УДК658.1
В. А. Колмыков, М. А. Рагозина
КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на формирование и реализацию производственной программы предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных экономических условиях, проведена их систематизация, в ходе которой выявлена полифункциональность деятельности объекта исследования.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, производственная программа предприятия, факторы, влияющие на формирование и реализацию производственной программы предприятия, полифункциональность.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) является генератором передовых научных, технических, технологических достижений и разработок, позволяющих создавать не только технику высокого уровня сложности, но и наукоемкую продукцию конверсионного назначения. На сегодняшний день созданы реальные условия для перехода новых знаний и технологий из оборонного сектора экономики в гражданский и наоборот. Результаты исследований и практика наиболее развитых стран показывают, что до 50-60 % оборонных научных разработок и технологий имеют применимость и высокую эффективность при производстве наукоемкой конверсионной продукции, а ее внедрение в гражданский сектор усиливает его конкурентоспособность на мировом рынке.
Дальнейшее развитие ОПК ориентировано на решение приоритетных государственных задач на долгосрочную перспективу и требует разработки и внедрения принципиально новыхтехнологических решений, создания все более сложной техники, а использование достижений этой сферы в конверсионных производствах будет способствовать повышению технологического уровня экономики в целом.
Необходимость инновационного развития предприятий комплекса предъявляет новые требования к содержанию, организации и методам формирования производственной программы предприятия (IIIIII). Достижение этой цели на уровне комплекса и конкретного предприятия возможно только на основе учета всех факторов, определяющих эффективность внутрифирменного планирования.
Выявленные и систематизированные в рамках проведенного исследования факторы, влияющие на формирование производственной программы предприятий О!К, касаются всех сфер деятельности хозяйствующего субъекта и сгруппированы по следующим сферам их проявления:
- маркетинговой;
- научно-технической;
- производственной;
- материально-технического обеспечения;
- финансовой;
- управления персоналом;
- организационной.
На базе обобщения имеющихся точек зрения специалистов и собственных исследований авторами выделены факторы, оказывающие влияние на формирование производственной программы предприятий ОЛК, и осуществлена их классификация [1]. !ри этом классификационные признаки были определены исходя из особенностей функ-
ционирования предприятий ОЛК и планирования производственной программы (см. таблицу). Это позволило структурировать наиболее значимые факторы формирования 11Ш1 по следующим классификационным признакам: месту возникновения события (внешние, внутренние), характеру связи (детерминированные, стохастические), степени управляемости (управляемые, неуправляемые), степени влияния (значимые, незначимые), возможности прогнозирования (прогнозируемые, внезапные).
Рассмотрим подробнее факторы формирования ШШ в соответствии с предложенной классификацией.
1. Маркетинговая сфера.
1.1. Размеры и доля рынка. Данный фактор характеризует рынки, на которых будет осуществляться реализация продукции, как оборонного назначения, так и конверсионного.
1.2. Развитость рыночной инфраструктуры. Данный фактор характеризует налаженные связи с потребителем. Со стороны оборонного производства потребитель - государство. Предприятия ОЛК имеют жесткую специализацию, что обусловливает выбор предприятия государством, исходя из его специализации. В связи с этим рыночная инфраструктура со стороны оборонного производства достаточно развита. Связь предприятия с потребителем конверсионной продукции не всегда четко определена. Как правило, потребитель определяется в процессе текущей деятельности, что и обусловливает неразвитость рыночной инфраструктуры со стороны конверсионной продукции. Наибольшую значимость этот фактор будет иметь при формировании производственной программы предприятия в условиях неопределенности.
1.3. Уровень конкуренции на рынке. Фактор конкуренции важен как для оборонной, так и для конверсионной продукции предприятий ОИК, которая не может быть реализована на традиционных рынках оборонных предприятий.
1.4. Номенклатура продукции. Фактор, который оказывает непосредственное влияние на производственную программу предприятия, поскольку от номенклатуры и структуры выпускаемой продукции зависит использование всех имеющихся ресурсов предприятия, в частности: основных производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
1.5. Конкурентоспособность продукции. Фактор характеризует продукцию, выпускаемую предприятиями ОЛК как оборонного, так и конверсионного назначения с точки зрения ее качественных характеристик, которые
включают технические и экономические параметры. Производственная программа предприятия должна формироваться исходя из конкурентоспособности продукции с целью обеспечения эффективности использования всех имеющихся ресурсов предприятия. Данный фактор важен с точки зрения обеспечения непрерывного финан-
сирования производственной деятельности, а также разработок НИОКР.
