Научная статья на тему 'Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования'

Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1114
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ТЕОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшева Галина Артемовна

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы кластерной политики, включающие сущность кластера, предпосылки кластерного подхода в управлении конкурентоспособностью национальной/региональной экономик, сущность кластерной политики, кластерной стратегии, значение кластеров в повышении конкурентоспособности национальной экономики, определены принципы формирования кластерной политики, субъекты реализации кластерной политики, разработаны методические основы формирования и реализации кластерной политики и кластерной стратегии, что позволит субъектам реализации кластерной политики использовать наиболее передовые методы управления конкурентоспособностью в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшева Галина Артемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования»

Яшева Г.А.

Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной

экономики: методика формирования

Процессы глобализации, усиления международной конкуренции, характеризующие мировую экономику, явились объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной промышленной политики и переходе к новой промышленной политике, основанной на кластерах (кластерной политики). Вследствие глобализации факторы производства становятся мобильными, усиливается конкуренция между странами, поэтому важными для развития и удержания превосходства над конкурентами являются не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что привело к созданию сетевых структур - кластеров.

Кластер рассматривается как сетевая организация территориально взаимосвязанных и комплементарных предприятий (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научнообразовательного центра, которая связана вертикальными связями с местными учреждениями и органами власти с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

Сравнительный анализ промышленной и кластерной политики выявил преимущества последней в активизации инноваций благодаря локализации и агломерации субъектов кластера, использования потенциала кластерной инфраструктуры, а также горизонтальных и вертикальных связей в передаче знаний, опыта, проведении совместных научных и маркетинговых исследований.

Зарубежный опыт свидетельствует, что кластерный подход во всем мире признается как политика повышения конкурентоспособности региональных / национальных экономик. Деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью ассоциации предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества.

Республика Беларусь не может находиться в стороне от этих процессов, поскольку предпосылки кластерного подхода в стране имеются (обострение конкуренции, низкая инновационная активность предприятий, низкий уровень конкурентоспособности предприятий, соперничество и сотрудничество между субъектами, наличие местных факторов производства). Это свидетельствует о том, что для Беларуси, как и для других стран постсоветского пространства актуально использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики в целом. Исходя из этого, целью статьи является на основе изучения зарубежного опыта и специфических условий государственного управления в Республике Беларусь, разработать методологические и методические основы формирования и реализации кластерной политики.

1. Содержание кластерной политики. В зарубежных странах кластерный подход (duster-based approach) отождествляется с кластерной политикой (cluster-based policy) [1-4] или с концепцией кластера. Вместе с тем, четкого и однозначного определения сущности кластерной политики, как и кластерному подходу, не дано.

Современные тенденции глобализации, стимулирующие рост международной конкуренции, конкурентоспособности, инновационности, с одной стороны, и возрастание сетевых, неформальных связей между субъектами, как ответ на эти процессы, с другой стороны, получили общественное признание в разработке Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь на 20042011 гг. [5]. Все выше перечисленное позволяет сформулировать кластерную политику как деятельность органов государственной власти по разработке целей, принципов и методов стимулирования организации и развития кластеров и сетевых взаимосвязей с целью повышению конкурентоспособности национальной / региональной экономики. Кластерная политика на практике реализуется в разработке кластерной стратегии. Кластерная стратегия представляет решения (приоритеты) в области организации кластеров и сетевого сотрудничества, определяющие конкретные мероприятия по достижению целей кластерной политики. Состав мероприятий, сроков, ответственных исполнителей и средств образуют кластерную программу. Кластерная стратегия является составной частью стратегии конкурентоспособности объекта по уровням управления. На микроуровне - кластерная стратегия представляет собой стратегию участия предприятия в кластере, на региональном уровне - региональная кластерная стратегия, на макроуровне - национальная кластерная стратегия.

Проведенный анализ зарубежного опыта формирования кластерной политики [6-10, 17] позволил сделать следующие выводы:

• существуют национальные особенности кластерной политики;

• нет однозначности в составе средств кластерной политики; они едины только в странах-участницах одного кластерного проекта;

• многообразие методов обеспечения кластерной политики, которые определяются национальными особенностями и принятой концепцией кластерного подхода;

• кластерные политики государств различаются по степени вмешательства правительства в процесс кластеризации;

• методические основы формирования кластерной политики не разработаны.

