Научная статья на тему 'Классификаторы профессий - Европейский и отечественный опыт:анализ национальных классификаторов профессий и их соответствия европейским классификаторам (на примере Украины)'

Классификаторы профессий - Европейский и отечественный опыт:анализ национальных классификаторов профессий и их соответствия европейским классификаторам (на примере Украины) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2105
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ХАРАКТЕРИСТИКА КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телиженко Александр Михайлович, Лукьянихин Вадим Александрович, Кириченко Константин Иванович, Лукьянихина Елена Анатольевна

В статье дан анализ квалификационных характеристик профессий. Приведено сравнение структуры классификаторов профессий России и Украины. Исследована возможность адаптации национальных систем квалификаций к современным требованиям международного, и в частности, европейского рынка труда на примере Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Телиженко Александр Михайлович, Лукьянихин Вадим Александрович, Кириченко Константин Иванович, Лукьянихина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATIONS OF OCCUPATIONS - DOMESTIC AND EUROPEAN EXPERIENCE: AN ANALYSIS OF NATIONAL CLASSIFICATIONS OF OCCUPATIONS AND THEIR COMPLIANCE WITH THE EUROPEAN CLASSIFICATIONS (ON THE EXAMPLE OF UKRAINE)

The article analyzes the features professional qualification. The comparison of the patterns of classifiers professions Russia and Ukraine. Investigate the possibility of adaptation of national qualifications systems to the modern requirements of international, and particularly European labour market on the example of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Классификаторы профессий - Европейский и отечественный опыт:анализ национальных классификаторов профессий и их соответствия европейским классификаторам (на примере Украины)»

УДК 378

A.М. Телиженко

B.А. Лукьянихин К.И. Кириченко Е.А. Лукьянихина

A. Telijenko V. Lukanidin K. Kirichenko

E. Lukyanyhina

Keywords: qualications, the classifier of professions, regulatory documents, characterization, qualification.

В условиях глобализации, интернационализации и взаимной интеграции мирового экономического пространства крайне динамично меняется профессионально-классификационная и профессионально-квалификационная структура международного рынка труда. При этом возникает необходимость в соответствующей «зеркальной» адаптации и трансформации структур образовательного пространства. В свою очередь Болонский процесс, к которому присоединились Россия и Украина, актуализирует вопросы приведения национальных систем квалификаций (НСК) и образовательных стандартов к мировым и, в первую очередь, к европейским нормам.

Принятие единых, общеевропейских принципов разработки и внедрения НСК, национальных рамок квалификаций (НРК), классификаторов профессий (КП) и национальных государственных стандартов образования (ГСО) способствует дальнейшему развитию общего европейского образовательного пространства. Вопросы формирования европейского образовательного пространства исследовались в ряде научных работ отечественных специалистов [3, 4, 8], зарубежных ученых [1, 2, 5] и закреплены в официальных документах [6-7].

Вместе с тем, требует дальнейшего исследования как сама основополагающая категория «европейское образовательное пространство», так и определение роли и места НСК, НРК, КП И ГСО в формировании такого пространства. Эти вопросы особенно актуальны в настоящее время, исходя из двух доктрин. Первой, общеполитической, - решение задач европейской интеграции стран постсоветского пространства, в частности, Украины. И второй, связанной с новым этапом совершенствования отраслевых стандартов образования на принципах компетентностного подхода и с учетом принятой Национальной рамки квалификаций.

© А.М. Телиженко, В.А. Лукьянихин, К.И. Кириченко, Е.А. Лукьянихина, 2014

Объективные противоречия интеграции национальных систем образования в европейское образовательное пространство на примере Украины более подробно были рассмотрены авторами в работах [9-10].

В данном исследовании мы бы хотели остановиться на адаптации национальных систем квалификаций к современным требованиям международного, и в частности, европейского рынка труда на примере Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 23 ноября 2011 г. № 1341 «Об утверждении Национальной рамки квалификаций» созданы предпосылки для коренной реформы и усовершенствования НСК. Этим подготовительный этап создания национальной системы квалификаций в Украине был завершен и, было положено начало подготовки к реализации самой НСК. Национальная рамка квалификаций предназначена для использования органами исполнительной власти и организациями, которые реализуют государственную политику в сфере образования, занятости и социально-трудовых отношений, учебными заведениями, работодателями и другими юридическими и физическими лицами, занятыми планированием, разработкой, признанием, и развитием квалификаций.