1.6. Уровень цен на рынке. Данный фактор характеризует ценовую политику государства в части государственного оборонного заказа и ценовую политику самого предприятия на рынке конверсионной продукции,
Классификация факторов, влияющих на формирование производственной программы предприятий ОПК
Сфера про- явле- ния Факторы По месту возникновения события По характеру связи По степени управляе- мости По степени влияния По возможности прогнозирования
Внеш- ние (мак- ро) Вну- трен- ние (мик- ро) Де- тер- ми- ни- ро- ван- ные Сто- хас- тиче- ские Уп- ра- вляе- мые - а- е- е Зна- чи- мые Не- зна- чи- мые Про- гно- зиру- емые Вне- зап- ные
Мар- кетин- говая Размеры и доля рынка * * * * *
Развитость рыночной инфраструктуры * * * * *
Уровень конкуренции на рынке * * * * *
Номенклатура продукции * * * * *
Конкурентоспособность продукции * * * * *
Уровень цен на рынке * * * * *
Динамика изменений внешней среды * * * * *
Науч- но- тех- ниче- ская Наукоемкость продукции * * * * *
Наукоемкость технологии производства * * * * *
Наличие новых конкурентоспособных разработок * * * * *
Объем финансирования НИОКР * * * * *
Про- изво- дстве- нная Ориентация производства на выпуск оборонной и конверсионной продукции * * * * *
Уровень специализации оборудования * * * * *
Степень универсальности оборудования * * * * *
Длительность производственного цикла * * * * *
Уровень загрузки производственных мощностей * * * * *
Уровень износа основных производственных фондов * * * * *
Мате- ри- ально- тех- ниче- ского обес- пече- ния Наличие и стабильность хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками * * * * *
Наличие запасов сырья и материалов * * * * *
Размеры складских помещений и условия хранения * * * * *
Ценовая политика предприятий-поставщиков * * * * *
Фи- нан- совая Высокая зависимость от государственного финансирования * * * * *
Уровень кредитоспособности * * * * *
Условия привлечения финансовых ресурсов * * * * *
Уровень инфляции * * * * *
Рентабельность активов * * * * *
Упра- вле- ния пер- сона- лом Уровень обеспеченности персоналом по категориям и профессиям * * * * *
Уровень квалификации * * * * *
Текучесть кадров * * * * *
Система вознаграждений * * * * *
Орга- низа- цион- ная Ориентация организационной структуры предприятия на выполнение заказов * * * * *
Эффективность менеджмента * * * * *
исходя из требований рынка и возможностей предприятия.
1.7. Динамика изменений внешней среды. Данный фактор важен с точки зрения предвидения изменений формирования производственной программы предприятия, в зависимости от изменений внешней среды предприятия ОПК.
2. Научно-техническая сфера.
2.1. Наукоемкость продукции. Данный фактор предполагает наличие новых качественных характеристик производимой продукции, что отличает его от существующих продуктов-аналогов (субститутов). Создание науко -емкой продукции требует большого количества НИОКР, которые реализуются в течение достаточно длительного периода времени и порождает высокий уровень затрат на производство.
2.2. Наукоемкость технологии производства. Наукоем-кость продукции создает необходимость разработки новой технологии производственного процесса, что, в свою очередь, также требует большого количества НИОКР, длительного периода времени и является затратным процессом. Данный фактор необходимо учитывать с целью обеспечения эффективного планирования производственной программы предприятия.
2.3. Наличие новых конкурентоспособных разработок. Новые конкурентоспособные разработки характеризуют результат использованных финансовых средств на НИОКР и являются показателем конкурентоспособности самого предприятия на рынке и залогом эффективности его хозяйственной деятельности.
2.4. Объем финансирования НИОКР. При формировании производственной программы ОПК финансирование НИОКР имеет приоритетное значение, поскольку для обеспечения гособоронзаказа (ГОЗ) необходимо постоянное проведение данного вида работ. Недостаточное финансирование НИОКР влечет за собой снижение конкурентоспособности предприятия и отражается на обороноспособности страны.
