O.M. YURYEVA
CLASSIFICATION OF INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS AND OTHER LEGAL ACTS IN THE TREATMENT OF PRISONERS
О.М. ЮРЬЕВА (Академия ФСИН России)
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ
Важнейшей проблемой российского законодательства является его соотношение с международным законодательством Один из самых главных вопросов данной проблемы -взаимодействие российского и международного законодательства в области обращения с осужденными.
Из признания международно-правовых стандартов и иных нормативных актов и имплементации их в уголовно-исполнительное законодательство РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международных стандартов являются обязательным элементом для разработки как всего российского законодательства, так и законодательства в сфере обращения с осужденными как его части.
Чтобы четко уяснить проблему и разобраться в содержании достаточно большого количества международно-правовых стандартов и иных нормативных правовых актов, необходима их развернутая классификация.
Во-первых, международно-правовые акты необходимо подразделить на стандарты общего характера и стандарты, действие которых распространяется только на осужденных. Первая группа стандартов относится к правам человека вообще и лишь в отдельных случаях касается прав осужденных. Данная группа международных стандартов носит универсальный характер и относится ко всем отраслям права. Практическое назначение классификации стандартов состоит в том, что они ориентируют лиц, изучающих данную проблему, не только на специализированные
нормативные акты, но и на стандарты общего характера.
Во-вторых, всю совокупность международно-правовых стандартов по степени обязательности можно условно разделить на нормы обязательного и правила рекомендательного характера. Международные договоры (пакты, конвенции), носящие договорно-правовой или конвенционный характер, в национальной системе не допускают каких-либо отклонений. Они, как правило, закрепляются в отечественном законодательстве и исполняются неукоснительно государствами, их подписавшими или ратифицировавшими. К указанной категории международно-правовых актов следует отнести: Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1934).
Следующая группа международных документов, не носящих обязательного характера, специально создавалась для установления стандартов в сфере обращения с осужденными в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального характера. К числу таких рекомендательных документов или стандартов следует отнести Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
Назначение данной классификации, то есть деление всех международных документов на международно-правовые акты и стандарты, состоит в том, чтобы различать обяза-
Уголовно-исполнительное право
• •
□.□. □□ и□□
тельные стандарты и стандарты рекомендательного характера. Если первая группа стандартов имеет обязательную юридическую силу для государства, ратифицировавшего те или иные нормативные акты, то рекомендательные нормативные акты внедряются государством с учетом национальных, экономических, политических и иных предпосылок. Главное назначение стандартов-рекомендаций как менее категоричных форм по сравнению с международными договорами (конвенциями) -содействие развитию внутреннего пенитенциарного законодательства В последующем по мере их использования в российском законодательстве они уже приобретают характер обязательных. Таким образом, данная классификационная группа позволяет при изучении международно-правовых стандартов и иных документов учитывать их различную юридическую силу.
В-третьих, классификация международных стандартов и иных нормативных документов возможна по содержанию. Прежде всего, это стандарты, содержащие общие положения, то есть стандарты-принципы. Такие стандарты устанавливают основные принципы сотрудничества государств, международные резолюции, соответствующие концепции. В качестве примера следует привести такой международно-правовой документ, как Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988).
Стандарты-рекомендации могут регулировать конкретные правоотношения, возникающие в том числе в связи с исполнением лишения свободы. Назначение указанной классификационной группы стандартов -оказание непосредственной помощи региональным институтам в проведении научноисследовательской деятельности по разработке правил обращения с осужденными.
Следующая классификационная группа -это деление стандартов по субъектам правоотношений. С одной стороны, это международные стандарты, которые распространяются в основном на осужденных (например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными), с другой - стандарты, относящиеся к определенным профессиональным группам, то есть персоналу пенитенциарных учреждений и другим категориям должностных лиц. Это, например, Токийская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1975).
Уголовно-исполнительное право
Международно-правовые стандарты следует классифицировать по территориальному действию. Одни из них устанавливаются Генеральной Ассамблеей ООН и адресуются всем членам мирового сообщества. К ним относятся, например, Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990)1.
Помимо ООН, пенитенциарными проблемами занимаются и другие региональные сообщества. Сюда в первую очередь следует отнести Совет Европы, который как региональная правительственная организация, занимающаяся проблемами защиты прав и свобод человека, была образована в 1949 г. Руководящим документом этой организации является У став. Помимо У става Совета Европы, юридическую основу деятельности Совета составляют международно-правовые акты общемирового значения, а также принятые Советом Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987). Под эгидой Совета Европы было принято Положение о европейских тюрьмах, где содержатся стандарты по обращению с заключенными, находящимися в местах лишения свободы стран - членов Совета Европы, и непосредственно адресованные только этим государствам.
Наряду с указанными международными правительственными организациями следует отметить деятельность международных неправительственных организаций, которые занимаются вопросами прав осужденных, ресоциализации преступников, предупреждения преступности и обращения с правонарушителями и другими проблемами пенитенциарной политики.
Сотрудничество международных организаций как всеобщего, так и регионального характера в целом носит субсидиарный (вспомогательный) характер по сравнению с внутригосударственными методами исполнения наказаний и обращения с правонарушителями. Как видим, представленная выше система классификации международных стандартов основана на общеюридических принципах, а именно:
- уважении к способности автономных личностей принимать решения (автономия, или самоопределение);
- обязанности максимизировать благо для
субъекта конкретного правоотношения (принцип наибольшего блага);
- предписании избегать причинения вреда (непричинение вреда);
- справедливости в удовлетворении конкурирующих требований, обычно касающихся распределения ресурсов, а также соблюдения прав человека и законов или принципов социальной политики (справедливость).
Каждый из этих принципов носит фундаментальный характер и в той или иной мере присутствует в международных и национальных правовых системах, а также в уголовно-исполнительном законодательстве РФ и соответствующем ему уголовно-исполнительном праве.
1 См.: Международное сотрудничество в области прав человека Документы и материалы Вып. 2. М., 1993. С. 529-546.
Уголовно-исполнительное право
• •