Научная статья на тему 'Кластерный подход к интеграционным взаимосвязям в сферах экономики, науки, образования трансграничных территорий Казахстана и России'

Кластерный подход к интеграционным взаимосвязям в сферах экономики, науки, образования трансграничных территорий Казахстана и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIVE DEVELOPMENT / CROSS-BORDER TERRITORIES / INNOVATION RECEPTIVITY / COMMUNITY OF INTERESTS / PERSONNEL TRAINING / INNOVATIVE DEVELOPMENTS / RESEARCH AND EDUCATION CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ан Евгений Алексеевич

Раскрыты теоретические и практические основы интеграционной связности науки, образования, производственных систем, развития инновационной экономики, представлена модель научно-образовательного кластера трансграничных территорий, основанная на создании ядер развития, кластерных цепочек ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical foundations of integrative relation of science, education, production systems, and the development of innovative economy are revealed; the model of research and education cluster of the cross-border territories, based on the creation of development centers and cluster chains of values is presented.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к интеграционным взаимосвязям в сферах экономики, науки, образования трансграничных территорий Казахстана и России»

щающего и стандартов предприятий (СТП) для пооперационного уровня — одно из важнейших качественных условий его организации [4].

Важным моментом в эффективном функционировании КСУК работы и продукции является осуществление контроля за качеством работ. Контрольные процессы в сельскохозяйственном производстве в настоящее время осуществляются очень слабо. Например, перед скармливанием кормов животным практически не проводится контроль их качества, хотя он очень важен для составления оптимальных рационов. Сказывается недостаточная обеспеченность контрольно-измерительными приборами, вследствие чего преобладают субъективные, глазомерные, интуитивные оценки качества, что не только не дает точных сведений об его уровне, но и ограничивает возможности контроля на всем протяжении выполнения работ, а также сдерживает разработку и внедрение более эффективных мер стимулирования работников за лучшие показатели качества работы и продукции [5, с. 53].

Как справедливо отмечает В.В. Юрчи-шин, сельскохозяйственное производство располагает значительными резервами улучшения качества продукции и снижения ее потерь без дополнительных вложений, что необходимо учитывать при разработке и внедрении КСУК. Однако усложнение производства, необходимость сокращения сроков выполнения сельскохозяйственных работ, требование постоянного объективного контроля за качеством их выполнения и высокая изношенность технических средств и другие обстоятельства вызывают также необходимость осуществления в ряде случаев значительного укрепления и совершенствования структуры материально-технической базы для повышения качества работы и продукции.

+ +

Заключение

Для предприятий АПК, производящих продукцию, рассчитанную на конечного потребителя, КСУК работы и продукции может стать тем стрежнем, на котором создается система управления качеством и конкурентоспособностью продукции. При этом необходима маркетинговая ориентация предприятия. Те сельскохозяйственные предприятия, которые имеют стабильные договорные отношения с перерабатывающими предприятиями или входят в состав агрофирм, поставляют продукцию для последующей переработки, могут на данном этапе развития экономики ограничиться созданием КСУК работы и продукции, что за собой повлечёт формирование высококонкурентоспособного АПК.

Библиографический список

1. Байкадамова А.Б., Гладышев М.В. Диверсификация производства как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Экономическая наука в Казахстане: проблемы и пути реформирования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. — Алматы, 2001. — Вып. № 3. — Ч. 2. — С. 90.

2. Завалов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. — 1995. — № 12. — С. 17.

3. Горбашко Е.А. Менеджмент качества

и конкурентности: учебное пособие. —

СПР.: СПБГУЭФ, 1998. — С. 107.

4. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ: методы и

средства конкурентного анализа в бизнесе / пер. с англ. — М., 2005.

5. Кадышев Е.Н., Смирнов В.В. Повыше-

ние конкурентоспособности регионов в условиях трансформирующейся экономики. — Чебоксары: Чувашский госуниверситет,

2004. — 53 с.

+

УДК 33.001.76:001(574+ 470 +571)

Е.А. Ан

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИОННЫМ ВЗАИМОСВЯЗЯМ В СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ, НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАЗАХСТАНА И РОССИИ

Ключевые слова: инновационное развитие, трансграничные территории, инновационная восприимчивость, общность интересов, подготовка кадров, инновационные разработки, научно-образовательный кластер.

Введение

Переход экономики на инновационный путь требует перестройки, экономики, реального выхода к модели, позволяющей достичь опережающего инновационного развития. Однако процессы развития инно-

вационной экономики сдерживаются, с одной стороны, нерешенностью проблем финансирования науки, модернизации базы научных исследований, с другой, — проблемами подготовки инновационно восприимчивых кадров специалистов, недостаточной инновационной восприимчивостью бизнеса и его финансовыми возможностями [1].

