Научная статья на тему 'Классификация разновидностей рынков газодобывающей отрасли (ОАО «Газпром»)'

Классификация разновидностей рынков газодобывающей отрасли (ОАО «Газпром») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GAS-EXTRACTIVE INDUSTRY / PRODUCTS MARKETING MODELS / DEVELOPMENT PROCEDURE / CLASSIFICATION OF MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Рудольф Георгиевич, Адаменя Анатолий Иванович, Веретенников Николай Павлович

В статье представлены возможные модели рынка продукции газодобывающей отрасли и диагностика существующих моделей функционирующих рынков такого рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of gas industry market varieties (JSC «GAZPROM»)

The article presents possible models of gas industry products and diagnostics of models existing at operating market of such kind.

Текст научной работы на тему «Классификация разновидностей рынков газодобывающей отрасли (ОАО «Газпром»)»

Классификация разновидностей рынков газодобывающей отрасли (ОАО «ГАЗПРОМ»)

Р.Г. Леонтьев А.И. Адаменя Н.П. Веретенников

В статье представлены возможные модели рынка продукции газодобывающей отрасли и диагностика существующих моделей функционирующих рынков такого рода.

The article presents possible models of gas industry products and diagnostics of models existing at operating market of such kind.

Ключевые слова: газодобывающая отрасль, модели рынков продукции, процедура разработки, классификация рынков.

Key words: gas-extractive industry, products marketing models, development procedure, classification of markets.

В настоящее время важным становит- ся анализ моделей рынков, на котором работают российские корпорации? и авторы поставили перед собой задачу провести анализ данных моделей на примере газовой отрасли и, в частности, одной из главных компаний России ОАО «Газпром», имеющей самую высокую капитализацию из всех российских ОАО. «Газпром» - это огромная корпорация, которая наделена функциями концерна, так как имеет в структуре 72 ор- ганизации (с участием 100% в их капитале) которые занимаются добычей и транспор- тировкой газа, научно-технической, инве- стиционной деятельностью, поиском и раз- ведкой газа, переработкой, строительством и другими видами деятельности.

Кроме того, в 39 компаниях «Газпром» имеет участие в капитале более 51%, в том числе в ОАО «Газпромнефть», ОАО «Мосэнерго» и многих других выполняющих работы по строительству, добыче, транспортировке газа и нефти, а также заводов и предприятий, производящих оборудование для разработки газа, трубы, товары для широкой торговли на рынке, кампаниях

связи, гостиничным комплексе и других.

В бизнесе более 40 кампаний «Газпром» участвует с долей менее 51%, в том числе и в таких известных нам, какОАО «Белтран- сгаз», АО «Вольта С.п.А.», «Газпромбанк», ЗАО «Газтранзит», ОАО «Пермские мото- ры», ОАО РАО «Роснефтегазстрой», ЗАО «Ростельф» (разработка газовых месторождений на Арктическом шельфе России), BSPSB. V. (ксн «Голубой поток), Pos Vkz Energo AG и других значимых кампаниях в зарубежных странах, для развития ко- торых привлекаются финансы кампаний- участников. Газпром участвует в инвести- ровании кампаний за рубежом.

Совместно с аффилированными кампаниями Газпром контролирует: ЗАО

«Пургаз», ОАО «Сибнефтегаз», ОАО «Сибур Холдинг», ОАО НТК «Славнефть», Wingas GmbH, Gazprom Germania GmbH и другие важные кампании.

В настоящее время, по мнению авторов настоящей работы, особенно важной становится разработка процедур выявления множества принципиально возможных моделей рынка продукции отраслей россий-

Леонтьев Рудольф Георгиевич - д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Вычислительного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]

Адаменя Анатолий Иванович - канд. экон. наук, генеральный директор ОАО "Амурский судостроительный завод" (г. Комсомольск-наАмуре). E-mail: email@,amurshipvard.ru

Веретенников Николай Павлович - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, документоведения и ДОУ, Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан). Е-тай: [email protected]

ской экономики и диагностика существующих моделей функционирующих рынков такого рода. В связи с этим важны проце- дура диагностики рыночных моделей присутствующих (в неявной форме) в предлагаемых подходах к реформированию и реструктуризации указанных отраслей и вновь разрабатываемых аналогичных мо- делей, а также процедура выбора опти- мальных моделей для каждой отрасли.

