Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 76-84.
УДК 330(075.8)
КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
А.Г. Бездудная, К.Б. Герасимов
Представлена классификация технологий управления на предприятии по различным группам. Выявлено, что особое значение для предприятия имеют технологии функций управления, элементов и процессов предприятия. Именно они создают благоприятные возможности для решения профессиональных задач, которые позволяют выживать или эффективно развиваться в современных условиях. В сфере практики вырабатываются новые подходы к управленческой деятельности. Наука управления также накапливает достаточно серьезный потенциал в областях теории и методологии, которые с той или иной степенью глубины изложены в литературе. Вместе с тем технологии управления, которые связывают науку и практику, удостаиваются гораздо меньшего внимания ученых, хотя именно они являются теми инструментами, которые обеспечивают исполнение управленческой деятельности. Представлена информационно-логическая модель технологизации системы управления предприятием на уровне функциональных задач предприятия, что позволяет повысить качество и эффективность управленческих процессов в каждой сфере его деятельности. Технологии управления являются теми средствами, которые обеспечивают исполнение управленческой деятельности. Проектирование технологий решения функциональных задач служит движущей силой унификации управленческой деятельности и формирования системы управления предприятием со значительной типизацией её элементов. Технологии управления выступают неотъемлемой частью науки управления и являются проводниками теории и методологии в прикладной деятельности специалистов и менеджеров, и наоборот, прикладные аспекты управления через технологии должны обогащать теорию и методологию управления. Технологическое оснащение управленческой деятельности позволяет повысить компетентность менеджера и управленца посредством эффективного решения профессиональных задач и обучения соответствующим приемам их реализации молодых специалистов.
Ключевые слова: технология управления, предприятие, классификация, проектирование, модель.
CLASSIFICATION AND DESIGN OF MANAGEMENT TECHNOLOGIES AT THE ENTERPRISE
A.G. Bezdudnaya, K.B. Gerasimov
The paper presents a classification of management technologies by different groups. It is revealed that technologies of management functions, elements and processes have a special importance for the company. They create opportunities for the professional challenges that allow surviving or growing effectively in the current conditions. In practical field there are produced the new approaches to management. Management science is also gaining quite serious potential in the areas of theory and methodology, with varying degrees of depth described in the literature. But the technology of management that link science and practice awarded much less attention among scientists, even though it is the instrument that provides the performance management activity. There is submitted information and logical model of technologizing the enterprise management system at the enterprise level of functional tasks, which improves the quality and efficiency of management processes in every area of its activity. Control technologies are the tools that enforce management. Designing functional problem solving technology is the driving force behind the unification of administrative activity and the formation of the enterprise management system with substantial elements of typing it. Management technologies are an integral part of the science of management and are agents of theory and methodology in applied activities specialists and managers, and vice versa, applied aspects of management using technology should enrich the theory and methodology of management. Technology management activities can improve the competence manager through effective solution of professional tasks and training of young professionals the appropriate techniques for their implementation.
Key words: management technology, enterprise, classification, design, model.
© А.Г. Бездудная, К.Б. Герасимов, 2016
Согласно «Большому экономическому словарю», технология (от греч. techne - «искусство, мастерство, умение») - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции [1]. Однако этот термин чаще используется в технических областях, нежели в гуманитарных.
Рассмотрим подробнее некоторые публикации по технологизации управления. В работе Ю.Ю. Екатеринославского [2] есть раздел «Циклы, процесс, организация и технология решения ситуационных задач управления», в котором действительно представлена одна технология. Но термин «технология» в контексте управленческой деятельности появился в литературе неслучайно.
Одной из первых книг по технологиям деятельности управленцев стала работа Н.Я. Сац-кова [3], где были представлены методы и средства, применяемые в управленческой деятельности, которые сейчас называются технологиями. Однако в 1993 г. такой термин применять еще опасались, так как Россия только вошла в русло рыночных реформ.
В 2006 г. вышла книга «Универсальные технологии управления» [4]. Однако на поверку технологий там оказалась немного, причем большинство было дано в описательной форме. Вместе с тем было представлено много материала по теории и методологии управления, но, видимо, замысел у авторов был иной.
Появились и работы, обосновывающие методологию выполнения технологий, а также их роль и место в управленческом процессе [5-9]. Наиболее знаковой выглядит работа В.М. Ше-пель [9]. В ней систематизированы и научно обоснованы многие известные социальные процессы, которые активно используются в организационной и межорганизационной среде. Достаточно глубоко и всесторонне описано применение социальных технологий на практике.
