Научная статья на тему 'Классификация и фрагментация целей и задач инвестиционной стратегии региона'

Классификация и фрагментация целей и задач инвестиционной стратегии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ЦЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / INVESTMENT POLICY OF REGION / STRATEGY OF INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY / OBJECTIVES OF INVESTMENT POLICY OF REGIONAL ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC IMPACT OF REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погосов Давид Карленович, Арзамасов Сергей Сергеевич

Статья посвящена вопросам формирования инвестиционной стратегии региона. Акцент в статье сделан на необходимость формирования государством благоприятного инвестиционного климата за счет улучшения факторов инвестиционного потенциала региона. Рассмотрены и классифицированы модели позиционирования регионов, определены цели и задачи государства в процессе формирования региональной инвестиционной стратегии развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Погосов Давид Карленович, Арзамасов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION AND FRAGMENTATION OF THE GOALS AND OBJECTIVES OF THE INVESTMENT STRATEGY OF THE REGION

The article is devoted to the issues of forming the investment strategy of the region. Great attention is paid to the necessity of forming a state favorable investment climate by improving the factors of the investment potential of the region. We have considered and classified model positioning of regions, defined the goals of the state in the process of formation of a regional investment strategy development

Текст научной работы на тему «Классификация и фрагментация целей и задач инвестиционной стратегии региона»

УДК 332.142.4

КЛАССИФИКАЦИЯ И ФРАГМЕНТАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА

UDC 332.142.4

CLASSIFICATION AND FRAGMENTATION OF THE GOALS AND OBJECTIVES OF THE INVESTMENT STRATEGY OF THE REGION

Погосов Давид Карленович аспирант

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск

Арзамасов Сергей Сергеевич аспирант

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Статья посвящена вопросам формирования инвестиционной стратегии региона. Акцент в статье сделан на необходимость формирования государством благоприятного инвестиционного климата за счет улучшения факторов инвестиционного потенциала региона. Рассмотрены и классифицированы модели позиционирования регионов, определены цели и задачи государства в процессе формирования региональной инвестиционной стратегии развития

Ключевые слова: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА, СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЦЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Pogosov David Karlenovich postgraduate student

Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossiysk

Arzamasov Sergey Sergeevich postgraduate student

Kuban state technological University, Krasnodar

The article is devoted to the issues of forming the investment strategy of the region. Great attention is paid to the necessity of forming a state favorable investment climate by improving the factors of the investment potential of the region. We have considered and classified model positioning of regions, defined the goals of the state in the process of formation of a regional investment strategy development

Keywords: INVESTMENT POLICY OF REGION, STRATEGY OF INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY, OBJECTIVES OF INVESTMENT POLICY OF REGIONAL ECONOMY, SOCIO-ECONOMIC IMPACT OF REGIONAL DEVELOPMENT

Современное развитие национальной и региональной социальноэкономических систем характеризуется снижением темпов экономического роста и нарастанием риска сворачивания социальных программ. Системное замедление экономического роста формируется под воздействием неблагоприятных факторов как внешней, так и внутренней среды. К внешним негативным воздействиям можно отнести замедление динамики мировой торговли, снижением темпов роста китайской экономики, которая во многом программирует мировую сырьевую конъюнктуру, а также продолжающие набирать динамику экономический интеграционный кризис в Европе. Среди основных внутренних причин можно назвать низкий уровень инвестиционной привлекательности

региональных экономик России, некачественную институциональную и инфраструктурную среды, высокие затраты промышленного бизнеса, обусловленные неинновационными технологиями и некачественным персоналом.

Все эти причины привели к тому, что отечественная экономика к середине 2013 года стала демонстрировать отрицательную динамику инвестиций в основной капитал промышленных и непромышленных предприятий. Снижение уровня инвестиционного климата в российских регионах приводит к тому, что иностранные инвесторы сворачивают свои инвестиционные программы, объясняя свое решение нежеланием сталкиваться с высокими рисками российской экономики. Причем, исследования подтверждают отсутствие политического риска, ставя на первое место неблагоприятное воздействие на экономику институциональных и инфраструктурных факторов.

В связи с этим совершенно очевидным является тот факт, что экономика как на микро -, так и на мезоуровнях нуждается в действенных и эффективных инструментах государственного регулирования инвестиционного развития региональных социально-экономических систем.

Стратегия инвестиционного развития региональной экономики должна быть включена в общую социально-экономическую стратегию развития региона и должна давать ответ на вопрос, за счет каких мер и методов государственного регулирования государственная власть рассчитывает привлечь в регион высокопроизводительные инвестиционные ресурсы.

