КЛАССИЧЕСКИЙ ФОРТЕПИАННЫЙ РЕПЕРТУАР: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
М. В. Смирнова,
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Аннотация. В статье критически осмысливается ситуация, которая сложилась на современной концертной эстраде и в педагогическом процессе. Акцент делается на преобразованиях в области классического фортепианного репертуара Особое внимание уделено тем композиторам, музыка которых остаётся недооценённой. Отмечается роль потребительского, коммерческого начал в данном процессе, а также гипертрофия функции зрелищ. Приводятся примеры новаций в данном направлении на концертной эстраде. Подчёркивается, что в наши дни наблюдается определённый разрыв между достижениями музыкальной науки и педагогической и концертной практикой. Как знаковая рассматривается область интерпретации современными пианистами шопеновской музыки. Отмечается углубление разрыва между менталитетом Шопена и современного человека. Заметно изменилось и слушательское восприятие. Характеризуются изменения, происходящие сегодня в области шопенианы в педагогическом процессе. Важным фактором в этом плане является проведение детских шопеновских конкурсов. Уделяется внимание и проблеме снижения интереса современных артистов и педагогов к бесценному наследию Мендельсона, Грига, Метнера, музыка которых входит в золотой фонд исполнительского и педагогического репертуара. Затрагивается также вопрос о необходимости расширения программ обучения младших школьников. В заключении статьи делаются выводы о возможных путях совершенствования сложившейся ситуации в названных областях. Подчёркивается, что большую роль в этом плане играет повышение культурных запросов слушателя, развитие его художественного вкуса и повышение эстетических требований, чем и призвана заниматься современная система общего и специального музыкального образования.
Ключевые слова: классика, современность, репертуар, стиль, пианисты, интерпретация, слушатель, критерии, восприятие, оценка, обучение, воспитание, навыки, педагог, метод.
Abstract. The author critically evaluates the current situation in music performance focusing on reforming the classical piano repertoire. Special attention is paid to the composers whose music remains underestimated.. The pedagogical aspect of the problem is also affected.. This process is characterized by a commercial, consumers' bias, as well as the hy-pertrophied function of entertainment. Exampes of innovations on the concert stage are given. The gap between achievements in the musical science and practice is analysed. The interpretation of Chopen's music by pianists is considered as a landmark. The gap between Chopen's mentality and the modern man is getting deeper. The listeners' perception
109
has also changed noticeably. The changes taking place in the art of playing Chopen in the teaching process are described. Holding children's Chopen competitions is an important factor. The problem of modern, artists' and pedagogues 'flagging interest in the invaluable heritage of Mendelssohn, Grieg, Medtner, whose music is the gold reserve of performing and pedagogical repertoire, is marked. The issue of the need to enlarge the programs for junior students is also considered. Conclusions are made on the possible ways to improve the situation in the above fields. The emphasis is given to an important role of raising cultural demands of the listeners, the development of their artistic taste and aesthetic expectations. It is this task that modern, system of general and musical education is called upon to deal with.
Keywords: classics, modernity, repertoire, style, pianists, interpretation, audience, criteria, assistance, perception, assessment, instruction, education, consideration, teacher, method.
Есть в литографиях забытых мастеров Неизъяснимое, но явное дыханье...
Г. Иванов
110
Целевая направленность статьи
Классика для нас не только память, но и надежда. Отношение к золотому фонду классической музыки, место его в жизни человека определяют культурный и нравственный уровень эпохи. Репертуар, стиль интерпретации, пространство концертной эстрады и педагогической практики находятся в процессе непрестанных преобразований, направленность которых необходимо наблюдать, изучать и осмысливать.
Современный исполнитель и слушатель
Первые десятилетия XXI века ознаменованы небывалой активизацией артистических и педагогических поисков и амбиций. Процесс этот во многом обусловлен также изменением восприятия музыки аудиторией. По мнению Л. Н. Наумова, у современного поколения слушателей наблюдается «перекос в сторону физиологических, урбанистических, даже эротических импульсов» [1, с. 182].
