Суржиков М.А.
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Развитие экономики региона, а вместе с ней и международной торговли, во многом зависит от функционирования производственно-технологической сети кластеров, оказывающих значительное влияние на инвестиционную активность, определяющей решение основных задач в отношении внешнеэкономической деятельности региона.
Термин «кластер » и его концепция связаны с работами М.Портера об индустриальных [1] и региональных кластерах [2], в которых он описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности. М. Портер определяет кластер как систему взаимосвязанных фирм и институтов, оказывающихся в целом больше простой суммы своих составных частей [3]. Соответственно, конкурентоспособность государства следует оценивать с позиций международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров-объединений фирм различных отраслей. Автор отмечает, что в этом случае принципиальное значение имеет способность кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им разработана система основных групп конкурентных преимуществ, к которым следует отнести: факторные условия; условия внутреннего спроса; кластеры отраслей; стратегию и структуру фирм, внутриотраслевую конкуренцию.
Соглашаясь в целом с позицией, выдвинутой М. Портером, отметим, что применительно к данному исследованию мы рассматриваем содержательное наполнение термина «кластер» как многопрофильный межотраслевой комплекс различных структур, неформальная
взаимосвязь и взаимодействие которых
в процессе их формирования и развития является более тесной, чем в целом между отдельными секторами экономики и структурами. Причём взаимосвязи и взаимозависимости здесь усиливаются за счёт устойчивой внешне и саморегу-лируемой вертикальной и горизонтальной технологической интеграции на основе общности производственноцелевого рынка.
Чтобы кластер достиг внутренней динамики, он нуждается в привлечении множества участников для создания некой критической массы, которая может придавать кластеру устойчивость и развитие. Любой кластер проходит через ряд стадий, темп и развитие которых может меняться. Уровни развития кластеров можно представить в графическом виде рис.1 (см. ниже).
Для кластера, чтобы быть жизнеспособным, избежать распада и застоя, необходимо проводить инновации и адаптироваться к изменениям. Он может избрать форму преобразования в один или несколько кластеров (точка М), которые сосредотачиваются вокруг другой деятельности.
Анализируя экономику Ростовской области, следует отметить, что в ней имеет место производственнотехнологическая сеть кластеров в металлургии, сельхозмашиностроении,
сельском хозяйстве, пищевой промышленности, выходящая за пределы региона. Например, ОАО «ТАГМЕТ» (Таганрогский металлургический завод) является крупнейшим производителем стальных труб на юге России. Предприятие входит в 1000 лучших Российских предприятий XXI века. ОАО «Тагмет» -почетный дипломант «Лучший Российский экспортер», поставляющий свою продукцию более чем в 35 стран мира.
I - Агломерация; II - Возникновение; III -Зрелость; IV -Развитие;
V - Трансформация
Рис. 1. Жизненный цикл кластера
ОАО «Ростсельмаш» входит в пятёрку крупных производителей комбайнов и сельскохозяйственной техники; на его долю приходится 65 процентов данного рынка в России и СНГ и около 15 процентов мирового рынка продаж комбайнов.
Роль кластеров в развитии международной торговли постоянно усиливается. Её достаточно сложно сформулировать однозначно. Однако можно утверждать, что образование кластеров является процессом объективным и благоприятно воздействующим на развитие международной торговли. Это можно проиллюстрировать на примере российского зерномасличного кластера, центром которого является Ростовская область. В зерномасличный кластер России входят также Ставропольский и Краснодарский край, Волгоградская и Воронежская области. Прямые и косвенные хозяйственные связи в зерномасличном кластере мультиплицируются в такой степени, что их достаточно сложно проследить. Включается механизм самонастройки развивающейся макросистемы, который действует не только исходя из особенностей отрасли
и профильных рынков, но и подчиняясь общим мирохозяйственным процессам.
Кластер становится средством для преодоления замкнутости внутреннего рынка и, вне всякого сомнения, способствует развитию международной торговли. Увеличивается информационный обмен между субъектами хозяйственных связей и повышается открытость их взаимодействия, появляются новые подходы в организации и управлении международной торговлей.