3. Производственная сфера.
3.1. Ориентация производства на выпуск оборонной и конверсионной продукции. Фактор, определяющий особенности производственного процесса предприятий оборонно-промышленного комплекса и контроля за его осуществлением. Важность данного фактора связана с особыми условиями деятельности предприятий ОПК. Имея перед государством обязательство по выполнению гособоронзаказа, предприятия ОПК обязаны поддерживать производство в рабочем состоянии, не допуская радикальных изменений установившихся процессов. Это является главным обстоятельством, не позволяющим предприятиям развивать гражданское производство за счет преобразования основного. Исходя из этого, производство гражданской продукции ограничивается лишь частичным наложением объемов на избытки мощностей, что учитывается при формировании ППП ОПК.
3.2. Уровень специализации оборудования. Данный фактор определяет функциональную возможность использования оборудования на предприятиях, исходя из особенностей конструкции производимой продукции и типа производства, и является одним из определяющих при форми-
ровании производственной программы любого предприятия оборонно-промышленного комплекса.
3.3. Степень универсальности оборудования. Фактор, определяющий технологическую возможность использования производственных мощностей предприятия для производства модифицированного, технологически связанного или нового продукта. Базовые технологии предприятий ОПК определяются их специализацией. Исходя из этого, та продукция, технология производства которой накладывается на базовые технологии предприятий по максимуму, входит в круг их стратегических интересов. Как показывает практика (опыт ОАО «Красмаш»), объективно и экономически обоснованный нижний предел данного критерия оценки составляет 30 %.
3.4. Длительность производственного цикла. Отражает характерные черты процесса производства, оказывает непосредственное влияние на степень использования производственных мощностей и объемы выпускаемой продукции.
3.5. Уровень загрузки производственных мощностей. Данный фактор определяет возможность дозагрузки существующих производственных мощностей предприятия с целью увеличения объемов производства, не наращивая количество производственных мощностей. Данный фактор особенно важен при внутрифирменном планировании, предполагающем сохранение конструкторско-технологической или, по крайней мере, технологической связи между оборонным и конверсионным производством.
3.6. Уровень износа основных производственных фондов. Уникальность продукции и технологии ее производства требует постоянного обновления основных производственных фондов с целью обеспечения конкурентоспособности продукции, эффективности деятельности предприятия и защиты стратегических интересов страны. Высокая изношенность основных производственных фондов приводит к увеличению затрат на ремонт оборудования, снижению качества выпускаемой продукции и срыву производственной программы предприятия.
4. Материально-техническое обеспечение.
4.1. Наличие и стабильность хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками. Данный фактор определяет возможность расширения сотрудничества с существующими поставщиками с точки зрения возможного увеличения объема поставок материальных и технических средств с учетом интересов производства. Характеризует потенциал поставщиков в части возможности поставки материальных и технических средств с целью производства новых или модифицированных продуктов.
4.2. Наличие запасов сырья и материалов. Данный фактор определяет возможность использования нормативных запасов, соответствующих предъявляемым требованиям, для производства государственного оборонного заказа, а также модифицированного, технологически связанного или нового продукта гражданского назначения.
4.3. Размеры складских помещений и условия хранения. Фактор важен с точки зрения возможности использования складских помещений не только для нужд основного направления деятельности оборонного предприятия, но и для обеспечения складскими площадями конверсионного производства. Причем необходимо учитывать как объем
данных площадей, так и условия, которые они обеспечивают для хранения сырья и готовой продукции.
4.4. Ценовая политика предприятий-поставщиков. Оборонно-промышленный комплекс традиционно приобретал товарно-материальные ценности у определенных отечественных поставщиков, что ограничивало возможности по использованию более современных, передовых материалов, инструментов, деталей. В современных условиях важно оценить рынок возможных поставщиков товарноматериальных ценностей на основе всестороннего анализа конкурентоспособности предлагаемых поставок. Для конверсионного производства рассматриваемый фактор важен с точки зрения возможности замены поставщиков оборонного предприятия на более надежных и гибких в ценовой политике, если это возможно, как с технической, так и с управленческой точки зрения.