Регионы конкурируют внутри России, Казахстана и в международном пространстве между собой за инвестиции и за размещение наиболее перспективных бизнесов на своей территории. В этой ситуации создание благоприятного бизнес-климата, а также сетей поставщиков и потребителей может стать решающим фактором для выбора территории. Использование кластерного подхода может существенно обогатить международное экономическое сотрудничество.

Предметом исследования являются организационно-экономические, управленческие отношения, возникающие в процессе инновационного развития экономики территорий, интеграционной связности науки, образования, производства.

Объектом исследования — экономические проблемы инновационного развития экономики, интеграционной связности науки, образования, производственных систем трансграничных территорий Алтайского края и Республики Казахстан.

В работе использованы следующие основные методы исследования: монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, экспертных оценок, абстрактно-логический, экономического моделирования.

Основная часть

Глобализация и интернационализация производства, углубление общественного разделения труда, в том числе и на международном уровне, делают традиционную политику поддержки свободной конкуренции в отдельно взятой стране малоэффективной. Эта тенденция обуславливает поиск таких форм взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивость развития как отдельных стран, так и региональных крупномасштабных хозяйственно-территориальных образований.

Усиление конкуренции на мировых рынках требует объединения усилий взаимосвязанных и взаимозависимых национальных экономик России и Казахстана, прежде всего, в сфере интеграции науки, образования и производственных систем. При этом необходимо подчеркнуть, что оба государства для такого межгосударственного сотрудничества имеют все необходимые условия и предпосылки.

В первую очередь, это исторически сложившиеся хозяйственные связи, научные контакты, взаимодействие в сфере образования, тесная кооперация на уровне предприятий и научно-технических учреждений. Прежде всего, предприятия агропромышленного комплекса, крупные объединения металлургии, химии, машиностроения, электроники и приборостроения, относящиеся к промышленности союзного подчинения, составляют основу промышленного потенциала государств и практически могут работать лишь в режиме тесной производственной и технологической кооперации. Крайне важным является и тот фактор, что оба государства имеют большую территорию и многомиллионное население. Оба государства имеют большие возможности для развития сельского хозяйства, особенно для производства зерновых культур и животноводческой продукции. Россия и Казахстан располагают достаточно развитой транспортной системой, которая традиционно взаимосвязана с аналогичными европейскими системами, кавказскими, среднеазиатскими и дальневосточными регионами и странами. Россия и Казахстан имеют общую административную границу для 13 российских и 8 казахстанских областей, протяженность которой 7,5 тыс. км, в том числе с Алтайским краем. Занимая огромную территорию на евроазиатском континенте, Россия и Казахстан создают особое геополитическое положение на этом континенте, связывая активно интегрирующуюся Европу и бурно развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При умелом использовании преимуществ межгосударственного экономического сотрудничества оба государства могут занять ведущее место в общемировом разделении труда. Особую роль здесь играют приграничные регионы, именно они выступают центрами экономической активности и способствуют успешной интеграции всей страны в мировую экономическую систему.

Для Восточно-Казахстанской области и Алтайского края — приграничных регионов, расположенных в стороне от основных международных транзитных коридоров, развитие внешнеэкономических связей позволяет компенсировать их удаленность от основных мировых рынков. На данном этапе развития двусторонних отношений на региональном уровне представляется важным помимо заключения существующих Соглашений о сотрудничестве уделить особое внимание разработке более конкретных и детально проработанных совместных проектов, основанных на приоритетных направлениях развития науки и техники, экономической интеграции Алтайского края и Восточно-Казахстанской области.

Говоря о приоритетных направлениях экономической интеграции, в первую очередь встает вопрос продовольственной независимости наших государств и входящих в него регионов, что является важнейшей составляющей их устойчивого развития. В этой связи особую роль играет сельское хозяйство, а также сопутствующие ему перерабатывающие производства и машиностроительная промышленность, обеспечивающая его техническое оснащение. На наш взгляд, на данном этапе необходима новая парадигма экономического развития приграничных регионов, основанная на интеграционной связности науки, образования и производственных систем.

За двадцать лет двусторонние казахстанско-российские отношения прошли в своей эволюции ряд существенных этапов, каждый из которых имел свои особенности, специфику, масштабность и глубину взаимоотношений. С августа 1991 г., когда был подписан ряд документов, в том числе совместное заявление «О едином экономическом пространстве», шел постоянный поиск эффективных моделей межгосударственного экономического и политического сотрудничества двух стран. В течение следующих нескольких лет между двумя странами было подписано на высшем уровне 22 масштабных документа, в том числе Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции Казахстана и России, Программа приграничного сотрудничества регионов Казахстана и России, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Подписанные документы направлены на создание условий, снижающих инфраструктурную нагрузку при производстве, транспортировке и реализации товаров промышленности и сельского хозяйства, что должно облегчить товаропроизводителям взаимодействие друг с другом на пространстве четырех стран, привести к повышению уровня конкурентоспособности их товаров на мировом рынке.

