Научная статья на тему 'Классификация институтов гражданского общества в России'

Классификация институтов гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1319
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / КЛАССИФИКАЦИЯ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / CIVIL SOCIETY / INSTITUTION OF CIVIL SOCIETY / CLASSIFICATION / MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирсанов А. Ю.

Автор на основе анализа институтов гражданского общества в демократических государствах делает выводо том, что это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь, отражают широкую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и других интересов граждан и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The classification of institution of civil society in Russia

By the analysis of civil society in democratic states comes to the conclusion that it is independent of the state organizations that are able to influence the state institutions, and protect people from unwarranted intervention in public life, they reflect a broad palette of business, family, legal, cultural and other interests of citizens and organizations.

Текст научной работы на тему «Классификация институтов гражданского общества в России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

А.Ю. КИРСАНОВ,

кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: [email protected] Рецензент: доктор юридических наук, профессор А.М. Осавелюк

Аннотация. Автор на основе анализа институтов гражданского общества в демократических государствах делает выводо том, что это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь, отражают широкую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и других интересов граждан и организаций.

Ключевые слова: гражданское общество, институты гражданского общества, классификация, механизм реализации прав и свобод человека и гражданина.

THE CLASSIFICATION OF INSTITUTION OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

A.YU. KIRSANOV,

candidate of jurisprudence

Annotation. By the analysis of civil society in democratic states comes to the conclusion that it is independent of the state organizations that are able to influence the state institutions, and protect people from unwarranted intervention in public life, they reflect a broad palette of business, family, legal, cultural and other interests of citizens and organizations.

Keywords: civil society, institution of civil society, classification, mechanism for the implementation of the rights and freedoms of man and citizen.

По справедливому замечанию В.О. Лучина, Конституция РФ оправдывает свое социальное назначение, удовлетворяет социальные ожидания лишь тогда, когда ее принципы и нормы претворяются в жизнь, включаются в общественную практику, когда они осуществляются в деятельности людей, в общественных отношениях1. Добавим: когда эффективно работает механизм реализации прав и свобод человека и гражданина, и в первую очередь конституционных гарантий прав и свобод.

Недостаточно просто иметь конституционно закрепленные (провозглашенные) права и свободы человека и гражданина, необходимо создать условия и механизмы их реализации с тем, чтобы сами права человека не оказались в забвении, а их соблюдение стало реальным и действенным фактором общественного и правового развития России.

Подлинная гарантия писаной конституции и закрепляемых ею институтов конституционного государства (при условии, что она соответствует потребности общества и отвечает уровню его развития) заключается в такой организации социума, которая могла бы противостоять всяким покушениям на защищаемый основным законом конституционный строй2.

Как верно отмечает Б.С. Эбзеев, «речь идет о такой организации государственных и общественных

институтов, собственности, социальных отношений, которая объективно служила бы утверждению и развитию демократии»3.

Конституция РФ закрепила дуалистическое видение гражданского и политического общества и обусловленное таким видением восприятие личности одновременно как члена гражданского общества и гражданина, что, в свою очередь, предполагает разграничение категорий прав человека и прав гражданина4.

Защита прав человека — это не второстепенная, побочная задача преобразований, происходящих в российском обществе, а основная цель, призванная создать достойные условия жизни каждому, гарантировать свободу и обеспечить фундаментальные права.

Статья 2 Конституции РФ 1993 г. провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Конституция исходит из того, что права и свободы человека незыблемы и никакие другие положения Основного закона не могут им противоречить. Парла-

1 Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 58.

2 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 7.

3 Там же. С. 7.

4 Там же. С. 111.

-ii.^'fe-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

мент страны не имеет права принимать поправки к гл. 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина»; ее изменение возможно только с использованием особого механизма — путем созыва конституционного собрания и проведения референдума.

Согласно Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Однако, в сегодняшней России эти положения Конституции действуют далеко не всегда, не осуществляется основной принцип демократического правового государства — приоритет прав и свобод человека по отношению к любым его действиям и мерам, применяемым во внутренней и внешней политике.

