УДК 159.9
Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец
Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и
основные подходы к их преодолению
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки; Россия, 357600, г. Ессентуки, Ставропольский край, ул. Долина Роз, 7; ktm8@yandex. гы; tyletsvalery@yandex. гы
Целью представленной статьи является классификация угроз информационно-психологической безопасности как одного из аспектов психологической безопасности личности и обозначение возможных подходов к их преодолению. На основе теоретического анализа проблемы авторами утверждается, что нарушение информационно-психологической безопасности происходит при целенаправленном изменении некоторыми источниками процесса и содержания информационного обмена человека со средой вопреки интересам развития его личности. Предложена классификация угроз информационно-психологической безопасности личности, которые подразделяются на угрозы сознанию, эмоциональной и познавательной сфере человека. Информационные угрозы сознанию, по мнению авторов, вызываются воздействиями, направленными на вытеснение имеющихся у человека субъектных представлений, ценностных и смысловых образований и замену их новыми, не совпадающими с целями развития его личности. Информационные угрозы эмоциональной сфере человека связаны с воздействиями на его эмоциональные состояния и призваны обеспечивать некритическое исполнение действий, по своей цели расходящихся с интересами развития его личности. Информационные угрозы познавательной сфере человека увязаны с существенным упрощением механизмов их функционирования и снижения на этой основе уровня адекватности получаемой им информации. Сделан вывод, в соответствии с которым все типы информационных угроз направлены на разрушение подконтрольности субъекту действия, негативного с точки зрения личностного развития комплекса экзо- и эндогенных факторов, и создание условий для прямого присвоения наводимых на него управляющих информационных воздействий. Практической значимостью обладает обозначение авторами преимуществ и ограничений трех подходов к преодолению информационных угроз человеку - запрещающего, просвещающего и развивающего.
Ключевые слова: безопасность, информационно-психологические угрозы, индуцированное воздействие, информационный обмен, развитие личности.
Последние десятилетия характеризуются значительным приростом объемов новой и стремительным устареванием уже имеющейся информации. Усиление ее роли в построении процессов социального функционирования обусловило появление новой реальности, позиционируемой как информационное общество. Информация на текущий момент считается базовой ценностью, определяющей развитие каждого отдельного человека, а также различных сообществ и человечества в целом. На сегодняшний день именно ее полнота и адекватность определяют качество управленческих решений, эффективность распознавания и использования тенденций развития, проявляющихся в различных сферах жизни, адекватность проектирования будущего на уровне социума и отдельных субъектов. Ее наличие и постоянное обновление позволяют чувствовать свою защищенность и уверенность как в сегодняшнем, так и в завтрашнем дне. Владение информацией связывается с душевным благополучием, материальным преуспеванием и множественными перспективами развития.
Становление информационного общества сформировало и особый тип угроз раз-
витию личности, сделавший актуальным решение спектра задач, относящихся к обеспечению ее информационно-психологической безопасности [1, 2]. Данный тип угроз характеризуется не только принципиальной новизной своей природы, но и глобальностью спектра негативного действия [3]. Он может проявляться как прицельно, разрушая наиболее работоспособные структуры, так и дифференцированно по всему объему системы. Нарушение информационно-психологической безопасности влечет за собой сбои в функционировании психических процессов, возникновение нежелательных состояний психики и комплекса деструктивных личностных изменений, дестабилизацию поведенческой и социальной активности человека [4]. Оно способно привести к мгновенному «выводу» конкурентной системы из борьбы или обусловить сохранение ее пролонгированного угасания, может быть декларативно очевидным или иллюзорно беспричинным. Обладая множественностью вариантов проявления и широким диапазоном последствий, данный негатив требует более внимательного аналитического изучения его причинно-следственного и содержательно-феноменологического поля, а также разработки подходов к его профилактике и нейтрализации.