Гипертрофия функции зрелищ проникла сегодня во все сферы искусства, где фортепианное исполнительство и педагогика не исключение. Современная концертная жизнь порождает немало неожиданных откровений. Некоторые из них представляются нам в известном смысле знаковыми. К таковым, как нам представляется, может быть отнесено сенсационное выступление народного артиста России Дениса Мацуева в столичном Центральном парке культуры и отдыха им. Горького: пианист играл на рояле, расположенном на платформе посреди пруда, в сопровождении летающих в водяных брызгах флайборди-стов-экстремалов во фраках и бабочках... Незабываемое зрелище! И всё же думается, что для осуществления столь эффектного шоу, в котором зрелищный ряд подавлял музыку, можно было бы обратиться не к Первому концерту Чайковского, а к какому-нибудь другому произведению. Трудно предвидеть, куда могут привести в будущем столь смелые творческие про-
екты и каким окажется их влияние на молодое поколение пианистов и слушателей!
Мода - отражение вкуса потребителя, а потребительство - определяющий критерий современного бытия. Вслед за В. Екимовским приведём характеристику ХХ века О. Мессиана: «Этот воспалённый, бездумный век есть не что иное, как век ленивых» [2, с. 4]. Современное медиапоколение перенасыщено доступной ему информацией. Проблема - в выборе. Публика зачастую находится во власти магии имени исполнителя и тех представлений, которые с этим именем сопрягаются. Можно предположить, что, если бы исполнительство стало анонимным, отношение к нему во многом преобразилось бы.
Направленность репертуарных смещений
Современное музыкознание осуществило мощный прорыв, всесторонне осмыслив композиторское творчество, тогда как исполнительское искусство и педагогика находятся в известной степени на распутье. Репертуарные смещения на современной концертной эстраде и в процессе обучения музыке дают немало оснований для раздумий. Отдельные произведения то постоянно включаются в концертные и педагогические программы, то отступают в тень.
Знаковым представляется нам изменение отношения к наследию Шопена, музыка которого, невзирая на свою известность, и поныне terra incognita. Не теряет своей актуальности поставленный более полувека назад вопрос: «Шопенисты по призванию встречаются редко. Всё реже. Почему?» [3, с. 273-274]. Всё более увели-
чивается разрыв между менталитета-ми Шопена и современного человека, всё менее созвучными современному мироощущению становятся шопеновская гордость, аристократизм, элегантность. «Лёгкость, лёгкость! Высшее и последнее воздействие искусства - обаяние. Только не хмурая возвышенность!» - писал Т. Манн [4, с. 382]. Малодоступна современным артистам и потаённая, порой горькая, шопеновская ирония.
Заметные изменения происходят сегодня в области шопенианы в педагогическом процессе. Произведения композитора всё чаще стали появляться в программах учеников музыкальных школ, в том числе обучающихся в средних и даже младших классах, чего ранее не наблюдалось. Немалую роль в этом процессе играют детские шопеновские конкурсы исполнительского искусства, диапазон которых с каждым годом расширяется. Вследствие изменения репертуарных предпочтений, устойчивой тенденции к завышению степени трудности детского репертуара и конкурсо-мании, многие бесценные страницы классического наследия прошлого пребывают в забвении.
Так, с течением лет всё меньшее место в программах детей и взрослых занимает музыка Э. Грига, называвшего себя «мечтателем, без всякой склонности к соревнованию» [5, с. 18]. Грига - охранителя традиций, волшебника из старой норвежской сказки, поэта вечных юношеских грёз - сегодня нередко называют инфантильным, наивным.
Недооценённым пребывает и Ф. Мендельсон, который в наши дни оказался для многих не близким, даже чужим. О композиторе нередко гово-
111
112
рят сегодня с оттенком снисходительности, называя его создателем сладостной, благозвучной, но безличной лирики. Пианисты всё реже включают в свой репертуар «Песни без слов», «Каприччио», ор. 5, 16, 22, 33 и др. Практически ушли из репертуара мен-дельсоновские фортепианные концерты, ясность тематизма и прозрачная чистота хрустальных пассажей которых предполагает абсолютное совершенство исполнения.
