ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
УДК 342.92 ББК Х67
© 2016 г. К. В. Казарян,
доцент кафедры гражданского права Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия кандидат юридических наук. Тел.: 8 (903) 403-91-80.
Ю. И. Литвинова,
доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. Тел.: 8 (988) 533-49-55.
КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В статье рассматриваются различные классификации субъектов миграционного процесса как разновидности юридического процесса. Классификация проводится на основе исследований представителей отечественной административной науки с учетом миграционного характера правоотношений. Авторы предлагают оригинальную классификацию субъектов миграционного процесса.
Ключевые слова: административный процесс, миграционный процесс, иностранный гражданин, судебный орган, орган государственной власти, миграционная правоспособность, миграционная дееспособность.
K. V. Kazaryan - Associate Professor, Department of Civil Law, Rostov branch, Russian State University of Justice, PhD in Law.
Yu. I. Litvinova - Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.
CLASSIFICATION OF SUBJECTS OFTHE MIGRATION PROCESS
In article various classifications ofsubjects of migratory process as versions of legal process are considered. Classification to be conducted on the basis of research of representatives of a domestic administrative science, taking into account migratory character relations. Authors offer original classification of subjects of migratory process.
Key words: administrative process, migratory process, the foreign citizen, judicial body, public authority, migratory competence, migratory capacity.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ в качестве общего принципа установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Российской Федерации всеми правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Тем самым признается и поддерживается такой институт, как миграция населения, закладывая основу миграционного законодательства.
В Россию ежегодно прибывают более 12 млн и одновременно выезжают из нее около 10 млн иностранных граждан. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 2 млн только легальных мигрантов. Численность же нелегальных мигрантов, по разным данным, колеблется от 5 до 12 млн человек [1,
с. 64-66]. Эти цифры показывают масштабность нелегальной миграции. Нарушение миграционного законодательства, как правило, носит скрытый характер, и определение точного количества нелегальных мигрантов на территории России практически невозможно. Большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства въезжают в Россию в упрощенном порядке - из стран, не требующих получения виз, то есть на законных основаниях, но по различным причинам утрачивают основания для пребывания, в результате чего находятся на ее территории незаконно [2, с. 34].
Правовая природа миграционного процесса состоит в обеспечении реализации материальных норм российского права.
Под миграционным процессом в широком смысле, в контексте реализации правоприменительной функции, понимаются распорядительные действия исполнительных органов власти в сфере миграции по проведению установленных миграционными нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией, в частности порядка получения патента на осуществление трудовой деятельности. В узком смысле, в контексте реализации правоохранительной функции, - это осуществление исполнительными и судебными органами функции правовой охраны в порядке совершения юрис-дикционных действий, например за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), ст. 18.16 КоАП РФ предусмотрен штраф либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Миграционный процесс также можно рассматривать как вид административного процесса, причем и судебного, и процедурного, например от факта пересечения Государственной границы Российской Федерации до получения определенного правового статуса в судебном порядке в связи с постоянным проживанием лица на территории России до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта.
Что касается процедурного, юрисдикцион-ного процесса, то здесь можно рассматривать и меры административного принуждения, и меры ответственности (уголовной и др.), а также запрет въезда как меру принуждения.
Миграционный юрисдикционный процесс представляет собой самостоятельное правовое явление, необходимый атрибут процессуально-правового регулирования и объединяет в себе процессуальные нормы конституционного, административного, гражданского, арбитражного права.
Если рассматривать миграционный процесс с точки зрения определенной юридической деятельности, то можно сделать вывод о структурных элементах данного института. Так, Ю. Н. Радачинский выделяет следующие структурные элементы в юридической деятельности: субъекты; объект и предмет; юри-
дические действия и операции, средства и способы осуществления юридической деятельности; результаты юридической деятельности [3, с. 34].
Субъекты процессуальных правоотношений по рассмотрению миграционных споров имеют сложную структуру. Обязательным участником миграционных процессуальных правоотношений является юрисдик-ционный орган (например, территориальный орган Федеральной миграционной службы) или государство (суд). Другими участниками процессуальных правоотношений могут выступать прокуратура, некоммерческие организации.
Субъекты миграционного права и субъекты миграционного процесса - тесно взаимосвязанные категории. Субъектом миграционного права является лицо, обладающее правами и обязанностями, зафиксированными в миграционном законодательстве (позитивные права и обязанности). Субъектами же миграционного процесса выступают, с одной стороны, лица, которые осуществляют субъективные права и исполняют юридические обязанности в связи с их территориальным перемещением (субъективные права и обязанности), а с другой стороны, органы государственной власти (судебные, миграционные и т. д.).