Методики разработки этих процедур и применение этих моделей могут стать важнейшими инструментами реализации целей эффективного функционирования смешанной российской экономики, управления государственными активами и государственными предприятиями, а также государственного регулирования деятель -ностичастныхисмешанныхэкономических субъектов. Эти методики и модели могут применяться и в процессах осуществления целей реформирования, реструктуризации и осуществления протекционистской по- литики в отношении промышленных от- раслей, а для самостоятельной разработки и реализации отдельными организациями разнообразных стратегий собственного функционирования и развития.

Можно согласиться с мнением [1], что "критерии и подходы выделения типов структур рынков, приводимые в работах по экономической теории, весьма размы- ты и неконкретны". Более того, эти "типы структур рынков" (например, [1-6]), на са- мом деле, представляют собой только типы (или модели) конкуренции, присутствую- щие на том или ином рынке. Однако, забе- гая вперед, следует отметить, что эти типы (модели) конкуренции являются основой для

формулирования одной из самых важ- ных классифицируемых ниже разновидно- стей

(признаков и их разрядов или классов) рынка развития газовой отрасли.

Некоторые известные попытки пред-

ставления некой классификации "струк- тур рынков" (например, [7]) настолько не отвечают требованиям достоверного описания и эффективного анализа моделей рынка продукции, характерны неполно- той,

неточностью, расплывчатостью и некорректностью формулировок состава и определений признаков и разрядов, что результаты этих попыток трудно признать классификациями.

Для достижения целей настоящего исследования необходимо сформулировать более проработанную классификацию,

предназначенную для выявления многообразных моделей рынков продукции какой-то отрасли промышленности, то есть классификацию достаточного множества параметров, характеризующих эти мо- дели. Конечно же, речь здесь может идти только о "вербальных" (выраженных в сло- вах, словесных [8,9]), а не иных (математи- ческих, графических) моделях.

Итак, достаточно полная и аргументированная общая классификация разновидно- стей продукции газовой отрасли, предна- значенная для формирования вербальных моделей этих рынков и сформулированная с использованием материалов работ [1-7], может состоять, по мнению авторов насто- ящей работы, из двух специализированных классификаций:

1) классификации отраслевых и пространственных разновидностей;

2) классификации конкурентных разновидностей.

Классификация отраслевых и пространственных разновидностей рынков продук- ции газовой отрасли должна содержать, по мнению авторов, следующие основные признаки и их разряды (классы) (табл. 1):

1) по основным сферам общественного производства:

- рынок материального производства, то есть рынок экономических продуктов (товаров) как результатов хозяйственной деятельности, представленных в материальновещественной форме (материальных продуктов), включая, в частности, продук- ты газовой отрасли, в том числе газопере-работки, газохимии, извлечение ценных компонентов из газа и увеличение продук - тов более высокой степени переработки;

- рынок нематериального производства, то есть рынок сферы услуг как работ, выполняемых на заказ и не приводящих к созданию самостоятельного продукта (товара), включая, в частности, услуги ре- монта и содержания транспортных сетей, создание поселков для буровых бригад и других видов;

2) по основным сферам разделения рынка товаров. Рынок товаров - сфера об- ращения или совокупность актов купли- продажи определенных видов продуктов в соответствии с их функциональным назначением. Общепринятым является разделе- ние рынка товаров на рынок средств производства (рынок товаров промышленного назначения) и рынок предметов конечного потребления:

- рынок средств производства - рынок, в основе которого лежат товарно-денежные отношения в сфере реализации средств производства, то есть все ОАО, производящие оборудование, агрегаты, трубы, моторы, производство автомобилей и другое буровое оборудование, продаваемое для иных потребителей. Субъектами рыноч- ных отношений здесь являются промыш- ленные предприятия, продающие товары

производственно-технического назначе- ния, промышленные предприятия и пред- приятия сферы услуг, покупающие товары производственно-технического назначе- ния. Рынок средств труда обычно контро- лируется государством, которое принима- ет меры к устранению его монопольного характера. Товарная номенклатура рын- ка средств производства включает в себя здания и сооружения, оборудование, ма-

шины, сырье, материалы, комплектующие изделия и др. производственного и иного общественного назначения;

