ББК 65.305.424.4-11(2Рос-4Аст)
М. А. Шулимова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНОЙ ОТРАСЛИ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Судостроительно-судоремонтная отрасль всегда занимала в экономике Астраханской области доминирующее положение, производя свыше 50 % продукции машиностроения. Ее представляли как чисто судостроительные предприятия (судостроительные заводы «Лотос», «Морской судостроительный завод», «Красные баррикады», «Завод им. III Интернационала»), так и судостроительно-судоремонтные предприятия, сочетающие ремонт судов (70 %) с судостроением (30 %) - это предприятия инфраструктуры водного транспорта (судостроительно-судоремонтный завод (ССЗ) им. В. И. Ленина, 30-й годовщины Октябрьской революции, ССЗ им. А. П. Гужвина и др.), рыбной промышленности (судоверфь им. С. М. Кирова, судоремонтные заводы; Первомайский, Волго-Каспийский, Мумринский и др.).
Переход страны на рыночные отношения существенно изменил место и роль в экономике машиностроения судоремонтно-судостроительного производства, которое всегда пользовалось существенной государственной поддержкой, а в настоящее время переживает не лучшие времена.
По мнению экспертов [1], в настоящее время судостроение переживает глубокий и длительный кризис перепроизводства, который продлится 7-8 лет и совпадет по времени с финансово-экономическим. Самая острая фаза перепроизводства придется на 2011-2013 гг. и будет сопровождаться массовым банкротством верфей. Существенные институциональные изменения должны коснуться большинства судостроительных компаний. В условиях кризиса доминирующей становится тенденция к специализации [2].
Россия на мировом рынке судостроения представлена преимущественно готовой продукцией военного и научно-исследовательского познания, частично производством судов и устройств по добыче нефти и газа, и ее специализация в будущем сохранится. При этом остается также возможность выполнения отдельных производственных операций в условиях аутсорсинга -передачи части работ другим предприятиям за определенную плату (например, сборка корпусов). В Астраханской области рынок крупных заказов ограничен территорией Каспийского моря, поэтому перспектива развития отрасли видится в развитии рыбопромыслового и транспортного судостроения для речного и прибрежного лова, постройки вспомогательных и научноисследовательских судов (буксиры, брандвахты, пожарные суда), судовое оборудование и устройство морских буровых установок и нефтеперерабатывающих платформ. По мнению правительства Астраханской области, можно рассчитывать на то, что будут реализованы планы создания специализированной государственной лизинговой судостроительной компании, заказы которой могут получить предприятия Астраханской области. В качестве необходимого условия развития судостроительно-судоремонтного направления Астраханской области до 2020 г. Программой развития ставится ее корпоративная модернизация [1].
В последние годы судостроительные предприятия Астраханской области ориентировались на единственный сегмент - строительство шельфовых платформ. Но существует ниша, которую необходимо сохранить и закрепить, - производство технических объектов для разработки шельфовых месторождений, строительство нефтегазодобывающих платформ. В этой сфере уже достигнуты определенные успехи. С целью минимизации конъюнктурных рисков в ближайшее время необходимо обеспечить выход астраханских предприятий на растущие сегменты рынка. Среди них торговый флот на Каспии, который ожидает в ближайшие 5-7 лет существенное обновление и расширение; заказы крупных судовладельцев - ОАО «Совкомфлот», «Волго-Балтийская компания»; некоторые сегменты европейского рынка, испытывающие рост даже в период затяжного кризиса (суда, обеспечивающие портовые работы, буксиры, спасательные суда, сухогрузы дедвейтом до 10 тыс. т и пр.); государственные заказы [1].
Корпоративная стратегия в судостроении предусматривает возможность вступления предприятий области в альянсы, финансово-промышленные группы и крупные вертикально интегрированные структуры с участием российских или мировых лидеров отрасли. Это не единственный
возможный путь развития, однако при принятии политики перехода на корпусное судостроение и реализацию оффшорных заказов, как показывает мировой опыт (а в такой отрасли, как судостроение просто необходимо учитывать опыт других отраслей), судостроительным предприятиям для обеспечения собственной конкурентоспособности потребуется вхождение в состав устойчивых компаний, зарекомендовавших себя на рынке. Другим вариантом усиления отрасли является тесная горизонтальная интеграция предприятий внутри кластера. Здесь потребуется внедрение механизмов субконтрактации и аутсорсинга. В первую очередь это касается судостроительносудоремонтного направления, составляющего инфраструктуру рыбной отрасли региона [3].
Кластерная политика признана основополагающей в целях обеспечения долгосрочной конкурентоспособности региона. Необходимость ее реализации изложена в документах федерального значения. Так, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [1] предусмотрено создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России.
Долгосрочной целью региональной кластерной политики является развитие конкурентоспособных, инновационно ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.
Основные инструменты кластерной политики определяются исходя из выделения нескольких групп отраслей с различным уровнем и потенциалом кластеризации, значением для экономики области, наличием факторов производства, масштаба рынков, на котором присутствуют предприятия, а также прогнозной динамикой развития основных рынков сбыта.