Национальные «Классификаторы профессий...» как в России [11], так и в Украине [12], а также Справочники квалификационных характеристик профессий работников (СКХПР) на сегодняшний день являются одними из основных нормативных документов, которые предназначены для решения вопросов сферы труда (проведение тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим), определения требований к профессиональным квалификациям работников. В Украине профессиональные названия работ, на которые разрабатываются квалификационные характеристики, должны соответствовать Классификатору профессий ДК 003:2010 [12].

Разработкой квалификационных характеристик профессий занимаются центральные и местные органы власти, всеукраинские и отраслевые объединения организаций работодателей, субъекты хозяйствования всех форм собственности и подчинения, профессиональные союзы, научные учреждения. Они же проводят мониторинг, вносят изменения и дополнения в действующие квалификационные характеристики.

Квалификационная характеристика профессии состоит из разделов «Задания и обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования», где определяются в соответствии с определенной должностью требования к образовательному и образовательно-квалификационному уровню, требования к последипломному образованию и минимальные требования к стажу работы. При необходимости квалификационная характеристика профессии работника может быть дополнительно расширена разделами «Специализация» и «Примеры работ».

Разработанные проекты квалификационных характеристик разработчики согласовывают с Министерством социальной политики Украины и утверждают их.

Однако процесс внесения изменений и дополнений в действующие квалификационные характеристики происходит со значительным отставанием от реальных потребностей рынка труда. Поэтому они, как правило, не дают объективного описания в необходимом объеме видов профессиональной деятельности, что свидетельствует о продолжающейся тенденции несогласованности сфер труда и образования.

Есть напряженность в отношениях между действующими рыночными механизмами, классификаторами профессий и специальностей, и реалиями предприятий. Новый классификатор профессий содержит 8725 записей, описывающих профессии, занятия и должности. В результате этого до сих пор в классификаторе около 1000 профессий. При этом профессиональные характеристики определены для занятий, которые являются устаревшими. Очевидно, невозможно в НСК работать с

таким количеством профессий. Отношения между классификаторами и НРК нуждается в уточнении.

Действующий в Украине КП разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 4 мая 1993 г. «О концепции построения национальной статистики Украины и Государственной программе перехода на международную систему учета и статистики» по договору между Украинским научно-исследовательским институтом труда Минтруда Украины и Министерством статистики Украины. Цель разработки КП - классификация профессий с распределением существующих названий работ (рабочих профессий и должностей руководителей, профессионалов, специалистов, технических служащих) по квалификационным группам для внедрения на практике статистики труда. Кроме того, действующий Классификатор профессий в значительной степени интегрирует отечественную профессионально-квалификационную практику с международными стандартами. В основу КП положена структура, общие положения, требования, знаки кодификации и около 60,0% профессиональных наименований работ, применяемых в мире. Адаптация к мировым стандартам и совершенствование отечественных Классификаторов профессий дает возможность организовать сбор, обработку и публикацию основных статистических данных о труде с распределением работников разных уровней квалификации, определять направления подготовки и переподготовки кадров, планировать мероприятия для более эффективного использования профессионально-квалификационного состава работников и т.д. Национальный КП в Украине разработан на международной и отечественной базе, а именно:

- Международная стандартная классификация занятий 1988 года (ISCO-88: International Standard Classification of Occupations. - Geneva, 1990) и её новой версии 2008 г. (ISC0-08) [13];

- Положение Международной стандартной классификации образования (ISCED - 97) и её редакции 2011 г. (ISCED - 2011);

- «Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов»;

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (Выпуск 1, часть 1, часть 2);

- Проект Классификатора профессий рабочих и должностей служащих, общий для стран СНГ;

- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

- Справочное руководство по системе управления базами данных FoxBASE+(K: МП - Фирма «Итас», 1991);

- Основы программирования в системе FoxPro (М.: «И. В. К.- СОФТ» 1991);

- Единая система программной документации (ЕСПД);

- ДСТУ 1.2:2003. Национальная система стандартизации Украины. Порядок разработки стандартов;

- ДСТУ 1.5:2003. Национальная система стандартизации Украины. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

- РДМУ 50-569-88. Инструкция. Автоматизированная система централизованного ведения классификаторов технико-экономической информации;

- КНД 50-011:2003. Основные положения и порядок разработки стандартов и сроки определения;

- КВЕД и другие.