5. Финансовая сфера.
5.1. Высокая зависимость от государственного финансирования. Характер финансирования государственного оборонного заказа важен с точки зрения стабильности обеспечения производственной программы финансовыми ресурсами. При этом предполагается их соответствующее распределение между всеми объектами планирования с целью достижения эффективного функционирования производства.
5.2. Уровень кредитоспособности. Данный фактор представляется важным в случае привлечения к реализации проекта по созданию и последующему производству наукоемких продуктов внешних инвесторов. В связи с особенностями ОПК в части его «закрытости», интерес представляют, преимущественно, отечественные инвесторы в лице крупных государственных компаний или компаний со смешанной структурой капитала (частно-государственных).
5.3. Условия привлечения финансовых ресурсов. Для функционирования и развития бизнеса требуются финансовые ресурсы. Частично источниками финансовых ресурсов, направляемых на развитие, служат средства государственного оборонного заказа. Необходимо также привлечение внешнего финансирования, при этом, в первую очередь, государственного, что может быть осуществлено в рамках прямых инвестиций либо в виде поддержки, в том числе и путем субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым на развитие новых бизнесов.
5.4. Уровень инфляции. Существующие ограничения по объему финансирования при высоком уровне инфляции приводят к удорожанию производимой продукции и снижению суммы прибыли, что отражается на основных экономических показателях деятельности предприятия, снижает темпы расширенного воспроизводства и, соответственно, возможности предприятия по дальнейшему развитию. Данный фактор важен в плане финансовой устойчивости предприятий ОПК и должен учитываться при формировании ППП.
5.5. Рентабельность активов. Выполнение производственной программы направлено на достижение установленных экономических показателей, основным из которых является рентабельность активов. Это своего рода целевой показатель, характеризующий эффективность
использования всех имеющихся ресурсов предприятия, независимо от источника их привлечения.
6. Управление персоналом.
6.1. Уровень обеспеченности персоналом по категориям и профессиям. Данный фактор особенно актуален для организаций с высокой долей интеллектуального капитала, что характерно для наукоемких предприятий, ко -торыми являются предприятия оборонно-промышленного комплекса. Этот фактор определяет обеспеченность предприятия персоналом по категориям и профессиям, а также потребность в дополнительных трудовых ресурсах или отсутствие таковой. От этого, в свою очередь, зависит выполнение производственной программы, успех, как функционирования, так и последующего развития предприятия.
6.2. Уровень квалификации. Наукоемкие предприятия нуждаются в квалифицированных трудовых ресурсах, что обусловливает его высокую значимость фактора при формировании и выполнении ППП. Данный фактор определяет возможность привлечения к производственному процессу высококвалифицированных кадров.
6.3. Текучесть кадров. Фактор является показателем обеспеченности предприятия персоналом и представляется важным в связи с проблемами, с которыми сталкиваются на современном этапе предприятия оборонно-промышленного комплекса. В частности, следствием сокращения государственного заказа предприятиям обороннопромышленного комплекса стал уход работников на другие предприятия из-за отсутствия стабильного финансирования и низкой оплаты труда. В этой связи для высоко -квалифицированного персонала наукоемких производств необходимо создание соответствующих условий труда и его оплаты с целью недопущения высокого показателя текучести кадров и обеспечения своевременного выполнения производственной программы предприятия.
6.4. Система вознаграждений. Этот фактор необходимо учитывать в связи с тем, что формы и системы оплаты труда и вознаграждений в значительной степени определяют поведение работников, поскольку материальное благосостояние для большинства является основным критерием выбора места работы.
7. Организационная сфера.
7.1. Ориентация организационной структуры предприятия на выполнение заказов. Приоритетность гособоронзаказа ориентирует организационную структуру предприятия на четкую реализацию бизнес-процессов по их выполнению и предъявляет высокие требования к работе структурных подразделений, задействованных в производственном процессе.
7.2. Эффективность менеджмента. Достижение целевых показателей через выполнение производственной программы характеризует эффективность менеджмента. Данный фактор показывает, насколько менеджмент предприятия готов к возникающим изменениям во внешней и внутренней среде и способен принимать решения в условиях неопределенности.
