ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Боронников Е. И., Мхитарян Л. Ю. Классификация правовых коллизий в законотворческой деятельности (на примере Пермского края) // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). C. 6-10.
Вогопшкоу E. I., Mkhitaryan L. Yu. Classification of legal conflicts in the legislative process (on the example of Perm region). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No 3 (78). Pp. 6-10. (In Russ.).
УДК 341.9
Е. И. Боронников, Л. Ю. Мхитарян
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЙ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
Боронников Егор Игоревич - магистрант направления «Юридические технологии правотворчества и правоприменения».
E-mail:boronnikov. 91@mail. ru
Мхитарян Людмила Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права.
E-mail: LMhitaryan@yandex. ru
В статье рассматривается понятие юридической коллизии. Многообразие и неопределенность юридических коллизий обусловливают необходимость их классификации, что позволяет максимально полно раскрыть многогранность противоречий в праве. Особое внимание в статье уделяется классификации коллизий на содержательные, темпоральные, пространственные, иерархические; приводятся примеры из законодательства субъекта Федерации (Пермского края).
Ключевые слова: правовая коллизия, классификация коллизий, коллизия норм права, противоречия, законодательство, коллизии в законодательстве Российской Федерации.
E. I. Bоrоnnikov, L.Yu. Mkhitaryan
Perm State University, Perm, Russia
CLASSIFICATION OF LEGAL CONFLICTS IN THE LEGISLATIVE PROCESS (ON THE EXAMPLE OF PERM REGION)
Boronnikov Egor Igorevich - Postgraduate of the direction "Legal techniques of lawmaking and law enforcement".
Mkhitaryan Ludmila Yurievna - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law.
© Боронников Е. И., Мхитарян Л. Ю., 2017
The article provides a classification of the legal conflicts in the Russian Federation. This is due to the fact that the diversity and uncertainty of legal disputes necessitate their classification, which allows maximizing the diversity of the contradictions in the law. Special attention is paid to the classification of a conflict on the content, temporal, spatial, hierarchical, with the examples of the legislation of the subject of the Russian Federation (the Perm region).
Key words: legal conflict, classification of conflicts, conflict of laws, contradictions, legislation, conflicts in the legislation of the Russian Federation.
Понятие «юридическая коллизия» принято считать основным для осмысления всех противоречий в праве. Согласно толковому словарю, «коллизия» (от лат. collisio - столкновение) означает «столкновение противоположных сил, стремлений, взглядов и интересов» [6], а в «Юридическом энциклопедическом словаре» коллизия определена как «расхождение (столкновение) двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу» [11, с. 179].
Современные ученые, исследующие коллизии права, используют различные формулировки данного феномена: «противоречие правовых норм», «коллизия права», «конфликт нормативных актов» и т. п. Думается, что более правильным будет использовать термин «коллизия норм права» в силу исходного элемента системы права - нормы, а также в силу того, что закон как разновидность нормативных правовых актов является формой выражения и закрепления норм права. Из вышесказанного следует, что в коллизию вступает не сам закон, а его содержание - норма.
В понятие «коллизии норм права» современные исследователи вкладывают также разное содержание. Так, С. С. Алексеев под коллизиями норм права понимает столкновение между отдельными нормативными актами [2, с. 137]. В. К. Бабаев и В. М. Баранов считают, что коллизии норм права - это расхождения, выраженные во взаимоисключающих требованиях и оценках конфликтующих законов [3, с. 57]. Н. А. Власенко рассматривает коллизии норм права как противоречие, возникающее при регулировании однородных общественных отношений [4, с. 74].
Отметим, что коллизии в праве разнообразны по своему характеру, содержанию, отраслевой принадлежности, иерархии и способам разрешения. Многообразие и неопределенность юридических коллизий обусловливают необходимость в их классификации, что дает возможность более полно раскрыть содержание данного понятия. Н. А. Власенко и Н. И. Матузов разделяют правовые коллизии по следующим признакам: во-первых, противоречия между правовыми актами или отдельными нормами; во-вторых, противоречия в правотворчестве; в-третьих, противоречия в правоприменении; в-четвертых, противоречия полномочий или же статусов государственных органов, должностных лиц и иных властных структур и образований; в-пятых, противоречия целей [7, с. 225-244].
М. А. Занина подразделяет коллизии следующим образом: с точки зрения системы права и системы законодательства - на отраслевые, межотраслевые, межправовые; по наличию умысла нормотворческого органа - на умышленные и неумышленные; по степени очевидности обнаружения - на явные и мнимые; по степени тяжести - на существенные и несущественные [5, с. 12-19].
Наиболее распространенной и освещенной в современной литературе является классификация коллизий норм права на содержательные, темпоральные, пространственные и иерархические. Такой позиции придерживались Е. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев, О. П. Масюкевич, Р. Т. Мухаев. Мы в своей работе также будем следовать данной классификации.
Содержательные коллизии. Одним из основных признаков этого вида считается взаимосвязь общих, специальных и исключительных норм [1, с. 136]. Особенность коллизий между общей и специальной нормами в том, что в их основе лежит объективная причина: специфика правового регулирования отдельных отношений, связанная с объемом правового регулирования. Общая норма регулирует общественные отношения в целом, а специальная - часть этих отношений. «Коллизия между общей и специальной (а также исключительной) нормами права представляет собой конфликтное отношение действующих одновременно и на одной территории предписаний равной юридической силы, возникающее в результате частичного совпадения объемов регулирования и обусловленное спецификой регламентирования общественных отношений» [4, с. 74].