Анализ структуры КП России и Украины (см. Приложение 1 и 2) показывает определённые формальные отличия. В тоже время, по нашему мнению, содержательная составляющая обоих классификаторов принципиально не отличается.

Так, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов имеет такую структуру: Предисловие Введение

Профессии рабочих

Информационный блок классификатора профессий рабочих

ФАСЕТ 01. Виды производств и работ

ФАСЕТ 02. Тарифные разряды

ФАСЕТ 03. Классы (категории) квалификации

ФАСЕТ 04. Формы и системы оплаты труда

ФАСЕТ 05. Условия труда

ФАСЕТ 06. Степень механизации труда

ФАСЕТ 07. Производные профессии

ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КЛАССИФИКАТОРА ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ

Фасет 10. Категории должностей

Фасет 11. Производные должности

Фасет 12. Категории (классы) квалификации

КП Украины состоит из следующих элементов:

1. Общие положения

2. РАЗДЕЛ 1. Законодатели, высшие государственные служащие, руководители, менеджеры (управляющие). Приложение А (обязательное), коды 1110-1496

3. РАЗДЕЛ 2. Профессионалы. Приложение А (обязательное), коды 2111.12490

4. РАЗДЕЛ 3. Специалисты. Приложение А (обязательное), коды 3111-3590

5. РАЗДЕЛ 4. Технические служащие. Приложение А (обязательное), коды 4111-4229

6. РАЗДЕЛ 5. Работники сферы торговли и услуг. Приложение А (обязательное), коды 5111-5312

7. РАЗДЕЛ 6. Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства. Приложение А (обязательное), коды 61116154

8. РАЗДЕЛ 7. Квалифицированные рабочие с инструментом. Приложение А (обязательное), коды 7111-7990

9. РАЗДЕЛ 8. Рабочие по обслуживанию, эксплуатации и контролю за работой технологического оборудования, сборке оборудования и машин. Приложение А (обязательное), коды 8111-8990

10. Приложение Б (справочное) «Алфавитный указатель профессиональных названий работ»

11. Приложение В (обязательное) «Производные слова к профессиям (профессиональным названиям работ)»

При анализе действующих Национальных классификаторов профессий следует четко разделять и понимать международные и специфические (переходные) их функции и задачи.

Так, к международным функциям и задачам следует отнести:

- сопоставление статистических данных в профессиональном разрезе с зарубежными и международными аналогами. На сегодняшний день, кроме КП и статистической базы Госслужбы занятости населения, в стране оперативная информация в профессиональном разрезе практически отсутствует;

- использование зарубежными кадровыми службами кодирования профессий по КП, который должен соответствовать КСО-ОБ, при определении (признании, сертификации) профессиональной квалификации легальных украинских трудовых мигрантов и трудоспособных иммигрантов.

Среди специфических функций КП, отсутствующих в большинстве стран мира (кроме стран-членов СНГ), следует выделить такие:

- накопление всех профессиональных названий работ и должностей, которые устарели но еще применяются в отдельных производствах, что необходимо для оформления льготных пенсий, формирование штатных расписаний и т. п.;

- «привязывание» профессиональных названий работ, выписанных в КП к льготным «пенсионным» спискам № 1 и № 2, спискам производств, работ и профессий, дающих право на сокращенный рабочий день (неделю), дополнительный отпуск и т. п.;

- «привязывание» названий квалификаций, которые выписываются в дипломах (других документах) об образовании в соответствии с названиями профессий (профессиональных названий работ) первичного уровня (без требований к стажу), выписанных в КП.

Таким образом, действующие национальные КП являются переходным инструментами адаптации к международным нормам, которые в основном приведены к единой базе с точки зрения структуры и кодирования по предварительной версии международного аналога. Следует отметить, что в национальных системах квалификаций ведётся активная оперативная работа по усовершенствованию действующих Классификаторов профессий. Так, в Украине в настоящее время подготовлено целый пакет проектов по согласованию НСК с европейской системой квалификаций, и в частности, готовится новая редакция КП - КП-2.

При этом следует подчеркнуть, что даже действующие национальные КП в целом вполне коррелируют с европейскими аналогами. Ярким примером может служить сравнительный анализ классификаторов профессий и специальностей 1БСО:88 и украинского КП «ДК 003:2010» (табл.).

