УДК 796.5 И. Н. Тикунова [I. N. Tikunova]
М. Г. Крапивина [M. G. Krapivina],
классификация горнолыжных
курортов eвропы
Classification of ski resorts in Europe
Применение метода многомерных классификаций позволило определить две группы показателей («основные» и «сопутствующие»), сумма которых может быть представлена как критерий уровня привлекательности горнолыжных курортов для туристов («индекс туристской привлекательности горнолыжных курортов»). Использование данного формального метода выявило территориальную дифференциацию внутренних и международных горнолыжных курортов. Анализ разнообразия горнолыжных курортов Европейского туристского региона выявил различия между ними не только по уровню развития горнолыжной инфраструктуры и масштабам производства горнолыжных туристских услуг, но и по их специализации. Обозначились основные типы специализации горнолыжных курортов Европейского туристского региона по видам оказываемых ими горнолыжных услуг: классические горнолыжные, семейные, сноубордические и экстремальные.
Ключевые слова: горнолыжные курорты; Европа; формальные классификации.
The use of the multivariate classification method allowed defining two groups of parameters («primary» and «auxiliary»), whose sum is a criterion for the attractiveness of ski resorts for tourists (the «index of tourist attractiveness of ski resorts»). This formal method revealed territorial differentiation of domestic and international ski resorts. Analysis of characteristics of ski resorts in the European tourist region showed differences not only in the level of infrastructure and scale of services, but also in their specialty. The main types of ski resorts considering all provided services are classic skiing, family, snowboarding, and extreme.
Key words: ski resorts; Europe; formal classification.
Горнолыжная индустрия, оказывающая услуги туристам, становится глобальной. Она включает в себя и производство горнолыжного и сноубордического инвентаря, и специфическую горнолыжную инфраструктуру с входящими в нее гостиничным сектором, горнолыжными подъемниками и трассами. Курорты создаются не только в тех местах, где для этого есть естественные условия, но и искусственно: при помощи инновационных технологий строятся искусственно оснеженные крытые горнолыжные трассы. С одной стороны, в производстве горнолыжных туристских услуг участвуют страны-поставщики, в которых горнолыжная индустрия наиболее развита: Австрия, Франция, Швейцария, Италия; с другой - регионы, в которых наиболее выражен выездной горнолыжный туризм: Азиатско-Тихоокеанский, Восточно-Европейский и Центрально-
Азиатский регионы. Горнолыжная инфраструктура наиболее развита в странах Европы, в частности, в Альпийском регионе, на который приходится 40 % всех горнолыжных курортов мира.
Одним из главных показателей уровня развитости горнолыжного комплекса региона может служить поток как внутренних, так и международных туристов-горнолыжников, пользующихся услугами горнолыжной инфраструктуры стран, входящих в этот регион. Поэтому в работе проанализированы туристские потоки, их динамика, структура туристского спроса.
классификации географических комплексов существует ряд математических методов. Они основаны на построении определенных формальных алгоритмов, отражающих специфические географические задачи. К таким задачам относится взаимосвязь статистических показателей каких-либо географических явлений с их местоположением, т.е. выявление пространственной дифференциации территории по заданным показателям. Для составления классификации горнолыжных курортов, выявления уровня развитости их горнолыжной инфраструктуры, и характеристики степени их туристкой привлекательности, в рамках данного исследования был выбран метод оценочных классификаций, разработанный профессором В. С. Тикуновым [14, 15]. Алгоритм позволяет получать синтетические характеристики оценочного положения территориальных единиц по единой шкале и ранжировать данные территориальные единицы на основе этих оценок. Все территориальные единицы характеризуются наборами показателей, которые, прежде всего, нормировались, для чего, удобно использовать формулу:
Методы классификации горнолыжных курортов
В социально-экономической географии для изучения
; / = 1, 2, 3, ... , п; ] = 1, 2, 3, ... , т;
где п
количество территориальных единиц; количество показателей;
наихудшее для каждого показателя оценочное значение; наиболее отличающееся от (наилучшее для каждого показателя оценочное значение).
