22. Pprend des décrets ouvrant les crédits applicables aux seuls services votés.
23. Représentent le minimum de crédits que le Gouvernement juge indispensable pour poursuivre l'exécution des services publics dans les conditions qui ont été approuvées l'année précédente par le Parlement. Ils ne peuvent excéder le montant des crédits ouverts par la dernière loi de finances de l'année.
24. La Cour des comptes assiste le Parlement dans le contrôle de l'action du Gouvernement. Elle assiste le Parlement et le Gouvernement dans le contrôle de l'exécution des lois de finances et de l'application des lois de financement de la sécurité sociale.
УДК 342.9
Силкин М.М.
КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР
МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
В настоящее время институт административно-принудительных мер медицинского характера не получил соответствующего своей социальной значимости развития как законодательно, так и доктри-нально. Одной из центральных проблем при конструировании данного института административного права является отсутствие четкой системы административно-принудительных мер медицинского характера. В статье предлагается авторская версия классификации административно-принудительных мер медицинского характера, основанная на ряде критериев.
In present days the institute of administrative compulsion measures of medical character did not receive its corresponding development as legislative issue and a doctrine. One of the central problems in constructing of the institute of Administrative Law is the lack of a clear system administrative compulsion measures of medical character. This article offers the author's version of the classification of the administrative compulsion measures of medical character, based in several criteria.
Ключевые слова: административно-принудительные меры медицинского характера, классификация, критерии, объекты, принудительное лечение, лечебное учреждение.
Key words: administrative compulsion measures of medical character, classification, criteria, objects, compulsory treatment, therapeutic facility.
В справочной литературе классификация (от лат. classis - разряд и facio - делаю, рассказываю) обычно определяется как система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знаний или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями и классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает его свойства. Классификация имеет целью подвести итог предшествующего развития той или иной отрасли познания и наметить новый этап ее развития.
Классификация представляет собой такую форму систематизации знаний, когда вся область изучаемых объектов представляется в виде системы классов, по которым эти объекты распределяются на основании их сходства в определенных свойствах. Соответственно классификация реша-
ет две основные задачи: представлять в надежном и удобном для обозрения и распознания виде всю эту область и заключать в себе максимально полную информацию об ее объектах. Таким образом, классификация используется наукой с целью упорядочения и систематизации материала, подлежащего анализу [1, с. 214-216].
Первый критерий классификации административно-принудительных мер медицинского характера - по объектам, на которые направлено действие данного вида мер. В качестве объекта будут выступать граждане РФ, страдающие тем или иным психическим, инфекционным или венерическим заболеванием, а также иностранные граждане, лица без гражданства, временно пребывающие, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, беженцы и вынужденные переселенцы.
В частности, в целях пресечения распространения на территории Российской Федерации опас-
ных инфекционных заболеваний, переносчиками которых могут являться лица без гражданства или иностранные граждане, Правительством РФ было принято Постановление «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» [2], в котором перечисляются особо опасные инфекционные заболевания, такие как: ВИЧ-инфекция, лепра (болезнь Гансена), туберкулез, а также инфекции, передаваемые преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема, шанкрид).
Как видно, данный перечень затрагивает лишь инфекционные и венерические заболевания, но обходит стороной психические расстройства, что вполне объяснимо. Как известно, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, при оказании им психиатрической помощи пользуются всеми правами, установленными российским законодательством, наравне с гражданами Российской Федерации. В этой связи можно говорить об особенностях статуса иностранных граждан и лиц без гражданства как объектов административно-принудительных мер медицинского характера.
Второй критерий классификации - с точки зрения тех заболеваний, которыми страдают эти лица. На этом основании можно выделить следующие группы:
1. Административно-принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим психическими заболеваниями. Внутри этой группы можно выделить несколько подгрупп:
а) административно-принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам с временными расстройствами психики;
б) административно-принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам с хроническими расстройствами психики с периодами ремиссии;
в) административно-принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам с хроническими расстройствами психики без периодов ремиссии.
К данным категориям лиц в большинстве случаев применяется лечение в недобровольном порядке, которому предшествует принудительное медицинское освидетельствование.
К сожалению, в настоящее время данный вид административно-принудительных мер с каждым днем получает все более широкое распространение в виду того, что состояние психического здоровья населения страны характеризуется отрицательными показателями. В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами в 1999 г., указывалось, что за прошедшее десятилетие число инвалидов вследствие психических расстройств возросло более чем на треть и составляет около 700 тыс. человек. Большинство из них являются инвалидами I и II групп. В 1998 г. на диспансерном наблюдении в медицинских учреждениях состояло около 4 млн. человек. Значительно увеличилось число больных, утративших жилье и социальные связи [3, с. 236267]. Вряд ли можно говорить о том, что сейчас тенденции изменились.
