УДК 316.4
КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ В КОНТЕКСТЕ УСЛОВИЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ: АДАПТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Воеводина Екатерина Владимировна,
аспирант, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The article focuses on amazing and classification of models of perception of disability in the context of social adaptation of disabled students to surroundings of a higher educational establishment. The article gives the results of empirical research and the experience in implementation of adaptive technique, also the article gives a “social portrait ” of disabled person. On this basis, the author calls the directions of adaptation work with aview to create a positive “socialportarait” of people with disabilities in a higher educational establishment.
Key words: model of disability, social adaptation, “social portrait” of disabled person
В статье проанализированы и классифицированы модели восприятия инвалидности в контексте социальной адаптации студентов, имеющих инвалидность, к среде вуза. Приведены результаты эмпирического исследования и описан опыт внедрения адаптационных методик, сконструирован «социальный портрет» инвалида, сформулированы направления адаптационной работы, ориентированные на создание позитивного «социального портрета» людей с инвалидностью в системе вуза.
Ключевые слова: модель инвалидности, социальная адаптация, «социальный портрет» инвалида
Одной из актуальных задач социологической науки является познание специфики жизненного мира «нетипичных» социальных групп, в том числе молодежи с ограниченными возможностями, и построение на этой основе адаптационных методик. Одним из эффективных адаптационных средств является процесс обучения, потому что кроме приобретения специальности студент с инвалидностью получает возможность общения со сверстниками и, следовательно, обогащения социального опыта.
Проблема социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза является многоаспектной. Это связано с многообразием факторов адаптации, которые в данном контексте можно разделить на три группы (в зависимости от зон адаптации вуза):
1) организационные факторы, обусловленные доступностью учебного
процесса (например, организация занятий с учетом допустимых нагрузок);
2) пространственные факторы, обусловленные доступностью физической
среды вуза: наличие или отсутствие приспособлений (пандусов,
подъемников, лифтов) для беспрепятственного доступа людей с
инвалидностью;
3) социальные факторы, связанные с особенностью восприятия статуса «инвалида» в вузе и самим студентом с инвалидностью.
В зависимости от типа воздействия факторов адаптации различают факторы-стрессоры (дезадаптирующие) и факторы-стазоры (стимулирующие) [3. С. 22].
Социальный статус людей с инвалидностью был неоднозначен на протяжении развития социальной реальности. Например, в древней Спарте немощных детей как бесполезных элементов общества сбрасывали в пропасть, а с принятием христианства и развитием идей гуманизма инвалиды стали особым объектом защиты. В результате этого образовалось несколько «идеальных типов» - моделей инвалидности (идеальный тип трактуется в соответствии с методологией М. Вебера). В работах Л.И. Аксеновой, Е.Р. Ярской-Смирновой представлены модели инвалидности, отражающие трансформацию восприятия инвалидности в зависимости от исторического контекста. На наш взгляд, модели инвалидности необходимо рассматривать в рамках двух подходов: социально-сберегающего (объект защиты - типичные индивиды) и личностно-сберегающего (индивид с инвалидностью). Критерием классификации является направленность социозащитной деятельности. Охарактеризуем оба подхода.
1. Социально-сберегающий подход предполагает, что объектом защиты являются типичные индивиды, а люди с инвалидностью воспринимаются ими в качестве социальнобесполезной категории индивидов, представляющих экономическую, психологическую, физическую угрозу социальной безопасности. Социально-сберегающие модели характерны для диффузных обществ с относительно низким уровнем социальной зрелости и экономического развития, для ранних этапов исторического развития большинства государств и почти не имеют распространения в современной социальной практике. На этой основе можно выделить следующие модели восприятия инвалидности:
• модель «экономическая безопасность». Люди с инвалидностью воспринимаются как экономически слабая категория, наносящая материальный ущерб экономически активным социальным группам. Подход не исключает оказания социальной поддержки, однако ее размеры являются незначительными. Пример данного подхода можно обнаружить у Г. Спенсера,
который отмечал, что если социальная группа не способна обеспечить себя, она должна исчезнуть;
• модель «психологическая безопасность». Индивид с инвалидностью рассматривается как представитель социальной среды, негативно влияющий на психологическое состояние окружающих. При этом создаются особые условия, которые приводят к изолированности инвалидов;
• модель «физическая безопасность». Индивиды с инвалидностью воспринимаются несущими физическую угрозу представителям окружающей среды. Модель имела распространение по отношению к лицам с психическими заболеваниями и заболеваниями, передающимися контактным путем (туберкулез, гепатит, ВИЧ и т.д.). В результате для них считалось предпочтительным создание крупных закрытых интернатов-изоляторов, расположенных в удаленных местах от комплексного проживания населения. Эту модель можно назвать антиадаптационной, поскольку она направлена на элиминацию данной категории.
2. Личностно-сберегающий подход характерен для социально-зрелого общества с достаточным уровнем развития моральных и культурных ценностей и норм. Инвалиды являются объектом защиты, категорией с комплексом специфических потребностей, требующих адекватного решения. В зависимости от содержания конкретной ситуации в социальной практике в настоящее время распространены две модели:
• медико-ориентированная модель. Представители первичных групп направляют усилия преимущественно на физическую адаптацию индивидов с ограниченными возможностями. Поэтому в качестве потенциальных стазоров (стабилизирующих факторов) выступают меры по медико-социальному обслуживанию и реабилитации. Указанный подход приводит к увеличению степени ограничения жизнедеятельности посредством организации «тепличного» образа жизни, исключающего воздействие естественных стрессоров окружающей среды;
• социально-ориентированная модель. Социальная среда воспринимает людей с инвалидностью в качестве социально слабых, присваивая им соответствующие статусные, в т.ч. законодательно закрепляемые характеристики (например, льготы). Они выступают в роли потенциальных стазоров. Медицинские меры при этом не исключаются, но имеют дополнительное значение. Первичные группы направляют усилия на создание «тепличных» условий жизни инвалидов, но не только в целях
здоровьесбережения, но и в целях ограничения от достаточно жестких стрессоров социальной жизни;
• комплексно-ориентированная модель основана на синтезе двух предыдущих моделей и пропагандирует активную адаптацию людей с инвалидностью к различным сферам жизнедеятельности на соответствующей материально-технической базе. Этот подход разработан в рамках концепции «независимой жизни», активно внедряемой мировым сообществом. Для решения обозначенных задач создаются общественные организации инвалидов, советы инвалидов в различных учреждениях. Модель призвана способствовать инклюзивному (в среде здоровых сверстников) образованию. Идеологическую формулу комплексно-ориентированной модели можно сформулировать следующим образом: «Равные возможности для всех вне зависимости от физического недостатка». На основе обобщения инновационного опыта обучения инвалидов в вузах Германии (гг. Марбург, Карлсруэ) и России (г. Саратов) можно выделить принципы социальной адаптации данной категории к системе вуза. Принцип доступности состоит в обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к физической среде вуза на основе полной либо частичной адаптации среды вуза к их потребностям через внедрение технических средств беспрепятственного перемещения (пандусов, лифтов), организацию учебного процесса на основе индивидуального подхода (тьюторинга), учитывающего специфику инвалидности. Принцип «растворения» студентов с инвалидностью в социальной среде вуза предполагает инклюзивное обучение. Эта позиция противопоставляется тактике изоляции инвалидов в закрытую общность внутри специализированных учебных заведений. Принцип психологической комфортности подразумевает психологическое сопровождение с целью развития культуры взаимодействия, коррекции статуса и жизненной позиции через организацию консультирования студентов-инвалидов и их однокурсников. Принцип физической комфортности предполагает применение здоровьесберегающих технологий, контроль физического состояния студентов-инвалидов.
Исследование социальной адаптации молодежи с инвалидностью в Муромском институте Владимирского университета и Муромском отделении Всероссийского общества инвалидов (МО ВОИ) выявило «медицинскую» модель инвалидности. Ее типичным признаком является гиперопека, наличие которой отмечают 60% молодых
инвалидов. Также были выявлены признаки социально-сберегающего подхода, а именно моделей «экономическая безопасность» и «психологическая безопасность». Модели «экономическая безопасность» соответствуют такие стрессоры, как низкая степень доступности среды вуза и учебного процесса для специфических потребностей инвалидов (например, занятия планируются в зданиях, далеко расположенных друг от друга). Это обусловлено тем, что количество обучающихся инвалидов в вузе невелико, а осуществление адаптационных мероприятий затратно.
В социальном аспекте выявлен стрессор, принадлежащий модели «психологическая безопасность» - изолированность студентов с визуально наблюдаемой инвалидностью от типичных членов студенческой группы. Это подтверждается социометрическим опросом студенческих групп, в которых обучаются инвалиды обозначенной категории. На основе построенных социометрических матриц выявлено, что отрицательный статус инвалида имеет достаточно высокие показатели (от 0,8 до 1). В связи с этим нами была сделана попытка внедрить элементы комплексно-ориентированной модели для снижения воздействия обозначенных стрессоров на процесс адаптации студентов с инвалидностью. Адаптационные мероприятия были представлены в виде системы социальнопсихологических методик посредством клубной формы работы. Опыт реализации показал, что большинство студентов, не имеющих внешних проявлений инвалидности, склонно тщательно скрывать свой статус, групповые занятия вызвали у них негативную реакцию, т.к. предполагали оглашение этого статуса. В результате адаптационные мероприятия, выступающие в роли потенциальных стазоров продемонстрировали низкую эффективность. По данным экспертного опроса специалистов МО ВОИ лишь 5% состоящих на учете молодых инвалидов имеют желание обучаться в вузе. Большинство опрошенных (76%) отмечают, что получению образования препятствуют социальнопсихологические стрессоры: стремление скрыть статус «инвалида» (72%) ввиду его негативности, чрезмерное внимание со стороны сверстников (32%), неуверенность в своих силах (30%).
На основе интервьюирования типичных сверстников нами был сформирован «социальный портрет» инвалида. Так, студенты (без инвалидности) ассоциируют инвалидность, прежде всего, с наличием визуально наблюдаемого физического недостатка. Они выделили следующие характеристики инвалидности: одиночество, несамостоятельность, необразованность. К положительным качествам инвалидов студенты отнесли силу воли и эмпатичность. Однако из «социального портрета» следует, что типичные сверстники не ассоциируют людей с инвалидностью со студентами.
Социально-технологическим решением обозначенной проблемы может выступать создание позитивного социального портрета людей с инвалидностью среди студентов вуза с помощью социальной рекламы, просмотра документальных фильмов о жизни людей с инвалидностью и т.п. При этом могут быть задействованы общественные организации инвалидов. Социальная реклама может быть направлена на повышение информированности типичных студентов о жизни инвалидов. Актуальна демонстрация документальных материалов о жизни людей с инвалидностью. Сюжет может быть основан на биографии авторитетного специалиста, имеющего инвалидность. При этом можно использовать биографии тех личностей, наивысшие достижения которых относятся к области изучаемых студентами наук, например, на физико-математическом факультете можно представить биографию известного физика С. Хокинга, который в молодом возрасте был парализован, но при этом успешно занимался научной работой.
Итак, решение проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза требует комплексного подхода, направленного на создание доступной физической, организационной и социальной среды. Эта задача усложняется тем, что инвалидность ассоциируется с беспомощностью, необразованностью. Естественно, что при таком подходе адаптационные мероприятия будут малоэффективными.
Литература
1. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.
2. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 260 с.
3. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21—36.
4. Галиуллина С.Д. Попечительство как социальный институт // Сервис plus. 2009. №
3. С. 3—10.