dren with intellectual disorder", Innovative educational technologies: theory and practice: monograph, Saint-Louis, MO, USA: Publishing House Science and Innovation Center.
5. Kamenskaya, V.G. and Alekseeva, A.A. (2010) , "Characteristic of the nervous system and temperament in structure Individually-typological of the particularities of the person", Vestnik Sankt-Peterburgskogo universitetaMVD Rossii, Vol. 45, No. 1, pp. 202-209.
6. Kezin, A.V. (2004), "Radical constructivism: knowledge "in a cave"", Vestnik Moskovskogo universiteta, seria 7, Philosophy, No. 4, pp. 3-24.
7. Ed. Golubeva E.A. (1997), Abilities. To a centenary of B. M. Teplov, Publishing house "Fenix", Dubna, 392 p.
8. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 18, pp. 81-90.
9. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), Development of system approach to studying of activity of the person, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-75.
10. Ulanovsky A.M. (2007), "Constructivism, radical constructivism, social constructivism: world as interpretation", Voprosy psihologii, No. 1, pp. 35-45.
11. Buchsbaum, D., Bridgers, S., Weisberg, D. S. and Gopnik, A. (2012), "The power of possibility: causal learning, counterfactual reasoning, and pretend play", Phil. Trans. R. Soc. B, №367. pp. 22022212.
12. Sjolander, S. (1997), "On the evolution of reality-some biological prerequisites and evolutionary stages", J. Theor. Biol, № 187 (4), pp. 596-600.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.02.2014.
УДК 796
КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕГО В ПРОЯВЛЕНИЯХ ВЫНОСЛИВОСТИ
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой, заслуженный работник физической культуры РФ, Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий
кафедрой, отличник физической культуры, Екатерина Геннадьевна Цуканова, кандидат педагогических наук, мастер спорта РФ, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ); Воронежский государственный институт
физической культуры (ВГИФК)
Аннотация
Вопросы о том, что следует понимать под «выносливостью», по каким критериям можно судить о ее проявлениях, какие существуют взаимоотношения выносливости с другими двигательными качествами человека, широко обсуждаются в научно-методической литературе уже много лет. Однако до сих пор выносливость не стала предметом единого понимания среди ученых - физиологов, биологов, психологов, ее по-разному трактуют в среде тренеров-практиков и педагогов физического воспитания, рекомендуют различные методические подходы и технологические линии ее воспитания. В работе представлен новый подход к классификации типов, видов и разновидностей выносливости. Вводится понятие об общей выносливости как отдельном, частном типе ее проявлений; уточняются виды специфической выносливости, утверждается некоторая общность этих проявлений; представляется многообразие разновидностей специальной выносливости как реализованной в практике специфической выносливости.
Ключевые слова: выносливость общая - «партикулярная», специфическая, специальная выносливость - «сингулярная».
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p49-57
CLASSIFICATION APPROACH AND THEORETICAL REPRESENTATIONS OF THE SPECIAL AND GENERAL AT ENDURANCE MANIFESTATIONS
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Gennadievna Tsukanova, the candidate of pedagogical sciences, Moscow City Teacher Training University, Teacher training institute of physical culture and sport; Voronezh State Institute of Physical culture
Annotation
Questions of what is necessary to understand as "endurance", by which criteria its manifestations can be judged and what relationship of endurance with other motion qualities of the person exists, are widely discussed in scientific and methodical literature for a long time. However, the endurance didn't become yet a subject of uniform understanding among the scientists - physiologists, biologists, psychologists, it is differently treated in the circle of experts-trainers and teachers of physical training, recommending various methodical approaches and technological lines of its education. The study presented the new approach to classification of types and kinds of endurance. The concept about the general endurance as separate, private type of its manifestation is entered; types of the specific endurance are specified, some similarity of these manifestations is approved; the variety of kinds of special endurance as realized in practice of specific endurance is represented.
Keywords: endurance, general, specific, special.
