ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 3
НАУКА И ПРАВО ЗА РУБЕЖОМ
н. Мусали, кандидат юридических наук, главный консультант Отдела по обеспечению деятельности Комитета по законодательству и судеб-но-правовойреформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан*
классификация уголовных правонарушений в аспекте дальнейшей гуманизации уголовного закона республики Казахстан
В статье рассматриваются вопросы классификации уголовных правонарушений в отдельных зарубежных странах и Республике Казахстан. Обращается внимание на теоретические и практические проблемы, связанные с введением в 2014 г. в уголовное право Казахстана категории уголовного проступка, занимающего промежуточное место между преступлениями и административными правонарушениями. Автор предлагает новые редакции соответствующих положений уголовного закона Республики Казахстан.
Ключевые слова: преступление, уголовный проступок, классификация преступлений, административные правонарушения, малозначительное деяние.
The article deals with the classification of criminal offences in some foreign countries and the Republic of Kazakhstan. Attention is paid to the theoretical and practical problems associated with introduction in 2014 in the Criminal Law of Kazakhstan category criminal infraction, occupying an intermediate position between Crime and administrative offenses. The author suggests a new wording of the relevant provisions of the Criminal Law of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: crime, criminal infraction, classification of crimes, administrative offences, petty offence.
С 1 января 2015 г. в Казахстане введен в действие новый Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее — УК РК 2014 г.), сменивший ранее действовавший Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. (далее — УК РК 1997 г.). УК РК 2014 г., как и его предшественник, состоит из Общей и Особенной частей, однако имеет отличия по многим критериям, в частности по содержанию и кругу криминализированных деяний. Так, в отличие от УК РК 1997 г., включавшего 393 статьи, УК РК 2014 г. содержит 467 статей.
* nuradel@mail.ru
К принципиальным отличиям УК РК 2014 г. следует отнести новую классификацию правонарушений, включение новых видов уголовных наказаний (арест и выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства) и институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, согласно УК РК 2014 г. лишение свободы не назначается при осуждении лица за совершение преступления в сфере экономической деятельности в случае, когда виновное лицо добровольно возместило имущественный ущерб, причиненный преступлением. В Особенную часть УК РК 2014 г. была включена новая глава «Медицинские уголовные правонарушения»; здесь же усилена ответственность за транспортные преступления, совершенные в состоянии опьянения, максимально наказуемые лишением свободы на срок до десяти лет, а также лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет. УК РК 2014 г. содержит ряд других особенностей, которые могут представлять интерес для российского юриста, однако в настоящей статье хотелось бы более подробно остановиться на проблеме новой классификации уголовных правонарушений.
Прежнее уголовное законодательство Республики Казахстан предусматривало следующие три разновидности дифференциации преступлений в зависимости от определенного критерия дифференциации:
1. По характеру и степени общественной опасности законодатель
различал:
• преступления небольшой тяжести;
• преступления средней тяжести;
• тяжкие преступления;
• особо тяжкие преступления.
2. По родовому объекту все преступления делились на группы, объединенные в шестнадцати главах Особенной части УК РК 1997 г.
3. По степени общественной опасности составов соответствующих
преступлений выделялись:
• основные составы преступления;
• преступления с квалифицированным составом;
• преступления с привилегированным составом.
Дополнительно к вышеуказанным категориям преступлений в УК
РК 2014 г. предусмотрена новая категория уголовных правонарушений — «уголовный проступок». Введение данной категории существенно повлияло на количество уголовных правонарушений в целом и уголовных наказаний, назначаемых судами. В категорию «уголовных проступков» было переведено более 100 составов преступлений небольшой тяжести и более 50 составов административных правонарушений1.
1 См.: Итоги деятельности Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва в третьей сессии за период со 2 сентября 2013 г. по 25 июня 2014 г. Астана, 2014. С. 24.
В уголовных кодексах многих зарубежных государств преступные деяния традиционно дифференцируются на две или три категории в зависимости от тяжести правонарушения либо от вида и размера наказания, предусмотренного в уголовном законе.
Например, во Франции законодательно установлены три категории преступных деяний: преступления, проступки и нарушения (ст. 111—1 УК Франции 1992 г.). Критерием такого деления является тяжесть преступного деяния. Соответственно выделяются и три группы наказаний: уголовных для преступлений, исправительных для проступков и полицейских для нарушений. Среди исправительных наказаний основное место занимают тюремное заключение и штраф. При этом максимальный срок тюремного заключения за совершение проступка составляет десять лет.
