АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ. Социально-экономические и гуманитарные науки
Предприятия торговли закупают товары для последующей перепродажи промышленным фирмам, оптовым компаниям, предприятиям розничной торговли или населению. Покупка для перепродажи имеет свои особенности по сравнению с закупкой промышленными предприятиями продукции для производственных нужд [1].
Рассмотрим пример организации управления закупками для торговой компании «Армада».
Компания «Армада» работает в качестве дистрибьютора на рынке строительно-отделочных материалов, отделки и обустройства дома. Отдел закупок компании осуществляет закупку импортной продукции, ее доставку и таможенную очистку. Основными функциями отдела закупок организации «Армада» являются:
- принятие решения о закупках;
- оформление заказа поставщикам;
- заказ перевозки транспортной компании;
- таможенная очистка.
При выполнении основных функций особое внимание уделяется отсутствию ситуаций «оШ-о^Бйск» (дефицита товаров на складе); минимизации общих логистических издержек; оптимизации маршрутов транспортировки товаров от поставщика.
Процесс закупки и доставки импортного товара начинается с принятия решения о закупке. Закупки осуществляются непосредственно у крупных зарубежных производителей, в том числе таких как «ТЕКС» (лакокрасочная продукция); «ТаткеИ» (линолеум и ламинат); «Кроношпан»; «Акватон» (мебель для ванной комнаты), «Мобико» и другие. Ежемесячно коммерческий отдел и отдел продаж продукции, предоставляют планы продаж на шесть месяцев вперед. Планы продаж расписываются по каждой товарной позиции на каждый месяц [2].
При принятии решения о закупке руководитель отдела закупок руководствуется требованием обеспечения запаса каждой товарной позиции на срок два
месяца. Несмотря на то, что закупки можно осуществлять ежедневно, при планировании закупок имеется в виду, что срок выполнения заказа поставщиком может достигать восьми недель. Кроме того, срок доставки зависит от конкретного поставщика.
Алгоритм принятия решения в модели закупок заключается в подборе такой величины заказываемого товара, которая на шестимесячный учетный период обеспечит существование минимум двухмесячного запаса.
Подбор заказа осуществляется вручную по каждой товарной позиции в специально разработанной форме таблицы Excel и программы 1С: склад. Необходимо отметить, что при использовании данных программ, выполнение операции требует достаточно высокой квалификации и внимания сотрудника, поскольку отсутствует контроль за вводом информации. Трудоемкость операции связана с тем, что количество заказанного товара должно переноситься из плана продаж. Количество заказанного товара учитывается по каждому сделанному заказу по каждой позиции.
Процедура оформления заказа заключается в согласовании с поставщиком определено точного количества и цены товара. При этом возникают трудности, поскольку информация о заказанных товарах отсутствует в единой информационной системе, а сотрудникам коммерческого отдела необходимо знать, когда прибудет заказанный товар. Поэтому заказы на поставку товара необходимо формировать в общей информационной системе компании.
Библиографические ссылки
1. Сергеев В. И., Эльяшевич И. П. Логистика снабжения. М. : Рид Групп, 2011.
2. Армада центр. Официальный сайт. URL: http://armada-skit.ru.
© Белякова А. А., Широченко Н. В., 2011
УДК 658.7
В. Ю. Быбина Научный руководитель - Е. В. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ СКЛАДСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рассмотрены основные складские технологии, которые используются при помощи WMS системы, и их классификация.
Основной целью применения современных технологий на складе является оптимизация существующих технологических бизнес-процессов (БП), либо создание новых, более совершенных. Все изменения БП производятся с целью: уменьшения его стоимости; сокращения времени процесса; уменьшения трудоемкости; упрощения структуры БП, для уменьшения числа ошибок при его реализации; улучшения интеграции между структурными подразделениями, отвечающими за выполнение процесса.
