Иваненко Л.В.
доктор экономических наук, профессор кафедры «Управление человеческими ресурсами» Факультета государственного управления ФГБОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева» (Национальный исследовательский университет) , Россия, г. Cамара
УДК 338.2
КЛАСТЕРЫ И ИННОВАЦИИ. КЛАСТЕРНЫЙ СТАНДАРТ
В статье представлена характеристика постиндустриальной экономики, показана значимость информатизации и инноваций, отмечается возрастание взаимосвязи, взаимозависимости и интеграции предприятий, формирование процесса кластеризации и возникновение кластеров. В работе подтверждается, что одним из ведущих инновационных направлений в процессе преобразования постиндустриального общества является формирование кластеров. Дана историческая ретроспектива идентификации первых кластеров. Также рассматривается создание инновационной экономики с помощью кластера. Отмечается, что это наиболее эффективная и соответствующая рыночным условиям форма организации экономики в регионе. Подтверждается, что по своей сущности организационная структура кластера является инновационной, создающей добавленную стоимость. Однако до сегодняшнего дня отсутствует единое и однозначное содержание или определение термина «кластер». Поэтому потребовалось принять нормативный документ, в котором должны быть установлены общие характеристики, принципы и правила относительно различных видов деятельности и полученных результатов. Таким документом является стандарт. В национальном стандарте нуждаются все юридические и физические лица, заинтересованные в создании и функционировании кластера, различные организации и структуры, а также его члены, а именно: основные и вспомогательные производства, инфраструктура, представители органов власти и др.
Национальный стандарт кластера формирует и конкретизирует общее и четко определенное содержание понятия «кластер». Вид стандарта определяется его характеристикой, которая зависит от его содержания и объекта стандартизации. В настоящее время выявлены восемь видов стандартов. Анализ представленных стандартов свидетельствует, что для кластера в целом надо принять основополагающий стандарт. Но все остальные виды стандартов могут быть использованы при разработке стандарта кластера, так как и термины, и определения, и продукция, и процесс, и услуга, и все остальное в кластере отражено. Сообщается, что основные требования и рекомендации к проекту национального стандарта «территориальные кластеры» разработала Ассоциация кластеров и технопарков.
Весьма целесообразным и положительным является то, что национальный стандарт охватывает любые кластерные структуры, а установленные в нем требования и рекомендации подходят практически ко всем видам кластеров в регионе.
Приведены основные положения национального стандарта и предложены замечания к отдельным разделам и пунктам. Также в стандарте требуется обозначить основные признаки кластера и расширить перечень приведенных терминов. Например, некоторым терминам и определениям требуется дать иное содержание или понятие. Так в определении специализированной организации необходимо отразить главную функцию - управленческую.
Ключевые слова: кластер, кластеризация, инновации, экономика, региональный кластер, управление кластером, национальный кластерный стандарт.
CLUSTERS AND INNOVATIONS. CLUSTER STANDARD
The article represents the characteristics of post-industrial economy, the importance of informatization and innovation was shown, the article proves the rise of interrelation, correlation and integration of enterprises, forming the process of clusterization and cluster appearance. The work proves that one of the most innovative trends of post-industrial society is cluster forming. The historical retrospective analysis of the first clusters was given. It was noticed that cluster is the most effective form of regional economy organization. Cluster organization structure was
proved to be the innovative one and creating the added value. However, the united definition of cluster didn't exist so far. So the legislative document was necessary to be accepted. General characteristics, principals and rules should be set in such document as standard. The national standard is essential for organizations and individuals who are interested in creating and functioning of the cluster and also for its members such as basic and additional production, infrastructure and authorities representatives. National standard should form and give details of cluster definition. The standard type is defined by its characteristics depending on its content and standardization object. There are eight standard types now and it was analyzed that the most suitable one is the basic standard. The main demands and recommendations to the project of national standard 'territory clusters' were elaborated by Cluster and technoparks association. The positive moment is that National standard covers any cluster structures and its demands and recommendations are useful for any regional cluster.
The main points of the standard were analyzed and some recommendations were suggested. It is demanded to identify the main cluster characteristics and broaden the number of terms given in the national standard. For example, the definition of special organization should reflect its main function - the managerial one.
