2. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс РФ. Части 1 и 2: офиц. текст: по состоянию на 29 янв. 2010 г. М.: Омега-Л, 2010. 592 с.
3. Российская Федерация. Законы. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01 января 2002 г. № 1: офиц. текст: по состоянию на 24 февраля 2009 г.
4. Письмо Минфина РФ от 31.12.2009 г. № 03-07-11/341.
5. Письмо Минфина РФ от 05.11.2009 г. № 03-07-11/282.
6. Письмо Минфина РФ от 03.11.2009 г. № 03-03-04/2/231.
7. Письмо Минфина РФ от 17.07.2009 г. № 03-03-06/1/478.
8. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 07.04.2009 г. № 16-15/032985.
9. Письмо Минфина РФ от 29.08.2008 г. № 03-07-11/290.
10. Письмо Минфина РФ от 14.05.2008 г. № 03-03-06/2/52.
11. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации...: [в 3 т.] / Абова Т.Е. и др.; под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2007.
E.A. Titova
New in defining of useful life of capital investments in leased objects
According to Federal Law #281-FZ (dated 25.11.2009) starting from 01.01.2010 a number of changes in the Russian Tax Code came into effect. Some of these changes let taxpayers use value of useful life of permanent improvements for calculating depreciation rate for these improvements. The result of these changes is declining of tax burden related to transferring permanent improvements back to lessor.
Key words: permanent improvements in leased assets.
УДК 005.94
А.И. Уринцов, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, (495)442-73-98, [email protected], (Россия, Москва, МЭСИ),
Е.А. Белякова, аспирант, 8-916-088-17-29, е Ье1уакоуа @таП.ш, (Россия, Москва, МЭСИ)
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ
Проводится анализ научных взглядов на информацию и знание, дается определение знанию в управленческом контексте и приводится классификация знаний применительно к бизнесу.
Ключевые слова: знания, информация, виды знаний, кодификация,
персонализация, коммуникация, управление, бизнес.
Современный мир живет в глобальном потоке информации, без информации не мыслим бизнес. Информация в бизнесе характеризуется хао-
тичностью, дублированием и порой недостоверностью. Отсутствие информации создает проблемы, но и избыточность информации тоже приводит к негативным последствиям: ошибочным решениям и неправильным заключениям. Одной из самых больших проблем является увеличение объемов «неинформации», т. е. всех тех сведений, которым недостает качества, значимости и/или полезности, но тем не менее отвлекающих внимание и даже вытесняющих то, что на самом деле необходимо. В литературе описывается такое понятие, как «синдром информационной усталости». Слишком большое внимание обычно уделяется процессу сбора сырого материала и недостаточно — более важному — превращению информации в знания, ее анализу.
Знания можно трактовать с разных областей понимания: философское, обыденное, психологическое, экономическое и т. д. Однако сделаем акцент на управленческое понимание знания. В связи с чем знания рассматриваются применительно к бизнесу и индивиду как сотруднику бизнеса.
С точки зрения теории управления понимание знания интегрально и оно рассматривается как:
- потенциальная возможность;
- объект для манипуляций;
- процесс одновременного познания и действия;
- результат деятельности бизнеса;
- стратегический ресурс бизнеса.
Безусловно, этот список не отражает всего многообразия понятия знания, но позволяет выделить два аспекта управленческого понимания знания:
- управляемость знаний;
- знания в качестве механизма управления бизнесом, а значит, возможность совершенствовать систему управления бизнесом посредством знаний.
Дать определение понятию «знание» можно в контексте диалектической связи с понятием «информация». Очень часто и в теории, и на практике оба эти понятия используют как взаимозаменяемые. Однако и для бизнеса тоже необходимо четко осознавать стратегическую разницу между знаниями и информацией. И это не семантический вопрос. Эта разница существенна для управления, дальнейшего существования и развития бизнеса в информационном потоке и информационной перегрузке [5].
Некоторые авторы (например, Л. Ефимова [10], М. Мариничева [3]) считают, что само знание содержится в людях и создание знания происходит в результате социального взаимодействия.
