Научная статья на тему 'Китайские инвестиции в порты Джибути: цели и перспективы (часть 2)'

Китайские инвестиции в порты Джибути: цели и перспективы (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
929
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
КНР / Джибути / CMPort / DP World / контейнерныи терминал Дорале (DCT) / Зона свободной торговли Джибути / Один пояс – один путь / China / Djibouti / CMPort / DP World / Doraleh Container Terminal (DCT) / Djibouti Free Trade Zone / Belt and Road initiative

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сячин Валерий Геннадьевич, Виталий Анатольевич Эпштейн

В статье рассматриваются текущие инвестиции КНР в портовые комплексы Джибути. В работе предпринимается попытка выделить основные цели тех или иных китайских вложении . Автор попытался свести воедино данные о начале работ над объектами, об уровне их готовности, объёме суммарных вложении , включая вложения, полученные в кредит от China Export – Import Bank и т.д. Пристальное внимание уделяется сопутствующим проектам, таким как строительство железной дороги Аддис-Абеба – Джибути, а также освещается ситуация с национализацией контейнерного терминала Дорале и судебных споров с его бывшим оператором – DP World, и их возможные последствия. Предпринимается попытка оценить возможность создания альтернативных транспортных коридоров, которые бы способны были уменьшить роль Джибути в торговле региона. Опираясь на данные доклада МВФ, автор рассматривает кредитные риски, связанные с внешним долгом страны с учётом влияния пандемии и новых займов. На основании проделанной работы автор оценивает внешнеполитические и экономические цели КНР, а также оцениваются перспективы дальнейшего сотрудничества КНР и Джибути в рамках текущих и будущих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese investment in the ports of Djibouti: prospects and objectives (part 2)

The article examines the current investment of the People's Republic of China in the port complexes of Djibouti. As part of the analysis, the main goals of certain investments are identified, various data is been collected about the beginning of construction works on particular objects, the level of their readiness, the volume of total investments, including investments received on credit from China Export-Import Bank etc. Close attention is paid to related projects, such as the Addis Ababa - Djibouti railway. The situation around the nationalization of the Dorale container terminal and legal disputes with its former operator, DP World, and their possible consequences is also highlighted.An attempt is being made to assess the possibility of creating alternative transport corridors that may to reduce the role of Djibouti in the region's trade in the distant future. In addition, the author examines the credit risks linked with the country's external debt on the basis of the IMF report, taking into account the influence of the pandemic and newly-taken loans. Based on the work done, the author evaluates the foreign policy and economic goals of the People's Republic of China, and assesses the prospects for further cooperation between PRC and Djibouti within the framework of current and future projects.

Текст научной работы на тему «Китайские инвестиции в порты Джибути: цели и перспективы (часть 2)»

MODERN ORIENTAL STUDIES VOL-4 №1 2022

w...^.. ...ь. w w^-^w |ssn 2686 - g675 (print)

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ issn 2782 - 1935 idnline)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Chinese investment in the ports of Djibouti: prospects and objectives (part 2)

Китайские инвестиции в порты Джибути: цели и перспективы (часть 2)

Валерий Геннадьевич Сячин 1, Виталий Анатольевич Эпштейн 2

1Институт бизнеса и делового администрирования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

2Кафедра мировой экономики и международных отношений Институт бизнеса и делового администрирования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

[email protected]

Valeriy Gennad'evich Syachin 1, Vitaly Anatolievich Epshteyn 2

1 International relations department

Institute of Business Studies

Russian academy of national economy and public administration, Moscow, Russia

2 International relations department Institute of Business Studies Russian academy of national economy and public administration, Moscow, Russia

[email protected]

удк 327; 338.1| научная статья | https://doi.0rg/10.24412/2686-9675-1-2022-48-61

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются текущие инвестиции КНР в портовые комплексы Джибути. В работе предпринимается попытка выделить основные цели тех или иных китаиских вложении. Автор попытался свести воедино данные о начале работ над объектами, об уровне их готовности, объеме суммарных вложении, включая вложения, полученные в кредит от China Export - Import Bank и т.д. Пристальное внимание уделяется сопутствующим проектам, таким как строительство железнои дороги Аддис-Абеба - Джибути, а также освещается ситуация с национализации контеинерного терминала Дорале и судебных споров с его

ABSTRACT

The article examines the current investment of the People's Republic of China in the port complexes of Djibouti. As part of the analysis, the main goals of certain investments are identified, various data is been collected about the beginning of construction works on particular objects, the level of their readiness, the volume of total investments, including investments received on credit from China Export-Import Bank etc. Close attention is paid to related projects, such as the Addis Ababa-Djibouti railway. The situation around the nationalization of the Dorale container terminal and legal disputes with its former operator, DP World, and their possible consequences is also highlighted.

история и международные отношения | оячин В.Г., ЭпштЕйн В.А. | [email protected] | УДК 327; 338.11 научная статья

бывшим оператором - DP World, и их возможные последствия. Предпринимается попытка оценить возможность создания альтернативных транспортных коридоров, которые бы способны были уменьшить роль Джибути в торговле региона. Опираясь на данные доклада МВФ, автор рассматривает кредитные риски, связанные с внешним долгом страны с учетом влияния пандемии и новых заимов. На основании проделаннои работы автор оценивает внешнеполитические и экономические цели КНР, а также оцениваются перспективы даль-неишего сотрудничества КНР и Джибути в рамках текущих и будущих проектов.

