2(281) - 2013
ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 332.12
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА*
Е. Г. ЕРЛЫГИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Е-mail: erlygina@mail. ru Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Уровень конкурентоспособности современной экономики в значительной степени определяется инновационным развитием регионов. В качестве одного из направлений повышения уровня инновационного развития региона предложен кластерный подход. В работе проанализированы причины, мешающие реализации проектов кластеров, рассмотрены преимущества кластерного подхода для субъектов экономических отношений.
Ключевые слова: инновационная деятельность, кластерный подход, региональное развитие.
Развитие современной экономики России неразрывно связано с развитием инновационной деятельности, что требует фундаментальных изменений в структуре общественного производства, образовании и составе рабочей силы.
Российская экономика активно преобразует привычные формы экономических отношений, формирует новые механизмы предпринимательской деятельности, трансформирует образ жизни населения страны. Инновации становятся определяющим
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование и развитие механизмов реализации и актуализации стратегического планирования инновационного социально-ориентированного развития регионов центральной России», проект № 11-12-33001а/Ц.
фактором развития и трансформации экономики, выступая в роли катализатора при адаптации экономики России к стремительно меняющимся мировым условиям. При этом основным инструментом инновационных преобразований становится интеллектуальная собственность. Именно новейшие разработки, защищенные патентами и другими охранными документами, могут способствовать эффективному инновационному развитию.
Важным инициатором развития инновационной деятельности по-прежнему остается вузовская наука, которая сохранила значительную часть кадрового потенциала, занимающегося прикладными и фундаментальными исследованиями.
В настоящее время инновационному развитию уделяется все большее внимание на всех уровнях государственного, муниципального и внутрифирменного управления. По результатам мировой практики до 30 % прироста ВВП (в передовых странах — более 80 %) обеспечивается научно-техническим развитием. Активизация инновационной деятельности имеет важное значение как для России в целом, так и для каждого ее региона.
В мировой практике существуют различные показатели, оценивающие уровень развития инновационной деятельности. Международные организации разрабатывают собственные системы показателей. При этом надо отметить, что оптимальных методик
Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций
Субъект РФ 2006 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация 9,9 10,0 9,4 9,3 9,5
ЦФО 10,4 10,0 9,4 8,8 8,6
Белгородская область 12,0 16,0 10,8 11,1 10,9
Брянская область 8,0 9,6 7,3 7,9 8,8
Владимирская область 16,4 10,8 8,2 10,2 9,5
Воронежская область 14,2 11,8 11,6 8,6 8,6
Ивановская область 4,1 3,5 5,2 5,7 5,8
Калужская область 13,3 12,0 8,9 7,9 8,3
Костромская область 7,6 9,6 11,5 8,0 8,5
Курская область 9,2 11,0 8,5 8,6 7,1
Липецкая область 10,2 10,3 10,8 9,9 8,9
Московская область 8,7 9,1 7,6 6,8 6,7
Орловская область 14,2 12,0 11,9 14,2 11,5
Рязанская область 7,7 4,7 8,8 6,6 7,0
Смоленская область 8,3 8,1 6,0 7,9 5,5
Тамбовская область 11,0 11,0 9,2 9,4 8,2
Тверская область 5,2 5,6 6,3 4,4 5,1
Тульская область 13,6 12,1 13,4 9,3 10,5
Ярославская область 6,3 9,2 8,0 9,5 10,0
г. Москва 14,9 12,6 14,9 14,1 13,3
оценки инновационного развития в настоящее время не существует [1].
Одним из основных показателей, характеризующих уровень инновационного развития региона, является удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе организаций.
Данные по удельному весу организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций представлены в таблице.
В последние годы просматривается тенденция к снижению удельного веса организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций, что свидетельствует о необходимости поиска механизмов, способствующих повышению уровня инновационного развития регионов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений перехода к инновационному типу экономического развития предлагается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территории [2].
Под кластерами понимаются комплексы предприятий (промышленных компаний, научно-исследовательских и образовательных организаций, объединений предпринимателей, органов государственного управления разных уровней и
др.), сформированных на базе территориальной концентрации сетей, связанных между собой производственно-технологическими и иными отношениями [3]. Таким образом, в кластере группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенном секторе экономики, характеризоваться совместной сферой деятельности, взаимодополняя друг друга.