При формировании стратегии инвестиционного развития региона в качестве базовой концепции должна быть выбрана одна из теорий равновесия, которая гармонизирует региональный спрос на инвестиции и

предложение инвестиционных ресурсов со стороны мирового рынка инвестиционного капитала.

Формирование инвестиционной стратегии региона должно быть включено в программно-целевой подход по стратегическому планированию социально-экономического развития региона. Дерево целей и задач, на достижение и решение которых направлена реализация инвестиционной стратегии, приведено на рисунке 1.

С 3 Ш СН И О ЧС ■ I чу рентой пособн сети региона л ьной и чо ном и ки1

У/1 у чш они о кыч оства жизн и ро-гио на л ьн ых резидентов

\ > \

П С ЗЬ ШОНИ О иООек" ИВНОСТИ использовани н ин вести ций У в о л и ч с н и с п рито ка ин вестиционн ого Кс! пит ала

Повь шснис доли

инноваций

П о вы ш е Н И е Э фф е кти вн о ст и инвестиционного маркетинга

Применение эффективных инструментов государственночастного партнерства

Федеральные и региональные целевые программы

Повышение зффе ктивности и н в е ети ц и о н н о й д еят е л ьн ости региональным акто р о в

^ У л у н ш о н и о забот ь

социальнь х институтов

У л у н ш о н и о ра боть инфраструктурного со что эа

—> Экологизация региона

Формиров ан и о драйверов роста экономики ос ■ /о ча Создание ювых рабочие iY.CC

Содействие повь шонию ин ыести ционн ой п ри ил □ ЧЭ1 ел ьн ости рог/о■ (а

Реализа л;я и нфраст руктурных ПРОЕКТОВ

Продвижение инвестиционных -> прооКТов р еГк о ■ I а л ■ I ых йкТО з на р1 нкс капитала (ин вестиционн ыс фарумь ,

Рисунок 1 - Цели и задачи региона в контуре формирования региональной инвестиционной стратегии развития (разработано автором)

На данном рисунке схематично показано дерево целей формирования и реализации инвестиционной стратегии. В отличии от других автором мы считаем, что генеральной целью формирования и реализации инвестиционной стратегии региона является повышение конкурентоспособности региона, которая формируется за счет повышения эффективности использования инвестиций, прироста притока инвестиционного капитала в регион и повышение качества жизни граждан региона как необходимое условие формирования положительного миграционного сальдо наиболее востребованных и конкурентоспособных трудовых ресурсов на территорию региона.

Если рассматривать качество жизни региональных резидентов с позиции средств и методов ее повышения, то необходимо иметь в виду то, что инвестиционная стратегия будет направлена на рост комфортности жизни как внешней (но не внутренней) категории. Другими словами, реализация качественной инвестиционной стратегии позволит повысить покупательскую способность как категорию некой потребительской свободы индивида, улучшит качество социальных институтов (здравоохранение, образование, социальная защита, безопасность и т.п.), улучшит инфраструктурное окружение (транспорт, информатизация, комфорт, социальная инфраструктура и т.п.), а также улучшит экологию региона как среды обитания.

Если рассматривать группу целей, связанную с повышением эффективности использования инвестиций, то в рамках этой цели необходимо решить следующие задачи: повысить долю инновационных проектов в общей величине инвестиционных программ, поскольку инновационные проекты нацелены, прежде всего, на интенсивный рост ценности товаров и услуг, а также существенный рост региональной производительности труда, оцениваемый как отношение регионального валового продукта к численности занятых в экономике региона.

Реализация инновационных проектов позволит сформировать драйверы экономического роста региона и выделить региональную инновационную специализацию, что, несомненно, будет содействовать росту конкурентоспособности региональной экономики в рамках реализации этой цели необходимо планировать формирование и развитие инновационной инфраструктуры и институционального обеспечения развития инновационной деятельности - технопарки, инновационные центры, программы государственной поддержки и стимулирования инновационных проектов и т.п.

Особое место занимает группа задач, связанных с организацией и повышением эффективности инвестиционного маркетинга - комплекса мер, направленных на выявление благоприятных (с позиции эффективности инвестиционной деятельности) потребительских сегментов и секторов. Безусловно, инвестиционный маркетинг - это зона ответственности региональных акторов - предприятий, анализирующих потенциал реализации инвестиционных проектов в регионе, однако, на наш взгляд, следует обратить внимание на объективную диффузию инвестиционного маркетинга в сферу задач органов государственной власти. Дело в том, что обеспечение прироста инвестиционного капитала в регион не может обходиться без содействия органов государственной власти, перед которыми в том числе стоят задачи продвижения инвестиционных проектов и инвестиционных площадок региона, что невозможно эффективно осуществить без качественного инвестиционного маркетинга.