Ключевые слова: КНР, Джибути, CMPort, DP World, контеинерныи терминал Дорале (DCT), Зона свободнои торговли Джибути, Один пояс - один путь

Для цитирования: Сячин В.Г., Эпштеин В.А Китаиские инвестиции в порты Джибути: цели и перспективы. Часть 2. // Современные востоковедческие исследования. 2022. № 1. C. https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2022-48-61

An attempt is being made to assess the possibility of creating alternative transport corridors that may to reduce the role of Djibouti in the region's trade in the distant future. In addition, the author examines the credit risks linked with the country's external debt on the basis of the IMF report, taking into account the influence of the pandemic and newly-taken loans. Based on the work done, the author evaluates the foreign policy and economic goals of the People's Republic of China, and assesses the prospects for further cooperation between PRC and Djibouti within the framework of current and future projects.

Keywords: China, Djibouti, CMPort, DP World, Doraleh Container Terminal (DCT), Djibouti Free Trade Zone, Belt and Road initiative

For citation: Syachin V.G., Epshteyn V.A. Chinese investment in the ports of Djibouti: prospects and objectives. Part 2. Modern oriental studies. 2022. No. 1, P. (in Russ.) https:// doi.org/10.24412/2686-9675-1-2022-48-61

Ключевым из портовых проектов КНР в Джибути является многоцелевой порт Дорале, который был открыт в мае 2017 года [20]. Развитие порта часто связывают с «Шэкоу моделью», которая отсылает к порту Шэкоу недалеко от Шэньчжэня, которыи был построен с нуля и в настоящее время является одним из ключевых портов КНР [21, с.108; 22]. Модель предполагает всестороннее развитие раиона

через ряд связанных инфраструктурных проектов, в особенности, портовои зоны. Они создают рабочие места, в дальнеишем это повышает спрос на товары, стимулирует приток капитала, что в свою очередь порождает потребность в финансовом и бизнес-секторах, и в конечном итоге комплексно двигает экономику региона вперед. В то же время, Президент Джибути Ис-маил Омар Гелле видит в Джибути

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

«Африканский Сингапур», что в действительности во многом совпадает с предлагаемои КНР моделью [23].

Китаиские компании Communica-tion&Construction Company (CCCC) и China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC) построили порт за 4 года, что является относительно небольшим сроком, учитывая его размеры. Основная функция порта - разгрузка судов, слишком крупных для прохода через Суэц-кии канал (с водоизмещением до 100,000 тонн) и распределение контеинеров и грузов на менее крупные суда [24].

Многоцелевои порт находится под управлением CMPort и, по мнению исследователе^ приносит основнои доход в казну государства [14, с.11]. Новыи порт также располагается вплотную к базе НОАК в Джибути, что позволяет доставлять на саму базу крупные грузы и, в целом, повышает безопасность портовои зоны.

Говоря о старом терминале, стоит отметить, что несмотря на фактическую «непричастность» CMPort к управлению и владению контеинерным терминалом Дорале, компания нацелена на участие в его модернизации. Так в конце 2020 года она подписала инвестиционное соглашение по модернизации старого порта Джибути, в том числе, для всестороннего развития городскои транспортнои и финансо-вои инфраструктуры, а также гостиниц и др. здании в рамках третьего кластера ЗСТ [25].

Следующии терминал — Губбет, был построен с расчетом на возросшии экспорт соли из Джибути. С этои целью (для загрузки терми-

нала) в 2017 году CCCC приобрела 65% доли местнои компании по разработке соли и получила эксклюзивное право на добычу соли и брома в регионе [26]. Однако на данныи момент, после четырех лет работы, полные мощности терминала еще не достигнуты [11, с.13].

Другои ключевои составляющеи в рамках «Шэкоу модели», помимо портового комплекса, является ЗСТ, которая претендует стать самои большои аналогичнои зонои в Африке площадью 48,2 км2 и общеи стоимостью около $3,5 млрд. [27]. Она предназначена для стимулирования торгового оборота порта. Зону предполагается разбить на 4 кластера. Строительство пилотнои зоны начато в 2017 году, а официальное открытие произошло в 2018 году, однако, как отмечается рядом исследователеи и подтверждается снимками из космоса, по состоянию на начало сентября 2021 года, каких-либо строящихся сооружении в ЗСТ нет [11, с.16].

В то же время, правительство Джибути по-прежнему сохраняет значительные планы на каждыи из кластеров ЗСТ. Так, на официальном сайге ЗСТ еще в 2016 году были раскрыты дальнеишие планы по реконструкции старого порта, а именно, — планы по превращению его в бизнес-раион [28]. Лишь недавно, 29 декабря 2020 года, сделка по реализации этих планов была заключена между China Merchants Group и Great Horn Investment Holding. Итоговая сумма контракта составила $350 млн. (из предполагаемых изначально $3,5 млн.) [29]. В раионе старого порта предполагается построить жилую и финансовую зоны, а также круизныи тури-стическии терминал. При этом, обоснованием

ИСТОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | СЯЧИН В.Г., ЭПШТЕЙН В.А. | [email protected] | УДК 327; 338.1 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

трансформации деиствующего порта в бизнес-раион является то, что «большинство портовых операции будут производиться через DMP, DCT и терминал «Горизонт» [28].