Key words: cluster, clusterization, innovation, economy, regional cluster, cluster administration, national cluster standard.
Сегодня в стране осуществляется переход от индустриального к постиндустриальному обществу, то есть создается иной уклад. Результатом этого является создание инновационной модели экономики, более современной, модернизированной.
Постиндустриальная экономика характеризуется активным внедрением результатов научно-исследовательской деятельности, кроме того, заметно возрастает взаимосвязь, взаимозависимость и интеграция предприятий, конкурирующих между собой, а также увеличивается значимость информатизации и инноваций, возникают кластеры.
Следует отметить, что по своей сущности организационная структура кластера является инновационной, создающей добавленную стоимость. В кластере создаются совершенно иные качественные отношения между участниками или субъектами: предприятиями, учреждениями, организациями и фирмами, образующими его состав. Таким образом, основным элементом для создания инновационной экономики может служить кластер. Это наиболее эффективная и соответствующая рыночным условиям форма организации экономики в регионе [1].
Основоположником создания кластеров в России был ленинградский эконом-географ Н.Т. Агафонов, который в 1980-е годы, практически одновременно с американским профессором М. Портером, но еще до появления его работ в нашей стране, предвосхитил теорию кластеров. Он даже применил аналогичные выражения («пучок», «сгусток») в своей работе «Территориально-производственное комплексообра-зование в условиях развитого социализма» [2, 3].
Если обратиться к исторической ретроспективе, то справедливости ради надо сказать, что в Англии уже в конце 19-го века экономистом А. Маршаллом в Манчестере был идентифицирован текстильный кластер, а в Шеффилде - кластер металлообработки. Затем в середине 20-го века итальянские исследователи внесли свой собственный вклад в развитие кла-
стеров и кластерного подхода, и только потом, в конце прошлого, 20-го, века у нас приступили к разработке кластеров, то есть примерно 30-35 лет тому назад [4].
Необходимо сказать, что одним из ведущих инновационных направлений в процессе преобразования постиндустриального общества является формирование кластеров, которое с достаточной степенью условности можно назвать кластеризацией, предполагая создание множества кластеров [5].
Однако до сегодняшнего дня отсутствует единое и однозначное содержание или определение термина «кластер».
В связи со сложившейся экономической ситуацией, в которой активно развивается инновационный процесс кластеризации, возникла острая необходимость сформировать и конкретизировать общее и четко определенное содержание понятия «кластер» [6].
Поэтому потребовалось принять нормативный документ, в котором должны быть установлены общие характеристики, принципы и правила, относительно различных видов деятельности и полученных результатов.
В соответствии с [7, 8, 9] таким документом является стандарт.
Вид стандарта определяется его характеристикой, которая зависит от его содержания и объекта стандартизации.
В настоящее время выявлены восемь видов стандартов: 1) основополагающий стандарт; 2) стандарт на термины и определения; 3) стандарт на продукцию; 4) стандарт на процесс; 5) стандарт на услугу; 6) стандарт на методы контроля; 7) стандарт на совместимость; 8) стандарт на номенклатуру показателей.
Анализируя представленные виды стандартов, можно прийти к выводу, что для кластера, прежде всего, надо принять основополагающий стандарт. Но, в то же время, все остальные виды представленных стандартов могут быть использованы при разработке стандарта кластера, так как и термины, и опре-
деления, и продукция, и процесс, и услуга, и все остальное в кластере отражено.
В связи с этим Ассоциация кластеров и технопарков разработала основные требования и рекомендации к национальному стандарту «Территориальные кластеры» (проект).
В данной работе термин «кластер» предлагается определять следующим образом. Кластер - это сложная территориальная пространственная форма организации экономики, совокупность постоянно взаимодействующих интегрированных независимых фирм, создающих добавленную стоимость, работающих в одной сфере или отрасли, и группа предприятий, которая оказывает основным фирмам сервисные услуги. Членами кластера являются также финансовые, образовательные, научно-исследовательские организации, органы стандартизации, торгово-промышленные палаты и торговые ассоциации, центры профессионального обучения и др. Необходимым элементом кластера является специальный ассоциативный орган управления и дополнительно созданные организации, способствующие дальнейшему развитию кластера.
