластеров функционирует в странах ЕС, так в Италии их 206, в Великобритании - 168, во Франции - 96, в Дании - 34, в Германии - 32, в Нидерландах - 20 и в Финляндии - 9. [1; 2]. Мировая практика свидетельствует о том, что в последние годы процесс формирования кластеров происходит довольно активно также на территории США, где насчитывается 380 кластеров, в Индии - 106.
Под "кластерной политикой" следует понимать "систему государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций" [3].
Основными принципами кластерной политики являются [4]: целесообразность, иерархичность, комплексность, дифференцированный подход, согласованность и взаимная увязка, координация, системность, стимулирование, поддержка.
Существуют различные подходы к выделению поколений развития кластерной политики. Наибольший интерес вызывает классификация Пилипенко И., выделяющего кластерную политику двух поколений, основные моменты которой нашли отображение на рис. 1.
Поколения кластерной политики
1-е поколение 2-е поколение
Представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров, общей политики поддержания их деятельности на национальном и региональном уровне. Ярким примером могут служить государства с высокой степенью развитости традиционных производств - Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия. В основу развития кластеров положены знания о функционировании в стране и регионе кластерах, а также индивидуальный подход к решению проблем развития каждого кластера в отдельности. Ярким примером могут служить государства с высоким уровнем жизни -Австрия, Великобритания, США, Финляндия, Швейцария, Швеция.
Рисунок 1. Поколения кластерной политики
Как показывает мировой опыт, принято выделять несколько моделей государственной кластерной политики. Особый интерес представляет классификация Трофимовой О.М., которая выделяет 6 моделей: западноевропейскую, индийскую, китайскую, североамериканскую, скандинавскую и японскую, табл. 1.
Таблица 1
Модели государственной кластерной политики (мировой опыт)
Название модели государственной кластерной политики Характеристика модели государственной кластерной политики Страна-представитель
Западноевропейская Ключевая роль принадлежит университетам и исследовательским институтам, а также формированию инновационной инфраструктуры. В Италии на промышленные кластеры приходится 43% численности занятых в отрасли, более 30% объема национального экспорта. Великобритания (формирование кластеров происходит на базе традиционных отраслей промышленности - производство тканей, одежды и мебели), Италия (кластеры формируются на территориях концентрации малых предприятий развития традиционных отраслей обрабатывающей промышленности, отличающихся высоким уровнем специализации при одновременной экспансии в смежные отрасли и регионы), Франция, Швейцария.
Индийская Финансирование кластеров происходит за счет зарубежных инвестиций. С целью повышения экспортных возможностей кластера правительство отбирает наиболее приоритетные (производство тканей и трикотажа, а также пищевая, станкостроительная, фармацевтическая отрасли, программное обеспечение). Индийские кластеры поставляют свыше 60% экспортной продукции страны. Следует отметить, что в 14 крупных городах сосредоточено 80 действующих кластеров, объединяющих 22 559 малых промышленных предприятий. Индия.
Китайская В основе формирования кластеров лежит инициатива правительства и регионов, направленная на создание особых зон развития высокотехнологичных отраслей, среди которых автомобилестроение, электротехника, производство мобильных телефонов. Финансирование кластеров осуществляется посредством правительственных грантов и венчурных фондов. Кластеры концентрируются вокруг иностранных заводов с перспективой развития собственных производственных мощностей. Китай.
Североамериканская Правительство реализует функцию стимулирования кластерной политики региональных органов власти посредством грантов и создания агентств по развитию кластеров. В США более 60% промышленной продукции производится экономическими кластерами, деятельность которых основана на принципах партнерства и ориентирована на коммерциализацию НТР, инновационную деятельность. Канада (биотехнологический, кластер высоких технологий и др.), США (компьютерный, автомобильный, кластер индустрии развлечения и др.).
Скандинавская Инициатором создания кластеров является правительство, также как и развития исследовательской и технологической кооперации, адресного инвестирования средств в наиболее перспективные кластеры, интеграции кластеров. Лесопромышленные кластеры обеспечивают 10% мирового экспорта продуктов лесопере-работки. Финляндия (кластеры формируются на базе крупных транснациональных компаний в лесной, информационной и телекоммуникационной отраслях).