М. Мариничева на основе анализа зарубежной литературы трактует знания («knowledge») как «необходимую людям информацию, используемую ими по определенным правилам и в соответствии с определенными
процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т. д.) людей к этой информации» [4]. Подобным образом с практической ориентацией трактует знание и К. Румизен: «знания (knowledge) — это информация в контексте, способная произвести побуждающее к действиям понимание» [8].
Большинство исследователей и практиков (например,
Дж. Харрингтон и Ф. Воул [9]) полагают, что современный бизнес достигает прогресса через использование четырех фильтров мудрости (рис. 1), где каждая стадия содержит обработку и трансформацию того, что было получено при предыдущей фильтрации для роста и развития и дальнейшего обучения.
Фильтр 1 Фильтр 2 Фильтр 3 Фильтр 4
Данные ► Информация ► Знания ► Мудрость
Рис. 1. Стадии обретения мудрости
1. Сбор данных. Данные — это разрозненные элементы информации, не систематизированные и не проанализированные, а потому не обладающие смыслом. Руководство бизнеса не осознает, что не использует весомое богатство, т. е. бизнес обладает большими массивами данных, но практически не использует в своей деятельности.
2. Преобразование данных в информацию. Информация — это обработанные данные, или результат помещения данных в некоторый контекст. Информация не станет знанием, пока не будет обработана человеком. Информация является важной составляющей знания и представляет собой вход в процесс развития знаний и некий конструкт, в котором происходит преобразование знаний. На этой стадии информация активно используется.
3. Создание знания. Здесь происходит фильтрация информации в целях выявления тенденций или наилучшего опыта, т. е. индивиды усваивают информацию и превращают ее в знание. На этот процесс влияют опыт, навыки, способности, убеждения и сама ситуация, в которой они находятся. Создается информационная система, которая извлекает информацию из хранилищ, циркулирующую по коммуникационным каналам, перерабатывает ее с помощью информационных технологий. Сотрудники вовлечены в процесс работы с информацией. На данной стадии образуется так называемый «коллективный разум».
4. Обретение мудрости. Полученные знания оцениваются с точки зрения их ценности для конкретного бизнеса, возможности применения в будущем с предсказуемыми результатами. Бизнес не только использует знания, но и производит собственные и для внутреннего использования, и внешнего (на продажу).
Практическая деятельность — это ключевой момент понимания знания. Знания становятся бесполезными, устаревают, если их не обновлять и не пополнять.
Таким образом, знание в управленческом контексте — это отрефлек-сированная информация, существующая в бизнесе и направленная на достижение его целей.
Знание динамично, так как создается при внутренних и внешних социальных коммуникациях индивида и индивида; индивида и организации; организации и организации. Знание контекстуально, так как определяется местом, временем и историей взаимодействия. Знание не существует вне субъекта (индивид или коллектив).
Знание носит многоуровневый характер. Существуют многочисленные описания классификаций знаний (рис. 2).
Самой первой и общепринятой классификацией знаний является их разделение на явные (extacit) и неявные (tacit). Это разделение ввел М. Полани в 1966 г. в книге «Неявное измерение», утверждая, что люди знают больше, чем могут сказать.
Явные знания — это знания, которые могут быть трансформированы в систематизированный язык. Такое знание легко вербализируется и артикулируется, т. е. оно коммуницируется и передается.
Неявные знания носят личный характер, их трудно облечь в какую-то явную форму, чтобы передать другим. Это профессиональная интуиция, профессиональное чутье, убеждения, точки зрения, ценности, которые настолько «укоренены», что воспринимаются ими как само собой разумеющееся. Такое знание редко коммуницируется, поэтому с уходом сотрудника из бизнеса, его знания становятся потерянными для бизнеса. Основная часть неявных знаний имеет практическое значение только для того индивида, который ими обладает, потому их передача требует осмысления того, что ближе к действию, реальной ситуации. Наилучшей передаче неявных знаний способствуют непосредственные, прямые отношения, чем опосредованные.
