Справочный материал
КЛАССИФИКАТОР НАРУШЕНИЙ ОБЪЕКТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Контроль за использованием средств федерального бюджета является одной из основных задач совершенствования государственного управления. Это прежде всего связано со значительным увеличением объемов и разнообразием форм использования бюджетного финансирования. Во всем мире общество в лице налогоплательщиков стремится контролировать рациональность использования средств бюджета. Этим объясняется то внимание, которое во всех странах и в международных организациях уделяется развитию контроля в общественном секторе, где используются бюджетные средства.
Значительное влияние на развитие новых видов государственного финансового контроля и аудита в РФ оказывают мировой опыт, методология и практика Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ), материалы и документы специальных семинаров и конгрессов по проблемам эффективности аудита, проводимых ЕВРОСАИ (Европейская организация Высших органов аудита), АЗОСАИ (Азиатская организация Высших органов аудита) и др.
В России с 2004 г. начата бюджетная реформа. Основной ее целью является создание бюджетного механизма, ориентированного на результат, когда объем финансирования зависит от эффективности деятельности участников бюджетного процесса. В ходе реформы введена новая система бюджетного учета, приближенная к международным стандартам, интегрированная с бюджетной классификацией и призванная обеспечить прозрачность бюджетной отчетности. Одновременно проводится большая работа по усилению контроля за использованием бюджетных средств со стороны Счетной палаты РФ, Росфиннадзора, финансово-надзорных органов, аудиторских организаций.
Актуальность этих проблем постоянно возрастает в связи реализацией социальных программ. На них выделяется большой объем бюджетных
средств, направленных не только в учреждения общественного сектора, но и в некоммерческие организации, специализированные коммерческие организации, которые либо непосредственно участвуют в реализации социальных программ, либо являются подрядчиками организаций, на которые возложена задача по реализации программ. Такая ситуация существенно расширяет объекты государственного финансового контроля.
Традиционно государственный финансовый контроль ориентирован на соблюдение целевой направленности выделяемых бюджетных средств. Новой тенденцией в организации контроля стала оценка результативности использования средств, выделяемых бюджетополучателям, т. е. развитие аудита эффективности. Новые задачи и направления государственного финансового контроля требуют перестройки всей работы субъектов контрольной деятельности, изменения методик проведения контрольных мероприятий и реформирования организационных структур. Вместе с тем именно такие изменения смогут повысить эффективность российской системы государственного финансового контроля с учетом современных международных требований.
Проведем анализ нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля по объектам бухгалтерского наблюдения в виде представленного классификатора. Классификатор разработан на основе анализа законодательных и нормативных правовых актов РФ. Он является систематизированным перечнем нарушений, выявляемых в ходе осуществления государственного финансового контроля.
Под нарушениями в настоящем классификаторе понимаются действия (бездействие), запрещенные законами или иными нормативными правовыми актами РФ, не соответствующие правилам, условиям, требованиям, установленным законами или иными нормативными правовыми актами РФ, а
также за совершение которых законами или иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрено применение мер ответственности (табл. 1, 2, 3,4,5,6,7).
Под недостатками в настоящем классификаторе понимаются действия (бездействие), являющиеся не нарушениями законодательства, а случаями неэ-
Нарушения учета бк
ффективной деятельности. При этом действия (бездействие) должностных лиц или организаций могут быть оценены как неэффективные только в тех случаях, когда проверяющим подтверждена возможность их выполнения с достижением лучшего результата и (или) с меньшими затратами в условиях, которые имели место на момент совершения (табл. 8).