Японская Кластеры сформировались на базе транснациональных корпораций, практикующих долгосрочные субконтрактные и субподрядные отношения с группой малых предприятий. Правительство и регионы проводят политику, направленную на поддержку кластеров и развитие инновационной инфраструктуры. Япония (кластеры в сфере информационных технологий, биотехнологий, электротехники и автомобилестроения).
Составлено автором на основе: [2; 12-15].
Несколько типов кластерной политики, среди которых директивный, интервенционистский, каталитический и, поддерживающий (табл. 2) предложил выделить М.Энрайт
Таблица 2
Типы кластерной политики (по Энрайту М.)
Тип кластерной политики Основные характеристики
Директивный Функция государства дополняется проведением специальных программ, направленных на трансформацию специализации регионов через механизм развития кластеров
Интервенционистский Правительство наряду с выполнением директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров, посредством трансферов, субсидий, административных ограничений или стимулов, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.
Каталитический Правительство сводит заинтересованные стороны и оказывает им ограниченную финансовую поддержку.
Поддерживающий Функция государства дополняется инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинги, маркетинг с целью стимулирования развития кластеров.
Составлено автором на основе: [10; 15-16].
Кластерная политика подразумевает экономический рост, который зависит от взаимодействия бизнеса, научных и образовательных институтов, власти, промышленности. Ее основополагающей задачей является формирование условий для устойчивого развития, повышения уровня конкурентоспособности на основе стимулирования одной из новых форм инновационного развития - кластеров. Создание кластеров происходит практически во всех отраслях экономики, отдельных регионах, разных государствах. Поэтому, нами произведено исследование широкого диапазона форм, видов кластерных образований, проблем и перспектив их развития, основываясь на международном опыте. Подробнее остановимся на существующих определениях понятия «кластер», некоторые из которых нами приведены в таблице 3.
Таблица 3
Варианты определения понятия «кластер»
Понятие «кластер» Автор, название источника
«группа однородных взаимосвязанных экономических объектов (корпораций, отраслей или предприятий» Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России / Под ред. С.Г. Ерошенкова. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 888 с.
«это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций» Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review. - Cambridge, 1998. - Vol. 76, N 6. - Р. 77
«это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных между собой компаний в соответствующих отраслях, специализированных поставщиков, а также причастных к их деятельности организаций (университеты, торговые объединения, агентства по стандартизации), которые конкурируя между собой, одновременно проводят совместную работу» Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. - М.: Прогресс, 1993. - Т. 1. - 350 с.
«хозяйственный блок, включающий фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением» Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. - М., 2005. - № 4. -С. 27-35.
«это территориально-отраслевое добровольное объединение предпринимательских структур, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического роста региона» Войнаренко М.П. Концепця «кластерiв» як альтернатива ко-мандно-адмшстративнш система управлшня / М.П. Войнаренко, Л.П. Радецька, В.Р. Фшшюк. Проблеми реформування економжи Украши. - Кшв: Логос, 1999. - С. 74-75. Войнаренко М.П. Концепщя кластерiв - шлях до ввдродження виробництва на репональному рiвнi // Економют. 2000. - № 1. -С. 29-33.
Составлено автором на основе: [6; 17-21].
Следует отметить, что многие авторы (например, Рожков Г. и Кулакова Л.) выделяет характерные особенности развития кластеров, которые нами приведены в таблице 4.
Таблица 4
Характерные особенности международного развития кластеров
Особенности развития кластеров
по Рожкову Г.В. по Кулаковой Л.И.
- конкурентные позиции на международных/региональных рынках, высокий экспортный потенциал участника кластера; - конкурентные преимущества для развития кластера (выгодное географическое положение; доступ к ресурсам: сырьевым, трудовым, финансовым и пр.; наличие развитой инфраструктуры, прочее); - широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия; - эффективное взаимодействие между участниками кластера, в том числе за счет использования механизмов субконтрактации, партнерства предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, прочее. - наличие конкурентных предприятий; - наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера; - лидерство частного сектора; - широкое вовлечение участников кластеров и взаимодействующих институтов; - географическая концентрация и близость; - ориентация продукции кластера на экспорт; - широкий набор участников и наличие «критической массы»; - наличие взаимосвязей и взаимодействия между участниками кластеров; - наличие конкуренции внутри кластера; - инновационная направленность кластера; - гибкость состава и структуры; - открытость кластера как системы.
