УДК 316.75
CLASSIFICATION OF POSITIVE DEVIANCE AND ITS
MANIFESTATIONS
Babaeva Anna Vladimirovna, doctor of philosophical sciences, professor of faculty general human sciences Russian State Social University.
Popova Natalya Andreevna, 5th year student of the faculty of Social Work of the Russian
State Social University.
Abstract: The problems of deviant behavior in terms of their positive role are discussed. Authors revealed a positive deviation in the control system.
Keywords: standard, deviation, culture, management.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ДЕВИАЦИИ И ЕЕ
ПРОЯВЛЕНИЯ
Бабаева Анна Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры теологии, историко-правовых и общегуманитарных дисциплин Филиала Российского государственного социального университета в г. Воронеже,
Попова Наталья Андреевна, студентка 5 курса факультета социальная работа
Филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже.
Аннотация: Рассмотрены проблемы девиантного поведения с точки зрения их позитивной роли. Выявлены позитивные девиации в системе управления.
Ключевые слова: норма, девиация, культура, управление.
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность в пище, работе, образовании, дружбе, славе - человек может решить через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.
Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен сделать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обуславливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого.
Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм-законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности. Во всех обществах порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей не редко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.
Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.
Проблема девиантного поведения (от лат. deviatio - отклонение, уклонение поведения) от общепринятых норм и ценностных ориентаций является фундаментальной для многих отраслей социальной науки и практики (социологии, антропологии, психологии, экономики, педагогики и др.). А в таких сферах профессиональной деятельности, как социальная работа и социальная педагогика, де-виантное поведение выступает в качестве одной из ключевых проблем, от адекватного понимания и решения которых зависит успешность важнейших направлений социально-педагогической деятельности и социальной работы, связанных с ресоциализацией личности. Ряд авторов считает, что позитивная девиация — это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения [2, 4, 5].
В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою важную роль.
В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория - социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под таким названием функционирует один из 40 исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а консти-туированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана, прежде всего, Р. Мертону и А. Коэну.
В Советском Союзе преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания и суицид длительное время изучались преимущественно в рамках соответствующих дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии. Социологические исследования начали в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х годов В.С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин и др.
Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводило к увеличению девиации, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливались девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая деликвентность, аморальность. Рост социальной незащищенности граждан, увеличил спрос на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики, взаимосвязей. Тем более что социальная патология - чуткий барометр общественной жизни.
Вместе с тем, хотелось бы обратить особое внимание на то, что девиации могут носить как негативный, так и позитивный характер. Под эту классификацию попадают полярные по направленности социального вектора индивиды: не только преступники, но и гении, конфессиональные лидеры [1], ученые, творцы-новаторы являются людьми, в своем поведении отклоняющимися от общепринятых норм. Позитивные инновации, появляясь в социальном бытии, могут вначале восприниматься как субкультуры и даже контркультуры (Э. Коэн) [5, с. 109].
Многие современные однозначно позитивные и прогрессивные социальные практики возникали из контркультур и субкультур, изначально «выпадая» из моделей ролевого репертуара общепринятого поведения, являлись эмерджентными нормами и вызывали негативное отношение, запреты и даже преследования. Например, движение за мир во всем мире, движение «зеленых», которые в
настоящее время институционально оформлены в законодательных актах международного и российского права [2, с. 72].
Позитивная девиация, например, для инвалида — это выход за рамки социальной роли «больного» и устойчивое воспроизводство ролевого репертуара активного члена социума, равноправного и успешного участника профессионального сообщества, спортсмена, паралимпийца, достигшего впечатляющих результатов, яркой творческой личности.
К числу позитивных девиаций в разные времена и разные культуры относили: героические поступки, самопожертвование, сверхтрудолюбие, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости (сочувствия), сверх преданность и др.
Процесс девиации неоднозначен. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиа-нтного зависит от времени, места и группы людей. Например, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее, в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Также коммуникабельное поведение, современная одежда и «открытое» лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах.
Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Общество решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Скорее, решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.
Я. И. Гилинский первым из отечественных исследователей обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. «Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации - в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы» [2, с. 71].
Среди поведенческих девиаций Ю.А. Клейберг выделяет три основные группы: позитивные (социальное творчество), негативные и социально-нейтральные [4, с. 83].
Я.И. Гилинский подчеркивает, что негативные девиации дисфункциональны, т.к. дезорганизуют систему, а позитивные выполняют негэнтропийную функцию, что ведет к устранению устаревших стандартов поведения, служит механизмом развития системы и повышения уровня ее организованности [2, с. 71]. На основе фиксации общего рисунка поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях Ю.А. Клейберг выделил статусные, ролевые, де-ятельностные и ценностные модели девиаций [4, с. 91] Наряду с общеизвестными видами девиантного поведения, ученый описал бродяжничество, вандализм и его разновидность граффити, гомосексуализм, навязчивости, «черный юмор» и др. Следует заметить, что, например, граффити и наполненные пафосом разрушения «садистские стишки» можно отнести и к негативным девиациям, и к социально-нейтральным, способствующим разрядке эмоциональной напряженности, а также к творческим (группа позитивных девиаций).
Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво. Рассматривая девиации в социуме нельзя не обратить внимание, что достаточно интересно они проявляются в системе управления.
Преодолеть пропасть между действительным и желаемым -главная цель управления преобразованиями. Традиционная схема проведения реформ предполагает глубокий анализ проблем, приглашение консультантов со стороны и внедрение передовых методик под руководством и при активном участии корпоративных лидеров. Но существует другой путь: поиск уже существующих в организации источников будущих преобразований. Практически в любой компании есть сотрудники, которые работают не так, как остальные, а на принципиально другом уровне; они называются позитивными девиантами (человек, отклоняющийся от нормы).
Суть этого метода - найти этих людей и распространять их высокоэффективную стратегию на всю организацию. Традиционные приемы управления преобразованиями здесь вряд ли подходят: руководители обычно либо не замечают островков успеха, либо, обнаружив их, придают новшеству официальный статус корпоративного стандарта и навязывают его подразделениям. Такой подход не вызывает у сотрудников энтузиазма. Стратегии позитивных девиантов можно превратить в корпоративный стандарт, но для этого следует отказаться от привычных методов и концепций передачи опыта. Очень важно вовлечь членов сообщества в процесс открытия, превратить их самих в пропагандистов собственного опыта преобразований. Руководитель при этом играет совсем другую роль, чем в традиционных сценариях управления изменениями. Специалисты, работающие на периферийных участках бизнеса, в стороне от общекорпоративных инициатив по реорганизации, используют нестандартные приемы и методики, и поэтому их решения намного эффективнее, чем решения остальных сотрудников. Именно такие люди - ключевой элемент данного подхода.
Переход к тактике позитивной девиации может сопровождаться сменой ролей в организации: многим экспертам и наставникам придется стать обучаемыми, а лидерам - последователями новаторов. Руководителям следует признать за коллективом право первооткрывателя. Сделать это непросто: лидер должен совершить над собой усилие и преодолеть привычные поведенческие шаблоны. Метод оказывается особенно эффективным в ситуациях, когда сложившиеся стереотипы поведения и отношений не годятся. Здесь руководитель, на котором лежит ответственность за реформу, может добиться большого прогресса, если ему удастся выявить позитивных девиантов и внедрить их опыт.
Литература
1. Бабаева А.В. Место и роль религии в культуре // Научно-исследовательские публикации. - 2013. - №2. - С.38-43
2. Гилинский, Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 70-73.
3. Змановская, Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.06. -СПб., 2006. - 450 с.
5. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 192 с.
6. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. - М., 1965. - С. 519-549.