Таблица

Сравнительный анализ классификаторов профессий

Наименования классификационных групп по стандарту КСО:88 (международный стандарт) Код группы Наименования классификационных групп по стандарту ДК 003:2010 (украинский стандарт)

1 2 3

1. Законодатели, высшие государственные служащие, руководители, менеджеры (управляющие)

Законодатели и крупные чиновники. 11 Законодатели, высшие государственные служащие, высшие должностные лица общественных и самоуправленческих организаций.

Продолжение табл.

1 2 3

Корпоративные управляющие. 12 Руководители предприятий, учреждений и организаций.

Генеральные управляющие. 13 Руководители малых предприятий без аппарата управления.

14 Менеджеры (управляющие) предприятий, учреждений, организаций и их подразделений.

2. Профессионалы

Специалисты в области физики, математики, прикладных наук (с высшим 21 Профессионалы в области физических, математических и технических наук.

образованием)

Специалисты в области наук, связанных 22 Профессионалы в области наук о

с жизнью и здоровьем (с высшим образованием). жизни и медицинских наук.

Специалисты в области обучения (с высшим образованием). 23 Преподаватели.

Другие специалисты(с высшим образованием). 24 Другие профессионалы.

3. Специалисты

Специалисты, связанные с физическими 31 Технические специалисты в области

и машиностроительными науками (со специальным образованием). прикладных наук и техники.

Специалисты в области наук, связанных 32 Специалисты в области биологии,

с жизнью, здоровьем (со специальным образованием). агрономии, медицины.

Специалисты в области обучения 33 Специалисты в области образования.

(со специальным образованием).

Другие специалисты (со специальным образованием). 34 Другие специалисты.

— 35 Специалисты в области пищевой и перерабатывающей промышленности.

4. Технические служащие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конторские служащие. 41 Служащие, связанные с информацией.

Служащие, занятые обслуживанием 42 Служащие, которые обслуживают

заказчиков. клиентов.

5. Работники сферы торговли и услуг

Работники индивидуальных и защитных 51 Работники, которые предоставляют

служб. персональные и защитные услуги.

Натурщики, продавцы и демонстраторы. 52 Натурщики, продавцы и демонстраторы.

53 Рабочие, которые предоставляют другие услуги юридическим и физическим лицам.

6. Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства

Ориентированные на рынок квалифицированные работники 61 Квалифицированные сельскохозяйственные рабочие и

сельского, лесного хозяйства и рыбалки.

рыболовства.

Работники сельского хозяйства и 62 —

рыболовств, ведущие натуральное

хозяйство.

Окончание табл.

1 2 3

7. Квалифицированные работники с инструментом

Рабочие, занятые в добывающих и 71 Рабочие по добыче полезных

строительных отраслях. ископаемых и на строительстве.

Рабочие металлургических, 72 Работники металлургических и

машиностроительных и родственных машиностроительных профессий.

отраслей.

Рабочие, связанные с точными 73 Рабочие в области точной механики,

измерениями, ремеслом, печатным делом и рабочие подобных профессий. ручных ремесел и печати.

Рабочие других ремесел и родственных 74 Другие квалифицированные работники

им профессий с инструментом.

8. Рабочие по обслуживанию, эксплуатации и контролю над работой технологического оборудования, сборке оборудования и машин

Постоянно работающие на оборудовании 81 Работники, которые обслуживают

и операторы машин, механизмов. промысленное оборудование.

Операторы и монтажники станков. 82 Работники, которые обслуживают машины и сборщики машин.

Водители и операторы подвижной 83 Водители и рабочие по обслуживанию

техники. подвижной техники и установок.

9. Простейшие профессии

Работники простых профессий по 91 Простейшие профессии торговли и

распродаже и предоставлению услуг. сферы услуг.

Неквалифицированные рабочие сельского хозяйства, рыболовства и 92 Простейшие профессии в сельском хозяйстве и подобных отраслях.

лесного хозяйства.

Неквалифицированные рабочие горной 93 Простейшие профессии в добывающих

промышленности, строительства, отраслях, строительстве,

обрабатывающей промышленности и промышленности и транспорта.

транспорта.

Как видно из приведенного сравнения многие позиции идентичны либо схожи, по сути и содержанию. В тоже время присутствует довольно широкое поле для дальнейшего усовершенствования существующих национальных КП.

