ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 338.486: 711.2
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНЦИИ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Е. В. ПЕЧЕРИЦА, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью
Е-таИ: helene8@yandex. ш Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
В статье даны показатели эффективности функционирования туристских организаций в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). Рассмотрены направления государственной помощи в образовании кластеров. Выделены характерные особенности туристской деятельности и преимущества реализации кластеров. Выявлены преимущества и проблемы формирования и развития кластеров как основы создания новых структурных объединений для сбалансированного управления развитием гостиничных предприятий в регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: кластер, барьер на входе, конкурентоспособность, гостиница, туризм, индустрия гостеприимства.
Глобализация и концентрация гостиничного бизнеса проявляются в создании крупных корпораций и гостиничных цепей. Такой подход позволяет
* Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития СПб ГУСЭ на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.
гостиничным предприятиям перегруппироваться и привлечь дополнительные ресурсы для развития своего бизнеса. Гостиничные предприятия концентрируются через создание союзов или ассоциаций, не нарушающих их юридическую и хозяйственную самостоятельность, но позволяющих проводить совместные маркетинговые программы, вести исследовательскую деятельность, формировать единую систему подготовки и переподготовки кадров [11].
Кроме этого, руководителям гостиничных организаций полезно задумываться над тем, что и как нужно сделать для ограничения притока конкурентов на целевой сегмент. Такие ограничения иногда именуются «барьерами на входе». Высокие барьеры на входе очень полезны для организации, они ограничивают конкуренцию, а потому их создание чрезвычайно эффективно для повышения конкурентоспособности. Некоторые «барьеры на входе» и комментарии к ним приведены в табл. 1.
Всемирный экономический форум определяет конкурентоспособность как набор институтов, политических мер и факторов, обусловливающих уровень производительности страны. Уровень
Таблица 1 Необходимость «барьеров на входе» в гостиничном бизнесе
Вид «барьера на входе»
Местоположение
Минимизация издержек
Интеллектуальная
собственность
(патенты)
Бренд
Знания
Секретность
Комментарий
В различных видах бизнеса, в том числе и в гостиничном, местоположение - ключевой момент. Особенно это заметно, когда отели располагаются на вокзальных площадях. Количество так называемых «клиентов с улицы» в данном случае вырастает в разы. Для того, чтобы занять выгодное местоположение, надо попытаться занять его раньше других, попытаться приобрести или предпринять меры по созданию выгодного местоположения. Например, лоббируя организацию парковки автомобилей рядом со зданием, в котором находится бизнес, или перенос остановки общественного транспорта к месту бизнеса
Постоянная работа над минимизацией издержек - один из самых действенных, труднопреодолимых для конкурентов барьеров. Здесь важно понимать, что предела такой работе нет
Патенты имеют огромное значение для получения конкурентного преимущества в любом бизнесе. Всегда нужно проверять, не имеет ли организация идей, которые можно запатентовать
Безусловно, создание привлекательного бренда - это барьер. Другое дело, что работа эта долгая и дорогая
Этот барьер часто не учитывают. но нет ничего важнее, чем знания о том, что ценит клиент. крайне важно привлекать лучших специалистов и полностью использовать потенциал имеющихся возможностей
конкурент при проникновении на сегмент рынка должен вложить максимум средств для получения сведений о ваших клиентах. Конфиденциальность сведений о зарплате сотрудников важна, но не до такой степени, как это наблюдается в современном российском бизнесе: все равно это тайна полишинеля. А вот объемы продаж желательно скрывать от конкурентов так же, как и то, что именно ценит клиент
производительности, в свою очередь, определяет устойчивый уровень благосостояния, которого может достичь экономика. Другими словами, более конкурентоспособные экономики обычно способны обеспечивать более высокий уровень дохода для своих граждан. Уровень производительности также определяет коэффициент окупаемости инвестиций (в физический и человеческий капитал, в технологии). Коэффициенты окупаемости инвестиций являются основополагающими движущими факторами темпов роста экономики, а значит - более конкурентоспособная экономика развивается быстрее в среднесрочной и долгосрочной перспективе [4].
Плохой инвестиционный климат, отсутствие конкуренции не способствуют повышению инвестиционной и предпринимательской активности российских компаний, не стимулируют их к внедрению инноваций и, соответственно, повышению конкурентоспособности, что отрицательно сказывается на прибыльности самих компаний. В свою очередь это отрицательно сказывается на наполняемости региональных бюджетов, призванных поддерживать местное предпринимательство и повышать благосостояние своих граждан [8].