Подводя итог изучению литературы по технологиям управления, можно сделать вывод, что идет активное продвижение использования термина «технология» в гуманитарной сфере, в частности в социальной и педагогической областях. Наиболее актуальными выглядят направления «технологии управления» и «технологии менеджмента».
Исследование литературных источников, собственные научные изыскания и практический опыт привели к возможности выделения нескольких классификационных признаков технологий управления. Используем для этого сис-
тематизацию элементов, объектов и процессов предприятия, выполненную ранее (см.: [10]). Для практического использования наиболее выгодно смотрятся рисунки или таблицы (см., например: [11]).
Технологии функций управления. Функции управления достаточно хорошо известны по различным работам, при этом содержание технологий функций управления включает совокупность действий, заданных в рамках некоторого замкнутого функционального пространства.
Технология реализации отдельной функции редко применяется на практике и чаще встречается в контексте, например планирование подбора персонала или организация лицензирования продукции. Технология функции выполнения скорее помогает нормализовать попадание в рамки заданного функционального пространства и не выйти за его пределы, не вторгнуться в пространство соседней функции.
Технологии элементов предприятия. Важность данных элементов трудно переоценить, так как каждый из них определяет форму и содержание какой-либо стороны деятельности предприятия. Каждый из этих элементов имеет технологию выполнения, которая помогает достичь заданного результата.
Элементами предприятия также надо управлять, причем как при начальном формулировании, так и при необходимости уточнения в дальнейшем. Целесообразно ввести управление целью предприятия, управление миссией предприятия и управление формированием стратегии предприятия. Очевидно, что эти подпроцессы должны быть технологизированы, так как эти технологии могут быть продуктивно использованы во многих процессах и их составных частях.
Технологизация элементов предприятия позволит неоднократно возвращаться к ним для уточнения, переформатирования и внесения изменений. Так как при этом чаще всего бывают задействованы топ-менеджеры, которые в своей деятельности испытывают дефицит времени, то наличие технологий реализации элементов предприятия позволит использовать их оперативно, качественно и продуктивно. Также эти технологии могут успешно применяться в работе совета директоров акционерного общества.
Технологии процессов предприятия. Основные процессы предприятия рассмотрены в соответствии с работой О. С. Анисимова и А.А. Деркач [12]. Технологии процессов существуют достаточно редко. Если будет доказана целесообразность их существования, то такая
технология имеет право на существование и использование в управленческой деятельности.
Технологии подпроцессов предприятия. В каждом процессе существует несколько подпроцессов, составляющих этот процесс. Выявлены они могут быть разными способами, поэтому на конкретном предприятии их может быть достаточно много (до 20-30).
В рамках процесса управления стратегией предприятия формируются политики (основные положения) деятельности всех процессов предприятия. К ним относятся управление операционной политикой, управление политикой в сфере качества продукции/услуг предприятия. При этом важны не только результаты реализации данных подпроцессов, но фрагменты подготовки выполнения данных технологий для использования в технологиях соответствующих подпроцессов как концептуальное начало и программа действий.
Технологии подпроцессов предприятия чаще всего выполняются на уровне операции, что вполне объяснимо: каждая операция включает достаточно большую совокупность действий и приемов. Технология подпроцесса может включать от трех до десяти этапов, которые регламентируются в рамках предприятия для удобства эксплуатации.
Особняком стоят технологии операционного менеджмента, так как на них накладывает отпечаток отраслевые, подотраслевые и даже продуктово-технологические особенности.
Технологии элементов менеджмента предприятия (основные элементы менеджмента предприятия см.: [12]). Подобные технологии используются как отдельно, например для демонстрации какой-либо власти, так и в рамках управленческих технологий. Стандартные технологии менеджмента так или иначе достаточно известны в силу их очевидной необходимости в работе управленца (например, технологии коммуникаций, власти, мотивации и т. д.).
Нетипичные технологии, которые необходимо разрабатывать для каждой конкретной ситуации или для конкретного человека, требуют более пристального внимания.
Технологии управленческой деятельности. Это самая большая совокупность существующих технологий, так как они являются основным видом деятельности большинства работников, занятых в процессном управлении предприятием. Это и менеджеры различных направлений, а также экономисты, финансисты, маркетологи, специалисты в области качества, персонала, информации и безопасности жизнедеятельности.