В УК Германии определяются две категории преступных деяний — преступление и проступок. Преступлением являются противоправные деяния, за которые в качестве минимальных наказаний предусмотрены лишение свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание, а проступком — противоправное деяние, за которое в качестве минимального наказания предусмотрены лишение свободы на более краткий срок или денежный штраф2.
В уголовных законах Швейцарии и Австрии за уголовный проступок предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Надо отметить, что в УК РК 2014 г., как и в УК РК 1997 г., наказание в виде лишения свободы сроком на три года предусматривается за преступления средней тяжести.
В УК Литвы за совершение уголовного проступка предусматривается наказание, вообще не связанное с лишением свободы.
В близкой Республике Казахстан по истории и правовой системе Российской Федерации в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в ред. 1885 г.) все преступные деяния делились на две группы — преступления и проступки.
Анализ зарубежного законодательства показывает, что в мировой практике нет единого подхода к оценке характера и степени общественной опасности такого противоправного деяния, как «уголовный проступок».
В Концепции проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан 2012 г. относительно необходимости введения в уголовное право Казахстана понятия уголовного проступка указывалось, что «в рамках уголовно-процессуального законодательства потребуется также упрощенный порядок расследования и рассмотрения судами дел об уголовных проступках, что в свою очередь положительно отразится
2 Есаков Г. А., Крылова Н. Е., Серебренникова А. В. Уголовное право зарубежных стран. М., 2014. С. 154, 189.
на оперативности их разрешения и восстановления нарушенных прав и свобод»3.
Более глубоко данную мысль выразил профессор Л. В. Головко, поставивший в одной из своих работ следующий вопрос: «С материально-правовой точки зрения не всегда понятно, зачем вообще нужно понятие "уголовного проступка" и почему оно не может охватываться, например, категорией "преступления небольшой тяжести" или чем-то подобным? Иначе говоря, чем западное понятие "уголовный проступок" лучше постсоветского понятия "преступление небольшой тяжести"?»4.
По мнению автора, ответ на поставленный вопрос лежит в процессуальной плоскости: «появление понятия "уголовный проступок" вынуждает законодателя создать особый, "облегченный", процессуальный режим их расследования и рассмотрения, значительно отличающийся от более громоздкого производства по делам о преступлениях».
Более того, при такой дифференциации в дальнейшем законодатель сможет проводить «автономную» процессуальную реформу для соответствующей категории преступных деяний. Иначе говоря, будут устанавливаться процессуальные различия между преступлениями и проступками, что в свою очередь позволит избежать чрезмерного сокращения процессуальных гарантий по делам о серьезных нарушениях уголовного закона и, напротив, чрезмерного усложнения дел о разного рода «мелочи».
Л. В. Головко обоснованно полагает, что отсутствие различий между преступлениями и проступками «не позволяет a priori видеть разницу между процессом по делу о деянии, наказуемом пожизненным лишением свободы, и процессом по делу о деянии, наказуемом штрафом, что чревато разного рода законодательными уголовно-процессуальными ошибками. В этом смысле при изначальном формальном разграничении преступлений и проступков таких ошибок часто удается избежать»5.
Таким образом, особенность позиции Л. В. Головко заключается в том, что он обосновывает целесообразность деления уголовно наказуемых правонарушений на преступления и проступки не только практической необходимостью, но и удобством законодательной реформы в целях сохранения процессуальных гарантий при рассмотрении преступлений и упрощения процесса при рассмотрении проступков без изменений уголовного закона в целом.
Учитывая определенную пользу нового подхода, нашедшего отражение в УК РК 2014 г., следует, однако, отметить два недостатка
3 Информационная система ПАРАГРАФ (Электронный ресурс): URL: http://prg.kz/
4 Головко Л. В. Анализ Концепции проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан // Информационная система ПАРАГРАФ (Электронный ресурс): URL: http://prg.kz/
5 Там же.
данного закона в части оценки противоправного деяния как уголовного проступка.
1) Некорректная дефиниция уголовного проступка и нарушение правил законодательной техники. Законодательная дефиниция уголовного проступка, не являющегося согласно УК РК 2014 г. преступлением, почти не отличается от определения малозначительного деяния:
уголовный кодекс Республики казахстан от 3 июля 2014 г.