Проблемы безопасности личности в настоящее время получили достаточно разностороннюю разработку [5, 6]. Оформившись в предметное поле психологии безопасности личности, исследования в этой области позволили сформировать базовые представления о психологических аспектах безопасности и рассмотреть ряд прикладных вопросов, связанных с ее обеспечением (самообеспечением) в различных сферах жизнедеятельности человека. В соответствии с результатами теоретико-эмпирических исследований под безопасностью понимается состояние подконтрольности субъекту действия ряда экзо- и эндогенных факторов, оказывающих влияние на сохранение его защищенности и неснижение во времени способности к развитию личности в направлении жизненно значимой для нее цели [7]. Показано, что безопасность человека характеризуется множественностью проекций на его психику, обнаруживаясь на фенологическом уровне ощущения безопасности, чувства безопасности, переживания безопасности, построении безопасного поведения и воспроизведении безопасного типа личности. Базируясь на различных материальных реальностях, безопасность может приобретать формы психологической безопасности, социальной безопасности, продовольственной безопасности, экологической безопасности, военной безопасности, криминологической и многих иных видов безопасности [8]. Безопасность рассматривается применительно к субъектам разных возрастных и профессиональных групп [9, 10, 11]. Каждая форма и разновидность безопасности заслуживает по отношению к себе концентрированного исследовательского внимания как по отдельности, так и в комплексе их влияния, оказываемого на безопасность личности.
Информационно-психологическая безопасность, находясь на стыке информационной и психологической безопасности, обладает своеобразием, обусловленным спецификой угроз, вызвавших необходимость ее изучения. В основе возникновения потребности в информационно-психологической безопасности личности лежит появление разрушительного воздействия различных информационных продуктов на налаженные процессы функционирования психики человека [12, 13]. Данный тип угроз, возникающий при целенаправленном изменении некоторыми источниками процесса и содержания информационного обмена человека со средой вопреки интересам развития его личности, реализуется несколькими векторами наведенного извне действия. Согласно нашим представлениям, индуцированные воздействия на человека в зависимости от своей ориентации могут подразделяться по изменению сферы сознания, сферы эмоциональных и сферы познавательных процессов.
Наиболее очевидный и изученный вектор - это индуцированное воздействие некоторой информации на сферу сознания человека. Целью такого воздействия является вытеснение имеющихся у него субъектных представлений, ценностных и смысловых образований и замена их новыми, не коррелирующими с целями развития его личности, но соответствующими интересам инициатора производимого действия. Констатируем, что воздействие на сферу сознания человека является достаточно распространенной в настоящее время практикой. Так, воздействие на сферу сознания молодого поколения лежит в основе использования различными просоциальными институтами традиционных методов решения всего спектра образовательных, развивающих и воспитательных задач [14]. Оно также широко используется в социальной практике для формирования потребительских предпочтений и общественного мнения по различным политическим, культурным, бытовым и иным вопросам. Без информационного воздействия на сферу сознания в данных случаях не обойтись. Однако, способствуя социализации личности и интенсификации общественных процессов, оно в большинстве случаев обладает в конечном итоге достаточной социальной ценностью. Субъект, присваивая транслируемую ему при этом информацию, включается в определенное сообщество, сплоченное принятыми в нем ценностями и устоявшейся практикой построения своей жизни в соответствии с эффективными в типичных условиях его функционирования нормами, правилами, обычаями. В норме данный процесс, способствуя социализации, обладает безусловным позитивом и заслуживает полного одобрения. Информационные угрозы возникают тогда, когда осуществляемое подобным образом воздействие входит в противоречие с перспективами личностного роста и развития его аудитории. В обозначенном русле