Технологии подходов в менеджменте. Подобные технологии встречаются весьма редко, но имеют не только теоретическое значение. Технология реализации подхода весьма мето-дологична, так как показывает, каков основной угол зрения исследователя, разработчика, пользователя и, наконец, наблюдателя.
Применение подхода высвечивает сиюминутное видение процесса, объекта, явления, позволяет выделять элемент и прогнозировать ожидаемые структуры, формы и содержание. Если они отличаются от взгляда субъекта, то он вправе воспользоваться технологическими разработками на основе своего методологического подхода.
Технологии принятия управленческих решений. Существует достаточно обширная библиография материалов по принятию управленческих решений, моделей, технологий, методик. При этом эти материалы включают многоэтапный процесс, насчитывающий от 5 до 12 важнейших процедур (операций). Перед пользователями стоит нелегкая задача выбора технологии, которая бы включала основные операции, но не была слишком громоздкой.
Технологии задач персонального менеджмента. Персональный менеджмент, или самоменеджмент, включает несколько видов деятельности по нормированию, планированию, организации, анализу и т. д. деятельности самого управленца. Многие технологии достаточно хорошо описаны в литературе, например распределение времени, подготовка доклада, информации, ведение адресной книги (файла) и т. д. Многие управленцы имеют собственные оригинальные технологии, которые используют в своей практической деятельности для повышения её качества и эффективности.
Технологии видов управленческой деятельности. О.С. Анисимов и А.А. Деркач предложили несколько видов, в том числе управление мыследеятельностью, управление кооперацией, управление исполнительской деятельностью и т. д. [12]. Эта область достаточно слабо техноло-гизирована, несмотря на широкое использование этих видов управленческой деятельности. Это связано с тем, что они повседневно присутствуют в деятельности управленцев, которые полагают, что те и так хорошо отработаны. Однако подробная технологическая отработка процедур каждого вида управления, а затем использование в тренингах на простых примерах под присмотром специалиста поможет довести многие навыки до автоматизма и уделять больше внимания содержанию управленческой деятельности, а не её форме. Такой опыт сущест-
вует при работе с техническими устройствами, в частности со станками, автомобилем, краном и т. д. Несомненного внимания заслуживают переходные процессы от технологии одного вида управления к технологии другого вида.
Технологии типов управления в социокультурных и экономических средах. О.С. Аниси-мов и А.А. Деркач внесли свой вклад и в типологию управленческой деятельности: например, управление предприятием, управление образовательным учреждение, региональное и отраслевое управление и т. д. [12].
В типах управления заложена иерархическая структура всего народного хозяйства страны, поэтому присутствует взаимная входимость.
Кроме того, эти процессы достаточно объемны и включают сотни технологий различных элементов в каждом процессе. При этом многие процессы аналогичны или имеют большое сходство, поэтому могут с небольшими доработками использоваться в разных типах управления. Однако полная инвентаризация процессов в различных типах управления к настоящему времени не проведена, поэтому сложно говорить о степени унификации или оригинальности каждого типа управления.
Технологии управления в сферах деятельности. Каждая сфера деятельности имеет свои особенности, в первую очередь в операционной деятельности. Однако во многих областях существуют смежные с операционной деятельностью области, которые требуют пристального внимания. Таким образом, количество оригинальных технологий может быть расширено. Однако содружество профильных специалистов и технологов-управленцев позволит решить эти непростые задачи, формализуя и систематизируя процедуры и операции в каждой сфере деятельности.
Технологии корпоративного управления. В рамках корпоративной деятельности существует несколько управленческих процессов, которые стоят особняком. Соответственно, существует и несколько технологий, которые реализуют эти процессы. Наиболее часто встречаются технологии корпоративного управления, общего собрания акционеров, корпоративного контроля, управления поглощением другой корпорации (предприятия) и др. В настоящее время некоторые технологии отработаны до деталей, другие находятся в стадии становления.
Технологизация управленческой деятельности - это сложная и кропотливая работа, которая потребует колоссальных ресурсов. Но задача формирования технологического пространства управленческой деятельности долж-
на объединить усилия ученых, исследователей, разработчиков, контролеров, пользователей для повышения качества и эффективности управленческих процессов в каждой сфере деятельности.
Очевидно, что когда-то наступит время, когда дисциплина «Технологии управления» будет выделена в учебном процессе подготовки и переподготовки управленцев.
«Управленческая деятельность - один из важнейших стержней функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Она постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями рынка, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании новых технико-экономических параметров продукции или услуг» [5].
