УДК 7.75.03
Тун Синьюань
Китайская реверсная живопись на стекле: история и особенности техники
Статья посвящена китайской живописи по обратной поверхности стекла и зеркала - искусству, малоизученному в России. Оно пришло в Китай из Европы в первой половине XVIII в. и следующие два века развивалось в тесном взаимодействии с европейской и традиционной китайской живописью. Автор уделяет особое внимание истории появления реверсной живописи в Китае, особенностям техники китайских художников и ее связи с традиционной живописной манерой гунби. Ключевые слова: китайская реверсная живопись; китайское экспортное искусство; техника обратной живописи на стекле; традиционная китайская живопись
Tong Xinyuan
Chinese Reverse Glass Painting:
History and Features of Technology
The article is devoted to Chinese painting on the back surface of glass and mirrors - an art that has been little studied in Russia. It came to China from Europe in the first half of the 18th century and during the 18-19th centuries developed in close interaction with European and traditional Chinese painting. The author pays special attention to the history of the emergence of reverse painting in China, the peculiarities of the technique of Chinese artists and its connection with the traditional painting style of gongbi. Keywords: Chinese reverse painting; Chinese export art; technique back painting on glass; traditional Chinese painting
В 2003 г. на выставке «Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа», проходившей в Меншиковском дворце, экспонировались два китайских зеркала, выполненных в середине XVIII в., с росписью в технике обратной (реверсной) живописи. Каждое зеркало украшено изображениями китайца и китаянки на фоне пейзажа с водоемом. Композицией росписи, а также отдельными деталями они схожи с другими зеркалами и стеклами, расписанными китайскими мастерами и хранящимися в европейских музеях. Самая большая коллекция реверсной живописи находится в Швейцарском музее стекла в Ромоне (Vitromusee), в Музее стекла в Корнинге, Нью-Йорк (Corning Museum of Glass) и других музеях США, китайских музеях - в Пекине (Гугун), Гуанчжоу, Гонконге, в частных собраниях США, Европы и Китая.
Китайскую обратную живопись по стеклу и зеркалу принято рассматривать в рамках экспортного искусства, так как живопись на стекле была одним из видов декоративно-прикладного искусства, которое вывозилось из Китая в XVIII-XIX вв. Однако особенность реверсной живописи состоит в том, что как и техника маслом на холсте, она не была известна в Китае до XVIII в. Завезенная из Европы и ставшая частью явления, получившего название «ши-нуазри наоборот», или «китайская европейщина», она в течение двух столетий развивалась во взаимодействии с европейской живописью, трансформируя стилистические и жанровые особенности традиционного китайского изобразительного искусства.
Историки искусства долгое время не обращали внимания на китайскую реверсную живопись, рассматривая ее как своего рода сувенирную продукцию, которая не представляет большой художественной ценности. И это неслучайно. Уже в конце XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. эта продукция в большом количестве изготовлялась в мастерских Кантона - единственного открытого для торговли с Западом порта. Картины с изображением цветов и птиц, китайских красавиц и сцен китайской жизни, копии с европейских картин, выполненные с гравюр, портреты капитанов и европейских торговых представителей, изображения кораблей и т.п. изготовлялись китайскими мастерами непосредственно для
продажи или по заказу офицеров торговых кораблей. Однако в середине XVIII в., на пике европейской моды на шинуазри, зеркала, расписанные в стиле китайской традиционной живописи и в традиционных китайских жанрах («цветы и птицы», «живопись фигур», «павильоны», «красавицы»), изготовлялись на заказ для европейской знати. Их использовали в Европе для украшения интерьера, как, например, расписные зеркала в китайском павильоне шведского королевского дворца Дроттнингхольм в Стокгольме, и декора мебели, например, для украшения створок модных в середине XVIII в. высоких кабинетов-бюро. В коллекции Эрмитажа хранится большое зеркало с росписью на оборотной стороне стекла. Оно входит в туалетный набор из 33 предметов, выполненный в технике серебряной филиграни и изготовленный в Китае в 1740-х - 1750-х гг. Этот туалетный набор принадлежал Екатерине II. Известно, что подобный туалетный набор был и у королевы Шарлотты, супруги короля Великобритании Георга III [1].
Первые выставки китайской реверсной живописи прошли еще в начале XX в.1, однако предметом специального изучения она стала только в конце XX в. - сначала в работах американских и европейских исследователей, а затем привлекла внимание и китайских историков искусства [3; 4; 6]. В России на сегодняшний день не существует работ, посвященных этому искусству, как нет и информации о подобных предметах в российских музеях и частных коллекциях. Можно предположить, что зеркала в коллекции Эрмитажа - не единственные в России образцы китайской реверс-ной живописи.