- рынок предметов конечного потребления охватывает широкий спектр товаров, предназначенных для личного, семейного или домашнего использования, в том чис- ле производимых в кампаниях, входящих в ОАО «Газпром», в том числе: журналы, банковские услуги, торговые дома, мага- зины, воздушные перевозки, спутниковое телевидение, товары для продаж (газовые плиты) и др.;

3) по основным сферам разделения рын- ка услуг. Рынок услуг - совокупность актов купли-продажи определенных видов услуг в соответствии с их функциональным назначением. Общепринятым является разделение рынка услуг на рынок услуг производственного назначения и рынок услуг

Таблица 1

Классификация отраслевых и пространственных параметров рынков продукции газовой промышленности

Признаки Разряды (классы)

По сферам общественного производства Рынок материального производства Нематериального производства

По сферам рынка товаров Средств производства Предметов конечного потребления

По сферам рынка услуг Производственных услуг Услуг конечного потребления

По сферам рынка товаров промышленного назначения Машин и оборудования Иных сфер

По общественным предназначениям продукции Военного назначения Гражданского назначения

По внутренним или внешним связям Внутренний Внешний

По охвату мирового пространства Мировой Региональный Двухсторонний межгосударственный

По масштабам охвата территории страны Национальный Региональный

По охвату продуктового ряда отрасли Целостный Сегментный

конечного потребления:

-рынокпроизводственныхуслуг-рынок, в основе которого лежат товарно-денежные отношения в сфере реализации производственных услуг. Субъектами рыночных отношений здесь являются предприятия сферы услуг, производящие и продающие услуги производственно-технического назначения, и промышленные предприятия и сервисные предприятия, потребляющие услуги производственно-технического назначения, в том числе: услуги по транспортировке газа, обеспечение потребителей газом, диагностика и ремонт оборудования производственного и иного общественного назначения;

- рынок услуг конечного потребления охватывает широкий спектр услуг, предназначенных для личного, семейного или домашнего потребления, в том числе услуги по ремонту (послепродажному обслужива- нию), производимого отраслью оборудова - ния для потребителей кампаниями, входя- щими в корпорацию «Газпром»;

4) по основным сферам рынка товаров промышленного назначения. По данно- му признаку выбор оптимального класса вербальной модели рынка по определению является одной из составляющих рынка машин и оборудования. Однако характеристики классов этого признака приведе- ны здесь для отражения специфики, свойственной рынку машин и оборудования (и в частности, рынку оборудования для отрасли), отличающей его от других сфер рынка товаров промышленного назначе- ния. Таким образом, здесь целесообразно представить только два класса:

- рынок машин и оборудования. Данный класс рынка - это сфера международной торговли, характеризующаяся устойчивым, масштабным обменом продукцией для газовой отрасли. Как мировой товарный рынок он отличается рядом особенностей; по существу, представлен большим числом крупнейших фирм, являющихся продуцентами и экспортерами соответствующих видов. Специфика его связана с множественно- стью видов продукции отраслевых компо- нентов развития и, в частности, ее довольно высокой взаимозаменяемостью, многообра- зием исполнения, различием качественных характеристик, технико-экономических параметров изделий;

- другие сферы рынка товаров промышленного назначения (здания и сооружения, сырье, материалы, комплектующие изделия

из немашиностроительных отраслей и др.);

5) по общественным предназначениям продукции газовой отрасли:

- рынка продукции военного назначе- ния. Продукционный ряд в РФ составляют как продукты отрасли для обеспечения обороноспособности страны, так и компонен- ты для создания других продуктов;

- рынка продукции гражданского назначения. Продукцию гражданского назначения отрасли составляют продукты, производимые «Газпромом», то есть газ, компоненты из газа и продукция предприятий, входящих в Газпром и производящих товары народного потребления;

6) по пространству осуществления внутренних или внешних экономических связей:

- внутреннего рынка. Продукционный ряд внутреннего рынка составляют продук- ты «Газпрома» и структур, входящих в кампанию производящую продукты из газа, а также оборудование для газовой и нефтя- ной отраслей, товары для населения стра- ны, сам газ для отопления жилых и производственных помещений и газ в смежные отрасли ТЭКа, где «Газпром» начал скупать активы кампаний электроэнергии. К дан- ной сфере деятельности относятся все виды и производство прочей продукции для смежных отраслей - ТЭКа, транспорта, ме- дицины и