Автором была произведена оценка деятельности туристских организаций Северо-Кавказского федерального округа с использованием предложенных критериев и показателей оценки эффективности деятельности, основываясь на следующем алгоритме:
• сбор и обработка информации, необходимой для проведения аналитических процедур;
• расчет показателей, сгруппированных в соответствии с критериями эффективности организации туристского бизнеса (табл. 2). Приведем показатели эффективности гостиничного бизнеса и порядок их расчета.
1. Показатели эффективности использования номерного фонда.
1.1. Коэффициент загрузки коечного фонда:
К = К . / К ,
з д. ф д. м'
где кд ф - фактическое число обслуженных койко-дней за период;
К - максимально возможное число обслу-
д.м
живания койко-дней за период при полной загрузке.
1.2. Средняя длительность пребывания на 1 койко-месте, дней:
д.ф р'
Источник: составлено по данным [1].
ДП=Кя
где Кдф - фактическое число обслуженных койко-дней за период;
Таблица 2
Показатели эффективности функционирования туристских организаций в регионах Северо-Кавказского федерального округа в 2010 г.
Регион Коэффициент загрузки коечного фонда Средняя длительность пребывания на 1 койко-месте Оборот койко-места Выручка в расчете на койко-день, тыс. руб. Затраты в расчете на 1 койко-день, тыс. руб. Прибыль в расчете на 1 койко-день, тыс. руб. Рентабельность оказания туристских услуг Рентабельность продаж туристских услуг Производительность труда RevPAR, тыс. руб RevPAC, тыс. руб.
Кабардино-Балкарская 0,33 11,87 9,99 0,63 0,73 -0,10 -0,13 -0,15 304,3 0,6 7,5
Республика
Карачаево-Черкесская 0,18 6,80 9,69 0,30 0,22 0,08 0,39 0,28 305,6 0,1 2,0
Республика
Республика Дагестан 0,21 4,33 17,94 0,68 0,55 0,14 0,25 0,20 286,2 0,4 3,0
Республика Ингушетия 0,11 2,66 14,89 3,57 4,69 -1,13 -0,24 -0,32 207,7 0,5 9,5
Республика Северная 0,36 9,76 13,59 0,49 0,75 -0,26 -0,35 -0,54 194,1 0,4 4,8
Осетия - Алания
Чеченская Республика 0,06 1,18 17,95 7,39 14,98 -7,59 -0,51 -1,03 225,4 0,6 8,7
Ставропольский край 0,61 10,36 21,51 1,51 2,03 -0,53 -0,26 -0,35 462,0 1,7 15,6
Северо-Кавказский 0,43 9,54 16,43 1,22 1,60 -0,38 -0,24 -0,31 426,7 1,1 11,7
федеральный округ
Источник: составлено автором по данным Росстата.
Ч - число обслуженных отдыхающих (за период).
1.3. Количество дней работы койко-места:
Д=к ф / к,
^ д. ф '
где кд ф - фактическое число обслуженных койко-дней за период;
К - среднегодовое число коек в продаже.
1.4. Оборот койко-места (номера):
О = Ч / К,
к.м р '
где Чр - число обслуженных отдыхающих за период; К - среднегодовое число коек в продаже. 2. Показатели экономической эффективности туристского обслуживания.
2.1. Выручка в расчете на один койко-день:
В = В / К „
к. д д.ф'
где В - выручка от реализации туристских услуг; кдф - фактическое число обслуженных койко-дней.
2.2. Затраты в расчете на один койко-день:
З = З / кф,
к. д с д.ф'
где зс - суммарные затраты, связанные с оказанием туристско-рекреационных услуг; кдф - фактическое число обслуженных койко-дней за период.
2.3. Прибыль в расчете на один койко-день:
П = П / К „
к.д у д.ф'
где П - прибыль организации от оказания услуг; кдф - фактическое число обслуженных койко-дней.
2.4. Рентабельность оказания туристских услуг:
R = П / З,
у у с'
где Пу - прибыль организации от оказания туристских услуг;
зс - ее суммарные затраты, связанные с оказанием туристско-рекреационных услуг.
2.5. Рентабельность продаж туристских услуг:
R = П / в,
у
где Пу - прибыль организации от оказания туристских услуг;
В - выручка от реализации туристских услуг.
