Г.В. Артамонова,
д.м.н., профессор, Я.В. Данильченко, Т.С. Костомарова, Н.В. Черкасс,
ФГБУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» СО РАМН, г. Кемерово, Россия Л.С. Барбараш,
академик РАН, д.м.н., профессор, МБУЗ «Кемеровский кардиологический диспансер», г. Кемерово, Россия
кластерный принцип повышения
результативности научно-образовательной
и медицинской деятельности
УДК 614.2
Артамонова Г.В, Данильченко Я.В., Костомарова Т.С, Черкасс Н.В, Барбараш Л.С. Кластерный принцип повышения результативности научно-образовательной и медицинской деятельности
(ФГБУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» СО РАМН, г. Кемерово, Россия; МБУЗ «Кемеровский кардиологический диспансер», г. Кемерово, Россия).
Аннотация. Представлена краткая характеристика целей и задач кластеров и их роль в развитии инновационной деятельности в здравоохранении. Показан процесс интеграции научных, образовательных, медицинских организаций и бизнеса для создания территориальных кластеров. На примере г. Кемерово проведена оценка результативности интеграционной деятельности, характеризующая создание научной продукции с последующей ее коммерциализацией в наукоемких предприятиях, непрерывное профессиональное образование, оказание медицинской помощи при болезнях сердечно-сосудистой системы по принципу полного цикла.
Ключевые слова: научно-образовательный медицинский кластер, результативность деятельности, инновации, эффективное управление, качество медицинской помощи, сердечно-сосудистые заболевания.
Понятие кластера введено в экономическую теорию М. Портером: «кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [1]. Таким образом, для того, чтобы быть кластером, группа соседствующих компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, иметь общую деятельность и взаимодополнять друг друга.
Здравоохранение является ключевой отраслью социальной сферы, обеспечивающей здоровье нации, повышение качества жизни населения. Его развитие в современных условиях представляется возможным не только на основе модернизации существующей материально-технической базы медицинских учреждений. Для улучшения ситуации с состоя-
Г.В. Артамонова, Я.В. Данильченко, Т.С. Костомарова, Н.В. Черкасс, Л.С. Барбараш, 2015 г.
нием здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения, нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективная система подготовки медицинских кадров и квалифицированных специалистов, способных решать задачи инновационного развития [2, 7].
Основные трудности ведения успешной инновационной деятельности в медицине в РФ связаны с нехваткой собственных средств, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования по всей цепи, определяющей результативность инновационного цикла в целом: образование, производство, наука, реализация и сервис в потреблении. Решение данной проблемы возможно за счет сочетания государственного и предпринимательского секторов, которые позволят эффективно использовать стратегии, активизировать инновационную деятельность и наращивать объемы производства конкурентоспособной наукоемкой продукции [3, 4].
За последние годы сформированы инфраструктура и инструменты инновационного развития территорий, определены приоритетные направления по модернизации РФ (компьютерные технологии и программы, ядерные технологии, космос и телекоммуникации, медицина и фармацевтика, энергоэффективность), утверждена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» [5, 6].
К основным задачам развития здравоохранения на основе кластерной политики относятся следующие:
• интеграция усилий органов власти и бизнес-сообщества, научных и образовательных медицинских организаций, практического здравоохранения для разработки наиболее востребованных технологий и доведения их до потребителя;
• создание новых методов диагностики и лечения, базирующихся на биотехнологиях и нанотехнологиях;
• коммерциализация инновационной деятельности;
• формирование новой системы управления инновационной медицинской деятельностью;
• создание новой модели кадровой работы, обеспечивающей подготовку кадров и постоянное повышение их квалификации в непрерывном режиме [4].
Следовательно, медицинский кластер — это новая комплексная структура в системе отечественного здравоохранения, объединенная одним технологическим процессом, конечным продуктом которого является медицинская инновация, созданная усилиями всех участников процесса, включающего представителей науки, практического здравоохранения, органов власти, медицинского образования и медицинского бизнеса. По словам министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, цель развития кластерной политики в том, «чтобы было где лечить, учить и проводить научные исследования», и начальника ФАНО М.М. Котюкова: «чтобы все разговаривали на одном языке» [10].