Явные знания еще называют формализованными, а неявные — неформализованными. Данные термины возникли при переводе работы Но-нака и Такеучи «Компания — создатель знания» [7]. Мы считаем это неоднозначностью перевода англоязычных терминов. Хотя есть мнение у профессора Б.З. Мильнера, который выделяет такие категории знаний, как: формализованные, неформализованные, явные, неявные [6], считая их самостоятельными категориями. Он считает, что «формализованные знания
— это знания, записанные и сохраненные на каком-либо носителе».
230
Рис. 2. Классификация знаний, используемых в бизнесе
Неформализованное знание «находится в памяти людей и организаций, доступно и может свободно передаваться другим». К неявным он относит знания, которые хранятся в подсознании людей и культуре организации, в силу чего их очень сложно выявить и использовать. Явными знаниями считает те знания, которые «точно определены, а их детали могут быть воспроизведены (изложены) и сохранены».
Но по нашему мнению, любое знание может быть передано в той или иной форме, вопрос в том, как это знание идентифицировать — определить носителя знания, его значимость для развития бизнеса и возможности для передачи знания, т. е. существует вопрос времени. Поэтому термины «явное/формализованное», «неявное/ неформализованное» считаем синонимами.
Все знания находятся в процессе постоянной циркуляции в бизнесе, и такой обмен происходит двумя путями:
- путем кодификации (codification) знаний (модель people-content-people);
- путем персонализации (personalization) знаний (модель people-to-people).
Практика [1, 4] показывает, что около 20 % знаний в бизнесе формализованы и находятся в ее активе, а около 80 % знаний — это пассив, существующий до тех пор, пока люди, которые являются носителями этих знаний, работают в компании (рис. 3).
Рис. 3. Примерное соотношениеявных и неявных знаний в бизнесе
Согласно другой классификации знания следует подразделять на основе принадлежности их использования:
- «знаю, что» (know-what), или декларативное знание, — освоенное мастерство, которое достигается посредством теоретического обучения; представление о чем-либо, понимание концепций;
- «знаю, как» (know-how), или прикладное знание, — способность применять полученные знания на практике; компетенции и навыки;
- «знаю, почему» (кпо’№-’№Ьу), или системное знание, — понимание взаимоотношений, причинно-следственных связей; знание о системе;
- «хочу знать, почему» (саге^Иу), или личная мотивация творчества,
— охватывает волю, мотивацию и настроенность на успех;
- «знаю, когда» (кпо'^'^еп), или обусловленное знание, — способность реагировать на фактическую ситуацию и действовать адекватно ей.
Существует также классификация знаний по объекту принадлежности: индивидуальные и коллективные знания [8]. Индивидуальные знания
— это личные определения, процедуры, примеры по специфике ситуации, которые являются собственностью определенного индивида. Индивидуальные знания можно рассматривать как источник, которым пользуется индивид для совершения действий. Нельзя говорить только о существовании индивидуального знания, коллективное знание также существует. Коллективные знания (их еще называют организационными) включают в себя набор принципов, фактов, навыков, умений, правил, обеспечивающих поведение людей в коллективе. Коллективные знания — это не сумма индивидуальных знаний, но результат синергии индивидуальных знаний. Именно этот компонент системы управления бизнесом не может быть сымитирован конкурентами, поэтому особенно важным для бизнеса представляется выстраивание деятельности, направленной на использование коллективных знаний.
Знания также классифицируются на специализированные и универсальные [2]. Специализированные знания — это знания по специализации сотрудников бизнеса, применимые в основном на структуре функционального типа. Универсальные знания — это широкий охват знаний в бизнесе, применимый в структурах проектного и командного типа. При таких структурах есть условия для повышения адаптивности и гибкости структур, а значит — способности осваивать новые, смежные области. Но такие структуры повышают и требования к сотрудникам, которые должны владеть высокой степенью абстрактного и прогнозного мышления.
Знания в бизнесе также могут подразделяться на внешние и внутренние. Внешние знания — это знания, получаемые из внешней среды, например печатные издания, правовые и нормативные стандарты, маркетинговая информация и др. Внутренние знания — это любая информация, получаемая в результате внутренней деятельности бизнеса и представляющая ценность для последующего использования, например результаты внутреннего аудита, процедуры, разработанные методики и др.