Вопросы о том, что следует понимать под «выносливостью», по каким критериям можно судить о ее проявлениях, какие существуют взаимоотношения выносливости с другими двигательными качествами человека, широко обсуждаются в научно-методической литературе уже много лет. Однако до сих пор выносливость не стала предметом единого понимания среди ученых - физиологов, биологов, психологов, ее по-разному трактуют в среде тренеров-практиков и педагогов физического воспитания, рекомендуют различные методические подходы и технологические линии ее воспитания. И это несмотря на то, что исследованию этого качества двигательной деятельности посвящены многие классические работы выдающейся плеяды ученых, а сама исследовательская деятельность и экспериментальная работа по изучению выносливости в трудовой, бытовой и спортивной практике насчитывает не одно десятилетие.
Вместе с тем следует сказать, что в последние тридцать лет не издавались обобщающие монографические издания, освещающие проблематику воспитания выносливости с позиций комплексного междисциплинарного подхода, сочетающие достижения медико-биологических и педагогических наук. Устоялась позиция, что эта тема, казалось бы, достаточно хорошо проработана и освещена еще в первых работах В.М. Зациорского, Л.П. Матвеева, Н.Г. Озолина и других ученых, и потому вопрос как бы сам собой закрыт. В итоге мы получили данность взглядов на воспитание выносливости с тридцатилетним стажем устаревших подходов и представлений. К сожалению, положение дел остается неизменным и сегодня. Педагогическая теория не отвечает велению и потребности времени, и это на фоне сегодняшнего значительного отставания российских спортсменов в видах спорта на выносливость от успешных выступлений зарубежных спортсменов. Лишь в последний год эта тема актуализировалась в связи с выходом публикации Ю.В. Верхошанского [1], но этого явно недостаточно.
Современное представление о «выносливости» в теории спорта связывалось с исходным пониманием этого явления как способности противостоять «утомлению» в условиях длительного воздействия физических нагрузок, где последний термин стал основой, на базе которого раскрывался исходный концепт и все то, что этим понятием обусловлено (Н.Г. Озолин, 1949, 1957, 1959, 1970; В.М. Зациорский, 1966, 1970, 2009; А.Д. Новиков, 1967; Л.П. Матвеев, 1967, 1976, 1991, 2008; Р.Е. Мотылянская, 1969, М.Я. Набатни-
кова, 1972; и др.). В этом аспекте важное значение приобретает физическая выносливость, проявляемая в устойчивости или способности сохранять стабильное состояние организма - гомеостаз - к воздействию физических нагрузок, выполняемых в спортивной, трудовой и бытовой практике.
Итак, наметилось два направления в понимании выносливости: 1) как способности противостоять утомлению, где оно рассматривается в физиологическом плане. Определение В.С. Фарфеля (1949, 1969): «Выносливость - есть способность организма противостоять утомлению, развивающемуся по мере продолжения работы». С биологической точки зрения утомление при мышечной работе человека представляет собой приспособительную реакцию, предохраняющую организм от чрезмерных функциональных сдвигов; 2) как способности сохранять длительное время высокую работоспособность. Определение Н.В. Зимкина (1964): «В обобщенном значении выносливость рассматривается как способность к удлинению времени высокой работоспособности и повышенной сопротивляемости организма ... утомлению при работе ... или действию неблагоприятных условий внешней среды». При этом, однако, подчеркивается, что нельзя сводить выносливость к критерию максимально длительной работы, поскольку при кратковременных напряжениях, например в спринте, при повторных поднятиях тяжестей, статических усилиях и т. д. также возможно увеличить продолжительность работы путем развития выносливости.
Понятие выносливость издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению. Например, определение Н.Г. Озолина (1949, 1970): «... не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции или определенного времени». Наша позиция в отношении понятия специальной выносливости также основана на признании необходимости учета качественной стороны двигательной работы спортсмена в течение ограниченного времени. Учитывая все сказанное, можно дать следующее определение специальной выносливости: «Специальная выносливость есть свойство организма спортсмена, содействующее реализации двигательной деятельности с высокой степенью эффективности, оцениваемой мерой сохранения высокой продуктивности рабочих операций на заданном уровне требований в условиях поставленной спортивно-двигательной задачи».
