Литература
1. Suvin D. Metamorphoses of Science Fiction. London, 1979.
2. Михалкович В.И. Научно-фантастический фильм // Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986.
3. Разлогов К.Э. Утопия и антиутопия в мировом кинематографе // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 4. С. 112-115.
4. Jameson F. The geopolitical aesthetic. Cinema and space in the world system. London,
1995.
References
1. Suvin D. Metamorphoses of Science Fiction. London, 1979.
2. Mihalkovich V.I. Nauchno-fantasticheskij film // Kino: Entsiklopedicheskiy slovar [Science Fiction Film // Cinema: Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1986.
3. Razlogov K.E. Utopia and dystopia in world cinema // Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kultury. 2012. № 4. P. 112-115.
4. Jameson F. The geopolitical aesthetic. Cinema and space in the world system. London, 1995.
УДК 781.21 М.С ДЯДЧЕНКО
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА
Дядченко Мария Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального и художественного образования Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48), [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема, связанная с чрезвычайно распространенным мультимедийным форматом представления классической музыки в современной практике. Метод исторического анализа позволяет сформулировать ситуацию стирания из памяти слушателя характерных для истоков инструментальных жанров вокальных и оперных аллюзий. Как своеобразная компенсация этих потерь объясняется обновление концертных форм: чтение стихов в речитале Е. Кисиным, «шутки» Игудесмана и Джу, Паганини-квартета, комическое поведение Г. Кремера и В. Спивакова в оркестровых программах.
Аналогичным стимулом для адекватного восприятия концертов инструментальной музыки трактуется киноэкран, на котором экспонируются различные зрительные образы; при распространенном исполнении киномузыки на нем демонстрируются сцены из соответствующих фильмов. В статье рассматриваются актуальные для наук о художественной культуре понятия «линейного» и «нелинейного» медиа: как прослушивания-просмотра и интерактивного формата взаимодействия с музыкой в эру «тотальной компьютеризации».
Новизну проблематики статьи определяет утверждение о визуализации музыки, в том числе в сетевых зрительных презентациях и видеоклипах, как новой разновидности музыкального жанра. Впервые поднимается вопрос о визуализации академических музыкальных образцов в педагогике. Ключевые слова: классическая музыка, медиа, мультимедиа, трансляция музыки, презентационные программы, видеоредакторы, киноклип.
UDC 781.21
M.S. DYADCHENKO
CLASSIC MUSIC IN MULTIMEDIA TECHNOLOGY
Dyadchenko Maria Sergeevna, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor at the Department of Music and Art Education of the Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov branch of the Rostov State University of Economics (48, Iniciativnaya st., Taganrog), [email protected]
Abstract. The article reveals the current problem associated with the extremely common multimedia format of presenting classical music in modern practice. The method of historical analysis allows us to formulate a situation of erasure from the memory of the listener of vocal and opera allusions characteristic of the origins of instrumental genres. As a peculiar compensation for these losses, the update of concert forms is explained: reading poems in the recital by E. Kisin, «jokes» by Igudesman and Ju, Paganini Quartet, the comic behavior of G. Kremer and V. Spivakov in orchestral programs.
A similar incentive for adequate perception of instrumental music concerts is interpreted as a film screen on which various visual images are exhibited; with the widespread performance of film music, it shows scenes from the corresponding films. The article considers the concepts of «linear» and «nonlinear» media relevant to the sciences of artistic culture: as listening to-viewing and an interactive format of interaction with music in the era of «total computerization».
The originality of the issues of the article is determined by the statement about the visualization of music, including in network visual presentations and video clips, as a new kind of musical genre. For the first time, the question of visualizing academic musical samples in pedagogy is raised. Keywords: classical music, media, multimedia, music broadcasting, presentation programs, video editors, movie clip.
«Мультимедиа» - новый объект для музыкальной науки. Достаточно распространенный в научных дисциплинах, изучающих культуру (не только художественную), он рассматривается в данной статье как новый, специфический пласт представления именно классической музыки. Выражением «мультимедиа» сегодня обозначают явления, сочетающие со словесным текстом графическую информацию, звук и видео - прежде всего, это кино и телевидение, но распространение и широкое употребление этого понятия сегодня связано с компьютером.