Права и свободы человека должны быть не средством контроля государства над гражданами и их ассоциациями, а способом обеспечения индивидуальной автономии личности и ее взаимодействия с другими людьми, различными социальными структурами, обществом и государством. Политический аспект проблемы состоит в определении оптимального соотношения государственного (коллективного, социального) и личного, или индивидуального, начал в организации общественной жизни. Причем платой за ошибку может быть либо установление примата государства над обществом, и тогда последнее не будет гарантировано от произвола и беззаконий в отношении его членов, либо узаконение анархического своеволия, чреватого разрушением государственности и подрывом всяких основ человеческого общежития5.

На наш взгляд, права человека, помимо их обязательного государственного гарантирования (в том числе на самом высшем — конституционном уровне) посредством существующей системы потенциально эффективных правовых гарантий, должны осуществляться личным иждивением самого индивида.

Иными словами, индивид должен сам захотеть предпринять необходимые законные действия для защиты или охраны своего права, а не ждать, когда государство в лице уполномоченных органов сделает это за него. Лишь в этом случае можно говорить о росте институтов гражданского общества в нашей стране.

Определяющее значение для процесса формирования гражданского общества имеет прирожденный и неотчуждаемый характер основных прав и свобод

человека. Без такого гуманитарного компонента — свободных, полноправных индивидов — невозможно само возникновение гражданского общества.

Как правильно отмечает В.С. Нерсесянц, практическое осуществление прав и свобод людей зависит от многих субъективных и объективных факторов, однако, в конечном счете, именно усилия свободных индивидов, преследующих свои цели и реализующих свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка, определяют природу, содержание и характер формируемого гражданского общества6.

К сожалению, в России у государственной элиты в широком смысле этого слова до сих пор не сложилось мнение о приоритетности указанных вопросов, их огромном прикладном и экономическом значении7.

Постсоциалистические преобразования в стране открыли путь к формированию гражданского общества; его основы и необходимые структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции РФ 1993 г. Социальная структура постсоциалистического общества (социальный компонент гражданского общества) находится в стадии формирования. Однако, процесс ломки прежних социальных классов, слоев и групп и становления новых еще далек от завершения.

Суть гражданского общества, по мнению П.П. Баранова, заключается в активном правовом поведении широких слоев населения и превращении института государства в инструмент достижения той цели, которую определяют организованные и неорганизованные народные массы. Такие политико-правовые институты, как демократические выборы, референдум, участие партий в политике, право петиций, иные формы непосредственной демократии, право законодательной инициативы и т.п., способствуют не просто контролю общества за органами государственной власти, но делают последние (в определенных пределах) зависимыми от политически активной общественности8.

Определение понятия «гражданское общество» возможно лишь через систему общественных институтов, многие из которых в нашей стране еще не до конца сложились.

5 Эбзеев Б.С. Указ. соч. С. 122.

6 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. М., 1999. С. 317.

7 Подберезкин А.И., Абакумов С. А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М. 2004. С. 42.

8 Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 67.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

По мнению А.И. Подберезкина, под гражданским обществом было бы правильным понимать совокупность негосударственных общественных институтов и отношений, которые позволяют личностям и их группам реализовывать частные и групповые интересы, которые им гарантированы и защищены Конституцией РФ. В то же время, гражданское общество — это общество экономически и духовно свободных граждан и их объединений, которые, кроме прав, имеют и обязанности перед государством, четко определенные в Основном законе страны9.

На Гражданском форуме 21—22 ноября 2001 г. Президент РФ В.В. Путин сказал: «Считаю абсолютно непродуктивным, а в принципе невозможным и даже опасным попытаться создать гражданское общество «сверху». Оно должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы».