т
Рассматривая нормированные показатели, как приведенные к своеобразной соизмеримой форме возможно найти их суммарные значения:
$ = I т=1 ъ ;
Такие величины приближено характеризуют оценочное положение территориальных единиц. Чем больше величина тем лучше синтетическая оценочная характеристика у соответствующей территориальной единицы.
Данный агрегированный показатель ($) для создания классификации горнолыжных курортов Европы рассчитывался нами на страновом и региональном уровнях. Данная схема расчета позволяет выявить присутствие территориальной дифференциации и различий в уровне развитости горнолыжной инфраструктуры курортов внутри каждой европейской страны отдельно, и среди всех горнолыжных курортов Европы совокупно. Среди показателей, характеризующих местоположение горнолыжных курортов и степень развитости их инфраструктуры, были обозначены две группы.
Первая - «основные показатели», из этих показателей формируется туристское предложение курорта. К ним относятся такие показатели как:
1. Продолжительность горнолыжного сезона - данная величина отражает тип высотной поясности территории, на которой расположен горнолыжный курорт, и связанные с ней факторы, влияющие на его функционирование (географическое положение горной системы, рельеф, климат, экспозиция склонов).
2. Общая длина горнолыжных трасс курорта - эта величина характеризует степень освоенности территории, с целью привлечения большего числа туристов. Так как к категории горнолыжных главным образом относят те трассы, которые создаются искусственно, постоянно обрабатываются специализированной техникой и имеют определенные параметры в соответствии с принятой в стране маркировкой, то чем больше их совокупная длина, тем разнообразнее горнолыжное туристское предложение которым располагает курорт.
3. Общая пропускная способность всех горнолыжных подъемников курорта - эта величина, отражающая максимально возможное количество горнолыжников, которых единовременно может принять на своих склонах и трассах курорт. Так же данная величина является статистическим пределом посещаемости курорта, что коррелирует с его величиной и отражает степень развитости его горнолыжной инфраструктуры. Для того чтобы сузить круг исследуемых курортов, для расчетов были взяты только те курорты, совокупная пропускная способность которых превышает две тысячи горнолыжников в час.
Вторая группа - «сопутствующие показатели», отражают степень развитости горнолыжной инфраструктуры курорта и ее социально-экономическую специализацию; к ним относятся такие показатели как:
1. Стоимость абонемента на горнолыжные подъемники курорта - данная величина позволяет выявить ценовую дифференциацию между горнолыжными курортами как внутри одной страны, так и всего региона. В рамках исследования наилучшим значением считается наименьшая стоимость.
2. Наличие или отсутствие сноуборд-парка - этот критерий отражает, насколько курорт вовлечен в привлечение более молодой категории туристов. Чем больше количество сноуборд-парков на территории курорта, тем его конкурентоспособность в борьбе за обозначенную категорию потребителей выше.
3. Наличие или отсутствие зоны для катания фрирайд -данный критерий обозначает, насколько развит сегмент услуг у курорта, связанных с экстремальным горнолыжным туризмом, и насколько курорт вовлечен в новые тенденции развития горнолыжного туризма.
4. Искусственное освещение горнолыжных трасс в ночное время - позволяет оценить полноту использования инновационных технологий, и выделить курорты привлекающие услугой ночного катания дополнительных пот-
ребителей. Это могут быть туристы, которые посещают курорт из-за данной услуги, или те, кто таким образом реализуют возможность более частого катания, в связи с возможностью пользоваться услугами курорта в свободное от работы время.
5. Искусственное оснежение склонов - демонстрирует желание курортов продлить горнолыжный сезон и снизить негативное воздействие климата, в связи с изменениями в котором количество снежных дней на курортах, расположенных ниже отметки 1 300 м над уровнем моря, постепенно уменьшается. Также данный показатель отражает насколько курорты, обладающие таким ресурсом, продвигают идею гарантированного катания на своих склонах, акцентируя на снижении своей зависимости в осадках от климатических условий. У категории потребителей, заранее планирующих поездки в горы, формируется доверие к курорту, что обеспечивает более стабильный приезд туристов.