По мнению Уполномоченного по правам человека, основными причинами роста психических заболеваний являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых и непсихотических состояний. Сюда же следует отнести несогласованность действий и решений органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены. Ситуация усугубляется нехваткой специалистов-психологов, социальных работников, юристов, неэффективностью существующей социально-психологической службы, осуществляющей предупреждение эмоционально-стрессовых расстройств граждан. В нарушение законодательства не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается реклама алкогольных напитков, скрытая пропаганда жестокости и насилия. В ряде регионов пациенты не получают необходимого лечения из-за отсутствия достаточного количества современных психотропных средств.
2. Административно-принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим инфекционными заболеваниями (туберкулез, лепра, холера и другие).
К лицам, страдающим инфекционными заболеваниями, применяются следующие меры:
- принудительное освидетельствование - как первоначальный этап - для уточнения факта наличия того или иного заболевания;
- принудительное лечение в соответствующем лечебно-профилактическом учреждении, сопряженное зачастую с изоляцией от общества до полного или частичного выздоровления.
3. Административно-принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим венерическими заболеваниями (сифилис, СПИД, гонорея).
К данной категории лиц применяются практически такие же меры принуждения, как и в отношении лиц, страдающих инфекционными заболеваниями. Однако принудительная изоляция от общества применяется к ним только в тех случаях, когда болезнь может причинить значительный вред здоровью окружающих. Такая особенность основывается на сугубо медицинских показателях того или иного заболевания.
Третий критерий классификации - по виду лечебного учреждения, в которое будет помещено лицо.
Применительно к лицам с психическими расстройствами можно выделить следующие виды лечебных учреждений:
а) психиатрический стационар общего режима;
б) психиатрический стационар специализированного режима;
в) психиатрический стационар специализированного режима с интенсивным наблюдением.
В данном случае основанием помещения лица в то или иное лечебное учреждение является тяжесть психиатрической патологии лица.
Каждый тип стационара обеспечивает такие условия лечения и ухода, при которых лицо с психическими нарушениями не сможет причинить вреда как себе, так и окружающим.
В психиатрический стационар общего типа помещаются лица, совершившие общественно опасные деяния, не связанные с посягательством на жизнь граждан и не представляющие опасности для окружающих, но по своему психическому состоянию нуждающиеся в принудительном лечении с больничным содержанием. В таких больницах проходят лечение как лица, направленные туда по определению суда, так и больные, поступившие по направлению врача в обычном порядке.
В психиатрический стационар специализированного типа направляются лица, не представляющие угрозы для окружающих, но нуждающиеся в постоянном наблюдении в силу личностного харак-
тера: агрессивность, не связанная с опасностью для общества, склонность к побегу.
В психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением направляются лица, которые по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя и окружающих и требуют постоянного и интенсивного наблюдения. К ним относятся лица, совершившие посягательства, представляющие повышенную общественную опасность. К ним, в частности, относятся лица, совершившие посягательства на жизнь граждан, насильники, а также лица, совершившие общественно опасные деяния с особой жестокостью.
Лица, помещенные в психиатрические стационары специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением, находятся под охраной в целях исключения возможности совершения ими новых общественно опасных деяний [4].
Относительно лиц, страдающих инфекционными заболеваниями, можно выделить следующие виды лечебных учреждений:
а) инфекционные отделения больниц;
б) инфекционные центры;
в) изоляторы для инфекционных больных.
В данном случае речь идет не только о тяжести заболевания, но и наличии в данном регионе соответствующих лечебных учреждений.
В отношении лиц, страдающих венерическими заболеваниями, можно говорить только о помещении их в кожно-венерические диспансеры.
Особое место в данном таксономическом элементе могут занимать иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, беженцы и вынужденные переселенцы. В отношении них возможно введение применения особого вида административно-принудительных мер медицинского характера - принудительное помещение в карантинную зону. Данная мера должна иметь место в том случае, если район, из которого на территорию Российской Федерации въезжает такое лицо, является неблагоприятным по санитарно-эпидемиологическим показателям (наличие очагов эпидемии инфекционного заболевания, неблагоприятная санитарная обстановка, грозящая по сути распространением новых инфекций на территории Российской Федерации).
Четвертый критерий классификации - по характеру оказываемой помощи:
а) обязательная вакцинация;
б) обязательные медицинские осмотры;
в) диспансерное наблюдение в недобровольном порядке;
г) обследование (освидетельствование) в недобровольном порядке;
д) лечение в недобровольном порядке.
