ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
УДК 338:69
Ю.Н. Жулькова
ФГБОУВПО «ННГАСУ»
КЛАСТЕРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ
На основе проведенного анализа и оценки изменений социально-экономического развития ряда субъектов РФ выявлена функциональная зависимость между реальным, государственным, финансовым и социальным секторами экономики. Аргументировано применение кластерного подхода к развитию регионов, исходя из их преимуществ и степени социально-экономического развития.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, жилищная политика, кластерный механизм, кластерообразующие факторы.
В настоящее время одними из наиболее обсуждаемых являются тенденции современного социально-экономического развития и вопросы поиска основных направлений и перспектив развития жилищной политики на региональном уровне [1—4].
На основании данных Росстата [5] был проведен анализ основных статистических данных [6] о сложившемся в настоящее время социально-экономическом положении ряда регионов, что позволило констатировать в некотором роде кризисную ситуацию в рассматриваемой сфере и реальную необходимость поиска, интенсивной разработки и внедрения максимально эффективных подходов с целью повышения эффективности реализации социально-экономической политики в жилищной сфере (табл. 1).
Табл. 1. Сводные данные по основным социально-экономическим показателям по Приволжскому федеральному округу
Показатели социально-экономического развития Ранг Приволжского федерального округа Ранг показателя по Российской Федерации Тенденция показателя по Приволжскому федеральному округу
минимальное значение максимальное значение
Возрастной состав населения в трудоспособном возрасте 3,0 1,0 5,5 Снижение
Численность экономически активного населения 4,5 2,0 6,5 Рост
Окончание табл. 1
Показатели социально-экономического развития Ранг Приволжского федерального округа Ранг показателя по Российской Федерации Тенденция показателя по Приволжскому федеральному округу
минимальное значение максимальное значение
Динамика реальных доходов населения 5,0 3,3 5,7 Снижение
Структура денежных доходов населения 4,8 3,1 5,7 Рост
Жилищный фонд 2,0 1,0 5,5 Рост
Предоставление гражданам жилых помещений 5,0 2,0 6,5 Снижение
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» 4,0 2,0 7,0 Рост
Структура затрат на производство работ по виду экономической деятельности «Строительство» по элементам 7,0 1,5 8,0 Снижение/рост (в зависимости от элемента затрат)
Ввод в действие жилых домов 5,0 1,5 7,5 Рост (с 2010 г.)
Ввод в действие квартир 5,0 2,5 7,5 Рост (с 2010 г.)
Поскольку, исходя из расчетных данных, федеральным округам необходимо стремиться к минимальному значению рейтинга, то Приволжский федеральный округ по большинству рассматриваемых показателей не является лидирующим (в табл. 1 эти показатели отмечены темным фоном).
Применительно к Нижегородской области, отметим, что к числу тех, которые заслуживают повышенного внимания и скорейшего решения необходимо отнести следующие показатели: структура денежных доходов населения, состояние жилищного фонда, объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», ввод в действие жилых домов и ввод в действие квартир (табл. 2).
Исходя из расчетных данных, как было указано ранее, субъектам необходимо стремиться к минимальному значению рейтинговой шкалы. При этом Нижегородская область по половине рассматриваемых показателей не является лидирующей (в табл. 2 значения этих показателей отмечены темным фоном).
Сравнивая показатели Приволжского федерального округа с показателями по Нижегородской области, составим табл. 3.