реализуются, в частности, процессы манипулирования и зомбирования человека, программирования его личности. Их суть при достаточном расхождении процедурной стороны сводится к навязыванию субъекту чуждых ему представлений как основы трансформации сформированной у него на текущий момент системы ценностной и поведенческой сферы. Нарушение информационно-психологической безопасности в сфере сознания обычно проявляется в возникновении когнитивного диссонанса личностных смыслов и жизненного опыта субъекта, утрате им подлинной жизненной цели творческого созидания себя и окружающей среды и замене ее иллюзорными целями благополучного существования. Человек способен кардинально поменять свои жизненные планы, стиль построения межличностного взаимодействия и с окружающим его миром. Чтобы в данном случае можно было говорить о нарушении информационно-психологической безопасности личности, необходимо отметить обесценивание для нее возможности развития и разрушение ее целеустремленности к его реализации. Воздействие на сознание человека может рассматриваться как наиболее опасное, т. к. оно является для него центральным «органом управления». При этом форма организации самого индуцированного информационного воздействия не принципиальна, может предполагать использование различных способов искажения информации на основе более или менее радикального сокращения или трансформации ее смыслового содержания, способа предъявления, условий получения. Важным для источника угрозы при этом является достижение в отношении целевой аудитории полноты присвоения трансформированной информации, достаточной длительности ее сохранения и скорейшего использования субъектом жизнедеятельности ожидаемым образом в течение максимально длительного срока. Характерное для действия данного типа информационных угроз вероятностное и отсроченное во времени изменение практики субъектной активности может рассматриваться равно как аспектом его уязвимости, так и перспективным ресурсом повышения информационно-психологической безопасности личности.
Следующим, более сложным, с нашей точки зрения, вектором реализации действия информационно-психологических угроз является индуцированное воздействие на эмоциональную сферу человека. Данный тип угроз ориентирован на эмоции, чувства, настроение человека. Возникающие у него в итоге эмоциональные состояния (эмоциональная напряженность, нестабильность, раздражительность, фрустрированность, стресс и др.) призваны обеспечивать некритическое исполнение действий, по своей цели расходящихся с интересами развития его личности. Сложность достижения цели, заложенной в такое информационное воздействие, нами увязывается с тем, что формирование заданных эмоциональных состояний (восторга, привязанности, брезгливости и др.) в отношении некоторого объекта (явления) возможно только в том случае, когда оно сопровождается осознанием человеком факта изменения у него статуса сформировавшейся в связи с ним потребности. В итоге он должен не только присвоить на личностном уровне транслируемую ему информацию, что свойственно и первому из рассмотренных нами типов угроз, но и, согласно информационно-потребностной теории П.В. Симонова, соотнести ресурсы, наличные и необходимые для приемлемого удовлетворения соответствующей потребности. Таким образом, изменение эмоционального состояния человека может рассматриваться как шаг, следующий за присвоением смыслового содержания наведенного на него извне информационного воздействия. Информационное воздействие при этом, по сути, программирует цепочку изменений «информация - личностный смысл - эмоциональное состояние - поведенческая активность». Однако ее воспроизведение на практике не всегда достижимо. В отличие от первого рассмотренного нами вектора воздействие на эмоциональную сферу человека характеризуется вероятностным и менее устойчивым действием. Данное утверждение мы основываем на том, что эмоциональная сфера человека формируется под действием многих факторов, трудность учета и использования которых усиливается их динамичностью. Вместе с тем непосредственная «связка» поведенческой активности человека и его эмоционального состояния делает рассматриваемый тип индуцированного информационного воздействия существенной угрозой информационно-психологической безопасности и личностному развитию.