Таким образом, кластер можно рассматривать как географическую концентрацию взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, посредников, фирм, работающих в родственных областях, и ассоциированных с ними учреждений, которые конкурируют, но в то же время сотрудничают и дополняют друг друга. Кластерные образования можно рассматривать и как эффективный способ увеличения добавленной стоимости и экспортного оборота, а также как возможность повышения конкурентоспособности региона через развитие инновационного капитала. Мы считаем, что кластерная полити-
ка является одним из эффективных ме-
ханизмов реализации инновационных процессов в международной торговле.
Кластеризация как механизм реализации инновационных процессов в международной торговле реализуется как на региональном, так и на межрегиональном уровнях. Одной из задач инновационно- ориентированного кластера, как саморегулируемой некоммерческой организации является разработка единых стандартов и типовых регламентов интеграционных взаимодействий его участников. В этой связи все предприятия, входящие в кластер, предоставляют техническую и организационно-экономическую информацию в общий банк данных.
Эффективность создания кластеров заключается и в их межсекторном сотрудничестве. На пересечении различных секторов могут быть созданы и реализованы инновационные проекты.
Позиция автора состоит в рассмотрении кластерной политики в качестве ключевого инструмента конкурентоспособности региона и повышения инновационного потенциала внешнеэкономической деятельности. Кластерная организация внешнеэкономической деятельности реализуется и посредством развития региональной инфраструктуры. Для Ростовской области это связано с развитием логистической инфраструктуры на базе концепции «единого окна», которая позволяет повысить региональную конкурентоспособность и как следствие - национальную.
Кластерные инициативы в Ростовской области характерны для сельскохозяйственного, металлургического
производства, транспортной инфраструктуры, торговли, финансового сектора экономики и сферы интеллектуальных услуг.
Опыт создания структур кластерного типа свидетельствует о том, что одним из основных преимуществ кластеризации экономики стало сохранение
ее участниками доли рынка и возможности выживания в условиях кризиса.
На основе проведённого анализа представляется возможным выделить преимущества кластерного подхода для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности:
- снижение производственных издержек предприятий;
- возможность обеспечения конкурентных преимуществ кластера;
- расширение доли кластера на внешнем и внутреннем рынках;
- укрепление связей и сотрудничества.
Исследуя инновационный контекст кластеров, функционирующих в международной торговле, целесообразно обратиться к их типологии. С нашей точки зрения при инициировании кластерного подхода к организации ВЭД целесообразно руководствоваться следующей типологией кластеров: инно-
вативный кластер, индустриальный
кластер, взаимосвязанный кластер.
Функционирование кластеров базируется на регионально ограниченных формах экономической активности внутри схожих секторов, традиционно привязанных к тем или иным научным учреждениям.
Нами предлагается методика формирования инновационно-ориенти-
рованного кластера внешнеэкономической деятельности региона, этапы формирования которого представлены на рис.2.
1. Создание инициативной группы. Традиционно инициаторами кластеров выступают его выгодополучатели. В нашем случае, это субъекты внешнеэкономической деятельности. Инициирование процесса формирования кластера должно опираться на финансовую, административную, политическую поддержку на региональном и национальном уровнях.
Рис. 2. Этапы формирования инновационно-ориентированного
кластера ВЭД
Создание инициативной группы можно охарактеризовать как неформальный процесс. Наряду с основными организационно-управленческими ме-
роприятиями по инициированию кластера на первом этапе, важно определить принципы создания кластера и выявить субъектов, заинтересованных в его создании. Такого рода работа осуществляется в рамках координационных и рабочих встреч. Зарубежный опыт создания образований кластерного типа свидетельствует о том, что конкурентными преимуществами обладают кластеры, базирующиеся на модели государственно-частного партнёрства, реализуемой в формате связки: «государст-во-бизнес-наука». Эти кластеры более устойчивы, мобильны и конкурентоспособны. В данной методике мы руководствовались подходом к созданию инновационно-ориентированного кластера внешнеэкономической деятельности региона на базе сотрудничества пред-приятий-участников кластера, местных и региональных органов управления и учреждений науки и образования. Акцент сделан на обеспечение синергетического эффекта участников кластера и максимальную их заинтересованность в результативности его деятельности.