Зона свободнои торговли и промышленного развития Дамерджог в Джибути (The Djibouti Damerjog Industrial Development Free Trade Zone (DDID FTZ) планируется в качестве промышленного кластера ЗСТ. Именно ее пилотная зона была открыта в июле 2018 года, с расчетом завершить работы через 48 месяцев [30, 31]. В пилотнои зоне предполагается построить резервуарное хранилище для нефтепродуктов объемом 380 тыс. м3, два нефтяных причала для судов с водоизмещением 50 тыс. и 100 тыс. тонн, соответственно, а также нефтеперераба-тывающии завод [31].

Помимо прилегающеи к порту инфраструктуры, большое значение имеет железная дорога из Аддис-Абебы в Джибути длинои в 756 км, проложенная CRG и CCECC в 20112016 гг. Это ж/д построена по новеишим китаи-ским технологиям и управляется китаискими компаниями, что значительно снижает себестоимость и повышает скорость перевозок [32]. Она создает единственныи на данныи момент транспортныи коридор для не имеющеи выхода к морю Эфиопии, а также проходит через крупнеишии сухои порт Эфиопии - Моджо, ко-торыи обслуживает порядка 78% всего импорта страны [33]. По оценкам ЮНКТАД, через интермодальную систему Ethiopian Shipping and Logistics Service Enterprise (ESLSE) из Джибути в Эфиопию доставляется около 65% сыпучих и контеинерных грузов, которые сами по себе составляют 95% импорта страны [34].

При этом альтернативных путеи в настоящем для Эфиопии, по оценкам исследователеи, не много. Порт-Судан и порт Момбасы находятся на более чем 1000 км дальше, к тому же порт Момбасы имеет более низкую скорость разгрузки судов, нежели порт Джибути. Это может привести к регулярным задержкам поставок, а вкупе с увеличившимся расстоянием между портом отгрузки и сухим портом, повысит и себестоимость перевозки. Более того, несмотря на более дешевое сервисное обслуживание грузов в порту Момбасы (Ламу-Порт) и Порт-Судан (для сухих насыпеи - $16,4 и $13,0, соответственно, против $18,93 в порту Джибути), стоимость морского фрахта от порта Шанхая до порта Джибути значительно ниже, чем до порта Ламу и Порт-Судан - $2596 против $3117 и $6060 [35]. Таким образом, Джибути до сих пор остается наиболее выгодным транспортным коридором для Эфиопии, что определенно повышает отдачу от китаиских инвестиции в краткосрочнои и среднесрочнои перспективе.

Тем не менее, в долгосрочнои перспективе существует вероятность появления альтернативы существующему маршруту. Новости об открытии нового контеинерного терминала в порту Бербера (Сомалиленд), появившиеся в июле 2021 года, создают определенныи потенциал для диверсификации импорта Эфиопии. DP World, которыи был вынужден оставить один из главных своих активов в Джибути, инвестировал в расширение порта Бербера (Сомалиленд) $442 млн. [36]. Первая стадия была завершена в июле 2021 года, когда открылся контеинерныи терминал, увеличивающии возможности порта с 150 тыс. ДВЭ до 500 тыс. ДВЭ

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

в год. В рамках второи фазы мощность порта предполагается увеличить до 2 млн. ДВЭ в год, что на 600 тыс. ДВЭ больше текущих возможно-стеи порта Джибути [35, 36].

Расстояние от порта Бербера до сухого порта Моджо составляет примерно 850 км, это лишь на 100 км дальше порта Джибути. При этом отсутствует необходимая транспортная инфраструктура, в том числе, ж/д сообщение, которое требует значительных дополнительных вложении. Более того, необходимо учитывать нестабильность в регионе Сомали, которая затрудняет привлечение долгосрочных инвестиции. Поэтому, несмотря на тесные связи КНР и Эфиопии, а также удовлетворительное обслуживание имеющеися ж/д китаискими компаниями, есть большая вероятность того, что Аддис-Абеба будет стремится наити приемлемую альтернативу маршруту из Джибути.

Однако для самого Джибути масштабные инфраструктурные проекты потенциально несут существенные негативные последствия. Согласно последнему отчету МВФ по Джибути, уже в 2018 году 2/3 всего внешнего государственного долга страны занимали обязательства перед China Exim Bank, что на тот момент составляло около 40% от ВВП. Несмотря на базовые оценки экспертов МВФ, которые предполагают, что прибыль государственных компании начнет со временем покрывать их обязательства, существует высокая вероятность, что уровень обслуживания внешнего долга госпредприятии вырастет кратно и к 2024 году составит $180 млн., хотя сам долг будет менее 60% ВВП [37]. При этом, на момент 2019 года долг внешнии составлял 70,5% ($2,2 млрд.)

и в абсолютном значении ожидается на уровне 2,8 млрд. в 2024 году [38]. В связи с этим, МВФ охарактеризовал положение дел страны как «повышенную долговую уязвимость» [38].

Разумеется, эти цифры приводились до пандемии COVID-19, а потому в числе уже появившихся рисков — снижение грузооборота через порты Джибути. Если в 2019 году грузооборот через Джибути впервые за 3 года вырос с 0,83 млн. ДВЭ (двадцатифунтовыи эквивалент) до 0,93 ДВЭ, то в 2020 этот показатель мог упасть, ввиду резкого снижения объема мировых грузоперевозок в первои половине года [39].