др.;

- внешнего рынка. Внешний (международный) рынок - это рынок покупателей за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточ- ных продавцов. Экспорт продукции кор- порации «Газпром» происходит в странах сотрудничества со структурами, представляющими распределительные сети в стра- нах Европы, где поставки очень значитель- ны и доходят до 50%. Например, кампания «Газпром Германия» занимается реализаци- ей российского природного газа в Германии и Западной Европе и является связующим звеном между крупнейшим в мире производителем природного газа ОАО «Газпром» и потребительским рынком. Данная струк- тура работает не только в Европе, а также и США. Из последних сообщений прессы известно, что «Газпром» будет работать и в Южной Америке, в частности в Венесуэле;

7) по масштабам охвата мирового пространства:

- мировой рынок. Мировой (всемирный) рынок - это система устойчивых товарноденежных отношений между странами,

связанными между собой участием в международном разделении труда, а также составная часть всемирного хозяйства, представленная системой обмена товаров и услуг между продавцами и покупателями. Широкое распространение получили раз- личные формы технологического обмена, что приводит к снижению доли обычной коммерческой торговли по сравнению с товарооборотом, обслуживающим устойчивые производственные и коммерческие связи;

- региональный межгосударственный (международный) рынок, образуемый группой государств, имеющих специфические формы и условия экономического обмена, достаточно глубокое разделение труда;

- двухсторонний межгосударственный («межстрановый») рынок, образуемый дву- мя государствами;

8) по масштабам охвата территории страны:

- национальный (общероссийский) рынок, представляющий собой сферу обращения товаров и услуг в границах всей страны;

- региональный рынок. Это сфера обращения товаров и услуг в границах какого-то региона страны, объединяющего территории нескольких субъектов РФ по административным (окружным) и другим признакам;

9) по охвату продуктового ряда газа:

- целостный рынок, охватывающий весь продуктовый ряд газа и продуктов из него;

- сегментный (нишевой) рынок. Это те сегменты рынка продуктового ряда газовой отрасли, на которых экономический субъ- ект (участник этого рынка) сосредоточивает свои основные усилия. Эти сегменты отли- чаются друг от друга по показателям предпочтительности, ответных реакций и доходности. Фирма должна сконцентрировать усилия и энергию на сегментах, которые она может обслужить лучше всего с конкурентной точки зрения. Для каждого из отобранных целевых сегментов нужно разработать отдельную стратегию маркетинга.

Классификация конкурентных разновидностей рынков газовой продукции должна содержать, по мнению авторов настоящей работы, следующие основные признаки и их разряды (классы) (табл. 2):

1) по видам внутриотраслевой конкуренции в газовой отрасли:

- конкурентный рынок производителей отраслевой конечной продукции межотраслевого промышленного назначения (газ, компоненты, оборудование и товары народного потребления);

- конкурентный рынок производителей продукции промежуточного (внутриотраслевого) потребления (поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др.). Существование такого рынка обосновывается теоретическими выкладками о том, что в постиндустриальном мире один экономический субъект (предприятие) не может эффективно обеспечивать весь производственный цикл от снабжения сырьем (газом) до выпуска готового изделия. На каждом технологическом этапе (в каждом звене технологической цепочки) должно быть, как минимум, два независимых по- ставщика. В этом случае конкуренция спо- собствует появлению новых технологий и сокращает производственные затраты. Это соответствует идее использования корпора- тивной стратегии вертикальной регрессив- ной дезинтеграции (дезинтеграции «назад»), означающей передачу каким-то предприятием каким-то сторонним предприятиям предшествующих основному производству стадий или функций логистической цепи (в направлении источника снабжения);

2) по преобладающему спросу или предложению:

- рынок покупателя. Это ситуация на

рынке, при которой величина предложения товара со стороны продавцов, представленных на рынке, превышает величину спроса на данный товар со стороны покупателей.