Табл. 2. Сводные данные по основным социально-экономическим показателям по Нижегородской области как субъекта Приволжского федерального округа
Показатели соци-ально-экономи-ческого развития Ранг Нижегородской области Ранг показателя по Приволжскому федеральному округу Тенденция показателя по Нижегородской области
Минимальное значение Максимально е значение
Возрастной состав населения в трудоспособном возрасте 1,0 1,0 4,0 Снижение
Численность экономически активного населения 5,0 1,0 13,0 Рост
Динамика реальных доходов населения 5,0 1,0 13,0 Снижение
Структура денежных доходов населения 8,3 4,3 8,3 Снижение (2010—2011 гг.; не достигнут докризисный уровень)
Жилищный фонд 2,0 1,0 2,0 Без изменений
Предоставление гражданам жилых помещений 5,0 1,5 7,5 Снижение
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» 13,0 1,0 13,0 Рост (2010—2011 гг.; не достигнут докризисный уровень)
Структура затрат на производство работ по виду экономической деятельности «Строительство» по элементам 4,5 1,5 12,5 Рост элемента «Материальные затраты»; без изменений элемент «Оплата труда»; не достигнут докризисный уровень
Ввод в действие жилых домов 10,0 1,0 13,0 Рост
Ввод в действие квартир 8,0 1,0 14,0 Рост
Табл. 3. Сводные данные по показателям с критическим уровнем по Приволжскому федеральному округу и Нижегородской области
Показатели со-циально-эконо-мического развития Ранг Приволжского федерального округа Тенденция показателя по Приволжскому федеральному округу Ранг Нижегородской области Тенденция показателя по Нижегородской области
Сочетаемые показатели с критическим уровнем
Предоставление гражданам жилых помещений 5,0 Снижение 5,0 Снижение
Ввод в действие жилых домов 5,0 Рост 10,0 Рост
Ввод в действие квартир 5,0 Рост 8,0 Рост
Индивидуальные показатели с критическим уровнем
Структура денежных доходов населения — — 8,3 Снижение
Жилищный фонд — — 2,0 Без изменений
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» — — 13,0 Рост
Все приведенные показатели являются предельными по своему уровню и требующими принятия незамедлительных мер для дальнейшего интенсивного социально-экономического развития.
Наряду с указанными необходимо отметить и другие проблемы Нижегородской области, основные из которых определены в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 г.1 В числе ключевых проблем Нижегородской области — относительно низкое качество условий для жизни, которое является одним из значимых факторов инвестиционной привлекательности. При этом понятие «условия для жизни» объединяет комплекс параметров: качество жилищных условий, безопасность, экологическая обстановка в области, наличие и уровень развития инфраструктуры, качество системы здравоохранения. В 2012 г. была принята Программа социально-экономического развития Нижегородской области на 2012—2015 гг.2, которой предусмотрено проведение мероприятий, направленных на модернизацию социальной сферы,
1 О стратегии развития Нижегородской области до 2020 года: постановление Правительства Нижегор. обл. от 17.04.2006 № 127 : ред. от 20.03.2009. Режим доступа: http://minec.government-nnov.ru/?id=1679. Дата обращения: 25.08.2013.
2 Закон Нижегородской области об утверждении Программы социально-экономического развития Нижегородской области на 2012—2015 гг. (принят Законодательным Собранием 26.07.2012 г). Режим доступа: http://minec.government-nnov.ru/?id=1679. Дата обращения: 07.08.2013.
улучшение демографической ситуации, создание благоприятных условий для жизни населения, повышение уровня квалификации трудовых кадров и прочие, которые будут проводиться в рамках областных целевых программ.
Привлекательность Нижегородской области для проживания предполагается увеличить за счет повышения доступности жилья. Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения является основной стратегической целью жилищной политики государства. С этой целью предусмотрена реализация Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на территории Нижегородской области до 2020 г.3, а также ряда областных, федеральных и ведомственных целевых программ.
При определении стратегических приоритетов развития как страны в целом, так и отдельных ее субъектов необходимо ориентироваться на интересы, возможности и потребности населения, т.е. основной целью должна быть активизация совместных усилий для обеспечения социально-экономического благополучия населения.
Анализ источников показал, что в настоящее время уделяется внимание финансовому обеспечению реализации жилищной политики регионов [7—10], а также адаптации зарубежного опыта к российским условиям [11]. Кроме того, рассматриваются роль, место и возможности местных органов власти в решении данного вопроса [12, 13]. Социальные вопросы обеспечения жильем граждан рассмотрены как с позиции экологичности, энерго- и ресурсоэффек-тивности [14], так и категорий, описывающих социально-экономическое состояние общества (уровень дохода, материальная и жилищная обеспеченность) [15, 16].
В этой связи неверно говорить о возрастающей роли в процессе социально-экономического развития и трансформации только государственного сектора (деятельности центральных и местных властей). Необходимо активное участие и партнерское взаимодействие различных секторов экономики, а именно реального сектора, который связан непосредственно с материальным производством, получением прибыли и наполнением; социального сектора, осуществляющего политику и программы в сфере поддержания благосостояния и финансового сектора (деятельности финансовых институтов).