Таким образом, в этом документе - национальном стандарте - нуждаются все юридические и физические лица, заинтересованные в создании и функционировании кластера, различные организации и структуры, а также его члены, а именно: основные и вспомогательные производства, инфраструктура, представители органов власти и др.
Разработчики национального стандарта использовали термин «территориальные кластеры». Однако учитывая территориально-административное устройство страны, в которой насчитывается более 80 регионов, и необходимость объединения кластеров для совместной деятельности в регионе, а также требуемое обеспечение неразрывности цепочки накопления добавленной стоимости, представляется необходимым уточнить наименование национального стандарта следующим образом: «Региональные территориальные кластеры».
Поэтому в стандарте рекомендуется использовать другое определение содержания основного термина - региональный территориальный кластер. Это специфическая форма территориальной организации экономики в условиях особой инновационной среды в виде совокупности кластеров, создающих в регионе цепочку добавленной стоимости, формирующих синергетический эффект, повышающих конкурентоспособность региона по направлениям развития кластеров существующих, формирующихся и потенциальных, интегрированных в жизнедеятельность региона и идентифицированных на его территории.
Весьма целесообразным и положительным в национальном стандарте является то, что данный до-
кумент охватывает любые кластерные структуры, а установленные в нем требования и рекомендации подходят практически ко всем видам кластеров в регионе, являющихся членами регионального территориального кластера.
Далее представлены определения всех видов кластеров (функционирующих, формирующихся и потенциальных), имеющихся в регионе.
- Существующий или функционирующий кластер имеет законченную организационную структуру и обладает высокой конкурентоспособностью. Между членами и субъектами кластера отмечаются динамичные горизонтальные и вертикальные связи.
- Формирующийся кластер характеризуется тем, что формирование организационной структуры кластера не закончено, хотя сама структура достаточно стабильна, начинается активное создание связей, наблюдается позитивная динамика развития.
- Потенциальный кластер отличается тем, что его организационная структура не создана, не сформирована, но просматриваются, идентифицируются некоторые элементы будущей кластерной структуры. Кроме того, постепенно проявляется структура кластера, отмечается усиление функционирования отдельных будущих членов кластера, для которых характерна позитивная динамика развития.
Затем в национальном стандарте рассматривается содержание понятия «специализированная организация кластера», которая занимается информационным, организационным, экспертно-аналитическим и методическим обеспечением функционирования и развития кластера.
По мнению автора, требуется этому термину дать иное определение. Необходимо отразить главную функцию специализированной организации -управленческую, так как термин «координировать» означает согласовывать, устанавливать координацию между чем-либо. А текущей деятельностью кластера, как каждой совместно действующей структурой, жизненно необходимо постоянно управлять (то есть руководить, направлять, планировать, организовывать, контролировать функционирование всех членов кластера) для того, чтобы достичь поставленных целей.
Поэтому предлагается следующее определение специализированной организации кластера, учитывающее сущность деятельности данной организации. Это - коммерческая или некоммерческая управляющая организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, осуществляющая управленческое, методическое, организационное, экспер-тно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера.
Следует обратить внимание на такой термин, приведенный в стандарте, как «Программа развития кластера», которая содержит «мероприятия ... решаемые
в рамках кластера функционально зависимыми между собой и находящимися в территориальной близости субъектами экономической деятельности».
В век глобальной информатизации и компьютеризации не всегда актуальна фраза: «находящихся в территориальной близости субъектов экономической деятельности». Вероятно, что в определении содержания данного термина надо отказаться от этой фразы.
В определении содержания инфраструктуры кластера упущено понятие информационной составляющей инфраструктуры. Таким образом, после фразы «совокупность объектов инновационной» предлагается добавить «информационной» и далее по тексту: «технологической, промышленной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры...»
Также в стандарте отражено содержание понятия «кластерный проект», в котором непременно следует уточнить, что специализированная организация кластера должна обязательно являться управляющей.