Рыночная ситуация с преобладанием предложения над спросом обеспечивает больше рыночной власти покупателям, имеющим возможность широкого выбора товаров и на этом основании - возможность дикто- вать продавцам свои условия сделок, в том числе цены. Рынок покупателя возникает в условиях развитого, крупномасштабно- го

производства, количественно превы- шающего запросы потребителей. Он может сформироваться в условиях ограниченного

круга потребителей, рыночных структур несовершенной конкуренции покупателей

(олигополии и монополии);

- рынок продавца. Это ситуация на рын- ке, при которой величина спроса на товар со стороны покупателей, представленных на рынке, превышает величину предложе- ния данного товара со стороны продавцов. Ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение, создает дефицит товара. Подобная ситуация обеспечивает продавцам большую рыночную власть по сравнению с покупателями и возможность диктовать потребителям свои условия сделок, в том числе

Таблица 2

Классификация конкурентных разновидностей рынков продуктов газа н производимых из него

Признаки Разряды (классы)

По видам внутриотраслевой конкуренции Производителей конечной продукции промышленного назначения Производителей продукции промежуточного (внутриотраслевого) потребления

По преобладающему спросу или предложению Покупателя Продавца

По типам участников рынка Производителей Посредников Потребителей

По типам участников потребительского рынка Государства Предприятий Частных лиц

По открытости рынка Закрытый Открытый

По регулированию рынка Регулируемый Нерегулируемый

По совершенству рынка Совершенный Несовершенный

По уровню конкуренции на рынке Чистой конкуренции Монополистической конкуренции

Олигополистический Монополистический

По подвидам уровней конкуренции Полинолия Олигополия Монополия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Олигопсония Дву стороння олигополия Ограниченная монополия

Монопсония Ограниченная монопсония Двусторонняя монополия

цены и ассортимент товаров. Наиболее активные участники рынка продавца - покупатели, вынужденные заниматься поисками приемлемого товара. Рынок продавца характеризуется слабой конкуренцией между производителями и высокой конкуренцией между потребителями. Он возникает, когда для производства товаров, пользующихся спросом, требуются уникальные, особо редкие ресурсы и условия, а также под влиянием непредвиденных обстоятельств (например, неурожая, стихийных бедствий и др.) или из-за несовершенной конкуренции (олигополии и монополии) между продавцами, предпочитающими максимизировать прибыль на основе сознательного ограничения производства, дающего возможность

завышать цены на продукцию;

3) по типам участников (экономических субъектов) рынка:

- рынок производителей. Это рынок, в основе которого лежит торговая деятельность организаций, фирм и других юридических лиц, производящих товары и услуги с целью их последующей продажи;

- рынок посредников. Это рынок, в осно- ве которого лежит торговая деятельность организаций, фирм и других юридических лиц, состоящая в приобретении товаров и услуг с целью их последующей перепрода- жи. Предметом продажи является как ре- альный товар, так и документы на товар и услуги;

- рынок потребителей (потребительский

рынок). Это торговая деятельность организаций, фирм и других юридических лиц, приобретающих товары и услуги для использования их в процессе производства, а также деятельность частных лиц по приобретению товаров и услуг для личного пользования;

4) по типам участников потребительско- го рынка:

- потребительский рынок государственных организаций (учреждений) или рынок государства. Совокупность государствен- ных организаций по приобретению товаров и услуг, необходимых либо для выполнения ими своих основных функций, либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;

- потребительский рынок экономических организаций и частных предприятий, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства или с целью их последующей перепродажи;

- потребительский рынок частных лиц. Это совокупность частных лиц, приобре- тающих товары и услуги для личного поль- зования;

5) по степени открытости рынка:

- закрытый рынок. Это рынок с прочными коммерческими и хозяйственными связями, проникновение на который практически невозможно в силу протекционистских барьеров, национальных традиций, технических стандартов и др.;

- открытый (свободный) рынок. Это рынок, на котором цены устанавливаются только согласно спросу и предложению, не- зависимо от влияния каких-либо внешних факторов;

6) по степени регулирования рынка (по степени протекционизма на рынке):

- регулируемый (контролируемый, протекционистский) рынок. Это сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации. Это и рынок, на котором предложение, спрос и цена регулируются. На таком рынке могут существовать протекционистские барьеры, связанные, например, с поддержкой отечественных производителей;

- нерегулируемый (неконтролируемый, непротекционистский) рынок. Это рынок, на котором предложение, спрос и цена не регулируются. На таком рынке не существуют протекционистские барьеры, связанные, например, с поддержкой отечественных

производителей;

7) по степени совершенства рынка. Рынок может быть совершенным и несовер-шенным:

- совершенный (теоретический, идеальный) рынок. Это совершенный, свободный рынок; высококонкурентный рынок, обладающий следующими признаками: неограниченное число участников рынка; значительное число продавцов и покупателей; свободный вход и выход из него; свободные цены; однородность одноименных представленных на рынке продуктов; отсут- ствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим. То есть рынок с едиными условиями реали- зации одинаковых товаров или рынок, где цены определяются независимо от воли покупателей или продавцов [7];

- несовершенный рынок. Это рынок, на котором продавец или покупатель, либо и тот, и другой могут существенно влиять на цены, а, следовательно, определять цены с целью извлечения выгоды. То есть, рынок с раз-лличными условиями реализации одинаковых товаров;

8) по уровню конкуренции на рынке. Обычно по этому критерию (в данном признаке) выделяют четыре основных класса конкурентных моделей рынка (табл. 3), некоторые характерные черты которых представлены во многих работах. Поведение экономических субъектов (фирм) на каком- то рынке и достигаемые ими результаты деятельности могут отличаться в зависимости от функционирующей на этом рынке моде- ли (уровня) конкуренции. Зависимость поведения экономических субъектов от характерных черт конкурентных моделей рынка (квалифицированных в работах [4 - б] как «формы рынка») может быть представлена в более усложненном виде. Итак, существуют четыре основных класса конкурентных моделей рынка:

- рынок чистой (совершенной) конкуренции. Это совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товарным продуктом в ситуации, когда ни один отдельный покупатель или продавец не оказьгеает большого влияния на уровень текущих цен. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен ока- зать решающего влияния на цену и мас- штабы продаж;

- рынок монополистической конкуренции. Это рынок ряда продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой

розничной цене, а в широком диапазоне цен, или рынок с большим количеством продавцов и покупателей при значитель- ном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;

- олигопольный рынок. Это рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга, торгуют с большим количеством покупателей, то есть рынок с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар. Олигополия - господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров;

- монопольный рынок (рынок чистой монополии). Монополия - это исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего - это государственная монополия); естественную, необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов; открытую, при которой одна фирма (в силу стечения обстоятельств) стала единственным производителем и поставщиком товара. Монополизм выступает в двух ипостасях: во-первых, как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен; во-вторых, как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление до- минирующего положения одного участника рынка. Монополии - крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм и достигающие благодаря этому монополь- ного положения на рынке определенного товара или группы товаров;

9) по подвидам уровней конкуренции.

Кроме классификации основных четырех разновидностей (моделей) конкурентных рынков по количеству действующих на рынке продавцов и покупателей известна и более подробная классификация по подви- дам четырех основных моделей конкурент- ных рынков, связанная с количественным распределением продавцов (сторона пред-

ложения) и покупателей (сторона спроса). Указанные подвиды перечислены здесь по первой, второй и третьей строкам слева направо: полиполия; олигополия или олигополия предложения; монополия или монопо- лия предложения; олигопсония (олигополия

спроса). Это рыночная ситуация, для кото- рой характерно значительное превышение количества продавцов (производителей) товара над ограниченным числом представленных на рынке покупателей; двусторонняя олигополия (олигополия спроса и предложения); ограниченная монополия

(ограниченная монополия предложения);

монопсония (монополия спроса). Это монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин «монопсония» относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупа- тели, потребители товаров и услуг; ограни- ченная монопсония (ограниченная моно- полия спроса); двусторонняя монополия (монополия спроса и предложения).

Литература и источники:

1. Светуньков, С. Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С. Г. Светуньков, А. А. Литвинов. - Ульяновск : Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000. -256 с.

2. Чемберлин, Э. Теория монополистической

конкуренции: (Реориентация теории

стоимости) / Э. Чемберлин. - М. : Экономика, 1996. - 351с.

3. Шерер, Ф. Структура отраслевых рынков / Ф. Шерер, Д. Росс. - М. : ИнФРА-М, 1997. - 370 с.

4. Зайделъ, X. Основы учения об экономике /X. Зайделъ, Р. Темен. - М. : Дело ЛТД 1994.

5. Круглов, М. И. Стратегическое управление компанией / М. И. Круглов. - М. : Русская Деловая Литература, 1998. - 768 с.

6. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 2000. - 640 с.

7. Ройзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Ройзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.