С целью активизации инновационной деятельности в сфере здравоохранения России стратегическим решением является организация 13 кластеров на базе медицинских университетов. Под это решение сформированы программа и соответствующий бюджет [8, 9].
Перспективными направлениями медицинских кластеров признаются высокие медицинские технологии, ядерная медицина, медицинская техника [11]. В настоящее время в России инновационных кластеров хватает, но поддержку и федеральное признание получили очень немногие [12]. В частности, медицинские кластеры создаются по инициативе и поддержке субъектов РФ и бизнеса, образовывая так называемые территориальные кластеры (Москва, Пенза, Алтайский край и др.). Как правило, они объединяют хозяйствующие субъекты, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе оказания медицинской помощи.
В г. Кемерово (Кемеровская область) примером действующего территориального медицинского кластера по проблеме сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) является Кузбасский кардиологический центр (ККЦ), который начал свое развитие почти 25 лет назад. В составе кардиологического кластера на основе партнерских и договорных отношений в решении проблемы высокой смертности от ССЗ участвуют четыре организации с разной формой собственности: муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Кемеровский кардиологический диспансер» (ККД), ФГБУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» СО РАМН (НИИ КПССЗ), ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздрава России (КемГМА), наукоемкое предприятие по производству изделий медицинского назначения для сердечно-сосудистой хирургии ЗАО «Неокор».
Базис кардиологического кластера — МБУЗ «Кемеровский кардиологический диспансер», в своей структуре объединяет всех кардиологов города в единую амбулаторную кардиологическую службу, имеет госпитальный блок специализированных отделений неотложной кардиологии, для проведения эндоваскулярных вмешательств (ЧКВ-центр), для санаторной реабилитации пациентов после инфаркта миокарда (ИМ) и открытых операций на сердце, детское отделение. Наряду с профильными структурами, в составе ККД функционируют неврологическое и нейрохирургическое отделения, что позволило создать на территории ККД региональный сосудистый центр в рамках Федеральной целевой программы по снижению смертности от ИМ и острых инсультов. В результате ККД выполняет одну из приоритетных функций кластера — обеспечивает медицинскую помощь по полному циклу в круглосуточном режиме жителям города Кемерово и части территорий Кемеровской области.
В кардиохирургической клинике НИИ КПССЗ, территориально объединенной с ККД, проводятся открытые операции на сердце, включая трансплантацию сердца, эндоваскулярные вмешательства. Тесное сотрудничество кардиологов и кардиохирургов сформировало единые принципы в лечении больного, общие взгляды в организации медицинской помощи. В результате полный цикл лечения пациента с болезнью системы кровообращения становится многоуровневым и многоэтапным (поликлиника — стационар — санаторий — поликлиника).
Многолетнее партнерское сотрудничество ККД и НИИ привело к эффективному использованию дорогостоящей кардиохирургичес-кой койки. Объемы высокотехнологичных оперативных вмешательств на сердце и сосудах составляют более 4000 в год, в том числе с искусственным кровообращением свыше 1000 (табл. 1).
Мощная клиническая база двух учреждений (около 400 кардиологических и 120 кар-диохирургических коек, многопрофильная территориальная и кардиологическая поликлиники) обеспечили оптимальные условия для научной и образовательной деятельности.
Выделено три основных научных направления, имеющих прикладное и фундаментальное значение для решения проблем снижения высокой смертности от болезней сердечно-сосудистой системы, в частности:
• патогенетическое обоснование разработки новых биосовместимых материалов на основе нанотехнологий и тканевой инженерии для сердечно-сосудистой хирургии;
• вклад генетических, иммунологических и метаболических факторов в развитие атеросклероза различной локализации, формирование патогенетически обоснованного подхода к лечебно-диагностическим мероприятиям в условиях крупного промышленного региона Сибири;
• изучение медико-социальных, эпидемиологических, клинико-организационных особенностей сердечно-сосудистых заболеваний
Таблица 1
Основные показатели работы клиники ФГБУ НИИ КПССЗ СО РАМН
в 2009-2013 гг.
Г Показатели 2009 г. 2011 г. 2013 г.