По признаку «место возникновения события» факторы, влияющие на формирование производственной программы предприятий ОПК, были разделены на два вида -внешние и внутренние. К внутренним факторам, в пер-
вую очередь, относятся факторы из таких выделенных групп, как «научно-техническая», «производственная», «управление персоналом» и «организационная».
Факторы из оставшихся двух групп: «маркетинговая», «финансовая» - определяются, преимущественно, внешней средой. Внутренними факторами в данных группах можно назвать только такие, как «номенклатура продукции», «конкурентоспособность продукции» (группа «маркетинговая»), «уровень кредитоспособности» и «рентабельность активов» (группа «финансовая»).
Также к внутренним относятся следующие факторы из группы «материально-техническое обеспечение»: «наличие запасов сырья и материалов» и «размеры складских помещений и условия хранения». Внешними являются «наличие и стабильность хозяйственных связей с пред-приятиями-поставщиками» и «ценовая политика пред-приятий-поставщиков».
Группировка факторов на внутренние и внешние позволила сформировать систему показателей, составляющих базу для принятия решений в рамках планирования ППП.
Классификационный признак «по характеру связи» позволил определить характер влияния и разделить факторы на детерминированные и стохастические. Неопределенность характерна для факторов из таких групп как «маркетинговая» (факторы «уровень цен на рынке» и «динамика изменений внешней среды»), «материально-техническое обеспечение» (фактор «ценовая политика предпри-ятий-поставщиков»), «финансовая» (факторы «условия привлечения финансовых ресурсов» и «уровень инфляции»). Стоит отметить, что группы «научно-техническая» (фактор «наличие новых конкурентоспособных разработок») и «управления персоналом» (факторы «текучесть кадров» и «система вознаграждений») представлены внутренними факторами неопределенности. В целом, большинство выделенных факторов являются детерминированными, что ставит под сомнение использование стохастических методов принятия решения.
По признаку «степень управляемости» факторы, влияющие на формирование ППП ОПК, также разделены на два вида - управляемые и неуправляемые. В группе «маркетинговая» большая доля факторов относится к неуправляемым, управляемыми являются факторы «номенклатура продукции» и «конкурентоспособность продукции». Группа «научно-техническая» является полностью управляемой. В группе «производственная» основная часть факторов относится управляемым, за исключением факторов «уровень специализации оборудования» и «степень универсальности оборудования», которые относятся к неуправляемым. Среди выделенных к управляемым можно отнести факторы из группы «материальнотехническое обеспечение», за исключением факторов «наличие и стабильность хозяйственных связей с пред-приятиями-поставщиками» и «ценовая политика пред-приятий-поставщиков», что объясняется мировым финансовым кризисом. В группе «финансовая» большинство факторов отнесено к неуправляемым, за исключением факторов «уровень кредитоспособности» и «рентабельность активов», что связано с особенностями пред-
приятий ОПК. Кроме того, неуправляемость в процессе формирования производственной программы определяется влиянием внешней среды, регулирование которой связано со значительными сложностями или вообще невозможно. В группе «управление персоналом» все факторы относятся к управляемым. Организационные факторы являются управляемыми, что определяется возможностью менеджеров активно участвовать в процессе формирования производственной программы предприятия. Разделение факторов по степени управляемости позволило определить группу показателей, на которую может быть направлено управляющее воздействие.
По признаку «степень влияния» факторы, влияющие на формирование производственной программы предприятий ОПК, разделены нами на два вида - значимые и незначимые. К незначимым относятся следующие факторы: «длительность производственного цикла», «наличие запасов сырья и материалов» и «условия привлечения финансовых ресурсов». Таким образом, большинство факторов являются значимыми при формировании производственной программы предприятий ОПК.
По признаку «возможность прогнозирования» факторы, влияющие на формирование производственной программы предприятий ОПК, разделены на два вида -прогнозируемые и внезапные.
В целом, большинство выделенных факторов являются прогнозируемыми, так как полностью зависят от собственника предприятий оборонно-промышленного комплекса - государства. Именно оно определяет объемы финансирования как функционирования предприятий ОПК (реализация ГОЗ), так и проводимых мероприятий по формированию производственной программы. Внезапными могут быть факторы «уровень цен на рынке» и «динамика изменений внешней среды» (группа «маркетинговая»), «наличие новых конкурентоспособных разработок» (группа «научно-техническая), «ценовая политика предприятий-поставщиков» (группа «материальнотехнического обеспечения), «условия привлечения финансовых ресурсов» и «уровень инфляции» (группа «финансовая»).