Таким образом, дальнейшая адаптация и гармонизация действующих национальных Классификаторов профессий и соответствующих квалификационных характеристик и требований позволит классифицировать действующие специальности и направления подготовки в соответствии с профессиональной стандартизаций; оптимизировать объемы и направления подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе; начать работы по наполнению Национальной рамки квалификаций имеющимися профессиональными квалификациями; обеспечивать подготовку кадров на принципах компетентностного подхода; обеспечивать государственную политику в сфере занятости, профессиональной классификации работ и профессий.

Библиографический список

1. Лерман С., Мiягава С., Маргулю Е. Проект Open Course Ware (OCW): розбудова культури вшьного доступу та обмшу // Вщкрита осв^а: колективний розвиток осв^и через вщкрстп технологи, вщкритий контент i вщкрите знання / За ред. Т. Ийоа. - К.: Наука, 2009. - С. 128-130.

2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ, под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. - 238 с.

3. Кремень В.Г. Система осв^и Украши: сучасш тенденцп i перспективи // Професшна осв^а: педагопка i психолопя: Украшо-польський журнал / За ред.: I. Зазюна, Н. Ичкало, Т. Левовицького, I. Вшьш. - Кшв-Ченстохова: ЗАТ «В1ПОЛ», 2000, Видання II. - С.11-30.

4. Голубенко О., Морозова Т. Нацiональна рамка квалiфiкацiй у контекстi европейських перетворень осв^нього простору // Вища школа. 2009. № 3. С. 44-56.

5. Coles M. A Review of International and National Developments in the Use of Qualifications Frameworks / ETF Project Number WP06-42-05: Work Programme 2006 [Electronic resource]. - Mode of access: www.etf.europa.eu/.

6. Нацюнальна доктрина розвитку осв^и. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.president.gov.ua/documents/151.html.

7. Болонський процес 2020 - Свропейський проспр вищо'1 осв^и у новому десятирiччi [Електронний ресурс] / Комюшке Конференцп мшс^в европейських краш, вщповщальних за сферу вищоюсв^и, Льовен i Лувен-ла-Ньов, 28-29 кв^ня 2009 р. - Режим доступу: www.mon.gov.ua

8. Артьомов !В., Ващук О.М. Концептуальнi та правовi основи формування Свропейського освiтнього простору: Навчальний поабник / за ред. Ф.Г. Ващука, В.I. Лугового. - Ужгород: ЗакДУ, 2011. - 486 с. - (Серiя «Gвроiнтеграцiя: украшський вимiр»; Вип. 17).

9. Telizhenko A.M., Kyrychenko K.I., Lukianykhin V.O. OBJECTIVE CONTRADICTIONS OF INTEGRATION OF NATIONAL EDUCATION SYSTEMS IN THE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE (A CASE STUDY OF UKRAINE) / Telizhenko A.M., Kyrychenko K.I., Lukianykhin V.O. / QUALIFICATION FRAMEWORK ISSUES IN ICT-BASED HIGHER EDUCATOIN / edited by Alessandro Figus. - Roma: Eurilink Edizioni srl, - 2014. - c. 35-42 (ISBN: 978-88-97931-20-1)

10. Лук'янихша О. А., Кириченко К.I., Телiженко О.М. Адаптащя украшських навчальних плашв i програм до схщноевропейсько! квалiфiкацiйноi рамки як шструмент трансферу осв^шх технологш / Трансфер технологий та шновацп: шновацшний розвиток та модершзащя економiки Украiни: матерiали VI Мiжнародного форуму, 20-21грудня 2012р, Киiвський полiтехнiчний унiверситет. - Кшв, 2012. - С227-229.

11. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ И ТАРИФНЫХ РАЗРЯДОВ - ОК 016-94. - Москва 2006. - Дата введения 1996-01-01/ Russian Classification of workers and employees occupations and wage grades [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gosthelp.ru/text/OK01694Obshherossijskijkl.html.

12. НАЦЮНАЛЬНИЙ КЛАСИФЖАТОР УКРА1НИ КЛАСИФЖАТОР ПРОФЕСШ ДК 003:2010 [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://www.dk003.com/

13. Международная стандартная классификация занятий 2008 г. (МСКЗ-08) / International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08) [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/areas/isco.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.