2. Методические основы разработки кластерной политики. Адаптация зарубежного опыта к реалиям белорусской экономики вызывает необходимость формирования методологических и методических основ кластерной политики. Общенаучный подход к формированию политики, позволил выделить следующие этапы разработки и осуществления кластерной политики:

• определение принципов кластерной политики;

• формулирование целей и задач, определение объекта и субъекта кластерной политики;

• разработка кластерных стратегий;

• реализация стратегий.

1 этап - определение принципов кластерной политики. Формирование кластерной политики в Республике Беларусь вызывает необходимость определения уровня вмешательства правительства в кластерные инициативы, т.е. определения политических принципов управления конкурентоспособностью на основе кластерного подхода. Идеальным уровнем вмешательства правительства в кластерные инициативы можно назвать тот, который соответствует географическому масштабу данного кластера. На основе определения степени вмешательства правительства в кластерные инициативы и разработанной концепции кластеров можно определить политические принципы, которые должны быть положены в основу разработки кластерной политики.

Политика правительства не должна быть строго ориентирована на прямое субсидирование отраслей промышленности и предприятий или на ограничение конкуренции на рынке.

Кластерные инициативы могут исходить от местных органов государственной власти.

Политика правительства должна перейти от прямого вмешательства к прямому стимулированию кластеров. Вмешательство в процессы кластеризации может быть оправдано только в случае с прозрачным рынком или в случае несовершенства инновационных систем.

Правительство не должно возлагать на себя руководство или право собственности над начинающими кластерами, а в основном должно выступать посредником, который сводит вместе производителей, поставщиков и покупателей, обеспечивая структуры и стимулы, способствующие кластеризации и процессу инноваций.

Кластерная политика должна концентрироваться на конкурентоспособных кластерах и не пренебрегать мелкими и возникающими кластерами.

2 этап - формулирование целей и задач, определение объекта и субъекта кластерной политики. Основной целью региональной/национальной кластерной политики является формирование условий для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности региональной/национальной конкурентоспособности на основе стимулирования кластеров.

На основе сформулированной цели определяются задачи кластерной политики, которые состоят в следующем:

(1) создание благоприятных условий для динамичной работы рынков (инфраструктура, конкурентная политика и структурные реформы, подготовка стратегической информации);

(2) создание обстановки, обеспечивающей инновации благодаря формированию проблемного видения экономики;

(3) повышение уровня осведомленности субъектов рынка о преимуществах кластерных взаимосвязей;

(4) обеспечение поддержки схем стимулирования сотрудничества в кластерах и инициативных сетевых посредников, находящих организации для совместной деятельности;

(5) посредничество и управление системой налаживания связей и обмена знаниями;

(6) помощь в неформальном и формальном обмене знаниями;

(7) содействие программам совместных исследований и развития;

(8) формирование и реализация кластерных программ;

(9) подготовка стратегической информации (изучение перспективных технологий, стратегическое изучение кластеров);

(10) создание и развитие кластерной инфраструктуры;

(11) культивирование промышленных связей через общественные институты (школы, университеты, исследовательские институты);

(12) финансирование мер по реализации государственной кластерной политики из республиканского, местного бюджетов, внебюджетных фондов, привлеченных средств под гарантии и поручительство правительства.

Поскольку кластерная политика подразумевает сферу деятельности государства по управлению конкурентоспособностью в соответствии с разработанной стратегией, то следует определить объект и субъект кластерной политики.

Субъектами проведения политики являются органы власти наднационального, национального и местного уровня.

Зарубежный опыт свидетельствует о широком разнообразии правительственных организаций поддержки кластеров, например, правительственные агентства, департаменты

вокруг кластеров [10, с. 261], министерская «группа регулирования» [11]; национальное Министерство промышленности малого бизнеса [6].

Современная внешняя среда в Республике Беларусь характеризуется следующими обстоятельствами: во-первых, неразвитостью гражданского общества, во-вторых,

незрелостью неформальных отношений, в-третьих, отсутствием в стране правительственных агентств, которые бы осуществляли исследование кластеров / кластерного подхода; в-четвертых, усиление регионального аспекта управления экономикой в связи с процессами глобализации.