Оборонно-промышленный комплекс России является промышленной основой обеспечения обороны и безопасности нашего государства, оснащения Вооруженных сил современными видами вооружения и военной техники. Наряду с этим ОПК является производителем гражданской продукции. Проведенная систематизация факторов продемонстрировала необходимость рассматривать предприятия ОПК как полифункциональные системы, выделяя их основные функции, так как это необходимо для определения производственной программы. Формирование и реализацию производственной программы предприятия следует относить к стратегически важным управленческим решениям.
Библиографическая ссылка
1. Царев В. Внутрифирменное планирование : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2002.
V A. Kolmykov, M. A. Ragozina
CLASSIFICATION OF FACTORS HAVING INFLUENCE ON FORMATION OF INDUSTRIAL PROGRAM OF ENTERPRISES OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX
The article deals with the factors influencing the formation and realization of industrial program of defense industry complex enterprises in modern economical conditions. We carried out systematization of the factors, which revealed multifunctionality of activity of the object of the research.
Keywords: defense industrial complex, industrial program of enterprises, factors influencing formation and realization industrial program of enterprises, multifunctionality.
© Колмыков В. А., Рагозина М. А., 2010
УДК 332.1
М. В. Дмитриевских, А. А. Татьянкина, Т. А. Шиндина
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Актуальность данной статьи обусловлена тем фактом, что экономическая политика Российской Федерации ориентирована на развитие инновационной деятельности. Приведены причины необходимости создания инновационных инфраструктур в регионах, выделены их базисные элементы, описаны интересы основных субъектов инновационной деятельности. Представлен пример создания и функционирования инновационной инфраструктуры в Челябинской области. Выделены основные задачи, которые должны решаться в процессе формирования инновационной инфраструктуры, указаны социально-экономические аспекты ее развития, а также сформулирован ряд проблем, сопряженных с созданием подобной инфраструктуры в регионе и предложены пути для их решения.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура региона, социально-экономические аспекты ее развития, технопарковые структуры, инновационный процесс, инновационная деятельность.
На сегодняшний день, согласно долгосрочной концепции развития Российской Федерации, политика государства направлена на активизацию инновационной деятельности. Именно инновационная деятельность способна обеспечить устойчивую динамику экономического роста за счет выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Для достижения поставленных целей в ближайшие годы должны быть созданы региональные инновационные системы, на базе которых сформируется национальная инновационная система. Безусловно, в связи с этим принципиально важным является развитие инновационной сферы в регионах, формирование региональной инновационной стратегии, совершенствование механизмов федеральной и региональной поддержки инновационной деятельности и наличие благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных предприятий. Для решения поставленных задач необходимо планомерно создавать и развивать инновационную инфраструктуру регионов.
В качестве базисных элементов инфраструктуры можно рассматривать различные формы технопарковых структур, а именно: научные, технологические и исследовательские парки, центры трансферта технологий, бизнес-инкубаторы и технопарки. Последние две формы получили наибольшее распространение и, на наш взгляд,
могут считаться основными. И инкубаторы, и технопарки предназначены для содействия развитию инновационных предприятий. Принципиальным различием между ними является стадия жизненного цикла предприятия, пользующегося их услугами. Инкубаторы, что логически вытекает из названия, предназначены для предприятий, находящихся на стадии создания и развития, или так называемой «молодости». По большей части, инкубаторы служат для предоставления информационных и консультационных услуг, а также передают в аренду помещения и оборудование, необходимые предприятиям на первоначальном этапе. Как правило, инкубаторы располагаются в одном или нескольких зданиях. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий, т. е. предприятия, которые ведут самостоятельную деятельность и относятся к так называемым стадиям «рассвета» и «зрелости». Обычно в структуре технопарка представлены инновационно-технологический центр, учебный центр, консультационный центр, информационный центр, маркетинговый центр и промышленная зона, что отражает специфику оказываемых им услуг. В качестве структурного подразделения в состав технопарка может входить и инкубатор.