В рамках данного исследования мы рассматриваем территорию двух приграничных регионов — Алтайский край Российской Федерации и Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан, которые включены в государственные программы развития полюсов роста, безусловно, пока как независимые территории двух соседних государств. Алтайский край — крупный промышленный и сельскохозяйственный регион Российской Федерации — находится на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии. Его территория составляет 168 тыс. кв2. Население — 2581,6 тыс. чел. Барнаул, столица края (население —

603,5 тыс. чел.), является его деловым, коммерческим и культурным центром. Другие промышленно-развитые города — Бийск, Рубцовск, Заринск, Алейск, Новоал-тайск, Славгород. Алтай знаменит уникальными месторождениями яшмы, порфиров, мраморов, гранитов, минеральными и питьевыми водами, природными лечебными грязями, рекреационными ресурсами. Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, электроэнергетика, легкая и текстильная, а также пищевая и перерабатывающая. Около 18% всего краевого промышленного производства приходится на долю машиностроения, в котором одна треть — на долю сельскохозяйственного машиностроения.

Алтайский край является одной из главных житниц России, располагает мощным агропромышленным потенциалом, входит в число крупнейших российских производителей продовольствия. Плодородные земли и благоприятные почвенно-климатические условия обусловили значительную роль сельского хозяйства в общей специализации края. Здесь сосредоточена третья часть общего объема производства сельского хозяйства Западной Сибири. Агропромышленный комплекс — наиболее крупный сектор экономики края; на протяжении ряда лет доля сельского хозяйства в формировании валового регионального продукта составляет около 20% против 6-7% по России. В сельском хозяйстве края занят каждый пятый работник.

Восточно-Казахстанская область является одной из индустриально развитых регионов республики. Она расположена на востоке страны, центр области — г. Усть-Каменогорск, который находится в предгорьях рудного Алтая и основан в 1720 г. Другие промышленно-развитые города — Семипалатинск, Риддер, Зыряновск, Шемонаиха. Территория области равна 283,3 тыс. км2, население составляет 1485,5 тыс. чел. Граничит на севере с Алтайским краем Российской Федерации, на востоке и юго-востоке

— с Китайской Народной Республикой.

Недра области богаты полезными ископаемыми. Ведущие отрасли промышленности — цветная металлургия, машиностроение, приборостроение, горнодобывающая, энергетическая, строительная, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность. В области также развито и сельское хозяйство. По удельному весу объемов производства молока область занимает второе место в республике, мяса и яиц — третье. Транспортная инфраструктура области представлена всеми основными видами: железнодорожным, автомобильным,

воздушным, речным, городским электрическим, трубопроводным. В связи с этим перспективно объединение усилий трансграничных территорий в сфере науки и образования для АПК и сельского хозяйства, инновационных разработок в машиностроении, переработке сельскохозяйственной продукции и других [2, 3].

В стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г. разработана схема, в которой отображены наиболее значимые для Алтайского края отрасли экономики. Это фармацевтическая отрасль, предприятия обороннопромышленного комплекса, отрасль машиностроения, агропромышленный комплекс, туристическая отрасль, которая имеет существенный потенциал развития, усиливающийся планами по формированию на территории края двух зон: туристско-рекреа-

ционной и игорной, производство железнодорожных вагонов.

Трансграничное сотрудничество Алтайского края и Восточно-Казахстанской области проходит в рамках межгосударственной программы «Наш общий дом — Алтай». Шесть сопредельных областей Большого Алтая, в том числе Алтайский край и Восточно-Казахстанская область, решили строить новую модель межгосударственного приграничного сотрудничества с целью создания оптимальных условий для развития всех территорий Алтайского региона. Развитие сотрудничества сопредельных территорий России, Казахстана, Китая и Монголии должно быть реализовано в сфере экономики, торговли, науки и техники, добычи и переработки природных ресурсов, транспортного сообщения, охраны окружающей среды, туризма, образования, культуры.

Экономика Алтайского края и ВосточноКазахстанской области во многом различна по своей структуре и специализации. Но на данном этапе развития их объединяют схожие цели и задачи, и главные из них — достижение высокого уровня благосостояния населения на основе инновационного развития экономики.

Организационно в научно-производственной сфере кластеры являются структурами на ассоциативной основе, которые в наибольшей степени реализуют идею концентрации социального капитала в региональной зоне развития. В ряде зарубежных государств уже имеется успешный многолетний экономический опыт внедрения и развития кластерных структур как в традиционных отраслях промышленности (здесь интересен опыт Италии), так и в высокотехнологичных отраслях (например, Силиконовая долина). Повсеместное распространение кластеров можно рассматривать в качестве главной

черты всех высокоразвитых экономик. Мировой опыт подтверждает, что высокотехнологичное производство может базироваться только на процессах интеграции научных, инновационных и производственных предприятий различных типов.