С учетом этих обстоятельств, представляется, что процесс кластеризации в Беларуси должен инициироваться правительством. Субъектами проведения кластерной политики в Республике Беларусь предлагаются следующие:

1. правительственные органы на макроуровне;

2. правительственные органы на региональном уровне;

3. общественные органы на региональном уровне.

В качестве правительственных органов управления процессами кластеризации на макроуровне предлагается создать комиссию по кластерам при Министерстве экономики Республики Беларусь, которой рекомендуется: (1) осуществлять взаимодействие с

правительством, республиканскими и местными органами управления по вопросам разработки законодательной базы кластеров; (2) организовывать сбор информации о деятельности кластеров; (3) осуществлять оценку конкурентоспособности кластеров; (4) готовить предложения по проекту национальной кластерной стратегии.

Для формирования региональных органов управления конкурентоспособностью на основе кластерного подхода в Республике Беларусь полагаем возможным создать Советы по кластерам при областных комитетах по экономике. Основными задачами Совета могут быть: разработка региональной кластерной стратегии, формирование кластерных инициатив в регионе.

В качестве общественных организаций управления процессом кластеризации в регионе выступают промышленные ассоциации, которые в зарубежных странах получили широкое развитие. Зарубежный опыт показал, что ассоциации местного бизнеса способствуют повышению конкурентоспособности кластера за счет учреждения связей между субъектами кластера, а также взаимодействия с местными органами управления и правительством страны по вопросам совершенствования законодательства. Ассоциации могут также предоставлять ряд основных услуг местным компаниям и взять на себя функцию регулирования местной конкуренции и мобилизации сотрудничества. Они служат средством связи между предприятиями в кластере и поддерживающими организациями, такими как университеты, исследовательские центры и финансовые организации.

Объектами кластерной политики являются уровень конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

3 этап - Разработка кластерных стратегий. Центральным этапом формирования кластерной политики является разработка кластерной стратегии. Проблемы формирования кластерной стратегии требуют, на наш взгляд, разного уровня агрегирования в соответствии с многоуровневым подходом к управлению конкурентоспособностью. Это означает, что кластерная стратегия должна формироваться на уровне государства (макро), на уровне региона (мезо) и на уровне субъектов кластеров (микро).

Исходя из обозначенного системного подхода, кумулятивного характера процессов кластеризации, а также роли кластеров в активизации инновационной деятельности, обоснована иерархия и состав кластерной стратегии по уровням управления: макро-, региональный, микроуровень. Иерархия стратегий представляется следующей: стратегия

участия в кластере - стратегия повышения конкурентоспособности предприятий; региональная кластерная стратегия - региональная инновационная стратегия; национальная кластерная стратегия - национальная инновационная стратегия.

Процесс формирования региональной/ национальной кластерной стратегии включает следующие процедуры:

• анализ предпосылок кластеров;

• определение целей и задач;

• генерация стратегических альтернатив;

• выбор стратегий;

• разработка кластерной программы.

1. Анализ предпосылок кластеров проводится по следующим направлениям:

• анализ промышленного производства;

• анализ законодательства по поддержке малых и средних предприятий;

• SWOT - анализ;

• анализ конкурентоспособности предприятий;

• идентификация и анализ промышленных кластеров;

• анализ деловой и кластерной инфраструктуры, их потенциальных возможностей и потребностей;

• определение приоритетов в развитии регионов / национальной экономики.

2. Определение целей и задач.

Стратегическая цель: повысить конкурентоспособность региона / национальной экономики на основе стимулирования организации кластеров и сетевых связей.

Задачи региональной / национальной кластерной стратегии:

• формировать привлекательную, инновационную экономику в регионе / стране;

• развивать деловую инфраструктуру;

• формировать организационную систему стимулирования кластерных организаций;

• формировать информационное общество;

• содействовать развитию человеческого капитала;

• стимулировать формальный и неформальный обмен знаниями;

• создавать и развивать кластерную инфраструктуру в регионе / стране.

