УДК 32
Чжэн Цинчжи
магистрант, факультет мировой политики,
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Zheng Zhiqing
Faculty of World Politics,
Lomonosov Moscow State University
Китайско-российская общественная дипломатия и СМИ
Chinese-Russian public diplomacy and mass media
Аннотация. На современном этапе развития Российская Федерация является одним из важнейших партнёров КНР. Между странами развивается активное сотрудничество во всех сферах: в политике, экономике, науке, культуре, сфере безопасности. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты китайско-российских отношений в рамках такого феномена, как общественной дипломатия, одним из инструментов которого являются СМИ. Автор статьи, анализируя публикации современной китайской прессы, посвященные китайско-российскому сотрудничеству, определяет степень воздействия этих публикаций на общественное мнение. Автор статьи приходит к выводу, что политика общественной дипломатии, проводимая СМИ в контексте китайско-российских отношений, помогает расширять политическое и экономическое влияние двух стран и укреплять их позиции на международной арене
Ключевые слова: общественная дипломатия, Китай, Россия, китайско-российское сотрудничество, СМИ.
Annotation. Nowadays the Russian Federation is one of the most important partners of the People's Republic of China. The two countries are cooperating actively in many fields: in politics, in economics, in science, in culture and in security. This article examines the key aspects of Chinese-Russian relations using such a phenomenon as public diplomacy, one of the tools of which is mass media. The author of the article, analyzing the publications of the modern Chinese mass media devoted to Chinese-Russian cooperation, determines the degree of impact of these publications on public opinion. The author of the article comes to the conclusion that the policy of public diplomacy conducted by the media in the context of Sino-Russian relations helps to expand the political and economic influence of the two countries and strengthen their positions in the international arena
Keywords: public diplomacy, China, Russia, Chinese-Russian cooperation, mass media.
Важнейшим инструментом международно-политического влияния является явление, получившее название «общественная дипломатия». Данный термин был
предложен еще в 1965 году американским дипломатом Эдмундом Галлионом, который под общественной дипломатией понимал влияние общественных настроений на формирование и проведение внешней политики [2, с. 290].
В настоящее время термин «общественная дипломатия» используется не только в отношении национальной внешней политики, а постулирует «выстраивание и налаживание долгосрочных партнерских отношений с зарубежными государствами на всех уровнях» [3, с. 98].
Общественную дипломатию можно определить как некий внешний РЯ, продвигающий политику государства, как на региональном, так и на глобальном, международном, уровне. Ведущая роль в таком «продвижении» отводится средствам массовой информации (СМИ), которые, являясь важнейшим политическим институтом современного общества, являются тем инструментом, посредством которого государство выстраивает отношения не только с обществом своей страны, но и с гражданским обществом других стран, реализуя его социальный заказ в масс-медийном пространстве.
В июле 2009 года, когда в Китае проходил XI съезд дипломатов, в качестве стратегии, укрепляющей дипломатическую политику страны и выстраивающей долгосрочные отношения между странами, Ху Цзиньтао объявил общественную дипломатию. С этого времени подразделению общественной дипломатии информационного Департамента в Министерстве иностранных дел Китая предписывалось предоставлять информацию как внутренней, так и внешней прессе о положении дел в Китае: об экономической политике страны, о ее внешнеполитическом курсе, о преобразованиях в сфере культуры и т.п. Координатором деятельности Министерства иностранных дел КНР стали СМИ, благодаря которым, расширилось общение Китая с внешним миром, на фоне которого особую роль играют китайско-российские отношения; начало им было положено 16 июля 2001 года, когда был принят Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между двумя странами. Спустя два года, китайская газета «Жэньминь Жибао» опубликовала высказывание председателя КНР Ху Цзиньтао, который, вернувшись из рабочей поездки по России, сказал следующее: «Россия - крупнейший сосед Китая, большая страна, имеющая важное влияние в мире. Новый центральный руководящий коллектив Китая уделяет особое внимание развитию партнерских отношений стратегического взаимодействия с Россией» (Жэньминь Жибао. 27.03.2003) [ 4, с. 16]. Ровно через год на первой полосе «Жэньминь Жибао» было опубликовано поздравление Ху Цзиньтао с Днем России, направленное от имени китайского народа российскому президенту Владимиру Путину, которое еще больше укрепило дружбу между двумя странами [4, с. 16].
Российская и китайская общественность хорошо помнит, как СМИ широко освещали беспрецедентный в истории двусторонних отношений проект, реализованный с успехом в 2006-2007 годах, - «Год России» в Китае и «Год Китая» в России, позволивший значительно расширить российско-китайское сотрудничество на всех уровнях.
Китайская пресса, несмотря на тесные торгово-экономические и финансовые отношения КНР с другими странами, всегда подчеркивала важность стратегического партнерства между Китаем и Россией, в связи с чем, на страницах ки-
тайских СМИ всегда можно найти материалы, посвященные экономическому развитию России, вызывающие у китайских граждан неподдельный интерес. Так, анализируя развитие российской экономики, издание «Хуаньцю шибао» пишет, что, хотя у страны остались советские амбиции и ресурсы, модель ее экономического развития изменилась. Сегодня Россия - страна с рыночной, активно развивающейся экономикой, которая, благодаря руководству В.В. Путина, избавилась от долгов, перестала зависеть от иностранного капитала и опередила другие государства в создании новых видов вооружения [5, с. 9].
Оценивая внутреннюю политику России в контексте ее экономического развития, китайские СМИ, с одной стороны, способствуют повышению имиджа России как в Китае, так и на международной арене, а с другой, закладывают основу для китайско-российского экономического сотрудничества.
