Научная статья на тему 'Классификация видов событийного туризма'

Классификация видов событийного туризма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5912
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОБЫТИЕ / МЕРОПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация видов событийного туризма»

международные 3PL-компании, выросшие из экспресс-перевозчиков. Среди 3PL-операторов, действующих сейчас в России, необходимо выделить в первую очередь компанию FM LogisticVostok, которая осуществляет свою деятельность в составе холдинга FM Logistic, созданного во Франции в 1968 г., компания DSV, созданная в Дании в 1976 г., работает в России с начала девяностых. В 2008 г. произошло слияние этой компании с известным международным логистическим оператором ABX Logistic. На данный момент всех 3PL-операторов можно условно разделить на две группы: в одной из них преобладают "тяжелые" логистические активы в виде складских площадей и больших автопарков, другие же предпочитают наращивать "интеллектуальные мускулы", осуществляя свои операции на арендованных площадях и заключая долгосрочные договора с транспортными компаниями. При этом немалые средства идут на развитие информационных систем и складского оборудования.

Передача всей компании в полное управление 4PL-провайдеру (логистические, финансовые, маркетинговые и прочие процессы) в России пока не получила широкого распространения, так как нет сильных игроков, готовых оказывать весь комплекс услуг.

Литература

1. Баррат Кристофер, Уайтхед Марк. Покупки для бизнеса. Что такое снабжение и управление поставками / [Пер. с англ. М. Павловой]. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2008. — 224 с: ил.

2. Беляев В. М.Основы менеджмента на транспорте : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Беляев, Л.Б. Миротин, А.К. Покровский. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.

3. Фёдоров Л.С. Общий курс логистики: учебное пособие / Л.С. Фёдоров, М.В. Кравченко. - М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.

Е.А. Лакомое

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

Ключевые слова: туризм, событие, мероприятие, управление, организация.

Существует несколько различных классификаций видов событийного туризма:

- по масштабу мероприятий: региональный, национальный, международный;

- по функциональной направленности: конгрессный, фестивальный, спортивный, международный выставочный и ярмарочный, развлекательный, познавательный.

Конгрессный туризм. Интернационализация хозяйственной и культурной жизни проявляется в расширении контактов между специалистами разных направлений и проведении многочисленных конгрессов, съездов, совещаний, симпозиумов, конференций. В 30-е годы ХХ в. в мире проводилось ежегодно около 200 международных конференций. В настоящее время число подобных мероприятий перевалило за 8 тысяч в год, а число участников — за 10 млн. (примерно 1,5 % от общемирового туристского потока) [2]

© Лакомов Е.А., 2013

Конгрессные мероприятия могут принимать разнообразные формы, иметь разные названия, например, в зависимости от масштаба проводимого мероприятия. Конгресс - это формальная встреча делегатов, обычно принадлежащих определенной сфере человеческой деятельности или вовлеченных в специальное исследование в определенной области, для обсуждения разных вопросов. Конференция - широкомасштабные совещания, подразумевающие формальный обмен мнениями на встрече или собрание для обсуждения общих для всех участников вопросов. Обычно проведение конференции предполагает осуществление стандартного перечня процедур: регистрация участников, представление председателя, открытие конференции приветственной речью председателя, выступление главного докладчика, открытие экспозиции, работа по секциям или сообщения по частным вопросам, ланч, рабочие группы и презентация, демонстрация каких-нибудь практических умений и навыков, обед, закрытие конференции. Саммит - та же конференция с участием высоких должностных лиц, вплоть до руководителей государств. Съезд - встреча людей, имеющих общие цели, в частности, собрание делегатов политических партий с целью формирования политики и выборов в руководящие органы. Симпозиум - мероприятие, во время которого эксперты высказываются свое суждение по какой-либо проблеме, а затем их мнения обобщаются для последующего изучения. Семинар - занятие в диалоговом режиме, позволяющее участникам поделиться мнениями по какому-либо вопросу [3]. Среди побудительных мотивов для совершения поездок на конгрессы и конференции американские эксперты выделяют три основные: 1) получить новейшую информацию; 2) встретиться с коллегами и обменяться с ними мнениями; 3) сменить привычную обстановку и воспользоваться социальной и развлекательной программой, предлагаемой участникам.