Телевизионная трансляция концерта, конкурса, оперного спектакля, музыкального фестиваля или любого музыкального события, конечно, относится к эре мультимедиа. Но, наверное, использование этого понятия стало более существенным и необходимым в связи с компьютерной деятельностью, обозначающей не только и не столько просмотр, сколько активное взаимодействие с информацией. Потенциал этого «инструмента» породил теоретическую дифференциацию: линейного мультимедиа (собственно, приема информации) и нелинейного мультимедиа, подразумевающего интерактивность человека с мультимедийным контентом, разнообразные креативные действия. Мультимедийный прорыв состоялся благодаря изобретению и широкому внедрению в обиход планшетов и смартфонов, электронных плееров и книг - многообразные гаджеты активно заполнили досуг нелинейным мультимедиа.
Теоретическое осознание новой сущности культуры уже в начале нашего века нашло отражение не только в научной литературе, но и в педагогике. Можно привести работы Т. Ворониной 1995 г. [1], Е. Полат 2000 г. [2], А. Каптерева 2002 г. [3], О. Шлыковой 2004 г. [4], Г. Селевко 2005 г. [5]. В музыкальной педагогике осознание возможностей компьютера было предпринято в кандидатской диссертации С. Полозова 2002 г. «Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании» [6].
Использование в обучении музыкантов компьютера связано, естественно, с предъявлением комплексного звукового контента. Это облегченные поиском в интернете трансляции различных музыкальных объектов: концертов, оперных спектаклей, мастер-классов выдающихся исполнителей. Но самым главным обретением компьютерной педагогики является творческий потенциал программного обеспечения, позволяющий развивать креативные способности и созидательные навыки в области визуальных представлений, связанных с музыкой. Это программы создания презентаций и облегченные в употреблении различные видеоредакторы.
Визуальная доминанта восприятия художественных явлений общеизвестна. Литературные тексты сегодня вызывают субъективные зрительные ассоциации многочисленными экранизациями и практикой издания книг, в которых вместо иллюстраций художников используются кадры из кинофильмов. Музыкальные сочинения инструментальных жанров представляют здесь исключение - как будто чистые, «абсолютные», лишенные
«программных» наименований инструментальные произведения - от прелюдии до симфонии - не рассчитаны на визуальные образы. Эта профессиональная установка отчасти объяснима высоким уровнем экспрессии воздействия музыки на слушателя, способной, по искреннему убеждению музыкантов, обеспечить непосредственные эмоциональные реакции на максимально абстрагированный от визуально-содержательных намеков «абсолютный» музыкальный текст.
Естественно, этому трудно (и не стоит) возражать. Но подлинно исторический подход к оценке воздействия инструментальной музыки на слушателя способен серьезно откорректировать это мнение. На заре своего возникновения инструментальные жанры ХУ1-ХУ11 столетий в силу принципиального вокального «происхождения» надежно отсылали воображение к источникам с текстом, имеющим вполне очевидные зрительные образы. То же можно сказать о клавирных пьесах И.С. Баха, связанных с хоральными источниками. Симфония, произошедшая от оперы с ее кругом персонажей и событийных коллизий, сохраняла эту преемственность длительное время. Не только Л. Мазель называл Шестую симфонию П. Чайковского инструментальной фантазией «Пиковой дамы», но и французский хореограф Ролан Пети поставил свой знаменитый балет в Большом театре в 2005 г. на музыку не оперы, но Шестой симфонии.
Однако не стоит забывать, что конкретные вокальные и оперные аллюзии со временем стали стираться из памяти слушателей инструментальной музыки. И концертная практика вынуждена была прибегнуть к «медийной» форме, возмещая разрушение содержательно-смысловых связей жанров новыми визуальными параллелями. На концертной сцене распространились «шоу» - театрализация за счет костюмов и предметной атрибутики, жестов, движений, поведения музыкантов. К концу прошлого столетия возникают специальные ансамбли типа «Салют Салон», «Паганини-квартет», дуэты Джу и Игудесман, Рой и Андерсен, оркестр Андре Рье и т.п.
