И.П. Кожокарь
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В статье исследуется проблема существования дефектных явлений механизма гражданско-правового регулирования. Предлагается авторский подход к системе дефектов механизма правового регулирования.
Ключевые слова: дефекты, механизм правового регулирования, классификация дефектов, общие вопросы гражданского права.
I.P. Kozhokar
THE CLASSIFICATION OF MECHANISM OF CIVIL REGULATION DEFECTS
The author examines the problem of the existence of phenomena defective mechanism of civil regulation. It was concluded that from a methodological study of the part defects should be preceded by an analysis of their individual species. Based on the above the author's approach to the system of legal regulation mechanism defects.
Keywords: defects, the mechanism of legal regulation, classification of defects, the general issues of civil law.
Гражданское право, как и любое другое явление, тесным образом связанное с экономическими и другими общественными отношениями, так или иначе испытывает наибольшее давление со стороны различного рода социальных деструктивных факторов и, как следствие, вызывает в работе механизма гражданско-правового регулирования «сбои», кризисные состояния, явления и тенденции. Некоторые такие негативные явления возникают по объективным причинам, например из-за усложнения экономического оборота, технического прогресса. Другие вызваны сугубо субъективными факторами, связанными, прежде всего, с правовым нигилизмом. В любом случае задача цивилистической науки заключается в выявлении таких дефектов и создании научно обоснованных предложений по устранению кризисных состояний или хотя бы в минимизации последствий от их действия.
Однако следует признать, что самостоятельных исследований категории «дефект» механизма гражданско-правового регулирования в гражданско-правовой науке не проводилось, весьма редко применялся комплексный подход к исследованию названной категории. Проблема дефектов механизма гражданско-правового регулирования как системного явления, затрагивающего все его элементы, до сих пор изучена недостаточно.
Одним из важных моментов, на которые следует обратить внимание при построении целостной комплексной теоретической модели механизма гражданско-правового регулирования и имманентно присущих ему наиболее типичных дефектов его построения, является классификация дефектов механизма гражданско-правового регулирования. Представляется, что в отсутствие подобной классификации сложно представить систему дефектов, а также предложить различные способы их устранения. Очевидным видится тот факт, что последние должны быть различны в зависимости от конкретного вида дефекта.
© Кожокарь Игорь Петрович, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия)
Дефектом механизма гражданско-правового регулирования является недопустимое отклонение в содержании, структуре или форме такого механизма, существенный изъян его отдельного элемента или связи его элементов, вызывающий соответствующие специфические юридические последствия, отличные от тех, что наступают при нормальном ходе процесса гражданско-правового регулирования.
Как в общенаучном плане, так и в специально юридическом, понятие «дефект» может отражать и внутренние, и внешние свойства, характеристики реальных познаваемых объектов. В связи с этим классификация дефектов в механизме правового регулирования может проводиться по целому ряду критериев.
1. Прежде всего, с позиции системного подхода процесс детерминации дефектных состояний и явлений в механизме гражданско-правового регулирования следует подразделять на внешнюю и внутреннюю составляющие. Как следствие, дефекты могут быть вызваны внешними факторами и иметь собственную юридическую природу. При этом сам процесс детерминации указанных явлений можно также разбить на две взаимосвязанные составляющие — внешние и внутренние причины возникновения правовых дефектов. Так, среди неправовых детерминантов можно выделить, например, недостаточную финансовую обеспеченность правовых механизмов, неграмотность лиц, применяющих право, политическую нестабильность, незнание гражданами своих прав, а зачастую даже нежелание защищать свои субъективные права. Последний момент неоднократно рассматривался в научной литературе как одна из важнейших проблем современного е
п
отечественного правопорядка. Например, Е.В. Вавилин, анализируя принцип и
к
гарантированного осуществления прав и исполнения обязанностей, отмечает, что р
эффективность правовых гарантий зависит в т.ч. от культурно-просветительских в
факторов, а повышение осведомленности и правовой грамотности должно при- |
меняться для увеличения значимости юридических гарантий1. У
В некоторых случаях возникновению дефектов и укреплению их роли в меха- с
низме гражданско-правового регулирования способствуют достижения научно- Н
технического прогресса. С развитием информационно-телекоммуникационных I
сетей, в частности сети «Интернет» увеличилось в количественном и качествен- |
ном выражении нарушения интеллектуальных прав2. Дефект правового регу- е
п
лирования в приведенном примере будет заключаться в том, что право уже не в | состоянии справиться с современными способами нарушения прав. Сказанное Д
обусловливает создание нового механизма защиты прав интеллектуальной соб- |
и
ственности, который включал бы не только правовые, но и технические меры. №
го
Дефекты, имеющие собственную юридическую природу, обусловлены правовы- 1 ми факторами, например, несовершенством юридической техники, внутрисистем- ) ными коллизиями правовых предписаний, вынесением незаконного правопри- 1
СТ)
менительного акта. Очевидно, что предложенная классификация имеет важное теоретическое и практическое значение. Устранение и предложение изъянов механизма гражданско-правового регулирования малоэффективны без привлечения неправовых инструментов, в т.ч. проведения междисциплинарных научных исследований. Для устранения дефектов, имеющих собственную юридическую природу, достаточно эффективного применения исключительно правовых средств. 63
2. В зависимости от места дефекта в системе механизма правового регулирования существуют изъяны отдельных элементов механизма правового регулирования (норм права, правоотношений, юридических фактов), а также дефекты связей между такими элементами. В некоторых случаях вид дефекта очевиден. Например, в случае признания нормы противоречащей Конституции РФ дефектной является норма. Ее изменение в установленном законом порядке нивелирует дефект.
