Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326).
Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 120-122.
В. Н. Сурина
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ГИПЕРССЫЛОК
Сделан краткий обзор существующих классификаций гиперссылок, проанализированы типичные основания для их классификаций. Затронут вопрос об оптимизации навигации в сайтовом гипертексте при помощи гиперссылок. Приводится разработанная на материале сайтовых гипертекстов американских медицинских учреждений классификация гиперссылок с позиций их предъявления в гипертексте.
Ключевые слова: гипертекст, сайтовый гипертекст, гиперссылка, нелинейность.
В современных научных дискуссиях1 все чаще звучат вопросы, связанные со способами организации электронного гипертекстового пространства, возможностями навигации внутри него2. По нашему мнению, это обусловливает актуальность анализа такого структурного элемента сайтового гипертекста, как гиперссылка, и установления специфики навигации при его помощи. Оптимизации навигации, по-видимому, может способствовать не только различное маркирование и выделение гиперссылок в гипертексте, но и, как нам кажется, специфичное предъявление гиперссылок в сайтовых гипертекстах по отношению друг к другу, что, по нашему мнению, также позволяет адресату легче ориентироваться в информационных массивах гипертекстов. Перед изучением особенностей предъявления гиперссылок в сайтовом гипертексте и составлением собственной классификации гиперссылок нами был сделан обзор научной литературы, посвященной типологиям и классификациям гиперссылок. Как было установлено, критерии дифференциации гиперссылок очень разнообразны. Это отчетливо видно по ниже приведенным классификациям.
Так, А. А. Калмыков выделяет гиперссылки только по графическому оформлению. По мнению автора, «присутствие ссылки внутри текста указывает на определенный смысловой акцент точно так же, как типографические элементы: курсив, выделение жирным, изменение шрифта и т. п. Но, в отличие от них, гиперссылка предлагает читателю покинуть данное текстологическое пространство, то есть не только разрывает процесс восприятия, но и завершает его»3.
Клочкова Е. С.4 и Стройков С. А.5 подразделяют гиперссылки на: однонаправленные/ двунаправленные (перекрестные) и внутренние (внутритекстовые)/ внешние (межтекстовые).
Т. И. Рязанцева выделяет гиперссылки:
1) по степени близости (характеру отношений) между исходным и последующим гипотекстом и типом реализуемых ассоциативных связей: листовые и навигационные;
2) по выполняемой дискурсивной функции: логические операторы - синтаксическая пунктуация; композиционные операторы - сверх-синтаксическая пунктуация; риторические операторы;
3) по авторству: внутренние и внешние, ад-герентные и ингерентные6.
Л. В. Назарова также выделяет гиперссылки
по:
1) графическому оформлению;
2) графически-композиционному аспекту7.
М. И. Беляев не дифференцирует четко.
на какие группы можно поделить гиперссылки, но, исходя из указанных им требований к созданию и организации гиперссылок, можно сделать вывод о том, что правомерно выделять гиперссылки согласно следующим критериям:
1) с позиций вербального оформления - гиперссылки, активируемые одним, двумя, тремя словами и фразами;
2) основываясь на графическом оформлении - гиперссылки, оформленные другим цветом, другим шрифтом, нежели гипотекст, в котором они даны, с подчеркиванием, курсивом, жирным шрифтом, или всеми вышеперечисленными комбинациями;
3) основываясь на функциональных особенностях - гиперссылки поясняющие «(если тема затронута в тексте, но не раскрыта, гиперссылка должны вести на ресурс с более детальной информацией) и композиционно-навигационные»;
4) по композиционно-графическому основанию - «гиперссылки, обозначенные в гипертекстовой структуре текста числами, графическими элементами и маленькими рисунками»8.
По нашему мнению, Зыкова Е. В. предлагает одну из самых детальных классификаций гиперссылок. Так, ученый дифференцирует гиперссылки на:
I) графически маркировованные и графически немаркированные;
II) внутритекстовые и вынесенные за пределы вербальной части текста;
III) релевантные, нерелевантные и частично релевантные гиперссылки;
IV) продуктивные и непродуктивные с позиций их навигационных особенностей;
V) адаптированные и неадаптированные ги-перссылки9.
Проведенный обзор научной литературы, посвященной исследованию типологии гиперссылок, позволил, во-первых, выявить, что на сегодня наблюдается уклон в сторону анализа функционального, структурно-композиционного и технического аспекта гиперссылок. Это также позволило подтвердить актуальность составления классификации гиперссылок на основании специфики их предъявления в гипертексте относительно друг друга с позиций оптимизации навигации в сайтовых гипертекстах. Для построения классификации привлекались гиперкаркасы следующих сайтовых гипертекстов:
http://www.hscpediatriccenter.com; http://www. gwhospital.com; http://www.downtownhospital.org; http://www.marywashingtonhealthcare.com; http:// www.dimensionshealth.org; http://www.whcenter. org; http://www.childrenhospital.org; http://www. beverlyhospital.org; http://www.bmc.org; http:// www.dmc.org;http://www.emersonhospital.org; http://steward.org/Good-Samaritan; http://www. winchesterhospital.org; http://www.orthohospital. org; http://www.rwmc.org; http://www.alegent-creighton.com/immanuel-medical-center.
Итак, согласно проведенному исследованию, гиперссылки сайтовых гипертекстов американских медицинских учреждений могут быть подразделены на комплексные и простые.
