УДК 373.203.71
классификация средств хип-хоп-аэробики, используемых в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Студентка М. А. Зайцева,
доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в статье представлены данные исследований, посвященных проблеме разработки классификации средств хип-хоп-аэробики, используемых в процессе физического воспитания как основы технологии развития физического, психического и эмоционально-волевого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста; классификация; средства; танцевальная аэробика; хип-хоп-аэробика.
введение. Старший дошкольный возраст - последний из периодов онтогенетического развития человека, в ходе которого в психике ребенка появляются новые образования (Р. С. Немов, 2003). Это произвольность психических процессов - ощущения, внимания, памяти, представления, воображения, мышления, внимания, речи - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности - решающее изменение в деятельности ребенка, целью которой становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением. Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями. При этом их физическое развитие по-прежнему связано с умственным и становится необходимым условием, на фоне которого успешно происходит разностороннее социальное совершенствование ребенка: умственное, эстетическое, нравственное, т. е. сугубо социальное (Н. А. Короткова, 2007).
Статистические данные, результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в данном
возрастном периоде здоровье детского контингента ухудшается и характеризуется низким уровнем физического развития и подготовленности (Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, 2000). Как известно, на физическое развитие ребенка положительное влияние оказывает оптимальная двигательная активность (Е. К. Аганянц, 1999; Т. А. Банникова, 2000; Е. В. Демидова, 2004). Вместе с тем остаются до конца нерешенными многие проблемы в области физического воспитания детей дошкольного возраста, одной из которых является низкий уровень показателей здоровья детей старшего дошкольного возраста (О. С. Шнейдер, Д. В. Чилигин, А. В. Попова, 2012). Этой проблеме посвящен целый ряд научных трудов. По данным Ю. П. Пузырь (2012), за последний год пребывания детей 5-6 лет в детском саду индекс их физической подготовленности увеличивается в среднем с 40,1 % до 41,9 %. По его мнению, такая динамика развития физических способностей дошкольников является критической. Поэтому содержание процесса формирования и развития физической культуры детей старшего дошкольного возраста требует привлечения новых форм и средств. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы являются занятия танцевальной аэробикой (Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева, 2002). Занятия танцами позитивно влияют на основные психические процессы, на становление личности ребенка, развитие его творческого потенциала. В процессе танцевальной деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о взаимной зависимости характера музыки и движений, о выразительности
игрового образа и его связи с характером средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают и усваивают названия танцевальных шагов, танцев, хороводов, что позитивно влияет на развитие воображения в дошкольном возрасте (С. Л. Рубинштейн, 2000).
Вышеизложенное свидетельствует, по нашему мнению, об актуальности использования новых средств и форм танцевальной аэробики в формировании и развитии эстетической и физической культуры личности ребенка 5-6 лет.
Танцевальная аэробика - это комплекс упражнений, выполняемых под музыку. Эти движения ассоциируются со спортивными упражнениями и элементами современной хореографии (Т. С. Лисицкая, Л. В. Сидне-ва, 2002).
Танцевальная аэробика базируется на большом количестве танцевальных видов. Каждый из них основан на определенном (музыкальном) танцевальном направлении: от народных танцев до рок-н-ролла и джаз-модерна.
Хип-хоп-аэробика - это вид танцевальной аэробики, основу техники которой составляют: прыжки и подскоки, шаги танцевальной аэробики, элементы брейк-данса и малой акробатики.
В хип-хоп-аэробике руководствуются главными принципами движений, к которым относятся (Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева, 2002): полицентрика -движения, которые осуществляются таким образом, что разные части тела работают независимо друг от друга, часто с одинаковой скоростью и амплитудой;
изоляция - движение, осуществляемое одной частью тела в одном суставе при неподвижном положении другой;
мультипликация - одно движение, раскладывающееся на множество составляющих за одну ритмическую единицу;
оппозиция - движение, намеренно нарушающее прямую линию с целью противопоставления одной части тела другой;
противодвижение (вариант оппозиции) - движение одной части тела навстречу другой.