В сфере практики вырабатываются новые подходы к управленческой деятельности. Наука управления также накапливает достаточно серьезный потенциал в областях теории и методологии, которые с той или иной степенью глубины изложены в литературе. А вот технологии управления, которые связывают науку и практику, удостаиваются гораздо меньшего внимания ученых, хотя именно они являются теми инструментами, которые обеспечивают исполнение управленческой деятельности.
Технологизация системы управления предприятием (далее - СУПр) может быть выполнена в форме инфологической модели, включающей несколько определяющих этапов (рис. 1). В данном случае речь идет о технологии на пересечении функции управления и элемента предприятия - функциональной задачи (далее - ФЗ).
Первым этапом реализации модели, представленной выше, является принятие решения, связанного с необходимостью начала процесса технологизации управленческой деятельности на предприятии (рис. 2) [13].
Это необходимо для проведения некоторых подготовительных событий, которые позволят произвести запуск самого процесса тех-нологизации на предприятии. Кроме того, это обусловлено определением ответственных лиц, а также выделением конкретного фронта деятельности с указанием первоочередных областей и участков.
Технологизация управленческой деятельности требует относительной систематизации имущественных объектов и процессов на предприятии. Такая работа требует больших усилий, много времени и квалифицированных исполнителей.
Рис. 1. Модель процесса технологизации элементов СУПр
Рис. 2. Модель принятия решения по технологизации элементов СУПр
И самому предприятию, как правило, такая работа не под силу, хотя можно рассмотреть имеющиеся разработки в использовании процессного подхода для менеджмента качества на предприятии. Кроме того, существуют специалисты - управленческие консультанты, которые в короткий срок могут навести относительный порядок в систематизации управленческих процессов и их информационного обеспечения на предприятии. Важно при этом и выделение больших совокупностей однотипных процедур, которые существуют в различных сферах управленческой деятельности предприятия для их дальнейшей стандартизации и унификации.
В настоящее время редкое предприятие занимается упорядочением управленческих процессов и документации, циркулирующей в сфере управления и распорядительства. Однако выполнение перечисленных выше рекомендаций в структуре СУПр даст возможность перейти к разработке настоящих технологий управления на некоторых участках управленческой деятельности, наиболее подготовленных к введению изменений.
Важным фрагментом данной модели является финансовое обеспечение деятельности по технологизации СУПр.
Наличие квалифицированных специалистов является ключевым аспектом успеха про-
цесса технологизации СУПр, так как с ними связана разработка, сопровождение и эксплуатация научно-методического, кадрового и правового обеспечения на предприятии. Научно-методическое обеспечение технологизации СУПр может регулярно претерпевать изменения ввиду новых научных достижений в теории, методологии и технологизации управления, менеджмента и других наук.
Рассмотрим варианты политики предприятия в сфере технологизации:
1) поиск и приобретение технологий управления;
2) создание подразделения проектирования технологий управления;
3) комбинированный вариант.
Второй вариант - самый трудоемкий из всех, но он обеспечит предприятию наличие собственных специалистов на долгие годы и позволит учиться у квалифицированных специалистов, а начальные шаги по эксплуатации СУПр на предприятии будут проходить под присмотром опытных наставников.
Формирование СУПр носит, как правило, целеустремленный характер. Поэтому модель проектирования технологии решения ФЗ, представленная на рис. 3, определяет введение первого комплекса технологий управления.
Рис. 3. Модель проектирования технологии решения функциональных задач
План деятельности по технологизации СУПр на предприятии может быть выполнен в виде скользящей программы, похожей на гибкий сценарий, который может меняться в зависимости от фактических результатов предыдущего внедрения и скорректирован в любую сторону.
Рассмотрим подробнее процесс технологи-зации элементов структуры процесса или подпроцесса.
Технология на уровне операций. При этом входная и выходная информация явно не фи-
гурируют. Отсутствие документов не позволит построить схему документального обеспечения СУПр. Поэтому этот подход применяется, когда такие требования к научному исследованию или практическому выполнению не предъявляются.
Технологии на уровне операций являются достаточными для некоторых сложных подпроцессов и заодно отдельных фрагментов СУПр. Такая технология, как правило, включает четыре раздела: подготовка, выполнение (проведение), заключительные операции, мониторинг.
Степень дробления операций устанавливается заранее. На этапе подготовки определяются все действия, необходимые для последующего выполнения подпроцесса. При этом состав и структура документов оставляется на усмотрение самих исполнителей.