География конгрессных мероприятий охватывает практически весь земной шар. Однако приоритетными направлениями являются США, Германия и Испания, на долю которых приходится около 90% рынка конференций [1]. Центрами конгрессного туризма становятся города, отвечающие следующим требованиям: выгодное географическое положение, удобное транспортное сообщение, высокое качество индустрии гостеприимства, наличие необходимых помещений для заседаний, лидерство или значимость в определенном виде человеческой деятельности (науки, культуре, бизнесе и пр.), архитектурная привлекательность, наличие в самом городе или вблизи него экскурсионных объектов. Как правило, таким условиям отвечают крупные города (часто столичные), поэтому они и стали важнейшими центрами проведения конгрессов. Конгрессы часто проводят в научных, университетских, культурных и индустриальных центрах, курортах. Международные встречи проходят в отелях, театрах, концертных залах, университетах.

В экономике развитых стран доход от проведения конгрессных мероприятий довольно значителен, он позволяет притягивать в страну мировой инвестиционный капитал. Эта уникальная роль конгрессных мероприятий пока еще плохо осознается, как государственными структурами, так и частными компаниями в России, поэтому отечественный рынок конгрессных мероприятий складывается пока стихийно. Кроме того, очень остро в нашей стране стоит проблема проведения крупномасштабных деловых мероприятий из-за отсутствия крупных конгрессных центров.

Фестивальный туризм. По роли и месту в туризме спортивным мероприятиям аналогичны различные театральные: карнавалы, фестивали (французское слово от латинского festivus — праздничный), национальные праздники, конкурсы песни и красоты. К числу известнейших событий в современной культурной жизни относится

Эдинбургский фестиваль. В Эдинбург (Великобритания) съезжаются лучшие в мире оперные, балетные и театральные коллективы, а также различные фольклорные ансамбли. Среди любителей классической музыки популярностью пользуются международные фестивали в Сантандере (Испания; проводится уже 50 лет) и Люцерне (Швейцария). Фестивали классического искусства могут собирать до 55 тыс. чел. Важнейшими событиями в мире творчества стали фестивали киноискусства. Они традиционно проводятся в Каннах (Франция), Венеции (первый в мире международный кинофестиваль в 1932 г.), Берлине, Токио, Москве, Каире (крупнейший кинофестиваль в арабском мире). К числу фестивальных мероприятий, привлекающих тысячи туристов относятся коррида (Испания, Португалия, Франция), парады и фестивали цветов (Голландия, Таиланд), парад Королевской конной гвардии в Лондоне (Великобритания), фестивали вина (Франция, Швейцария) и пива (Германия), конкурсы красоты (старейший из подобных — «Мисс мира» основан в 1951 г., проводится ежегодно в Сан-Сити, ЮАР). А также и экзотические — гонки буйволов и скачки слонов (Таиланд), забеги ящериц (США), международный чемпионат по стрижке овец «Золотые ножницы» (Новая Зеландия).

Спортивный событийный туризм. Международные спортивные состязания (Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов, универсиады) привлекают миллионы людей. И даже развитие современных систем связи и телевидения не уменьшают потока туристов, отправляющихся в другие страны с целью лично поучаствовать в спортивном празднике и поддержать команду своей страны. Можно считать, что посещение спортивных состязаний — один из древнейших видов путешествий.

Среди всех спортивных мероприятий по размеру туристских потоков и доходов выделяются зимние и особенно летние Олимпийские игры. Олимпийские игры в Древней Греции проводились с 766 года до нашей эры и привлекали множество зрителей из разных частей Эллады. Характерно, что местами проведения олимпийских игр становятся в основном мировые центры притяжения туристов: Париж (1900 г., 1924 г.), Рим (1960 г.), Лондон (1908 г., 1948 г., 2012 г.), Афины (1896 г., 2004 г.), Мехико (1968 г.), Москва (1980 г.), Сеул (1988 г.), Лос-Анжелес (1984 г.), Пекин (2008 г.), Сидней (2000 г.). Зимние Олимпийские игры часто проводят на горнолыжных курортах — Шамони (Франция, 1924 г.), Гренобль (Франция, 1968 г.), Инсбрук (Австрия, 1964 г., 1976 г.), Саппоро (1972 г.), Нагано (Япония, 1998), Солт-Лейк-Сити (США, 2002 г.), Ванкувер (Канада, 2010 г.) и т.д. Олимпийские игры повышают туристскую привлекательность того или иного региона (около 900 тыс. туристов посетили Лондон во время Олимпиады-2012). Например, проведение Олимпийских игр в Южной Корее, во-первых, позволило создать мощную материально-техническую базу туризма при подготовке к Олимпиаде, а во-вторых, продемонстрировать привлекательность Сеула как туристского центра, что привело, в конечном счете, к быстрому развитию въездного туризма в стране.