2. Диагностика кластера. На данном этапе необходимо определить тип кластера и его специализацию. Далее важно определить состав потенциальных участников кластера. Целесообразно исходить из того, что ядром кластера
выступают ключевые фирмы, которые имеют узкую специализацию, географически близки друг к другу и взаимодействуют. Поддерживающие фирмы создают условия для эффективного функционирования кластеры. Среди них можно выделить поставщиков сырья, а также различного рода посреднические структуры. Важно диагностировать ключевые объекты коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры кластера, включая конфигурацию сетевых связей с центрами профессионального обучения и научноисследовательскими центрами, структурами, обеспечивающими поддержку предпринимательства на уровне местных и региональных органов власти. На данном этапе диагностируется конечный продукт кластера. Следует зафиксировать договорённости участников о намерениях и сотрудничестве в рамках кластера. Количественный анализ кластера базируется на статистических данных и оперативной информации, характеризующей ключевые параметры деятельности его участников. Методы, основанные на анализе статистической информации, применительно к проблеме кластеризации обобщены в работе Е.С. Куценко [4]. Чаще всего определение взаимосвязанных отраслей в кластере осуществляют с помощью таблицы «затраты-выпуск» межотраслевого баланса. Однако, этот метод невозможно применить на практике, так как с 1995 года межотраслевой баланс в Рос-
сии не составляется ни на уровне страны, ни на уровне региона. Кроме того, и в 1995 году межотраслевой баланс был составлен по отраслям народного хозяйства в системе ОКОНХ, а в данный момент вся статистика предоставляется в разрезе видов экономической деятельности ОКВЭД. Распространен и более адаптивен к российским условиям метод определения значимых кластерных групп. Этот метод применяют в кластерной политике ряда стран, в том числе в США, Канаде, странах ЕС. Исходя из вышеупомянутого методического подхода, кластерная группа представляет собой статистически определяемую совокупность торгуемых видов деятельности, обладающих тематической близостью и характеризуются наличием тенденции к совместной локализации. В основе определения кластерных групп лежит модель распределения отраслевой занятости. Источником информации в этом случае выступают различного рода экономические отчёты, аналитические статьи, маркетинговые исследования, включая анкетирование и опрос потенциальных участников кластера.
3. Определение стратегии развития кластера. Подготовка стратегии развития кластера и программы её реализации осуществляется при участии всех потенциальных участников кластера. Определяются перспективные цели развития кластера, пути и методы их достижения. Выработка стратегии развития кластера базируется на анализе текущей ситуации, характеризующей состояние ВЭД региона, выявлении проблем, формулировке миссии кластера, его общих и специфических целей, SWOT анализе. Целесообразно провести обзор существующих и необходимых компетенций участников, их роль в достижении намеченных стратегических целей и определить индикаторы результативности деятельности кластера. В заявленной стратегии развития кластера необходимо обозначить возможных конкурентов
на национальном и мировом рынках. Обычно стратегия разрабатывается на пятилетний период. Возможна конкретизация целевых установок.
4. Формализация кластера и создание организационной структуры. Исходя из международного опыта, формирование кластера может иметь различные формы. В одних странах требуется создание юридического лица в виде коммерческой или некоммерческой структуры, в других - нет. Возможна реализация договора о консорциуме и создание некоммерческой структуры, в которую должны входить все участники кластера. Для управления и представления интересов кластера создается юридическая некоммерческая структура, которая объединяет партнеров кластера, регулирует взаимоотношения между ними и определяет степень их вовлеченности в кластерный проект, в том числе, их финансовую ответственность. Управленческая структура кластера обычно состоит из управляющего комитета, фасилитатора (лица, обеспечивающего успешность кластерных коммуникаций), руководителя проекта, рабочих групп и пр.
Задачей управляющего комитета является общая координация кластера и его политическая поддержка. В состав управляющего комитета входят представители наиболее важных сопредельных групп.
Задачей фасилитатора кластера является планирование и организация работы в кластере, развитие потенциала участников, построение сетей сотрудничества, а также координация с менеджерами проектов.
Задачей руководителя или менеджера проектов является реализация проектов в рамках кластерной инициативы и прочих проектов и отчетность. Рабочая группа координирует эту деятельность и несёт ответственность за эффективное выполнение плана мероприятий стратегии развития кластера. Для созда-
ния кластера, как правило, привлекается финансирование из государственных и региональных программ, направленных на поддержку кластеров. В некоторых случаях, при формировании кластера финансирование не является необходимым. С нашей точки зрения, целесообразно получение финансирования из региональной программы поддержи кластеров и ВЭД региона.