Рассмотрим подходы к классификации и характеристику выносливости применительно к спорту. Известно, что характеристика выносливости может быть дана в физиологическом и медицинском, педагогическом и психологическом аспектах; но в целом, в каком бы аспекте не рассматривалась выносливость, следует помнить, что это сложное функциональное явление, зависимое от многих определяющих факторов. Совершенно справедливым, применительно к практике спортивной тренировки, признается подход рассматривать выносливость с педагогических позиций. Рассмотрение вопроса о сути выносливости с педагогических позиций может быть представлено в виде описания общих и специфических признаков в ее проявлениях. В таком аспекте данный подход позволяет охарактеризовать выносливость как общую и специфическую (или специальную выносливость). Следует отметить, что до настоящего времени единства взглядов в представлении выделенных типов выносливости не достигнуто. Несмотря на то, что данные понятия прочно вошли в научный обиход и широко используются в спортивной практике, им до сих пор нередко придается не вполне определенный смысл, нуждающийся в уточнениях.
В трактовке понятия «общая выносливость» отмечается сходство взглядов. Многие специалисты определяют общую выносливость как «способность человека выполнять непрерывную динамическую работу умеренной мощности в течение длительного времени . », она проявляется «. в работе, для которой характерно функционирование
всего мышечного аппарата ...» (Н.Г. Озолин, 1949, 1957, 1959, 1970; Л.П. Матвеев, 1964, 1977, 1991, 2008; В .П. Филин, 1974; В.М. Зациорский, 1966, 1970, 2009 и др.). Общую выносливость нередко отождествляют с выносливостью в длительном беге и других упражнениях, связанных со значительной активизацией аэробного обмена. Общепризнано, что увеличение аэробных возможностей служит предпосылкой высокой работоспособности в других видах деятельности человека. Так, большинство двигательных действий в быту и в сфере физического труда протекает преимущественно в аэробном режиме; развитие аэробной выносливости играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности и здоровья. И как конкретно указывает Л.П. Матвеев [6, с. 233] «общая выносливость - это выносливость, проявляемая в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена». Данное определение ясно и понятно, и может быть принято как основное.
Далее, рассуждая о вкладе различных факторов в проявление выносливости, автор выделяет общие факторы, составляющие единую комплексную основу выносливости, мало зависимые от особенностей формы деятельности (например, функциональные возможности вегетативных органов и систем), и специфические факторы, определяющие конкретное проявление выносливости. Отмечается что «общая выносливость - это совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности». Понимаемая так общая выносливость, как пишет Л.П. Матвеев [7, С. 362], в действительности всегда проявляется не в чистом виде, а в зависимости от специфических особенностей конкретных видов деятельности; иначе говоря, она существует объективно не как отдельный вид выносливости, а в качестве общей неспецифической основы различных видов выносливости, проявляемых в специфических формах.
Из приведенной характеристики общей выносливости ясно, что общая выносливость рассматривается первоосновой для воспитания ее специализированных видов: [7, С. 364]: «... для практики физического воспитания весьма существенно то обстоятельство, что развитие тотальной выносливости, как правило, ведет к повышению уровня проявления региональной и локальной выносливости в ряде видов двигательной деятельности; обратной зависимости обычно не наблюдается. Это объясняется в значительной мере тем, что локальная работа сравнительно мало активизирует функции сердечнососудистой и других вегетативных систем». Однако данная версия и педагогический взгляд сегодня явно не соответствуют последним достижениям науки и практики, где многочисленные приведенные доказательства утверждают значительный вклад локальной мышечной выносливости в достижение высоких спортивных результатов у спортсменов [1, 3, 8, 9, 10]. Более того, обозначим иную научную позицию, суть которой состоит в том, что специальная работа, чаще проявляемая в повышенных зонах пульсовой интенсивности, в большей степени содействует укреплению сердечно-сосудистой системы и повышению общей выносливости человека.