Статья 10. Понятия преступления и уголовного проступка 3. Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста. Статья 10. Понятия преступления и уголовного проступка 4. Не является уголовным правонарушением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
В целях более четкого разграничения уголовного проступка и малозначительного деяния представляется необходимым изложить дефиницию уголовного проступка в следующей редакции: «Уголовным проступком признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста».
2) Отсутствие теоретических и практических объективных оснований «отбора» некоторой части преступлений небольшой тяжести и административных правонарушений в разряд уголовных проступков.
Согласно УК РК 2014 г. уголовные проступки не относятся к преступлениям и занимают промежуточное место между преступлениями и административными правонарушениями, хотя регламентация ответственности за их совершение осуществлена в уголовном законе.
Анализ системы составов уголовных проступков показывает, что они представляют собой некоторые прежние преступления, за которые уголовная ответственность и наказание в УК РК 2014 г. были смягчены, и некоторые административные правонарушения, которые, напротив, были криминализированы, т.е. переведены в связи с созданием категории уголовного проступка в разряд уголовно-наказуемых правонарушений. При этом непонятно, какими критериями и основаниями законодатель руководствовался, когда переводил некоторые преступления и административные правонарушения в категорию уголовных проступков.
Отсутствие четких критериев отнесения тех или иных противоправных деяний к категории уголовных проступков создал путаницу не только для обычных граждан, но и для правоприменителей, поскольку им необходимо только «запоминать», какие деяния относятся к уголовным проступкам, а какие — к преступлениям и административным правонарушениям.
Практическая значимость данной проблемы, как было отмечено выше, заключается в том, что для каждой правовой категории — преступления, административного правонарушения и уголовного проступка — предусматривается свой «процесс» и свои санкции (наказания). С учетом этого имеется объективная необходимость введения понятной и обоснованной категоризации уголовно-наказуемых правонарушений. Учитывая, что все три правовые категории существенно отличаются друг от друга, предлагается в качестве критерия их деления считать характер и степень общественной опасности.
Следует отметить, что Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (далее — Основы), не введенные в действие из-за распада СССР, предусматривали отдельную норму о классификации преступлений. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделялись на не представляющие большой общественной опасности6, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие.
Примечательно, что в процессе обсуждения проекта Основ предлагалось «преступления, не представляющие большой общественной опасности» именовать «уголовными проступками» и по всему тексту проекта за словами «преступления, не представляющие большой общественной опасности», стояли в скобках слова «уголовный проступок».
Сходную позицию заняли разработчики Проекта Уголовного кодекса РФ 1992 г., именовавшие преступления небольшой тяжести «уголовными проступками» и предусмотревшие за них наказания, не связанные с лишением свободы.
С учетом сказанного и исходя из собственного наработанного опыта в Республике Казахстан, а также опыта других государств, можно было бы пойти по другому пути, а не усложнять и настолько запутывать категоризацию преступлений в УК РК 2014 г.
Представляется необходимым все преступления небольшой тяжести отнести к уголовным проступкам, предусмотрев аналогично действующему УК РК за них наказания, не связанные с лишением свободы, и арест,
6 Часть 2 статьи 9 проекта Основ определяла: «К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не выше пяти лет, или иное более мягкое наказание».
поскольку широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы, является одной из уникальных особенностей УК РК 2014 г. При этом необходимо исключить из категории уголовных проступков прежние административные правонарушения, отнесенные к категории уголовных проступков, так как характер и степень вредоносности административных правонарушений не достигает криминальной опасности.
К тому же, как известно, частота совершения антиобщественных деяний, относимых к административным правонарушениям, всегда превышает частоту других, более общественно опасных деяний, относимых к преступлениям. Так, в Казахстане за первое полугодие
2014 г. зарегистрировано 168 тыс. преступлений и более 1 млн 307 тыс. административных правонарушений7.
Перевод ряда административных правонарушений в разряд уголовно наказуемых правонарушений привел к резкому увеличению числа последних. Согласно статистическим данным, за первое полугодие
2015 г. зарегистрировано 211 715 уголовных правонарушений, что превышает прошлогодний показатель на 25,9%. Из них 188 558 приходится на преступления, 23 157 — на уголовные проступки8.