5. Оценка и мониторинг кластера проводится с целью измерения эффективности реализации заявленной стратеги его развития и последующей корректировки. Нами оценку и мониторинг кластера предлагается проводить с использованием обобщенной функции желательности Харрингтона [5]. В основе построения этой обобщенной функции лежит идея преобразования полученных натуральных значений различных показателей в безразмерную шкалу желательности или предпочтительности. Можно рекомендовать следующие градации: оценке «очень хорошо» соответствует диапазон 1,00 - 0,81 по шкале, «хорошо» - 0,80 - 0,64, «удовлетворительно» - 0,63 - 0,37, «плохо» - 0, 36 - 0,21 и «очень плохо»
- 0,20 - 0,00.
Для получения единой, обобщенной оценки функционирования кластера необходимо задаться наиболее желательными значениями отдельных принятых к анализу показателей ( например, структура экспорта, рост качества экспортных поставок, создание новых рабочих мест и др.).
В зависимости от качества показателя можно устанавливать односторонние или двусторонние ограничения, определяя частные функции желательности ёд, по данным которых находим обобщенный показатель (1).
где - обобщенный параметр Харрингтона,
В1 =,
- корень степени количества анализируемых свойств частных откликов.
В обобщенную функцию желательности (1) могут входить разнообразные отклики, экономические показатели, социальные оценки, технологические характеристики и др.
Обобщенная функция желательности удовлетворяет всем необходимым требованиям, предъявляемым к параметрам оптимизации. Шкала желательности Харрингтона - количественный, однозначный, единый, универсальный показатель качества объекта.
Эффективность реализации стратегии и плана мероприятий кластера предлагается оценивать, исходя из различных групп индикаторов, способствующих повышению инновационного потенциала ВЭД региона. Выделим из них наиболее важные.
Повышение качественных характеристик кластера: рационализация
структуры экспорта; рост качества экспортных поставок; снижение затрат и повышение качества услуг и товаров за счет эффекта синергии, упорядочения логистики и внедрения информационных технологий; создание новых рабочих мест и сохранение существующей рабочей силы; совместные проекты, направленные на сотрудничество бизнеса и учреждений образования в области подготовки специалистов для нужд кластера.
Повышение конкурентоспособности кластера: создание «совокупной инновационной продукции» кластера; уровень производительности труда; улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности; повышение уровня внедрения систем качества в кластере.
Расширение роли кластера на внешних и внутреннем рынках: рост показателей экспортной деятельности; создание единого имиджа кластера и её участников; лучшее знание потребностей и тенденций национального и глобальных рынков; количество вновь созданных предприятий в кластере; объём привлеченных в кластер инвестиций; число совместных предприятий.
Укрепление сетей сотрудничества: увеличение числа контактов и повышение качества сотрудничества с другими кластерами; расширение числа новых партнеров, вовлеченных в кластер и членства в кластерных организациях; увеличение числа совместных мероприятий и межфункциональных взаимосвязей.
Рекомендуется регулярно с учетом жизненного цикла проводить оценку деятельности кластеров с помощью обобщенной функции желательности с целью уточнения и корректировки стратегии его развития.
Таким образом, способ оценки качества показателей кластера с помощью обобщенной функции желательно-
сти Харрингтона является удобным, многомерным, универсальным средством анализа. Его применение можно рекомендовать при оценке кластерных структур ВЭД в качестве индикатора первичной экспертизы инновационных проектов, инициатив предпринимателей экспортеров, координации.
Библиографический список
1.Porter, M. E. (1990) “The Competitive Advantage of Nations”, London: Macmillan.
2.Porter, M. E. (1998) “On Competition”, Harvard Business School Press.
3.Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс.2005.
4. Куценко Е.С. Кластеры в экономике:
практика выявления. Обобщение зарубежного опыта. // Обозреватель.
№10(237). 2009.
5.Адлер Ю. П., Маркова Е.В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий.-Изд. 2-е перераб. и доп.-М.: Наука, 1976.280с.