Научная статья на тему 'Классификация некооперативных моделей олигополии'

Классификация некооперативных моделей олигополии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1290
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Татьяна Владимировна, Филатов Александр Николаевич

Предложена расширенная классификация некооперативных моделей олигополии с использованием ряда новых признаков. Разработана классификационная структура моделей, которая может быть использована как базовая для дальнейших исследований рынков олигополии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация некооперативных моделей олигополии»

со службами комбината, разработка и документирование бизнес-процессов, регламентирую-

щих процедуру управления рисками по каждому направлению, внедрение процедуры управления рисками, мониторинг снижения уровня риска, отчеты об исполнении программы страхования и управления рисками ОАО «ММК» на Исполнительной Дирекции (2 раза в год), доклады о ре -зультатах исполнения программы страхования и управления рисками на Правлении и Совете Директоров ОАО «ММК».

В карте рисков (см. рис. 3) приведены управля-емые риски, то есть те, на уровень которых можно оказать воздействие посредством внутренних воз -можностей предприятия. К мало управляемым относятся те риски, которые предприятие принимает, оценивает и декларирует, но не может серьезно повлиять на их уровень посредством внут-ренних возможностей предприятия.

Такие риски декларируются в ежеквартальном Отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг согласно Постановлению ФКЦБ №03-32/пс от 02.07.2003 г. К ним относятся: отраслевые, страновые и региональные риски, инфляционные, правовые риски И управляемые, и мало управляемые риски включаются в годовой отчет предприятия.

Дополнительно к приведенным классифика-циям, в зависимости от механизмов управления

рисками, выделяют страхуемые и нестрахуемые риски. К страхуемым относятся те риски, которые можно снизить посредством заключения договоров страхования со страховыми компаниями К нестрахуемым, так называемым предпринимательским рискам, относятся те, которые невозможно застраховать. Механизмами оценки и управления в данном случае являются применение методов статистики, финансовой математики, теории вероятности и разработка внутренних организационных мероприятий, направленных

на управление денежными потоками, валютны-ми позициями, процедурой выбора инвестиционных проектов и др.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: эффективная система управления рисками на ОАО «ММК» достигается при помощи специального подразделения, отдела управления рисками, которое решает две основные задачи:

- разработка комплексной страховой защиты предприятия, включающей! не только имуще -ственные риски и риски ответственности, но и страхование персонала;

- выполнение комплексной программы управ -ления рисками, позволяющей предприятию эффективно функционировать в условиях неопределенности и риска внешней среды.

УДК 339.137.23

Т. В. Козлова, А. Н. Филатов

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКООПЕРАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ОЛИГОПОЛИИ

Олигополия представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся небольшим количеством производителей и высокой степенью од -нородности продукции. На сегодняшний день это одна из самых распространенных структур рынка. Многие отрасли российской промышленности (черная, цветная металлургия, трубная промышленность , промышленность нефтепродуктов и др.) представляют собой классические олигополии Одним из самых распространенных инструментов исследования олигополии является по -строение экономико-математических моделей стратегического поведения предприятия на данном типе рынка. Все подобные модели принято делить на два класса: кооперативные и некооперативные . С научной точки зрения наибольший интерес для исследований представляет построение классификации именно некооперативных эконо-

мико-математических моделей вввду их многочисленности, разнообразия получаемых конечных результатов, а также актуальности практического применения. Множество не кооперативных моде -лей олигополии строится на понятии рыночного равновесия и предположении, что результат стратегического маневра предприятия в значительной степени зависит от действий его конкурентов.

В данной работе предлагается новая расширенная классификация некооперативных моделей олигополии. Исходя из особенностей олигополистиче -ского рынка, для построения классификационной структуры экономико-математических моделей был определен круг существенных признаков.

В зависимости от стратегической переменной, которая принимается в качестве результирующей при моделировании рынка, экономико-математические модели олигополии подразделяются на ко-

Классификация некооперативных моделей олигополии

Т.В.Козлова, А.Н.Филатов

линественные и ценовые. В количественных моделях предприятие как субъект стратегического поведения принимает решения относительно объемов выпуска продукции. При этом учитываются воз -можные ответные действия конкурентов, и результирующим показателем моделирования является значение равновесного объема производства данного продукта на рынке. Первая модель количе -ственной олигополии была разработана в 1838 году французским математиком, экономистом и философом Антуаном-Огюстеном Курно. К количе -ственным моделям олигополистического рынка также целесообразно отнести модели Штакельбер-га (1934) и Чемберлина (1996).

Ценовые модели олигополии исходят из пред -положения, что не объем производства, а цена на продукцию является основополагающим фактором при формировании стратегического поведе -ния предприятия на рынке. Следовательно, в це-новых моделях олигополии предприятие принимает решение относигельш устанавливаемых цен на свою продукцию. В 1883 г. была разработана первая модель ценовой конкуренции - модель Бертрана. На базе данной экономико-математической модели возникли модифицированные мо-дели Эджворта (1925), Форхаймера, динамиче-ский вариант модели Бертрана. Ценовые модели, в отличие от количественных, более реально отражают процессы конкурентной борьбы, происходящие на современных рынках.

В зависимости от времени принятия решений предприятиями-конкуренгами некооперативные модели олигополии подразделяются на модели с одновременным или последовательным решением. В первом типе моделей управленческое решение относительно цен или объемов производства принимается одновременно с другими участника -ми рынка. Подобные модели применяются для анализа рынков олигополии, на которых отсут-ствуют явные лидеры и рыночные доли всех конкурентов примерно равны. Кроме того, данные модели могут использоваться при описании ситу -аций значительного повышения цен на основное сырье или материалы, используемые при произ-водстве продукции. Одновременность принятия решений в таких моделях характеризуется временным отрезком, в течение которого в условиях независимого поведения участников рынка поку-патели не успели в полной мере отреагировать на действия, предпринятые одним из этих участников. К моделям данного типа относят модели Курно, Бертрана, Эджворта, Хотеллинга и Салопа.