Сумма агрегированных показателей на региональном уровне дает нам новый, комплексный показатель - «индекс туристской привлекательности горнолыжных курортов». Этот индекс в полной мере отражает уровень туристкой привлекательности курорта, так как он учитывает, какой набор гарантированных горнолыжных услуг, входящих в стоимость дневного горнолыжного абонемента, предоставляет курорт. Индекс отражает, как соотносятся цена, разнообразие и качество горнолыжных услуг.
индекс привлекательности горнолыжных курортов
На страновом уровне агрегированный показатель, рассчитанный по первой группе критериев («основных показателей») отражает территориальное расположение курортов на горных массивах. В связи с тем, что в центре Европы границы между странами проходят по горным хребтам и их наивысшим пикам, районирование курортов внутри стран выявило следующую зависимость - чем больше значение агрегированного показателя тем, больше вероятность, что курорт расположен в приграничной зоне. Это трансграничные курорты, нацеленные на меж-
дународного потребителя. Такие трансграничные курорты в результате договоренностей между правительствами европейских стран оказывают услуги не только международным туристам горнолыжникам, остановившимся в отелях на своей территории, но и тем, которые пользуются услугами курортов, будучи гостями других стран, имеют доступ к курортам нескольких стран благодаря единым зонам катания (единый горнолыжный абонемент). Данная политика увеличивает число туристов, особенно это характерно для стран, где туристские, визовые и таможенные формальности пройти проще, цены на проживание дешевле, а горнолыжное катание можно осуществлять на территории другой страны. Те же курорты, у которых агрегированный показатель ниже, расположены на более низких высотах, и в большей своей части на тех массивах, которые находятся в глубине страны. Это внутренние курорты, обособленные и нацеленные на национального потребителя.
На региональном уровне в Европе подтверждается лидирующее место за странами Альпийского региона Францией, Австрией, Швейцарией и Италией.
На страновом и региональном уровнях агрегированный показатель, рассчитанный по второй группе критериев («сопутствующие показатели»), выявил, что большинство европейских курортов за счет развитости этих критериев компенсируют менее развитую первую группу. То есть фактически страны учитывают менее привлекательные природные ресурсы своих курортов, и компенсируют эти недостатки за счет искусственного развития инфраструктуры, увеличивая ее и дополняя. Такая ситуация сложилась по всей Европе. Для Западных стран Европы такая компенсация производится за счет строительства искусственного оснежения и сноуборд-парков (Австрия, Щвейцария, Италия), для стран Скандинавии больше развито строительство искусственного освещения и сноуб-род-парков (Финляндия, Норвегия).
Суммарный комплексный показатель - «индекс туристской привлекательности горнолыжных курортов», был рассчитан по всем горнолыжным курортам относящейся к Европейскому туристскому региону. Для расчетов были отобраны наиболее крупные курорты, с пропускной способностью горнолыжных подъемников более 2 000 чел. в час. После чего для каждой страны было найдено среднее арифметическое значение индекса по показателям ее курортов. Далее учитывая средние значения, бы-лj произведено выделение таксонов методом разделения на однородные
группы, по возрастанию значения [14]. Сформировались 5 наиболее выра-женых групп, в которые вошли страны в соответствии с показателем «индекса туристской привлекательности горнолыжных курортов».
Первая группа стран с «наименее привлекательными» горнолыжными курортами, с показателем индекса в диапазоне от 0,8 по 1. К этой группе относятся: Узбекистан, Черногория, Турция, Греция, Словения, Словакия, Болгария, Украина, Испания, Белоруссия, Лихтенштейн, Латвия (в порядке возрастания значения индекса). Испания, Словения, Турция, Греция и Черногория - южно-европейские страны, и попали в данную группу из-за короткого горнолыжного сезона (2,5-3 месяца). Словакия, Болгария, Белоруссия, Украина, Лихтенштейн и Латвия из-за мало развитой горнолыжной инфраструктуры.
Вторая группа стран с «не привлекательными» горнолыжными» курортами с показателем индекса в диапазоне от 1,005 по 1,144. К этой группе стран относятся: Норвегия, Швеция, Румыния. Казахстан, Грузия, Хорватия, Российская Федерация. Эти страны объединяет долгий горнолыжный сезон (от 3-х месяцев) и малая развитость «сопутствующих показателей», - отсутствие искусственного освещения и оснежения, сноуборд-парков, патрулируемых фрирайд зон.