3. Генерация стратегических альтернатив

На основе результатов кластерного анализа генерируются стратегические альтернативы. Оптимальный набор стратегических альтернатив определяется в зависимости, во-первых, от вида кластера (потенциальный, реальный, конкурентоспособный, на стадии внедрения, на стадии спада, широкий, узкий, локальный, национальный, интернациональный); во-вторых, от целей и приоритетов в формировании кластерных связей. Программы кластерного развития могут сконцентрировать свое внимание на расширении и углублении местной экономической базы, на привлечении иностранных компаний, или на сочетании этих двух видов деятельности. По этому фактору формирования кластерной стратегии возможны следующие стратегические альтернативы: стратегия локализованного кластера, стратегия совместных кластеров, смешанная стратегия. В-третьих, стратегические альтернативы зависят от результатов кластерного анализа. Примерные кластерные стратегии по результатам кластерного анализа на макро, региональном уровне представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Примерные кластерные стратегии по результатам кластерного анализа [1-2, 12-13]

Результаты кластерного анализа Виды кластерных стратегий

1. Неэффективное функционирование рынков Стимулирование конкуренции, структурная реформа; Субсидии и совместное финансирование фирмами кластерных программ

2. Недостаточное количество информации Стратегическое исследование кластеров и стратегическая информация о рынке; Прогнозирование в области инноваций

3. Ограниченное взаимодействие между участниками в системах нововведений Содействие кооперации в группе взаимодействующих предприятий (схемы развития кластера); Обеспечение форума для конструктивного диалога между участниками кластеров; Сетевые агентства и схемы взаимодействия поддержка сети «поставщик - производитель»

4. Институциональные несоответствия между инфраструктурой знаний в обществе и потребностями рынка Объединение передовых центров исследования промышленности; Содействие кооперации промышленности и исследовательского сектора; Развитие человеческого капитала; Создание центров мастерства по новым технологиям; Программы трансферта технологии

4. Выбор стратегий

Выбор стратегических кластерных альтернатив осуществляется по следующим критериям: осуществимость, достижимость цели, ресурсообеспеченность, минимальный риск, период реализации стратегии.

5. Разработка кластерной программы.

Кластерная программа разрабатывается по приоритетным направлениям, выявленным в ходе анализа и включает отдельные проекты, например, проект организации туристического кластера, проект организации кластера обуви и т. д., проект создания промышленной ассоциации, проект создания кластерной инфраструктуры и др. Таким образом, программа может формироваться как мультипроект.

4 этап разработки кластерной политики - реализация кластерной стратегии, включающая финансирование кластерных программ и мониторинг их выполнения.

Финансирование региональных программ в Республике Беларусь возможно осуществлять за счет средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, а также донорской помощи.

Как показал зарубежный опыт, основным источником финансирования кластерных программ в развивающихся странах были донорские программы (программы технического содействия). В частности, программа развития конкурентоспособности стран ОЭСР [14], проект «Кластеры в переходной экономике» по программе «Local Economic and Employment Development» (LEED) при содействии Центральной Европейской Инициативы и Европейского Банка Реконструкции и Развития [11], проект кластеризации в Украине при финансовой поддержкой Агентства международного развития США [15], проект кластеризации в Индии при финансовой поддержке ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization -UNIDO) [3], проект повышения конкурентоспособности средних и малых предприятий в развивающихся странах при финансовой поддержке ЮНИДО [16], программа развития

кластеров в Малайзии при поддержке Организации промышленного развития ООН [8], проект «Развитие промышленных кластеров» («Industrial cluster development» - INCLUDE) в рамках программы «INTERREG III В» финансирует развитие кластеров в Италии, Австрии, Венгрии, Польше, Болгарии, Румынии [17].

Для Республики Беларусь в настоящее время представилась возможность на равных условиях с другими развивающимися странами получить донорскую помощь от Европейского Союза в рамках программы ТАСИС (программы технического содействия странам Восточной Европы и Центральной Азии - ЦВЕА). Программа ТАСИС оказывает поддержку процессу перехода к рыночной экономике и демократическим обществам в странах ЦВЕА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенный методический инструментарий разработки кластерной политики и кластерной стратегии, в отличие от зарубежных исследований в этой области, которые рассматривают опыт, национальную специфику кластерных политик, перечень методов и инструментов, различающихся в разных странах, содержит общеметодологический подход, основанный на концепции кластера и анализе факторов макросреды в Республике Беларусь, которые учитываются при формировании государственной политики управления процессом кластеризации. Кроме того, разработанный алгоритм методического обеспечения кластерной политики позволит субъектам управления разработать и успешно реализовать региональные / национальные кластерные стратегии с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики. Этот методический инструментарий может быть использован и в России, а также других государствах Содружества независимых государств, в которых также созданы предпосылки кластерного подхода в управлении конкурентоспособностью национальной экономикой.