Дебаты о «долговои ловушке» Джибути продолжаются на фоне последних оценок МВФ [40]. Некоторые издания, такие как Asia Nikkei, также подчеркивают, что в период пандемии ситуация изменилась, а потому сравнивают положение Джибути со Шри-Ланкои, порт которои (Хамбантота) был отдан в 99-летнюю концессию китаискои компании в оплату долга [41]. Стоит отметить, что в апреле 2020 года страна взяла $5-млн. кредит от Группы Всемирного Банка (ГВБ), выданныи на нужды здравоохранения, а общии долг перед ГВБ составил $45 млн., что является малои долеи на фоне $2,2 млрд. общего долга, а потому можно с уверенностью сказать, что заимы и дополнительные расходы на проекты устоичивого развития, вызванные пандемиеи, вряд ли повлияют на общую кредитную ситуацию в Джибути, в отличие от заи-мов на новые проекты, упомянутые выше [42].

Суммируя основные цели, которые имеют китаиские компании, инвестирующие в Джибути, а также цели КНР в даннои стране можно

ИСТОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | СЯЧИН В.Г., ЭПШТЕЙН В.А. | [email protected] | УДК 327; 338.1 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

отметить, что, во-первых, это стремление получить прочныи плацдарм в стратегически важном для морских перевозок регионе. Во-вторых, это завоевание рынка более крупного соседа — Эфиопии, а также дальнеишее усиление влияния на нее за счет получения контроля над главнои торговои артериеи. В-третьих, как и в любои стране, куда Китаи активно инвестирует, существует потребность в привлечении симпатии местных элит, которые будут готовы поддерживать другие инициативы КНР на региональных или международных площадках. В случае с Джибути, это выражается в стремлении Китая создать прочные связи с руководством государства в лице Президента Исмаила Омара Гелле для возможности в дальнеишем иметь преференциальные условия деятельности в регионе, а именно, за счет личнои дружбы лидеров двух государств не дать компаниям из других стран (прим. DP World) конкурировать за выгодные проекты в Джибути.

Эти цели являются долгосрочными и, скорее всего, останутся неизменными до тех пор, пока сохраняется нестабильность в соседних Сомали и Эритрее, а также пока поддерживаются чрезвычаино тесные связи с Эфиопиеи.

Со стороны Джибути, главным обстоятельством, которое может изменить желание правительства страны сотрудничать с Пекином, может стать уход нынешнего президента, однако последняя его победа на выборах вес-нои 2021 года с результатом в 97% оттягивает этот момент минимум на следующие пять лет [43]. Потому, несмотря на простои некоторых строящихся и даже готовых проектов, опреде-

ляющим фактором остается мнение Президента Гэлле, которыи заинтересован в продолжении сотрудничества. К тому же, уверенные темпы роста экономики страны, незначительно снизившиеся в результате пандемии, позволяют предположить, что дефолта от кредитнои ловушки в Джибути также не случится, а проекты портов станут приносить прибыль как ки-таискои стороне, так и бюджету Джибути.

Список источников

1. The World Bank Data - GDP (current US$). Djibouti. URL: https://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=DJ (Accessed: 09.09.2021).

2. U.S. Energy Information Administration -The Bab el-Mandeb Strait is a strategic route for oil and natural gas shipments. URL: https://www.eia.gov/todayinenergy/ detail.php?id=41073 (Accessed: 09.09.2021).

3. Melvin N. The foreign military presence in the Horn of Africa region. SIPRI Background Paper. April 2019. P.1-30. URL: https:// sipri.org/sites/default/files/2019-04/ sipribp1904.pdf (Accessed: 09.09.2021).

4. Creation d'un troisieme detachement des Forces speciales a Djibouti. Le Figaro. URL: // https: //www.lefigaro.fr/mon-figaro/2014/05/27/10001-20140527ARTFIG00417-creation-d-un-troisieme-detachement-des-forces-speciales-a -djibouti.php (Accessed: 09.09.2021).

5. The World Bank Data - GDP (current US$). Ethiopia. URL: https://data.worldbank.org/

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

indicator/NY.GDP.MKTP.CD? locations=ET&most_recent_value_desc=false (Accessed: 09.09.2021).

6. Legal Battle for Control of Djibouti Ports Comes to Hong Kong. Bloomberg. URL: 12. https://www.bloomberg.com/press-releases/2019-02-13/legal-battle-for-control-of-djibouti-ports-comes-to-hong-

kong (Дата обращения: 09.09.2021).

7. China Merchants Port Company Limited - Djibouti. Port De Djibouti S.A URL: http:// 13. www.cmport.com.hk/entouch/business/ infor.aspx?id=10006221 (Accessed: 09.09.2021).

8. The Maritime Executive - Djibouti Terminates DP World's Concession at Doraleh. URL: https://www.maritime-executive.com/ 14. article/djibouti-terminates-dp-world-s-concession-at-doraleh (Accessed: 09.09.2021).

9. High Court of Hong Kong Special Administrative Region - HCA 1951/2018 [2019] HKCFI 3104. URL: https://legalref.judiciary.hk/lrs/ common/search/

search_result_detail_frame.jsp? 15.

DIS=126220&QS=%24%28djibouti% 29&TP=JU (Accessed: 09.09.2021).

