ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
THEORY AND PRACTICE OF ENTREPRENEURSHIP
УДК 334.71(470+571) ББК 65.292(2) Г 65
А.А. Гончаренко,
начальник Управления стратегического развития Омского государственного технического университета, г. Омск. Тел.: +7 (913) 629-04-20, e-mail: fb-omgtu@mail.ru
Е.В. Исаева,
доктор экономических наук, профессор, начальник Центра управленческих компетенций Омского государственного технического университета, г. Омск. Тел.: + 7 (913) 976-96-21, e-mail: ev_isaeva@mail.ru
КЛАСТЕРНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ
В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
( Рецензирована )
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-32-00037 Аннотация. В статье рассмотрена одна из смешанных (переходных) форм объединений компаний - кластерные предпринимательские структуры, определены их основные признаки и разработана модель их функционирования на основе холдингов.
Ключевые слова: промышленные кластеры, импортозамещение, интеграция производства, холдинги, интеграция.
A.A. Goncharenko,
Head of the Strategic Development Department, Omsk State Technical University, Omsk. Ph.: +7 (913) 629-04-20, e-mail: fb-omgtu@mail.ru
E.V. Isaeva,
Doctor of Economics, Professor, Head of the Center for Management Competences, Omsk State Technical University, Omsk. Ph.: + 7 (913) 976-96-21, e-mail: ev_isaeva@mail.ru
CLUSTER ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES IN THE SYSTEM SUPPORTING THE DEVELOPMENT OF PROGRAMS OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 17-32-00037 Abstract. The article deals with one of the mixed (transitional) forms of associations of companies - cluster business structures, identified their main features and developed a model of their functioning on the basis of holdings.
Keywords: industrial clusters, import substitution, production integration, holdings, integration.
Активное развитие импортозаме-щения в Российской Федерации в последние годы в значительной степени обусловлено активной государственной политикой протекционизма отечественных товаров и разработок. В значительной степени это коснулось предприятий оборонно-промышленного комплекса, государственных предприятий и учреждений и ряда других структур (прежде всего, задействованных в поставке товаров и услуг для государственных нужд).
Это, безусловно, оправдано в условиях агрессивной мировой экономической политики в отношении РФ и постоянного расширения списка импортных товаров и услуг, попадающих под разные санкционные ограничения. Однако в дальнейшем для «опережающего» импортозамещения стоит обратить внимание на развитие внутреннего производства товаров, услуг и технологий, которые не просто способны заместить существующие зарубежные аналоги, но и позволят российским компаниям выходить со своими разработками на мировые рынки и занимать там достойное место. Такой подход к импортоза-мещению, по мнению автора, возможен только при существенном пересмотре существующей политики взаимоотношений промышленных предприятий в нашем государстве. И здесь во главе угла должны стоять вопросы активного включения и взаимодействия крупных кластерных предпринимательских структур.
Причин для этого несколько.
Во-первых, протекающие в настоящее время интеграционные процессы по всему миру способствовали появлению самых разнообразных и сложных форм объединений современных компаний. Особое место среди них занимают кластерные предпринимательские структуры, сущность и особенности функционирования которых изначально построены так, чтобы максимально полно удовлетворять потребности всех производственных и иных предприятий, входящих в кластер, в сырье, материалах, технологиях и пр. У нас же, как отмечают специалисты, процессы
дезинтеграции и размежевания в прошлом единого постсоветского экономического пространства уступают место налаживанию связей, взаимодействию, объединению и интеграции [1, с. 196].
На промышленном рынке тенденция состоит в том, что укрупнение бизнеса происходит не только за счет слияния, поглощения или присоединения, но и преобладает все более сложный характер, когда отдельные компании, даже очень крупные, перестают существовать в качестве самостоятельной структуры на рынке [2, с. 112]. В результате, вместо нескольких разрозненных предприятий появляется интегрированная бизнес-структура, консолидированные экономические возможности которой в значительной мере превышают возможности любого из входящих в нее участников.
Рассматривая виды объединений (интеграции) на уровне предприятий в современной российской промышленности, мы сталкиваемся с огромным их многообразием. Дементьев Е.В., Майлз С., Сноу Ч., Портер М., Махмудова А.И., Рвачев А. и др. проводили классификацию существующих объединений по различным классификационным признакам. Но именно в последние годы стали активно развиваться такие современные перспективные формы объединений: интегрированные бизнес-группы, сети, кластеры, виртуальные организации, многомерные организации, круговые корпорации, организации с «внутренними рынками» [3, с. 211]. Желтиков С.С. отмечает, что на сегодняшний день одной из наиболее распространенных форм объединения производственных предприятий в России являются холдинги [4, с. 66]. Тем не менее, наиболее перспективными формами интеграции во всем мире признаны сети и кластеры.
