Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 1. С. 132-139.
УДК 332.1
КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Черняк А. Ю.
ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», Симферополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
В статье проанализировано состояние яхтенного туризма в Республике Крым, рассмотрены периоды становления и проблемы развития этого вида туризма в республике. С учетом возрастающего интереса к яхтенному туризму в нашей стране и за рубежом определена его роль в развитии индустрии туризма и бизнес-среды Республики Крым. Выявлены позитивные и негативные факторы, влияющие на привлекательность Республики Крым как центра яхтенного туризма для туристов и инвесторов. На основе проведенного анализа выделены основные направления развития яхтенного туризма с использованием возможностей кластерного подхода. Функции управляющего органа по развитию яхтенного туристского кластера в Республике Крым предлагается возложить на специализированную организацию, которая будет осуществлять координирующие и регулирующие действия. Ключевые слова: яхтенный туризм, инфраструктура, развитие, привлечение туристов, кластеры, бизнес-среда.
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития мировой туриндустрии характеризуется возрастанием интереса к таким видам туризма, которые обеспечивают потребности людей в спортивной, двигательной и познавательной активности. Это объясняется рядом причин: ростом доходов населения, повышением уровня образования людей, а также увеличением времени, которое им приходится проводить за рабочим столом. В совокупности это создает синергетический эффект увеличения спроса на сельский, горнолыжный, яхтенный и некоторые другие виды туризма [1, с. 10].
Среди указанных видов туризма особо выделяется яхтенный, поскольку он предполагает более высокий уровень доходов туристов, наличие благоприятной природно-климатической среды, а также соответствующей инфраструктуры. В силу этого имеются определенные ограничения для развития яхтенного туризма, который, к тому же, требует значительных капиталовложений и направленного регулирующего воздействия со стороны местных органов власти. Зарубежная и отечественная практика свидетельствует о наличии интереса государства к развитию данного вида туризма, обеспечивающего достаточно высокие доходы и, соответственно, налоговые поступления. Кроме того, привлечение обеспеченных категорий туристов, предъявляющих повышенные требования к организации яхтенного туризма и наличию сопутствующих услуг (отели, рестораны, досуговые и информационные центры и др.), можно рассматривать как фактор, обеспечивающий развитие всей туриндустрии и повышение качества жизни населения той или иной территории.
Целью исследования является определение роли яхтенного туризма в развитии индустрии туризма и бизнес-среды Республики Крым с использованием кластерного подхода.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Изменения, происходящие сегодня в характере спроса и предложения на рынке услуг яхтенного туризма, показывают, что он перестает восприниматься только как элитный отдых и становится доступным для представителей среднего класса. Это относится не только к экономически развитым, но и к развивающимся странам. Аналогичные тенденции наблюдаются и в нашей стране, где в последние годы отмечается возрастание интереса к яхтенному туризму со стороны субъектов как спроса, так и предложения, что приводит к возникновению эффекта конкуренции между территориями, способными предоставлять услуги в области данного вида туризма. При этом, несмотря на колоссальные размеры территории, а также природное богатство и разнообразие нашей страны, яхтенный туризм в России остается пока недостаточно развитым по сравнению с другими видами туризма и по отношению к реальному и тем более потенциальному спросу. В то же время отечественные компании, работающие в сфере яхтенного туризма, уже формируют туристические пакеты, которые по составу услуг и ценовой политике способны конкурировать даже с пляжным отдыхом. Это свидетельствует о необходимости и возможности развития яхтенного туризма в нашей стране, особенно с учетом сохраняющегося низкого уровня конкуренции и наличия незанятых рыночных ниш. Следует понимать, что этот процесс потребует значительных капиталовложений, поскольку при наличии огромной протяженности водных путей (особенно речных) и морского побережья сегодня у нас практически нет свободных причалов и стоянок, заправок и технических центров обслуживания и ремонта яхт. К сожалению, сегодня приходится говорить и о катастрофически малом числе инфраструктурных объектов, обеспечивающих яхты и яхтенных туристов [4, с. 175].
При всем многообразии потенциальных возможностей, которыми располагает Российская Федерация для развития яхтенного туризма, особое место принадлежит здесь Республике Крым и городу Севастополю. Это объясняется рядом объективных причин, прежде всего - природно-климатическими условиями, обеспечивающими продолжительность сезона отдыха в течение семи месяцев, что соответствует уровню развитых в области яхтенного туризма стран, таких как Франция, Италия, Хорватия, Испания и др.