При этом п.п. 1 и 2 не имеют на первый взгляд выраженного принудительного характера, но в силу направленности и установления соответствующих правил можно говорить об их включении в данную группу. Эти мероприятия имеют явный превентивно-принудительный характер.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. № 129 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03» предусматривает следующую позицию: «В соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательными являются прививки против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи и гепатита В. Вакцинация по эпидемическим показаниям проводится в отношении гриппа, чумы, холеры, сибирской язвы, бешенства, бруцеллеза, туляремии, брюшного тифа, лихорадки Ку, лептоспироза, клещевого энцефалита, гепатита А, желтой лихорадки, менингококковой инфекции. Необходимость проведения вакцинации в отношении других инфекционных болезней определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению» [5]. Но, конечно, данным документом правовое регулирование меры в виде обязательной вакцинации не ограничено. Практически в отношении каждого инфекционного заболевания, которое может представлять опасность для общества и государства в целом, проводится принудительная вакцинация.
В отношении обязательных медицинских осмотров следует сказать следующее. Согласно Приказу Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 9 сентября 2005 г. № 279 «Об утверждении инструкции об организации работы по предупреждению распространения в органах наркоконтроля заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (а именно - статье 2 этого нормативного правового акта) «Департаменту тылового обеспечения ФСКН России в соответствии с Перечнем работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для
выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 877 требуется разработать и представить на утверждение перечень конкретных должностей и профессий сотрудников органов наркоконтроля, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров» [6].
Данной мере немало внимания уделяется не только со стороны доктрины административного права, но и со стороны трудового права. Так, в соответствии со ст. 266 Трудового кодекса РФ [7] лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры проходят работники транспорта, предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций [8].
Следующей мерой принуждения является принудительное диспансерное наблюдение. К диспансерным мерам обязательного характера относятся:
- профилактические и противоэпидемические мероприятия при карантине, медицинских осмотрах и лабораторных обследованиях в целях предупреждения возникновения или распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
- диагностические мероприятия включают медицинскую экспертизу профессиональной пригодности, освидетельствование по санитарно-эпидемиологическим показаниям и психиатрическое освидетельствование;
- лечебные мероприятия предусматривают обязательное диспансерное наблюдение за пациентом или недобровольную госпитализацию в порядке, определенном соответствующими органами государственного управления и санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации [9, с. 105].
Еще одной мерой принуждения, которая носит сугубо медицинский характер, является обсле-
дование (освидетельствование) в недобровольном порядке. Учреждения, оказывающие психиатрическую помощь, не могут сами обеспечить обязательность (в принудительном порядке) указанных мероприятий и осмотров подростков, но принимают меры для проведения медицинского обследования (лечения) граждан. В таких случаях речь идет о психиатрическом освидетельствовании, которое, так же как и психиатрические осмотры, проводится с согласия обследуемого, а в отношении лица до 15 лет - с согласия его родителей либо иного законного представителя. Действие правила о недобровольном психиатрическом освидетельствовании на этих лиц не распространяется, поскольку необходимость призыва на военную службу не является основанием для применения недобровольных мер психиатрической помощи. Однако врач-психиатр принимает участие в осмотрах с целью медицинской подготовки подростка к службе в Вооруженных Силах РФ и в его освидетельствовании для определения годности по психическому состоянию к военной службе на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о военной службе.
Наконец еще одной специальной мерой является принудительное лечение. В частности, недобровольная психиатрическая госпитализация, включающая помещение в стационар, содержание в нем, уход и лечение, может осуществляться только в порядке, установленном Законом о психиатрической помощи (ст.ст. 29 - 32) [10] и ГПК РФ (ст.ст. 302 - 305) [11].
Пятый критерий классификации - по характеру проводимых мероприятий:
а) санитарная охрана территорий;
б) ограничительные мероприятия (карантин);
в) производственный контроль;
г) профилактические прививки;
д) лабораторные обследования;
е) медицинское наблюдение;
ж) лечение.
В зависимости от конкретной ситуации эти меры могут иметь как превентивный, так и пресе-кательный характер.
Для санитарной охраны территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу РФ на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль.
К ограничительным мероприятиям относятся:
- запрещение водопользования водными объектами в местах, в которых вводится карантин;
- запрещение выезда из организованных коллективов (санаторно-курортные учреждения, туристические базы, кемпинги и т.д.) при выявлении в них больных и при угрозе распространения инфекции;
- ограничение размещения в населенных пунктах, особенно курортной зоны, неорганизованно отдыхающих при отсутствии надлежащих санитарно-гигиенических условий;
- ограничение массовых сборов населения при различных ритуальных обрядах (свадьба, похороны и др.);
- ограничение туристических рейсов (экскурсионных, паломничества и т.п.), специальных мероприятий (ярмарок, конгрессов, фестивалей, спортивных состязаний и т.п.).