Во-вторых, Кущ С.П. и Смирнова М.М. выявили, что крупные зарубежные и отечественные компании уже переходят от традиционной вертикальной интеграции к более перспективным формам межфирменного взаимодействия (к кластерам, деловым сетям и т.д.) [5, с. 6], сочетая инструменты
вертикального, горизонтального и активного сетевого взаимодействия.
Например, ОАО «СИБУР Холдинг» с точки зрения коммерческих организационно-правовых форм объединений является холдинговой структурой вертикально-интегрированного типа, однако следует отметить, что она обладает еще и признаками перспективных форм объединений - кластеров. Обладание таким преимуществом и его осознание холдингом оказывают непосредственное влияние на развитие бизнеса данной структуры. Этот факт подтверждается планами ОАО «СИ-БУР Холдинг» участвовать в создании нефтехимических кластеров в России согласно утвержденному правительством документу «План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года» [6, с. 26].
Перестройка работы компаний в кластерных структурах не означает полную ликвидацию традиционной системы управления (холдинг или предприятие продолжат функционировать, только уже в рамках кластеров), но это точно потребует другого механизма управления и работы компании на рынке в целом. Одним из таких примеров в Омской области является крупный диверсифицированный холдинг - ЗАО «ГК «Титан», который с 2010 г. реализует кластерную политику на территории Омской области и является оператором Федерального проекта «ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры» [7].
Кластерная предпринимательская структура сочетает в себе признаки холдинговых структур и классических кластеров. Следует подчеркнуть, что данная структура может строиться не только на основе холдингов, однако именно эта форма интеграции широко распространена в практике российского бизнеса. Поэтому для решения больших и сложных задач, к которым относится развитие импортозамещающих производств, кластерные предпринимательские структуры могут прекрасно взаимодействовать и в сочетании с холдинговыми.
Если рассматривать проблемы развития промышленности России в части решения задачи импортозамещения, нужно, прежде всего, понимать, что
задача эта может быть решена только путем включения значительного количества разноотраслевых предприятий и организаций, которые способны были бы выступить для участников такого объединения не только потенциальными производственными площадками, но и потребителями импортозамещающей продукции и технологий.
И здесь можно обратиться к уже имеющимся разработкам в этой области. Классический кластерный подход впервые предложил и описал Портер М., согласно которому кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но, вместе с тем, ведущих совместную работу [8, с. 258].
Исходя из предложенного определения, можно выделить два минимально необходимых признака формирования кластеров:
- географическая концентрация (на практике часто определяется коэффициентом локализации);
- однородные или связанные отрасли деятельности (определяются коэффициентом специализации).
Поэтому значительный интерес в России к кластерам именно для организации масштабной политики импорто-замещения возможен только при следующих условиях:
Выделение группы специализированных, но при этом связанных отраслей деятельности, в рамках которых можно было бы, продолжая усиливать стратегию специализация, добиваться существенного роста внутренних импортозамещающих разработок (продукции, технологий) и согласования внутри этих групп «матричных» договоренностей в части потребностей и возможностей друг друга;
Максимальное снижение логистических и производственных издержек этих предприятия, учитывая их географическую концентрацию. Поскольку многие из крупных предприятий были построены еще во времена СССР уже с учетом отраслевой «связанности», этот опыт можно взять за основу, учитывая
и текущие приоритетные направления их деятельности.
В основе таких крупных объединений можно использовать две основные известные модели кластеров: шотландскую (ядро которой - крупная компания, объединяющая вокруг себя небольшие фирмы) и итальянскую (предполагает более гибкое и «равноправное» сотрудничество, в том числе с широким участием предприятий малого и среднего бизнеса) [9, с. 16].
Для сохранения баланса интересов участников таких объединений особое место в кластере отводится координационному совету, в который входят независимые участники кластеров, отношения между которыми характеризуются высокой степенью доверия [10, с. 78]. Для решения рассматриваемой проблемы импортозамещения это еще более рационально, поскольку координационный совет может стать в некоторой степени и экспертным независимым органом «стратегического прогнозирования» и согласования интересов государства и предприятий - участников кластера. Таким образом, для долгосрочной жизнеспособности таких объединений (создаваемых специально под долгосрочные государственные цели) обязательно необходимо наличие координационного совета и независимых участников.