Притягательную силу для туристов имеют также Королевская регата в Лондоне, проводимая ежегодно по р. Темзе с 1839 г. (пять дней захватывающих гонок обходятся устроителям в 1,2 млн дол.), крупнейшие в Европе гонки на яхтах по Женевскому озеру (Швейцария), турниры Большого Шлема (самые престижные игры в большом теннисе, проводимые в Мельбурне, Уимблдоне, Мюнхене и Париже), чемпионаты мира по футболу и фигурному катанию, Формула-1 (самые значительные соревнования в мире автоспорта) [4].

Международные выставки и ярмарки. Выставки (ярмарки, презентации) - это мероприятия, назначение которых состоит в том, чтобы свести вместе поставщиков

товаров и услуг, в ситуации, в которой им удобно демонстрировать все это участникам проводимого мероприятия. С помощью выставок производители товаров и услуг пытаются воздействовать на участников, устанавливать деловые контакты, повышать сбыт, поддерживать имидж компании и т.д. Посетители выставок стараются вынести для себя какую-то дополнительную информацию и узнать о наиболее перспективных новинках, еще не появившихся на рынке. Договоры на выставках заключаются главным образом по предварительной договоренности. Выставка для многих производителей товаров и услуг - это лишь место заключительной встречи с деловым партнером. К сожалению, в настоящее время довольно распространенной является ситуация, что экспоненты слишком поздно начинают подготовку к выставочной кампании и не успевают привлечь своих клиентов на стенд. Пытаясь оправдать вложенные средства, производители товаров и услуг используют выставку скорее для укрепления уже существующих связей, а не для поиска новых.

Иногда бывает довольно сложно провести грань между различными видами деловых поездок, так как участие в конференции может одновременно рассматриваться и как поощрение (инсентив-тур). Инсентив - поездки могут стать дополнением профессиональных встреч, предшествуя или следуя за основным мероприятием -конференцией. Обычно организации, участвующие в конгрессах и использующие их с целью поощрения своих работников, финансируют в этих целях дополнительные мероприятия для своих сотрудников (или более широкого круга участников). Это, как правило, банкеты, приемы и экскурсии. Организация дополнительной программы преследует как внутренние цели (поощрение сотрудников), так и внешние (воздействие на важных клиентов, поставщиков, распространителей). О взаимодействии индустрии конгрессных мероприятий и инсентив-поездок свидетельствует также факт существования таких международных структур, как Европейский союз конгресс- и инсентив-туризма, а также аналогичной структуры в Юго-Восточной Азии.

Возможно также объединение конгрессов и выставок. Обычно страны, предлагающие конгрессно-выставочные мероприятия, обладают репутацией лидеров в научно-технических направлениях, имеют интересные разработки в области медицины, моды, дизайна, образования и т.д., что позволяет им привлекать в первую очередь специалистов, а затем постепенно расширять круг посетителей. Важным условием для привлечения участников конгрессно-выставочных мероприятий является степень экономического развития страны, устраивающей выставку и особенно уровень развития новых технологий, транспортной инфраструктуры, связи, гостиниц и т.д. Участие в выставках - мероприятие затратное, поэтому при принятии решения об участии учитывается стоимость выставочных площадей, перевозки оборудования, командировки стендистов и прочие расходы. Данные расходы сравниваются с возможными выгодами от участия в данном мероприятии.

Крупнейшими центрами выставочной деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Берлин, Брюссель, Ганновер, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, Париж, Страсбург, Давос. Эти города имеют соответствующую материально-техническую базу и располагают возможностями для организации досуга иностранных гостей.

Развлекательный туризм. Как правило, любой туристской поездке присущи развлечения. Люди отправляются в путь за новыми незабываемыми впечатлениями, острыми ощущениями и положительными эмоциями. Отдых в сочетании с развлечениями

преобладает среди других целей путешествий и формирует наиболее массовые туристские потоки в мире. Они зарождаются в странах Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и одновременно тяготеют к этим же регионам. Центрами развлечений все чаще становятся курортные районы, привлекающие тысячи людей для отдыха и лечения. Всемирно известными центрами развлекательного туризма стали города-курорты Майами, Монте-Карло, Сан-Диего.

Развлечения в туристской поездке могут быть связаны с посещением различных мероприятий (спортивные состязания, фестивали, конкурсы, шоу, карнавалы) и учреждений (магазины, бассейны, кинотеатры, тематические парки и парки аттракционов, казино). В настоящее время развлечения превратились в мировую индустрию с огромными, быстро растущими доходами. Особое место в этой индустрии занимают тематические парки. Идея тематических парков зародилась в Европе еще в конце XIX в. Современное воплощение идеи тематического парка — созданный в Нидерландах в 1952 г. парк по мотивам европейских сказок. В настоящее время во многих европейских странах созданы тематические парки, но подлинный расцвет они получили в США, откуда и стали распространяться по всему свету. Центры развлечений, организованных в форме тематического парка, развиваются в США, Франции, Испании, Нидерландах, Дании, Германии, Великобритании, Японии, Китае, Австралии. Популярность тематических парков растет. Наиболее известные и посещаемые тематические парки мира.