Несмотря на удачное расположение Крымского полуострова и наличие благоприятных природно-климатических условий, пока не приходится говорить об эффективном использовании этой территории в интересах развития яхтенного туризма. В целом можно выделить несколько периодов развития этого вида туризма в Крыму [6, с. 39].
Первый - советский период (до 1991 г.). В этот период отсутствовал интерес к яхтенному туризму, однако происходило стихийное развитие яхтинга, охватывающее три направления:
- спортивно-техническое (наиболее развитое) - парусный спорт, в основном в г. Севастополе;
- колхозно-кооперативное - функционирование баз-стоянок, используемых рыболовецкими колхозами, иногда - совместно с другими собственниками маломерных судов;
- стихийно-кооперативное - создание и эксплуатация баз-стоянок маломерного флота для стоянки и хранения лодок и катеров длиной 6-12 м, находящихся в личной или кооперативной собственности граждан и организаций.
К данному периоду относится предпринятая в 1989-1991 гг. попытка разработки комплексной программы развития яхтинга в г. Севастополе, осуществить которую помешали события 1991 г. и последовавший за ними процесс распада СССР.
Второй период - нахождение Крыма в составе Украины (с 1991 по 2014 гг.). С этим периодом связано появление в Крыму яхтенного туризма. К 2014 г. общее количество маломерных судов насчитывало примерно 12 000 единиц, из которых около 5 000 находилось в г. Севастополе. Общее количество баз-стоянок достигло примерно 300, в том числе в г. Севастополе - 26, из которых только 8 обладали характеристиками, соответствующими требованиям марины и позволяющими обеспечивать стоянку около 400 яхт.
Как и в предыдущий период, абсолютное большинство баз-стоянок маломерного флота развивалось по принципу «гаражного кооператива», где, при наличии общих правил и требований, осуществлялась застройка и эксплуатация комплекса в личных интересах владельцев маломерных судов. Это далеко не всегда обеспечивало развитие яхтенного туризма и создание соответствующей туристской инфраструктуры. Тем не менее были и определенные успехи. Так, в 2000-2008 гг. в рамках частного проекта развития яхтинга в комплексе «Золотой Символ» (Балаклава) было начато строительство марин на озере Донузлав и в г. Керчи. Кроме того, проводились фестивали по винд- и кайт-серфингу с участием яхтсменов мирового уровня.
В 2011 г. была принята Программа развития яхтинга в Крыму, которая, несмотря на имеющиеся недостатки, оказала положительное воздействие на развитие яхтенного туризма. В рамках этой программы предусматривалось строительство сети из 11 марин (по сути, закрытого типа), 4 яхтенных стоянок и 4 заправочных станций [2].
Третий период - вхождение Крыма в состав Российской Федерации (с 2014 г. по настоящее время). Он характеризуется глубокими изменениями в социально-экономической жизни полуострова и состоянии бизнес-среды. Содержание этого периода связано, прежде всего, с уточнением имеющегося потенциала и определением направлений дальнейшего развития яхтенного туризма. Так, рабочей группой, состоящей из представителей Межрегиональной общественной организации «Ассоциация развития яхтинга» (г. Ялта) и Общественной комиссии по развитию яхтинга при Госдуме ФС РФ (г. Москва) в 2016 году подготовлен новый проект Концепции развития яхтинга в Республике Крым. При этом в проекте не учитываются как имеющиеся внутренние потребности российского рынка яхтенного
туризма (реальный спрос), так и потребности мирового рынка (потенциальный спрос).
Следовательно, ученым и практикам необходимо провести детальный анализ и оценку ситуации в сфере яхтенного туризма, на базе которого будет разрабатываться комплексная модель его развития. По нашим прогнозам, данный период будет непродолжительным и завершится к 2020 г., после чего начнется новый этап - этап практической реализации проектов по развитию яхтенного туризма, совпадающий с этапом инновационного развития по реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года».
