ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №1(39)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
ПЕДАГОГИКА
УДК 378.147
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© А.И.Ахметзянова
Одно из требований, необходимых для дальнейшего развития сферы профессионального образования инвалидов в России, - это создание условий для получения инвалидами профессионального образования в образовательных учреждениях, максимально приближенных к месту их жительства. В статье рассматривается эффективность внедрения кластерной модели сопровождения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном университете. Уточняется, что в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию. Она обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности. Сделан вывод о том, что реализация кластерной модели развития инклюзивного образования в вузе позволит организовать процесс обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, использовать все преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях развития системы профессионального образования инвалидов.
Ключевые слова: инвалид, высшее образование, инклюзивное образование, специальные условия, равные возможности, кластер.
Государственная политика в сфере образования нацелена на создание равных условий для доступа граждан России к качественному образованию всех уровней независимо от их места жительства, социального положения и состояния здоровья [1-2]. Министерство образования и науки РФ поставило задачу до 2016 года обеспечить возможность обучения инвалидов в каждом регионе (85 вузов), а к 2020 году увеличить число вузов, предоставляющих образовательные услуги инвалидам, до 160.
Интенсивно формирующаяся и совершенствующаяся система общего образования инвалидов в России создает необходимые условия для дальнейшего профессионального образования, которое традиционно трактуется как значимый компонент системы их непрерывного образования, существенно увеличивающий возможности для выбора профессиональной деятельности, предстоящего трудоустройства и дальнейшей полноценной и адекватной социальной адаптации.
Зная количество детей-инвалидов, обучающихся в школе, и оценив долю инвалидов, которые хотят и имеют физические и интеллектуальные возможности продолжить образование, мы можем спрогнозировать количество потенциальных абитуриентов.
Ежегодно прием инвалидов с детства и инвалидов 1 и 2 групп в учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образова-
тельным программам высшего образования, составляет более 4 500 человек. Около 2 тысяч детей-инвалидов выпускаются из школ и изъявляют желание получать профессиональное образование.
Анализируя данные последних лет, можно предположить, что до 70% выпускников школ -инвалидов - являются потенциальными абитуриентами вузов, т.е. в системе профессионального образования востребовано будет до 12 000 мест. Из 409 374 бюджетных мест, которые выделены учреждениям высшего профессионального образования в 2014 году, 10% составляет квота для инвалидов (40 930 бюджетных мест). Таким образом, доля, которая выделяется на все специальности и направления подготовки, гарантирует бюджетные места для инвалидов в вузах. Проблема заключается в том, чтобы обеспечить необходимые условия и качество подготовки студентов-инвалидов в вузах.
Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России института инклюзивного образования [3].
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие молодого человека с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с
учетом его особых образовательных потребностей [4].
Главное в инклюзивном образовании молодого человека с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех молодых людей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями [5].
Существующие теоретические представления о процессе инклюзивного образования отличаются многообразием. Однако механизмы, позволяющие конструктивно описывать развитие инклюзивного процесса образовательного учреждения, отсутствуют, так же, как отсутствуют и готовые модели системы инклюзивного обучения инвалидов в высшей школе, адекватные широте и разнообразию специальностей и направлениям подготовки в федеральном университете. Можно констатировать, что инклюзия в образовательном учреждении зачастую происходит стихийно.
Казанский федеральный университет - вуз, который приступает к работе в инклюзивной практике, в связи с этим необходимо регламентировать деятельность по организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать особые образовательные условия, включить их в учебно-образовательный процесс, сформировать образовательные программы, учебно-методические планы для обучения каждого студента независимо от нозологий [6-7].
Кафедрой специальной психологии и коррек-ционной педагогики Института психологии и образования КФУ накоплен определенный опыт обучения отдельных категорий инвалидов, который может быть использован в разработке собственной кластерной модели инклюзивного обучения инвалидов в Казанском федеральном университете. Модель находится на стадии разработки, а имеющиеся достижения - заслуга преподавателей кафедры, которые активно работают над продвижением технологий, методики, методологии инклюзивного образования.
Обоснуем необходимость внедрения кластерной модели инклюзивного образования инвалидов в условиях федерального университета.
Новая парадигма высшего образования характеризуется следующими чертами: образование, доступное из любой точки земного шара; образование через всю жизнь; образование без отрыва от производства [7]. Достижение основной цели непрерывного образования (пожизнен-
ное обогащение творческого потенциала личности) возможно только в кластерной среде.
Необходимость обращения к кластерному подходу объясняется также преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях повышения эффективности системы профессионального образования. Дифференциация и индивидуализация профессионального образования являются предпосылкой интеграционных процессов, один из которых - формирование и развитие образовательных кластеров [8]. Те высшие учебные заведения, в которых складываются и функционируют кластеры, становятся лидерами развития образования [9].