Третья группа стран с « привлекательными» горнолыжными курортами с показателем индекса в диапазоне от 1,205 по 1,226. К этой группе относятся такие страны как: Франция, Чехия, Польша, Армения. У этой группы стран общее свойство - продолжительный горнолыжный сезон (от 4-х месяцев). В данной группе оказались страны, у которых сопоставима цена и разнообразие горнолыжных услуг. Исключение составляет Франция, которая попала в данную группу из-за отсутствия искусственного освещения и оснежения, но имеет большое разнообразие других услуг, и высокие цены на дневные абонементы (что в рамках данной группировки было заложено как фактор снижающий привлекательность горнолыжных курортов).
Четвертая группа стран с «высокой привлекательностью» горнолыжных курортов с показателем индекса в диапазоне от 1,371 по 1,412. К этой группе относятся: Швейцария, Италия, Финляндия, Босния и Герцеговина, Германия. Общее у этих стран, это разнообразие горнолыжных услуг, высокая развитость горнолыжной инфраструктуры, продолжительным горнолыжным сезоном (от 4,5 месяцев и больше). Швейцария отличается более высоким уровнем цен на дневные абонементы на горнолыжные подъемники.
Пятая группа стран с «самыми привлекательными» горнолыжными курортами с показателем индекса в диапазоне от 1,579 по 1,927. К этой группе относятся: Австрия, Сербия, Андорра. Эти страны воплощают идеальное соотношение стоимости дневных абонементов на горнолыжные подъемники и разнообразием предоставляемых по ним услуг. Формальный математический метод выявил, что наиболее привлекательными странами для туризма являются Австрия и Андорра, что отражает действительно высокоразвитую горнолыжную инфраструктуру этих стран, разнообразие услуг, и демократичность цен в сравнении с другими странами Европы. Сербия так же относится к категории стран, в которых сбалансированы показатели: цена и качество.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая значения «индекса туристской привлекательности горнолыжных курортов», стоит воспринимать его не с точки зрения развитости горнолыжного туризма и горнолыжной инфраструктуры в странах Европы, а учитывая соотношение между ценами на горнолыжные услуги и их разнообразием (рис.).
Классификация горнолыжных курортов Европейских стран по специализации горнолыжных услуг.
Для того чтобы создать классификацию горнолыжных курортов Европы по их специализации, был использован метод группировки. После анализа предложений туристских горнолыжных услуг курортами были выделены следующие виды специализации горнолыжных курортов:
1. Классические - к такому типу курортов относятся горнолыжные курорты, где есть все условия для катания на горных лыжах для лыжников всех уровней подготовки;
2. Семейные - это курорты с трассами разного уровня сложности, но все же больше нацеленные на начинающих лыжников, с большим количеством горнолыжных школ, и обязательным наличием детских горнолыжных садов, школ, городков;
3. Сноубордические - курорты нового типа, обязательно располагающие всеми условиями для катания на сноу-борде, сноуборд-парками, школами сноубординга, хаф-пайпами и др.;
4. Экстремальные - такие курорты обязательно организуют на своей территории более одной патрулируемой спасате-
^Н 1.3-15 I 1,4-1,3 | 1,3-1,2 — 1,2-1,1 1,0-0,8 нет данных
Индекс туристской привлекательности горнолыжных курортов*
Андора
Лихтенштейн
Количество региональных горнолыжных комплексов (с посещением от 1 млн туристов
за горнолыжный сезон)
Суммарный индекс,определенный методом многомерных математических классификаций посредством нормирования комплекса тематических показателей и отражающий сбалансированность между ценой на горнолыжные абонементы и разнообразием горнолыжных услуг, оказываемых курортом.
Рис.
Туристская привлекательность горнолыжных курортов.
лями зоны катания фрирайд, имеют службу гидов-инструкторов по фрирайду, а так же оказывают услуги хели-ски.
Стоит учесть, что многие горнолыжные курорты с высокоразвитой горнолыжной инфраструктурой воплощают смешанный тип курортов, располагая всеми перечисленными выше направлениями в классификации одновременно. Чтобы обозначить дифференциацию в туристском горнолыжном спросе, для создания типологии учитываются наиболее яркие проявления специализации горнолыжных курортов. Так нагляднее отражается сегмент спроса, на который рассчитано туристское предложение европейских стран.