На сегодняшний день во многих современных складских комплексах применяется система WMS (Warehouse Management System) - автоматизированная система управления складскими процессами в режиме реального времени. В отличие от простой учетной складской системы она управляет ресурсами и работами на складе по заданным правилам. Наличие данной системы дает возможность эффективно применять различные складские технологии. Анализ современной литературы позволил выявить наиболее
Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»
востребованные технологии в складской логистике. Исходя из положения во внутрискладском логистическом процессе, их можно классифицировать следующим образом. Общие технологии, используемые на всех этапах логистического процесса:
1) маркировка грузов при приемке уникальными этикетками - уникальный код груза идентифицирует груз в WMS системе, позволяет проследить его движение по складу, определить кто принимал груз и т. д.;
2) адресное хранение - всем грузам на складе присвоен свой адрес, который определяет место расположения груза;
3) двухмерные штрих-коды. Применяются для оптимизации хранимой информации, для считывания которой нужны подходящие терминалы и программное обеспечение [1];
4) RFID - (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) - метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках [2];
При приемке грузов на складе дополнительно используют такие технологии, как:
1) «приемка с колес» - приемка продукции в WMS систему по факту, без сортировки и количественной проверки поступившего товара, применяется для ускорения процесса приемки, когда нужно принять за короткий срок большой объем и множество наименований товара в систему;
2) стол доработки применяется при приемке продукции «с колес», при этом зона приемки делится столами доработки на две зоны: зона откуда только прибывший товар поступает на столы и вторая зона, куда товар поступает, готовый к приемке в систему;
3) использование радиотерминалов (РТ) при выполнении работ в WMS системе. Все работы для исполнителей система выдает на РТ в режиме реального времени в виде подробной инструкции. Система всегда требует подтверждения, чтобы сократить число ошибок из-за невнимательности исполнителей. РТ используют при приемке, перемещении, разбиении грузов, комплектации, комиссионировании и т. д. [3].
В процессе складирования и хранения используются технологии:
1) авторазмещение грузов из зоны приемки, которое помогает постоянно поддерживать данную зону свободной. Система сама подбирает свободные ячейки для размещения приятых грузов, в соответствии с заданными ограничениями, что позволяет избежать ошибок, совершаемых при ручном размещении в хранение;
2) размещение товара на хранении в соответствии с АВС анализом. В соответствии с данной технологией, тарные позиции группы «А» располагаются ближе к зонам отгрузки и в зонах удобной выемки грузов, чтобы сократить время на сбор заказов на отгрузку;
3) использование радиотерминалов;
4) рюк-Ьу-line - при использовании этой технологии товар попадает на хранение, но размещается в специальную ячейку в соответствии с получателем.
По мере наполнения ячейки товар отправляется получателю. Технология ускоряет доставку к пунктам продажи, поскольку товары направляют к месту назначения сразу после их получения [4];
5) автоматическое вытеснение грузов - перемещение грузов из первых ярусов выше. Система экономит время персонала, так как сама оценивает, какие грузы необходимо вытеснить с первых ярусов.
При комплектации заказов и партий отправки дополнительно применяются технологии:
1) параллельный процесс комплектации заказов. Система создает к одному заказу несколько нарядов (работ) на комиссионирование в соответствии с принципом - один исполнитель набирает при комплектации одну паллету. Если объем заказа три паллеты, то формируется три наряда - это сокращает время подбора заказа, так как три исполнителя могут сразу подбирать один заказ;
2) подбор товара по пик-листам (Pick-lists) - применяется при штучном подборе заказа на загрузку, когда использование РТ заметно замедляет процесс. Обычно товары после такого подбора проходят контроль на столе контроля и упаковки;
3) маршрут обхода. Описывается кратчайший путь обхода всех ячеек склада, который система применят при формировании маршрута обхода при ко-миссионировании. Сокращается путь исполнителя при сборе заказа на отгрузку;
4) контроль товара на «столе контроля и упаковки». Данная технология ускоряет процесс подготовки заказа и повышает точность при проверке подобранного товара;
5) кросс-докинг - принятые грузы сразу отгружаются получателям, исключая размещение на хранение;
6) перемещение по сложной выемке - называется процесс, когда нужно подобрать товар, располагающийся выше первого яруса - так как коробочный и штучный подбор может происходить только из первых ярусов;
7) использование радиотерминалов;
8) ркк-Ьу-Ипе;
9) автоматическое вытеснение грузов.
Рассмотренные технологии и их классификация
позволяют оптимизировать логистические процессы в современных складских комплексах.
Библиографические ссылки
1. Двухмерные штрих-коды {2Б-коды). URL: http://www.markirovka.com/info/inform/2d_codes/
2. RFID - Радиочастотная идентификация. URL: http://www.datakrat.ru/tehnologii_3.html.
3. Логистика комиссионирования / пер. Н. Ковто-нюк // Современный склад. 2004. № 4. С. 6-11.
4. Матвеев Б. Pick-by-line - «подбор по линии» // Склад и Техника. 2008. № 2. URL: http:// www.sitmag.ru/article/azbuka/2008_02_A_2008_06_06-20_24_26/
© Быбина В. Ю., Белякова Е. В., 2011