2.6. Доход гостиниц формируется, с одной стороны, средней ценой продажи, а с другой - загрузкой номерного фонда. Произведение этих составляющих дает доход на номер (англ. - RevPAR или Revenue Per Available Room) - один из базовых элементов экономики гостиничных предприятий. Доход в данном случае представляет собой выручку от продажи номеров, не включая издержки:
Rev PAR = В /Ч,
о о'
где во - вся выручка от сдачи номеров;
Чо - общее число номеров в гостинице (рассчитано за год).
РЕгионАльнАяэкономикА: теория и практика
51
2.7. Средний доход на гостя определяется следующим образом:
Rev PAC = В /Г,
о о'
где го - общее число гостей, принятых в гостинице (рассчитано за год).
Проанализировав показатели эффективности деятельности гостиничных организаций СевероКавказского федерального округа, можно сделать вывод об их крайней неоднородности. Так, Ставропольский край является достаточно благоприятным регионом для осуществления и развития туристско-рекреационной деятельности, ведь коэффициент загрузки коечного фонда в Ставропольском крае в разы превышает аналогичные показатели по всем регионам СКФО и равен 0,61.
очень высока и производительность труда в сфере туризма в Ставропольском крае. Данный показатель в Ставропольском крае существенно выше, чем в других субъектах федерального округа и составляет 462 тыс. руб., в то время как в остальных регионах производительность труда в туризме не превышает 306тыс. руб. Выручка номерного фонда на 1 гостя (Rev PAC) в Ставропольском крае составляет 15,61 тыс. руб., а выручка на 1 номер в день равна 1 700 руб. Данные показатели говорят о высокой эффективности гостиничного бизнеса Ставропольского края. однако стоит обратить внимание на показатели выручки и затрат в расчете на 1 койко-день и показатели рентабельности. Здесь показатели затрат превышают показатели выручки, а значения показателей рентабельности находятся на отрицательном уровне. Изучив и проанализировав все вычисленные показатели в комплексе, можно сделать вывод, что такая ситуация обусловлена не низкой эффективностью работы туристских предприятий и их убыточностью, а высокой долей теневых доходов, которые не отображаются в финансовой отчетности организаций.
Таким образом, можно говорить о весьма высоком уровне эффективности организаций туристского кластера Ставропольского края.
Возникает настоятельная необходимость повышения конкурентоспособности российских регионов и принятия мер по созданию в них условий для ведения такого гостиничного бизнеса, благодаря которому повышалась бы эффективность и продуктивность деятельности российских гостиничных предприятий на внутреннем и международном рынках, а также существенно увеличился бы приток прямых иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики.
Конкурентоспособность региональной экономики является способностью реализовать основную целевую задачу ее функционирования - достичь устойчивого социально-экономического развития региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные и поверхностные) признаки конкурентоспособности региона.
К базовым признакам конкурентоспособности относятся:
• природно-сырьевые ресурсы;
• трудовые ресурсы (квалификация);
• научный, управленческий потенциал;
• производственная база.
К обеспечивающим (глубинным и поверхностным) признакам конкурентоспособности относятся:
• стоимость рабочей силы;
• качество управленческого потенциала;
• предпринимательский климат;
• инфраструктура. Конкурентоспособность России непосредственно зависит от конкурентоспособности составляющих страну регионов, а конкурентоспособность региона напрямую связана с конкурентоспособностью местных компаний.
Мероприятия по проведению кластерной политики должны быть направлены на выявление, формирование, поддержку и укрупнение кластеров малых и средних предприятий и должны быть нацелены на удовлетворение фактических потребностей малых и средних предприятий, заинтересованных в повышении своей конкурентоспособности через реализацию совместных (кластерных) проектов.
Для осуществления государственной политики по отношению к региональным и локальным кластерам необходимо сначала провести исследования по выявлению существующих или формирующихся кластеров, которые обычно состоят из малых и средних предприятий. Эта задача должна реализовываться преимущественно региональными органами власти, ведь они владеют более дифференцированной информацией о развитии предприятий на местах. Причем важен общий контроль федеральных органов власти, которые должны в результате сформировать общую картину развития пространственных кластеров в стране. Сейчас формирование региональных и локальных кластеров в российской экономике затрудняется слабым развитием малого и среднего бизнеса в стране в целом [16].