Сложность консолидации их усилий определяется не только самой спецификой их четырехстороннего взаимодействия, но и созданием базы для совместной системной работы по определению комплекса вопросов при решении определенных взаимосвязанных задач для достижения основной социально-экономической цели государства и нахождения локальных решений с целью эффективного устранения накопленных проблем.
В Нижегородской области как в субъекте Приволжского федерального округа существуют проблемы, присущие большинству субъектов РФ. Влияние этих факторов самым отрицательным образом сказывается на социально-экономическом развитии как отдельного субъекта, так и округа, и Российской
3 Об утверждении областной целевой программы «Стимулирование малоэтажного жилищного строительства в Нижегородской области на 2011—2013 годы» : постановление Правительства Нижегор. обл. от 16.09.2010 № 611 : ред. от 29.12.2012. Режим доступа: Ы1р://ттес. government-nnov.ru/?id=1679. Дата обращения: 24.08.2013.
Федерации в целом. Именно поэтому важно стремительное и эффективное решение выявленных проблем на местах. В этой связи целесообразно вести активный поиск направлений, сглаживающих последствия кризисных экономических явлений, и, как следствие, предпринять ряд усилий, направленных на улучшение основных социально-экономических показателей.
Как отмечалось ранее, усилия государства (органов власти различного уровня) по разработке соответствующих программ и проектов не всегда достигают поставленных целевых ориентиров. В числе прочих причина неудач, связанная с неравномерностью развития регионов РФ, что подтверждается статистическими данными. В этом случае проблема неравномерности развития регионов и, соответственно, снижение плановых показателей развития отдельных субъектов РФ, в т.ч. и социально-экономических, требует кардинальных мер по исправлению сложившейся ситуации.
Для устойчивого повышения благосостояния населения и динамичного развития экономики имеет смысл сформировать систему взаимодействия секторов экономики (государственного, реального, финансового и социального), мобилизация усилий каждого из которых должна привести к достижению поставленной цели.
На примере Приволжского федерального округа и одного из субъектов — Нижегородской области — были выявлены основные проблемы комплексного (характерные для Приволжского федерального округа и Нижегородской области) и индивидуального (исключительно для Нижегородской области) характера, на основании которых определены сдерживающие факторы социально-экономического развития, отражающие ряд проблем в различных секторах экономики [6]. Анализ динамики статистических показателей указывает на существенное отставание темпов реализации жилищной политики как механизма обеспечения нуждающихся граждан доступным и качественным жильем от намеченных на федеральном и региональном уровне ориентиров.
Сложившаяся ситуация указывает на наличие несоответствия между существующим стратегическим потенциалом региона и реально достигнутыми параметрами решения жилищного вопроса в Нижегородской области. При этом имеет место комплекс негативных тенденций, влияющих на отсутствие положительной динамики в процессах улучшения условий жизни населения. К числу данных тенденций относится замедление темпов роста доходов населения; значительное отставание и низкие ранги (в сравнении с другими субъектами Приволжского федерального округа) показателей ввода в действие жилых домов и квартир; рост стоимости строящегося жилья (в т.ч. за счет увеличения материальных затрат в производстве строительных работ).
Таким образом, выявленные неблагоприятные условия для решения наиболее сложной социальной проблемы — обеспечения населения жильем и роста параметров социально-экономического развития — требуют системного подхода к формированию концепции совместных усилий и соучастия структур рассматриваемых секторов экономики.
Практическая реализация данной концепции основывается на понятийных, конструктивных и содержательных элементах научного понятия «кластерный механизм». Кластерный механизм реализации жилищной политики в регионе
включает структурные элементы и методологические подходы, эффективное сочетание которых позволит преодолеть действие сдерживающих факторов (например, неустойчивого финансового состояния строительных предприятий и др.) социально-экономического развития и обеспечит ускорение положительной динамики создания качественных условий проживания.
В этой связи целесообразно осуществлять поиск таких стабильно работающих инструментов нейтрализации или снижения сдерживающих факторов, которые бы в условиях ограниченности временных ресурсов смогли создать благоприятные условия для максимально эффективного достижения цели жилищной политики федеральных округов и государства в целом (например, модернизация производственной базы предприятий стройиндустрии, предоставление государственных гарантий реализации жилья и прочее).
