УДК 3:061.2; 614.88
С.В. Шкодинский
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В статье раскрывается проблема повышения конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей российской экономики на основе реализации кластерной политики, рассматриваются условия реализации кластерной политики, а также обосновываются её основные направления.
Ключевые слова: кластеры, кластерная политика, промышленность, инновационное развитие, высокотехнологичные отрасли.
S. Shkodinskiy
CLUSTER POLICY AS THE FACTOR OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF HIGH-TECH INDUSTRIES
The article deals with the problem of improving the competitiveness of high-tech industries of the Russian economy through the implementation of cluster policy, discusses the conditions of implementation of cluster policy, as well as settle its main focus.
Реализация стратегического курса на инновационное развитие отечественной промышленности требует принятия решительных мер не просто по оживлению инновационной активности в высокотехнологичных отраслях, но и прорыву в этой области. Важно подчеркнуть, что необходимым условием построения полноценной инновационной экономики является наличие полномасштабного промышленного комплекса, включающего фундаментальную практико-ориентирован-ную науку, инновационные предприятия и фундаментальное развивающее образование [1].
Именно наличие этих трёх компонент характеризует специфику функционирования инновационных кластеров, позволяющих создавать новые технологии, осуществлять глубинную технологическую модернизацию и инновационное развитие промышленности на основе собственных или заимствуемых технологий, а также готовить кадры для работы в условиях новой промышлен-но-технологической формации.
В России уже созданы и успешно функционируют интегрированные структуры - альянсы высокотехнологичных предприятий по принципу рационального объединения производственных, финансовых и интеллектуальных возможностей, построения эффективных, прозрачных систем управления и контроля по выбранным индустриальным направлениям.
Это стало возможным благодаря кластерному подходу, разработке кластерной политики в сфере высокотехнологичного производства, позволяющей реализовывать стратегию развития российской промышленности, основанную на инновациях, новейших технологиях, эффективном использовании интеллектуального потенциала.
Следует подчеркнуть, что кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 10 лет. В Правительстве России кластерная политика также
- 79
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1
рассматривается как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики [2].
Возникает закономерный вопрос. Так ли уж нужна сейчас экономике России с её спецификой модная за рубежом кластерная политика? Необходимо ли копировать опыт других стран в реализации кластерной политики, когда существуют традиционные, отработанные годами типы государственной политики, направленные на ликвидацию «провалов» рынка и поддержку определенного типа предприятий.
Безусловно, кластерная политика необходима, ведь она по своей сути концентрируется на решении главных проблем российской экономики.
Во-первых, при проведении кластерной политики во главу угла ставится развитие конкурентного рынка, поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний, а экономика России в настоящее время отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает общую конкурентоспособность экономики. При этом государственные инициативы в кластерной политике ориентированы, в первую очередь, на поддержку сильных и креативных компаний и создание плодотворной среды, в которой, в свою очередь, более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность [3].
Во-вторых, кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике - анализу местных рынков и компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы и т. п.), а, прежде всего, создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т. д.). Сейчас, когда российская экономика достигла относительной макроэкономической стабильности, экономическая политика государства для достижения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе должна быть более дифференцированной и в большей степени ориентироваться на изучение барьеров для развития и стимулирования отраслей и компаний именно на региональном и локальном уровнях.
В-третьих, проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.
В-четвёртых, реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития инновационного потенциала, в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике развит пока слабо по сравнению с развитыми и развивающимися странами.
Таким образом, по своему потенциалу кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главной задачи: повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инноваци-онности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы, активизации взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.