В целях усиления привлекательности региона государство и бизнес стимулируют участие иностранных фирм и обмен с зарубежными кластерами, а также использование зарубежных ресурсов для усиления конкурентоспособности. Все большее число представителей власти и топ-менеджеров понимают, что для укрепления уникальности кластера и расширения его возможностей выживания в условиях глобальной межрегиональной конкуренции необходимо создавать открытые кластеры, в которых партнерские сделки заключаются с иностранными фирмами и университетами. Использование внешних ресурсов (привлечение иностранных партнеров в кластер) привносит новые элементы и идеи в кластер, что позволяет и дальше углублять его уникальность.
Стратегический межкластерный обмен должен быть поддержан не только государством, но и агентами, входящими в кластер, - университетами и фирмами. Немаловажно и местоположение организаций, входящих в кластер. Желательно также как можно шире привлекать иностранные фирмы и исследовательские институты в работу кластера и предлагать им стать частью этого кластера (а не только предлагать обмен). Региональные кластеры должны также привлекать к себе исследователей и студентов (особенно иностранных) и стимулировать заключение с ними долгосрочных контрактов.
Центральное правительство, местные власти, университеты, фирмы, промышленные ассоциации и другие заинтересованные организации должны построить единую структуру для эффективной и тесной кооперации. Во многих случаях в кластер включено большое количество участников, а полномочия и финансовые средства распылены. Поэтому необходима унифицированная и доступная структура.
на активность кластера (следовательно, и на его развитие) значительно влияет наличие и активность исследовательских институтов. Государство определяет сферу деятельности исследовательского института, снабжая его соответствующими полномочиями и оборудованием.
глобализация и связанные с ней перемены вызвали увеличение уровня конкуренции, с которой сталкиваются страны, вынуждая их отслеживать условия работы бизнеса в других регионах. Но глобализация также предоставила новые возможности проникать на значительно более крупные рынки других стран и извлекать выгоду от более эффек-
тивного производства товаров и услуг в других местах. Регионам чрезвычайно важно разработать свой уникальный профиль кластеров и условий для деятельности бизнеса (просто придерживаться средних показателей отныне недостаточно). В то же время развитие локальных центров, кластеров и сетей способствует развитию не только отдельного региона или мегарегиона, но и вносит вклад в пополнение общеевропейского потенциала [10].
Бизнес считает, что роль власти в создании кластеров - стимулирующая. Власть заинтересована в том, чтобы на территории региона производился сложный продукт, способный конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Кластеру и инновационному товару очень сложно появиться самим по себе. Им нужно помочь. И этим помощником, несомненно, является государство. Кластер - это инструмент конкуренции на мировом уровне. Для его успешного функционирования необходимо поддерживать (стимулировать), по крайней мере, три направления (рис. 1).
Очевидным преимуществом кластера является его способность обеспечивать межотраслевой перелив трудовых ресурсов на принципах саморегуляции, самостоятельно адаптироваться к внешним изменениям. Высокая адаптивность к изменениям маркетинговой среды и способность быстро вводить инновации являются решающим преимуществом кластера перед другими формами интеграции (например, вертикально интегрированными компаниями).
В кластере скорость появления и распространения новых знаний, навыков и практик намного выше, чем в иерархических средах, что ускоряет инновационное развитие локальных предпринимательских и образовательных структур. Поэтому целесообразно совмещение в рамках сектора образовательных учреждений и предприятий (их филиалов), организованных в виде кластеров. Децентрализация принятия решений о разработке и выводе на рынок новых образовательных услуг, программ и стандартов, их диверсификация, решаемая в рамках кластеров, способствуют более оперативному реагированию на потребности рынка труда в целом, и точечной подстройке под нужды конкретных предприятий, в частности.
С точки зрения процессов и связей адаптации кластер представляет собой устойчивую организацию с гибкими формами взаимодействия между хозяйственными субъектами (в том числе управ-
ления производством и организации труда). Его функционирование характеризуется динамическим балансом интересов, издержек и цен участников. При этом ключевыми критериями идентификации кластеров выступают географическая локализация, конкуренция, кооперация и специализация. Под гостиничным кластером следует понимать спонтанно возникшую или специально созданную сеть гостиничных организаций, включая их поставщиков (оборудование, мебель, расходные материалы для гостиниц, сырье и полуфабрикаты для предприятий общепита), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры), связующих рыночных институтов (турфирмы, музеи, предприятия общепита, магазины сувениров, транспорт) и потребителей (клиентов), географически сконцентрированных в одном или нескольких регионах, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, что ведет к синергетическим эффектам, усиливающим конкурентные преимущества как отдельных компаний кластера, так и региональной экономики в целом.