Составлено автором на основе: [6; 22]
Существует несколько классификаций кластеров. Так, например, Т. Миролюбова классифицировала кластеры по следующим признакам: территориальному охвату; стадии развития кластера, степени новизны выпускаемой продукции; размерам; отраслевой принадлежности; различиям в структуре взаимосвязей; степени инновационности; роли в системе обмена и использования знаний; наличию и степени развития элементов кластерной структуры; уровню агрегации участников кластера; соорганизации практико-ориентированной фундаментальной науки; проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности; характеру отрасли предприятий-участников класте-
ра [5]. Следует отметить также классификацию Рожкова Г., который выявляет существующие типы кластеров на международной арене, показанные на рис. 2 [6]. Отраслевые направления развития кластеров приведены в таблице 5.
Таблица 5
Рисунок 2. Типология кластеров на мировой арене
Таблица 5
Отраслевые направления развития кластеров в мире
Страна Отраслевое направление развития кластера
Финляндия, Швейцария Электронные технологии и связь, информатика
Великобритания, Германия, Нидерланды, Норвегия, Франция Биотехнологии и ресурсы
Германия, Дания, Италия, Франция, Швеция Фармацевтика и производство косметики
Бельгия, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция Агропроизводство и пищевая промышленность
Бельгия, Германия, Швейцария Нефтегазовый комплекс и химическая промышленность
Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария Машиностроение, электроника
Дания, Нидерланды, Швейцария, Швеция Здравоохранение
Бельгия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия Коммуникации и транспорт
Норвегия, Финляндия Энергетика
Бельгия, Нидерланды, Финляндия Строительство и девелопмент
Австрия, Дания, Италия, Швейцария, Швеция, Финляндия Легкая промышленность
Финляндия Лесобумажный комплекс
Составлено автором на основе: [2; 23].
В классификации кластеров, разработанной Розенфельдом С., выделяются [6]:
- «неактивные» или «недовыполняющие» (кластеры представляют собой образования, возможности которых использованы частично);
- «потенциальные» (обладают некоторыми ключевыми характеристиками, испытывают недостаток производственных ресурсов, нехватку «критической массы»;
- «работающие» или «перевыполняющие» (самодостаточные кластеры, выпускающие продукции больше по объему, чем продукция всех компонентов этих кластеров, работающих по отдельности.
М. Гакашев выделяет типы кластеров, в основу классификации которых положены особенности технологических параметров [7]:
- индустриальные (занимаются производством традиционных товаров);
- инновационные или интеллектуальные (имеют значительную часть инновационной продукции, а также сформированную инновационную инфраструктуру).
Участниками кластера являются [6]: предприятия (организации, фирмы), которые специализируются на профильных видах деятельности; фирмы-поставщики товаров/услуг для профильных предприятий; предприятия (организации, фирмы), занимающиеся обслуживанием отраслей общего пользования (инфраструктура: транспортная, энергетическая, природоохранная и др.); организации рыночной инфраструктуры (консалтинговые, аудиторские, страховые, кредитные и прочее); некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-про-
365
мышленные палаты; научно-исследовательские и образовательные организации; организации инновационной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (индустриальные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда - субконтрактации); центры и агентства по развитию предпринимательства, регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентство по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию и др.
Создание кластера происходит по одной из нескольких моделей [7]:
- «снизу вверх» (выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера);
- «сверху вниз» (создание органов совещательной координации и мониторинга, стратегии развития кластера);
- смешанный (сочетание особенностей двух путей «снизу вверх» и «сверху вниз»).
Важной составляющей является механизм финансирования развития кластера, которое осуществляется на основе бюджетных ресурсов или ресурсов инвестора. Финансирование создания инфраструктуры кластера и его отдельных проектов осуществляется на основе смешанного типа финансирования (взносы предприятий-участников кластера (проектов), а также бюджетного финансирования).