Список литературы:

1. Summary report of the focus group on clusters. Theo J.A. Roelandt & Pim den Hertog. OECD-

Focus Group on industrial clusters The Hague/Utrecht, May 1998 - http://www.

oecd.org/daf/corporate.

2. Report by the Focus Group on: Industrial clusters. Cluster Analysis & Cluster -based policy in OECD-countries various approaches, earl results & policy implications. Editors: Theo J.A. Roelandt & Pim den Hertog. The Hague/Utrecht, May 1998 // Сайт «Organisation for Economic Cooperation and Development» - http://www.oecd.org/daf/corporate.

3. Mukesh Gulati. Improving efficiency of service provision - relevance of cluster approach / UNIDO - NEW DELHI, December 3, 2003 - http://www.oecd.org/daf/corporate.

4. Networking and co-operation for Industrial cluster development // Режим доступа: Сайт INCLUDE: Industrial cluster development - http://www.includ.net.

5. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь на 2004-2011 гг.

6. Identification of clusters in Switzerland Analysis / Marc Tiri, Rachel Moreau, Ludo Peeters. ITEO, Limburg University, Belgium. Presentation and interpretation of first results. OECD cluster focus group workshop. May 8, 2000.

7. Identification of experiences for the Exchange Fair of the World Congress on Territorial Development Clustering in the Textile Industry // Republic of Mauritius National Productivity and Competitiveness Council (NPCC).

8. Michael H. Best. Cluster Dynamics in Theory and Practice: Singapore/Johor and Penang Electronics - http://www.oecd.org/daf/corporate.

9. Войнаренко, М.П. Кластерные технологии в системе развития предпринимательства, интеграции и привлечения инвестиций // Regional forum «Social Aspects and Financing of Industrial Restructuring». 26 and 27 November 2003. Moscow, Russian Federation Topic 6. Regional dimension of industrial restructuring.

10. Портер, М. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

11. Local Economic and Employment Development (LEED). Clusters in transition economies -progress report. Note by the Secretariat It is submitted to the Committee for information and comments at its 40th Session on 20-21 June 2002 - http://www.oecd.org/daf/corporate.

12. Assessing barriers to trade in services using «cluster» approaches to specific commitments for interdependent services. Complete document available on OLIS in its original format TD/TC/WP(2000)9/FINAL. Organisation for Economic Co-operation and Development 07-Nov-2000 - http://www.oecd.org/daf/corporate.

13. Michael J. Enright and Ifor Ffowcs-Williams. Enhancing the competitiveness of SMEs in the global economy: strategies and policies. Workshop 2. Local partnership, clusters and SME globalizations // Conference for Ministers responsible for SMEs and Industry Ministers. Bologna, Italy, 14-15 June 2000. Organisation for Economic Co-operation and Development, 2000 -http://www.oecd.org/daf/corporate.

14. Sacari Luukkainen. Industrial Cluster in the Finnish Economy. VTT Group for Technology Studies. P.O. BOX 1002 // Сайт Organisation for Economic Co-operation and Development -http://www.oecd.org/daf/corporate.

15. Sokolenko S. East - West Cluster Conference. 28-31 October 2002, Udine, Grado. Cluster development in Ukraine. Experience and perspectives // Сайт «Organisation for Economic Cooperation and Development» - http://www.oecd.org/daf/corporate.

16. Ganeshan Wignaraja Promoting SME Exports in Developing Countries Promoting SME Exports from Developing Countries Ganeshan Wignaraja Head, Competitiveness and SME Strategy Maxwell Stamp PLC First Draft 23 November 2003 - http://www.oecd.org/daf/corporate.

17. Central Hungary regional report // Сайт INCLUDE: Industrial cluster development -http://www.includ.net/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.