УДК 797.122 КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ
Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор,
Василий Федорович Каверин, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер
СССР,
Сергей Викторович Верлин, заслуженный тренер России,
Центр спортивной подготовки сборных команд, Москва,
Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
Определенный вклад в развитие специальной выносливости вносят эффективность спортивной техники, готовность опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений, волевые качества спортсмена и т.д. В связи с этим актуальным является разработка классификации средств и методов развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ. В процессе исследования анализировались данные специальной литературы, дневники спортсменов, изучался опыт работы тренеров сборных команд России по гребле на байдарках и каноэ за последние 10 лет. В статье приведены комплексы тренировочных заданий и методы выполнения упражнений, применяемых в практике развития специальной выносливости и классификация их по направленности в соответствии с интенсивностью работы.
Ключевые слова: высококвалифицированные спортсмены, тренировочный процесс, формулы нагрузки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p86-90
CLASSIFICATION OF MEANS AND METHODS OF DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE OF OARSMEN ON KAYAKS AND THE CANOE Pavel Valentinovich Kvashuk, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Vasily Fedorovich Kaverin, the candidate ofpedagogical sciences, the deserved trainer of the
USSR,
Sergey Viktorovich Verlin, the deserved trainer of Russia,
The Centre of Sports Preparation of National Teams, Moscow,
Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education
Annotation
The certain contribution to development of special endurance is brought by efficiency of sports technics, readiness of the musculoskeletal device for performance of exercises, strong-willed qualities of the athletes etc. In this connection, the working out of classification of means and methods for development of special endurance of highly skilled oarsmen on kayaks and a canoe is actual. In the course of research the data of the special literature, diaries of sportsmen have been analyzed, experience of trainers of national teams of Russia on rowing on kayaks and canoe over the last 10 years has been studied. In article, the complexes of training tasks and methods of performance of the exercises applied in practice of development of special endurance and their classification by an orientation according to intensity of work have been presented.
Keywords: highly skilled sportsmen, training process, loading formulas.
ВВЕДЕНИЕ
Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет собой комплексное физическое качество, а уровень ее развития в значительной степени обусловлен уровнем специальной силовой подготовки, уровнем скоростных способностей
спортсменов и уровнем развития общей выносливости.
Определенный вклад в развитие специальной выносливости вносят эффективность спортивной техники, готовность опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений, волевые качества спортсмена и т.д.
В связи с этим целью исследования является разработка классификации средств и методов развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ. В процессе исследования были проанализированы данные специальной литературы, дневники спортсменов, изучен опыт работы тренеров сборных команд России по гребле на байдарках и каноэ за последние 10 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По мнению многих специалистов [2, 3, 4], к числу основных педагогических факторов, от которых зависит уровень развития специальной выносливости у спортсменов, относятся объем нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки. При этом необходимо выделять не просто величину тренировочной нагрузки в целом, а соотношение ее показателей, таких как скорость выполнения упражнений, долю специальной работы в общем объеме нагрузки, сочетание различных методов тренировки и др.
Выполненная работа может оцениваться в педагогическом аспекте, с позиций используемых средств и методов тренировки «внешняя сторона нагрузки, тренировочный эффект», и биологическом, в соответствии с реакцией организма спортсмена и энерготратами «внутренняя сторона нагрузки, тяжесть работы».
Исследования, выполненные в этом направлении, привели к разработке классификаций тренировочных зон интенсивности.
В настоящее время в различных видах спорта предложено от 3 до 6 и более зон интенсивности в основном на основании физиологических, биохимических критериев, определяющих особенности энергетического метаболизма и адаптивных реакций к нагрузкам разной интенсивности.
В практике отечественной гребли на байдарках и каноэ [1] так же принято деление тренировочных нагрузок по зонам интенсивности в соответствии с педагогическими (скорость в % от соревновательной на дистанциях 500 и 1000 м и темп гребли в классах лодок К-1 и С-1 у мужчин, К-1 у женщин) и физиологическими (ЧСС и уровень лактата (Ьа)) критериями (таблица 1).
Таблица 1
Распределение нагрузок по зонам интенсивности в гребле на байдарках и каноэ
(по Каверину В.Ф., 2004)
Зона Направленность нагрузки Интенсивность нагрузки % от V дист. 1000 м Критерии
I Восстанавливающая до 70 ЧСС<140 уд/мин, Ьа<2,0 мМоль/л
II Базовая выносливость 7080 ЧСС - 140-160 уд/мин, Ьа- 2,1-4,0 мМоль/л
III Специальная выносливость 80-90 ЧСС - 160 -180 уд/мин, Ьа - 4,1-8,0 мМоль/л
IV 1. Специальная соревновательная выносливость 90-100 ЧСС>180 уд/мин, Ьа - 9-18 мМоль/л
2. Скоростная выносливость; 100-108 ЧСС - 170-190 уд/мин, Ьа>8,0 мМоль/л
3. Соревнования В зависимости от дистанции ЧСС>180 уд/мин, Ьа>12,0 мМоль/л
V Быстрота, стартовая мощность 108-115 ЧСС не информативно, Ьа<6,0 мМоль/л
Обобщенный анализ средств и методов развития специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ позволил выявить комплексы тренировочных заданий и методы выполнения упражнений, применяемых в практике для развития специальной выносливости и классифицировать их по направленности в соответствии с интенсивностью работы (таблица 2, 3).