Техника живописи масляными красками по обратной стороне стекла, часто с использованием сусального золота и серебра, известна в Европе с XIV в. Холодную технику росписи стекла, которая отличается от витража тем, что после нанесения пигмента ее не нужно обжигать, описывал итальянский художник Ченни-но Ченнини в «Книге об искусстве»2. Реверсная живопись стала особенно популярна в эпоху барокко, когда была востребована церковным искусством в картинах на библейские сюжеты и светским искусством для живописного обрамления зеркал, живописных
вставок для декора мебели. Для украшения зеркал использовались как цветочные орнаменты, так и мифологические сюжеты. Практика оформлять кабинеты вставками с реверсной живописью на стекле известна в Неаполе с 1635 г. Такие кабинеты изготовлялись в большом количестве и имели высокую цену. Вставки делали местные художники, а кабинеты продавались не только в Италии, но и экспортировались в Испанию и Англию [8, p. 214]. Известно, что среди таких художников были Лука Джордано (Luca Giordano, 1632-1705) и его ученик — известный мастер реверсной живописи Карло Джарофало (Carlo Garofalo, 1688-1705). Последний, например, в течение двух лет расписывал зеркала в покоях испанской королевской четы в Мадриде [7, p. 357].
Живопись по обратной стороне стекла выполнялась масляными красками. Метод росписи «противоположен» обычной живописи: он использует обратный порядок послойного нанесения изображения. Сначала на стекло наносится самый нижний, то есть наиболее близкий к зрителю слой, а затем основной красочный слой и фон. Например, при рисовании портрета начинают с носа, глаз, бровей, рта и других моделирующих частей лица, затем пишут овал лица и наконец волосы и фон. То же самое касается рисования цветов и птиц, рыб и насекомых: сперва изображаются тычинки, глаза птиц и рыб и т.п., затем лепестки, головы рыб и птиц и в конце фон. В результате на лицевой стороне стекла зритель видит такое же изображение, как на холсте, написанном красками. Техника живописи на обратной стороне зеркала отличалась тем, что сначала нужно было удалить часть зеркального покрытия на обратной стороне зеркала, чтобы освободить фрагмент для выполнения живописи.
Первые расписанные зеркала прибыли в Китай среди подарков императору и сановникам. Известно, что в 1664 г. среди даров, преподнесенных императору Канси (время правления 1661-1722) посланником Голландской Ост-Индской компании (Dutch East India Company), было четыре украшенных росписью зеркала [9, p. 154]. Расписные зеркала поступали также в Кантон и продавались китайскими купцами, что позволило местным мастерам познакомить-
ся с этим искусством и освоить впоследствии технику обратной росписи [10, р. 51]. Очевидно, что европейские расписные зеркала и живопись на стекле достаточно часто встречались и в Кантоне, и в Пекине уже в начале XVIII в. и находили спрос у китайской знати.
Первое упоминание о реверсной живописи, выполненной китайскими мастерами, мы находим в письме 1741 г. брата Аттире3 -иезуита, художника, работавшего при дворе императора Цяньлуна (время правления 1736-1796). Из этого письма ясно, что причиной организации мастерской живописи по зеркалу при дворе послужила необходимость восстанавливать испорченные при перевозке из Европы зеркала. В письме дается точное описание процесса живописи по стеклу, как она практиковалась при императорском дворце в 1740-х гг.: рисунок красками наносился с обратной стороны зеркала на месте, где было утрачено посеребрение.
Письмо Аттире дало повод большинству западных авторов, исследовавших китайскую реверсную живопись, утверждать, что именно Аттире и художник иезуит Джузеппе Кастильоне открыли это искусство китайцам. Однако существует свидетельство миссионера Пьера-Марсиаля Сибо [5, р. 350], согласно которому Касти-льоне и Аттире, получив приказ императора расписать несколько больших зеркал, захотели сначала посмотреть, как работают в этой технике китайские художники. При этом Сибо отмечает, что живопись на зеркалах в то время только появилась при дворе, тогда как в Кантоне она была достаточно хорошо известна.
Существует ряд документов, которые подтверждают присутствие художников по стеклу в Кантоне в начале в XVIII в. В 1722 г. император Канси получил рад подарков от знатного человека из Кантона, среди которых была «пара зеркал с цветами по краям», «пара стеклянных ламп» и «пара стеклянных ламп с цветочным украшением» [10, р. 41]. В 1731 г. суперинтендант Морской таможни Кантона подарил императору Юнжэну (время правления 1722-1735) «экран с реверсной живописью» [10, р. 43]. Имеется также документ из императорских архивов, который сообщает, что в 1725 г. император Юнжэн заказал роспись двух круглых оконных стекол «бамбуками и сороками».
