1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
2. Трещевский Ю. И., Рисин И.Е. Теория и практика государственного регулирования современной экономики: моногр. М., 2000.
3. Экономические и организационные аспекты формирования региональных кластеров: моногр. / под ред. Е.Э. Смолиной, Ю.И. Тре-щевского. Тамбов, 2006.
4. Постановление Воронежской областной Думы «Об областной целевой программе «Раз-
витие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 20052008 годы» от 27.05.2004 г. № 863-Ш-ОД. Режим доступа: www.novation.vm.ru. Загл. с экрана.
5. Концепция развития промышленности Воронежской области на период до 2015 года, разработанная в соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 12.12.2005г. № 2087-р «О разработке стратегии социально-экономического развития Воронежской области». Режим доступа:
www.admin.vrn.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 10.09.2007 г.
КЛАСТЕРНЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
А.Ю. Манохин
Manokhin A.Y. Cluster models of interaction of enterprise structures in regional economy. The level of social and economic development and competitiveness of separate regions in conditions of globalization depend on the presence of territorial centers of economic development such as enterprise clusters in them.
В процессе развития региональной экономики используются различные институциональные подходы по разработке стратегий и использованию механизмов, направленных на ускоренное развитие региона и повышение его конкурентноспособности.
В связи с этим актуальное значение приобретают теоретико-методические принципы построения кластерной модели взаимодействия предпринимательских структур, которые в отличие от существующих подходов основаны на определении их конкурентноспособности в условиях глобализации.
Рассмотрим совокупность предпринимательских структур, которые взаимодействуют между собой для производства какого-либо конечного продукта или услуги в рамках полного технологического цикла.
Полный технологический цикл - совокупность технологических операций, выполняемых в определенной последовательности, начиная с переработки сырья, необходимая и
достаточная для изготовления конечного продукта [1].
Сырье - исходные по отношению к циклу материалы, из которых в рамках технологического цикла изготавливается конечный продукт [1].
Конечный продукт - продукция (продукт, услуга), предназначенная для потребления внешними по отношению к циклу юридическими или физическими лицами [2].
Таким образом, в рамках полного технологического цикла сырье, подвергнутое переработке по определенной последовательности, «превращается» в конечный продукт.
Особенность взаимодействия заключается в том, что каждая предпринимательская структура в совокупности является неотъемлемой ее частью, что позволяет рассматривать совокупность как единое целое при осуществлении процесса управления. Поскольку операции распределены между предпринимательскими структурами, то их можно расположить в порядке выполнения
операций по переработке сырья таким образом, что продукция предыдущего является сырьем для последующего. Упорядоченные таким образом предпринимательские структуры представляют собой предпринимательский кластер.
Предпринимательский кластер - это совокупность коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов, действующих как самостоятельные предпринимательские структуры, объединившие свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании управленческого центра или иных форм взаимодействия в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Для региона создание предпринимательского кластера выгодно, т. к. позволяет повысить бюджетную эффективность за счет повышения собираемости налогов и решения социальных задач. Также создание предпринимательского кластера позволяет избавиться от кризиса неплатежей, поскольку затраты предприятий-участников предпринимательского кластера объединяются и в конечном итоге гасятся за счет потребителя конечного продукта предпринимательского кластера.
Таким образом, предпринимательский кластер - это объединения предприятий, для которых в настоящее время очень остро стоит проблема развития и управления. Осуществление цикла управления предпринимательскими структурами, изучение совместной деятельности являются одним из актуальных вопросов современной экономики, поскольку управленческому центру предпринимательского кластера необходимо: во-первых, четко представлять себе, насколько эффективно взаимодействуют предпринимательские структуры внутри предпринимательского кластера, во-вторых, необходимо на каждом этапе отслеживать и выявлять узкие места в кластере.
Для предпринимательских структур изучение совместной деятельности в предпринимательском кластере необходимо для того, чтобы решить дилемму: во-первых, участвовать или нет, во-вторых, справедливо рас-
пределить прибыль от совместной деятельности. Поскольку предприятия в предпринимательском кластере являются юридически независимыми, для руководства возникает необходимость количественно оценить качество взаимодействия. Эта необходимость вызвана тем, что в настоящее время каждая предпринимательская структура за просчеты своих партнеров вынуждена расплачиваться собственными деньгами.
Основным отличием предпринимательского кластера от финансово-промышленной группы является то, что ФПГ - это юридическое лицо, поэтому в финансово-промышленной группе существует единый налогоплательщик - управляющая компания, в ведении которой находятся основные финансовые вопросы, определение стратегии и другие вопросы управления [3].
В предпринимательском кластере есть структура, на которую на основании договора возложены функции управляющего -управляющее предприятие, которое должно осуществлять весь цикл управления. Также на управляющее предприятие возлагается обязанность распоряжаться финансами в рамках предпринимательского кластера.
Региональный предпринимательский кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных предпринимательских структур региона, включающий базовую профилирующую для региона отрасль, отрасли-поставщики и отрасли-потребители ее продукта, а также производителей соответствующего оборудования и услуг, в первую очередь научно-образовательных и высокотехнологичных .
Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на уровне региона, страны и мира [4].
Виды кластеров:
- аграрно-финансово-промышленный кластер;
- финансово-промышленный кластер (нано-технологии);
- топливо-энергетический;
- кластер малых предприятий и промышленных предприятий.