1. Всего выполнено операций 4438 4012 4206
2. Выполнение плана по койко-дням, % 115 100 126
3. Среднегодовая занятость койки в году, дни 316 302 321
4. Оборот койки 59,6 50,3 52,4
5. Средняя длительность пребывания на дооперационном этапе на кардиохирургических койках, дни 0,9 0,9 1,0
6. Средняя длительность лечения, дни 5,3 6,4 6,1
7. Общая летальность, % 0,30 0,45 0,40
ординатура аспирантура
дпо
в популяциях Сибири и разработка инновационных технологий управления медицинской помощью.
В решении кадровых вопросов важное значение имеет кафедра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии для до- и последипломного образования ГБОУ ВПО «Кемеровской государственной медицинской академии» Минздрава России. В образовательном кластере на базе ККЦ: 3 кафедры КемГМА, ординатура, аспирантура, циклы повышения квалификации по 7 специальностям (рис. 1).
Рис. 1. Количество обучающихся на базе ККЦ в 2011-2013 гг.
Среди образовательных инноваций особое место занимают:
• проблемно-ориентированное обучение на основе моделирования клинических ситуаций и формулирования тактики диагностики и лечения;
• объективно-структурированный клинический экзамен на тренажерах компьютерного класса;
• практические занятия со стандартизованными пациентами;
• использование симуляционных компьютерных обучающих программ;
Таблица 2
Показатели результативности научно-исследовательской деятельности
ФГБУ «НИИ КПССЗ» СО РАМН
I Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г.
I. Всего публикаций 86 105 163
2. Цитируемость работников в РИНЦ 116 147 414
3. Число публикаций работников в Web of Science 12 17 38
4. Общее число ссылок на публикации работников в Web of Science 80 83 171
5. Индекс Хирша НИИ 2 2 6
6. Число публикаций в зарубежных журналах 37 28 41
7. Число публикаций в российских журналах из перечня ВАК 77 86 128
8. Число публикаций в журналах с ИФ > 0 52 83 130
9. Средний ИФ журналов 0,18 0,30 0,33
10. Число защищенных докторских и кандидатских диссертаций 14 9 16
11. Объекты интеллектуальной собственности 22 35 45
12. Число малых инновационных предприятий 1 6 7
13. Число грантов научных фондов (РНФ, РФФИ, РГНФ, УМНИК) 4 3 8
• клинический экзамен у постели больного.
Показатели результативности научно-исследовательской деятельности в 2011-2013 годы имеют значимую положительную динамику. Коммерциализация научных разработок осуществляется через созданные по инициативе научных сотрудников производство ЗАО «Неокор» и малые инновационные предприятия (МИП) (таблица2).
В 2014 году НИИ КПССЗ получил грант РНФ по приоритетному научному направлению фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных работ коллективами существующих научных лабораторий» по научному проекту «Разработка и изучение свойств 3Э-каркасов, созданных из биодеградируемых материалов на основе технологий «ниша-рельеф» и био-функционализации для стимулирования роста и направленной дифференцировки эндогенных прогениторных клеток ¡п Б^и» (№ 14-2500050), в объеме ежегодного финансирования на 20 млн. рублей на период до 2016 года.
На клинических базах кардиологического кластера (ККЦ) осуществляется около 40 международных многоцентровых клинических ис-
следований (8 стран ЕС и США), международная программа по улучшению качества хирургии врожденных пороков (qi collaborative).
С целью расширения информационно-коммуникационной среды научных сотрудников, врачей, студентов и аспирантов в рамках кластера организована библиотека с широким доступом к научным электронным базам («Консультант врача», www.elibrary.ru, «CYBERLENINKA», PubMed, Cambridge Journals Digital Archive Complete Collection, Free-Books4Doctors); к полным текстам статей (журналов New England Journal of Medicine, издательства Oxford University Press и Elsevier, Bentham Science Online, Cambridge Books online и Nature IOP Publishing, лауреатов Нобелевской премии 2013 года в области медицины/физиологии, физики), электронным книгам books-up, univadis.
В настоящее время НИИ КПССЗ СО РАМН занимает 584-е место из 3057 научно-исследовательских учреждений РАН (для сравнения — в июле 2013 года 1378-е место).