Красовский Г.В. выделяет еще несколько характеристик кластера, которые могут усилить эффективность кластеров [11]:
- наличие конкуренции между участниками кластерного образования;
- единое информационное пространство;
- использование преимуществ различных методов координации - иерархического, рыночного;
- связи между участниками доверительные, «семейные»;
- активные инновации и активная стимуляция НИР, привлечение дополнительных инвестиций.
Отметим, что большинство представленных выше признаков характеризуют кластер уже на этапе его активного функционирования, т.е. данные признаки формируются по ходу развития кластеров.
Исходя из рассмотренной теории, автору представляется логичным относить
объединение компаний к кластерным предпринимательским структурам только тогда, когда они обладают, как минимум, базовыми характеристиками кластера: географической концентрацией и специализацией деятельности. Эти характеристики необходимы для образования кластеров, однако этих условий еще недостаточно для их успешного функционирования.
Есть еще один важный момент, который необходимо учитывать. Предпринимательская структура, входящая в кластер, должна осознанно использовать преимущества, которые дают эти признаки кластера. Только в этом случае можно говорить о состоятельности кластерной предпринимательской структуры. Как только происходит осознание этих преимуществ, происходит и понимание дальнейшего развития в сторону классической модели кластера (осознается потенциал совместной работы, происходит интеграция ресурсов и бизнес-процессов, осуществляется совместное стратегическое планирование, формируется единое информационное пространство и др.). В результате любая кластерная предпринимательская структура, включенная в такое объединение, по мере перехода к кластерной модели будет приобретать все больше признаков кластера и становиться более «связанной» технологиями, продуктами или системой управления с остальными участниками.
Таким образом, анализ имеющихся исследований по теме позволил выявить и описать основные условия формирования и функционирования кластерных предпринимательских структур, что дает отправную точку для их дальнейшего исследования уже в контексте рассматриваемой темы - развития импортозамещающего производства.
Как уже отмечалось выше, в основе кластерной предпринимательской структуры может быть холдинг, и тогда этой структуре будут свойственны все или большинство его признаков (в зависимости от стадии развития структуры). Например, на начальном этапе развития кластерной предпринимательской структуры признаки холдинга будут превалировать и отчетливо проявляться, тогда как кластерных признаков будет минимальное количество.
Особенности организации и функционирования холдинговых структур рассматриваются в многочисленных работах зарубежных и отечественных исследователей.
Чтобы получить более полное представление о сущности холдинговых структур (в том числе их взаимоотношениях с контрагентами внутренними и внешними), необходимо рассмотреть три принципиально разные подхода к пониманию сущности и особенностей холдинга: юридический подход, функциональный и холдинг как модель бизнеса.
С юридической точки зрения, холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании [12, с. 68].
Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции.
Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п. 2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Холдинг как бизнес-модель - это совокупность компаний, связанных юридическими отношениями, общей структурой управления и максимально защищенных от влияния внешней среды [13, с. 379]. Эффективность работы такой организации зависит от степени отлаженности механизма управления как отдельными бизнес-единицами, так и холдингом в целом.
Холдинг как функция - это инструмент контроля над активами, «жесткого» текущего и стратегического управления и эффективного распределения финансовых потоков и ресурсов для достижения планируемых показателей.
Исходя из рассмотренных определений, становится понятен главный (но не единственный) признак холдинга:
наличие управляющей компании и дочерних (подконтрольных) предприятий. Обладание контрольными пакетами (долями) позволяет холдингу проводить единую экономическую, научно-техническую и инвестиционную политику для всех подразделений (дочерних организаций) и осуществлять контроль за соблюдением интересов их владельцев (собственников).