В определение термина «кластерная инициатива», данное в национальном стандарте, настоятельно предлагается добавить следующее. «Кластерные инициативы - это согласованные действия участников кластера и иных заинтересованных лиц, направленные на повышение конкурентоспособности, увеличение получения синергетического эффекта и развитие кластера».
Приведенный в стандарте термин «функциональная карта кластера» тоже требует дополнения содержания определения, а именно: после слова «размещение» добавить «взаимодействие», тогда определение термина будет следующим: «Функциональная карта кластера - это схема территориального размещения, взаимодействия и функциональной зависимости участников кластера».
Перечень приведенных в национальном стандарте терминов необходимо расширить. Например, для участников регионального территориального кластера необходимо добавить механизм повышения ответственности, который базируется на институциональных, организационных, экономических и социальных основах.
Далее в стандарте требуется обозначить основные признаки кластера. По мнению автора, к ним относятся:
- значимость кластера для регионального бюджета (эффективен или неэффективен);
- доля кластера в экономике региона (национальный рынок, региональный рынок);
- масштаб кластера и структура рынков сбыта (межрегиональный, региональный, локальный);
- изолированность от других кластеров (организационная, экономическая, технологическая);
- уровень внешней зависимости кластера (используемые ресурсы: местные и внешние);
- номенклатура или перечень продукции кластера (однопрофильный или многопрофильный);
- характеристика конечной продукции, производимой кластером (сырье, компонент, полуфабрикат, готовое изделие или продукт, товар, услуга).
В разделе стандарта «общие требования к кластерам» сказано, что должна быть «географическая концентрация участников кластера на ограниченной территории (в рамках одного или нескольких граничащих друг с другом субъектов Российской Федерации)». В границах региона, конечно, должны быть сконцентрированы участники кластера, это хорошо и правильно, но ведь возможны и межстрановые кластеры (например, поволжский автомобильный кластер).
Также в разделе стандарта «общие требования к кластерам» сказано, что кластер должен иметь кластерный проект. Во-первых, должна быть программа развития территории, на которой расположены объекты, входящие в кластер и, во-вторых, необходима программа развития и функционирования кластера, а на ее основе уже создаются кластерные проекты.
Затем в разделе стандарта «общие требования к кластерам» изложено требование о наличии в составе участников кластера не менее десяти организаций, не являющихся аффилированными между собой лицами.
Это требование не является принципиальным, так как кластеры могут быть различной формы в зависимости от сложности и глубины производства. Но, в основном, включают компании готового продукта, сервисные компании, поставщиков каких-либо компонентов производства, машин и механизмов, услуг. А также в состав кластера входят финансовые институты, фирмы в сопутствующих отраслях, производство побочных продуктов. Кроме того, организации, обеспечивающие образование и повышение квалификации, то есть высококвалифицированные кадры, научные центры для проведения исследований и осуществления технической поддержки, предоставляющие информацию и инновации. В состав кластеров могут также войти представители правительственных органов, торгово-промышленные палаты и торговые ассоциации, органы стандартизации и прочие организации, способствующие развитию кластера.
В национальный стандарт следует добавить требования, предъявляемые к экономическим субъектам - участникам кластера при вхождении в кластер: 1) инвестоспособность; 2) инновационность; 3) прозрачность; 4) высокая квалификация персонала; 5) нацеленность на получение общего конкретного результата; 6) контрактно-договорные отношения.
В качестве дополнительной цели создания и развития кластеров в национальном стандарте целесообразно учесть рост получения дополнительного си-нергетического эффекта.
К перечисленным в национальном стандарте принципам, на которых осуществляется создание и функционирование кластера, предлагается дополнительно добавить такие принципы, как: интеграции кластеров; вертикальной кооперации и горизонтальной координации; избирательной конкуренции и сотрудничества; неразрывности цепочки накопления добавленной стоимости; ответственности за надежность и устойчивость внутрикластерных отношений; гармонизации социально-экономических отношений; информированности; взаимовыгодной иннова-ционности; мотивации развития.
В национальном стандарте представлен перечень типов кластеров, подпадающих под действие настоящего документа: отраслевой кластер; промышленный кластер; инновационный территориальный кластер; туристско-рекреационный кластер и др.