В процессе кластеризации происходит взаимное наложение множеств экономических интересов участников кластера, на пересечении которых возникает множество общих интересов, являющихся основой реализации кластерной стратегии. Вхо-
дящие в кластер субъекты (структуры, участники) сохраняют и продолжают реализовывать частные интересы, связанные с укреплением своего конкурентного статуса.
Субъекты кластера, как правило, объединены экономическими связями и отношениями, личными контактами, организационной культурой, включающей представления, ценности, установки, эталоны действий, а иногда общим брендом и маркетинговыми стратегиями. Эти отношения в большей мере подвержены институционализации, что позволяет реализовать долгосрочные проекты, взаимоотношения. Кластеры ограничивают возможности деструктивных действий и оппортунистических стратегий за счет высокой освещенности и транспарентности их маркетинговой среды, способствуют взаимной адаптации [3].
эффективность кластерного подхода определяется также тем, что преодолевается узкоотраслевое видение экономики региона, что деформирует конкуренцию за счет лоббирования интересов отдельной сферы производства или компании и, как следствие, ведет к «перетеканию» выгод в один из видов экономической деятельности за счет других. Кластеризация позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику развития региона с учетом потенциала региональных экономических субъектов.
В конечном итоге развитие экономики регионов по пути кластеризации позволяет увеличить приток капиталов и технологий, прямых инвестиций, которые привносят в регион кроме финансовых средств новые технологии, интеллектуальные ресурсы, управленческие навыки, всемирно известные торговые марки [3].
Необходимость использования кластерного подхода для развития туризма объясняется, с одной стороны, уникальными характеристиками туризма и туристского продукта, а с другой - преимуществами, возникающими вследствие реализации кластерных проектов.
К характерным особенностям туристской деятельности можно отнести следующие положения:
- данная деятельность естественным образом сочетает сегменты разных сфер деятельности, производящих широкий спектр товаров и услуг, требующихся во время путешествия. Туристский продукт, в принципе, не может формироваться только одним производителем [13];
- право собственности на ресурсы, используемые для создания туристского продукта, распределено между большим количеством участников как на территории туристского региона, так и за его пределами. Конфликты интересов могут затруднить развитие необходимого для эффективной туристской деятельности взаимодействия, поскольку цели различных компаний могут отличаться существенным образом [13];
- вследствие индивидуализации обслуживания туристов ключевую роль в предоставлении соответствующих продуктов и услуг играют средние и малые компании [15];
- туристский продукт пространственно зафиксирован, и, соответственно, турист должен находиться в месте производства услуги, на территории туристского региона. Ценность туристского продукта как для производителя, так и для потребителя начинает увеличиваться в тот момент, когда потребитель приезжает на место производства услуги. Без туристов, находящихся непосредственно на территории, производитель простаивает в бездействии [6];
- туристский товар, являясь услугой, привлекает туриста как сопроизводителя и активного участника производства и реализации, что частично происходит в процессе потребления. В результате возникает проблема контроля качества, ведь большинство туристских продуктов производится и продается в одно и то же время. При этом опыт туриста
будет зависеть от общего впечатления, полученного в месте посещения. Это означает, что большая часть потенциала роста компании, работающей в сфере туризма, находится за пределами влияния и сил данной компании [14].
К преимуществам реализации кластерных проектов можно отнести следующие моменты:
• туристский продукт может формироваться только в рамках туристских кластеров, представляющих собой сосредоточение туристских ресурсов и достопримечательностей, инфраструктуры, оборудования, поставщиков услуг и других поддерживающих секторов, а также административных структур, которые при совместной работе создают для туристов тот опыт, который они хотели бы получить, посещая территорию [12];
• возникает актуальность целенаправленных и активных действий по устранению потенциальных конфликтов и формированию основы эффективного взаимодействия, что и является одной из составляющих содержания кластерных инициатив;
• большое количество участников туристского кластера усложняет естественную координацию между ними. Возникает потребность туристов в сформированном специально для них турпакете, представляющем комплексный уникальный продукт. Все это диктует острую необходимость постоянного взаимодействия всех производителей в рамках соответствующей цепочки ценности;
• эффективность привлечения потенциальных туристов выше при осуществлении совместной деятельности, нежели при индивидуальных попытках;
• особенности туризма демонстрируют необходимость координации деятельности всех участников кластера в рамках реализации кластерных инициатив.