Существует мировой опыт разработки специальных программ, ориентированных на создание и развитие кластеров. Особенности функционирования таких программ приведены в таблице 6.
Таблица 6
Мировой опыт разработки специальных программ развития кластеров
Страна Программы, которые содействуют развитию кластеров
Беларусь Интерес представляют «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 20112015 годы», «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы», «Стратегия технологического развития Республики Беларусь до 2015 года», благодаря реализации которых к 2015 г. планировалось создать 7 кластеров.
Болгария На территории действует программа «PHARE», благодаря которой были сформированы первые промышленные кластеры: деревообработки и производства мебели (г. Разлоге); парфюмерии, косметики и эфирных масел (г. Пловдив); винный кластер (г. Ресе); производства мебели (г. Троян); туристических услуг (г. Родопах); ИК технологий (г. София); «Морской кластер Болгарии» (г. Варна); энергетических конструкций (г. Варна); путешествий и туризма (г. Варна) и др.
Германия Частная немецкая компания «VDI/VDE-IT» (оператор федеральной кластерной программы) в интересах и от имени Министерства экономики и технологий Германии реализовала программу центров компетенций (Competence Networks Germany), направленную на поддержку развития кластеров в регионах.
Дания Датская компания «REG X - The Danis Cluster Academy» (оператор государственной кластерной программы) реализует 2 программы: - обучение кластерных менеджеров (образовательные модули, включающие программы по обучению разработке и реализации стратегий кластера, анализу цепочки создания стоимости, международному продвижению кластера, коммуникации в кластере и пр.); - реализация современной инновационной политики и инновационных программ.
Норвегия Государственная компания «Innovation Norway» запустила первую кластерную программу «Arena» (2002 г.), а затем вторую «Norwegian centers of expertise» (2006 г.). Вторая направлена на поддержку наиболее динамичных и перспективных «кластеров мирового уровня».
Россия Принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров.
Словения Правительством реализуются программы, а для целевого финансирования отобраны 11 кластеров (автомобильный, станкостроительный, транспортно-логистический и др.).
США В законодательстве понятие кластерной политики появилось в 2010 г. Опубликован доклад Национального исследовательского совета (2012 г.), в котором значительное внимание уделено кластерной политике. Реализацией программ инновационного кластерного развития занимаются Министерства энергетики, торговли, обороны, сельского хозяйства, труда и образования. Выделяют несколько направлений: - создание «энергетических инновационных хабов» (региональные инновационные кластеры в области солнечной энергетики, энергоэффективных конструкций и ядерной энергетики); - создание кластера робототехники (г. Мичиган); - проект «Инновационная экосистема Национального научного фонда США» (поддержка региональным инновационным кластерам, которые помогают преподавателям и студентам коммерциализировать свои инновационные разработки, формировать альянсы с промышленностью и создавать стартапы).
Украина Разработаны проекты нормативно-правовых актов по формированию основ государственной политики в сфере кластеризации экономики Украины. Среди них: - проект «Концепции создания кластеров в Украине» (2008 г.), в котором говорится о перспективах внедрения кластерного подхода в экономике, выделены преимущества кластерной организации производства для отечественной экономики, определены концептуальные основы развития кластеров; - проект «Концепции общегосударственной целевой программы развития промышленности Украины до 2017 г.» (2008 г.), в котором предусматривалось внедрение модели кластерной организации промышленности; - проект «Национальной стратегии формирования и развития трансграничных кластеров» (2009 г.), основная цель которой состоит в решение проблем, связанных с асимметрией развития регионов Украины, оттоком трудовых, интеллектуальных и других ресурсов из приграничных регионов Украины, а также отставанием Украины от других стран Европы по показателям качества жизни, уровня инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и развитости инновационной среды. Преодоление этих недостатков предполагается за счет развития трансграничного сотрудничества и создания трансграничных кластеров.