По объекту приложения выделяют знания объектов и знания процессов [2]. Знания объектов — это знания о строении и характеристиках различных объектов бизнеса, как систем, например, знания об изделии, сотруднике. Знания процессов — это знания о строении процессов и технологии их выполнения, например знания о технологии изготовления изделия, технологии продаж.
Также необходимо учитывать, что знания бывают теоретические и практические. Теоретические знания формируют в сознании человека общее, целостное отражение мира, а практические направлены на формирование умений деятельности в мире.
Знания подразделяются по предметной области или по различным сферам деятельности человека. Применительно к бизнесу можно выделить: производственные знания, бизнес-знания, социально-психологические знания и др. Бизнес-знания представляют собой практические знания специалистов в области экономики и управления. В настоящее время наблюдается рост доли управленческих и обслуживающих бизнес-процессов, которые влияют на конечный финансовый результат. И это повышает значение бизнес знаний. В современной экономике и, следовательно, современном бизнесе возрастает роль социально-психологических знаний. Отсутствие у персонала, а особенно у руководства, таких знаний является главным препятствием к эффективной совместной деятельности.
Также знания различают по степени их обновления: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные знания обновляются редко
— в среднем один раз в 10 лет, например абстрактные теоретические знания. Среднесрочные знания обновляются в среднем один раз в 3-5 лет, например конкретные теоретические знания. Краткосрочные знания обновляются по мере возникновения новых знаний, например какие-либо предметные знания. Во многом временной характер знаний определяется их отраслевой принадлежностью.
Необходимо выделять и учитывать в бизнес-среде когнитивные и педагогические знания. Когнитивные знания — это знания по созданию новых знаний. Для того чтобы бизнес мог получать новые теоретические и практические знания, ему необходимо владение когнитивными знаниями, что позволит организовывать внутреннюю науку бизнеса, производящую знания как для внутреннего пользования, так и внешнего. Педагогические знания — это знания о том, как осваивать формализованные знания, т. е. знания о том, как учить и учиться. Конечно, во многом скорость и результативность обучения определяются личностными характеристиками человека: уровнем интеллекта, волевыми качествами, мотивацией. Но для успешной деятельности современного бизнеса необходимо создавать методологии быстрого обучения персонала.
Представленные типологии не исчерпывают всей полноты понятия «знания». Реальное знание гораздо сложнее и на практике необходимо учитывать то, что в бизнесе используются все виды знаний.
Библиографический список
1. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. XVI. 504 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).
2. Дресвянников В.А. Управление знаниями в организации: учеб. пос. М.: КНОРУС, 2008. 344 с.
3. Мариничева М.К. Гуманитарная и технологическая составляющие процесса управления знаниями // Проект «Управление знаниями». Режим доступа: http://www.km.improvement.ru/zametki/dokl.
4. Мариничева М.К. 10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями (Knowledge Management). Режим доступа: http://www.klerk.ru/print.php72485.
5. Маринко Г.И. Управление знаниями: возникновение и развитие // Ученые труды факультета государственного управления МГУ. М.: Университетский гуманитарный лицей, 2003. Вып. 2.
6. Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003. XIV.
178 с.
7. Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инновации в японских фирмах / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 384 с.
8. Румизен М.К. Управление знаниями: пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004. XVIII. 318 с. (The complete idiot’s guide).
9. Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями / пер. с англ. А.Л. Раскина; под науч. ред. А.Б. Болдина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.
10. Efimova L. Speech about knowledge at the Open Space Meeting, Amsterdam, 10 June, 2004 (Выступление на Open Space Meeting, Амстердам, 10 июня 2004).
A.I. Urintsoff, E.A. Belyakova
Knowledge classification in the management system of business
The article deals with analysis of scientific views on the information and knowledge. The definition to knowledge is offered in management context and knowledge classification with reference to business is resulted.
Keywords: information, knowledge, types of knowledge, codification, personalization, communication, management, business.