Большое значение для экономики области имеют секторы со средним уровнем плотности коммуникации внутри кластера и средний потенциал роста рынков. Основной задачей для этих отраслей является переход к конкурентоспособным производственным кластерам. Здесь имеется в виду: а) стимулирование корпоративной модернизации; б) реализация маркетинговых программ, продвигающих региональные кластеры на внешние рынки, мероприятия по расширению рынков сбыта, налаживанию стратегических партнерств, привлечению инвестиций; в) создание структуры кластеров (определение специализации, выделение ядра, смежных секторов, поддерживающих инфраструктур и т. д.); г) усиление кооперации между предприятиями, а также смежными секторами; д) стимулирование технологической модернизации, реструктуризации и реализации инвестиционных проектов; е) кадровое развитие, повышение квалификации рабочего персонала. К отраслям, соответствующим данным приоритетам, относят судостроение, транспортные услуги, строительный комплекс и промышленность строительных материалов, некоторые секторы агропромышленного комплекса. Необходим также переход к инновационному типу развития данных отраслей - развитие корпуса проектирования, технологического и сервисного обеспечения и пр. Но это в долгосрочной перспективе [1].
Проведенный анализ теоретических подходов к объяснению кластеров в работах российских и зарубежных экономистов позволяет еще раз акцентировать внимание на понимании роли и преимуществах данной структуры в экономике:
— кластер является инструментом самоорганизации экономического пространства региона, его позиционирования как самостоятельного субъекта развития;
— кластер служит критерием оценки новой качественной ступени развития форм взаимодействия предприятий, интегрируемых в единую организационную структуру с диверсифицированным производством. Может включать институты рыночной, производственной и социальной инфраструктуры. Эффект от формирования кластеров формирует особую социальную и культурную, ментальную и экономическую среду;
— кластерная форма организации производства соответствует потребности развития экономики на основе нового технологического уклада, может стать способом доведения и реального использования в практической деятельности принципиально новых технологий;
— инновационная ориентированность кластера позволяет находить новые точки роста экономики региона; служит формированию национальных и региональных инновационных систем;
— кластер обладает особым потенциалом коммуникации и сближения предприятий различных форм бизнеса, научно-исследовательских институтов и центров, венчурных фирм, образовательных учреждений, которые способны генерировать, использовать в производстве
и извлекать коммерческую выгоду от инноваций [4]. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями.
Если говорить об Астраханском регионе в современных условиях конкретно, то здесь, безусловно, существует потенциал для развития судостроительного кластера. Это связано:
— с наличием на шельфе Каспийского моря значительных запасов нефти и растущими потребностями в морских сооружениях для разведки и добычи, судах вспомогательного флота и для транспортировки нефтепродуктов, спасательных судах, насыпных судах, буксировщиках;
— с развитием международного транспортного коридора и значительным увеличением объёма морских грузоперевозок на Каспии [2];
— с тенденциями развития Каспия и необходимостью пополнения рыбодобывающего флота новыми типами судов в северной части Каспийского моря;
— с бурным развитием туристической базы региона.
Однако, как показывает мировой опыт, создание кластеров - процесс затратный, в котором государство осуществляет примерно половину финансирования за счет средств федерального и регионального бюджетов. Но, с другой стороны, кластерная политика ведет к увеличению числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, снижению зависимости бюджетов от отдельных предприятий.
Решение институциональных проблем судостроения и судоремонта выдвигается в качестве главного условия развития отрасли. Однако:
— кластеризация промышленности и выделение кластера судостроительносудоремонтных предприятий требует создания организационно-экономического механизма управления структурными преобразованиями в отрасли;
— определяя холдинги в качестве основной структурирующей единицы кластера судостроения и судоремонта, мы должны предложить адекватный каждому виду холдинга механизм его создания и управления им в составе кластера.
Кластеризация как инструмент развития судостроительно-судоремонтной отрасли станет важным шагом по формированию рыночно ориентированных управленческих структур в реальном секторе экономики, где сходятся интересы всех участников производств и крепнет положение отечественного товаропроизводителя на внутреннем и мировом рынке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://jilkin.ru/strategiya / Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года.
2. Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» / http:www.csr-riw.ru.
3. Белышев Л., Ефременко В. Реструктуризация судостроения: сегодняшние проблемы // Морской сборник. - М.: Красная звезда. - 1997. - № 12.
4. Рябошапка А. И. Влияние кластеров на развитие экономики региона // Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: Россия и мировой финансовый кризис: поиски глобальных и национальных ответов. - Ростов н/Д, 2009. - С. 65-66.
Статья поступила в редакцию 8.02.2011, в окончательном варианте - 18.04.2011
CLUSTERIZATION AS A DEVELOPMENT TOOL OF THE SHIPBUILDING AND REPAIR INDUSTRY OF THE ASTRAKHAN REGION IN MODERN CONDITIONS
M. A. Shulimova
In current conditions it is necessary to ensure an output of Astrakhan shipbuilding and repair enterprises into growing market segments. The corporate strategy in shipbuilding provides for joining of Astrakhan enterprises into alliances and large, vertically integrated structures with the participation of Russian and international industry leaders, a strong horizontal integration of enterprises within the cluster. Cluster is a way of self-organization of economic space of the region. It corresponds to the need of economics development, based on a new technological structure, and it may become a way of real use in practical activities of fundamentally new technologies. The main structuring unit of shipbuilding and repair cluster is a holding. It is marked out that it is necessary to suggest an adequate mechanism for every kind of the holding for its creation and management in the cluster structure.
Key words: cluster, holding, corporate upgrades, subcontracting, outsourcing.