Таблица 1
кетных обязательств
Нарушения учета бюджетных обязательств Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Не ведется аналитический учет принятых бюджетных обязательств Пункт 249 Инструкции от 30.12.2008 №148н
Не ведется журнал учета бюджетных обязательств (ф. 0504064) Пункт 249 Инструкции от 30.12.2008 №148н
Принятие бюджетных обязательств, не предусмотренных в бюджетной смете Статья 289 БКРФ. Приказ Минфина России от 20.11.2007 № 112н
Несоблюдение порядка учета бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета Приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н «О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета». Статья 161 БК РФ
Бюджетные обязательства, принятые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами, заключенными на срок, превышающий пределы финансового года, не учитываются в следующем году за счетлимитов бюджетных обязательств следующего финансового года Приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н. Статья 161 БК РФ
Принятие бюджетных обязательств производится не в пределахдове-денных по кодам классификации расходов бюджета лимитов бюджетных обязательств (в текущем финансовом году и плановом периоде) и не с учетом принятых и неисполненных бюджетных обязательств Приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н. Статья 161 БК РФ
Постановка на учет бюджетных обязательств по заведомо подложным документам (государственные контракты и иные договоры гражданско-правового характера) Приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н. Статья 161 БК РФ
Получатели средств в пятидневный срок не уведомили финансовый орган об измененияхучтенных бюджетных обязательств, произошедших вследствие изменения или прекращения договорных отношений Приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н. Статья 161 БК РФ
При принятии решения о досрочном прекращении бюджетного обя-зательствадля оформления завершения бюджетного обязательства получатель средств не подготовил и не предоставил в соответствующий орган сведения об изменениях бюджетных обязательств, содержащих сумму фактически исполненных бюджетных обязательств Приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н. Статья 161 БК РФ
При реорганизации или ликвидации получателя средств незавершенные бюджетные обязательства должны быть урегулированы его правопреемником или главным распорядителем средств Приказ Минфина России от 19.09.2008 №98н
Суммы бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации расходов бюджета превышают предусмотренные по тем же кодам суммы: • неиспользованных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств (бюджетныеданные), отраженных на соответствующем лицевом счете получателя отдельно для текущего финансового года, для первого и второго года планового периода; • неиспользованных утвержденных объемов расходов по приносящей доходдеятельности (в случае, если в ф. 0531702 получатель средств федерального бюджета указал в качестве источника исполнения бюджетных обязательств средства от приносящей доход деятельности) Приказ Минфина России от 19.09.2008 №98н
Отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК РФ Статья 283 БКРФ
Окончание табл. 1
Нарушения учета бюджетных обязательств Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств Статья 283 БК РФ
Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам Статья 283 БК РФ
Недоведение (несвоевременное доведение) до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств Статья 221 БКРФ. Приказ Минфина России от 20.11.2007 № 112н
Нарушение установленного порядка составления и утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения
Принятие денежных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств
Таблица 2
Нарушения по учету расходов (фактических) в бюджетном учете
Нарушения по учету расходов (фактических) в бюджетном учете Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Выплата за счет бюджетных средств компенсаций, пособий и других выплат лицам, не имеющим оснований на их получение Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Статья 74.1 БКРФ. Статья 289 БКРФ
Расходование бюджетных средств, не предусмотренных в бюджетной смете Статьи 221, 161,289 БКРФ. Приказ Минфина России от20.11.2007 № 112н «Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения». Статья 15.14 КоАП РФ
Отражение расходов в бюджетной смете не по тем кодам, по которым они должны быть отражены согласно классификатору РФ Статьи 221, 161 БКРФ. ПриказМинфина России от20.11.2007 № 112н. Приказ Минфина России от 25.12.2008 № 145н «Указания по применению бюджетной классификации»
Расходование бюджетных средств сверх установленных норм на командировочные расходы Пункт 1 постановления Правительства от 02.10.2002 № 729
Отнесение произведенной в декабре 2009 г. предоплаты текущих расходов за январь 2010 г. как фактические расходы 2009 г., в то время как предоплату следовало отнести на фактические расходы в январе 2010 г. Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерахпо реализации ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы»
Расходы по оплате сотовой связи производятся без учета ограничений, установленных локальным документом Учетная политика организации
Признание фактических расходов без подтверждения оправдательными документами произведенных расходов, выполненных работ, оказанных услуг Статья 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ. Пункт 233 Инструкции №148н
Использование бюджетных средств на оплатурасходов, которые должны осуществляться за счет средств, поступающих из бюджетов других уровней Статья 65 БКРФ
Несоблюдение принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Статья 32 БКРФ
Использование остатков средств бюджета прошлого бюджетного года на расходы отчетного Статья 283 БКРФ. Пункт 229 Инструкции № 148н
Таблица 3
Нарушения по учету доходов
Нарушения по учету доходов Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ Статьи 39-42, 46, 47, 50, 51, 56, 57, 61, 61.1, 61.2, 62, 93.2, 96.6, 146, 283, 303 БКРФ