Таблица 2
Средства развития специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ
высокой квалификации
Преимущественная направленность работы (зоны интенсивности) Комплексы упражнений для развития специальной выносливости (формулы нагрузки)
Базовая специальная выносливость (II) - равномерная гребля 20 мин во II зоне 10 мин в I зоне х 4 раза; - равномерная гребля 45 мин во II зоне х 2-3 раза через 10-15 мин ОРУ; - переменная гребля 2 ч 30 мин, по ходу мягкие ускорения 5-7 мин в зоне пАнО; - переменная гребля 2 ч 30 мин, по ходу ускорения 30 с в V зоне х 10-15 раз, через 10-15 мин равномерной гребли; - переменная гребля 2 ч 30 мин, по ходу ускорения 1-5 мин в Ш-^ зоне Х 5-8 раз, через 10-15 мин равномерной гребли; - переменная гребля, ускорения до максимальной скорости 150-200 м при сохранении ритма-проката х 15-20 раз, походу гребли 15-20 км в I зоне; - переменно-интервальный режим гребли до удержания техники на планированной среднедистанционной скорости; - повторно 3 км Х 5 раз через 5 мин (отдых пассивный); - повторно 1000 м х 5 раз х 2 серии (отдых пассивный 4-5 мин); - контроль среднего хода: 10 км с заданной скоростью; - переменно-повторная гребля с тормозителями или отягощениями сериями (15 с /15 с + 20 с /20 с) через 5 мин гребли во II зоне кол-во индивидуально; - гребля: многократное прохождение: отрезки 150 м для спец. 200 м; отрезки 300 м для спец. 500 м; отрезки 750 м для спец. 1000 м - скорость 90% от планируемого результата; - гребля: многократное прохождение: отрезки 300 м для спец. 200 м; отрезки 750 м для спец. 500 м; отрезки 1200 м для спец. 1000 м - скорость 80% от планируемого результата; - повторная интервальная гребля чередуя без отягощений и с отягощениям (7 х 2000 м 80-90%)
Дистанционная выносливость (III) - переменная гребля 5-10 мин в III зоне + 10 мин. в 1 зоне х 6-8 раз; - переменная гребля (4-6 мин в III зоне +1 мин в IV зоне) х 6-8 раз, через 10-15 мин в I зоне; - повторная гребля 1,5-2 км в III зоне х 6 раз; - интервальная гребля (40-90 с в Ш-^зоне х 6-8 раз через 60-40 с в I зоне) х 4-6 раз через 10-15 мин в I зоне; - интервальная гребля (20-30 с в IV зоне х 10 раз, через 30-40 с) х 4-6 раз через 10-15 мин в I зоне; - интервальная (комбинированная) гребля (4 мин + 3 мин + 2 мин + 1 мин в Ш-^зоне, через 2-3 мин в I зоне) х 4 раза через 10-15 мин в I зоне; - интервальная (комбинированная) гребля (30 с + 1 мин + 1,5 мин + 2 мин + 2,5 мин + 3 мин + 2,5 мин +2 мин + 1,5 мин + 1 мин + 30 с в IV-Ш-ГУзоне, через 1-3-1 мин в I зоне) х 3 через 15-20 мин в I зоне; - интервальная (комбинированная) гребля (30 с + 1 мин + 2 мин + 3 мин + 4 мин + 5 мин + 4 мин + 3 мин + 2 мин + 1 мин + 30 с в IV-III-IV
Преимущественная направленность работы (зоны интенсивности) Комплексы упражнений для развития специальной выносливости (формулы нагрузки)
зоне через 1-4-1 мин в I зоне) через 15-20 с в I зоне; - гребля: переменно-повторный режим ((2 мин / 30 с (I зона) + 2 мин / 1 мин + 2 мин / 2 мин +2 мин / 3 мин + 2 мин) 2-4 серии через 5 мин в I зоне; - гребля: переменно-повторный режим (4 мин / 30 с (I зона) + 3 мин / 1 мин + 3 мин /2 мин + 2 мин /3 мин + 4 мин) 2-3 серии через 8 мин в I зоне
Специфическая соревновательная выносливость (IV) - повторная гребля 100-150 м Х 20-25 раз; - повторная гребля для подготовки к дистанции 500 м: на отрезках 200, 300, 400 м или для подготовки к дистанции 1000 м на отрезках 200, 400, 600, 800 м, увеличивая их длину по мере роста подготовленности при условии сохранения целевой скорости на всем отрезке; - интервальная гребля: для 500 м - (100 м Х 5 раз через 60-30 с) х 6-7 серий; для 1000 м - (200 м Х 5 раз через 60-30 с) х 4-5 серий; - повторная гребля: для 500 м - 400 м х 2 раза, 300 м х 4 раза, 200 м х 6 раз, 500 м х 1 раз (проходя вторую половину дистанции с целевой скоростью) х 2-3 серии; для 1000 м - 800 м х 2 раза, 600 м х 3 раза, 400 м х 4 раза, 1000 м х 1 раз (проходя вторую половину с целевой скоростью) х 2-3 серии; - прохождение дистанций 500 и 1000 м, моделируя целевую скорость на различных участках дистанции; - для 500 м - повторная гребля 