Поскольку федеральные округа и, соответственно, их субъекты имеют изначально различный уровень социально-экономического развития, количество и весовое значение сдерживающих факторов так же будет индивидуальным. В этом случае для каждого субъекта необходимым условием, наряду с возможностью использования вариантов снижения сдерживающих факторов, будет разработка персональных инструментов как необходимой меры достижения поставленной цели.
Выявлением сдерживающих факторов и разработкой мер снижения их влияния или ликвидации совместная работа рассматриваемых секторов экономики только начинается, поскольку существует реальная необходимость разработки механизма и мер взаимодействия соответственно государственного, финансового, социального и реального секторов экономики. В этом случае каждый из элементов рассматриваемых секторов экономики должен дифференцировать меру своего участия и ответственности в устранении сдерживающих факторов. Основная сложность заключается именно в объединенной узконаправленной работе, генеральная цель которой — достижение соответствующих требованиям современного общества условий жизни как одного из наиболее значимых индикаторов уровня прогрессивного социально-экономического развития субъектов РФ, федеральных округов и государства.
Исходя из указанной цели формируется новый подход к процессу реализации жилищной политики, основанный на кластерном принципе, предполагающем объединение усилий различных секторов экономики по преодолению негативных условий реализации жилищной политики и сочетающем технологическую связанность строительного производства, индустрии строительных материалов, девелопмента жилой недвижимости с финансово-кредитной поддержкой кластерных инициатив.
В соответствии с определенными направлениями и инструментами кластерного механизма достижения поставленной цели необходимо определить и строго установить систему взаимодействия секторов. Поскольку суть состоит в продолжительной совместной системной работе элементов секторов экономики, то необходимо выстраивать их работу на встречных курсах по типу «обратной связи». В силу реального структурного взаимодействия всех секторов не представляется возможным определить один из них в качестве своеобразного двигателя процесса взаимодействия: все без исключения сектора экономики
имеют свою строго определенную роль для достижения поставленной цели, а указанные взаимодействия могут быть адаптированы (изменены или дополнены) к определенному субъекту.
Применение предложенной концепции взаимодействия секторов экономики позволит установить направления развития кластерных инициатив исходя из их преимуществ субъектов и степени их социально-экономического развития (характеристик населения; уровня занятости, безработицы; жизни населения; образования; состояния окружающей среды; развития основных отраслей промышленности и др.); определить тенденции развития строительства жилья с учетом территориальных особенностей; разработать инструменты финансово-кредитной политики с целью повышения доступности жилья как ключевого фактора социально-экономического развития российского общества.
Библиографический список
1. Исмаилов М.И. Экономико-социальные аспекты и перспективы региональной жилищной политики Ростовской области // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 4—2. С. 329—331.
2. Васин С.М., Ткаченко И.В., Попова И.В. Проблемы реализации региональной политики малоэтажного жилищного строительства в регионах // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 281—287.
3. Ковалева Л.М. Проблемы реализации государственной жилищной политики в Брянской области и перспективы их решения // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 93—96.
4. Смирнова О.П. Применение системного подхода к формированию основных направлений жилищной политики региона // Проблемы экономики, финансов и управления производством : сб. науч. тр. вузов России. 2011. № 30. С. 49—53.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Статистический сборник. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/ materials/news/doc_1268735691578. Дата обращения: 20.06.2013.
6. Арташина И.А., Жулькова Ю.Н., Крутова Н.Ю. Кластерный механизм реализации жилищной политики региона : монография. Н. Новгород. : НИМБ, 2013. 291 с.
7. Мирской В.П. Финансовые механизмы реализации государственной жилищной политики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2010. № 3. С. 26—35.
8. Шелихова Е.В., Гладкая Е.Д. Механизмы финансового обеспечения концепции жилищного строительства // Экономика строительства и городского хозяйства. 2007. Т. 3. № 3. С. 121—126.
9. Hoek-Smit M.C., Diamond D.B. The Design and Implementation of Subsidies for Housing Finance. Prepared for theWorld Bank Seminar on Housing Finance. 2003. March 10—13.
10. Aaron H.J. Rational for a Housing Policy // Federal Housing Policies and Programs. Ed. By J.P. Mitchell. New Brunswick, N.Y. : Center for Urban Policy Research, 1995.
11. Сабирджанов Ф.Р. Зарубежный опыт финансового обеспечения жилищной политики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 4. С. 127—131.