Профессор Гарвардского университета М.Портер в 1990 г. определил кластер в сфере бизнес-технологий как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Разработанный изначально для промышленных и наукоемких отраслей, этот подход постепенно начинает проникать и в другие сферы общественной деятельности, что во многом обусловлено его широким спектром применения, высокой эффективностью и простотой организации [10].
Природу кластера раскрывает обращение к этимологии слова. Английское слово cluster -кисть, пучок, гроздь, куст. Значение глагольной формы слова - расти гроздьями или пучками от clot- - образовывать комки, сгустки.
Кластер (англ. cluster - «скопление») - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами [11].
Кластер - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [12].
Образовательный кластер - совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [13].
Образовательный кластер - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука - технологии - бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [14].
Таким образом, кластер - это группа территориально соседствующих компаний, объеди-
ненных одной сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Главное отличие образовательного кластера заключается не столько в составе его участников и не в главенствующей роли вузов, а в том специфическом продукте, который является результатом деятельности такого кластера. В образовательном кластере главный продукт - это образовательные услуги. При этом в образовательный кластер входят множество образовательных учреждений различных уровней и специальностей. Однако в разделении отраслевых и образовательных кластеров лежит не только академический интерес, но и практический замысел. Если кластер рассматривается как отраслевой с участием вуза, то в число приоритетных управленческих задач попадают задачи повышения образовательного уровня сотрудников на предприятиях кластера; формирование со стороны бизнеса запроса на НИОКР; задачи трансформации знаний, наработок, технологий, которыми обладает вуз, в коммерчески успешный продукт и т.д. То есть решается задача повышения конкурентоспособности регионального бизнеса в кластере (что в конечном счете выгодно всем, в том числе и вузам). Если кластер рассматривается как образовательный, то приоритетными оказываются задачи повышения образования в регионе [15] .
В Российских регионах отмечены попытки формирования образовательных кластеров. Лидером в этой сфере является республика Татарстан. В Татарстане формируется 13 образовательных кластеров [16-17]
Мы предлагаем внедрение кластерной модели инклюзивного обучения инвалидов в Казанском федеральном университете.
Теоретической основой ее является философия независимой жизни, из которой вытекает необходимость создания для студентов-инвалидов равных с остальными студентами возможностей для обучения в вузе и участия в его жизни [18-19], кластерный подход в профессиональном образовании.
Центральное место в кластере занимает общая цель - обеспечение такого функционирования федерального университета, которое создает для студентов-инвалидов равные с остальными студентами возможности доступа к образовательным программам и услугам федерального университета, а также воспитание у студентов-инвалидов навыков самостоятельного принятия решений, необходимых для их персонального и профессионального развития.
Интеграция в образовательном кластере понимается не только как формальное объединение различных структурных подразделений универ-
ситета, но и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач [20].
Кластерная модель развития инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном университете предполагает способ взаимодействия институтов, факультетов, других структурных подразделений федерального университета, которые осуществляют инклюзивное образование. Таким образом, осуществляется взаимо- и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой», осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом [21].
В научно-образовательном кластере Казанского федерального университета могут быть задействованы следующие структурные подразделения: Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины; Институт фундаментальной медицины и биологии; общеуниверситетская кафедра физвоспитания и спорта; Институт экономики; Высшая школа информационных технологий и информационных систем; Институт вычислительной математики и информационных технологий; Лицей им. Лобачевского; Департамент довузовского, общего и педагогического образования (см. табл. 1).
Таблица 1
Структура кластера_
Направления исследований и разработок Структурные подразделения КФУ
Поддержание здоровья студентов-инвалидов, определение оптимальной трудоемкости учебных курсов в рамках индивидуальных образовательных траекторий, профилактика учебных перегрузок, выработка оптимального учебного режима, определение индивидуальной программы физкультурных занятий Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины; Институт фундаментальной медицины и биологии; общеуниверситетская кафедра физвоспитания и спорта
Экономическое обоснование инклюзивного учебного процесса Институт экономики
Разработка информационных обучающих технологий Высшая школа информационных технологий и информационных систем; Институт вычислительной матема-
тики и информационных технологий
Разработка индивидуализированных учебных программ, электронных обучающих ресурсов для различных нозоло-гий Профессорско-преподавательский состав институтов и факультетов, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья
Создание форм довузовской подготовки, подготовительных курсов, например,обучение незрячих компьютерной грамотности, прием одаренных детей с ОВЗ в лицей при КФУ Лицей им .Лобачевского, Департамент довузовского, общего и педагогического образования
Подготовка компетентных кадров высшего профессионального образования для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Институт психологии и образования
Проведение курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в формате инклюзивного образования Приволжский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Внедрение кластерной модели инклюзивного образования планируется проводить поэтапно: подготовительный этап; планирование работ по внедрению модели образования в федеральном университете; внедрение; оценка качества модели.