Повышение качества инвестиционной деятельности в регионе невозможно без формирования и развития инструментов государственночастного партнерства, которые являются интеграторами интересов и действия государственного и корпоративного секторов экономики, следовательно, направление повышения качества используемых

инструментов ГЧП - это вектор прироста эффективности инвестиционной деятельности в регионе.

Федеральные и региональные целевые программы в сфере инвестиционного развития региона направлены, прежде всего, на развитие инфраструктурного сектора - сектора, который инвестиционно непривлекателен для частного бизнеса (особенно среднего и малого) без участи государства. Развитие инфраструктурного сектора в регионе повышает инвестиционную привлекательность территории этого региона за счет создания, так называемого регионального инфраструктурного потенциала развития региональной экономики.

И, наконец, повышение эффективности инвестиционной деятельности региональных акторов - задача, безусловно, внутреннего характера корпоративного сектора региона, однако, роль государства в этом процессе заключается в ликвидации административных барьеров разрешительной деятельности, пропаганде региональной продукции на региональном рынке, а иногда и локальном протекционизме.

Комплекс целей и задач в сфере стимулирования притока инвестиционного капитала в регион, то здесь перед государственной властью стоит задача формирования благоприятного инвестиционного климата за счет улучшения факторов инвестиционного потенциала региона.

Анализ основных итогов экономического развития Краснодарского края показал, что инвестиционный потенциал региона не может быть полностью раскрыт «накачиванием» инвестициями региональной экономики. Безусловно, прирост количества инвестиций на душу населения в регионе факт положительный, создающий предпосылки для экономического развития и социального совершенствования. Вместе с тем, не всегда объем инвестиций коррелируется с темпами и качеством экономического роста. Как правило, экстенсивная модель экономического

регионального развития, основанная на простом приросте инвестиций в регион без улучшения их структуры, программирует рост валового регионального продукта и снижение безработицы, но не может оказать положительного воздействия на качество жизни регионального населения. Это очевидно, поскольку не увеличивается региональная производительность труда, а, следовательно, и не может быть увеличен платежеспособный спрос.

Таким образом, для наиболее эффективного инвестиционного развития региона необходимо сформировать и реализовать такую инвестиционную стратегию, которая бы не только положительно влияла на абсолютные индикаторы регионального развития, но и обеспечивала структурные инновационные изменения региональной экономики.

Стратегия инвестиционного развития должна предлагать специфический набор программно-целевых мероприятий, востребованный региональной экономикой и мировым рынком капитала в зависимости от типа развития региональных социально-экономических систем. Очевидно, что все региональные социально-экономические системы, объединенные в национальное геоэкономическое пространство, имеют различные потенциалы роста и капитализацию региональных отраслей. В связи с этим использование в практике государственного регулирования инвестиционного развития одинаковых мер и инструментов будет давать различный эффект. Следовательно, при формировании стратегии регионального инвестиционного развития региона необходимо учитывать эти особенности и использовать методы привлечения инвестиций, демонстрирующие максимальную эффективность. Другими словами речь идет о структурировании спроса со стороны региональных социальноэкономических систем по критериям их развития.

Для типологизации региональных социально-экономических систем следует применять модель позиционирования регионов, которая дает

представление о характере экономического развития региона и его конкурентных преимуществах.

Для регионов, которые не демонстрируют экономического роста необходимо привлекать инвестиции в сектора с трудоемкими и зарплатоемкими производствами. Дело в том, что, как правило, стагнация региональной экономики приводит к безработице и снижению стоимости трудовых ресурсов. Следовательно, региональная власть на мировом рынке капитала должна демонстрировать именно эти характеристики региона в качестве конкурентных позиций. Параллельно должна быть сформированы предложения инвестиционных площадок в регионе, а также улучшены институциональные и инфраструктурные составляющие.

Для регионов с экстенсивным типом развития ориентиром в структурировании инвестиционного спроса является повышение доли инновационных инвестиционных проектов. Это может быть достигнуто за счет формирования особых экономических зон и преференциальной политики для инвесторов в инновационные секторы региональной экономики. Очевидно, что данное направление государственного регулирования должно быть совмещено с мерами эффективной специализации региональной экономики и формированием зон ускоренного экономического роста.

И, наконец, для регионов с интенсивным развитием необходимо предусматривать меры трансформации экономического роста в инвестиционную активность самого региона и становления его в качестве игрока, формирующего предложения на мировом рынке капитала. Эти меры предусматривают, прежде всего, развитие сектора производства инновационных продуктов и финансового сектора.