Между тем возможны ситуации, при которых определить место изъяна правового регулирования в системе дефектов непросто, например, в тех случаях, когда имеет место и дефектный юридический факт (например, акт органа государственной власти), и ошибки в правовом регулировании, и противоречия в судебной практике.
3. В зависимости от временной определенности дефекта изъяны механизма гражданско-правового регулирования могут быть устойчивыми и неустойчивыми. К неустойчивым относятся незначительные ошибки, описки в нормативно-правовых актах, которые не носят системного характера и действие которых нивелируется системным толкованием законодательства.
Юридическая практика порой свидетельствует о том, что неустойчивые дефекты имеют тенденцию к устойчивости. Например, отдельные эпизодически возникшие дефекты общего нормативно-правового акта могут вызвать появление повторяющихся дефектов в ряде конкретизирующих его специальных актов, но уже на более постоянной основе.
4. В зависимости от недопустимой величины изменения показателя отклоне-з ния от нормы дефекты механизма правового регулирования можно классифи-? цировать на следующие группы:
0
з прогрессивные, верхняя граница отклонения от нормы обусловлена возрас-
! танием интенсивности (частоты) их образования (например, в судебной практике
1 по отдельным категориям дел типичный дефект в судебном акте может прогрес-
1 сировать в силу определенных условий);
| регрессивные, нижняя граница отклонения от нормы обусловлена убыванием
| интенсивности (частоты) их образования (например, в практике все реже встре-
| чаются случаи прямого противоречия нормативных актов Конституции РФ);
2 реверсивные, коридор значений обусловлен варьированием интенсивности ° (частоты) их образования в определенных пределах, т.е. образование происходит I то прогрессивно, то регрессивно (например, число дефектов в актах прокурор-| ского реагирования на нарушения гражданского законодательства в отношении о государственных предприятий может меняться в зависимости от количества ° выносимых актов, профессионализма прокурорских работников, частоты вно-
0
° симых изменений в действующие нормативные правовые акты и иных условий).
го
3 5. По характеру становления дефекта существуют такие, которые формируют-
1 ся постепенно, а также изъяны, которые возникают внезапно. Речь идет о темпах I накопления дефекта определенного вида в механизме гражданско-правового регулирования. Например, технико-юридические дефекты в нормативно-правовых актах, как правило, накапливаются постепенно.
Внезапные же дефекты в механизме гражданско-правового регулирования свойственны такому его элементу (подсистеме), как фактические обстоятельства, запускающие его работу. В силу особой динамичности развития самих обще-64 ственных отношений внезапный характер присущ изменениям их фактической
основы. В связи с этим появление дефекта в сложном фактическом составе гражданско-правового регулирования может часто иметь внезапный характер.
6. Дефекты могут быть явными или скрытыми. Скрытые дефекты сложно выявить и зачастую еще сложнее устранить. Так, правовой акт может прямо и не противоречить федеральному закону, но с учетом системного толкования, взаимосвязей норм различных актов такое противоречие существует. Например, законодательство о защите прав потребителей имеет недостатки правового регулирования. Между тем их выявление необходимо осуществлять с учетом принципа добросовестности, который был недавно введен в текст ГК РФ3.
7. По характеру средств реагирования можно предложить две группы дефектов: исправимые и неисправимые. Например, одним из юридических фактов, из которого могут возникать гражданские права и обязанности, является судебное решение. Ю.Н. Андреев считает, что суд может не только констатировать наличие права у какого-либо субъекта права, но и конституировать то или иное субъективное гражданское право как принадлежащее субъекту на основе соответствующих юридических фактов и доказательств. Решение суда создает (оформляет) право, которое до того либо не существовало у субъекта-претендента, либо находилось в неопределенном состоянии4.