Правосубъектность участников миграционного процесса включает в себя миграционную процессуальную правоспособность и миграционную процессуальную дееспособность. Миграционная процессуальная правоспособность - это предоставленная субъекту законная возможность иметь в гражданском и административном судопроизводстве процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Ее содержание определяется нормами процессуального (например, административного, арбитражного) права для каждого конкретного участника судопроизводства в зависимости от задач и интересов, которые он выполняет и преследует своим участием в судопроизводстве, а также при совершении распорядительных действий исполнительных органов по проведению различных миграционных процедур. Миграционной процессуальной правоспособностью обладают граждане, юридические лица, различные государственные органы (судебные, органы государственной власти и др.).
Миграционная процессуальная дееспособность есть предоставленная законом субъек-
ту процессуального правоотношения способность личными действиями в пределах закона осуществлять процессуальные права и исполнять возложенные на него процессуальные обязанности, а также возможность поручать ведение дела своему представителю. Интерес представляет тот факт, что у суда и государственных органов процессуальная правоспособность и дееспособность должны возникать с момента их назначения (учреждения) в таком качестве, а прекращаться с момента окончания их полномочий. Процессуальная правоспособность и дееспособность экспертов возникают с момента приобретения ими этого статуса, необходимого для участия в деле.
Субъекты наделены законодателем определенными процессуальными правами и обязанностями, которые в совокупности составляют содержание гражданских процессуальных правоотношений. Тем самым каждый субъект миграционного процесса в том или ином процессуальном правоотношении обладает конкретными, присущими только ему правами и несет конкретные, присущие только ему обязанности. Указанные права называются субъективными.
Таким образом, одним из структурных элементов миграционных правоотношений являются субъекты, то есть участники, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями, правоспособностью и дееспособностью (мигранты, органы государственной власти и т. д.). При этом исходя из анализа общетеоретических положений можно выделить следующие виды субъектов миграционного процесса [4, с. 45]:
- индивидуальные: физические лица, к которым относятся иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, беженцы.
- коллективные: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной и исполнительной власти, юридические лица (коммерческие и некоммерческие).
Под субъектами миграционного процесса подразумеваются граждане, исполнительные и судебные органы исполнительной власти, которые наделены правами для активного участия при рассмотрении миграционных дел с целью защиты своих прав и законных интересов.
Миграционное дело - это совокупность вопросов, связанных с конкретной фактиче-
ской ситуацией, на основании и в соответствии с которой реализуется замкнутый цикл документально оформляемых последовательных действий и решений суда по применению миграционно-правовых мер [5, с. 51-55].
Следует обратить внимание на существующие в специальной литературе различные подходы к анализируемой дефиниции.
Если рассматривать миграционный процесс с точки зрения разновидности административного процесса, то следует привести позицию В. В. Денисенко, который к субъектам относит физических и юридических лиц. «Их объединяет то, что все они обладают, -читаем в словаре административного права, -особым юридическим качеством - административной правоспособностью, то есть способностью приобретать соответствующий комплекс юридических прав и обязанностей административно-правового характера и нести ответственность за их реализацию. Для того чтобы субъект административного права стал участником административно-правовых отношений, он должен обладать административной деликтоспособностью, то есть практической способностью реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений» [6, с. 291-292].
А. Ю. Якимов под субъектами понимает абстрактное лицо (физическое или юридическое), предусмотренное правовыми нормами [7, с. 6].
В настоящее время среди ученых-админи-стративистов отсутствует единый подход к количественно-качественной характеристике субъектов административно-юрисдикцион-ного процесса.
Так, например, Д. В. Астахов предлагает следующую классификацию субъектов адми-нистративно-юрисдикционного процесса:
а) участники, имеющие властные полномочия;
б) участники, не имеющие властных полномочий;
в) коллегиальные органы;
г) единоличные, то есть должностные лица, осуществляющие полномочия по разрешению дел об административных правонарушениях единолично от имени государственного органа;
д) органы (должностные лица), совершающие первичные процессуальные действия по выявлению административных правонарушений;
е) органы (должностные лица), как совершающие первичные процессуальные действия по выявлению административных правонарушений, так и рассматривающие дела об административных правонарушениях по существу;
ж) органы (должностные лица), только рассматривающие дела об административных правонарушениях по существу;
з) индивидуальные субъекты, несущие как общую, так и специальную административную ответственность;
и) коллективные субъекты [8, с. 244-245].