12. Залкинд Л.О. Вопросы жилищной политики на местном уровне // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 1. С. 92—98.
13. Непомнящий А.М. Особенности реализации жилищной политики государства на муниципальном уровне // Государственное и муниципальное управление : ученые записки СКАГС. 2013. № 1. С. 32—39.
14. Крыгина А.М. Перспективы развития региональной социальной жилищной политики // Фундаментальные исследования. 2013. № 4 (Часть 4). С. 812—817.
15. КоломейцеваМ.А. Жилищная обеспеченность как один из основных факторов улучшения качества жизни населения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6. С. 83—86.
16. Морозова Т.И. Исследование региональной структуры рынков жилья в Приволжском федеральном округе // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 2. С. 56—60.
Потупила в редакцию в ноябре 2013 г.
Об авторе: Жулькова Юлия Николаевна—кандидат экономических наук, доцент кафедры недвижимости инвестиций, консалтинга и анализа, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ФГБОУ ВПО «ННГАСУ»), 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, (831)433-14-93, [email protected].
Для цитирования: ЖульковаЮ.Н. Кластерообразующие факторы и инструменты преодоления негативных условий реализации региональной жилищной политики // Вестник МГСУ 2014. № 1. С. 164—174.
Yu.N. Zhul'kova
CLUSTER-FORMING FACTORS AND TOOLS TO OVERCOME NEGATIVE CONDITIONS OF REGIONAL HOUSING POLICY IMPLEMENTATION
The society in its development periodically faces the problem of insufficiently intense social and economic development, stagnation in industrial production and changes of consumer demand for various goods and services including the construction products. Current conditions dictate the need for the development and use of mechanisms enhancing the socio-economic well-being of the population growth in some regions and the Russian society as a whole.
On choosing ways of development special attention should be paid to providing synergy of the combination of economic sectors resources, significantly determining the socio-economic well-being of the population. The comparative analysis of the socio-economic development is a tool of identifying and restraining the negative and constraint factors for subsequent adjustments and development of measures to reduce their role or liquidate them in order to solve the housing problem, the most severe for vulnerable groups, as well as members of the middle class.
In this regard, a new approach to the implementation of housing policies basing on the principle of cluster was proposed. Clustering provides joining of efforts of main economic sectors (public, real, social and financial) to overcome the negative conditions of the housing policy and combines technological connection of the development of residential real estate with the finance and credit support for cluster initiatives.
This is a systematic approach to overcome the negative factors and the creation of qualitative and quantitative acceleration of processes of housing construction, which determines the methodological suitability of using cluster mechanism to implement housing policy, which at the moment doesn't show significant achievements in providing citizens with affordable housing.
Using this concept of interaction of economic sectors will allow determining the direction of cluster initiatives development in the subjects of federal districts on the basis of their benefits and the degree of socio-economic development; trends of development of
housing taking into account regional characteristics; and developing the tools of financial and credit policies to improve housing affordability as a key factor for socio-economic development of the Russian society.
Key words: social and economic development, housing policy, cluster mechanism, cluster-forming factors.
References
1. Ismailov M.I. Ekonomiko-sotsial'nye aspekty i perspektivy regional'noy zhilishchnoy politiki Rostovskoy oblasti [Social and Economic Aspects and Prospects of Regional Housing Policy of the Rostov Region]. Terra Economicus. 2008, vol. 6, no. 4—2, pp. 329—331.
2. Vasin S.M., Tkachenko I.V., Popova I.V. Problemy realizatsii regional'noy politiki ma-loetazhnogo zhilishchnogo stroitel'stva v regionakh [The Problems of Implementing Regional Policy of Low-rise Housing Construction in Regions]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo [Bulletin of Penza State Pedagogical University Named after V.G. Belinsky]. 2012, no. 28, pp. 281—287.
3. Kovaleva L.M. Problemy realizatsii gosudarstvennoy zhilishchnoy politiki v Bryanskoy oblasti i perspektivy ikh resheniya [The Problems of Implementing State Housing Policy in the Bryansk Region and the Prospects of their Solution]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Bryansk State University]. 2011, no. 3, pp. 93—96.