Чехия Действует программа «Кластеры», целью которой является создание и развитие кластеров, укрепление горизонтальных и вертикальных форм кооперации (поставщик - потребитель; научно-исследовательский институт - производитель; оптовая торговля - розничная). Кластер должен заниматься обслуживанием не менее 15 самостоятельных организаций, из числа которых 75% занимаются производством, торговлей и оказанием услуг. Большинство участников кластера (не менее 60%) должны являться малыми и средними предприятиями.
Эстония Примером является государственная «Инновационная стратегия науки, разработок и инноваций Эстонии 20072013», основной задачей которой является создание экономических кластеров. В 2008 г. была создана «Программа развития кластеров», целью которой является повышение международной конкурентоспособности предприятий на основе реализации совместных кластерных проектов, поддержка кластеров на уровне предварительного (картирование совместных интересов партнеров кластера; исследование осуществимости возможностей сотрудничества внутри и за пределами кластера; поиск необходимых партнеров для сотрудничества и пр.) и полного (поиск партнеров кластера; проведение маркетинговых исследований; координация совместного маркетинга и распределения производственных мощностей и пр.) сопровождения.
Япония Действует программа «Knowledge cluster initiative», стимулирующая развитие кластеров в 18-ти регионах страны. Содействие оказывается совместным проектам, в которых региональные университеты выступают в роли ядра кластеров, образованных сетью малых инновационных фирм и крупных промышленных компаний.
Составлено автором на основе: [2; 13; 24-29].
Несмотря на преимущества создания и развития кластеров, существуют и связанные с этим риски (выбора ошибочных приоритетов финансирования мероприятий кластерной политики за счет бюджетных средств; недостаточного уровня координации деятельности в процессе реализации кластерных программ/проектов; незаинтересованности исполнительной власти субъектов государства и местного самоуправления в реализации кластерных программ/проектов; низкого уровня эффективности мониторинга в процессе реализации кластерной политики) участников кластерных программ/проектов. Поэтому, важным моментом в разработке кластерной политики и механизмов ее реализации мы признаем меры, направленные на снижение влияния рисков.
К наиболее распространенным и значимым формам государственной поддержки кластеров относятся [2-3]: прямая финансовая поддержка специфических проектов; обеспечение выполнения административных процедур; предоставление знаний или других составляющих инфраструктуры; снижение налогов на исследовательские и инновационные расходы; снижение налогов на другие расходы, связанные с исследованиями и разработками, инновациями; организация публичных мероприятий (ярмарки, торговые миссии и пр.); содействие сетевому взаимодействию университетов, органов власти и управления, предприятий; поддержка и развитие инкубаторов; поддержка в улучшении репутации региона (кластера); обеспечение передачи информации (запросы рынка, ситуация на рынке, новые правила и пр.); обеспечение транспортных связей с другими кластерами или другими территориями.
К инструментам поддержки развития кластеров относятся [7-8]:
- законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;
- облегчение налогообложения для предприятий (Япония);
- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);
- целевые дотации на научно-исследовательские разработки (почти во всех развитых странах);
- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Нидерланды, Россия, Франция, Швейцария);
- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония), создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);
- прямое финансирование (50% расходов на создание новой продукции и технологий в России, США и Франции);
- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, в случае если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Германия, Нидерланды), государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (Япония);
- программы поиска и привлечения иностранных специалистов (Австралия, США, Япония).
На основании проведенного нами исследования мы можем сделать следующие выводы:
- проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом, наукой, образованием, производством;
- существует разнообразие форм и методов обеспечения кластерной политики, отличающиеся национальными особенностями, концепцией кластерного подхода;
- применение кластерного подхода можно считать закономерным этапом развития экономики страны;
- кластеры являются специфической формой инновационной деятельности, а инновации - важным фактором повышения конкурентоспособности,
- в каждой стране кластерное развитие характеризуется специфическими особенностями;
- спецификой кластера является получение синергетического эффекта, который выражается в повышении конкурентоспособности, а его отличительной чертой является инновационная ориентированность;
- финансирование создания и развития кластеров обеспечивается бюджетными ресурсами или ресурсами инвестора;
- кластерные политики, программы и проекты в каждой стране имеют индивидуальные особенности;
- кластеры способствуют росту ВВП/ВНП, налоговых поступлений в бюджеты;
- кластеры стимулируют развитие малого и среднего бизнеса;
- в рамках существующего законодательства необходимо строить отношения в формате тройной спирали: наука - исполнительная власть - бизнес.