10. Republique de Djibouti - Loi N° 29/ AN/18/8eme L ratifiant l'ordonnance n° 16. 2018-001/PRE du 9 septembre 2018]. URL: https://www.presidence.dj/texte.php? ID=29&ID2=2018-10-28&ID3=Loi&ID4=20&ID5=2018-10-31&ID6=n (Accessed: 09.09.2021).

11. Peter A. Dutton Isaac B. Kardon Conor M. 17. Kennedy. China Maritime Report No. 6: Djibouti: China's First Overseas Strategic Strongpoint U.S. Naval War College Digital

Commons. - April 2020. P. 1-49. URL: https://digital-commons.usnwc.edu/cgi/ viewcontentcgi?article=1005&context=cmsi-maritime-reports (Accessed: 09.09.2021). The Load Star. Gavin van Marle. - Djibouti must pay DP World $500m after government loses legal battle over DCT. URL: https:// theloadstar.com/djibouti-must-pay-dp-world-500m-after-government-loses-legal-battle-over-dct/ (Accessed: 09.09.2021). BBC - Djibouti: Chinese troops depart for first overseas military base. - [Электронныи ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/ world-asia- china-40578106 (Accessed: 09.09.2021).

Vertin Z. Great Power rivalry in the Red Sea: China's Experiment in Djibouti and implications for the United States. Global China. June 2020. P.1-30. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2020/06/ FP_20200615_china_djibouti_vertin.pdf (Accessed: 09.09.2021).

China, Djibouti agree to establish strategic partnership. XinhuaNet URL: http:// www.xinhuanetcom//english/2017-11/23/ c_136774764.htm (Accessed: 09.09.2021). The Journal of Commerce online. Mooney T. -China Merchants to revamp old port of Djibouti. URL: https://www.joc.com/port-news/terminal-operators/china-merchants-revamp-old-port-djibouti_20180717.html (Accessed: 09.09.2021). China Merchants Shekou - China Merchants Shekou, China Merchants Port and Djibouti signed a framework agreement on the cooperation of the old port renovation project in

ИСТОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | СЯЧИН В.Г., ЭПШТЕЙН В.А. | SPARTAK-'

Djibouti (ЙШР — ЙШ®

□ s ^{т

Ш № Ш). URL: // https:// www.cmsk1979.com/news.aspx? type=9&id=7684 (Accessed: 09.09.2021).

18. All Africa - Djibouti and China Sign a Security and Defense Agreement. URL: https:// allafrica.com/stories/201402280055.html (Accessed: 09.09.2021).

19. Djibouti Ports & Free zones Authority - Djibouti International Free Trade Zone. URL: https://dpfza.gov.dj/facilities/Free-trade-area/djibouti-international-free-trade-zone (Accessed: 09.09.2021).

20. Djibouti's Doraleh Port officially opens. XinhuaNet URL: http://www.xinhuanet.com// english/2017-05/24/c_136312120.html (Accessed: 09.09.2021).

21. Сячин В.Г, Эпштеин В. А. Морские портовые комплексы как ключевое звено функционирования транспортнои системы КНР. Современные востоковедческие исследования. 2020. №5. - с. 99-113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/morskie-portovye-kompleksy-kak-klyuchevoe-zveno-funktsionirovaniya-transportnoy-sistemy-knr (Accessed: 09.09.2021).

22. Yan Wan, Lujia Zhang, Charlie Qiuli Xue, Yingbo Xiao, Djibouti: From a colonial fabrication to the deviation of the "Shekou model". Cities, Volume 97, 2020, 102488, ISSN 0264-2751. URL: https://doi.org/10.1016/ j.cities.2019.102488 (Accessed: 09.09.2021).

23. Reuters. Blair E. - China to start work soon on naval base in Djibouti - Guelleh. URL: https://www.reuters.com/article/uk-

| УДК 327; 338.1 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

djibouti-china/china-to-start-work-soon-on-naval-base-in-djibouti-guelleh-idUKKCN0VB1Z6 (Accessed: 09.09.2021).

24. Port De Djibouti S.A. - Doraleh Multipurpose Port Phase I. URL: https:// www.portdedjibouti.com/doraleh-multi-purpose-port/ (Accessed: 09.09.2021).

25. Sohu - China Merchants Shekou China Merchants Port and Djibouti signed an investment

agreement (M--SitePffl^iPl

^«^ffi^KSfW URL: // https:// www.sohu.com/a/441510032_565998 (Accessed: 09.09.2021).

26. The Economic and Commercial Office of the Embassy of the People's Republic of China in the Republic of Djibouti - CCCC Djibouti Salt Industry Investment Co., Ltd. was awarded the franchise right of the Giassar Salt Lake Sodium

Bromide Project. (t^A^fMi^«^

--

HtX). URL: http://dj.mofcom.gov.cn/article/ jmxw/201708/20170802633341.shtml (Accessed: 09.09.2021).

27. Djibouti launches 'Africa's biggest trade zone'. France24 URL: https://www.france24.com/ en/20180705-djibouti-launches-africas-biggest-free-trade-zone-0 (Accessed: 09.09.2021).

28. Djibouti Ports & Free zones Authority. Djibouti Business District. URL: https:// www.dpfza.gov.dj/Djibouti-Business-District (Accessed: 09.09.2021).

