И.Н. ГОРЕТОВ
КЛАСТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ АПК
Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, синергетический эффект, АПК, региональное развитие.
Объективная необходимость повышения экономической эффективности региональных агропромышленных комплексов ставит задачи, связанные с выбором конкурентоспособной модели экономики, позволяющей максимально использовать имеющийся потенциал. Кластерные принципы организации, успешно доказывающие свою результативность во всем мире, могут стать оптимальным решением поставленной проблемы.
CLUSTER TECHNOLOGIES IN AGRICULTURAL COMPLEX
Key words: cluster, competitiveness, synergetic effect, agricultural complex, regional development.
The objective necessity in growth of economical effectiveness of regional agricultural complexes sets the problems related with the choice of competitive economic model which lets the maximum usage of the available potential. Cluster approach principles of organization which successfully prove good results in world practice can be the optimal solution of this actual problem.
Россия имеет крупномасштабный промышленный и интеллектуальный потенциал, который во времена административно-плановой системы не использовался должным образом. Со временем проблема повышения конкурентоспособности приобрели для России ключевое значение. Экспортная специализация страны за последние годы практически не изменилась и сохранила свою специфично сырьевую ориентацию. Российские товаропроизводители в большинстве отраслей до сих пор не смогли полностью адаптироваться к условиям повышенной конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках.
В новых условиях формирования рыночной экономики и конкуренции в системе международного разделения труда решающей и своевременной становится информация о ситуации в других странах, научно осмысливаются пути эффективного включения национальной экономики в мировые воспроизводственные сети. Следует отметить, что за последние 5-7 лет российская наука и органы управления страны в основном сумели преодолеть трудности перестройки экономики и смогли вооружить национальные и региональные учреждения теоретическим и практическим инструментарием, необходимым для повышения конкурентоспособности страны, регионов и отдельных территорий.
Был учтен опыт соседних скандинавских и восточноазиатских стран относительно необходимости поэтапного применения кластерной политики ради повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом, а также относительно разработки стратегии инновационного развития регионов и поощрения кластерных инициатив «снизу», т.е. от лица частных предпринимателей, местной власти и других активистов. Однако разработчики российской стратегии кластеризации не пошли по пути простого копирования зарубежных методик, а сумели удачно адаптировать известные методы кластерной политики к своей территориальной структуре хозяйствования и своему менталитету.
Сельское хозяйство обеспечивает продовольственную безопасность страны и является основным производителем продукции для пищевой и легкой промышленности, а негативные экономические факторы в отрасли оказывают значительное влияние не только на сельское хозяйство, но и на экономику в целом. Сокращение объемов производства и ухудшение финансового состояния отрасли могут привести как к продовольственному кризису страны, так и кризису пищевой и легкой промышленности, потере основного дохода сельских жителей, увеличению социальной напряженности.
Отправным моментом построения рациональной системы управления является теоретическое обоснование объектов управления. Отраслевой состав АПК, как правило, рассматривается исходя из принципов агрегирования, основанных на функциональных связях, т.е. потоках материально-вещественных
ресурсов, услуг и информации. Однако такой подход не всегда обоснован. Помимо функциональных, следует учитывать синергетические, или системные связи, а также связи развития и управления.
Существует необходимость в выборе критериев определения состава АПК как объекта управления на основе научного анализа технологических, экономических, организационно-управленческих и социальных связей, являющихся детализацией функциональных, синергетических связей и связей развития и управления.
С позиций управления наиболее приемлем анализ связей по характеру взаимодействия производителя и потребителя: прямые, обратные и опосредованные (косвенные) связи. Прямые связи представляют собой отношения между непосредственно участвующими в процессе агропромышленного производства предприятиями и организациями, когда результаты деятельности производителя поступают к потребителю и участвуют в дальнейшем процессе производства конечной продукции АПК.