Несоблюдение принципа разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ Статья 30 БКРФ
Окончание табл. 3
Нарушения по учету доходов Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Несоблюдение принципа полноты отражения доходов Статья 32 БК РФ
Несоблюдение требований о включении в состав доходов бюджетов доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платныхуслуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности Статья 41 БКРФ
Несоблюдение требований о зачислении в доход федерального бюджета средств, уплачиваемых получателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва, платы за заимствование материальных ценностей из государственного резерва, а также неустойки (штрафы и пени) за нарушения порядка ведения операций с материальными ценностями государственного резерва Статья 8 Федерального закона от29.12.1994 №79-ФЗ «О государственном материальном резерве»
Несоблюдение требований, в соответствии с которыми порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества Часть2ст. 297 ГК РФ. Статья 17 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственныхи муниципальных унитарных предприятиях»
Таблица 4
Нарушения по учету основных средств
Нарушения по учету основных средств Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Имущество бюджетного учреждения, финансируемого из федерального бюджета, не было внесено в реестр федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (ред. от22.04.2009)
Несогласование передачи объектов основных средств с управлением по имуществу Статья 298 ГКРФ
Неоформление актов о приемке-передаче отремонтированных, модернизированных объектов при проведении ремонта объектов основных средств Пункт 21 Инструкции 148н
Неосуществление материально ответственными лицами ведения учета основных средств в инвентарных списках нефинансовых активов (ф. 0504034) и материальных запасов в книгах количественно-суммового учета материальных ценностей Пункты 23, 59 Инструкции 148н
Объектам основных средств стоимостью до 3 000 руб. присвоены уникальные инвентарные номера Пункт 19 Инструкции 148н
При достройке служебного помещения не производились изменения первоначальной стоимости здания Пункт 12 инструкции 148н
Отражение ведения учета основных средств по их наименованию и количеству в журналах производной формы Пункт 23 Инструкции 148н
Принятие к учету объектов основных средств произведено без соблюдения требований ОКОФ, что привело к неправильному начислению налога на имущество Пункты 10, 15, 51 Инструкции 148н
Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. не произведена по ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210) Пункт 21 Инструкции 148н
Работы по реконструкции объектов основных средств проведены без разрешения на строительство Пункт 1ст. 51 Градостроительного кодекса РФ
Общая сумма амортизации, начисленная за отчетный месяц по основным средствам, не отражена в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов Пункт 48 Инструкции 148н
Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи ит. д.) не приняты к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов Пункт 19 Инструкции 148н
Присвоение обособленным элементам сложного объекта основных средств (включающего обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое) отличных от него инвентарных номеров Пункт 19 Инструкции 148н
Неоднократная смена инвентарного номера за весь период его нахождения в данном учреждении, присвоенного объекту основных средств Пункт 19 Инструкции 148н
9 (249) - 2010 Справочный материал
Окончание табл. 4
Нарушения по учету основных средств Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам Пункт 19 Инструкции 148н
Выдача основных средств стоимостью свыше 3 ООО руб. в эксплуатацию оформляется на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) Пункт21 Инструкции 148н
Осуществление разборки и демонтажа основных средств до утверждения соответствующих актов Пункт 22 Инструкции 148н
Несоответствие учета драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в объектах основных средств, порядку, установленному Минфином России Пункт 18 Инструкции 148н
Принятиекучету первичныхдокументов произвольной формы без содержания в них обязательных реквизитов Пункт 2 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете». Пункт 3 Инструкции 148н
Таблица 5
Нарушения по учету ведения лицевого счета
Нарушения по учету ведения лицевого счета Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Нарушение порядка документального отражения операций по текущему лицевому счету: • отсутствие (неотражение) операций в журнале учета операций с безналичными денежными средствами; • отсутствие выписок по текущим лицевым счетам, сброшюрованных в хронологическом порядке; • нарушение ведения накопительных ведомостей по текущим лицевым счетам; • несообщение в органы Федерального казначейства в течение 3 дней об ошибке в предъявленных платежных документах Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н
Невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств на текущий лицевой счет Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н
Сокрытие (неперечисление в доход бюджета) сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступивших на лицевой счет Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н
Осуществление предоплаты в размере 100 %с текущего лицевого счета, за исключением договоров по услугам связи, железнодорожных и авиабилетов, страхования транспортных средств, а также обучения и повышения квалификации сотрудников Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009—2010 годы»
Выплата с лицевого счета за счет бюджетных средств пособий, компенсаций, субсидий и прочих выплат лицам, не имеющим правовых оснований для их получения Статья 289 БКРФ