29. Nyabiage J. China Merchants signs US$350 million deal for Shekou-style revamp of Djibouti port. South China Morning Post. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

https://www.scmp.com/news/china/ diplomacy/article/3116407/china-merchants-signs-us350-million-deal-shekou-style-revamp (Accessed: 09.09.2021).

30. China Daily. Mutethya E. Djibouti launches China-built free trade zone. URL: https:// www.chinadaily.com.cn/a/201807/06/ WS5b3f03d0a3103349141e12a9.html (Accessed: 09.09.2021).

31. Djibouti Ports & Free zones Authority - Djibouti Damerjog Industrial Devevelopment (DDID). URL: https://www.dpfza.gov.dj/ djibouti-damerjog-industrial-devevelopment -ddid (Accessed: 09.09.2021).

32. Xiaolei Zhu. Ethiopia-Djibouti Railway signals new era of Chinese aid in infrastructure construction. Global Times. URL: https:// www.globaltimes.cn/content/1013888.shtml (Accessed: 09.09.2021).

33. Dry Ports. Ethiopian Shipping and Logistics Service Enterprise. URL: https:// www.eslse.et/dryport.html (Accessed: 09.09.2021).

34. The Djibouti City - Addis-Ababa Transit and Transport Corridor. UNCTAD. URL: https:// unctad.org/system/files/official-document/ aldc2018d6_en.pdf (Accessed: 09.09.2021).

35. Tesfaye B. Takele, Tassew D. Tolcha. Optimal transit corridors for Ethiopia. Journal of Transport and Supply Chain Management. July 2021. URL: https://jtscm.co.za/ index.php/jtscm/article/ view/567/1066#CIT0018_567 (Accessed: 09.09.2021).

36. DP World and Somaliland open new terminal at Berbera port. The National Business. URL:

https://www.thenationalnews.com/ business/economy/dp-world- and-somaliland-open-new-terminal-at-berbera-port-1.1248318 (Accessed: 09.09.2021).

37. International Monetary Fund. Middle East and Central Asia Dept. - Djibouti: 2019 Article IV Consultation-Press Release; Staff Report; and Statement by the Executive Director for Djibouti. URL: https://www.imf.org/ en/Publications/CR/Issues/2019/10/23/ Djibouti-2019-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-48743 (Accessed: 09.09.2021).

38. International Monetary Fund - IMF Executive Board Concludes 2019 Article IV Consultation with Djibouti. URL: https:// www.imf.org/en/News/ Articles/2019/10/23/pr19383-djibouti-imf-executive-board-concludes-2019-article-iv-consultation (Дата обращения: 09.09.2021).

39. Container port traffic (TEU: 20-foot equivalent units) - Djibouti. The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/ IS.SHP.GOOD.TU?locations=DJ (Accessed: 09.09.2021).

40. Chaziza M. China Consolidates Its Commercial Foothold in Djibouti. The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2021/01/china-consolidates-its-commercial-foothold-in-djibouti/ (Accessed: 09.09.2021).

41. Tobita M. Coronavirus in Djibouti increases risk of China debt trap. Asia Nikkei. URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Belt-and-Road/Coronavirus-in-Djibouti-increases-risk -of-China-debt-trap (Accessed: 09.09.2021).

42. The World Bank in Djibouti. The World

история и международные отношения | оячин В.Г., ЭПШТЕЙн В.А. | [email protected] | УДК 327; 338.1 | НАУЧнАЯ СТАТЬЯ

Bank. URL: https://www.worldbank.org/ 6. en/country/djibouti/overview (Accessed: 09.09.2021).

43. Djibouti President Guelleh wins election with 97%, final results. Africanews. URL: https:// www.africanews.com/2021/04/11/djibouti-president-guelleh-wins-election-with-97- 7. final-results/ (Accessed: 09.09.2021).

References

1. The World Bank Data - GDP (current US$). 8. Djibouti. URL: https://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=DJ (Accessed: 09.09.2021).

2. U.S. Energy Information Administration - The Bab el-Mandeb Strait is a strategic route for 9. oil and natural gas shipments. URL: https:// www.eia.gov/todayinenergy/detail.php? id=41073 (Accessed: 09.09.2021).

3. Melvin N. The foreign military presence in the Horn of Africa region. SIPRI Background Paper. April 2019. P.1-30. URL: https:// sipri.org/sites/default/files/2019-04/ 10. sipribp1904.pdf (Accessed: 09.09.2021).

4. Creation d'un troisieme detachement des Forces speciales a Djibouti. Le Figaro. URL: // https://www.lefigaro.fr/mon-figaro/2014/05/27/10001-20140527ARTFIG00417-creation-d-un-troisieme-detachement-des-forces-speciales-a 11. -djibouti.php (Дата обращения: 09.09.2021).

5. The World Bank Data - GDP (current US$). Ethiopia. URL: https://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.MKTP.CD? locations=ET&most_recent_value_desc=false (Accessed: 09.09.2021).