Основной целью управления АПК является экономическое развитие и повышение эффективности агропромышленного производства. Из группы факторов, влияющих на эффективность производства сельскохозяйственной продукции, можно выделить экономические, организационно-хозяйственные, техникотехнологические, социальные, природные.
Наиболее взаимосвязаны первые две группы. Экономические факторы обусловлены общими макроэкономическими деформациями хозяйственного механизма и слабой ролью государства в его регулировании или использовании нерыночных методов этого регулирования. Проявлением таких деформаций выступает ценовой диспаритет, который в сочетании с несовершенством налоговой системы и кредитно-финансового механизма порождает негативные последствия в развитии всей агропромышленной сферы.
Для успешной реализации стратегия развития региона и стратегия развития отдельных кластерных систем должны быть взаимно согласованы. При развитии кластерной системы власть и бизнес должны играть разные, но взаимодополняющие роли.
Адаптацией кластерного подхода может служить создание кластерной системы при содействии вертикально интегрированных бизнес-групп, т.е. развитие кластерной системы и вертикально-интегрированных предприятий дополняет друг друга.
Кластерный подход не вступает в конфликт с задачами развития вертикальных корпораций, что и представляет собой главную мотивацию для объединения предприятий в кластер.
Существует ряд условий, которые как способствуют, так и препятствуют развитию кластерной системы в регионе: 1) существование технологической и научных инфраструктур, кадров - позитивные факторы; 2) низкая психологическая готовность к кооперации, низкий уровень развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций), которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов бизнеса, относительно краткосрочный горизонт планирования - сдерживающие факторы развития кластерной системы.
Анализ сегодняшнего состояния агропромышленной интеграции в развитых странах указывает на существование многих форм связи между сферами производства, переработки и реализации продукции, которые формировались в течение длительного периода. Организационные методы агропромышленной координации проявляются в развитии вертикальной интеграции и заключении контрактных соглашений различного рода при сохранении хозяйственной и юридической самостоятельности партнеров [1].
В условиях рыночной экономики возникает множество проблем, связанных с функционированием интегрированных и квазиинтегрированных структур в агро-
промышленном комплексе, имеющих большое методологическое и прикладное значение. Необходимость повышения экономической эффективности региональных агропромышленных комплексов ставит перед территориями новые задачи, прежде всего связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать имеющийся потенциал.
В исследовании тенденций развития интегрированных форм хозяйствования особую актуальность приобретают вопросы, отражающие влияние различных форм и типов интеграции на экономический рост, устойчивость экономического развития, конкурентоспособность продукции отраслей АПК. Отражая эволюцию развития интегрированных структур, следует особое внимание уделить организации кластерных структур в АПК, показать эффективность их функционирования, задачи становления в регионе. Исследование данной проблемы играет большую роль в обосновании экономической политики государства, при совершенствовании институциональной основы АПК, в содействии развитию более эффективных форм интеграции.
Согласно исследованиям основоположника кластерного подхода к теории конкурентных преимуществ М. Портера, «фирмы отраслей, имеющих неоспоримые конкурентные преимущества внутри страны (или в международных масштабах), обычно не бессистемно разбросаны по территории страны, а имеют свойство концентрироваться в одном и том же регионе страны» [4]. Конкурентоспособные фирмы распространяют свое влияние на субъектов рынка, с которыми они находятся во взаимодействии: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, повышение конкурентоспособности этих фирм благотворно влияет на деятельность и статус конкурентности фирмы-лидера. Итогом такого взаимодействия является формирование кластера, т.е. сообщества фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Агрокластер представляет собой инновационно направленную, территориально локализованную интегрированную структуру с элементами сетевой организации, организованную на основе сельскохозяйственного производства, включающую различные сферы АПК, входящие в технологическую цепочку создания добавленной стоимости.