Рассматривая туристический потенциал Республики Крым, необходимо отметить следующие преимущества:
- хорошее географическое положение полуострова, лежащего на пересечении большого количества морских транспортных путей;
- значительную протяженность береговой линии (длина черноморского побережья Республики Крым — 867 км), а также открытые водные участки вблизи Южного, Восточного и Западного берегов полуострова;
- достаточное количество хорошо защищенных бухт: в Западном Крыму - озеро Донузлав; в Юго-Западной части полуострова - Севастопольская, Карантинная, Стрелецкая, Омега, Камышовая, Казачья, Балаклавская бухты; в Восточном Крыму -Двуякорная бухта (п. Орджоникидзе) и акватория г. Керчь;
- наличие для туристов значимых объектов природного и всемирного культурно-исторического наследия;
- имеющиеся яхтенные стоянки, базы-стоянки маломерного флота и яхтенные марины с обеспечивающими инфраструктурными объектами;
- достаточное количество неосвоенных участков, которые по своим характеристикам соответствуют требованиям расположения на их территории всего комплекса объектов яхтенной инфраструктуры;
- наличие гидротехнических сооружений, которые могут использоваться в интересах развития яхтенного туризма;
- большое количество прогулочных судов (с устойчивой тенденцией к дальнейшему росту);
- особые условия хозяйственной и финансовой деятельности для Республики Крым в составе Российской Федерации, обеспечивающие их привлекательность для инвесторов.
В то же время имеется ряд факторов, снижающих привлекательность Крыма как центра яхтенного туризма. К ним следует отнести:
- колоссальное отставание Крыма по культуре обслуживания туристов и технической оснащенности яхтенного туризма от большинства стран средиземноморского водного бассейна;
- не до конца решенная проблема транспортной доступности Республики Крым для туристов;
- более короткая продолжительность сезона яхтенного туризма по сравнению с средиземноморскими странами;
- наличие обстоятельств нормативно-правового характера, затрудняющих привлечение инвестиционных ресурсов;
- высокая доля теневого сектора в туризме, включая яхтенный.
Наличие указанных позитивных и негативных факторов необходимо учитывать при разработке соответствующих планов и программ развития яхтенного туризма как подсистемы водного туризма (круизного, прогулочного, катерного) Республики Крым. Наиболее адекватным и эффективным инструментом из тех, которые при этом следует использовать, является использование кластерного принципа развития.
Как в теории, так и на практике кластерный анализ, а также разработка и реализация кластерного принципа развития достаточно распространены [5, с. 82]. Так, реализация Федеральной целевой программы, направленной на социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя [3], во многом построена именно по кластерному принципу. Что же касается туризма, то кластерный подход вполне соответствует логике и целям его развития, поскольку позволяет в комплексе решать имеющиеся проблемы и обеспечивать устойчивый спрос со стороны российских и зарубежных туристов. Помимо прочего, это дает возможность привлекать новых туристов, используя эффективные методы и инструменты продвижения турпродукта и коммуникации с целевой аудиторией.
С целью эффективного управления формированием и комплексным развитием яхтенного туристского кластера в Республике Крым необходимо создать орган управления, наделив его определенными полномочиями для реализации процессных, технологических и инфраструктурных мероприятий. В качестве такого органа управления предлагается создать специализированную организацию по формированию и дальнейшему развитию яхтенного кластера.
По нашему мнению, деятельность специализированной организации по созданию и развитию яхтенного туристского кластера будет заключаться в разработке и сопровождении выполнения программы и достижения ее целевых показателей, создании условий для эффективного взаимодействия участников туристского кластера.
Основными функциями (видами деятельности) специализированной организации являются методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение формирования и развития туристского кластера.
Специализированная организация в рамках разработки и содействия реализации программы формирования и развития яхтенного кластера осуществляет деятельность по:
- консультированию участников яхтенного туристского кластера по направлениям реализации программы с использованием зарубежного опыта и мировых практик развития яхтенного туризма и инфраструктурных объектов;
- созданию единого информационного web-портала, который должен содержать интерактивную навигационно-картографическую и справочную информацию (навигационные карты водных путей, пункты для заправки топливом и пополнения запасов, места для стоянок с возможностью онлайн регистрации или бронирования, информацию об исторических и культурных ценностях и т. д.);
- организации проведения рекламных компаний и таргетированию в средствах массовой информации с целью продвижения яхтенного туристского кластера;
- разработке бизнес-моделей яхтенных портов (марин), расчетов технико-экономических обоснований перспективных инвестиционных проектов.
Специализированная организация на регулярной основе (или по мере необходимости) осуществляет следующие мониторинговые действия:
- мониторинг эффективности реализации программы формирования и развития яхтенного туристского кластера и ее корректировку по результатам проведения мониторинга;
- мониторинг эффективности реализации реализуемых и выявление новых совместных проектов участников яхтенного туристского кластера;
- выявление инструментов поддержки со стороны органов власти и институтов развития, применение которых целесообразно в целях реализации программы формирования и развития инфраструктуры яхтенного туристского кластера и совместных проектов участников;
- мониторинг удовлетворенности участников яхтенного туристского кластера качеством услуг и сервисов, предоставляемых специализированной организацией по развитию яхтенной инфраструктуры.