Следует отметить, что ни одно китайское периодическое издание не обходится без оценки деятельности российского президента В.В. Путина, которого китайские СМИ представляют как защитника Отечества и активного борца с международным терроризмом, который, согласно агентству «Синьхуа», в мае 2020 года «подписал последнюю версию национальной стратегии на период до 2025 года, направленной на борьбу с экстремизмом» [1]. А годом ранее, это же агентство сообщало, что «сотрудники российских правоохранительных органов предотвратили 34 теракта», уничтожив «в ходе антитеррористических операций 32 террориста», ликвидировали «большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ», а также «запретили 50 тысяч веб-страниц террористического и экстремистского содержания» [1].
Статьи, опубликованные в китайских СМИ, посвященные борьбе России с международным терроризмом и экстремизмом, являются, своего рода, «дипломатической стратегией, направленной на организацию сотрудничества Китая и России еще в одной сфере - сфере безопасности, что поможет гражданам двух стран спать спокойно.
О сотрудничестве между Китаем и Россией идет речь в одной из статей «Жэньминь Жибао» 2020 года. Издание, приводя слова В.В. Путина, что «у России и Китая широкие перспективы сотрудничества в аэрокосмической, военной и других областях», отмечает, что двухсторонние отношения России и Китая переживают «начало новой эры», поскольку не зацикливаются только на экономике [Образ России, с. 12]. Издание информирует читателей и о росте товарооборота между Россией и Китаем, и о развитии туризма, и о сотрудничестве в медицинской и научной сферах, и о сотрудничестве в области сельского хозяйства.
В одной из статей «Жэньминь жибао» говорится о строительстве китайской компанией China Railway Construction линии московского метрополитена, что стало первым выходом компании на российский рынок. Также, журналисты издания описывают достижения Китая в самолетостроении и не без гордости сообщают, т, что Россия отмечает их высокое качество [5, с. 12].
Значимость общественной дипломатии в системе китайско-российских отношений трудно переоценить. С точки зрения О.В. Столетова, это связано с тем, что «на официальном дипломатическом уровне продолжается усиление международно-политического давления на Россию со стороны США и их союзников, вы-
раженное, в первую очередь, в политике экономических и дипломатических санкций, а также в информационной войне» [6, с. 43]. Китай сегодня также сталкивается с экономическим и дипломатическим давлением со стороны Соединенных Штатов, которые вводят санкции против китайских компаний, не хотят признавать Китай страной с рыночной экономикой. В таких условиях китайские СМИ как «рупор» общественной дипломатии на глобальном уровне на только «наводят мост» между двумя странами, но и представляют правдивую информацию зарубежным читателям, поскольку ведущие китайские информационные агентства и издания имеют версии на других языках. Кроме того, под воздействием СМИ целенаправленная политика Китая и России в контексте двухстороннего сотрудничества приобретает международную поддержку и, прежде всего, у ведущих государств евразийского пространства.
Таким образом, общественную дипломатию, проводимую СМИ, следует рассматривать как внешнеполитический инструмент, призванный не только помочь двум государствам в формировании стратегий взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочных отношений на разных уровнях, но и продемонстрировать эти отношения всему мировому сообществу, что поможет укрепить их имидж на международной арене.
Литература
1. Информационное агенство Синьхуа // URL: https://m. huanqiu. com/
2. Кейван Хоссейни С.А., Мехризи М.А. Китайская публичная дипломатия в исторической динамике (1991-2018) //Преподаватель XXI века. - 2019. - № 3-2. -С. 289-296.
3. Кузьмина В.М. Российская и китайская общественная дипломатия как инструмент реализации государственных интересов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10. - № 5/1. - С. 97-110.
4. Лю Ханьянцзы. Внешнеполитический курс современного Китая в отражении национальных СМИ // Век информации: СМИ и внешняя политика Китая: сб. науч. статей. - СПб.: СПбГУ; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2014. -С. 12-68.
5. Образ России в китайских СМИ и СМИ китайской диаспоры. Мозговые центры КНР о РФ в 2020 г. // International Studies. Аналитический документ. -2021. - № 1. - 75 с.
6. Столетов О.В. Общественная дипломатия как инструмент развития российско-китайских отношений в контексте трансрегионализации евразийского пространства // Русская политология. - 2017. - № 4. - С. 43-56
References
1. Xinhua News Agency // URL: https://m.huanqiu.com/
2. Keyvan Hosseini S.A., Mehrizi M.A. Chinese public diplomacy in historical dynamics (1991-2018) // Teacher of the XXI century. - 2019. - № 3-2. - pp. 289-296.
3. Kuzmina V.M. Russian and Chinese public diplomacy as a tool for the realization of state interests // Historical and socio-educational thought. - 2018. - Vol. 10. -No. 5/1. - pp. 97-110.
4. Liu Hanyangzi. The foreign policy course of modern China in the reflection of national media // Information Age: Mass media and China's Foreign Policy: sat. sci.
articles. - St. Petersburg: St. Petersburg State University; Higher School of Journalism. and Mass Communications, 2014. - pp. 12-68.
5. The image of Russia in the Chinese media and the media of the Chinese Diaspora. Think tanks of the People's Republic of China about the Russian Federation in 2020 // International Studies. Analytical document. - 2021. - No. 1. - 75 p.
6. Stoletov O.V. Public diplomacy as a tool for the development of Russian-Chinese relations in the context of transregionalization of the Eurasian space // Russian Political Science. - 2017. - No. 4. - pp. 43-56