Границы территории, на которой вводятся те или иные ограничительные мероприятия (карантин), определяют исходя из конкретной эпидемиологической обстановки, возможных действующих факторов передачи возбудителя инфекции, сани-тарно - гигиенических условий, интенсивности миграции населения и транспортных связей с другими территориями.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.
Неотъемлемой мерой медицинского характера являются профилактические прививки, которые позволяют более эффективно противостоять опасности распространения опасных инфекционных заболеваний.
В настоящее время охват прививками детей раннего возраста составляет 95-98 %. Принимаются меры по созданию надлежащих условий транспортировки, хранения и использования медицинских иммунобиологических препаратов. Повысилась эффективность информационно-разъяснительной работы с населением о необходимости проведения
профилактических прививок в установленные сроки.
Необходимой мерой для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которая носит обязательный характер, является производственный контроль. Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [12] (в редакции от 9 мая 2005 г.) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Данная мера, как мы видим, касается обеспечения безопасности при производстве продуктов, их транспортировке и реализации.
Лечение в недобровольном порядке как административно-принудительная мера медицинского характера чаще всего применяется в отношении лиц, страдающих различными расстройствами психики, и представляют опасность для себя и для окружающих. Основополагающим нормативным актом, регулирующим порядок помещения лица с психическим расстройством на лечение в недобровольном порядке, является Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (в редакции от 22 августа 2004 г.), который гласит, что психиатрическая помощь включает в себя «обследование психического здоровья граждан по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами».
Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Принудительные меры медицинского характера осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения. Лица, помещенные в психиатрический стационар по решению суда о
применении принудительных мер медицинского характера. Они признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре.
Шестой критерий классификации - по мерам ответственности за нарушение порядка применения административно-принудительных мер медицинского характера:
а) административно-принудительные меры медицинского характера, за нарушение применения которых наступает административная ответственность (ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»);
б) административно-принудительные меры медицинского характера, за нарушение применения которых наступает уголовная ответственность (ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление»);
в) административно-принудительные меры медицинского характера, за нарушение применения которых наступает дисциплинарная ответственность (наложение дисциплинарного взыскания в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил);
г) административно-принудительные меры медицинского характера, за нарушение применения которых наступает гражданско-правовая ответственность (возмещение морального и имущественного вреда лицу, причиненного разглашением диагноза «ВИЧ-инфекция»).
Таким образом, конечной целью предложенной классификации является выявление связей между объектами, которые подводятся под понятие «административно-принудительные меры медицинского характера» и, соответственно, попадают в поле обзора классификации, установление генетических зависимостей, а также дополнительный анализ содержания и объема искомого понятия.
Данная таксономическая модель выступает как своего рода «чертеж» общей системы, вскрывающей факт существования конкретных объектов в форме административно-принудительных мер медицинского характера и призванной артикулировать соответствующие отношения и связи. В целом построенная модель проявляет себя как открытая, поскольку перечень выявленных оснований не является потенциально исчерпанным.
Литература
1. Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971.
2. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в РФ» // Российская газета. 2003. 8 апреля.
3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году. М., 2000.
4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный). 5-е изд., дополненное и исправленное / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.
5. Постановление Главного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. № 129 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2 1279-03» // Российская газета. 2003. 20 июня.
УДК 343.953
6. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2005 г. № 877 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 37. Ст. 3624.
7. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
8. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М., 2005.
9. Путило Н.В. Комментарий к Основам законодательства об охране здоровья граждан (постатейный). М., 2003.
10. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
11. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в редакции от 3 апреля 2010 г.) // Российская газета. 2002. 20 ноября.
12. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
Елисеев Д.Б.
СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТА
Становление правового государства в современной России не может быть успешным без выработки политико-юридических способов разрешения конфликтов между различными субъектами гражданского общества (переговоры, медиация, судебные разбирательства etc). Этому способствует глубокий научный анализ конфликтогенных проявлений, гносеология сущности самого конфликта.
The development of law state in modern Russia is impossible without drawing up political and juridical ways to permission the conflicts between various subjects of civil society. It is necessary to investigate the point of the matter of conflict and its natures.
Ключевые слова: Правовое государство, конфликт, юридические способы, гражданское общество, сущность.
Key words: law state, conflict, juridical ways, civil society, the Point of the matter of conflict.
В конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп. В отечественной литературе боль-
шинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей.
Всякий конфликт - это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, со-