Мендельсон - гений меры. Лёгкость пера, обманчивая ясность его музыки способны вводить в заблуждение. «Я люблю безнадёжный покой... Все банальности песен без слов», - писал поэт Серебряного века Г. Иванов [6, с. 326]. Уровень совершенства, заданный изначально, предопределил установку Мендельсона на создание шедевра. Шедевр (фр. сhef d'ouvre) -венец труда, в котором запечатлено нечто постоянное, устойчивое в мире. Подобно утончённым старинным гравюрам его сочинения полны аллюзий (от лат. аПudire - намекать) и потому предполагают отстранённость восприятия, то есть постижение без шлейфа привычных ассоциаций.
К художникам, наследие которых мало созвучно современности, можно отнести и Н. К. Метнера, который писал лёгкой кистью и не торопил своих страниц. В музыке Метнера немало прозрений и предчувствий, прошлое как бы наступает на нас из будущего. Замкнутость, интровертность композитора нередко принимают за умозрительность. Можно усмотреть духовное родство музыки Метнера с поэзией Ф. И. Тютчева: «Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней». Метнер - создатель «абсолютной музыки», назначение которой, по опре-
делению С. В. Рахманинова, «доставлять интеллектуальное удовольствие красотой и разнообразием своей формы» [7, с. 6]. Что касается самого Рахманинова, то его прекрасная и столь популярная музыка также остаётся явлением непознанным, до определённой степени «сфинксом» [8, с. 6]. Зафиксированная в звукозаписи рахма-ниновская исполнительская концепция на долгие годы сделалась эталонной, что и породило устойчивые стереотипы её интерпретации. Появились множественные копии авторской игры и даже копии копий. Особенно заметно это в трактовках учащихся всех уровней. Но и среди концертирующих пианистов мало кто стремится найти оригинальное прочтение, отличное от авторского.
В советской России так называемый «советский пианизм» утвердил приоритет «открытой эмоциональности» в истолковании многих рахмани-новских творений. Именно в таком обличье преимущественно звучит в наши дни музыка композитора в исполнительской манере учащихся и студентов. Можно полагать, что подлинные прозрения ждут пианистов будущего на пути интеллектуального искания красоты в музыке Рахманинова. Сама эволюция творчества композитора наводит на эту мысль. В строгой, аскетичной, моментами жёсткой игре Рахманинова-пианиста последних лет жизни угадывается предвосхищение обострённых стилистических исканий музыкантов будущего. В искусстве существуют «странные сближения», и Рахманинов, не принимавший «модернизма», сумел предсказать многие находки грядущих времён.
Весьма специфично отношение современных пианистов и педагогов
к русскому фортепианному наследию в целом. Так, в начале прошлого столетия в концертах постоянно звучали сочинения М. Глинки, А. Рубинштейна, М. Балакирева, А. Глазунова, А. Аренского, А. Лядова, Ц. Кюи и др., которые сегодня являются редкостью в программах пианистов. Что же касается наследия П. Чайковского, то лишь малая доля созданных им фортепианных пьес остаётся в наши дни действительно востребованной.
Заметные изменения претерпел и репертуар младших школьников: с течением времени из него стали уходить замечательные инструктивные сочинения А. Гречанинова, С. Бортке-вича, А. Черепнина С. Майкапара, А. Гедике, Д. Кабалевского, крайне редко вспоминают педагоги о детских пьесах А. Аренского, С. Ляпунова, А. Лурье, А. Корещенко и др.
Проблемы и перспективы
Концертная жизнь и педагогическая практика находятся сегодня в процессе активнейших преобразований. Это касается всех - артистов, педагогов, учащихся, слушателей. «Времена меняются, и Кандинский теперь более доходит, чем Серов», - констатировал С. Рихтер [9, с. 308]. В наши нелёгкие дни, когда людей разделяет отчуждение, необходимо найти новый, современный взгляд на явления искусства. Немало может дать раскрытие завуалированных смыслов музыки тех творцов прошлого, которые по разным причинам остаются недооценёнными. Обращение к их творческому наследию, переосмысление их прочтения способны одарить музыкантов и слушателей столь желанным взаимопониманием и доверием. Наблюдение репертуарных преобразований, про-
исходящих на концертной эстраде и в педагогическом процессе, позволяет лучше понять эпоху и самих себя.