Необоснованное перечисление получателям бюджетных средств остатков денежных средств с текущего лицевого счета на внебюджетные счета или счета юридических лиц Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н
Использование средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, а также оказание финансовой помощи коммерческим организациям на возвратной и невозвратной основе Статья 289 БКРФ
Использование средств на оплату расходов, которые должны быть осуществлены за счет финансирования из бюджетов других уровней Статья 289 БКРФ
Использование средств целевого назначения (дотаций, субсидий, субвенций) с нарушением условий их предоставления Статья 289 БКРФ
Расходование бюджетных средств при отсутствии оправдательных документов, а именно, отсутствие оформления или неправильное оформление первичныхдокументов Пункт 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Пункт 3 Инструкции 148н
Погашение задолженности вышестоящей организации за подведомственную организацию, финансируемую за счет бюджетных средств Статья 289 БКРФ
Переплата отчислений во внебюджетные фонды (сверх нормативов) Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н
Таблица 6
Нарушения по учету материальных запасов
Нарушения по учету материальных запасов Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Передача материалов от одного материально ответственного лица другому отражена следующими бухгалтерскими записями: Д-т сч. 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» К-т сч. 1 105 06 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов» Тогда как следовало: Д-т сч. 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» К-т сч. 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» Пункт 61 Инструкции № 148н
Расходование средств при отсутствии оправдательныхдокументов, неоформление или неправильное оформление первичных документов на приобретение материальных ценностей. Пункты 59, 60, 62 Инструкции № 148н
Расходование средств на приобретение материальных ценностей сверх норм (например, нормы на расходование ГСМ и т.д.) Приказ Минтранса России № АМ-23-р от 14.03.2008
Нарушения в ведении учета донорской крови: • для списания брака крови руководителем учреждения не составлен приказ о назначении постоянно действующей комиссии; • при списании брака крови акт (ф. 0504230) составлен не по каждому отдельному случаю образования брака и в зависимости от вида брака (обратимый или абсолютный); • отбракованная кровь сразу списывается: Д-т сч. 1 10401 272 «Расходование материальных запасов» К-т сч. 1 105 06 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов», тогда как следовало бы сначала принять к учету на счете 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», а потом она подлежит списанию в порядке, установленном Инструкцией № 148н: Д-т сч. 1 10401 272 «Расходование материальных запасов» К-т сч. 1 105 06 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»; • в себестоимость, которую формирует стоимость крови, включены потери от брака крови и ее компонентов, в т. ч. потери, которые подлежат к взысканию с виновного лица; • формирование стоимости крови и ее компонентов, взятыхудоно-ра, осуществляются с применением счета 0 10501 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств» и оформляется следующей записью: Д-т сч. 1 10501 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств» К-т сч. 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» Тогда как следовало бы формировать стоимость крови и ее компонентов, взятыхудонора, с применением счета 0 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», и при этом нужно оформить следующие записи: Д-т сч. 1 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» К-т сч. 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» Федеральный закон от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов». Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденные 09.06.2007 Минздравсоцразвитием России. Инструкция по учету крови при ее заготовке и переработке в учреждениях и организациях здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР от 15.09.1987 № 1035. Инструкция № 148н. Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а. Приказ Минздрава СССР от 30.12.1987 № 1337. Приказ Минздрава СССР от 07.08.1985 № 1055. Приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030
При замене комплектующих к компьютерам не отражаются операции по демонтажу снятых запасных частей, кроме того, нередко отсутствует документальное подтверждение дальнейшего движения или утилизации материальных запасов, т. е. отсутствуютдокументы, подтверждающие наличие необходимости и целесообразности проведения ремонтов компьютерной техники Пункт 5ст.8ип. 1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ. Пункты 59, 60, 62 Инструкция № 148н
Учет материальных запасов осуществляется без стоимости, только в количественном выражении Пункты 52, 53 Инструкция № 148н
Годовая инвентаризация проведена не в полном объеме, с нарушением правил проведения инвентаризации Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
9 (249) - 2010 Справочный материал
Окончание табл. 6
Нарушения по учету материальных запасов Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
В использовании автотранспортных средств допускаются нарушения, связанные с правильностью оформления первичных учетных документов, списанием ГСМ и запасных частей: • в первичных учетных документах (путевых листах) допускаются неоговоренные исправления остатков ГСМ на начало и конец рабочего дня; • в путевых листах не указываются маршрут поездки, время ее начала и окончания, а также показания спидометра (пробег) автомобиля за каждую поездку; • автомобильные масла списывались прямым расходом без указания расхода топлива, рассчитанного по нормам для каждого автомобиля; • излишнее списание ГСМ вследствие завышения норм расхода; • списание запасных частей для автомобилей производилось прямым расходом при выдаче их со склада, а не по актам установленной формы Пункт5ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Пункты 59, 60, 62 Инструкции № 148н