Необходимо сказать, что практически существует два типа кластеров: экономические и социальные, хотя полностью их разделить сложно.
К экономическим кластерам относятся такие, как: автомобильный, аэрокосмический, нефтехимический, строительный и др.
Соответственно, к социальным относятся кластеры: здравоохранения, образования, туризма, аграрно-пищевой, жилищно-коммунального хозяйства и др.
В условиях перехода к инновационной экономике разработка национального стандарта «Территориальные кластеры» имеет важнейшее значение и будет активно способствовать созданию и развитию кластеров в регионе.
Кластерный подход сегодня активно применяется на региональном уровне. Это позволяет иметь конструктивный диалог между региональными властями и представителями научных предприятий, образовательных учреждений, консалтинговых организаций, крупного, среднего и малого бизнеса, поставщиков сырья и оборудования, торговых структур. Особое внимание следует обратить на таких участников кластера, как представители органов власти и финансовые структуры [6].
Эффект инновационного функционирования регионального кластера распространяется по всем направлениям связей:
- новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя инновации и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий;
- происходит обмен информацией и быстрое распространение новшеств и инноваций по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами;
- взаимосвязи внутри регионального кластера, иногда неожиданные, ведут к созданию новых конкурентных направлений и создают совершенно новые возможности;
- новые идеи и человеческие ресурсы приводят к новым инновационным вариантам развития кластеров.
В кластере интенсивно используется рыночный механизм, но применять его, реализовывать должны сами предприятия. Практика показывает, что инновации внедряются быстрее, если они предназначены для решения местных территориальных задач, которые исполняются региональными властно-управленческими органами совместно с территориальными бизнес-структурами и научными сообществами. Таким образом, в регионе создается инновационная инфраструктура, основой которой являются инновационные, инжиниринговые, консалтинговые центры, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы и др. Инновационная инфраструктура способствует скоор-динированности экономической деятельности и повышению ее эффективности [10, 11, 12]. Разработка инновационной экономики в виде кластеров является одной из перспективных стратегий экономического развития регионов. Вместе с тем разработка стратегии территориального развития представляет собой один из важнейших элементов государственного регулирования в регионе.
Необходимо сказать, что создание кластеров на территории может быть целесообразным только при условии наличия двух стратегий: развития региона и развития кластерной политики.
Присутствие кластеров в регионе позволяет регулировать, прогнозировать и корректировать социально-экономическое развитие [6, 13].
Властно-управленческие органы, администрация города, региона, обязательно должны поддерживать инновации - стимулировать развитие уже имеющихся на данной территории кластеров и способствовать созданию новых кластерных структур. Отмечается взаимосвязанность усиления инновационной активности в регионе с возникновением кластеров.
Важную роль в регионе играет инновационный кластер, который способствует быстрому и эффективному распределению инноваций - научных достижений и изобретений, то есть новых знаний по всем кластерным субъектам: предприятиям и иным членам кластера [10].
Договоренность, компромисс, подписание соглашений, заключение контрактов являются основой общих интересов и совместных действий власти и бизнеса в регионах по развитию не только региональных, но и международных кластерных структур.
Региональные кластеры нуждаются в эффективном управлении, которое следует назвать «кластерный менеджмент» [14]. Осуществлять такой менеджмент могут субконтракторные, аутсорсинговые, ауттаскин-говые и другие специализированные управляющие организации, которые будут использовать инновационные
методы управления региональным кластером с помощью современных технологий и профессиональных менеджеров.
Список литературы:
1. Новые формы организации инновационного процесса. Международный опыт [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http: // www.subcontract.ru / Docum/ Docum Show_Docum/D_174.html.
2. Герасименко Т.И. Современный этап развития экономики России: комплексирование или кластеризация / Т.И. Герасименко, Э.Л. Файбусович // Б.Н. Семеновский и развитие советской экономической географии глазами современников и молодых исследователей (к 100-летию со дня рождения). - Смоленск: Универсум, 2007. - С. 38-47.
3. ПортерМ. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс». - СПб., М., Киев, 2003. - 608 с.