В целом агропромышленные кластеры не являются полноценными кластерными структурами, формируются медленно, видимые результаты достигаются лишь через несколько лет. Подобные структуры не позволяют осуществить прорыв в сфере АПК, но имеют большое значение при проведении эффективной политики занятости на региональном уровне и расширении налоговой базы. Также к преимуществам кластеров в сфере агропромышленного производства можно в полной мере отнести реализацию конкурентных преимуществ региона по производству продуктов питания, связанных с географическим расположением, климатом, обширными зонами агропромышленного производства регионов и т.п., возможностей, присущих им как интегрированной системе, направленной на совершенствование техники и технологий. Взаимодействие элементов кластера происходит посредством обмена товарами, технологиями, информацией, услугами и т.п.
Участниками агропромышленного кластера могут быть: сельскохозяйственные предприятия (поставщики сырья); предприятия сельскохозяйственного машиностроения (поставщики оборудования); перерабатывающие предприятия пищевой индустрии; агропромышленные интегрированные комплексы (корпорации); консалтинговые организации; научные институты; образовательные учреждения; законодательные институты; органы власти; финансовые институты.
Основные проблемы, препятствующие масштабному и эффективному применению кластерных технологий: недостаток информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода; отсутствие государственной политики, обеспечивающей сис-
темный подход и организацию взаимодействия различных уровней исполнительной власти при реализации кластерных проектов и, как следствие, - отсутствие организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив; отсутствие эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерных организационных технологий; недостаток подготовленных специалистов по вопросам применения кластерных организационных технологий; недостаточный уровень развития субконтрактации и аутсорсинга [2].
Реализация кластерного подхода требует государственной поддержки на различных уровнях, в зависимости от значимости каждого конкретного кластерного проекта. Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно органы исполнительной власти субъектов Федерации должны стать основными инициаторами кластерных проектов.
Итак, к наиболее значимым преимуществам кластерных организационных технологий можно отнести то, что они: 1) представляют собой наиболее эффективный инструмент для повышения вклада малого бизнеса в конкурентоспособность территорий, развития частно-предпринимательской инициативы в инновационной и научно-производственной сфере; 2) имеют ключевое значение для повышения экспортного потенциала малого бизнеса, улучшения экспортно-импортного баланса территорий, функционирования каждого отдельного малого предприятия - участника кластерного проекта; 3) обеспечивают объединение усилий предпринимателей и органов власти для решения социально-экономических задач и представляют собой один из наиболее эффективных механизмов частно-государственного партнерства; 4) имеют высокий потенциал для применения при формировании особых экономических зон всех видов. В частности, формируемые в рамках кластерных проектов сети гибко специализированных малых предприятий - субконтракторов - должны стать важным фактором для привлечения инвестиций в сборочные производства при формировании промышленно-производственных особых экономических зон.
Таким образом, организация интегрированных структур на базе кластерного подхода может значительно улучшить инвестиционный климат отраслей, связанных с производством АПК, стимулировать инновационные процессы и, тем самым, повысить конкурентоспособность отраслей АПК. Во многих регионах России имеются предпосылки к созданию территориально-производственной структуры, которая основана на взаимодействии научно-образовательной сферы, предприятий АПК, торговли, сферы обслуживания и государства [3]. Кроме того, сотрудничество с агропредприятиями будет выгодным и полезным для научно-образовательных учреждений региона, а постоянный мониторинг предприятий со стороны государства повлечет за собой повышение эффективности государственной региональной политики.
Литература
1. Багаутдинов Р.Г. Кластерные стратегии в агропромышленном комплексе / Р.Г. Багаутдинов, М.Г. Ахмадеев // Российское предпринимательство. 2007. № 8. С. 8-14.
2. Карпова Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой / Д.П. Карпова // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / Вятский государственный университет. Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2007. №4 (12). Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru.
3. Марков Л.С. Кластерная политика: региональный аспект / Л.С. Марков // Совет директоров Сибири. 2007. № 5.
С. 6-7.
4. Портер М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. М.: Вильямс, 2002. 496 с.
ГОРЕТОВ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической кибернетики, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
GORETOV IGOR NIKOLAYEVICH - candidate of Economie Sciences, assistant professor, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.