Для подобных концертов характерны не только миксты академической музыки с популярным песенным репертуаром, джазом, фольклором - преобладающим становится откровенно юмористическое представление. И академические артисты говорят, шутят, позволяют комические выпады. Концерт Е. Кисина, играющего на рояле и читающего стихи на иврите, или М. Венгерова, играющего Ф. Крейслера на фоне уличного пейзажа с фонтаном, не воспринимаются принципиальными разрушениями традиции. Но В. Спиваков и Г. Кремер со своими оркестрами выходят за грань традиционной презентации академического репертуара комическими приемами развлечения публики.
Сегодня в концертах на филармонической сцене широко используется экран с самыми разнообразными визуальными «комментариями» музыки. Концерт, например, ростовского пианиста А. Яковлева с программой из фантастических произведений романтиков в музыкальном театре в 2017 г. происходил на фоне большого экрана с изображением репродукций гномов, Бабы Яги в ступе и прочих сказочных персонажей. Распространение получили в последнее время программы оркестровой музыки из кинофильмов - типа «Хиты Голливуда», демонстрирующие на экране соответствующие сцены из кинофильмов.
Связь академической музыки и кино - давняя; можно привести ставшие классикой знаменитые оперные спектакли Ф. Дзеффирелли, Ж.-П. Поннеля, Ф. Рози, П. Брука, Дж. Ноймайера; можно вспомнить также советские фильмы «Евгений Онегин и «Пиковая дама» с актерами кино и саундтреком профессиональных оперных певцов.
Новый же мощный инструментарий презентаций и киномонтажа не только породил практические опыты, но и способствовал возникновению нового жанрового пласта академической музыки. Музыканты создают для сетевых демонстраций видеоклипы. Например, «Вокализ» в переложении для кларнета и камерного оркестра (дирижер Ю. Башмет, солист И. Бутман). В комментариях в интернете это названо «экранизацией С. Рахманинова». Фантазийный фон для оркестра и дирижера с солистом в смокинге с бабочкой - облачное небо и греческие колонны; под продолжение саунд-
трека Бутман бредет в обыденной одежде по пустынному песчаному берегу, а бурный прибой накатывает волны на колонны1.
Пользователи интернета выкладывают неисчислимое множество презентаций и видеоклипов на «классические хиты»: вальс Г. Свиридова, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Лунный свет» К. Дебюсси и пр. Звуковая трансляция пианиста, играющего «Апрель» П. Чайковского, начинается известным портретом композитора, который сменяют тающие льдины, падающие с еловых лап комья снега и, конечно, прорастающие подснеж-ники2. «Времена года» - популярный материал для подобных визуализаций. Исполнение пьесы «Июнь» пианистом А. Коробейниковым запечатлено на сцене с экраном, демонстрирующим гондолы, лодки, парусники.
Помимо пользовательских опытов с изображением, наложенным на музыку небольших пьес, визуализации сопровождают исполнение симфоний современных композиторов. Так, автору удалось обнаружить тридцать пять презентаций исполнения сочинений композиторов, среди которых Ю. Буцко, А. Журбин, Г. Канчели, Н. Корндорф, Э. Мир-зоян, В. Овчинников, Э. Пярт, В. Салманов, В. Сильверстов, А. Слонимский, Б. Тищен-ко, Б. Чайковский, В. Шебалин, А. Эшпай. Это, правда, простейшие примеры визуальных заставок, которые не меняются с течением музыки. Но и симфонии звучат в сетевых ресурсах с презентациями различных визуальных объектов - чаще всего пейзажей, как, например, Третья, Пятая симфонии и поэма «Финляндия» Я. Сибелиуса. Перечислить все подобные продукты невозможно, но явление уже заслуживает наблюдения и научного осмысления.