Между тем возможна ситуация, при которой судебное решение, установившее права и обязанности, будет содержать дефект. В подобной ситуации дефект является исправимым, т.к. может быть устранен вышестоящей судебной инстанцией. Например, по одному из дел Первомайский районный суд г. Кирова не нашел оснований для признания сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения, недействительной. Иной вывод сделала апелляционная инстанция5. е
п
Таким образом, дефект судебного акта, выразившийся в принятии решения, и противоречащего требованиям закона, был исправлен. а
Т5
8. В зависимости от функциональной роли существуют дефекты, вызываю- о
в
щие приостановление работы механизма правового регулирования, а также ко дефекты, прекращающие его работу или делающей ее невозможной. Например, з подача искового заявления с дефектом приостанавливает движение судебного | процесса. Подобные примеры многочисленны в тех сферах, которые связаны с е оформлением значительного числа документов. Действительно, «нередко для °
I
осуществления прав граждан, провозглашенных Конституцией РФ, требуется р
принятие целого ряда законов, подзаконных актов в виде положений, правил, Ч
инструкций и т.п. Это отдаляет сроки осуществления гражданами их конститу- |
ционных прав, удовлетворения их потребностей»6. Таким образом, отсутствие к
необходимого правового регулирования парализует движение процесса реали- м
зации прав субъектов. и
Другие дефекты прекращают работу механизма правового регулирования или ¡§
3
делают его невозможной. К таким изъянам можно отнести ничтожные сделки, 1 принятие нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ, вы- 22 несение незаконного решения суда и т.п. 6
Следует признать, что некоторые дефекты в целом не создают серьезных препятствий в реализации субъектами своих прав. Так, например, по общему правилу не являются основанием для признания завещания недействительным описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения в случае, если будет доказано, что такие недостатки не влияют на содержание волеизъявления завещателя7. 65
9. По связи с волей субъектов дефекты делятся на объективные и субъективные. Следует признать, что некоторые изъяны в механизме правового регулирования вызваны объективными факторами и не зависят от воли субъектов. Такое, в частности, происходит под влиянием развития и усложнения экономических отношений, форс-мажорных обстоятельств и т.п.
Как известно, в науке и на практике не существует абсолютно полной и подробной классификации определенного множества объектов, что предполагает существование и целого ряда иных классификаций дефектов в механизме гражданско-правового регулирования. В рамках настоящей статьи внимание обращено преимущественно на те критерии для классификации и понимания рассматриваемого явления, которые методологически заимствованы из ряда неюридических научных дисциплин, уже имеющих положительный опыт в использовании категории «дефект» в ходе исследования их собственного специфического предмета. При этом следует осознавать недопустимость прямого переноса знания из одной области в другую. В данном процессе надлежит учитывать особую специфику предмета познания юриспруденции, что является весьма важным требованием правомерного научного заимствования.
Таким образом, очевидно, что предложенная классификация не является исчерпывающей. Между тем она может стать эффективной для решения конкретных научных и практических задач. Во-первых, это касается выбора методологии исследования. Учитывая, что объектом изучения являются дефекты механизма гражданско-правового регулирования, в основу их исследования должна быть положена классификация в зависимости от места дефекта в системе механизма правового регулирования (изъяны отдельных элементов механизма правового регулирования (норм права, правоотношений, юридических фактов), а также дефекты связей между такими элементами). С другой стороны, такое изучение не должно обходить вопрос об иных дефектах предложенной системы. В частности, дефекты юридических фактов сами по себе могут быть как явными, так и скрытыми, как исправимыми, так и неисправимыми, и т.п. Глубокое изучение предложенного вопроса не может обходить данную проблематику во всем ее многообразии.
Во-вторых, классификация дефектов механизма гражданско-правового регулирования должна быть использована в процессе совершенствования законодательства, при решении вопроса об устранении и преодолении дефектов, выбора соответствующих способов и средств.
Как видим, проблема дефектности механизма гражданско-правового регулирования является сложной, малоисследованной, требующей глубокого осмысления. Предложенная классификация дефектов может быть использована для их дальнейшего изучения.
1 См.: Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009.
2 См., например: Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. М., 2009.
3 См.: Вавилин Е.В. Осуществление и защита прав потребителей: принцип добросовестности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 5. С. 7-11.
4 См.: Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М., 2010. С. 121-123.
5 См.: Апелляционное определение Кировского областного суда от 25 декабря 2013 г. по делу № 33-4007/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Цыбуленко З.И. Конституционные права граждан России: проблемы осуществления и гражданско-правовой защиты // Власть закона. 2014. № 1. С. 61.
7 См., например: Барков Р.А., Блинков О.Е. Формальная действительность завещания как акта реализации активной завещательной правосубъектности (сравнительно-правовой аспект) // Наследственное право. 2013. № 3. С. 42-48.