4. Information and communication technology and geographical clusters: opportunities and spread. Article. Technovation, Volume 25, Issue 3, March 2005, P. 213222 Nunzia Carbonara [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com.
5. Кластеризация как способ обеспечения конкурентоспособности региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // ecsoсman.edu.ru / db / msg / 220562.html.
6. Иваненко А.А. Современное социально-экономическое состояние регионов. Процессы кластеризации // Вестник ПВГУС, серия Экономика. - Выпуск № 8.
- Тольятти: Издательско-полиграфический центр ПВГУС. - Тольятти. - 2009. - С. 15-20.
7. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) «О техническом регулировании». - Глава 3 «Стандартизация».
8. ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
9. Стандартизация и смежные виды деятельности -термины и определения - ГОСТ Р-12-99 (утвержден Постановлением Госстандарта РФ). Актуально в 2015 году.
10. Иваненко Л.В., Джумаева Р.А. Инновационный образовательно-производственный кластер. Проблемы формирования // Сб. статей 1-й Международной научно-практической конференции «Экономика и управление: новые вызовы и перспективы». - 2010. - С. 29-34.
11. Gassler H., Rammer C. Alles Cluster? The Austrian Association for Radical Goegraphy. - Wien, 1999.
12. How to institutionalize innovative clusters? Comparing explicit top-down and implicit bottom-up approaches. Article. Research Policy, Volume 34, Issue 8, October 2005, P. 1250-1268 Martina Fromhold-Eisebith and Günter Eisebith [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com.
13. Industrial Clusters, Knowledge Integration and Performance. Article. World Development, Volume 32, Issue 2, February 2004, P. 305-326. Piero Morosini
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. sciencedirect.com.
14. Regional Clusters in Europe / Observatory of European SMEs, № 3. 2002. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2002.
List of literature:
1.The new forms of innovative process organization. International experience [Electronic resource]. - URL: http://www. subcontract.ru / Docum/Docum Show_Docum/D_174.html.
2. Gerasimenko T.I. The modern stage of Russian economy development: complexity and clusterization / T.I. Gerasimenko, E.L. Thaibusovich // B.N. Semenovs-kiy and soviet economic geography development by its followers. - Smolensk: Universum, 2007. - P. 38-47.
3. Porter M. Competence: translation from English. -St. Petersburg, Moscow, Kiev, 2003. - 608 p.
4. Information and communication technology and geographical clusters: opportunities and spread. Article. Technovation, Volume 25, Issue 3, March 2005, P. 213222 Nunzia Carbonara [Electronic resource]. - URL: http://www.sciencedirect.com.
5. Clusterization as the way of regional competitiveness supply [Electronic resource]. - URL: http://ecsocman. edu.ru//db/msg/220562.html.
6. Ivanenko A.A. Modern social and economic condition of the region. Clusterization process // The Journal of VSUS. Economy series. - № 8. - Tolliatti, 2009. - P. 15-20.
7. Federal Law № 184-FZ dated 27.12.2002 (edited 28.11.2015) «About the technical regulation». - Chapter 3. «Standartization».
8. State Standard 1.1-2002. Interstate standartization system. Terms and definitions.
9. Standartization and alike activities - State Standard P-12-99. Actual for 2015.
10. Ivanenko L.V., Gumaeva R.A. Innovative educational and production cluster. The problems of forming // The 1st international scientific and practical conference «Economy and management: new challenges and prospects». - 2010. - P. 29-34.
11. Gassler H., Rammer C. Alles Cluster? The Austrian Association for Radical Goegraphy. - Wien, 1999.
12. How to institutionalize innovative clusters? Comparing explicit top-down and implicit bottom-up approaches. Article. Research Policy, Volume 34, Issue 8, October 2005, Pages 1250-1268 Martina Fromhold-Eisebith and Günter Eisebith [Electronic resource]. - URL: http:// www.sciencedirect.com.
13. Industrial Clusters, Knowledge Integration and Performance. Article. World Development, Volume 32, Issue 2, February 2004, Pages 305-326. - Piero Morosini [Electronic resource]. - URL: http://www.sciencedirect.com.
14. Regional Clusters in Europe / Observatory of European SMEs, № 3. 2002. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2002.