К «классическим» относятся все курорты Армении, Боснии и Герцеговины, Лихтенштейна Румынии и Черногории; большая часть курортов Грузии, Казахстана, Словении и Украины; ровно половина курортов Белоруссии, Греции, Польши, Словакии и Хорватии; менее половины курортов Болгарии, Греции, России и Чехии. И наименьшее число узкоспециализированных курортов на территории таких стран, как Австрия, Италия, Швейцария, Швеция и Франция. Не обладают курортами с такой специализацией Андорра, Германия, Испания, Латвия, Норвегия, Сербия и Финляндия.
К «семейным» относится большая часть курортов Белоруссии, Болгарии и Латвии. Страны, у которых более половины горнолыжных курортов имеют такую специализацию, - это Болгария, Испания, Норвегия. Страны, у которых с такой специализацией меньше половины курортов, -это Австрия, Андорра, Италия, Россия, Турция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция. Страны, у которых таких курортов нет: Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Германия, Грузия, Казахстан, Лихтенштейн, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Узбекистан Финляндия, Франция и Черногория.
К «сноубордическим» относится большая часть курортов таких стран, как Андорра, Германия, Швейцария, Сербия, Финляндия, Норвегия, Латвия, Испания. Страны у которых более половины Австрия, Италия, Франция, Швеция. Половина курортов таких стран как: Белоруссия, Польша, Россия и Хорватия. Менее половины курортов Греции, Казахстана, Словакии, Словении, Турции, Украины и Чехии. Нет курортов с такой специализацией у курортов Армении, Боснии и Герцеговины, Грузии, Лихтенштейна, Румынии, Узбекистана и Черногории.
К «экстремальным » относятся более половины курортов таких стран, как Австрия Андорра, Узбекистан и Швейцария. Менее половины курортов Германии, Грузии, Испании, Италии, Словении, Турции, Франции и Швеции. Минимальная доля таких курортов у России (менее 5 %). Вообще не обладают такой специализацией горнолыжные курорты: Армении Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Греции, Казахстана, Латвии, Лихтенштейна, Норвегии, Польши, Румынии, Сербии, Словении, Украины, Финляндии, Хорватии, Чехии и Черногории.
Горнолыжная специализация курортов позволяет им привлекать дополнительных потребителей, конкурировать на рынке горнолыжных услуг. Появляется возможность искусственно создавать спрос, ориентируясь на определенную категорию туристов горнолыжников, удовлетворяя их потребности. Разнообразие горнолыжных услуг позволяет выявлять категории туристов, потребителей (горнолыжники, сноубордисты, экстре-малы, туристы путешествующее семьями). Соотношение между курортами с разной специализацией характеризует общую направленность страны в привлечении туристов горнолыжников.
ВЫВОДЫ
Применение метода многомерных классификаций определило две группы показателей («основные» и «сопутствующие»), сумма которых может быть представлена как критерий уровня привлекательности горнолыжных курортов для туристов («индекс туристской привлекательности горнолыжных курортов»). К данным показателям относят: продолжительность горнолыжного катания, общую длину горнолыжных трасс курорта, общую пропускную способность всех горнолыжных подъемников курорта, стоимость абонемента на горнолыжные подъемники курорта, наличие или отсутствие сноуборд-парка и патрулируемой спасательными службами зоны для катания, наличие или отсутствие услуг ночного катания и искусственного оснежения горнолыжных трасс. Использование данного формального метода выявило территориальную дифференциацию внутренних и международных горнолыжных курортов. Так, наибольшему значению агрегированного показателя соответствует расположение курорта в приграничной зоне. «Индекс туристской привлекательности горнолыжных курортов» так же отображает, насколько сбалансировано установилось соотношение между ценой на дневной горно-
лыжный абонемент на подъемники и разнообразием включенных в его стоимость гарантированных горнолыжных услуг. Его значения подтверждаются статистическими данными. Андорра занимает лидирующее место среди европейских стран по количеству международных прибытий туристов-горнолыжников (95 % туристского потока).