1. «Диснейленд» (Disneyland) — старейший тематический парк США (создан в середине 1950-х гг.) находится в Калифорнии в 40 км от Лос-Анджелеса. Это первый «настоящий» парк развлечений. Парк стал местом действия героев любимых сказок. Помимо развлечений, отдых в парке носит информационно-познавательный характер. Здесь постоянно действуют экспозиции, рассказывающие об истории Америки, культурах разных народов. Посетителям парка предлагают принять участие в аттракционе «Космическое путешествие».

2. «Дисней Уорлд» (Walt Disney World) — США, штат Флорида, пригород города Орландо. Это крупнейший развлекательный комплекс в мире. В него входят 4 тематических парка, посвященные героям Диснея, достижениям в области науки и техники, животному миру различных регионов мира и парк аттракционов. Здесь же располагаются аквапарки, магазины, рестораны, гостиницы.

3. «Си Уорлд» — США, штат Калифорния, город Сан-Диего. Посетители могут познакомится с жизнью подводного мира, увидеть красочное шоу с участием дельфинов, касаток, тюленей, с помощью новейших лазерных технологий и голографических спецэффектов предпринять «путешествие» в Антарктиду.

Притягательной силой для туристов обладают учреждения игорного бизнеса, такие как казино. В мире открыто много казино, но столицей игорного бизнеса по праву считается Лас-Вегас (США, штат Невада). Ежегодно этот город посреди пустыни посещает около 30 млн. чел. Славу центров азартных игр и развлечений снискали американские города Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси) и Майами (штат Флорида). На Европейском континенте «большой игрой» известен Монте-Карло (Монако).

Познавательный туризм. Познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством. Познавательный туризм редко выступает в

качестве самостоятельного направления, обычно познавательные цели путешествия сочетаются с иными — отдыхом, развлечениями. В чистом виде познавательный туризм обычно краткосрочен, имеет продолжительность от одиночной экскурсии до 5—7 дней. В познавательном туризме очень высока доля лиц старшего возраста, что обуславливает требовательность к качеству услуг гостеприимства.

Познавательный туризм концентрируется преимущественно в городах с богатой историей. Наиболее известные культурно-исторические центры сосредоточены в Европе и Азии — Париж, Рим, Венеция, Флоренция, Лондон, Прага, Иерусалим, Пекин. Европейские музеи — настоящие сокровищницы искусства. Среди наиболее известных и посещаемых Лувр (Париж), Национальная галерея (Лондон), Эрмитаж (Петербург), Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Берлин), Галерея Уффици (Флоренция), Художественно-исторический музей (Вена). Объектами просветительных экскурсий становятся «чудеса», созданные человеком, демонстрирующие достижения технического прогресса. Например, знаменитая башня, творение А. Г. Эйфеля, украшающая Париж с 1889 г. Эйфелева башня — самый посещаемый объект в мире (7,1 млн. чел. в 2011 г.) [5].

Одним из популярных направлений познавательного туризма является этнографический туризм — посещение мест традиционного проживания аборигенов. Великолепные условия для этнографического туризма имеются в странах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, Австралазии, Океании, в северных и восточных районах России. Наиболее успешно этнографические путешествия развиваются в США, где культура американских индейцев стала неотъемлемой частью индустрии туризма.

Растет интерес и к познанию природных объектов. К таковым можно отнести редкие и интересные явления (объекты) природы: водопады, пещеры, гейзеры, лежбища котиков, птичьи базары. Познавательный туризм тесно смыкается с экологическим, так как главная цель посещения ненарушенных человеком территорий — познание природы.

Особенностью событийного туризма является тот факт, что он оказывает существенное положительное влияние на развитие принимающего региона, а именно: создание комфортабельных средств размещения; организация спортивных, туристских, экскурсионных, развлекательных комплексов; развитие транспортной инфраструктуры региона и др.

Литература

1. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. А.Д. Чудновского. М.: ЭКМОС, 2008.-289 с.

2. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. Минск: «Экономпресс», 2010. - 378 с.

3. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 200 с.

4. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2010. -157 с.

5. Усыскин Г. С. Очерки российского туризма. СПб.: Издательство Торговый Дом «Герда» - 2011. - 250 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.