Legal Battle for Control of Djibouti Ports Comes to Hong Kong. Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/press-releases/2019-02-13/legal-battle-for-control-of-djibouti-ports-comes-to-hong-kong (Accessed: 09.09.2021). China Merchants Port Company Limited - Djibouti. Port De Djibouti S.A. URL: http:// www.cmport.com.hk/entouch/business/ infor.aspx?id=10006221 (Accessed: 09.09.2021). The Maritime Executive - Djibouti Terminates DP World's Concession at Doraleh. URL: https://www.maritime-executive.com/ article/djibouti-terminates-dp-world-s-concession-at-doraleh (Accessed: 09.09.2021). High Court of Hong Kong Special Administrative Region - HCA 1951/2018 [2019] HKCFI 3104. URL: https://legalref.judiciary.hk/lrs/ common/search/ search_result_detail_frame.jsp? DIS=126220&QS=%24%28djibouti% 29&TP=JU (Accessed: 09.09.2021). Republique de Djibouti - Loi N° 29/ AN/18/8eme L ratifiant l'ordonnance n° 2018-001/PRE du 9 septembre 2018]. URL: https://www.presidence.dj/texte.php? ID=29&ID2=2018-10-28&ID3=Loi&ID4=20&ID5=2018-10-31&ID6=n (Accessed: 09.09.2021). Peter A. Dutton Isaac B. Kardon Conor M. Kennedy. China Maritime Report No. 6: Djibouti: China's First Overseas Strategic Strongpoint. U.S. Naval War College Digital Commons. - April 2020. P. 1-49. URL: https://digital-commons.usnwc.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1005&context=cmsi

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

-maritime-reports (Accessed: 09.09.2021). 18

12. The Load Star. Gavin van Marle. - Djibouti must pay DP World $500m after government loses legal battle over DCT. URL: https:// theloadstar.com/djibouti-must-pay-dp- 19 world-500m-after-government-loses-legal-battle-over-dct/ (Accessed: 09.09.2021).

13. BBC - Djibouti: Chinese troops depart for first overseas military base. - [Электронныи ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/ 20. world-asia-china-40578106 (Accessed: 09.09.2021).

14. Vertin Z. Great Power rivalry in the Red Sea: China's Experiment in Djibouti and implications 21. for the United States. Global China. June 2020. P.1-30. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2020/06/ FP_2 0200615_china_dj ibouti_vertin.pdf (Accessed: 09.09.2021).

15. China, Djibouti agree to establish strategic partnership. XinhuaNet URL: http:// www.xinhuanet.com//english/2017-11/23/ 22. c_136774764.htm (Accessed: 09.09.2021).

16. The Journal of Commerce online. Mooney T. -China Merchants to revamp old port of Djibouti. URL: https://www.joc.com/port-news/terminal-operators/china-merchants-revamp-old-port-djibouti_20180717.html 23 (Accessed: 09.09.2021).

17. China Merchants Shekou - China Merchants Shekou, China Merchants Port and Djibouti signed a framework agreement on the cooperation of the old port renovation project in Djibouti. URL: // https://www.cmsk1979.com/ 24 news.aspx?type=9&id=7684 (Accessed: 09.09.2021).

All Africa - Djibouti and China Sign a Security and Defense Agreement. URL: https:// allafrica.com/stories/201402280055.html (Accessed: 09.09.2021). Djibouti Ports & Free zones Authority - Djibouti International Free Trade Zone. URL: https://dpfza. gov.dj/facilities/Free-trade-area/djibouti-international-free-trade-zone (Accessed: 09.09.2021). Djibouti's Doraleh Port officially opens. XinhuaNet. URL: http://www.xinhuanet.com// english/2017-05/24/c_136312120.html (Accessed: 09.09.2021).

Syachin V.G., Epshtein V.A. Sea port complexes as a key link in the functioning of the transport system of the PRC. Sovremennye vostokoved-cheskie issledovaniya. 2020. №5. P. 99-113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ morskie-portovye-kompleksy-kak-klyuchevoe -zveno-funktsionirovaniya-transportnoy-sistemy-knr (Accessed: 09.09.2021). (in Russ.) Yan Wan, Lujia Zhang, Charlie Qiuli Xue, Yingbo Xiao, Djibouti: From a colonial fabrication to the deviation of the "Shekou model". Cities, Volume 97, 2020, 102488, ISSN 0264-2751. URL: https://doi.org/10.1016/ j.cities.2019.102488 (Accessed: 09.09.2021). Reuters. Blair E. China to start work soon on naval base in Djibouti. Guelleh. URL: https:// www.reuters.com/article/uk-djibouti-china/ china-to-start-work-soon-on-naval-base-in-djibouti-guelleh-idUKKCN0VB1Z6 (Accessed: 09.09.2021).

Port De Djibouti S.A. - Doraleh Multipurpose Port Phase I. URL: https://

www.portdedjibouti.com/doraleh-multi-

история и международные отношения | оячин В.Г., ЭПШТЕЙн В.А. | [email protected] | УДК 327; 338.1 | научная статья

32.

34.

purpose-port/ (Accessed: 09.09.2021). 31.

25. China Merchants Shekou China Merchants Port and Djibouti signed an investment agreement. Sohu. URL: // https:// www.sohu.com/a/441510032_565998 (Accessed: 09.09.2021). (in Chin.)

26. The Economic and Commercial Office of the Embassy of the People's Republic of China in the Republic of Djibouti - CCCC Djibouti Salt Industry Investment Co., Ltd. was awarded the franchise right of the Giassar Salt Lake Sodium Bromide Project. URL: http:// dj.mofcom.gov.cn/article/ 33. jmxw/201708/20170802633341.shtml (Accessed: 09.09.2021). (in Chin.)