Выделим основные гипотезы методического подхода, верификация которых позволит получить существенные научно-практические результаты:

- Государственное регулирование элементов региональной

социально-экономической системы должно осуществляться в конкретных направлениях (областях), определенными методами и инструментарием, следовательно, речь идет об ограниченном и органичном государственном регулировании экономических процессов. Таким образом, государственная регулятивная политика будет строиться с учетом как «невидимой руки рынка», так и с позиции необходимости государственного вмешательства в региональную экономику и, прежде всего, в инфраструктурный и институциональный секторы.

- Основным объектом государственного регулирования инвестиций на региональном уровне должен стать инфраструктурный сектор, поскольку с одной стороны именно качество институциональной среды формирует инвестиционную привлекательность региональной экономики на рынке инвестиций, с другой стороны, частный бизнес не будет финансировать инвестиционные проекты в сфере улучшения инфраструктуры, поскольку такие проекты являются инвестиционно емкими и обладают значительными сроками окупаемости вложенных средств. Следовательно, в задачу государства входит не только и не столько прямое инвестирование инфраструктурных проектов, сколько формирование условий соинвестирования государства и корпоративного сектора - инструментов и форм государственно-частного партнерства и преференциальной политики, направленной на приращение эффективности инвестиций.

- Инвестиционная стратегия регионального развития является

частью социально-экономической стратегии региона и направлена на приращение конкурентных позиций региона в сфере инвестиционной привлекательности и инновационной активности региональной экономики;

- Инвестиционная стратегия регионального развития должна

строится с одной стороны с учетом типа регионального развития

(депрессивный, инерционный, инновационный) и региональной

специализацией в рамках национального и субфедерального геоэкономического национального пространства.

- Существуют различные типы бизнеса, типологизация которых дает нам возможность проследить четкую связь между типом производства и комплексом характеристик региональной социально-экономической системы, гармонично подстраивающих территорию региона в качестве площадки для размещения производительных сил.

Таким образом, дифференцируя модели и методы государственного регулирования в зависимости от типа и характера регионального развития, уровня наличия и использования потенциала социально-экономического развития можно достичь структурированного позиционированного спроса на инновационные продукты, предлагая к обмену нефинансовые факторы производства в качестве предложения.

Такая позиция даст возможность структурировать региональную экономику, расставляя в ее развитии акценты на ускоренном росте инновационных и высокопроизводительных секторов.

Список использованной литературы

1. Семидоцкий В. А., Ешугова Р.Н., Шамара Ю.А.. Обоснование мер государственной регулятивной политики в сфере инновационно-модернизационного развития Южного федерального округа. //Экономические науки. 2012. № 89. С. 20-24.

2. Полиди А. А. Повышение инвестиционной привлекательности региона как

важнейшая государственная задача: проблемы и направления (на примере

Краснодарского края) / А.А. Полиди, И.И. Романец // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. -№03(077). С. 992 - 1005. - Шифр Информрегистра: 0421200012\0263, IDA [article ID]: 0771203084. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/03/pdf/84.pdf, 0,875 у.п.л.

3. Полиди А.А., Степанов А.В. Формирование инновационной политики государства: региональный факторный подход. Новые технологии. 2011. № 3. С. 145149.

4. Семидоцкий В.А., Панасенко Д.В., Цветненко Е.Н. Формирование и применение инструментов государственно-частного партнерства в ходе развития курортных территорий Краснодарского края. Экономические науки. 2010. № 68. С. 122125.

References

1. Semidockij V.A., Eshugova R.N., Shamara Ju.A.. Obosnovanie mer gosudarstvennoj reguljativnoj politiki v sfere innovacionno-modernizacionnogo razvitija Juzhnogo federal'nogo okruga. //Jekonomicheskie nauki. 2012. № 89. S. 20-24.

2. Polidi A.A. Povyshenie investicionnoj privlekatel'nosti regiona kak vazhnejshaja

gosudarstvennaja zadacha: problemy i napravlenija (na primere Krasnodarskogo kraja) / A.A. Polidi, I.I. Romanec // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №03(077). S. 992 - 1005. - Shifr Informregistra: 0421200012\02б3, IDA [article ID]: 0771203084. - Rezhim dostupa:

http://ej.kubagro.ru/2012/03/pdf/84.pdf, 0,875 u.p.l.

3. Polidi A.A., Stepanov A.V. Formirovanie innovacionnoj politiki gosudarstva:

regional'nyj faktornyj podhod. Novye tehnologii. 2011. № 3. S. 145-149.

4. Semidockij V.A., Panasenko D.V., Cvetnenko E.N. Formirovanie i primenenie

instrumentov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v hode razvitija kurortnyh territorij Krasnodarskogo kraja. Jekonomicheskie nauki. 2010. № б8. S. 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.