Что касается программ презентаций, то их употребление в обучающем ракурсе также заслуживает подробного изучения. Оформление информаций о композиторе, судьбе его творений, визуализированные аналитические эскизы произведений представляют современную сферу сопровождения лекций и объяснений историко-теоретического материала для детского и среднего музыкального образования, для уроков музыки в общеобразовательной школе. Множество образцов таких презентаций находится на сайте ФЦИОР3. Сегодня педагоги самостоятельно конструируют подобные формы, и не только для иллюстраций в учебной аудитории, но и как специфические электронные учебники. На кафедре музыкального и художественного образования педагогического института, где работает автор данной статьи4, такие материалы создаются преподавателями для различных музыкальных дисциплин. Современные дидактические технологии с электронным инструментарием разрабатываются в дипломных проектах студентами - будущими преподавателями музыки.
Различные аспекты обозначенной темы классической музыки и мультимедийных технологий по понятным причинам освещены в данном очерке кратко. Однако очевидно, что представление музыкальной классики современному слушателю обнаруживает, в том числе, концептуальные изменения традиционных форматов. И многие явления, не находящие пока отклика в музыковедческой и музыкально-педагогической литературе, демонстрируют преображения самой жанровой системы - ведь музыкальный жанр определяется не только языком и содержанием, а также функцией и назначением. Визуализация «предъявления» шедевров и вообще заслуживающих внимания образцов композиторского творчества прошлого сегодня оказывается слишком масштабным явлением, чтобы относиться к нему как к модному развлечению.
Литература
1. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. 111 с.
1 URL: https://www.youtube.com/watch?v=GdCWbJHKdSQ
2 URL: https://www.youtube.com/watch?v=—LrbA3_pLI
3 Федеральный центр цифровых и образовательных ресурсов. URL: http://fcior.edu.ru/
4 Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)».
"Культурная жизнь Юга России" 80 ;
№ 2 (77), 2020
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000. 224 с.
3. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М., 2002. 224 с.
4. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М., 2004. 415 с.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М., 2005. 208 с.
6. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002. 208 с.
References
1. Voronina T.P. Informacionnoe obshchestvo: sushchnost, cherty, problemy [Information society: essence, features, problems]. Moscow, 1995. 111 p.
2. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, 2000. 224 p.
3. Kapterev A.I. Multimedia kak sociokulturnyj fenomen [Multimedia as a sociocultural phenomenon]. Moscow, 2002. 224 p.
4. Shlykova O.V. Kultura multimedia [Culture of multimedia]. Moscow, 2004. 415 p.
5. Selevko G.K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove informacionno-kommunikacionnyh sredstv [Pedagogical technologies based on information and communication means]. Moscow, 2005. 208 p.
6. Polozov S.P. Obuchayushchie kompyuternye tekhnologii i muzykalnoe obrazovanie [Training computer technologies and music education]. Saratov, 2002. 208 p.
УДК 78
А.Г. АЛЯБЬЕВА, М.Б. КРЕМЛЕВА
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Г. ШНИТКЕ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Алябьева Анна Геннадьевна, доктор искусствоведения, профессор, завкафедрой философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке (Москва, ул. Маршала Соколовского, 10), [email protected]
Кремлева Мария Борисовна, магистрант Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке (Москва, ул. Маршала Соколовского, 10), [email protected]
Аннотация. Альфред Шнитке является одним из самых ярких представителей музыкального искусства XX века. Он внес весомый вклад в мировую культуру как выдающийся композитор, как авторитетный педагог по инструментовке, полифонии, чтению партитур и композиции, а также как исследователь, издавший множество работ о современной музыке, о ее творцах, концертной деятельности, а также о насущных проблемах отечественного музыкознания.
Литературно-публицистическое наследие Шнитке весьма разнообразно и представляет огромную научную ценность. В его работах отражаются важные и актуальные темы современного искусства XX столетия, не потерявшие своей остроты звучания и в XXI веке. В статье представлен анализ его музыкально-критического наследия, преимущественно связанного с концертной жизнью столицы прошлого века, а также рассмотрены публикации, посвященные творчеству его величайших современников.
Материалом исследования послужили архивные материалы Московского и Гамбургского кабинетов А.Г. Шнитке (научно-творческая образовательная лаборатория «Шнитке-Центр»), которые были переданы в дар Московскому государственному институту музыки имени А.Г. Шнитке Ириной Шнитке к юбилею композитора.
Ключевые слова: Альфред Шнитке, музыкальная критика, современное композиторское творчество, композиторская техника.