Комплексные гиперссылки сайтового гипертекста - комплексы или объединения гиперссылок, находящихся в пределах сайта или на его границе, которые:
1) всплывают при активации заглавной гиперссылки в виде списка или таблицы;
2) как правило, относятся или к определенной тематической рубрике сайта, или к актуализации определенной функции гипертекста;
3) неоднородны в разрезе маркированности/ немаркированности их сцеплений вербальным кодом;
4) располагаются только на гиперкаркасе сайтового гипертекста и доступны адресату при прочтении всех гипотекстов, кроме тупиковых. Под тупиковыми гипотекстами в данном исследовании мы понимаем гипотексты, в массиве которых отсутствуют гиперссылки.
В свою очередь комплексные гиперссылки мы подразделили на:
- комплексные гиперссылки, имеющие заглавную гиперссылку, которая только раскрывает список гиперссылок по определенной тематике;
- комплексные гиперссылки, имеющие заглавную гиперссылку, которая номинирует тематику всего списка объединенных гиперссылок, но при этом она сама активна и позволяет пользователю получить доступ к гипотексту с определенной информацией. Как установлено, в раскрываемом ею списке гиперссылок содержится одноименная гиперссылка, которая также отсылает реципиента к тому же гипотексту, что и заглавная гиперссылка;
- комплексные гиперссылки, открывающие список гиперссылок с заглавием или с вводным поясняющим текстом;
- комплексные гиперссылки, открывающие список гиперссылок по определенной тематике, сразу переводящих пользователя к искомому гипотексту, и одну тематически обобщенную гиперссылку, которая выводит на гипотекст, содержащий полный список гиперссылок на требуемые гипотексты по тематике;
- комплексные гиперссылки, открывающие список гиперссылок; некоторые из них, имея графические пометы в виде стрелок, в свою очередь, выводят для пользователя добавочные списки гиперссылок на требуемые гипотексты по тематике. При этом нажимая на гиперссылку со стрелкой, реципиент может выйти на гипотекст, содержащий все гиперссылки второго (добавочного) списка, активировав которые, попадет на требуемый гипотекст. Если пройти по гиперссылкам этих двух списков, можно попасть сразу на требуемый гипотекст;
- комплексные гиперссылки, раскрывающие сцепленные с ними гиперссылки, относящиеся к одной тематике, у которых нет заглавия, и все гиперссылки активны, то есть переводят пользователя на определенные гипотексты;
- комплексные гиперссылки, всплывающие в виде креолизованных списков, то есть списков, в которых информация дана несколькими кодами передачи информации.
Простые гиперссылки - гиперссылки, которые не имеют сцепленных с ними других гиперссылок и не открывают списки гиперссылок, а сразу переводят пользователя на гипотекст. Например, в сайтовом гипертексте «Mary Washington Health Care» гиперссылка «Professional Services» переводит пользователя на гипотекст «Laboratory Services for Physicians and Medical Facilities»; гиперссылка «Surgery» - на гипотекст «Regional Cancer Center - Surgery».
Проведенный анализ показал, что соотношение комплексных гиперссылок и простых в сайтовом гипертексте составляет 1:57 (из 5384, т.е. 100 % гиперссылок, 94 (1,7 %) являются комплексными, а 5290 (98,3 %) - простыми). Кроме того, было установлено, что комплексные гиперссылки могут располагаться только на гиперкаркасе гипертекста сайта определенного медицинского учреждения и могут иметь в своем составе от 2 до 40 гиперссылок.
В заключение отметим, что гиперссылки сайтового гипертекста могут предъявляться одиночно или в соединениях с другими гиперссылками и позволяют реципиенту эффективнее определять последовательность прочтения/ прослушивания/ просмотра гипотекстов сайтового гипертекста или осуществлять переход на другой сайтовый гипертекст. Подобная презентация гиперссылок позволяет оптимизировать коммуникационные процессы в целом и навигацию по информационным блокам сайтов в частности.
Примечания
1 См.: Злобина, Ю. И. Лингвистические особенности взаимосвязи художественных гипертек-
стов в пространстве иной культуры : автореф. ... дис. канд. филол. наук. Пермь, 2011.
2 См.: Ильина, И. А. Проблемы изучения и восприятия гипертекста в мультимедийной среде Интернет : автореф. ... дис. канд. филол. наук. М., 2009.
3 См.: Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М., 2009.
4 См.: Клочкова, Е. С. Субстантивные гиперссылки как средство расширения тезауруса и создания ассоциативного поля // Гипертекст как объект лингвистического исследования. Самара, 2010.
5 См.: Стройков, С. А. Основные понятия лингвистической концепции электронного лексикографического гипертекста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12, № 5 (3). Самара, 2010.
6 См.: Рязанцева, Т. И. Теория и практика работы с гипертекстом (на материале английского языка) : учеб. пособие. М., 2008.
7 См.: Назарова, Л. В. Гипертекст и интернет дискурс // Текст - Дискурс. Гипертекст -Интернет-дискурс : сб. науч. ст. СПб., 2010.
8 См.: Беляев, М. И. Принцип реализации структуры гипертекста - один из основных принципов создания электронных учебников // Вестн. Российс. ун-та дружбы народов. 2012. № 3. Информатизация образования.
9 См.: Зыкова, Е. В. Организация гипертекста в сети Интернет (на материале англоязычных сайтов) : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006.