Перспективы будущего трудно сегодня предсказать. Определяющим фактором может стать обстоятельный анализ ситуации, контроль над ней, усиление функций отбора музыки и исполнителей. «Совершенство есть защита, - писал П. Валери. - Поставить совершенство между собой и другими. Между собой и собою же» [10, с. 110].
Вместе с тем, поскольку, как отмечалось выше, коммерческая составляющая сейчас доминирует, именно запросы публики будут оставаться ведущим фактором репертуарного отбора. Это касается как концертной жизни, так и педагогической практики. Поэтому главное на настоящем этапе -это повышение культурных запросов слушателя, повышение его эстетических требований, чем и призвана заниматься современная система общего и музыкального образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Наумов, Л. Под знаком Нейгауза [Текст] / Л. Наумов. - М. : РИФ «Антиква», 2002. -329 с.
2. Екимовский, В. Оливье Мессиан. Жизнь и творчество [Текст] / В. Екимовский. -М. : Советский композитор, 1987. - 322 с.
3. Шопен, каким мы его слышим [Текст] / сост.-ред. С. М. Хентова. - М. : Музыка, 1970. - 310 с.
4. Манн, Т. Лотта в Веймаре [Текст] / Т. Манн // Собрание сочинений : в 10 т. Т. 2. - М. : Художественная литература, 1959. - С. 363-757.
5. Григ, Э. Избранные статьи и письма [Текст] / Э. Григ ; сост. О. Левашёва. -М. : Музыка, 1966. - 442 с.
6. Русские поэты «серебряного века» [Текст] : сб. стихотворений: в 2 т. Т. 1.
113
Символисты / сост., авт. вступ. ст. и ком-мент. О. А. Кузнецова. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - 464 с.
7. Как исполнять Рахманинова [Текст] / сост. С. Грохотов. - М. : Классика-XXI, 2003. - 162 с.
8. Ляхович, А. В. Символика в поздних произведениях Рахманинова [Текст] : монография / А. В. Ляхович ; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». - Тамбов : Издательство Першина Р. В., 2013. -184 с.
9. Монсенжон, Б. Рихтер: Дневники. Диалоги [Текст] / Б. Монсенжон. - М. : Классика-XXI, 2002. - 479 с.
10. Валери, П. Об искусстве [Текст] / П. Валери. - М. : Искусство, 1993. - 507 с.
REFERENCES
1. Naumov L. Podznakom Nejgauza. Moscow: RIF "Antikva", 2002, 329 p. (in Russian)
2. Ekimovskij V. Oliv'e Messian. Zhizn' i tvorchestvo. Moscow: Sovetskij kompozi-tor, 1987, 322 p. (in Russian)
3. Shopen, kakim my ego slyshim. Sost.-red. S. M. Hentova. Moscow: Muzyka, 1970, 310 p. (in Russian)
4. Mann T. Lotta v Vejmare. In: Sobranie sochinenij. V 10 t. T. 2. Moscow: Hudo-zhestvennaya literatura, 1959, pp. 363-757. (in Russian)
5. Grig E. Izbrannye stat'i i pis'ma. Sost. O. Levashyova. Moscow: Muzyka, 1966, 442 p. (in Russian)
6. Russkie poety "serebryanogo veka": sb. Stihotvorenij. V 2 t. T. 1. Simvolisty. Sost., avt. vstup. st. i komment. O. A. Kuznecova. Leningrad: Izd-vo Leningradskogo un-ta, 1991, 464 p. (in Russian)
7. Kak ispolnyat' Rahmaninova. Sost. S. Gro-hotov. Moscow: Klassika-XXI, 2003, 162 p. (in Russian)
8. Lyahovich A. V. Simvolika v pozdnih proiz-vedeniyah Rahmaninova. Monografiya. Mu-zej-usad'ba S. V. Rahmaninova "Ivanovka". Tambov: Izdatel'stvo Pershina R. V., 2013, 184 p. (in Russian)
9. Monsenzhon, B. Rihter: Dnevniki. Dialogi. Moscow: Klassika-XXI, 2002, 479 p. (in Russian)
10. Valeri, P. Ob iskusstve. Moscow: Iskusstvo, 1993, 507 p. (in Russian)
114