Сложившаяся ситуация не может не тревожить правоприменителей. На масштабной научно-практической конференции, состоявшийся в Северо-Казахстанской области, следователи отметили, «что в настоящее время ряд статей УК РК, перенесенных из КоАП РК как уголовные проступки, не имеют судебной перспективы. Основная их часть ввиду недоказанности наличия уголовного правонарушения прекращается по реабилитирующему основанию, и лица, в том числе совершившие правонарушение в отношении представителей власти (ст. 378, 379 УК РК), остаются безнаказанными. В этой связи было внесено предложение по возвращению уголовных проступков данной категории в разряд административных правонарушений»9.
Более того, в целях гуманизации следует провести ревизию составов преступлений средней тяжести и некоторые из них перевести в категорию преступлений небольшой тяжести, которую, как представляется, необходимо именовать уголовными проступками.
Важно отметить, что еще в УК РК 1997 г. преступления небольшой и средней тяжести рассматривались по характеру и степени обще-
7 Выступление Председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам С. Айтпаевой на брифинге в Службе центральных коммуникации (Электронный ресурс): URL: http://pravstat.prokuror.kz/rus/novosti/press-releasy/vystuplenie-predsedatelya-komiteta-po-pravovoy-statistike-i-specialnym-uchetam
8 Алиханов М. О состоянии правонарушений в стране за 1-е полугодие 2015 года (Электронный ресурс): URL: http://pravstat.prokuror.kz/rus/novosti/stati/o-sostoyanii-pravonarusheniy-v-strane-za-1-e-polugodie-2015-goda
9 Лопатко И. Новеллы права: реализация на практике // Юридическая газета. 2016. 6 апр.
ственной опасности почти на одном уровне — это наглядно демонстрировали институты освобождения от уголовной ответственности и наказания. Для преступлений этих двух категорий законодателем предусматривались одинаковые правовые последствия10. В УК РК 2014 г. произошла еще большая гуманизация уголовного закона: сфера применения институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания расширилась.
На наш взгляд, необходимо провести четкую и последовательную категоризацию уголовно наказуемых правонарушений в УК РК 2014 г. Данная категоризация могла бы выглядеть следующим образом: уголовный проступок, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
В этой связи ст. 10 и ч. 1 и 2 ст. 11 УК РК 2014 г. предлагается изложить в следующей редакции:
уголовный кодекс Республики казахстан от 3 июля 2014 г.
действующая редакция Предлагаемая редакция
Статья 10. Понятия преступления и уголовного проступка 1. Уголовные правонарушения в зависимости от степени общественной опасности и наказуемости подразделяются на преступления и уголовные проступки. 2. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни. 3. Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста. Статья 10. Понятие преступления 1. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. 2. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Статья 11. Категории преступлений 1. Деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на уголовные проступки, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
10 Например, статьи касательно освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением, освобождения от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки, отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, и мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей, освобождения от наказания и отсрочки отбывания наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, освобождения от уголовной ответственности и наказания на основании акта амнистии или помилования.
4. Не является уголовным правонарушением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Статья 11. Категории преступлений
1. Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.
Предлагаемая категоризация уголовно наказуемых правонарушений исключает уголовный проступок в качестве дополнительной категории правонарушений, занимающей промежуточное положение между административными правонарушениями и преступлениями, и относит уголовный проступок к числу преступлений. При этом уголовный проступок и малозначительное деяние будут четко разграничены. Внесение данного изменения в УК РК 2014 г. будет способствовать тому, что у правоприменителей и граждан сформируется ясное представление о том, какие деяния являются уголовными проступками, а какие — малозначительными деяниями, соответственно, когда к лицу должны применяться санкции уголовного законодательства, а когда лицо подлежит административной, гражданской или иной юридической ответственности.
Список литературы
1. Алиханов М. О состоянии правонарушений в стране за 1-е полугодие 2015 года (Электронный ресурс): URL: http://pravstat.prokuror.kz/rus/novosti/ stati/o-sostoyanii-pravonarusheniy-v-strane-za-1-e-polugodie-2015-goda
2. Головко Л. В. Анализ Концепции проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан // Информационная система ПАРАГРАФ (Электронный ресурс): URL: http://prg.kz/
3. Есаков Г.А., Крылова Н. Е., Серебренникова А. В. Уголовное право зарубежных стран. М., 2014.
4. Кузнецова Н.Ф. О совершенствовании уголовного закона // Российская юстиция. 2009. № 5.
2. Уголовным проступком признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста.