Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Рыжков К.Л. — Классификация интернет-мемов в реалиях 2021 года // Культура и искусство. - 2021. - № 9. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.9.36456 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=36456
Классификация интернет-мемов в реалиях 2021 года
Рыжков Кирилл Леонидович
аспирант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры 191186, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург,, наб. Дворцовая, 2
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.7256/2454-0625.2021.9.36456
Дата направления статьи в редакцию:
08-09-2021
Дата публикации:
15-09-2021
Аннотация: Предметом исследования является корпус интернет-мемов англоязычного и русскоязычного сегмента сети «Интернет». Объектом исследования выступает классификация интернет-мемов, разделение актуальных мемов на категории по различным основаниям. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как возникновение новых способов генерирования контента в интернете, развитие массовой культуры и широкое распространение концепции постиронии, а также отражение в корпусе мемов новейших социальных и политических событий. Особое внимание уделяется подробному анализу конкретных примеров интернет-мемов и их модификации пользователями: сам формат мема предполагает вариабельность и возможность внесения изменений любым потребителем контента. Основными выводами
проведенного исследования являются, во-первых, выделенные и проиллюстрированные примерами новые категории интернет-мемов. Особым вкладом автора в исследование темы следует считать выявленные новые категории мемов: постироничные мемы, мемы, созданные и распространяемые с помощью платформы TikTok, и мемы, связанные отражением в массовой культуре коронавирусной инфекции и ее последствий. Новизна исследования определяется выделением и описанием указанных категорий интернет-мемов, а также обозначением перспектив дальнейшего расширения классификации. Использованы методы контекстуального и структурного анализа корпуса интернет-мемов, выделены и сгруппированы различные типы варьирования мемов, описан потенциал их трансформации.
Ключевые слова: интернет-мем, классификация, постирония, метамемы, ^кТок, коронавирусная инфекция, медиаплатформа, медиакоммуникация, информационный повод, социальные сети
Наблюдение за сетью «Интернет», существующей уже в течение нескольких десятилетий, привело к выявлению закономерности обмена информации - пересылки и размещения на своих персональных страницах стереотипных цитат, изображений, видеофайлов и креолизованных единиц. Эти единицы коммуникации выступают в качестве шуток «для посвященных», рассчитанных на определенный круг друзей и подписчиков, элементов частной переписки в личных и коллективных чатах. Как отмечает Ю.В. Щурина, мемом как таковым называется некий типичный и воспроизводимый элемент коммуникации -
образ, текст, объект нематериальной культуры [1, с—162] Интернет-мемом называется «возникшее в первом десятилетии XXI века явление спонтанного лавинообразного распространения в интернет-среде некоторой информации посредством разнообразных
способов, а также саму эту информацию» [2, с- 86].
Ю.В. Щурова выделяет несколько типов интернет-мемов, учитывая различные основания для классификации: по способу выражения выделяются текстовые мемы, изображения, медиамемы, гиф (видеофрагменты длиной несколько секунд) и комбинированные креолизованные мемы. С точки зрения структуры исследователь выделяет двусоставные, компаративные и метамемы (последние предполагают отсылку к другим мемам). Источники мемов чрезвычайно разнообразны и включают в себя практически все медиапространство: это и новости в СМИ, и классическая литература, и любительские видео, и множество других видов информации.
Вопрос обновления и пересмотра типологии интернет-мемов является чрезвычайно актуальным: сеть «Интернет» постоянно обновляется: возникают новые варианты генерации контента и воспроизведения информации, появляются новые социальные
сети. Классификация интернет-мемов, выработанная в 2014 г. нуждается в уточнении и дополнении в реалиях 2020 - 2021 г. в силу того, что на коммуникацию и организацию сети «Интернет», а также непосредственно на сегмент интернет-мемов повлияли три новых фактора. Условно обозначим их как 1) существенное увеличение количества мемов и превращение их в отдельный самостоятельный вид интернет-коммуникации; 2) появление и широкое развитие платформы ^кТок как генератора и распространителя видеоконтента; 3) события 2020 - 2021 гг. - пандемия коронавируса, изоляция, карантин, удаленная работа и пр.
Первым фактором следует считать приумножение и широкое распространение интернет-мемов, которое превратило их в отдельный вид коммуникации. Лавинообразное распространение интернет-мемов привело к возникновению специфических технологий и особой терминологии в сети «Интернет». Так, в коммуникации широко распространен термин «форс» - так обозначается некая тема для шуток, стартовый повод для волны интернет-мемов либо узнаваемый шаблон интернет-мема, в который пользователи самостоятельно вписывают подписи. С развитием интернет-мемов возникли тематические группы в социальных сетях - сообщества, посвященные только распространению мемов, их комментированию и изменению контента в соответствии с актуальной повесткой дня.
Константой интернет-мема может стать кадр из фильма или мультфильма, характерная поза героя, некоторые слова и пр. Так, на примере интернет-мема «Думай, Марк!» можно продемонстрировать постоянную и переменную части мема.
Исходным кадром, ставшим основой мема, является кадр из анимационного сериала «Invincible» (в русском переводе - «Неуязвимый»), в котором главный герой обращается к своему сыну со словами «Думай, Марк!» и подносит обе кисти рук с выставленными указательными пальцами к своей голове (см. Рис. 1.)
Рис.1. Исходный кадр, ставший основой для мема «Думай, Марк!»
Далее на место двух персонажей пользователи сети «Интернет» подставляли массу других известных персонажей фильмов и мультфильмов, постоянной чертой интернет-
Накопление корпуса мемов в социальных сетях и на различных сайтах позволяет установить закономерность их вариабельности: у любого успешного и широко распространяемого мема существует постоянная и переменная часть, и существенный вклад в популярность мема вносит именно возможность варьирования контента: пользователей привлекает не только восприятие мема и возможность передать его другим пользователям, но и творческий, игровой процесс. Залогом успеха интернет-мема становится потенциал его трансформации с сохранением узнаваемых констант.
Одновременно с варьированием и изменением мемов возникает феномен постироничных мемов - мемов, в которых размыты границы иронии и серьезности. Сам термин «постирония» приобрел широкое распространение в 2017 году, после широко
освещавшегося в сети «Интернет» и в СМИ рэп-баттла^4^. Постироничные интернет-мемы предполагают обращение к общей апперцепционной базе: для их восприятия потребитель контента должен знать о ранее существовавших мемах и/или различных вариациях на их темы. В целом, практически любой вторичный мем может быть считан как постироничный в силу того, что тиражируемые образы предполагают поливалентное толкование: любой интернет-мем может быть прочитан несколькими способами.
Рассмотрим эту закономерность на примере постироничного мема с условным названием «Две женщины орут на кота». Данный мем представляет собой сочетание двух
изначально не связанных друг с другом фотографий в левой части находится кадр из реалити-шоу «Настоящие домохозяйки из Беверли-Хиллз». Одна из участниц этого шоу расплакалась, другая принялась ее успокаивать, и стоп-кадр из шоу попал в новости. Это событие произошло в 2011 году.
Фотография белого кота, с отвращением смотрящего в тарелку с овощами, стала популярна в 2018 году и представляла собой просто забавный кадр, сделанный
мема оставались только позы двух героев
Ш
хозяином кота и снабженный подписью «он не любит овощи». По отдельности обе фотографии существовали независимо друг от друга и не имели широкой популярности. 1 мая 2019 года была опубликована совмещенная версия, наполнившая два изображения новым смыслом: они стали визуально восприниматься как диалог, в котором первая реплика принадлежит женщинам, а вторая - коту (так как большинство польз ов а те ле й инте рне та в о с пр инима е т те кс т с ле в а на пра в о).
Рис. 2. Интернет-мем «Две женщины и кот»
Далее пользователи сети начали наполнять данный шаблон различными смыслами. В русскоязычном сегменте сети «Интернет» данный мем используется для иллюстрации неоднозначно читаемых надписей: две женщины читают надпись, как она задумана создателями, а кот - так, как можно ее прочесть с первого взгляда. До появления интернет-мема «Две женщины и кот» на развлекательных пабликах часто размещались фото забавных объявлений и надписей, которые могут быть прочитаны разными способами. После появления этого мема подобные изображения обрели новую жизнь, см. типовой вариант на рис. 3:
Рис. 3. Вариант мема «Две женщины орут на кота»
Так, надпись выше может быть прочитана двумя способами, и две женщины в левом кадре читают ее в соответствии с задумкой создателей, а кот в правом - так, как можно прочитать в связи с неудачно продуманным дизайном вывески.
Данный интернет-мем интересен своей многослойностью: для его возникновения потребовалась реализация алгоритма в несколько шагов: появление первого изображения, появление второго изображения, объединение их в единый мем, в дальнейшем - развитие этого мема и тенденции его использования в различных сегментах сети «Интернет». Так, по данным в англоязычном сегменте данное изображение чаще используется для иллюстрации несправедливых обвинений, например:
г /f
Woman yelling at me for staring at her tits
Рис. 4. Англоязычная версия интернет-мема «Две женщины орут на кота»: «женщина кричит на меня за то, что я смотрю на ее грудь / я пытаюсь прочесть надпись на ее футболке» (перевод авторский).
Таким образом, данное изображение превращается одновременно в метамем, объединяющий несколько мемов в единый комплекс и придающий им постироничное переосмысление. Мемы такого типа возможны в новых реалиях, когда накоплен определенный корпус узнаваемых образов, и появляется возможность их многократного многослойного объединения.
Второй фактор, который, на наш взгляд, оказал существенное влияние не только на таксономию интернет-мемов, но и на всю организацию сети «Интернет» в целом, - это появление новой социальной сети и медиаплатформы - ^кТок. Взрывной рост
популярности данной платформы пришелся на январь 2020 г. Статистические данные показывают, что еще в декабре 2019 г. по количеству скачиваний мобильных приложений лидировало приложение Facebook, а уже в январе 2020 г. - приложение ^кТок, удерживающее устойчивую популярность в течение 2020 и 2021 г.
Исследования платформы ^кТок, проводимые отечественными учеными ^——9], указывают на колоссальный потенциал данной платформы в отношении коммуникации, рекламы и маркетинга. Возможности ^кТок позволяют снимать краткие видео, совмещать изображение с текстом и звуком и в дальнейшем распространять его в других социальных сетях. Видео, созданные в ^кТок, существенно расширили состав интернет-мемов, и стали значительной частью контента сети «Интернет» в 2020 - 2021 гг.
В возникновении и распространении Интернет-мемов на базе ЛкТок можно выделить несколько закономерностей. Первый вариант - это так называемая «волна» -возникающий в ЛкТок «форс», видео, снятое каким-либо пользователем, становится широко распространенным, и другие пользователи на его основе снимают свои видео. Технические возможности ^кТок позволяют записывать свое видео с наложением чужого звукоряда, и подобные вторичные видео часто редуплицируются пользователями. Так возникает вариант видеомема, широко распространяемый за пределами платформы ^кТок в других сегментах сети «Интернет». ^кТок развивает возможность репоста и пересылки видеофайлов в различных социальных сетях и мессенджерах, способствуя тем самым их широкому распространению.
Также возможны варианты объединений, так называемых «дуэтов», когда один
пользователь снимает видеоответ, комбинируя свой материал с материалом другого пользователя. В качестве примера можно привести пользователя @suavexavier - автора многочисленных видеоответов. Данный пользователь является хозяином собаки породы доберман, и снимает многочисленные видео следующего содержания: в первой части размещается ролик, снятый другим пользователем, в котором хозяин что-либо делает со своей собакой (животным, игрушечной собакой, имитацией собаки из съедобных материалов и пр.) - имитирует укус за ухо, сажает собаку в полиэтиленовый пакет, стрижет шерсть и пр. Пользователь @suavexavier внимательно смотрит данный ролик вместе со своим доберманом. Во второй части ролика @suavexavier поворачивается к своему питомцу, как бы намереваясь повторить увиденное. Заканчиваются все видеоролики @suavexavier одинаково - доберман убегает от своего хозяина.
Такого типа вторичный контент составляет большую часть генерируемых в ^кТок видео: активные пользователи не столь часто снимают оригинальные видео, но выкладывают видеоответы, вставленные в другой контекст видео, метавидео - процесс создания видео напоминает процесс возникновения метамемов и постироничных мемов. Однако, на наш взгляд, краткие видео, снятые на платформе ^кТок, становятся отдельным типом мема, не идентичного видеомемам прошлого.
Рост популярности ^кТок связан с совпавшими по времени с его появлением событиями 2020 г. - ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией, приведшим в итоге к изоляции, карантину и распространению удаленной работы. Эти события мы считаем третьим фактором, внесшим существенные коррективы в корпус интернет-мемов. У большого количества активных пользователей сети «Интернет» в 2020 году возникли многочисленные новые поводы («форсы») для мемов, а помимо этого, увеличилось само время пребывания в сети. Лишенные возможности гулять, общаться, приходить на работу и учебу люди массово выкладывали в ^кТок видео о своих буднях.