На этапе проведения производится совокупность действий по реализации самого подпроцесса на предприятии. Ответственность за его реализацию несет исполнитель. Необходимость соблюдения всех правил выполнения операции должна быть прописана однозначно и четко.
На этапе заключительных операций проявляются итоговые документы, под которые
подстраиваются все другие, появляющиеся на предыдущих этапах.
Мониторинг обеспечивает исследование достоинств и недостатков работы по данной технологии и введение корректуры, если это необходимо.
Технология на уровне процедур. Такая технология, как правило, выполняется для того, чтобы детально представить преобразование информационного процесса в рамках ФЗ, которые ограничены небольшим замкнутым пространством в рамках конкретной функции управления подпроцесса.
Технология решения ФЗ на уровне процедур может быть представлена в виде таблицы (рис. 4).
Входная информация Процедуры решения Выходная инфомация
Документ Вх1 Документ Вх2 Документ BxN Процедура 1 Процедура 2 Процедура N Документ Вых 1 Документ Вых2 Документ ВыхН
Рис. 4. Технология решения ФЗ на уровне процедур
Проектирование технологии решения ФЗ -работа кропотливая и тонкая, требующая внимания, квалификации и опыта. Задание выходной информации в виде документа обусловливает подбор процедур для определения входной информации и проектирования входного документа. При этом производится учет нескольких параметров информации: объем данных, её размещение, время выполнения, уровень её достоверности и полноты.
Существуют типовые процедуры, которые включаются практически во все решения ФЗ: сбор данных, изучение данных и качества предыдущих решений ФЗ. Большинство процедур технологии решения ФЗ связано с применением методического инструментария.
Цикличность совокупности некоторых процедур в рамках ФЗ связана с необходимостью либо повтора решений, либо выдачи нескольких вариантов решений. Несмотря на затраты времени и других средств реализации приобретается бесценный опыт и ориентация на конкретные экономические результаты.
Использование ЭВМ позволяет сохранить время специалистов для интеллектуальной деятельности. Названия процедур должны быть упрощены и стилизованы для быстрого восприятия их сущности и содержания.
Для установления взаимосвязи документов в рамках ФЗ строится схема их взаимодей-
ствия. При нахождении разрывов, тупиковых документов или других недостатков исследуются причины их появления. Производятся соответствующие изменения. Иногда это приводит к замене форм и содержания документов. Одновременно выполняются изменения и в технологиях решения ФЗ.
В заключение производится перестроение информационных связей между всеми ФЗ в рамках подпроцесса. Таким образом проверяется обязательность присутствия всех выбранных ФЗ, так как у них есть все необходимые параметры для физического существования: информация, процедуры и методическое обеспечение.
Иногда проявляются разночтения наименования информации и состава признаков и показателей, пропуск каких-либо действий или приемов, недопустимое включение нескольких действий в одну операцию или неадекватное наименование процедур и т. д. Возникает необходимость соответствующих корректировок и изменений.
На параметры технологий решения некоторых ФЗ могут повлиять смежные (пограничные) ФЗ другого подпроцесса, которые получают информацию извне. При этом следует рассмотреть источники появления входной информации в решениях смежных ФЗ и принять необходимые решения в структуре создаваемой СУПр.
Разработанная модель процесса техноло-гизации элементов СУПр позволит предприятию иметь устойчивую и адекватную систему управления на уровне операций и процедур, а также систему её развития и обновления в процессе функционирования. Технологизация элементов предприятия позволяет стандартизировать и регламентировать типовые функциональные задачи.
Таким образом, проектирование технологий решения функциональных задач является важным фактором унификации управленческой деятельности и строительства системы управления предприятием с максимальной типизацией её составных частей.
Литература
1. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - 7-е изд., доп. - М. : Институт новой экономики, 2008. - 1472 с.
2. Екатеринославский Ю. Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. - М. : Экономика, 1988. - 191 с.
3. Сацков Н. Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. - Киев : Ин-т праксеологии, 1993. - 400 с.
4. Шарапов В. М., Шарапова Е. В. Универсальные технологии управления. - М. : Техносфера, 2006. - 496 с.
5. Герасимов Б. Н., Герасимов К. Б. Технологическое оснащение управленческой деятельности // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2013. - № 4. - С. 32-37.
6. Низкодубов Г. А. Диверсификация определений понятия «технология» // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 6 (108). - С. 24-26.
7. Соснина Т. Н. Понятие «технология»: объективные и субъективные основания его терминологического статуса // Вестн. Самар. гос.