Кластерный подход во многих странах активно используется при формировании национальной промышленной политики, кластеры стали одной из форм организации бизнес-сообществ. На сегодняшний день метод интеграции кластерного подхода в инновационную политику является наиболее востребованным. Кластеризацией уже охвачено более 50 % экономик ведущих стран, она выступает как новый вектор мирового развития.
Национальные экономики во всех промышлен-но развитых странах изначально развивались вокруг отдельных кластеров. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластерной региональной политики. Развитые страны Европы, Азии и Америки — Швейцария, США, Сингапур, Дания, Швеция, Финляндия, Германия, Нидерланды, Великобритания — ведут активную кластерную политику, являясь лидерами конкурентоспособности. По оценкам специалистов, в этих
странах функционирует сеть конкурентоспособных кластеров, в которых занято около 40 % всех занятых в экономике и которые производят более 50 % валового национального продукта [18].
Кластерный подход предоставляет дополнительную возможность участникам кластера осуществлять инновационную деятельность, выполнять научные исследования и разработки. Повышается статус входящих в кластер организаций, что способствует росту их репутации и конкурентоспособности, привлекает в регион дополнительные ресурсы. В свою очередь кластерный подход позволяет повысить эффективность взаимодействия государства, частного сектора, бизнес-структур, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе. Преимущества кластерного подхода для субъектов экономических отношений представлены на рисунк.
В настоящее время в ряде субъектов Федерации и муниципальных образований использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест во многих стратегиях социально-экономического развития. Тем не менее в России развитие кластеров сталкивается с серьезными препятствиями как общего, так и специфического характера.
Общие причины, тормозящие развитие кластеров:
1) экономика России характеризуется высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает общую конкурентоспособность;
2) недостаточное взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями по повышению инновационности производства и сферы услуг;
3) низкая восприимчивость предприятий к инновациям, крайне медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее потребительских качеств;
4) низкий уровень культуры взаимоотношений, доверия и единой производственной идеологии;
5) отсутствие общего экономического интереса предприятий (между собой), особенно взаимосвязанных в рамках технологической производственной цепочки;
6) недостаточные качество и доступность инфраструктурной базы, в том числе инновационной, транспортной и инженерной;
7) низкий уровень развития бизнес-климата;
Преимущества кластерной интеграции для субъектов экономических отношений
8) наличие различных административных барьеров.
Специфичные причины, тормозящие развитие кластеров:
1) государственные инициативы в кластерной политике ориентированы в первую очередь на поддержку крупных предприятий, в то время, как показывает зарубежная практика, кластер формирует развитая сеть малых и средних предприятий;
2) недостаток кластерных инициатив от потенциальных участников кластера;
3) не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;
4) недостаточный уровень организационного развития кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования развития кластера;
5) ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников, нехватка доступного капитала;
6) недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ вузов и колледжей потребностям кластеров, неразвитостью механизмов непрерывного образования.
Анализ практики развития кластеров в регионах позволяет выделить ряд преимуществ:
• наблюдается повышение производительности
труда;
• происходит возникновение новых деловых и
бизнес-структур внутри кластера;
• возникают тесные внутрифирменные связи;
• происходит широкое распространение инноваций.
Развитие кластеров в регионе обеспечивает региональной экономике устойчивое развитие социально-экономических процессов, повышение конкурентоспособности и привлекательности региона. Стимулирование регионального развития обеспечивает увеличение занятости и заработной платы, ведет к повышению устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности, способствует эффективному экономическому росту региона.
Следует отметить, что большинство проектов кластеров в регионах еще не достигли стадии практической реализации, что вызвано рядом причин:
— не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;
— не преодолен недостаток в квалифицированных кадрах;
— отсутствует необходимая координация в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с объединением предпринимателей по реализации кластерной политики;
— ограничена финансовая поддержка кластерных проектов из бюджетных источников;
— существуют различные административные барьеры.
Несмотря на особенности функционирования российской экономики, в последнее время необходимость развития кластеров осознана на производственном и государственном уровнях. В регионах набирают обороты процессы кластеризации.
Кластерный подход в инновационном развитии регионов позволяет повысить конкурентоспособность, усилить инновационную направленность, повысить уровень жизни населения. Дальнейшая кластеризация производства станет мощным инструментом стимулирования регионального развития.
Список литературы
1. Бахтизин А. Р., Акинфеева Е. В. Сравнитель-ныые оценки инновационного потенциала регионов Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. С. 73.
2. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 08.08.2009 № 1121-р).
3. Хасбулатов О. Р. Региональная экономическая политика развитых стран мира: монография. М., 2008.