А. П. Стуканов в зависимости от объема
полномочий выделяет общий и специальный правовые статусы субъекта административной юрисдикции [9, с. 131].
Исходя из этого участниками миграционного процесса как вида юридического административного процесса являются:
- индивидуальные (единоличные): иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, специальные субъекты (эксперт, специалист, переводчик);
- коллегиальные: органы судебной власти, органы исполнительной власти (органы ФМС, полиции, прокуратуры), коммерческие и некоммерческие юридические лица;
- обладающие общим правовым статусом;
- обладающие специальным правовым статусом.
Для иллюстрации вышесказанного приведем конкретный пример из судебной практики, охватывающий большинство субъектов миграционного процесса.
Так, решением арбитражного суда Ульянов-
Литература
1. Добыш М. А. Защита прав участников миграционных правоотношений // Законность. 2011. № 2.
2. Варданян А. В., Ларионов И. А. Научные основы формирования криминалистической характеристики преступлений, связанных с организацией незаконной миграции // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер.: Экономические и юридические науки. 2015. Вып. 4-2.
3. Радачинский Ю. Н. О структуре и методологии исследования юридической деятельности // Сев.-Кавказ. юрид. вестн. 2010. № 1.
4. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие. 4-е изд. М., 2002.
ской области по делу № А72-145/08-4/30 от 13.02.2008 Управлением Федеральной миграционной службы по Ульяновской области индивидуальный предприниматель *** (гражданин Российской Федерации) был привлечен к административной ответственности по ст. 18.17 КоАП РФ с назначением взыскания в виде штрафа в размере 350 000 рублей за привлечение к торговой деятельности без специального на то разрешения *** (гражданки Республики Вьетнам). Арбитражный суд Ульяновской области отменил постановление административного органа, вынесшего постановление о привлечении к административной ответственности. Обвиняемый был освобожден от административной ответственности, поскольку защитник представил доказательства отсутствия вины в событии правонарушения. По мнению административного органа, предприниматель привлек к трудовой деятельности иностранного гражданина без специального на то разрешения. Однако защитник указал, что факта постоянного пребывания на торговом месте иностранного гражданина не установлено, а показания этого гражданина свидетельствуют именно о случайном стечении обстоятельств [10].
Таким образом, с одной стороны, обязательным субъектом миграционного процесса являются различные органы (судебные, исполнительные органы государственной или муниципальной власти), реализующие государственно-властные полномочия в сфере миграции, а с другой стороны, различные категории мигрантов.
Bibliography
1. Dobysh M. A. Protection of the rights of participants migratory relations // Legality. 2011. № 2.
2. Vardanyan A. V., Larionov I. A. Scientific of a formation basis криминалистической characteristics of the crimes connected with the organisation illegal migration // News of the Tula state university. Series: Economic and Jurisprudence. 2015. Vol. 4-2.
3. Radachinsky Y. N. About structure and methodology of research legal деятельности // The North Caucasian legal bulletin. 2010. № 1.
4. Malko A. V. The Theory of the state and the right in questions and answers: teaching aid. 4th ed. Moscow, 2002.
5. Стахов А. И. Интегративный подход к пониманию административного процесса в России // Административное право и процесс. 2015. № 2.
6. Словарь административного права. М., 1999.
7. Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.
8. Астахов Д. В. Проблемы правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: матер. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2003.
9. Стуканов А. П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000.
10. Решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-145/08-4/30 от 13.02.2008. URL: http://consultant.ru
5. Staxov A. I. Integrativnyj the approach to understanding of administrative process in Russia // Administrative law and process. 2015. № 2.
6. Dictionary of administrative law. Moscow, 1999.
7. Yakimov A. Ju. Status of a legal subject (theoretical questions) // The State and the right. 2003. № 4.
8. Astakhov D. V. Of the Problem of a legal status of participants of manufacture on affairs about administrative offences // Actual problems administrative and are administrative-procedural right: materials of the international scientifically-practical conference. Moscow, 2003.
9. Stukanov A. P. Public prosecutor's supervision of execution of laws by bodies of an administrative jurisdiction of the Russian Federation. St. Petersburg, 2000.
10. The decision of Arbitration court of the Ulyanovsk region on business to business № A72-145/ 08-4/30 of13.02.2008. URL: http://consultant.ru