К элементам хип-хоп-аэробики относятся шаговые движения, однако они исполняются в довольно динамичном режиме (зачастую с подскоками). Иногда выполняются соединительные танцевальные движения (замирания, игровые моменты, флеши, свифт, перебои ритма и т. д). Возможно выполнение танцевальных элементов брейка. Доминирующее движение хип-хопа - подскоки и подпрыгивания, которые также носят название нью-джек-свинг. В ходе тренировки задействованы крупные мышечные группы, совершенствуется осанка, вырабатываются грациозность и координирование движений. Хип-хоп-аэробика является, в некоторой степени, своеобразным амбивалентным танцем, так как в равнозначной мере выполняется мальчиками и девочками. Благодаря этому хип-хоп так популярен среди молодежи, что, в
сущности, является одним из основных преимуществ данного танца.
целью данногоисследования является разработка классификации движений хип-хоп-аэробики.
На рисунке представлена классификация хип-хоп-аэробики, состоящая из 3 разделов: 1 -хореографические элементы; 2 - актерское мастерство, 3 - малая акробатика.
Первый раздел включает динамические и статические элементы.
- Динамические элементы подразделяются на:
- простые - движения телом (простые) : движение корпусом вверх, вниз, в сторону (кач), волнообразные движения корпусом сверху вниз и снизу вверх. Движения телом (сложные) - волнообразные движения корпусом вниз с опорой на руки с постепенным опусканием на пол;
- сложные - передвижение (простые): шаги вперед, назад, вправо, влево, скольжения, вперед, назад, в сторону, прыжки на месте на двух ногах. Передвижения (сложные) - шаги с прыжками вперед, назад, вправо, влево, прыжки на одной, двух ногах. Повороты на месте (90-360°), в прыжке, с продвижением в разные стороны, скольжение с поворотом с последующим прыжком на две ноги, на колено или на колени, направления движения в разные стороны.
- Статические элементы представляют собой позы. Они тоже разделяются на простые и сложные движения.
- простые - элементарные положения тела, например: исходное положение основная стойка руки на пояс и др;
- сложные (стойки на руках, на ногах, на плече и др.), также с опорой на пол с подъемом только одной ноги.
Второй раздел классифицируется - актерское мастерство:
- мимика (выражение эмоций лицом);
- пантомимика (выражение эмоций телом);
- соревновательный эпизод - (умение технически грамотно двигаться и эмоционально выражать движения под музыку).
Помимо разнообразной хореографии, максимальную выразительность и зрелищность в хип-хоп-аэробике придают элементы малой акробатики, которые составляют основу третьего раздела классификации:
- перевороты в сторону, переворот с поворотом, переворот назад;
- полушпагат и шпагат выполняются из различных исходных положений (о. с., в прыжке и др.);
- мост - из положения лежа и стоя выполняется с опорой руками и ногами, на предплечьях, на одну руку, на одну ногу, разноименно, на коленях;
- кувырок вперед, назад, в стороны;
- прыжки с приземлением на пол: на колени, в упор сидя сзади с подъемом двух ног, в полушпагат и в шпагат.
Заключение. Классификация упражнений преду-
№1 I 2013
15
_Хип-хоп-аэробика
1 - хореографические элементы
2 - актерское мастерство
Динамические элементы
Сложные
V
П с
р л
о о
с ж
т н
ы — ы
е е
V
- Шаги
(вперед,наза д,вправо и влево)
- Скольжения (вперед,наза д, вправо и влево)
- Прыжки на месте на двух ногах
Статические элементы
Мимика
V
Пантомимика
V
Простые
Передвижение
V
Движение телом
V
V
Позы
V
Простые
Соревновательный эпизод
Сложные
V
- Шаги с прыжками вперед, назад, вправо, влево
- Прыжки на 1-2 ногах, вместе, врозь
- Повороты на месте (90-360°), в прыжке, в продвижении в разные стороны
- Скольжение с поворот с прыжком, на коленях(1-2), в разные стороны
у
с л о ж н ы
На руках, ногах, плече и др.