Концепция региональной кластеризации заключается в ее способности представлять систему региональной экономики в качестве единого взаимосвязанного комплекса, дающего возможность принятия управленческих решений. Следовательно, теория кластеризации — это не столько новшество в региональной теории и методах, сколько некий новый комплексный подход к оценке региональных условий и тенденций развития, а также тех политических вызовов, которые влияют на эти условия и тенденции.

В настоящее время большинство администраций, говоря о внешнеэкономической деятельности, имеют в виду, прежде всего, трансграничную торговлю. Однако будущее за трансграничной производственной кооперацией. Трансграничные производственные связи гораздо стабильнее, чем торговые отношения. Создание трансграничных кластеров позволяет всем вовлеченным территориям выигрывать. Наличие таких кластеров может также быть реальной основой и содержанием для различных программ и проектов международного сотрудничества. Применение кластерного подхода позволяет деполитизировать экономическое сотрудничество, то есть дает возможность говорить, скорее, в терминах бизнеса, экономической выгоды, чем в терминах геоэкономики и геополитики.

Нами разработана модель научно-образовательного кластера трансграничных территорий, основанная на создании ядер развития, кластерных цепочек ценностей, рационализации государственной поддержки инновационной инфраструктуры науки и образования, позволяющая создать конкурентоспособный кластер.

По нашему мнению, территориальные кластеры являются инновационными, связанными с нововведениями, новообразованиями. Отличительной особенностью многофункциональных и специализированных кластеров является то, что в качестве их ядра выступают предприятия промышленности или сферы услуг, выпускающие традиционную или усовершенствованную продукцию, услуги, пользующиеся спросом на мировом и региональных рынках. Специфика научнообразовательного кластера трансграничных территорий заключается в том, что ядром, Центральной компанией здесь является Инновационный научно-образовательный центр, в котором функционирует координационный совет, экспертный совет, группа стратегиче-

ского инновационного менеджмента, формируются стратегия и механизмы инновационного развития трансграничных территорий. Кластер объединяет научные, маркетинговые Центры, университеты, специализированные, производственные фирмы, другие инфраструктурные объекты.

Предлагается организационно-правовая форма научно-образовательного кластера — консорциум. Экономическая целесообразность создания научно-образовательный кластера трансграничных территорий — совместное использование научных исследований и разработок, интеллектуального потенциала, РИД, инфраструктуры, экономия транзакционных издержек и других. В отличие от существующих подходов предлагается проводить анализ не конкретных предприятий или отраслей, а спектра продукции и услуг, по которым у региона имеются конкурентные преимущества, тенденций в инновационном развитии трансграничных территорий, динамики и относительных показателей ВРП.

Заключение

Современное модернизованное производство не может развиваться изолированно, все в большей мере усиливаются интеграционные связи по всей воспроизводственной цепи в территориальном аспекте. При этом наука становится основой, а об-

разование — ключевой сферой инновационной стратегии. Объективно необходимыми становятся интеграционные связи науки, образования и производственных систем. Таким образом, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, инвестиций в систему образования, выработка новых технологий вовлечения бизнеса в развитие научных исследований, государственные гарантии и поддержка научно-технических разработок — все это позволит осуществить переход российской и казахской экономики на инновационный путь развития. Решение проблем интеграционной связности науки, образования и производства на более высоком уровне целесообразно в условиях формирования региональных научнообразовательных кластеров трансграничных территорий.

Библиографический список

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 гг. // Экономика образования. — 2006. — № 1.

2. Закон РК «Об инновационной деятельности» № 135-Ш ЗРК от 23 марта 2006 г.

3. Инновации в экономике Алтайского края: тенденции и перспективы развития / под ред. М.П. Щетинина. — Барнаул, 2008.

— 248 с.

+ + +

УДК 631.152.2:620.16.001.76 В.А. Кундиус,

B.И. Беляев,

C.Н. Зыкович

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА С ЦЕЛЬЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ключевые слова: инновационные технологии, модернизация, подготовка и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственного производства, связь образования, науки и производства.

Введение

Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [1].

Технологические инновации — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники,

или усовершенствованные технологические процессы.

Взаимосвязь образования и науки организована, поддерживается и регламентируется государством. За время перестройки качественных изменений в этой организации не произошло. Научная работа в вузах осуществляется штатными научными сотрудниками, в нее вовлечены ученые, аспиранты и студенты.

Взаимосвязь науки и производства осуществлялась ранее посредством участия в различных государственных программах, а также посредством ведения учебными и научными учреждениями хоздоговорных работ для сельскохозяйственных и промышленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.