Попытаемся представить новое понимание общности в проявлениях выносливости, оперируя философскими категориями «общего», «единичного» и «особенного», которые играют большую методологическую роль в процессе познания. В философии «единичное» рассматривается как признак конкретного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс объектов, а «общее» - как признак предмета, подобный, по крайней мере, такому еще одного предмета данного класса. Присущие «единичному» свойства несравненности, несводимости к другому, от-личаемости от всякого иного могут быть обозначены термином «сингулярность» (от лат. Бш^апБ - одинокий, единственный, специальный в своем роде). Соединение единично -го и общего дает «особенное». В данном смысле это конкретное, отдельное может быть выражено названием «партикулярный» (от лат. рагйсиЫпБ - частичный, частный). «Осо-
бенным» называют признак, сходный с признаками одних и отличный от признаков других предметов класса, т.е. любой общий, но не всеобщий признак. «Особенное» - это явление в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют стороны отдельного.
Итак, если «общая выносливость» - это обобщающее по названию, всеобъемлющее свойство организма, то ее следует воспринимать через единичные варианты, избирательные проявления, специфические отдельности, которые и составляют ее основу, создают структурное построение, и потому термин «общая выносливость» должен рассматриваться как система всеобщего свойства, в которой укладываются все ее специфические проявления. Что мы видим? Характеристика общей выносливости дается через отдельные избирательные признаки: «. аэробную производительность, длительное время работы, участие большинства мышечных групп». Как же быть в этом случае с другими избирательными проявлениями выносливости, которые в спорте есть, демонстрируются, и с неизбежностью как единичное должны входить в общее. Но их в современных определениях «общей выносливости» не предусматривается. Значит, либо общепринятый термин «общая выносливость» не отражает существа выявленных связей, когда он определяется только через выше указанные признаки, либо другой вопрос: а есть ли общая выносливость, интегрирующая отдельные единичные свойства двигательных проявлений, или ее вообще нет?
По мнению В.С. Фарфеля (1972), выносливость всегда конкретна, а потому можно обходиться лишь одним этим словом без каких-либо уточняющих дополнений. Наблюдаемая выносливость проявляется не в чистом виде, не в общих свойствах, а всегда избирательно в зависимости от особенностей конкретных видов деятельности. Так, функции разных систем организма избирательно реагируют даже при выполнении на первый взгляд весьма схожих по форме и содержанию физических упражнений. К примеру, и плавание, и бег связаны с весьма значительным увеличением минутного объема крови. Но при этом требуется различный характер ее перераспределения. При плавании необходимо, чтобы сосуды рук и ног оставались расширенными и доставляли мышцам всех четырех конечностей достаточное количество крови. При беге же в основном могут расширяться только сосуды ног, в то время как сосуды рук или не расширяются, или даже суживаются. Поэтому плавательная подготовка повышает выносливость бегуна в отношении более длительного сохранения повышенного минутного объема, но не полностью тренирует его организм в эффективном перераспределении крови во время работы.