80 _
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1
Формы организации производства Местоположение Органы власти, ответственные за проведение политики Основные направления реализации политики Формы реализации политики
Внепро-странствен-ные кластеры Страна Федеральные органы власти Поддержка конкуренции; повышение образовательных и экологических стандартов; продвижение интересов компаний кластера на иностранных рынках Законотворчество; международные договоры
Территори-ально-произ-водственные комплексы Регион или несколько регионов Стратегия по развитию ТПК - федеральные, разработка проектов -региональные органы власти Освоение новых месторождений полезных ископаемых; развитие инфраструктуры в районах нового освоения; расширение существующих ТПК Государственно-частное партнёрство; возможно законодательное закрепление статуса ТПК
Пространственные кластеры Регион, муниципалитет Региональные органы власти, органы местного самоуправления Продвижение продукции на российский и зарубежные рынки; создание «брэнда» региона; развитие сетей компаний в смежных подотраслях; интенсификация контактов между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и частными компаниями Государственно-частное партнёрство; нормативно-правовое регулирование; проведение исследований о развитии кластера; государственные заказы для диверсификации деятельности компаний; организация выставок
Кластерные инициативы Муниципалитет Органы местного самоуправления Развитие сетей компаний в смежных подотраслях; создание сетей контактов между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и частными компаниями; создание «брэнда» региона; продвижение продукции на российский и зарубежные рынки Государственно-частное партнёрство; проведение исследований о развитии взаимодействия между членами кластерной инициативы; государственные заказы для диверсификации деятельности компаний; организация выставок
Однако необходимо подчеркнуть, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от её реализации может быть достигнут при её согласованном применении с комплексом других мероприятий.
По мнению некоторых специалистов, государственная кластерная политика - это не новая политика, а новый способ организации микроэкономической политики в стране по отношению к новым объектам политики - пространственным и внепространственным (в том числе инновационным) кластерам. Ввиду существования многих различий между пространственными кластерами и кластерными инициативами в разных странах рядом исследователей процессов кластеризации
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1
было предложено не стандартизировать кластерную политику, а, наоборот, «подгонять» её под конкретные кластеры [4].
Мы полагаем, что кластерную политику можно представить как комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности страны через стимулирование развития инновационных кластеров. Как представляется, она может осуществляться в российской экономике по следующим направлениям (см. табл.):
создание внепространственных кластеров;
создание пространственных кластеров;
развитие кластерных инициатив;
развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов на основе использования эффекта размещения, концентрации, комбинирования и кооперирования.
Для повышения конкурентоспособности кластеров государственная политика должна обеспечивать поддержку конкуренции в отрасли, содействовать продвижению отечественных компаний на зарубежные рынки для приобретения новых технологий, устанавливать высокие образовательные стандарты, содействовать развитию кооперации между компаниями и научно-исследовательскими институтами.
Следует согласиться с мнением ряда специалистов в том, что компетентное проведение кластерной политики через стимулирование развития различных форм территориальной организации производства будет способствовать диверсификации и сбалансированному развитию хозяйства страны и повышению конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей промышленности. Но успех в реализации кластерной политики можно достичь только за счёт хорошей координации действий и осознания необходимости постоянно повышать свою конкурентоспособность как со стороны органов государственных власти, так и бизнеса, образовательных и научных учреждений. Особое место в кластерной политике должны занимать инновационные кластеры.
Таким образом, для Российской Федерации кластерная политика - перспективное направление повышения конкурентоспособности государства и отдельных отраслей национальной экономики, а также механизм активизации инновационных процессов высокотехнологичных отраслевых комплексов. Она способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов производственного процесса, и, как следствие, повышению конкурентоспособности самих предприятий и производимой продукции.
Литература
1. Дворцин М.Д., Юсим В.Ю., Альперин С.В., Свердлов Е.Б. Идеология мультипликации инвестиций и государственное управление технологическим развитием // Экономический анализ: теория и практика. -2005. - № 2 (35). - С. 25.
2. Греф Г.О. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту // Экономическая политика. - 2006. - № 4. - декабрь. - С. 5 - 18.
3. Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье // Стратегия и конкурентоспособность. -2008. - № 1 (25). - С. 42 - 52.
4. Andersson Т., Hansson E., Serger S.S., Sorvik J. The Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED, 2004.
248 p.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1