400-450 м 95% от соревновательной скорости х 5-8 раз; - для 1000 м - повторная гребля 800-900 м 95 % от соревновательной скорости Х 4-6 раз; - повторная гребля: а) 1000 м х 6 раз через 7-10 мин; б) 750 м х 8 раз через 7-10 мин; в) 500 м х 10 раз через 7-10 мин (чередуя III-IV зоны); - интервальная (экстенсивная) гребля (1-1,5 мин в IV зоне х 4 раза через 1-1,5 мин) х 6-7 серий через 7-10 мин в I зоне; - интервальная (интенсивная) гребля (150 м в IV зоне х 5 раз через 300 м в I зоне) х 5-6 серий; - интервальная (интенсивная) гребля (20-40 с в зоне х 5-6 раз через 60-30 с) х 6-7 серий через 7-10 мин в I зоне (интервалы отдыха и количество отрезков могут меняться, чтобы приблизить характер работы к соревновательному); - интервальная (комбинированная) гребля в IV зоне (20 с + 40 с + 60 с + 40 с + 20 с через 20-60-20 с в I зоне) Х 5-6 раз
Таблица 3
Методы развития специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ __________________________высокой квалификации________________________________
Зоны интенсивности Методы развития специальной выносливости
Базовая специальная выносливость (II) интенсивный непрерывный метод; непрерывный переменный метод с заданными режимами деятельности; экстенсивный интервальный метод + ИМ с длительной нагрузкой / ИМ с нагрузкой средней длительности
Дистанционная выносливость (III) повторный метод + ИМ с кратковременной нагрузкой / ИМ с нагрузкой средней длительности / ИМ с длительной нагрузкой; экстенсивный интервальный метод + ИМ с длительной нагрузкой; интенсивный непрерывный метод, непрерывный переменный метод.
Зоны интенсивности Методы развития специальной выносливости
Специфическая соревновательная выносливость (IV) соревновательный метод; комбинации повторного и интервального методов.
ВЫВОДЫ
В результате можно заключить, что для высококвалифицированных спортсменов большое место в тренировочном процессе необходимо уделять методам воздействия на основные факторы развития специальной выносливости с учетом особенностей биомеханики циклических локомоций и воздействий внешней среды.
Полноценного совершенствования специфических сторон деятельности организма, определяющих уровень развития выносливости, можно достичь только при умелом применении сочетания различных средств и методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребля на байдарках и каноэ : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства) / авт.-сост. В.Ф. Каверин, А.П. Ткачук, И.И. Столов. - М. : Советский спорт, 2004. - 132 с.
2. Дьяченко, А.Ю. Современная концепция совершенствования специальной выносливости спортсменов высокого класса в гребном спорте / А.Ю. Дьяченко // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - № 1. - С. 54-61.
3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2009. - 200 с.
4. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М. : ТВТ Дивизион, 2005. - 338 с.
REFERENCES
1. Kaverin, V.F., Tkachuk, A.P. and Stolov, I.I. (2004), Rowing on kayaks and a canoe. The approximate program of sports preparation for children-youthful sports schools, specialized children-youthful schools of the Olympic reserve (stages of sports perfection and the higher sports skill), Soviet sport, Moscow.
2. Dyachenko, A.Ju. (2007), “Modern the concept of perfection of special endurance of high-class sportsmen in rowing”, the Science in the Olympic sports, No. 1, pp.54-61.
3. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of the sportsman: bases of the theory and an education technique, Soviet sport, Moscow.
4. Mjakinchenko, E.B. (2005), Development of local muscular endurance in cyclic sports, publishing house “TVT Divizion”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2013.
УДК 159.922
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЮНОШЕЙ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ
НИКОТИН
Евгений Анатольевич Кобзев, доцент,
Магнитогорский государственный университет (МаГУ)
Аннотация
В статье рассматриваются показатели динамики психических особенностей и образа жизни испытуемых, страдающих никотиновой зависимостью. Обозначаются показатели личностного раз-