Опорой на пол с подъемом только одной ноги
Волна корпусом - волнообразные движения вниз с опорой на две руки с постепенным опусканием на пол
V
Движение корпуса вверх и вниз по сторонам «кач»
Волна - волнообразные движения сверху вниз, и наоборот
Перевороты: в сторону, с поворотом, назад, шпагат, полу -шпагат, мост из положения лежа и из положения сверху с различной опорой , кувырок (вперед, назад, в разные стороны с выходом в вертикальное положение с последующим приземлением на две ноги, прыжки с приземлением на пол, опора на: колени, в упор сидя сзади с подъемом двух ног, полушпагат и шпагат)
е
Рис. Классификация средств хип-хоп-аэробики
сматривает логическое их представление как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на 3 основных раздела. Далее группы и подгруппы упражнений разделяются согласно определенным признакам, так как их использование предполагает, что
каждое из физических упражнений оказывает определенное воздействие на человека с учетом особен но-стей его содержания, формы и условий выполнения.
Научно-практическое значение классификации физических упражнений определяется тем, какой именно
признак положен в их основу. Если в основу классификации положен педагогический признак, то при этом классификация физических упражнений помогает ориентироваться в их многообразии и рационально использовать с целью физического воспитания (М. Л. Жу-равин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич, 2010). Основными средствами хип-хоп-аэробики являются хореографические элементы и элементы малой акробатики, которые можно классифицировать по педагогическому признаку, что дает возможность подобрать и составить определенные комплексы упражнений, выполняемые с музыкальным сопровождением в зависимости от направления поставленных педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Элементы хореографии и акробатики можно модифицировать и получать сложные по координации связки движений, которые соединяются в интересные композиции. Немаловажный раздел классификации - актерское мастерство, способствующее тренировке внимания и памяти, снятию психологических и телесных напряжений, развитию творческого воображения. Занятия помогают раскрыть внутренний потенциал, развивают чувство ритма, дети учатся красиво двигаться, импровизировать под характерную музыку, у них развивается музыкальный слух, а также избавляются от комплексов боязни сцены.
Представленный материал дает информацию о многообразии средств современного вида танцевальной аэробики - хип-хоп-аэробики. Занятия позволят не
только укрепить здоровье и физическую подготовленность занимающихся, но и повысить уровень профессионализма специалистов по физической культуре.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аганянц, Е. К., Бердичевская, Е. М., Демидова, Е. В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей. - Краснодар, 1999. - 150 с.
2. Демидова, Е. В. Воспитание в прогимназии. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. - 150 с.
3. Журавин, М. Л. Загрядская, О. В., Казакевич, Н. В. Гимнастика: учеб.для студентов. высш. учеб. заведений / под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меношикова. - 7-е изд., стер. - М. : Издательский ценр «Академия», 2010. - 448 с.
4. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 208 с.
5. Лисицкая, Т. С., Сиднева, Л. В. Аэробика: В 2 т. - М., 2002. - 480 с.
6. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
7. Пузырь, Ю. П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 23 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
9. Чернышенко, Ю. К., Баландин, В. А., Банникова, Т. А. Физическое воспитание младших школьников. - Краснодар, 2000. - 150 с.
10. Шнейдер, О. С., Чилигин, Д. В., Попова, А. В. Тренировочные устройства для управления движениями дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 5. - С. 42-43.
classification of means of hip-hop aerobics used in the process of physical education of children of elder preschool age
M. Zaytseva, Student,
Yu. Chernishenko, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
The investigation data on the problem of improvement the classification of hip-hop aerobics' means used in the process of physical education as the basis of technology for development physical, psychic, emotional and strong-
willed potential of elder preschool aged children are revealed in the article.
Key words: children of elder preschool age; classification; means; dancing aerobics; hip-hop aerobics.
№1 l 2013
17