Курицын М.В.
«Г ео-Спектрум Г рупп»
КИТАЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАНАХ ЮВА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Еще несколько лет назад в адрес КНР раздавались многочисленные обвинения в чрезмерно агрессивном переориентировании потоков прямых иностранных инвестиций на китайскую экономику, в своего рода «переманивании» иностранных инвесторов из ставшей за последние три десятилетия «традиционной» для них зоны — стран ЮВА.
Однако, во-первых, ни одно из многочисленных специальных исследований, проведённых и самих странах ЮВА, и в КНР, и независимыми аналитиками на Западе не подтвердило гипотезу о том, что расширение притока иностранного частного капитала в Китай в первой половине 2000-х годов происходило именно и преимущественно за счёт его оттока из стран ЮВА.
Во-вторых, оставляя в стороне чисто политические моменты, властные структуры и предпринимательские круги стран ЮВА и сами прекрасно понимали, что вялый приток иностранного капитала в государства региона объясняется в первую очередь снижением их конкурентоспособности на мировом рынке капитала как раз в момент, когда на нём появились новые, по-разному привлекательные для прямых инвестиций объекты и зоны — Китай, страны Центральной и Восточной Европы, Россия, некоторые центральноазиатские, латиноамериканские и даже африканские государства.
Причин для возникновения такого рода ситуации, особенно в некоторых странах ЮВА (в частности, в Индонезии, на Филиппинах, в Таиланде) было немало, и, надо отметить, что правительственные и деловые круги стран региона сделали немало, чтобы устранить их к середине нынешнего десятилетия — во второй половине 2000-х годов приток прямых иностранных инвестиций в целом по региону вновь приобрёл тенденцию к росту.
Впрочем, наиболее убедительным образом инвестиционная привлекательность КНР в сравнении со странами ЮВА была подтверждена многими представителями самого регионального бизнес-сообщества, активно вкладывавшими капиталы в развитие именно китайской экономики1. По состоянию на 1 апреля 2006 г., согласно китайским и официальным данным, прямые капиталовложения стран ЮВА в КНР значительно превышают аналогичные инвестиции Китая в странах региона — 40 и 1,5 млрд. долл. соответственно2. Последние данные о китайских прямых капиталовложениях, опубликованные в самих странах ЮВА (см. таблицу 1), подтверждают, что их объём довольно скромен
— чуть более 1,5 млрд. долл. за 2001-2005 гг.
Таблица 1
Прямые инвестиции КНР в странах ЮВА в 2001-2005 гг.
_________________________(млн. долл.)________________________________
2001 2002 2003 2004 2005 Всего в 2001-2005 гг.
Страны ЮВА всего, 147,5 -74,3 195,8 670,3 569,7 1509,4 100,0
в том числе
Индонезия -1,5 0,0 -0,4 294,6 298,1 590,9 39,1
Сингапур 91,5 -172,4 143,7 143,0 78,1 283,9 18,8
Камбоджа 2,9 49,2 26,2 33,0 102,6 213,9 14,2
Вьетнам 24,2 9,4 1,5 85,6 48,2 168,8 11,2
Мьянма 0,5 4,8 0,0 108,1 34,4 147,9 9,8
Таиланд 1,0 20,0 21,0 1,0 6,0 49,0 3,2
Малайзия 17,0 13,2 1,8 2,0 -2,1 31,8 2,1
Лаос 11,8 1,3 1,8 0,1 4,5 19,6 1,3
Бруней 0,0 0,2 0,2 3,0 0,1 3,4 0,2
Филиппины 0,1 0,0 0,0 -0,2 -0,2 0,3 0,0
*Возможные расхождения в итогах — за счёт округления.
Рассчитано по: Statistics of FDI in ASEAN 2006. 8th ed., Jakarta, November 2006. 377 pp. Tables 2.1.12-2.1.16. Показатели подтверждены в базе данных о прямых иностранных инвестициях в странах АСЕАН 29 декабря 2006 г. (ASEAN FDI Database).
Разумеется, с начала века в странах ЮВА происходит непрерывный рост объёма китайских прямых капиталовложений. Свыше 83% китайских инвестиций приходится на четыре страны региона — Индонезию, Сингапур, Камбоджу и Вьетнам. Основными мотивами наращивания
прямых инвестиций в странах ЮВА для Китая являются получение доступа к сырьевым ресурсам региона (доминирующий мотив, наиболее ярко проявляющийся в Индонезии) и освоение новых рынков сбыта промышленной продукции с относительно низкой конкурентоспособностью в условиях возникшей на внутреннем рынке КНР сверхжесткой конкуренции (этим в основном объясняется интерес китайских компаний к вложениям в Сингапуре, Камбодже и Вьетнаме). И КНР действительно становится всё более заметным инвестором в некоторых странах ЮВА, например, в Камбодже (1-ое место), Мьянме, Вьетнаме. Но позиции китайских инвесторов в Малайзии, Таиланде, Индонезии, на Филиппинах пока довольно скромны.
На этом формальном основании КНР имеет возможность отрицать обвинения в инвестиционной экспансии в зоне ЮВА, декларируемые время от времени в тех или иных странах региона. Однако фактически ситуация иная: по расчётам автора, учитывающего, что основная часть китайских инвестиций в страны ЮВА реализуется через Гонконг (в меньшей степени — через оффшоры Каймановых и Британских Виргинских островов), их совокупный объём в регионе превышает 35 млрд. долл. Всего официально в странах АСЕАН расположено свыше 1 тыс. предприятий с участием капитала из КНР, однако фактически их значительно больше, поскольку как правило, эти капиталовложения осуществляются в первую очередь компаниями, зарегистрированными в Гонконге или Сингапуре.
Такого рода инвестиции «под чужим флагом» активно используются китайскими компаниями в тех странах, где внутриполитическая ситуация для них пока не в полной мере благоприятна, в первую очередь в Индонезии. Именно поэтому по итогам 2001-2005 гг. Индонезия в неофициальном рейтинге занимает первое место по объёму привлечённых китайских прямых инвестиций, далее следуют Сингапур, с которым у КНР де-факто установились особые отношения и три страны Индокитая (Вьетнам, Таиланд Камбоджа и Филиппины).
Несомненно, что в ближайшие годы Китаю удастся усилить свои позиции как инвестора почти во всех странах
ЮВА, но в первую очередь в Индонезии и государствах Индокитая. Причём как в формальном, так и в реальном измерении. Казалось бы, это обстоятельство должно усилить традиционное недоверие и беспокойство в большинстве стран региона. Однако, по нашим наблюдениям, этого не происходит
— напротив, учитывая резко возросший инвестиционный потенциал КНР страны ЮВА обеспокоены тем, что китайские компании, поддерживаемые морально и материально государством (в рамках программы Go Global), предпочитают вкладывать свои избыточные ресурсы не в ЮВА, а в других регионах мира. Похоже, что предпринимательские структуры ЮВА вполне готовы как к большей сбалансированности инвестиционных потоков между регионом и КНР, так и к их дисбалансу в пользу Китая — вопрос лишь в том, насколько он будет велик.
1 Подробнее см. Курицын М. В. "Страны ЮВА и инвестиционный бум в Китае" в "Юго-Восточная Азия в 2005 г. Актуальные проблемы развития". М., ИВ РАН, 2006. С. 93-101.
Новости Агентства Синьхуа. 09.08.2006
(http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2006-08/09/content_297601.htm).