Проиллюстрируем это на примере законодательства Пермского края. Ст. 1 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае"» имеет следующую формулировку: «Установить дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности следующие виды экономической деятельности...»1. Правовые понятия в рассматриваемом законе совпадают с понятиями, используемыми федеральным законодателем (в Налоговом кодексе Российской Федерации2), но сам Закон Пермского края закрепляет специальную норму и устанавливает дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков.
Темпоральные коллизии «представляют собой конфликт юридических правил, происходящий в результате издания в разное время по одному и тому же вопросу двух или более норм права» [9, с. 57]. Как правило, чаще всего они возникают из-за ошибок в юридической технике, т. е. новая норма принята, а ранее действовавшая еще не отменена. Теоретически подобные коллизионные предписания могут содержаться в региональных актах, изданных в рамках предметов совместного ведения. Примером темпоральной коллизии может служить норма, содержащаяся в Федеральном конституционном законе от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»: «В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, принятых до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона до дня образования Пермского края, Уставу Пермского края, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края применяется соответствующий закон или иной нормативный правовой акт Пермского края»3. Однако при анализе законодательства субъекта Федерации, а именно Пермского края, подобные примеры не выявлены.
1 Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о внесении изменений в закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» [Электронный ресурс]: закон Пермского края от 1 апр. 2015 г. № 466-ПК (ред. от 26 янв. 2017 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/424089857 (дата обращения: 25.09.2017).
2 Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 18 июля 2017 г.); Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] (часть вторая) от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа [Электронный ресурс]: федер. конституц. закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ (ред. от 12 апр. 2006 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Пространственные коллизии. К таковым относятся противоречия между нормативными актами, действующими в разных пространственных пределах. Выделяются территориальные и экстерриториальные коллизии. Территориальные коллизии распространяют свое действие на определенную территорию. Экстерриториальные признают в качестве правовых нормативных предписаний те, что возникают и существуют на территории иного субъекта Федерации, административного района, иной территории внутри одного и того же государства [4, с. 73; 9, с. 56]. Так, исходя из анализа, наименования и содержания п. «б» ч. 2 ст. 1 Закона Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае»1, закон лишает супругов права на свободу передвижения, обременяет совместным проживанием для получения социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством в области развития и поддержки многодетных семей. Следовательно, реализация гражданами, имеющими трех и более детей, права бесплатно получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок не может быть поставлена в зависимость от обязательного совместного проживания обоих супругов по месту получения земельного участка.
Иерархические коллизии - это коллизии норм права между Конституцией Российской Федерации и иными актами, в том числе законами; между национальным (внутригосударственным) и международным правом; между законами и подзаконными актами; между Конституцией РФ и Федеративным договором , а также двусторонними договорами между федеральным центром и отдельными территориями, равно как и расхождения между договорами самих субъектов; между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями [8, с. 17]. Наглядным примером иерархической коллизии может быть ст. 7.4 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» . В данной статье, исходя из анализа наименования и содержания, устанавливается административная ответственность граждан за семейно-бытовое дебоширство. Текст статьи изначально определяет в качестве семейно-бытового дебоширства совершение противоправных деяний в отношении членов семьи, а в дальнейшем в диспозиции приведенной нормы законодатель связывает эти действия с оскорбительным приставанием к гражданам, а также с нарушением спокойствия граждан. При этом не конкретизируется, являются ли эти граждане членами семьи, иными лицами, находящимися в месте проживания (пребывания) семьи, соседями, иными посторонними лицами. Не указываются и те, кто подразумевается под членами семьи; данное понятие следует применять с учетом понятия, приведенного в ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации или в ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Такая неопределенность законодательного регулирования ведет к нарушению закрепленного в ч. 1 ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4 принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом и служит
1 О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае [Электронный ресурс]: закон Пермского края от 1 дек. 2011 г. № 871-ПК (ред. от 6 нояб. 2014 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/911534412 (дата обращения: 25.09.2017).
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ); О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации: федеративный договор от 31 марта 1992 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Об административных правонарушениях в Пермском крае [Электронный ресурс]: закон Пермского края от 6 апр. 2015 г. № 460-ПК (ред. 21 июня 2017 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/424089842 (дата обращения: 25.09.2017).
4 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 1 мая 2017 г.); Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ярким примером иерархической коллизии в силу неопределенности понятий, используемых в федеральных законах.
Таким образом, юридические коллизии в законодательстве Пермского края представляют собой, с одной стороны, противоречия между правовыми нормами, которые регулируют одни и те же общественные отношения, закреплены в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и в основных законах субъекта Российской Федерации, с другой - различия между отдельными юридическими предписаниями, положениями, содержащимися в Конституции (Уставе) субъекта [10, с. 16].
Библиографический список
1. Агашев Д. В. Коллизионные проблемы в праве социального обеспечения России. Томск: Изд. науч.-тех. лит., 2005.
2. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. Т. 2.
3. Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: кратк. энцикл. Н. Новгород, 1997.
4. Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984.
5. Занина М. А. Коллизии норм права равной юридической силы (понятие, причины, виды) / вступ. ст. Н. А. Власенко. М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010.
6. Коллизия [Электронный ресурс] // Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. URL: https://gufo.me/search?term=коллизия (дата обращения: 22.09.2017).
7. Матузов Н. И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения // Правоведение. 2000. № 5. С. 225-244.
8. Патракова И. И. Классификация юридических коллизий // История государства и права. 2010. № 10. С. 16-18.
9. Тихомиров Ю. А. Коллизионное право: учеб. и науч.-практ. пособие. М., 2000.
10. Фасахова Я. В. Юридические коллизии в системе российского современного права: противоречия норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ // Вестник Костромского государственного технического университета. Государство и право: вопросы теории и практики. 2012.№ 2. С. 15-19.
11. Юридический энциклопедический словарь. М., 1987.