Индуцированные информационные воздействия на познавательную сферу человека образуют принципиально отличный от рассмотренных нами ранее разновидностей тип угрозы информационно-психологической безопасности личности. Специфика данной информационной угрозы нам видится в направленности на кардинальное изменение качества работы его познавательных процессов по отдельности и в комплексе. Более конкретно: речь идет о достижении существенного упрощения механизмов их функционирования и снижения на этой основе уровня адекватности информации, получаемой человеком с привлечением процессов ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Мы исходим из того, что данный тип информационной угрозы может обеспечиваться достаточно пролонгированным во времени негативным воздействием на человека, осуществляемым через трансформацию системы социокультурных ценностей, уничтожение национальных традиций обучения и воспитания, перестройку приоритетов и принципов организации деятельности образовательных учреждений и социального института семьи. Итогом такого воздействия становятся снижение сензитивности перцептивной сферы, появление клипового восприятия, ослабление мнемических способностей, формирование тоннельного мышления, разрушение творческого воображения человека. Осуществленные в благоприятный период его развития такие изменения становятся малообратимыми и достаточно надежно гарантируют последующую чувствительность индивида к остальным типам индуцированного
информационного воздействия. В итоге он утрачивает существенную долю своей адаптивности, личностной автономности и потенциала развития. Масштабность и значимость ущерба, наступающего в результате их действия, позволяет рассматривать информационные угрозы познавательным процессам человека в качестве наиболее существенного вектора нарушения его информационно-психологической безопасности.
Таким образом, информационные угрозы безопасности человека, свойственные современности, обладают существенным разрушительным потенциалом для развития его личности. Различаясь по вектору действия (на сферы сознания, эмоций и познания), они, тем не менее, схожи по принципу своего функционирования. В их основе лежит изменение информационных обменов человека со средой вразрез с целями развития его личности, но в пользу интересов инициатора индуцированного информационного воздействия. По сути, информационные угрозы направлены на разрушение подконтрольности субъекту действия негативного с точки зрения личностного развития комплекса экзо- и эндогенных факторов и создание условий для прямого присвоения наводимых на него управляющих информационных воздействий. Невозможность нейтрализации отдельным субъектом глобальных информационных давлений, оказываемых на среду его социального функционирования, побуждает к поиску индивидуальных подходов к обеспечению информационно-психологической безопасности личности.
Анализ научных источников позволяет сгруппировать предлагаемые возможные подходы к обеспечению информационно-психологической безопасности личности следующим образом: запрещающие, просвещающие и развивающие. Запрещающие подходы в практике преодоления информационных угроз реализуются как введение более или менее масштабных императивных ограничений в отношении потребления субъектом или некоторым сообществом информации определенного типа. Их осуществление позволяет исключить действие конкретных негативных информационных факторов из спектра оказываемых на них экзогенных воздействий. Реализация запрещающих подходов в практике повышения информационно-психологической безопасности личности затруднена необходимостью выработки критериев, позволяющих адекватно оценить степень угрозы информации, поступающей к субъекту извне по различным источникам. Она также сдерживается сложностью обеспечения технической стороны блокировки угрожающей информации, а также мотивирования самого на субъекта перекрытие канала поступления к нему информации подобного рода.
Просвещающие подходы к обеспечению информационно-психологической безопасности личности основаны на реализации практики включения субъекта в информационное пространство, поддерживающее задачи развития его личности. Действительно, получение субъектом адекватной информации о различных событиях способствует достижению им такой степени информированности относительно значимых для него объектов (событий), что индуцированная информация будет проигнорирована или нейтрализована. Усиливая подконтрольность субъекту поступающих массивов информации, такой подход, тем не менее, ограничен необходимостью постоянного обновления субъектной просвещенности в отношении актуализирующихся угроз. Требование непрерывности в данном случае обусловлено скоростью продуцирования и устаревания новой информации.
Эффективность развивающего подхода, характеризующегося использованием технологий развития личности в качестве средства противодействия угрозам информационно-психологической безопасности, бесспорна. Обеспечивая соответствие уровня развития личности жизненным реалиям, он позволяет ей более адекватно отвечать на информационно-психологические угрозы. Однако личностно развивающий подход к
противодействию угрозам информационно-психологической безопасности ограничивается многообразием личностных структур, «чувствительных» к их действию.
В целом каждый из рассмотренных нами подходов к противодействию угрозам информационно-психологической безопасности личности обладает своими преимуществами и ограничениями. В этих условиях представляется перспективным использование комбинаторной практики обеспечения информационно-психологической безопасности личности, сочетающей возможности всех трех обозначенных и содержательно рассмотренных подходов. Отсутствие на сегодняшний день работ, посвященных теоретически обоснованному построению психологических технологий обеспечения информационно-психологической безопасности личности, позволяет обозначать подобную перспективу для продолжения нашего исследования.