Экономическая сущность холдинга заключается в синергетическом эффекте: сумма интегрированных компаний, во главе с управляющей компанией (материнской компанией, штаб-квартирой, корпоративным центром), достигает больших финансово-экономических показателей, чем сумма равных отдельно действующих компаний. Синергетический эффект возможен только при построенном определенным образом взаимодействии компаний, когда вклад каждой направлен на достижение общей цели холдинга. И в этом отношении все преимущества холдинговых структур можно и нужно переносить на способы взаимодействия участников рассматриваемых ранее кластерных предпринимательских структуру. Это позволит получать многочисленные синергетические эффекты такой организации (единое стратегическое видение и инвестиционная политика, единая и понятная экономическая политика). И все это при сохранении юридической и экономической самостоятельности отдельных компаний, входящих в такое объединение (конечно, за пределами круга интересов участников кластерной предпринимательской структуры).
Таким образом, можно выделить три ключевых признака предпринимательских кластерных структур (в т.ч. с участием крупных холдингов), которые способствовали бы расширению масштабов импортозамещения на производственных предприятиях:
- достижение синергетического эффекта от совместной деятельности (создание большей ценности);
- экономико-правовая основа взаимоотношений;
- сформированный и понятный всем участникам механизм оперативного и стратегического контроля над деятельностью всех предприятий-участников.
Такие объединения сочетают возможности широкого круга участников (доступ к ресурсам, лучшие практики и пр.) с четким иерархическим механизмом координации управления, возникновения разнообразных форм внутренних и внешних коммуникаций. Это и позволяет таким структурам за счет «разветвленной сети» коммуникаций получать оперативную и разнообразную информацию для уточнения стратегических целей и планов развития, формировать объединенный и корпоративные бизнес-портфели, повышать операционную эффективность, управлять источниками финансирования, формировать отношениями с внешней средой (государством, партнерами и т.д.), составлять сценарии и прогнозы политической и экономической конъюнктуры и др.
В свою очередь, для стратегических бизнес-единиц (дочерних организаций) и их структурных подразделений характерно непосредственное воплощение в жизнь принятых решений.
Таким образом, у управляющей компании могут складываться уникальные отношения с каждым конкретным предприятием-участником, что позволит выработать и описать оптимальные механизмы взаимодействия и управления в интегрированной структуре данного типа.
К сожалению, в научной литературе практически полностью отсутствуют методики, позволяющие на практике описать и определить особенности взаимодействия управляющей компании и подконтрольных предприятий.
На основании вышеизложенного, можно предположить, как может выглядеть модель взаимодействия кластерной предпринимательской структуры с участием холдинга.
Признаками для формирования основы такого объединения могут быть:
- географическая концентрация предприятий (в т.ч. холдинга);
- однородные и/или связанные отрасли деятельности (в т.ч. холдинга);
- наличие управляющей компании (координационного совета) и подконтрольных предприятий (создатели цепочки ценностей, вспомогательные, обслуживающие предприятия);
- формирование механизмов оперативного и стратегического контроля управляющей компании над «дочками»;
- отношения носят экономико-правовой характер;
- снижение рисков за счет диверсификации производства и перераспределения финансовых поступлений;
- умеренная стимуляция научно-исследовательских работ.
Подробное описание кластерной предпринимательской структуры можно провести по модели ее функционирования, в основе которой лежит холдинг (рис. 1).
Согласно разработанной модели кластерной предпринимательской структуры, координационный совет кластера(-ов) формируется на базе управляющей компании холдинга.
В состав координационного совета входят представители подконтрольных предприятий, формирующих ядро
Управляющая компания холдинга/ координационный с ов ет кластера
Кластер № 3
Рис. 1. Модель кластерной предпринимательской структуры
кластера. При этом все кластеры разбиты по направлениям бизнеса холдинга (согласно его бизнес-портфелю).
Ядром каждого кластера выступают предприятия, создающие цепочку ценности; эти компании являются подконтрольными предприятиями холдинга, но не исключен вариант вхождения в данную группу независимых участников (это зависит от политики холдинга).
В рамках своей деятельности компании, создающие ценности, взаимодействуют с вспомогательными, дополняющими и обслуживающими предприятиями кластера, которыми могут быть как подконтрольные предприятия холдинга, так и независимые участники рынка (сервисные центры, строительные компании, научно-исследовательские центры, малый бизнес и др.).
Помимо этого, предприятия, создающие цепочку ценности, взаимодействуют с косвенными независимыми участниками кластеров: местное
население, государственные учреждения, деловые партнеры (потребители, поставщики, конкуренты и др.).
Всё многообразие партнеров и их разный статус (юридически зависимые и независимые, крупные и мелкие, приоритетные и менее важные) в кластерной предпринимательской структуре предполагают разработку более гибкого механизма управления компанией, где акцент делается не столько на товарах и соответствующих рынках, сколько на взаимоотношениях между партнерами и эффективности их построения для достижения рыночных целей участников данной деловой сети.