У кластерной организации туристского сектора экономики имеются явные преимущества, которые отражены на рис. 2.
Таким образом, формирование гостиничного кластера, основанного на взаимодействии организаций туристского бизнеса и других организаций, функционирующих в индустрии туризма, необходимо в силу того, что кластер позволяет преодолеть их замкнутость на внутренних проблемах, инерционность, повысить адаптивность их поведения а также содействует более интенсивному обмену
АДМИНИСТРАЦИЯ
Формирование и увеличение налоговой базы.
Удобный инструмент для
конструктивного
взаимодействия с
бизнесом.
Увеличение уровня
конкурентоспособности
региона.
Условия для
диверсификации
экономического роста в
регионе.
Сокращение выплат по безработице. Развитие смежных секторов в экономике
БИЗНЕС
Снижение барьеров входа на рынок.
Перенос положительной репутации кластера на его участников (имидж, бренд). Снижение издержек за счет эффекта масштаба. Эффективное продвижение своих инициатив через федеральные структуры. Снижение степени риска и неопределенности. Улучшение кадровой инфраструктуры. Расширение инфраструктуры для научных разработок и исследований
ОБЩЕСТВО
Рост уровня заработной платы.
Увеличение занятости населения в регионе. Повышение объема отчислений в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды. Развитие инновационной и финансовой инфраструктуры. Гарантия в сохранении рабочих мест людям, работающим в малом бизнесе.
Рост удовлетворенного спроса на туристские услуги населения
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ КЛАСТЕРА
Обеспечение синергетического эффекта. Обеспечение эффекта масштаба. Стимулирование инноваций, инвестиций.
Стимулирование роста социально-экономической эффективности турбизнеса. Стимулирование развития внешнеэкономической деятельности субъектов турбизнеса. Повышение уровня конкурентоспособности всех субъектов кластера. Повышение уровня жизни населения. Повышение качества услуг
Источник: составлено автором.
Рис. 2. Преимущества кластера в сфере туристско-гостиничной деятельности
информацией, росту конкурентоспособности,ин-вестиционной активности, взаимной поддержке и взаимодействию [7].
Однако существует ряд проблем, которые препятствуют созданию конкурентоспособных кластеров
и их эффективномуфункционщюванию (рис. 3).
Помимо решения существующих проблем для использования кластерного метода в практике управления гостиничным бизнесом в регионе требуются следующие необходимые элементы:
- информационно-методическое обеспечение, организация и технология ведения региональной статистики, в том числе гостиничной статистики;
- анализ данных статистического учета территорий исследуемого региона, в результате которого осуществляется выбор территории в качестве основы с соответствующими базовыми значениями элементов его инновационной системы;
- утверждение на уровне государственных региональных и отраслевых управленческих структур в рамках региональных комплексных программ социально-экономического развития территорий, которые включают туристскую составляющую [9].
Развитие межкластерной конкуренции на рынке гостиничных услуг в СКФО возможно лишь при интеграции сопряженных участников бизнеса. Однако, несмотря на определенную массу преимуществ, которые реализуются промышленно-производствен-ными подсистемами гостиничных кластеров и уже реализуются ими при интеграции, во многих случаях они используются не в полном объеме. Это, во-первых, снижает положительную синергию объединения субъектов, а во-вторых, свидетельствует о сохранении некоторого дисбаланса в управлении организационным развитием и сопряжении целевых интересов. Устранение существенной доли отмеченных недостатков и создание условий для мобилизации интеграционных преимуществ видится возможным в ходе формирования кластерных объединений.
Выделим особенности, свойственные гостиничным кластерам и обоснованные теорией организационного развития:
- территориальная концентрация специализированных хозяйствующих субъектов гостиничного кластера (локальное расположение большого числа организаций, обеспечивающих производство гостиничных услуг по одной производственной цепочке);
- внутрикластерная конкуренция (стимулирует формирование у субъектов кластера устойчивых конкурентных преимуществ, в том числе обусловленных инновационной ориентацией бизнес-деятельности);
- информационное взаимодействие (единое информационное пространство взаимодействия субъектов, объединенных производственными процессами, инновационными проектами и др.);
- устойчивость хозяйственных связей (устойчивость обеспечивается сбалансированностью целевых интересов субъектов кластерного объединения).