Многие исследователи и ученые высказывают мнение, что выносливость в каждом отдельном виде спорта проявляется всегда как специальная. Ю.В. Верхошанский [1, С. 5] пишет, что «выносливость - понятие абстрактное. В спорте не может быть выносливости «вообще» или «общей выносливости». Автор поясняет, понятие выносливость обретает практический смысл лишь в том случае, если речь идет о конкретном режиме работы организма, где основным критерием его моторной эффективности выступает скорость движений или перемещений спортсмена в условиях продолжительной работы. Далее ученый указывает, что деление выносливости на общую и специальную является ошибочным [1, с. 31-32]. При работе на выносливость приспособительные морфофункциональные перестройки на всех уровнях жизнеобеспечивающих систем организма всегда конкретны, специфичны и взаимообусловлены тем больше, чем выше мастерство спортсмена. Следовательно, даже так называемая аэробная подготовка должна быть специфичной. Для эффективного развития аэробных возможностей тренировка должна соответствовать условиям соревновательной деятельности по режиму работы и составу задействованных мышц. Показано, например, что хотя при беге вентиляция легких, ЧСС и потребление кислорода выше, чем при плавании, беговая тренировка не вносит существенных дополнений в тренировку высококвалифицированных пловцов и не может служить средством
повышения их тренированности. Езда на велосипеде не влияет на выносливость в беге, тренировка высококвалифицированных пятиборцев в беге не способствует улучшению результатов в плавании, и наоборот.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что при развитии выносливости необходимо учитывать избирательную специфику в проявлении физиологических функций, отвечающих за эффективность конкретной мышечной деятельности. Однако такая избирательная специфичность физиологических функций не исключает опоры на общность реакций вегетативных органов при организации двигательной деятельности, направленной на совершенствование выносливости. Наряду с различиями можно отметить значительное количество однонаправленных изменений в показателях активности функциональных систем организма. Если бы не наблюдалось общности реакций при воздействии сходных физических упражнений со стороны нервной системы, двигательного аппарата, вегетативных органов, в проявлении энергосистем организма, то невозможен был бы перенос эффектов, повышение тренированности. Поэтому наряду с избирательной специфичностью при воспитании выносливости нужно учитывать и некоторые общие физиологические закономерности совершенствования функций организма, проявляющиеся одинаково в моменты физических воздействий, использовать их для неспециализированного укрепления его систем и повышения тренированности. В связи с последним для воспитания «общей аэробной выносливости» - термин Л.П. Матвеева (1991, 2008), в повседневной оздоровительной практике, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовке рекомендуется использовать однонаправленные по функциональным эффектам циклические упражнения из схожих видов спорта, таких как легкая атлетика, лыжные гонки, гребля. Это связывается с возможностью положительного переноса тренировочных эффектов при выполнении одинаковых, типичных по содержанию, т.е. вызываемым функциональным сдвигам, но различающихся по своей форме, предметной организации двигательной среды упражнений.
Итак, в имеющейся научной и методической литературе наблюдается смешение понятий, недостаточно доводов и оснований к построению классификаций выносливости, и в этой ситуации следует найти четкие признаки сходства между группами выносливости, может быть, еще раз назвать критерии обоснованной группировки видов выносливости (таблица 1).
Обратим свое внимание на рисунок 1. На нем избирательно представлены существующие общепризнанные разновидности специальной выносливости спортсмена в системе специфических свойств двигательной деятельности и общих отношений исследуемых явлений. Назовем их, как это отмечалось, «сингулярными, специальными» разновидностями выносливости.
Рис.1. Специфическая выносливость как всеобщее свойство, проявляющееся в разновидностях сингулярной (специальной) выносливости
Поскольку в системе спортивной тренировки основополагающим звучит принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена, то в соответствии с данной концепцией попробуем определиться, что же является в данном случае общим в проявлениях выносливости? Это общее мы связываем с выделением так называемых «специфических»
видов выносливости, реализуемых в отдельных проявлениях специальной выносливости.