Таким образом, реализация кластерной модели развития инклюзивного образования в вузе позволит организовать процесс обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, использовать все преимущества кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях развития системы профессионального образования инвалидов.
Статья подготовлена в рамках грантового конкурса для преподавателей магистратуры Благотворительного фонда им.В .Потанина. Заявка №ГК140001164.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 150.
3. Корнеева Н.Ю. Некоторые аспекты инклюзивного профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. - 2012. - №1. - С.64 - 71.
4. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. - М.: МГППУ, 2012.
- 156 с.
5. Кондратьева С.И. Механизм управления инновационным проектом по внедрению инклюзивной модели образования в вузе: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Москва, 2010. - С.3 - 7.
6. Ахметзянова А.И. Организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2 (40). - С. 208 -212.
7. Твардовская А.А. К вопросу о развитии инклюзивного образования в Республике Татарстан // Сб. материалов Международного образовательного форума «Международный диалог: инклюзия через всю жизнь» (28-29 ноября 2013г.). - М.: Вузовская книга 2013. - С.200 - 203.
8. Белан Е.П. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследователь-ско-ориентированного вуза: дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 380 с.
9. Корецкий Г.А., Лапыгин Д.Ю. Предпосылки интеграции в образовательный кластер // ВлГУ: электронный журнал. - 2006. - № 4. // URL: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=58 (дата обращения: 20.06.2014г.).
10. Кудрявцева О.В. Доминирование кластеров в экономике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 11. - С.149 - 151.
11. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2003.
- 35 с.
12. Википедия: Свободная энциклопедия // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.06.2014).
13. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток». - 2007. - Вып.1. // URL: http://www.situation.ru/app/ j_art_1178.htm (дата обращения: 19.06.2014).
14. Савельев А.Н. Модель подготовки специалистов железнодорожного транспорта в рамках образовательного кластера в Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта - филиале Иркутского Государственного Университета путей сообщения в г.Улан-Удэ. // URL: www.eurekanet.ru/ res_ru/0_hfile_999_1. doc (дата обращения: 19.06.2014г.).
15. Смирнов А.В. Теоретические подходы к образовательным кластерам в системе профессионального образования // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 12. // URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1456 (дата обращения: 25.05.2014).
16. Кустенко Е. Феномен образовательного кластера // URL: http://evg-ko.livejournal.com/ 5992.html (дата обращения: 18.06.2014).
17. Колледжи Татарстана войдут в образовательные кластеры при вузах // URL: http://info.tatcenter.ru/ article/91738/ (дата обращения: 20.06.2014).
18. New York University, Henry and Lucy Moses Center for Students with Disabilities. - Student Handbook, 2007. - 111 p.
19. Жаворонков Р.Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Со-
единенных Штатах Америки // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». - 2010. - № 5. - С.13-21. // URL: http://www.psyedu.ru/journal/ 2010/5/Zhavoronkov.phtml (дата обращения: 05.06.2014).
20. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе // Аккредитация в образовании. - 2009. - № 32. - С.16 - 18.
21. Шамова Т.И. Кластерная организационная технология в развитии и саморазвитии участников образовательного процесса // Теория и практика реализации компетентностного подхода в управлении развитием субъектов образовательного процесса: сб. статей. — М.: «Прометей», 2008. -С. 15 - 25.
THE CLUSTER APPROACH TO THE ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN KAZAN FEDERAL UNIVERSITY
A.I.Akhmetzyanova
One of the requirements for further development of vocational training for people with disabilities is creation of conditions for vocational training in educational institutions located as close to the place of their residence as possible. The paper discusses the cluster model of educating people with disabilities in the Federal University. It is emphasized that inclusive education is based on ideology that excludes any discrimination and provides equal treatment of all people, but creates special conditions for those with special educational needs. It was concluded that by implementing the cluster model of inclusive education in higher school practice we will be able to organize the process of learning for people with disabilities and bring together all those concerned in the development of vocational education for people with disabilities.
Key words: person with disabilities, higher education, inclusive education, special conditions, equal opportunities, cluster.
1. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012g. № 273-FJe «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.12.2012, № 53 (ch. 1), st. 7598. (in Russian)
2. Zakon Rossijskoj Federacii ot 10 ijulja 1992 g. № 3266-1 «Ob obrazovanii» (s izmenenijami na 12.11.2012) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 15.01.1996, № 3, st. 150. (in Russian)
3. Korneeva N.Ju. Nekotorye aspekty inkljuzivnogo professional'nogo obrazovanija dlja ljudej s ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja // Special'noe obrazovanie. - 2012. - №1. - S.64 - 71. (in Russian)
4. Sozdanie i aprobacija modeli psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija inkljuzivnoj praktiki: Metodicheskoe posobie / Pod obshh. red. S.V.Alehinoj, M.M.Semago. - M.: MGPPU, 2012. -156 s. (in Russian)
5. Kondrat'eva S.I. Mehanizm upravlenija innovacion-nym proektom po vnedreniju inkljuzivnoj modeli obrazovanija v vuze: avtoref. dis. ... kand. jekonom. nauk. - Moskva, 2010. - S.3 - 7. (in Russian)
6. Ahmetzjanova A.I. Organizacija inkljuzivnogo obrazovanija lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v Kazanskom federal'nom universitete // Obra-
zovanie i samorazvitie. - 2014. - № 2 (40). - S. 208 -212. (in Russian)
7. Tvardovskaja A.A. K voprosu o razvitii inkljuzivnogo obrazovanija v Respublike Tatarstan // Sb. materialov Mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo foruma «Mezhdunarodnyj dialog: inkljuzija cherez vsju zhizn'» (28-29 nojabrja 2013g.). - M.: Vuzovskaja kniga 2013. - S.200 - 203. (in Russian)
8. Belan E.P. Strategicheskoe upravlenie razvitiem re-gional'nogo universiteta kak issledovatel'sko-orientirovannogo vuza: dis. . d-ra ped. nauk. - Ros-tov-na-Donu, 2007. - 380 s. (in Russian)
9. Koreckij G.A., Lapygin D.Ju. Predposylki integracii v obrazovatel'nyj klaster // VlGU: jelektronnyj zhurnal. - 2006. - № 4. // URL: http://journal.vlsu.ru/ in-dex.php?id=58 (data obrashhenija: 20.06.2014g.). (in Russian)
10. Kudrjavceva O.V. Dominirovanie klasterov v jeko-nomike // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2009. - № 11. - S.149 - 151. (in Russian)
11. Porter M. Je. Konkurencija. - M.: Vil'jams, 2003. -35 s. (in Russian)
12. Vikipedija: Svobodnaja jenciklopedija // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (data obrashhenija: 20.06.2014). (in Russian)
13. Gromyko Ju.V. Chto takoe klastery i kak ih sozda-vat'? // Al'manah «Vostok». - 2007. - Vyp.1. // URL: http://www.situation.ru/app/j_art_1178.htm (data obrashhenija: 19.06.2014). (in Russian)
14. Savel'ev A.N. Model' podgotovki specialistov zheleznodorozhnogo transporta v ramkah obra-zovatel'nogo klastera v Ulan-Udjenskom institute zheleznodorozhnogo transporta - filiale Irkutskogo Gosudarstvennogo Universiteta putej soobshhenija v g. Ulan-Udje. // URL: www.eurekanet.ru/res_ru/0_ hfile_999_1.doc (data obrashhenija: 19.06.2014g.). (in Russian)
15. Smirnov A.V. Teoreticheskie podhody k obra-zovatel'nym klasteram v sisteme professional'nogo obrazovanija // Psihologija, sociologija i pedagogika. - 2012. - № 12. // URL: http://psychology.snauka.ru/ 2012/12/1456 (data obrashhenija: 25.05.2014). (in Russian)
16. Kustenko E. Fenomen obrazovatel'nogo klastera // URL: http://evg-ko.livejournal.com/5992.html (data obrashhenija: 18.06.2014). (in Russian)
Ахметзянова Анна Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии и образования по научной деятельности Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Akhmetzyanova Anna Ivanovna - PhD in Psychology, Associate Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 26.06.2014
17. Kolledzhi Tatarstana vojdut v obrazovatel'nye klastery pri vuzah // URL: http://info.tatcenter.ru/article/ 91738/ (data obrashhenija: 20.06.2014). (In Russian)
18. New York University, Henry and Lucy Moses Center for Students with Disabilities. - Student Handbook, 2007. - 111p.
19. Zhavoronkov R.N. Tehnologija vysshego inkljuzivnogo obrazovanija invalidov, primenjaemaja v Soedinennyh Shtatah Ameriki // Jelektronnyj zhurnal «Psi-hologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru». - 2010.
- № 5. - S.13-21. // URL: http://www.psyedu.ru/ journal/2010/5/Zhavoronkov.phtml (data obrashhenija: 05.06.2014). (in Russian)
20. Asadullin R.M. Integracija kak novaja forma soprjaz-henija obrazovanija, nauki i praktiki v regione // Akkreditacija v obrazovanii. - 2009. - № 32. - S.16
- 18. (in Russian)
21. Shamova T.I. Klasternaja organizacionnaja tehnologi-ja v razvitii i samorazvitii uchastnikov obra-zovatel'nogo processa // Teorija i praktika realizacii kompetentnostnogo podhoda v upravlenii razvitiem sub#ektov obrazovatel'nogo processa: sb. statej. - M.: «Prometej», 2008. - S. 15 - 25. (in Russian)