Для обеспечения работы специализированной организации по методическому, организационному, экспертно-аналитическому и информационному сопровождению ей необходимы новые теоретические и методологические принципы, методы и способы управления туристским кластером. В частности, с целью использования механизма государственно-частного партнерства и внедрения практики концессионных соглашений должны быть разработаны новые научные методы (методики) и модели для оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом следующих требований:
- отбор кластеров в рамках стратегического географического каркаса для формирования и развития яхтенной инфраструктуры;
- определение типа кластера в соответствии со специализацией туристского направления, яхтенных маршрутов и их обеспечивающей инфраструктуры;
- определение приоритетности инвестиционного проекта по созданию яхтенной инфраструктуры на уровне субъекта РФ, в частности Республики Крым.
Использование нового научно-методического аппарата при оценке эффективности проектов формирования и развития яхтенного кластера должно повысить точность проектных расчетов с расширением границ применимости полученных результатов на основе анализа чувствительности показателей экономической эффективности проекта и выбора альтернативного варианта его реализации исходя из прогнозных сценариев развития приоритетного туристского направления (туристского кластера) и яхтенного туризма.
Отдельного внимания заслуживает установление требований и последующая оценка экономической эффективности инвестиционных проектов по созданию (приобретение, строительство, реконструкция) обеспечивающей инфраструктуры яхтенного туризма из сети плавучих заправочных комплексов, которые будут осуществлять розничную реализацию нефтепродуктов, сопутствующих товаров и
предоставлять различные дополнительные услуги для владельцев (капитанов) маломерных судов (яхт) в акваториях как речных, так и морских бассейнов.
Кроме того, эффективное решение задач специализированной организацией по развитию яхтенной инфраструктуры возможно только при использовании механизма государственно-частного партнерства на основе проектного подхода.
Целесообразность применения программно-целевого и проектного подходов при кластерном механизме управления формированием и развитием обеспечивающей инфраструктуры для яхтенного туризма обусловлена необходимостью обеспечить важнейшие условия для осуществления государственной региональной политики в Республике Крым по комплексному развитию яхтенного туризма и его обеспечивающей инфраструктуры.
ВЫВОДЫ
Завершая рассмотрение вопросов, связанных с развитием яхтенного туризма в Республике Крым, следует подчеркнуть, что использование кластерного принципа будет оказывать стимулирующее воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов и всей индустрии туризма, а также активизировать процессы социально-экономического развития и совершенствования как бизнес-среды территории, так и инвестиционного климата.
Предлагается использование механизма кластеризации как основы успешного использования государственно-частного партнерства в комплексном развитии яхтенного туризма.
Дано обоснование необходимости и возможности использования механизма кластерного развития яхтенного туризма в Республике Крым с учетом институциональных аспектов. Обосновано соответствие механизма кластерного развития яхтенного туризма направлениям реализации долгосрочных инфраструктурных проектов в Республике Крым, в том числе с учетом возможностей государственно-частного партнерства при формировании и создании туристской и обеспечивающей инфраструктуры яхтенного туризма. Предложено создание специализированной организации по развитию яхтенной туристского кластера в Республике Крым.
Список литературы
1. Аристархов Л. Н., Аристархова С. Л. Противоречия в теории и практике изучения поведения потребителей в сфере рекреации и туризма посредством метода digital маркетинга и научная задача по их разрешению // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 2 (34). С. 10-12.
2. Малько В. В., Марков А. А., Тамойкин И. Ю. Концепция развития яхтинга в Крыму: создание испытательного полигона для бизнеса и законотворчества в туристической отрасли. URL: http://www.igortamoikin.eom/uploads/1/9/0/6/19062735_2016.pdf (дата обращения: 14.12.2017).
3. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70714732 (дата обращения: 14.12.2017).
4. Харламова А. А. Развитие инфраструктуры как условие формирования эффективного рынка туристических услуг // Россия в поисках новой модели взаимодействия государства и рынка: Научная
сессия профессорско-преподавательского состава, научных работников и аспирантов по итогам НИР за 2012 год.: сборник докладов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. С. 173-177.
5. Харламова Т. Л. Инновационно-сетевая форма развития кластеров мегаполиса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2012. № 1 (139). С. 80-86.
6. Черняк А. Ю., Аристархов Л. Н. Актуальность совершенствования механизма управления развитием и функционированием предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым // Вестник Национальной академии туризма. 2017. № 1 (41). С. 38-40.
Статья поступила в редакцию 19.02.2018