Таблица 1
Классификация типов, видов и разновидностей выносливости
В Ы Н О С Л И В О С Т Ь
Классификационные признаки по типу проявления
«Партикулярная» особенная, частная ^ Типы выносливости^ «Сингулярная» избирательная, индивидуальная, специальная
Классификационные признаки по типу обобщения
Специфическая по качеству двигательной деятельности Специфическая по энергообеспечению Специфическая по утомлению
Основная в жизни и Виды специфической выносливости ^ Скоростная Силовая Координационная Аэробная Анаэробная Умственная Сенсорная 1 Мышечная
^ Бытовая аэробная; ^ Трудовая аэробная; ^ Военно-прикладная. Разновидности специальной выносливости ^ ^ Скорост -н а я : - Спринтерская; - Дистанционная; - Игровая; - Многоборная - и др. ^ Силовая : - Спринтерская; - Стайерская; - Статическая; - Гимнастическая; - Борцовская; - Многоборная - и др. ^ Координационная. ^ Аэроб -н а я : - Дистанционная; - Стайерская; - Марафонская; - Многоборная - и др. ^ Анаэроб -н а я : - Спринтерская; - Дистанционная; - Статическая - и др. ^ Умствен -н а я : - Интеллектуальные виды спорта (шашки, шахматы); ^ Сенсорная: - Точностные и прицельные виды спорта, многие игровые и координационные виды спорта; ^ Вегетатив -н а я : - Длинные дистанции в циклических видах спорта; ^ Мышечная : - Скоростно-силовые виды спорта, короткие и средние дистанции в циклических видах спорта, единоборства
Приведем строки Л.П. Матвеева [6, С. 236; 7, С. 363], дающие нам понимание различий в терминах «специфическая» и «специальная» выносливость. Как указывает автор, эти термины - частичные синонимы, где последний характеризует те разновидности специфической выносливости, которые развиты в результате спортивной или иной специализации. Воспитанную в результате такой специализации специфическую выносливость принято называть «специальной» (в спорте, например, это специальная спринтерская, стайерская, спортивно-гимнастическая выносливость и т.д.). Отсюда следует, что разновидностей специальной выносливости столько же, сколько видов деятельности. Нет, не общая, традиционно воспринимаемая выносливость является всеобщим свойством без границ, она - явление отдельное, частное, особенное, с присущими ей четкими признаками и определениями. Ее с полным правом можно назвать «партикулярной» выносливостью. Свойством всеобщности обладают как раз «специфические» виды выносливости -скоростная, силовая, аэробная, координационно-двигательная. Ведь, к примеру, скорость движения по дистанции, сохранению которой содействует скоростная выносливость, очень важна и спринтеру, и стайеру, и марафонцу, и многоборцу. Мы сознательно не вводили новых понятий, постарались придерживаться уже существующих определений видов и разновидностей выносливости, чтобы соблюсти хоть какую-нибудь преемственность с существующими знаниями по проблеме воспитания выносливости.
Кроме всего прочего, характер выносливости, проявляемый в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное участие в работе.
По этому признаку выносливость подразделяют на тотальную, проявляемую тогда, когда в работе активно участвует свыше 2/3 всех мышечных групп, региональную, когда активно функционирует от 1/3 до 2/3 мышечных групп, и локальную, когда активно функционирует менее 1/3 общего числа мышечных групп [7, С. 364]. Данная терминология прочно вошла в научный обиход, широко представлена в работах, исследующих проблемы мышечной выносливости [1, 3, 8, 9]. Так, избирательный характер адаптации к работе на выносливость преимущественно задействованных в ней мышц был назван как «локальная мышечная выносливость». Таким образом, термин «мышечная выносливость» широко распространен в теории и практике спорта с некоторым дополнением как «локальная мышечная выносливость». Нам кажется термин «локальная» не совсем корректен в этом случае: кто сказал, что в беге участвует только треть мышц? В многочисленных научных трудах отмечается, что в беге задействованы свыше 400 мышц, поэтому обоснованным будет употребление термина «специальная мышечная выносливость». Еще в первых работах по спортивной физиологии и трудовой деятельности Н.В. Зимкин (1956, 1964) выделял способность противостоять утомлению к умственной деятельности, сенсорной деятельности, то есть по рабочему органу или функциональной системе, ответственной за проявление выносливости. Например, В.М. Зациорский (1966, 2009) выделяет «вегетативную выносливость» [5]. В связи с таким подходом нам кажется совершенно обоснованным в один ряд с умственной, сенсорной, вегетативной, поставить и мышечную выносливость [4, 10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский, Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость / Ю.В. Верхошанский. - М. : Советский спорт, 2014. - 80 с.