Учитывая специфические черты, тенденции, условия и факторы развития гостиничных кластеров, следует дополнить данный перечень другими особенностями, атрибутивно свойственными сложным экономическим системам:
- полицентричность - наличие нескольких (в редких случаях одной) организаций-лидеров (центров экономической активности), реализующих идею сбалансированного управления развитием субъектов кластера;
- сонаправленное развитие - единый вектор развития субъектов кластера обеспечивается, во-первых, на основе базовой концепции его развития, во-вторых, за счет того, что кластер выступает в качестве субъекта экономических отношений вне региона;
- адекватное проявление синергетического эффекта на основе повышения степени интегриро-ванности в соответствии с законом эмерджентности, ведь формирование кластеров способствует не только образованию положительной синергии как результата преобразований, но и появлению новых предпринимательских свойств, присущих только совокупности всех субъектов кластерного объединения [11].
Предлагается использовать кластеризацию как основу создания новых структурных объединений для реализации концептуальных положений сбалансированного управления развитием гостиничных предприятий в регионах Российской Федерации.
Список литературы
1. Брянцева Л. В. АПК. Формирование кластеров в промышленно-производственных подсистемах. URL: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art= 26&page=14.
2. Генон. Из каких этапов состоит процесс создания кластера? URL: http://www. genon. ru/ GetAnswer. aspx?qid=7bdcd348-0f0d-4099-8d19-6b95f1251b68.
3. Гущина Е. Г. Маркетинговый механизм взаимодействия социально значимых рынков: теория, методология, практика. URL: http://dibase. ru/artide/05102009_gushchinaeg.
4. Доклад о конкурентоспособности России -2011. Всемирный экономический форум, Швейцария, 2011. URL: http://www. strategy. ru/the-russia-competitiveness-report-2011.
5. Ермак C., Еремина Е. Гроздья смысла // Сайт «Эксперт Урал». № 12 (459). URL: http://www. 74rif. ru/klaster-ural. html.
6. Корчагина Н. А. Особенности реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник Астраханского государственного техн. ун-та. Серия «Экономика». 2010. № 1.
7. Морозова Ю.Ю. Кластерный подход к управлению организациями туристского бизнеса: монография. Сочи, 2011.
8. Рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации - 2011. URL: http://ria.ru/research_rating/20110628/394492039.html.
9. Рябченюк Ю. В. Кластерные технологии -эффективный инструмент сотрудничества органов власти, крупного и малого бизнеса в целях реализации стратегии развития региона // VIII Южно-Уральский экономический форум. Челябинск. 2007.
10. Степанов Н. Кластеризация - новое явление в мировой экономике и политике. URL: http://www. nanonewsnet. ru/blog/nikst/klasterizatsiya-novoe-yavlenie-rol-v-mirovoi-ekonomike-politike.
11. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. C. 65.
12. Bordas E. Improving public-private sectors coopération in tourism: A new paradigm for destinations // Tourism Review. 2001. № 3/4. Vol 56. URL: http://
www. emeraldinsight. com/Insight/viewContentItem. dojsessionid=733A611DC45C580A0C0AB96BB5E6 9CC4?contentType=Article&hd.
13. Friedrichs Y., Gummesson E. Hotel networks and social capital in destination marketing // International Journal of Service Industry Management. 2006. № 1. Vol. 17. URL: http://www. emeraldinsight. com/Insight/ viewContentItem. dojsessionid=733A611DC45C580A 0C0AB96BB5E69CC4?contentType=Article&hd.
14. Nordin S. European Tourism Research Institute. Tourism clustering and innovation - paths to economics growth and development. European Tourism Research Institute. Stockholm, 2003. URL: http://www. tci-network. org/media/asset_publics/ resources/000/000/616/ original/tourism-clustering-and-inno_etour0104.pdf.
15. Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience // Tourism Management. 2006. № 6. Vol. 27. URL: http:// www. sciencedirectcom/science.
16. Rune Dahl Fitjar u Andrüs RodrHguez-Pose. When local interaction does not suffice: Sources of firm innovation in urban Norway, 2011. URL: http://www. ru-eu-cooperation-without-frontiers. com/Koncepcija_ Konferencii.