Материальные запасы списываются без учета срока эксплуатации Инструкция № 148н
Принимаются к учету первичные документы, в которых наименование материальных ценностей указаны на иностранном языке без построчного перевода Статья 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-Ф3 «О государственномязыке Российской Федерации»
Списание (отпуск) материальных запасов производится по рыночной стоимости, тогда как их списание (отпуск) следовало производить по фактической стоимости Пункт 58 Инструкции № 148н
Таблица 7
Нарушения в формировании бюджетной отчетности
Нарушения в формировании бюджетной отчетности Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
Нарушения в документальном оформлении бюджетной отчетности: • бюджетная отчетность на бумажном носителе представлена не в сброшюрованном виде, отсутствует нумерация страниц, отсутствует оглавление, сопроводительное письмо; • отсутствие необходимых подписей Пункт 1.4. Приказа Минфина России от 09.11.2009 №115н. Пункт 6 Инструкции от 13.11.2008 № 128н
Неполное предоставление бюджетной отчетности, отсутствие обязательных форм: • отсутствие в составе бюджетной отчетности дополнительных форм, установленных финансовым органом для получателя бюджетных средств; • отсутствие в составе бюджетной отчетности следующих форм: — Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128); — Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138); • отсутствие иных обязательных форм, использование неутвержденных форм отчетности, неполное заполнение форм бюджетной отчетности Пункт 5 Инструкции от 13.11.2008 № 128н. Пункт 1.8 приказа Минфина России от 09.11.2009 №115н
Нарушение сроков предоставления бюджетной отчетности: • нарушение сроков предоставления получателем бюджетных средств бюджетной отчетностираспорядителю (главномураспорядителю) бюджетныхсредств, пользователю бюджетной отчетности, осуществляющему ее камеральную проверку; • нарушение сроков приведения бюджетной отчетности в соответствие с требованиями к ее составлению и представлению, если нарушения данных требований были выявлены в результате камеральной проверки Пункт 10 Инструкции от 13.11.2008 № 128н. Пункт 1.7 приказа Минфина России от 09.11.2009 № 115н
Нарушение порядка составления баланса получателя бюджетных средств: • невключение в сумму амортизации основных средств амортизации прочих основных средств; • указание по стр. 050 суммы амортизации прочих основных средств вместо амортизации нематериальных активов; • неуказание в балансе информации о вложениях в финансовые активы; • невключение в общую сумму финансовых активов суммы вложений в финансовые активы; • невключение в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах информации о списанной задолженности неплатежеспособных дебиторов (стр. 040), информации о невыясненных поступлениях бюджета прошлых лет Пункты 1.9, 1.10, 1.12 приказа Минфина России от09.11.2009 № 115н
Окончание табл. 7
Нарушения в формировании бюджетной отчетности Нормативные правовые акты РФ, которые нарушены
(счет 19, стр. 210), о списанной задолженности, невостребованной кредиторами (счет 20, стр. 240), о материальных ценностях, полученных по централизованному снабжению в разрезе видов нефинансовых активов (счет 22, стр. 260 — 262), периодических изданиях для пользования (счет 23, стр. 280)
Нарушение порядка формирования справки по консолидируемым расчетам: невключение в справку информации по счетам 130212000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ» и 120505000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ» Пункт 1.13 приказа Минфина России от 09.11.2009 № 115н
Нарушения порядка составления отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности: невключение данных по поступлениям и выбытиям денежных средств, отражаемых в корреспонденции с соответствующими счетами счета 230404000 «Внутриведомственные расчеты» Пункты 1.46—1.48 приказа Мин-финаРоссии от 09.11.2009М 115н
Таблица 8
Неэффективное расходование бюджетных средств (недостатки)
Неэффективное расходование бюджетных средств (недостатки)
Комментарии
Невостребованность оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств
Оплата проектно-изыскательских работ, которые не находят в дальнейшем практического применения
Распределение оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, без анализа фактической потребности
Образование просроченной дебиторской задолженности, непринятие мер по ее взысканию
Приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждение
Неиспользование в течение длительного времени бюджетных средств, полученных на основании бюджетной заявки
Неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в них
Приобретение материалов, оборудования ненадлежащего качества
Оплата пеней (штрафов) в результате непринятия мер по погашению кредиторской задолженности
Непринятие во внимание приоритетности и целесообразности строительства, реконструкции того или иного объекта при распределении средств на капитальные вложения, в результате чего не достигнут конечный результат использования бюджетных средств
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств прописан в ст. 34 БК РФ. Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований закреплена и в ст. 162 БК РФ
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н.
3. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 13.11.2008 № 128н.
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от21.11.1996 № 129-ФЗ.
5. О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета: приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н.
6. О государственном языке Российской Федерации: Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-Ф3.
7. О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 г. № 128н: приказ Минфина России от 09.11.2009 № 115н.
Составитель:Е.А. ФЕДЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанский государственный университет