Любая региональная экономика является конкурентоспособной, если уровень жизни в этом регионе постоянно повышается, существует четкая взаимосвязь между иннова-
циями, человеческим капиталом, информационными технологиями и земельными ресурсами. Определяющими факторами региональной конкурентоспособности являются: предпринимательские кластеры, человеческие ресурсы, среда работы предприятий, сети предприятий, региональные инновационные системы, нормативно-правовая база ит. д. [5, 6].
Учитывая природно-климатические особенности региона и исторически сложившуюся специализацию, основой социальноэкономического развития Тамбовской области является агропромышленный кластер и кластер химического производства. Составляя движущую силу процесса регионального социально-экономического развития, кластер требует создания структур, позволяющих реализовывать новую стратегию социальноэкономического развития региона, ускорить темпы развития экономики области [7].
В основу формирования моделей развития кластеров в регионе положен принцип объединения на добровольной основе взаимосвязанных предприятий (сельскохозяйственных и перерабатывающих), специализированных поставщиков, поставщиков услуг, научно-исследовательских и учебных учреждений, финансовых структур, государственных органов управления и т. д., связанных технологической цепочкой [8, 9].
Создание аграрно-промышленного кластера позволит существенно повысить уровень конкурентоспособности на уровне региона, страны и мирового хозяйства, создать реальную предпосылку для вывода региона из числа депрессивных (рис. 1).
Для выявления различий в формах организации промышленного производства на территории области определены основные параметры, характеризующие социальноэкономический потенциал территории, это: модель управления развитием территории, инфраструктура производства, конкурентная среда, критерии экономической эффективности, по которым оцениваются результаты труда, мобильность рабочей силы.
По производству химических веществ, химического оборудования и запасных частей к нему Тамбовская область занимает одно из первых мест, «точками роста» является ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н. С. Артемова», ОАО «Пигмент», ОАО
Корпорация «Росхимзащита», ФКП «Тамбовский пороховой завод» и т. д., которые являются ведущими производителями химических продуктов и технологического оборудования, составляют серьезную конкуренцию европейским производителям (рис. 2).
Основным источником разработки технологий и подготовки специалистов для промышленности Тамбовской области, в т. ч. для химического производства, служат Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) и Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (ТГУ).
Неотемлемый компонент предпринимательского кластера - это государство в лице органов исполнительной власти Тамбовской области, заинтересованных в развитии кластерных инициатив на территории региона и обеспечивающих институциональную среду для деятельности кластера [10, 11].
Кроме того, в систему кластера химических технологий области могут входить инфраструктурные элементы поддержки инновационной деятельности.
Формирование и развитие региональных кластеров в области оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее реальный синергетический эффект, как основа регионализма в глобальной экономике. Конкретная предпринимательская структура не может рассматриваться отдельно от остальных и должна развиваться внутри кластера вертикально. Крупные и диверсифицированные экономики быстрее повысят конкурентоспособность, если сумеют улучшить состояние отраслей-поставщиков. Для удовлетворения возросшего спроса вырастут новые формы распространения и реализации продукции. Становление базовой отрасли послужит толчком к развитию отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, а также сегментов услуг, принадлежащих кластеру.
Как уже было сказано выше, предпринимательский кластер должен создаваться в соответствии с рыночными требованиями, и уже одно это подразумевает, что ему следует быть комплексным, т. е. предоставлять всестороннее обеспечение тому или иному виду предпринимательской деятельности. Относительный вклад его создателей может сильно варьироваться в зависимости от вида пред-
принимательской деятельности. Но определяющую роль на всех этапах создания предпринимательского кластера играет конкретный инициатор - активно действующий человек или группа лиц, выдвигаемые или, по крайней мере, активно поддерживаемые предпринимательской средой. При этом существенное снижение предпринимательских рисков возможно только при условии, что все поставленные задачи будут решаться параллельно с созданием разноплановой сети фор-
мальных и неформальных объединений, ассоциаций, клубов, формирующих новый социальный слой людей, объединенных общностью целей и подходов к их достижению.
Администрация области, помимо политических дивидендов в случае удачи, получает интерфейс, позволяющий отслеживать, координировать, а в ряде случаев и регулировать предпринимательскую деятельность в регионе.
УСЛОВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Рис. 1. Агропромышленный кластер в регионе
Рис. 2. Кластер химических технологий
1. Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками. (Проблемы, поиски, решения). М., 1994.
2. Финансовое планирование деятельности малых предприятий США. М., 1993.
3. Федеральный Закон от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
4. Совет по национальной конкурентоспособности. Режим доступа: http://www.inthpress.ru. Загл. с экрана.
5. Конкурентоспособность регионов: теоретикоприкладные аспекты / под ред. Ю.К. Перско-го, Н.Я. Калюжновой. М., 2003.
6. Писку лов М. // Инвестиции в России. 2002. № 10. С. 16-20.
7. Портер М. Конкуренция. М., 2005.
8. Аксенова М. А. // Вестн. Тамб ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49). С. 232-235.
9. Черноиванов П.П., Юрина Е.А. // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. Вып. 4 (44). С. 411-419.
10. Поляков А. А. // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. № 3 (43). С. 131-133.
11. Региональный кластер: теория и практика строительства: моногр. / авт. идеи О.И. Бе-тин; науч. рук. авт. кол-ва В.М. Юрьев. Тамбов, 2007.
Поступила в редакцию 9.09.2007 г.