Список литературы и источников
1. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь. - http://www. online.zakon.kz/Document/?doc_id=31497583
2. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. - http://www.twirpx. com/file/814349/
3. Кластерная политика. - http://www. ru.wikipedia.org/wiki/%
4. Чумакова С.В., Черников Е.А. Методологические основы разработки и реализации кластерной политики в Российской Федерации. - http://www.otherreferats.allbest.ru/law/00149504_0.html
5. Миролюбова Т. В. Международное сотрудничество между регионами как элемент государственного управления экономическим развитием на региональном уровне // Вестник РУДН. Сер. Экономика. - М., 2008. - № 3. - С. 73-78.
6. Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России / Под ред. С.Г. Ерошенкова. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 888 с.
7. Гакашев М. Формирование инновационных кластеров: анализ мирового опыта // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. - № 9. - С. 59-67.
8. Казанцев А.К., Никитина И.А. Инновационные кластеры в региональных стратегиях. - http://www.rudocs.exdat.com/docs/index-351511.html
9. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность регионов и кластерная политика в России. // Модернизация экономики и глобализация. [В 3-х кн.] Книга 3. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. - Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009.- С. 285-293.
10. Домбровский М.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономии. 2011. -№ 2 (38). - С. 45-61.
11. Миронова М. Н. Мировой опыт кластерного подхода в государственной экономической политике: особенности и возможности применения в России // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. - № 2 (28). - С. 32-38.
12. Трофимова О.М. Анализ отечественного и зарубежного опыта кластерообразования в регионе // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. - № 12 (73). - С. 142-145.
13. Городничая Е.И. Зарубежный опыт государственного стимулирования формирования кластеров // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. - М., 2010. - № 1. - С. 19-20.
14. Помитов С.А. Опыт создания кластерных структур. - http://www. ekportal.ru/page-id-1910.html
15. Несмачных О.В., Литовченко В. В. Кластерная политика в стратегии инновационного развития России и зарубежных стран // Фундаментальные исследования. 2014. - № 9. - С. 162-165.
16. Формирование кластерной политики как механизма развития экономики промышленных отраслей России. - http://www. moyuniver.net/formirovanie-klasternoj-politiki-kak-mexanizma-razvitiya-ekonomiki-promyshlennyx-otraslej-rossii/
17. Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review. - Cambridge, 1998. - Vol. 76, N 6. - Р. 77.
18. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. - М., Прогресс, 1993. - Т. 1. - 350 с.
19. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. - М., 2005. - № 4. -С. 27-35.
20. Войнаренко М.П. Концепщя кластергв - шлях до ввдродження виробництва на репональному ргвш // Економют. 2000. - № 1. -С. 29-33.
21. Фшнюк В.Р. Проблеми реформування економши Украши. - Кшв: Логос, 1999. - С. 74-75.
22. Кулакова Л.И. Кластерный подход - основа развития регионов // Российское предпринимательство. - М., 2013. - № 22 (244). -С. 121-130.
23. Региональная структура национальной экономики. - http://www.ekonomika.by/Akulich2
24. Болгария. - http://www.ucluster.org
25. Кластеры: сущность, функции и роль. - http://www.webeconomy.ru
26. Анализ зарубежного опыта деятельности центров кластерного развития. - http://www.evg-ko.livejournal.com/4650.html
27. Яшева Г.А., Кунин В.А. Теоретико-методологические основы кластеров и их роль в повышении устойчивости национальных экономик // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - http:// www. eee-region.ru/
28. Проект: развитие кластеров и интернационализация предприятий приграничных регионов России и Эстонии. Руководство по развитию кластеров. - http://www.rus.kohtla-jarve.ee/uploads/documents/valissuhted/projektid/2/cd/ru/guide.pdf
29. Хмара М.П. Формування нормативно-правового забезпечення розвитку високотехнолопчних класт^в. - http://www.eir.pstu. edu/bitstream/handle/123456789/5476/%D1%81.%20379.pdf?sequence=1