Организация Гражданского форума в 2001 г. доказала, что власть не «строит» гражданское общество, но доброжелательно поворачивается к нему лицом, чтобы вместе обсудить проблемы российской модернизации. Одним из итогов этого форума стало ясное понимание и осознание того, что гражданское общество «сверху», т.е. волевыми усилиями самой государственной власти с помощью чиновничьего аппарата, построить невозможно. Оно должно стать результатом социальной самодеятельности нации. Из этого следует, что гражданское общество — нечто принципиально иное, чем политическая и административная структура, имеющаяся в стране.

Более того, по мнению С.А. Абакумова и А.И. Подберезкина, гражданское общество является базовой формой реализации общественных интересов, а государство со своей стороны обеспечивает и гарантирует его жизнедеятельность. Гражданское общество не может существовать без главного своего носителя — гражданина, человека, способного и умеющего самостоятельно определять и осуществлять свои цели и жизненные интересы10.

Субъектами гражданского общества выступают индивиды и их объединения. В зависимости от того, в каком качестве выступают эти субъекты, среди них можно выделить следующие: индивид, семья, школа, церковь, социальные группы (в частности, собственники и предприниматели), общественные объединения, оппозиционные политические партии и движения, свободные средства массовой информации и др.

Первоначальным и главным элементом гражданского общества является индивид, а уже производным — образуемые им социальные институты. Каждый индивид участвует в правоотношениях внутри гражданского общества как самостоятельный субъект, как член семьи, как член или участник общественного объединения, как часть социальной группы. Однако, гражданское общество предполагает деятельность индивида в большей мере в рамках того или иного объединения в зависимости от его интересов и потребностей.

Важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений, с помощью которых люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь. Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широкую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и других интересов граждан и организаций11.

Демократическое государство призвано максимально удовлетворять многочисленные интересы и потребности своих граждан. Для достижения этой цели возникает необходимость информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. А это эффективно лишь при действии через институты гражданского общества. В то же время, удовлетворение конкретных интересов и потребностей индивидами зачастую возможно и без вмешательства государства, силами самих индивидов, объединившихся на основе реализации этих интересов. И это важнейшая функция объединений в рамках гражданского общества. Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех сферах общественной жизни.

Экономическая структура общества (экономический компонент гражданского общества) определяет-

9 Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Указ. соч. С. 15.

10 Там же. С. 24.

11 Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существуют автономно от государства, но в рамках действующих законов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

ся наличием различных форм собственности — частной, государственной, муниципальной и т.д., которые согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 8) «признаются и защищаются равным образом». В соответствии с этим за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право частной собственности охраняется законом.

Важной гарантией права частной собственности является конституционное положение о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется также право наследования12.

Рыночные отношения — основа современной экономики — невозможны без плюрализма форм собственности и широкого класса частных собственников. Именно рыночные отношения составляют экономическую основу гражданского общества, стимулируя развитие инициативности, предпринимательства граждан. Рыночные отношения — наиболее приспособленная к функционированию в рамках гражданского общества экономическая система. Только экономически

состоятельный индивид способен в полной мере осознавать и реализовывать свои права и свободы, действовать в рамках объединений гражданского общества в защиту своих прав и свобод, оказывать влияние на государственную политику, осознанно участвуя в политической жизни, деятельности политических партий, выборах и референдумах.

В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных индивидами и негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и др.), которые в современных демократических государствах составляют абсолютное большинство.

Особо следует подчеркнуть, что гражданское общество составляют объединения и ассоциации, которые носят как коммерческий, так и некоммерческий характер. Такими организациями могут выступать и сами экономические субъекты (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные хозяйственные общества и товарищества), и их объединения, являющиеся по законодательству России некоммерческими организациями, а потому ставящими задачу не извлечения прибыли, а защиты интересов экономических субъектов.

Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 318.

Конституционное право России: учебник для бакалавров // под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Учебник подготовлен на основе программы бакалавриата, с учетом изменений нормативных правовых актов по состоянию на 1 октября 2012 г.

Рассмотрены традиционные вопросы науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, избирательная система, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.