Коронавирусная инфекция и ее последствия сами по себе также стали поводом для возникновения интернет-мемов: высмеивалась практика удаленной работы, видеосовещаний и видеоуроков и пр. Рассмотрим следующий постироничный интернет-мем об удаленной работе, включенный в подборку лучших интернет-мемов порталом meduza.io
[§ЛУРИи$ рком'НОМЕ]
Рис. 5. Интернет-мем «Сизиф работает из дома» (перевод наш)
Данный интернет-мем обращается к образу античной мифологии: мифу о Сизифе. Версии
греха Сизифа разнообразны [11], все вариации мифа сходны лишь в описании наказания: Сизиф катит в гору огромный камень, который постоянно падает, и Сизиф вынужден начинать работу заново. В расхожем употреблении крылатое выражение «Сизифов труд» обычно выступает как синоним однообразной и бесполезной работы. В мем-версии Сизиф находится дома, а камень - рядом с ним на диване. Как в любом постироничном меме, в данном случае возможны два прочтения: либо мем привлекает внимание к тому факту, что физическую работу (например, погрузку, разгрузку) из дома выполнять невозможно, либо же подчеркнут тот факт, что груз работы останется с работником даже тогда, когда он сидит дома на диване.
Таким образом, можно сделать вывод, что классификации интернет-мемов, разработанные до 2017-2020 г., нуждаются в уточнении и дополнении. По каждому из оснований классификации - источник, структура и способ выражения - интернет-мемы пополнились новыми категориями.
Так, в структуре интернет-мемов появился вариант постироничного мема -многослойного метамема, в котором представлено наложение различных способов толкования элементов мема - слов, изображения, звуков и пр. Всякий постироничный интернет-мем поливалентен в отношении толкования, в нем заложена множественность интерпретаций, а его репрезентация в сети «Интернет» подразумевает дальнейшее развитие переосмыслений и новых толкований. При этом в различных сегментах сети (например, русскоязычном и англоязычном) превалирующие тенденции переосмысления одного и того же мема могут существенно различаться. К постироничным мемам следует также отнести образцы юмора абсурда - широко распространяемые мемы, не несущие какого-либо смысла, но приобретающие популярность среди пользователей.
Способы выражения интернет-мемов существенно изменились за счет появления и развития платформы ^кТок - задуманная изначально как приложение для производства и распространения музыкального контента, новая социальная сеть приобрела
колоссальную популярность, в особенности среди молодежи. В средствах массовой информации, в электронных мессенджерах и социальных сетях широко распространяются видео, снятые и смонтированные с помощью TikTok, они снабжены узнаваемыми знаками этой платформы, и «тиктоки» следует считать особым видом интернет-мема, не тождественным видеофайлам, которые распространялись как мемы ранее.
Наконец, третьим фактором, внесшим изменения в классификацию мемов, следует считать глобальный информационный повод 2020 - 2021 гг. - коронавирусную инфекцию и политические и социальные последствия ее распространения. Длительный период жизни в условиях распространения данной инфекции уже оставил колоссальный след в истории человечества, и существуют узнаваемые приметы времени - маски, перчатки, санитайзеры, работа и учеба в дистанционном формате и пр. Эти реалии обыгрываются в большом количестве интернет-мемов.
Развитие технических возможностей, социальные и политические события и эволюция массовой культуры вносят свои коррективы в классификацию интернет-мемов. Не будет преувеличением сказать, что классификация, при сохранении общих оснований для деления интернет-мемов на категории, нуждается ежегодной коррекции и обновлении.
Библиография
1. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации. // Научный диалог. - 2012. - № 3. - С. 160-172.
2. Щурина Ю.В. Интернет-мемы: проблема типологии. // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 6. - С. 85-89.
3. Мем «Думай, Марк!». - Электронный ресурс. - Режим доступа:
https ://tjournal.ru/internet/378062-mem-dumay-mark-dumay-think-mark (Дата обращения: 06.09.2021).
4. Масалов А.Е. Постирония и «мерцание»: к вопросу о некоторых типологических схождениях русского рэпа и актуальных поэтических практик. // Русская рок-поэзия: текст и контекст, 2020. - № S20. - С. 22-31.
5. Мем: Две женщины орут на озадаченного кота за столом. - Электронный ресурс. -Режим доступа: https ://tjoumaLru/mtemet/103599-mem-dve-zhenshchiny-orut-na-ozadachennogo-kota-za-stolom (Дата обращения: 06.09.2021).
6. Sensor Tower Blog Top Social Media Apps Worldwide for January 2020 by Downloads. -Электронный ресурс. - Режим доступа: https://sensortower.com/blog/top-social-media-apps-worldwide-january-2020 (Дата обращения: 06.09.2021).
7. Епишкин И.И., Искакова Е.Б., Лаврик А.А. Анализ интересов и предпочтений российской аудитории социальной сети Tik Tok // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2019. - № 4. - С. 62-67.