Положительная динамика деятельности научно-образовательного медицинского кластера обеспечивается результативной систе-
мой управления. НИИ КПССЗ, КемГМА и ЗАО «Неокор» сертифицированы на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008, МБУЗ «ККД» осуществляет внедрение системы менеджмента качества.
Созданный в г. Кемерово кластер по проблеме сердечно-сосудистых заболеваний, основанный на интеграции лечебных, научных, образовательных учреждений и бизнес-организаций, имеет значимую поддержку органов исполнительной власти. Вопросы профилактики ССЗ всегда были объектом пристального внимания региональных властей, разрабатываются и внедряются региональные законодательные документы, целевые программы («Здоровье кузбассовцев», «Профилактика и лечение артериальной гипертонии», «Повышение эффективности системы медицинской помощи при сердечнососудистых заболеваниях», «Детское сердце»).
Результатом многолетнего функционирования кардиологического кластера в г. Кемерово является существенное улучшение демографической ситуации в регионе. Показатели смертности населения Кемеровской области от ССЗ с 2008 г. меньше на 2,5-3,9% по сравнению с уровнем РФ в целом. Целевой российский показатель смертности населения от ССЗ к 2018 году (649 на 100 тыс.) в г. Кемерово достигнут уже в 2010 году [13, 14].
Формирование кластеров медицинских инноваций в российском здравоохранении не должно разрушать сложившуюся в стране систему научного поиска и разработки новых технологий [6, 15].
Медицинский кластер является наиболее эффективной формой интеграции медицинских научно-исследовательских организаций, образовательных и лечебно-профилактических учреждений, создает определенную интеллектуальную среду, которая дает дополнительные мотивации для продвижения в практическое здравоохранение современных конкурентоспособных видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинских инноваций.
Очевидно, что в условиях инновационного развития отечественного здравоохранения широкомасштабное объединение передовых медицинских учреждений в структуру кластера должно явиться залогом успешной реализации инновационной политики на уровнях как государства, так и отдельного хозяйствующего субъекта [16].
Заключение
Кузбасский кардиологический центр обоснованно можно считать инновационной структурой и примером кластерного подхода повышения результативности научно-образовательной и медицинской деятельности по приоритетным проблемам профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Он способен решать задачи модернизации и эффективного управления в здравоохранении, консолидации усилий в разработке и внедрении инновационных лечебно-диагностических технологий, осуществлять непрерывную подготовку медицинских кадров, развивать предпринимательство в области медицинских инноваций в достижении основной цели — укрепления здоровья населения.
1. Портер М.Э. Конкуренция. — М.: Вильямс, 2005. — 608 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.
3. Кан В.В., Тонкая Е.Г., Новоселов В.П, Алябьев Ф.В. Моделирование организации инновационной деятельности в учреждении здравоохранения//Сибирский медицинский журнал. — 2012. — № 3. — Т. 27. — С. 157-162.
4. Организация инновационных кластеров в здравоохранении//Росмедпор-тал.ком: электронный научно-практический медицинский журнал. 2012. том 3 URL: http://rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1709:-3-2012------&catid=25:the-project (дата обращения: 16.06.2014).
5. Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах//Центр стратегических оценок и прогнозов (АНО) URL: http://www.csef.ru/index.php/ru/nauka-i-obshchestvo/project/306-formation-of-innovative-system-in-russia/3-analitika/1599-review-of-innovative-clusters-in-foreign-countries/ (дата обращения: 16.06.2014).
6. Жилинский Е.В. Кластерный подход к инновационному развитию российского здравоохранения//Власть. — 2011. — №4. — С. 13-17.
7. ГохбергЛ.M., Заиченко С.А, Китова ГА, Кузненова И.А., КузненоваТ.Е, Рудь В.А., Соколов А.В., ИвановаН.И, КлевжинД-В, КостинскийАЮ, Попов М.Е, Попов М.В , Рубан О.Л., Имамутдинов И.Н, Имамутдинов И.Н. идр. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России/Под ред. В.П. Евтушенкова, С.В. Кириенко, А.Б. Чубайса. — М.: МЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. — 168 с.