аэрокосм. ун-та им. акад. С.П. Королёва (национал. исследоват. ун-та). - 2010. - № 1 (21).
- С. 262-270.
8. Третьякова Е. П. Технологии управления как способ формализации организационных процессов // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та.
- 2013. - № 2 (73). - С. 206-211.
9. Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. - М. : Народное образование, 1999. - 432 с.
10. Герасимов Б. Н., Герасимов К. Б. Методология управления. - Самара : СИБиУ, 2013.
- 488 с.
11. Герасимов Б. Н. Технологии управления. - Самара : Изд-во СИБиУ, 2010. - 472 с.
12. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М. ; Новгород : СЕТ, 1995. - 272 с.
13. Герасимов Б. Н., Герасимов К. Б. Управление экономическими системами. -М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2016. -225 с.
References
1. Azriliyan, A.N. (Ed.) (2008), Bol'shoi ekonomicheskii slovar' [The Great Dictionary of Economics], Moscow: Institut novoi ekonomiki publ., 7th ed., 1472 p.
2. Ekaterinoslavskii, Yu.Yu. (1988), Uprav-lencheskie situatsii: analiz i resheniya [Managerial Situations: Analysis and Solutions], Moscow: Ekonomika publ., 191 p.
3. Satskov, N.Ya. (1993), Metody i priemy deyatel'nosti menedzherov i biznesmenov [Methods and Techniques of Managers and Businessmen], Kyiv: Institut prakseologii publ., 400 p.
4. Sharapov, V.M, Sharapova, E.V. (2006), Universal'nye tekhnologii upravleniya [Universal Management Techniques], Moscow: Tekhnosfera publ., 496 p.
5. Gerasimov, B.N., Gerasimov, K.B. (2013), Tekhnologicheskoe osnashchenie uprav-lencheskoi deyatel'nosti. Menedzhment i biznes-
administrirovanie [Technological Equipment of Management. Management and Business Administration], No. 4, pp. 32-37.
6. Nizkodubov, G.A. (2011), Diversifika-tsiya opredelenii ponyatiya "tekhnologiya". Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogiche-skogo universiteta [Diversification of the Term "Technique". Herald of Tomsk State Pedagogical University], No. 6(108), pp. 24-26.
7. Sosnina, T.N. (2010), Ponyatie "tekhnologiya": obyektivnye i subyektivnye osnovaniya ego terminologicheskogo statusa. Vestnik Samar-skogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo uni-versiteta im. akademika S.P. Koroleva (natsio-nal'nogo issledovatel'skogo universiteta) [The Term "Technique": Objective and Subjective Grounds for its Terminological Status. Herald of Academician S.P. Korolev Samara State Aerospace University (National Research University)], No. 1 (21), pp. 262-270.
8. Tretyakova, E.P. (2013), Tekhnologii upravleniya kak sposob formalizatsii organizat-sionnykh protsessov. Vestnik Irkutskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Management Techniques as a Way of Formalizing the Organizational Processes. Herald of Irkutsk State Technical University], No. 2 (73), pp. 206-211.
9. Shepel, V.M. (1999), Chelovekovedches-kaya kompetentnost' menedzhera [Manager Competence in Humanology], Moscow: Narodnoe ob-razovanie publ., 432 p.
10. Gerasimov, B.N., Gerasimov, K.B. (2013), Metodologiya upravleniya [Management Methodology], Samara: SIBiU publ., 488 p.
11. Gerasimov, B.N. (2010), Tekhnologii upravleniya [Management Techniques], Samara: SIBiU publ., 472 p.
12. Anisimov, O.S., Derkach, A.A. (1995), Osnovy obshchei i upravlencheskoi akmeologii [Fundamentals of General and Managerial Acmeo-logy], Moscow; Novgorod: SET publ., 272 p.
13. Gerasimov, B.N., Gerasimov, K.B. (2016), Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Management of Economic Systems], Moscow: Vyzovskii uchebnik publ.: INFRA-M publ., 225 p.
Сведения об авторах:
Бездудная Анна Герольдовна - д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой производственного менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: [email protected]
Герасимов Кирилл Борисович - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет) E-mail: [email protected]
About the authors:
Bezdudnaya Anna Geroldovna - doctor of economic sciences, professor, head of the Department of industrial management and innovation in Saint Petersburg State University of Economics E-mail: [email protected]
Gerasimov Kirill Borisovich - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of economics in Samara State Aerospace University E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28 февраля 2016 г.