2. Германов, Г.Н. Современные тенденции развития европейского бега на средние и длинные дистанции и их реализация в подготовке российских бегунов. Часть 2 / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 20-28.
3. Германов, Г.Н. Технология модельно-целевого конструирования тренировочных заданий при развитии локальной мышечной выносливости у юных бегунов на средние дистанции / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова, И.Е. Попова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 3 (73). - С. 30-37.
4. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования: морфобиомеханический подход : монография / В.П. Губа. - М. : Советский спорт, 2012. - 384 с.
5. Зациорский, В.М. Методика воспитания выносливости // Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2009. - Гл. III. - С. 103-153.
6. Матвеев, Л. П. Воспитание выносливости // Теория и методика физической культуры : учебник / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - Гл. VII. - C. 230-262.
7. Матвеев, Л. П. Воспитание выносливости // Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - М. : Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - Гл. XIII. - С. 359390.
8. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М. : ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.
9. Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Селуянов. - М. : ТВТ Дивизион, 2007. - 112 с.
10. Цуканова, Е. Г. Воспитание специальной мышечной выносливости у юных бегуний на 800 м при использовании тренировочных заданий на тренажерах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Цуканова Екатерина Геннадьевна ; Московский гор. пед. ун-т. - М., 2013. - 28 с.
REFERENCES
1. Verkhoshansky, V. (2014), Physiological bases and the methodical principles of training in run on endurance, Moscow, Soviet sports, Russian Federation.
2. Germanov, G.N. and Tsukanova, E.G. (2010), "Current trends of development of the European run on averages both long distances and their realization in training of the Russian runners", Uchenye
zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, 2010, Vol. 67, No. 9, pp. 20-28.
3. Germanov, GN., Tsukanova E.G. and Popova, I.E. (2011), "Technology of model and target designing of training tasks at development of local muscular endurance in young runners on average distances", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2011, Vol. 73, No. 3, pp. 30-37.
4. Guba, V.P. (2012), Bases of sports preparation: assessment and forecasting methods monograph, Moscow, Soviet sports, Russian Federation.
5. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of the athlete: bases of the theory and education technique, Moscow, Soviet sports, Russian Federation.
6. Matveev, L.P. (1991), Theory and methodology of physical culture, Moscow, Physical culture and sports, Russian Federation.
7. Matveev, L.P. (2008), Theory and methodology of physical culture, Moscow, Physical culture and sports, SportAkademPress, Russian Federation.
8. Myakinchenko, E.B. and Seluyanov, V.N. (2009), Development of local muscular endurance in cyclic sports, Moscow, TBT Division, Russian Federation.
9. Seluyanov, V.N. (2007), Training of the runner on average distances, Moscow, TBT Division, Russian Federation.
10. Tsukanova, E.G. (2013), Education of special muscular endurance at young runners on 800 m when using training tasks on exercise machines, dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2014.
УДК 378.37.037
АДЕКВАТНОСТЬ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТОВ ГПС МЧС РОССИИ ТРЕБОВАНИЯМ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный
работник физической культуры РФ, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ), Вячеслав Александрович Сморчков, полковник внутренней службы, начальник кафедры, Ирина Викторовна Машошина, кандидат педагогических наук, мастер спорта, Олег Константинович Падин, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник физической культуры РФ, мастер спорта, Воронежский институт ГПС МЧС России
Аннотация
Подчинение системы спортивных занятий целенаправленной деятельности по развитию профессионально важных качеств, необходимых для освоения служебной деятельности, становится важным направлением в подготовке и обучении курсантов в институтах ГПС МЧС России. Использование локальных силовых упражнений на тренажерах в физической подготовке работников пожарной охраны содействует воспитанию скоростно-силовых способностей, развитию мышечных компонентов выносливости, столь необходимых работникам данной профессии.
Ключевые слова: адекватность, служебная деятельность, профессиограмма, специализированная профессионально-прикладная подготовка, спортивные занятия, тренажеры, скоростно-силовая подготовленность, выносливость.