Экономико-математические модели олигополии с последовательным принятием решений применяются для анализа рынков олигополии с

явным лвдером, который первым принимает ре -шение относительно своего объема выпуска или уровня цен. При этом все остальные предприя-тия вынуждены максимизировать свои прибыли, сталкиваясь с остаточным спросом, который рассчитывается вычитанием объема спроса лидера из значения общего спроса. Лвдер, исходя из предположений о возможных действиях своих последователей, устанавливает объем производства или цену, максимизирующую его прибыль. Примерами моделей с последовательным принятием решений являются модели Штакельберга и Форхаймера (ценового лидерства).

Принцип рыночного равновесия лежит в осно-ве следующего классификационного признака моделей олигополии. Целесообразно различать модели с возможностью установления рыночного равновесия и модели, доказывающие обратное. Под равновесием понимается такая рыночная ситуация, когда ни одному из предприятий не вы -годно принимать решения об изменении стратегических переменных, поскольку текущие их значения обеспечивают максимум прибыли Для установления рыночного равновесия ожидания пред -приятий о действиях своих конкурентов должны оправдываться и все предприятия должны посту -пать рационально. Понятие подобной рыночной ситуации было введено в экономическую практику американским ученым ДжНэшем.

Возможность установления равновесного положения доказывается всеми моделями олигополии (несмотря на значительные отличия в резуль-тирующих показателях прибыли предприятий и отрасли), за исключением экономико-математической модели Эджворта. Исключив допущения модели Бертрана о неограниченности производ-ственных мощностей предприятий, Эджворт пришел к выводу о невозможности установления рыночного равновесия в олигополии. Ученый дока -зал неизбежность ценовых войн при некоопериро-ванном поведении участников рынка.

В зависимости от степени однородности про -дукции экономико-математические модели олиго-полии разделяются на модели с абсолютно однородным продуктом (классические) и модели пространственной дифференциации. Под пространственной дифференциацией понимается не различие свойств товаров разных производителей, а цен однородных продуктов для разных покупателей, размещенных в различных точках пространства. Данные модели! учитывают один из важнейших факторов конкурентного преимущества предприятия - его географическое расположение.

К моделям пространственной дифференциа-ции целесообразно отнести модели «линейного

Классификация некооперативных моделей олигополии

Признак Тип модели Примеры

Стратегическая переменная Количественная М одели Курно, Штакельберга, Чемберлина

Ценовая М одели Бертрана, Эджворта и др.

Время принятия решений С одновременным принятием решений Модели Курно, Бертрана, Эджворта, Хотеллинга и др.

С последовательным принятием решений Модели Штакельберга, модель ценового лидерства

Устойчивость рыночного равновесия С устойчивым рыночным равновесием Модели Курно, Бертрана, Хотеллинга и др.

С невозможностью установления равновесия Модель Эджворта

Степень однородности продукции С абсолютно однородным продуктом (классические) Модели Курно, Бертрана, Эджворта и др.

Пространственной дифференциации Модели Хотеллинга, Салопа

города» Хотеллинга и «кругового города» Салопа. В отличие от классических моделей олигополии, данные экономико-математические методы строятся на различие базовых цен производителей и цен для покупателей, в которые дополнительно включаются транспортные расходы. Таким образом, чем больше пространственное расстояние между предприятием и потребителем, тем более высокую цену должен заплатить последний за единицу продукции. Модели пространственной дифференциации получили ши-

рокое распространение не только при анализе рынков олигополии, но и рынков монополистической конкуренции.

Расширенная классификация существующих не кооперативных моделей олигополии пред -ставлена в таблице.

Таким образом, предложенная классификационная структура моделей может быть исполь-зована как базовая для дальнейших исследований рынков олигополии.

Библиографический список

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учеб. пособие. М.: Матстр, 1998. 320 с.

2. Микроэкономический анализ несовершенных рынков. Ч. 1. / В.П.Бусыгш, Е.В.Желободько, С.Г.Коковин, А.А.Цыплаков. Новосибирск: ЭФ НГУ, 2000. 264 с.

3. Гальперин В.М., ИгнатьевС.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: Учеб. пособие. СПб.: Экономическая школа, 1997. 315 с.

4. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков: вводный курс: Учебник для вузов. М.: Новое знание, 2003. 356 с.

5. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Т. 2. СПб.: Экономическая школа, 2000. 332 с.

УДК 347.773 001

Н. И. Мельник, Т. П. Рахлис

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

В условиях развивающихся рыночных отношений интеллектуальная собственность становится одним из важнейших объектов имущества предприятия, посредством которого реализуются имущественные товарно-денежные отношения в сфере создания, правовой охраны и использова-ния результатов интеллектуальной деятельности (новых знаний и информации).

Для стран с небольшими или вообще отсут-ствующими природными ресурсами интеллекту -альная собственность становится чуть ли не

единственным национальным достоянием. Рос -сия, конечно, природными ресурсами не обде-лена, ш ущербная сырьевая модель российской экономики дает 3-5% роста в год. Это соответствует уровню доходности низкотехнологичных отраслей производства. Доля России на рынке высоких технологий (общим объе-мом 2 триллиона 300 миллиардов долларов) составляет менее чем 0,5%. В то же время США занимают 39% этого рынка, Япония - 30%, Германия - 16%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.