Отметим, что по мере развития кластерной предпринимательской структуры она будет приобретать все больше признаков классической модели кластеров. Они будут использоваться параллельно с характеристиками холдинговых структур, дополняя их и придавая формирующейся структуре большую гибкость в управлении и адаптации к требованиям рынка.
Примечания:
1. Дубинин В. Развитие предпринимательских структур в регионе на основе инноваций и интеграций // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 1. С. 196.
2. Александров С.Ю. Закономерности развития и функциональные особенности маркетинга в интегрированных промышленных структурах // Вестник ИНЖЭ-КОНА. 2009. № 2. С. 112.
3. Махмудова А.И. Разновидности сетевой формы интеграции в промышленности // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2010. № 1. С. 211.
4. Желтиков С.С. Оптимизация механизмов управления в холдингах // Управление корпоративными финансами. 2007. № 2. С. 66.
5. Кущ С.П., Смирнова М.М. Маркетинг на b2b рынках: отношенческий подход. СПб: Высшая школа менеджмента, 2010. С. 6.
6. Ашпина О. Кластер, зубы, хвосты // The Chemical Journal. 2011. № 3. С. 26.
7. История развития ГК «Титан» // Официальный сайт ГК «Титан». URL: http:// titan-omsk.ru/gruppa_kompaniy/istoriya_kompanii.php.
8. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. С. 258.
9. Лизунов В.В. Кластерные стратегии в формировании инновационной экономики // Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы: материалы науч.-практ. конф., 3 декабря 2010 г. Омск: НП «Центр Маркетинговых Коммуникаций», 2010. С. 16.
10. Кашбиева Р. Промышленные кластеры в региональной экономике: инновационная составляющая // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 9-10. С. 78.
11. Красовский Г.В. Конкурентные стратегии промышленных предприятий в инновационно ориентированной экономике // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2009. № 1. С. 11.
12. Менеджмент корпораций и корпоративное управление / А.Н. Ансаул, В.И. Павлов, Ф.И. Бескиерь, О.А. Мышко. СПб: Гуманистика, 2006. С. 68.
13. Пуртов Н.Ф. Холдинг: за и против - принимает взвешенное решение // Менеджмент сегодня. 2009. № 6. С. 379.
References:
1. Dubinin V. Development of entrepreneurial structures in the region on the basis of innovations and integrations // RISK: resources, information, supply, competition. 2010. No. 1. P. 196.
2. Aleksandrov S.Yu. Patterns of development and functional features of marketing in integrated industrial structures // Bulletin ENGECON. 2009. No. 2. P. 112.
3. Makhmudova A.I. Variants of the network form of integration in industry // Bulletin of ASTU. Ser. Economy. 2010. No. 1. P. 211.
4. Zheltikov S.S. Optimization of management mechanisms in holdings // Corporate Finance Management. 2007. No. 2. P. 66.
5. Kushch S.P., Smirnova M.M. Marketing in b2b markets: a relational approach. SPb.: Graduate School of Management, 2010. P. 6.
6. Ashpina O. Cluster, teeth, tails // The Chemical Journal. 2011. № 3. P. 26.
7. The history of the development of the GC "Titan" // Official website of the GC "Titan". URL: http://titan-omsk.ru/gruppa_kompaniy/istoriya_kompanii.php.
8. Porter M. Competition. M.: Williams, 2005. P. 258.
9. Lizunov V.V. Cluster strategies in the formation of the innovation economy // Innovation system of the Omsk region: state, problems and prospects: materials scientific-practical. conf., December 3, 2010 Omsk: NP "Center for Marketing Communications", 2010. P. 16.
10. Kashbieva R. Industrial clusters in the regional economy: the innovation component // Problems of the theory and practice of management. 2012. No. 9-10. P. 78.
11. Krasovsky G.V. Competitive strategies of industrial enterprises in an innovation-oriented economy // ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice. 2009. No. 1. P. 11.
12. Management of corporations and corporate governance / A.N. Ansaul, V.I. Pavlov, F.I. Beskiyer, O.A. Myshko. SPb.: Humanistic, 2006. P. 68.
13. Purtov N.F. Holding: for and against - makes an informed decision // Management today. 2009. No. 6. P. 379.