8. Прокопенко А. Соцсеть TikTok в России: рупор молодежи? (29.01.2021).-Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.dw.com/ru/соцсеть-tiktok-в-россии-рупор-молодежи-29012021/av-56387517 (Дата обращения: 06.09.2021).
9. Федорова Е.А. Tik Tok как новая медиаплатформа // XII Всероссийский форум по связям с общественностью в сфере кино и телевидения «РЯКИТ-2019». Материалы студенческой научно-практической конференции. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2020. - С. 175-178.
10. «Говорит ваш пилот. Сегодня я работаю из дома» Мемы о работе на удаленке из-за коронавируса (немного тревожные).-Электронный ресурс. - Режим доступа: https ://meduza.io/feature/2020/03/14/govorit-vash-pilot-segodnya-ya-rabotayu-iz-
doma (Дата обращения: 06.09.2021). 11. Рабинович Е.Г. Мерное бремя // Ноосфера и художественное творчество. Москва : Наука, 1991. - С. 139-153.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «Классификация интернет-мемов в реалиях 2021 года», в которой проведено исследование феномена популярности интернет мемов и особенности трансформации его контента за последний год. Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что понятие «Интернет-мем» является новым остро актуальным социокультурным явлением, в кратчайшие сроки реагирующим на все знаковые социальные изменения.
В качестве методологической базы автором применены описательный и системный анализ. К сожалению, в структуре работы отсутствует введение, из которого можно было бы сделать вывод об актуальности, научной новизне, цели и задачах исследования. Автор начинает непосредственно с рассмотрения определения сущности интернет мема. Изучив научные труды, посвященные исследуемой проблематике, автор трактует интернет-мем как типичный и воспроизводимый элемент коммуникации - образ, текст, объект нематериальной культуры.
В своем исследовании автор представляет классификацию интернет-мемов Ю.В. Щуриной, разработанную в 2014 году, которая выделяет несколько типов, учитывая различные основания для классификации: по способу выражения; по структуре и по источникам. Согласно автору, данная классификация, хоть и является наиболее проработанной, нуждается в дополнении и корректировке, так как с момента ее создания прошел уже довольно длительный период времени.
Автор предлагает доработать существующую классификацию с учетом трех новых основных факторов: существенное увеличение количества мемов и превращение их в отдельный самостоятельный вид интернет-коммуникации; появление и широкое развитие платформы TikTok как генератора и распространителя видеоконтента; пандемия коронавируса 2020 - 2021 гг. и связанные с ней социальные изменения (изоляция, удаленная работа). В своем исследовании автор проводит тщательный анализ данных факторов и подкрепляет свои тезисы примерами и разбором наиболее популярных мемов сети Интернет. Однако автором не предпринята попытка создания новой классификации с учетом полученных данных.
Рассмотрев такую категорию как феномен постироничный мем, т.е. мем, основанный на ранее существовавших мемах или различных вариациях на их темы, в своей работе автор также установил закономерность между фактором популярности мемов и возможностью их вариабельности: у любого успешного и широко распространяемого мема существует постоянная и переменная часть. Существенный вклад в популярность мема вносит именно возможность варьирования контента. «Пользователей привлекает не только восприятие мема и возможность передать его другим пользователям, но и творческий, игровой процесс. Залогом успеха интернет-мема становится потенциал его трансформации с сохранением узнаваемых констант».
Также автор рассматривает парадокс, заключающийся в том, что чаще всего огромную популярность приобретают мемы, основанные на юморе абсурда, зачастую не несущие в себе конкретного смысла.
В завершении своего исследования автор подводит итоги своего исследования и
приходит к выводу, что классификация интернет-мемов не может быть статична и нуждается в постоянном пересмотре и дополнении ввиду динамично изменяющихся категорий и оснований классификации.
Представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе поможет изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что проблематика изучения интернет-мемов как нового социокультурного феномена представляет несомненный социокультурный интерес, который нуждается в дальнейшей научной и практической разработке. Выводы, сделанные автором, позволяют констатировать, что подобный опыт может служить основой дальнейших исследований.
Однако структура представленного в работе материала не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к научному исследованию. Библиография составляет 11 источников, в том числе и иностранных, и представляется недостаточной для обзора научного дискурса по рассматриваемой проблематике. В тексте статьи отсутствует полемика исследователей, работавший в данном научном направлении. Автор в анализе классификации мемов опирается на труды лишь одного автора. Кроме того, статья нуждается в корректорской правке (например, исправлении фамилии Щурова на Щурина).
Можно сказать, что автор получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недостатков.