Анализ разнообразия горнолыжных курортов Европейского туристского региона выявил различия между ними не только по уровню развития горнолыжной инфраструктуры и масштабам производства горнолыжных туристских услуг, но и по их специализации. Обозначились основные типы специализации горнолыжных курортов Европейского туристского региона по видам оказываемых ими горнолыжных услуг: классические горнолыжные, семейные, сноубордические и экстремальные.
Территориальное расположение региональных горнолыжных комплексов Европы, их взаимосвязь на экономическом и транспортном уровнях, общие туристские потоки и производство взаимодополняющих горнолыжных туристских услуг, позволяет говорить об общеевропейской, взаимосвязанной и взаимовыгодной горнолыжной индустрии как экономико-географическом феномене, который мы предлагаем назвать «Горнолыжный комплекс Европы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова А. Ю. География туризма. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2009. 592 с.
2. Афанасьева О. В. Турция. М.: АСТ, 2008. 125 с.
3. Генш К. Курорты мира. М.: АСТ, 2007. 358 с.
4. Горнолыжный курорт Хлидарфьяль. URL: www.hlidarfjall.is
5. Горнолыжные курорты Швейцарии. Справочная информация для профессионалов и любителей. 2009. 157 с.
6. Жданова М., Буга Н., Аверин Д., Горнолыжные курорты Европы: путеводитель. М., 2005. 276 с.
7. Калькаев А. М. Горнолыжные курорты Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Хорватия - М.: Вокруг света, 2007. 192 с.
8. Калькаев А. М., Шамшадинова А. Р. Горнолыжные курорты Западной Европы: Австрия, Германия, Италия, Словения, Франция, Швейцария, Андорра // Вокруг света. 2006. 288 с.
9. Перевозчиков А. Ski-Rm-2012. Т. 1. Горнолыжные курорты мира. М.: Ред. журн. «Техника - молодежи», 2012. 247 с.
10. Перевозчиков А. Ski-R^-2012. Т. 2. Горнолыжные курорты России и ближнего зарубежья. М.: Ред. журн. «Техника - молодежи», 2012. 239 с.
11. Сайт новостей в сфере туризма: Global Travel Industry News: URL: www.eturbonews.com/22081/unwto-congress-debate-future-snow-and-mountain-tourism, свободный
12. Самойленко А. А. География туризма. М.: Феникс, 2006. 140 с.
13. Терентьев И. А. Управление развитием горнолыжного туризма: дис. ... канд. экон. наук. Сочи, 2006. 166 с.
14. Тикунов В. С. Классификации в географии: ренессанс или увядание? (Опыт формальных классификаций). Москва; Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 367 с.
15. Тикунов В. С. Метод классификации географических комплексов для создания оценочных карт // Вестн. Моск. ун-та, сер. геогр. 1985, № 4. С. 28-36.
16. Трофимова А. Горные лыжи. Западная Европа и Словения: курорты и трассы, скипассы: цены и скидки, apres-ski и экскурсии, лучшие спа-центры, фондю и глинтвейн : путеводитель. М.: Вокруг света, 2011. 413 с.
17. Уилсон А. Мировой атлас горнолыжных курортов / пер. с англ. Тка-ченко К. М.: ФАИР, 2010. 270 с.
18. Ski Ru горные лыжи: URL: www.ski.ru/static/361/2_23249.html,
сведения об авторах
Крапивина Марина Георгиевна, магистр кафедры географии мирового хозяйства географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. 119991, Москва, МГУ, географический ф-т; mari.n14@mail.ru
Тикунова Ирина Николаевна, кандидат географических наук, научный сотрудник кафедры географии мирового хозяйства географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. 119991, Москва, МГУ, географический ф-т; tikunov@geogr.msu.su.
Marina G. Krapivina - magistrate of Department of Geography of World Economy, M. V. Lomonosov, Moscow State University, MSU, Geographical Faculty, Moscow 119991 Russia, mari.n14@mail.ru Irina N.Tikunova - PhD, scientific researcher of Department of Geography of World Economy, M. V. Lomonosov, Moscow State University, MSU, Geographical Faculty, Moscow 119991 Russia, tikunov@geogr.msu.su.