Литература
1. Басанова Т.А. Представления студентов вуза об информационно-психологической безопасности и пути их трансформации: дис. ... канд. психол. наук. -Таганрог, 2007. - 198 с.
2. Ежевская Т.И. Основные направления и подходы к исследованию информационно-психологической безопасности личности в отечественной науке // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 5. - С. 193-200.
3. Ляшук А.В. Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2008. - 199 с.
4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Симулякры психологической безопасности в деятельности организации // Человек. Сообщество. Управление. - 2015. - № 1. - С. 18-30.
5. Ковдра А.С. Проблема безопасности в современной психологической науке // Сборник научных трудов Sworld. - 2011. - Т. 20, № 2. - С. 25-26.
6. Благодырь Е.М. Формирование представлений о безопасном поведении человека как предмете психологической науки [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. - 2011. - № 4. - С. 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 10.05.2015).
7. Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. - 2015. - № 2 (34). - С. 90-95.
8. Татьянченко Н.П. Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих: дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2008. - 239 с.
9. Татьянченко Н.П. Проектирование системы обеспечения личной безопасности военнослужащих // Сборник научных трудов Sworld. - 2012. - Т. 21, № 4. - С. 36-39.
10. Тырсикова А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. - Пятигорск, 2012. - 199 с.
11. Благодырь Е.М. Психологическая характеристика безопасного поведения детей-сирот младшего школьного возраста // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2013. - № 3. - С. 106-111.
12. Динь Т.Т.А., Карасёва Т.В., Толстова С.Ю. Совладающее поведение как условие обеспечения психологической безопасности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах // Научный поиск. - 2015. - № 2.1. - С. 22-24.
13. Ковдра А.С. Личностные и ситуативные аспекты формирования временной перспективы безопасности человека [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. - 2011. - № 1. - С. 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 16.05.2015).
14. Тырсикова А.Д. Стратегии обеспечения психологической безопасности студентов вуза [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. - 2011. - № 1. - С. 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 16.05.2015).
Поступила в редакцию 30 апреля 2014 г.
UDC 159.9
Classification of threats to informational and psychological safety of the person and the
basic approaches to their overcoming T.M. Krasnyanskaya, V. G. Tylets
Stavropol State Pedagogocal Institute (Filial branch in Essentuki); Russia, 357600, Essentu-ki, Stavropol Region, Dolina Roz, 7; [email protected]; [email protected]
The purpose of the present article is to build a classification of threats to informational and psychological security as an aspect of the psychological security of the individual and the designation of possible approaches to overcome them. Based on the theoretical analysis of the problem the authors contend that the violation of informational and psychological security occurs when a meaningful change of some sources of the process and the content of the information exchange with the human environment, contrary to the interests of the development of his personality. The classification of threats of informational and psychological security of individuals is divided into the consciousness, the emotional and cognitive sphere of the human. The information threats of consciousness, according to the authors, is the impact aimed at ousting existing human subjective ideas, values and semantic structures and replace them with new ones that do not coincide with the goals of the development of his personality. The information threats to the emotional sphere of man are linked to the effects on his emotional state and are designed to ensure the performance of non-critical activities on its target with divergent interests of the development of his personality. The information threats to human in cognitive sphere are linked to the significant simplification of their functioning and to reduce the level on this basis, the adequacy of the receiving information. The conclusion, according to which all types of information threats are aimed at the destruction of accountability to the subject of negative terms of personal development complex of exogenous and endogenous factors and conditions for direct attribution induced by the control information influences. The practical significance of the results is the designation of advantages and limitations of the three approaches to overcome the informational threats to a person as prohibiting, educating developing approaches.
Keywords: security, informational and psychological threats, induced effects, information exchange, development of personality.
Received 30 April, 2014