27. Djibouti launches 'Africa's biggest trade zone'. France24 URL: https:// www.france24.com/en/20180705-djibouti-launches-africas-biggest-free-trade-zone-0 (Accessed: 09.09.2021).

28. Djibouti Ports & Free zones Authority. Djibouti Business District. URL: https:// 35. www.dpfza.gov.dj/Djibouti-Business-District (Accessed: 09.09.2021).

29. Nyabiage J. China Merchants signs US$350 million deal for Shekou-style revamp of Djibouti port. South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com/news/china/ diplomacy/article/3116407/china-merchants-signs-us350-million-deal-shekou-style-revamp (Accessed: 09.09.2021).

30. China Daily. Mutethya E. Djibouti launches China-built free trade zone. URL: https:// www.chinadaily.com.cn/a/201807/06/ WS5b3f03d0a3103349141e12a9.html (Accessed: 09.09.2021). 37.

36.

Djibouti Damerjog Industrial Devevelopment (DDID). Djibouti Ports & Free zones Authority. URL: https://www.dpfza.gov.dj/djibouti-damerjog-industrial-devevelopment-ddid (Accessed: 09.09.2021).

Xiaolei Zhu. Ethiopia-Djibouti Railway signals new era of Chinese aid in infrastructure construction. Global Times. URL: https:// www.globaltimes.cn/

content/1013888.shtml (Accessed:

09.09.2021).

Dry Ports. Ethiopian Shipping and Logistics Service Enterprise. URL: https://

www.eslse.et/dryport.html (Accessed:

09.09.2021).

The Djibouti City - Addis-Ababa Transit and Transport Corridor. UNCTAD. URL: https:// unctad.org/system/files/official-document/ aldc2018d6_en.pdf (Accessed: 09.09.2021).

Tesfaye B. Takele, Tassew D. Tolcha. Optimal transit corridors for Ethiopia. Journal of Transport and Supply Chain Management. July 2021. URL: https://jtscm.co.za/ index.php/jtscm/article/ view/567/1066#CIT0018_567 (Accessed: 09.09.2021).

DP World and Somaliland open new terminal at Berbera port. The National Business. URL: https://www.thenationalnews.com/ business/economy/dp-world-and-somaliland-open-new-terminal-at-berbera-port-1.1248318 (Accessed: 09.09.2021).

International Monetary Fund. Middle East

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

and Central Asia Dept. - Djibouti: 2019 Article IV Consultation-Press Release; Staff Report; and Statement by the Executive Director for Djibouti. URL: https://www.imf.org/ en/Publications/CR/Issues/2019/10/23/ Djibouti-2019-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-48743 (Accessed: 09.09.2021).

38. International Monetary Fund - IMF Executive Board Concludes 2019 Article IV Consultation with Djibouti. URL: https:// www.imf.org/en/News/ Articles/2019/10/23/pr19383-djibouti-imf-executive-board-concludes-2019-article-iv-consultation (Accessed: 09.09.2021).

39. Container port traffic (TEU: 20-foot equivalent units) - Djibouti. The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/ IS.SHP.GOOD.TU?locations=DJ (Accessed: 09.09.2021).

40. Chaziza M. China Consolidates Its Commercial Foothold in Djibouti. The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2021/01/china-consolidates-its-commercial-foothold-in-djibouti/ (Accessed: 09.09.2021).

41. Tobita M. Coronavirus in Djibouti increases risk of China debt trap. Asia Nikkei. URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Belt-and-Road/Coronavirus-in-Djibouti-increases-risk -of-China-debt-trap (Accessed: 09.09.2021).

42. The World Bank in Djibouti. The World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/country/ djibouti/overview (Accessed: 09.09.2021).

43. Djibouti President Guelleh wins election with 97%, final results. Africanews. URL: https:// www.africanews.com/2021/04/11/djibouti-president-guelleh-wins-election-with-97-final-results/ (Accessed: 09.09.2021).

Информация об авторах

Сячин Валерий Геннадьевич

Институт бизнеса и делового администрирования

Россииская академия народного хозяи-ства и государственнои службы при Президенте Россиискои Федерации 119571, Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1, Россия. spartak-1@ mail.ru

Научныи руководитель, канд. социолог. наук, доцент

Эпштейн Виталий Анатольевич

Кафедра мировои экономики и международных отношении Институт бизнеса и делового администрирования

Россииская академия народного хозяи-ства и государственнои службы при Президенте Россиискои Федерации 119571, Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1, Россия. [email protected]

Information about the Author

Syachin Valeriy Gennad'evich

International relations department, Institute of Business Studies

Russian academy of national economy and

VOL.4 №1 2022

issn 2686 - 9675 (print) issn 2782 - 1935 юшж)

public administration

119571, Moscow, prospect Vernadskogo, 82,

str.1, Russia

[email protected]

Scientific supervisor, Associate Professor Ph.D. in Sociology, Epshteyn Vitaly Anatolievich, International Relations department, Institute of Business Studies

Russian presidential academy of national economy and public administration 119571, Moscow, prospect Vernadskogo, 82, str.1, Russia [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.10.21; одобрена после рецензирования 20.01.22; принята к публикации 25.02.22.

The article was submitted 25.10.21; approved after reviewing 20.01.22; accepted for publication 25.02.22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.