4. Smirnova O.P. Primenenie sistemnogo podkhoda k formirovaniyu osnovnykh naprav-leniy zhilishchnoy politiki regiona regiona [Using System Approach to Forming the Main Directions of Region Housing Policy]. Problemy ekonomiki, finansov i upravleniya proizvodst-vom: sbornik nauchnykh trudov vuzov Rossii [Collected Scientific Works of the Universities of Russia "Problems of Economics, Finance and Production Management"]. 2011, no. 30, pp. 49—53.
5. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2012. Statisticheskiy sbornik [Regions of Russia. Social and Economic Data. 2012. Statistical Digest]. Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/materials/news/doc_1268735691578. Date of access: 20.06.2013.
6. Artashina I.A., Zhul'kova Yu.N., Krutova N.Yu. Klasternyy mekhanizm realizatsii zhilishchnoy politiki regiona: monografiya [Cluster Mechanism of Regional Housing Policy Implementation: Monography]. N. Novgorod, NIMB Publ., 2013, 291 p.
7. Mirskoy V.P. Finansovye mekhanizmy realizatsii gosudarstvennoy zhilishchnoy politiki [Financial Mechanisms of Housing Policy Implementation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Proceedings of Moscow State Regional University. Series: Economics]. 2010, no. 3, pp. 26—35.
8. Shelikhova E.V., Gladkaya E.D. Mekhanizmy finansovogo obespecheniya kontsept-sii zhilishchnogo stroitel'stva [Mechanisms of Financial Support of the Housing Construction Concept]. Ekonomika stroitel'stva i gorodskogo khozyaystva [Economics of Construction and Municipal Services]. 2007, vol. 3, no. 3, pp. 121—126.
9. Hoek-Smit M.C., Diamond D.B. The Design and Implementation of Subsidies for Housing Finance. Prepared for the World Bank Seminar on Housing Finance. 2003, March, 10—13.
10. Aaron H.J. Rational for a Housing Policy. Federal Housing Policies and Programs. Ed. by J.P. Mitchell. New Brunswick, N.Y., Center for Urban Policy Research, 1995.
11. Sabirdzhanov F.R. Zarubezhnyy opyt finansovogo obespecheniya zhilishchnoy politiki [Foreign Experience of Housing Policy Financial Support]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta [Proceedings of Saratov State Social and Economic University]. 2011, no. 4, pp. 127—131.
12. Zalkind L.O. Voprosy zhilishchnoy politiki na mestnom urovne [The Issues of the Housing Policy at the Local Level]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tenden-tsii, prognoz [Economical and Social Changes: Facts, Tendencies, Forecast]. 2010, no. 1, pp. 92—98.
13. Nepomnyashchiy A.M. Osobennosti realizatsii zhilishchnoy politiki gosudarstva na munitsipal'nom urovne [Features of Housing Policy Implementation of a State at the Municipal Level]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie: uchenye zapiski SKAGS [State and Municipal Management. Memoirs SKAGS]. 2013, no. 1, pp. 32—39. 2013.
14. Krygina A.M. Perspektivy razvitiya regional'noy sotsial'noy zhilishchnoy politiki [The Prospects of Regional Social Housing Policy Development]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research]. 2013, no. 4, part 4, pp. 812—817.
15. Kolomeytseva M.A. Zhilishchnaya obespechennost' kak odin iz osnovnykh faktorov uluchsheniya kachestva zhizni naseleniya [Housing as One of the Main Factors of Improving the Life Quality of the Population]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Social and Economic Phenomena and Processes]. 2010, no. 6, pp. 83—86.
16. Morozova T.I. Issledovanie regional'noy struktury rynkov zhil'ya v Privolzhskom federal'nom okruge [Analysis of the Regional Structure of Real Estate Market in Privolzhsky Federal District]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional Economy: Theory and Practice]. 2012, no. 2, pp. 56—60.
About the author: Zhul'kova Yuliya Nikolaevna — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Real Estate, Investments, Consulting and Analysis, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU), 65
Il'inskaya St., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation; [email protected]; +7 (831) 433-14-93.
For citation: Zhul'kova Yu.N. Klasteroobrazuyushchie faktory i instrumenty preodole-niya negativnykh usloviy realizatsii regional'noy zhilishchnoy politiki [Cluster-Forming Factors and Tools to Overcome Negative Conditions of Regional Housing Policy Implementation]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 1, pp. 164—174.