8. Полянская С.В. Формирование кластеров в здравоохранении как необходимое условие инновационного развития учреждений здравоохранения//Вестник поволжской академии государственной службы. — 2011. — №3. — С. 132-136.
9. Андреева И.Л., Абрамова И.Ю. К вопросу организации центров современных медицинских технологий в субъектах Федерации//Вестник новых медицинских технологий. — 2008. — №4. — С. 217-219.
10. Руководитель ФАНО России Михаил Котюков принял участие в форуме «Тех-нопром-2014»//Федеральное агентство научных организаций / пресс-центр / новости URL: http://fano.gov.ru/ru/official/news/index.php?id_4=21927 (дата обращения: 31.07.2014).
11. Методические подходы к формированию концепции медицинского, научно-образовательного кластера в Хабаровском крае//Электронный журнал Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. — 2012. — №3. — URL: http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012301.aspx#r0 (дата обращения: 16.06.2014).
12. Глеб Бондаренко, министр инвестиций и инноваций: Кредо у нас одно — прозрачность и эффективность//Российская кластерная обсерватория URL: http://clus-ter.hse.ru/news/167/ (дата обращения: 16.06.2014).
13. Артамонова Г.В., Максимов С.А., Черкасс Н.В., Барбараш Л.С. Анализ региональных особенностей смертности от болезней системы кровообращения для оценки эффективности программ здравоохранения//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 12. — С. 30-38.
14. Здравоохранение Российской Федерации. Итоги 2013//Министерство здравоохранения Российской Федерации URL: http://www.rosminzdrav.ru/system/at-tachments/attaches/000/020/222/original/Здравоохранение_Российской_Феде-рации._Итоги_2013^?1398762494 (дата обращения: 18.06.2014).
15. Беляков В.К., Пивень Д.В., Антонов Д.П. О проблемах инновационной политики в отечественном здравоохранении и необходимости создания кластеров
Менеджер
медицинских инноваций//Менеджер здравоохранения. — 2008. — №1. — С. 4-11.
16. Корчагина H.A. Концептуальные основы реализации кластерной политики на территории российских регионов//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: история. политология. экономика. информатика. — 2009. — T. 12. — № 15-1. — С. 5-13.
UDC 614.2
Artamonova G.V., Danilchenko Y.V., Kostomarova T.S., Cherkass N.V, Barbarash L.S. Cluster principle of efficiency increase of scientific, educational and medical activity (Federal State Budgetary Institution «Research Institute for Complex Problems of Cardiovascular Diseases», Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Kemerovo, Russia; Municipal Budgetary Institution «Kemerovo Cardiology Dispensary», Kemerovo, Russia)
Abstract. A brief characteristic of goals of clusters and their role in the innovation development in a health care are presented. The integration process of scientific, educational, medical institutions and businesses in the regional cluster is shown. Illustrated by the example of Kemerovo city the efficiency of a consolidation is evaluated, which is characterized by the creation of scientific production with its subsequent commercialization of high-tech enterprises, continuing vocational education, medical care in cardiovascular diseases on the full-cycle basis.
Keywords: scientific and educational medical cluster, efficiency of activity, innovations, efficient management, quality of medical care, cardiovascular disease.
Здравоохранение-2015
ПОДПИСАН ЗАКОН, РАЗРЕШАЮЩИЙ ОКАЗАНИЕ МЕДПОМОЩИ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ НОВЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ
Владимир Путин подписал Федеральный закон № 55-ФЗ от 08.03.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации».
Согласно документу клиническая апробация представляет собой практическое применение разработанных и ранее не применявшихся методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи для подтверждения доказательств их эффективности.
Федеральным законом устанавливается, что медицинская помощь в рамках клинической апробации оказывается при наличии заключений этического комитета и экспертного совета, создаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Этот же федеральный орган утверждает порядок вынесения этическим комитетом и экспертным советом соответствующих заключений.
Предусматривается, что экспертным советом определяются медицинские организации, участвующие в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации, критерии отбора которых должны быть установлены Правительством Российской Федерации. Процедура организации клинической апробации и оказания медицинской помощи в рамках апробации, в том числе порядок направления пациентов для оказания такой помощи, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным законом финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Источник: Государственно-правовое управление