В качестве пигментов для стеклянной живописи китайские художники использовали киноварь, аурипигмент, гематит, малахит, лазурит и смесь пигментов - традиционные китайские краски. Еще один пигмент - берлинская лазурь - был импортным. Этот пигмент постепенно распространился среди европейских живописцев после 1724 г. Недавно берлинскую лазурь обнаружили на картине Касти-льоне во Дворцовом музее в Тайбэе, картина выполнена в 1720-х, берлинская лазурь была также обнаружена в живописных стеклах из музея Гугун. Исходя из этих фактов, самая ранняя датировка китайской росписи по стеклу может относиться к 1730-м гг.
Хотя вопрос о том, где реверсная живопись появилась раньше - при императорском дворе в Пекине или в торговом Кантоне, -остается открытым, исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов:
- уже в 1720-е гг. китайские мастера из Кантона владели техникой обратной росписи, причем настолько, что некоторые из их произведений были достойными того, чтобы их предлагали императору;
- в 1740-е гг. существовало два центра, где изготовляли реверс-ную живопись: императорские мастерские в Пекине и мастерские в Кантоне;
- в качестве основы для росписи китайские художники, как и европейские, использовали как зеркало, так и стекло;
- реверсная живопись применялась для украшения не только зеркал, но и специфически китайских предметов: фонарей, экранов, оконных стекол.
Примером характерного китайского использования реверс-ной живописи является коллекция из более 300 расписных стекол, которая хранится в Пекине в музее Гугун. Все они представляют собой так называемое фонарное стекло (dengpian boli Из архивных записей известно, что живописные стекла применялись для изготовления фонарей во дворце. Обычно для квадратного дворцового фонаря требовалось четыре живописных стекла, а для пары ламп - весемь штук. Эти стекла нередко демонтировались для использования в других местах: в книжных шкафах
и шкафах для буддийских ритуальных предметов, а также в окнах, во внешних и внутренних верхних (подкарнизных) перегородках построек. Например, как считают китайские исследователи [2], 103 живописных стекла из упомянутой выше коллекции Гугуна, которые украшали в период правлении Цяньлун окна и двери так называемой Стеклянной юрты - временной постройки, возводившейся для праздника в Запретном городе в Пекине, также были изначально фонарными стеклами.
Китайская реверсная живопись не только получила отличное от европейского назначение, но и несколько отличалась от европейской техники исполнения. Европейские мастера для достижения большего эффекта объемности наносили краску толстым слоем, поэтому нижний слой почти не виден с тыльной стороны. Китайская живопись имела более тонкий красочный слой, поэтому нижние слои изображения слегка просвечивали сквозь следующий слой, и художники могли контролировать живописный процесс. Такой метод позволял добиться необычного визуального эффекта: из нескольких слоев цветовых покрытий на лицевой стороне получался гармоничный тон и цвет. Кроме того, художники часто использовали черную основу, которая помещалась между расписанным стеклом и рамой: она делала цвет живописи на стекле более глубоким и ярким. Благодаря тонким слоям краски разница между лицевой и тыльной стороной в китайских живописных стеклах не такая большая, как в выполненных в Европе: с тыльной стороны изображение на китайской реверсной живописи смотрится почти таким же, как и на лицевой. Иногда разница между лицевой и оборотной стороной была так невелика, что стекло ошибочно устанавливали наоборот.
Многочисленные сохранившиеся образцы китайской реверсной живописи на стекле и зеркале свидетельствуют о том, что она в течение XVIII-XIX вв. прошла в целом тот же путь, что и все китайское экспортное искусство, - освоение, усвоение и трансформация технических и стилистических приемов европейского искусства в целом и живописи в частности — от перспективы, светотеневой моделировки, композиционного построения до
жанровых и сюжетных трансформаций. Однако успех ее был обусловлен особенностью самой техники живописания, сходной с техникой, характерной для манеры традиционной живописи гунби («тщательная кисть»), которой китайский художник должен был владеть в совершенстве.
Для манеры гунби характерны тонкая и точная прорисовка контуров, аккуратное наложение красок, их яркое, контрастное сочетание, прорисовка мельчайших деталей, внимание к мелочам и декоративность. В манере гунби мастера рисовали графически. Художник сначала аккуратно наносил контур предмета и всех его деталей, затем заполнял рисунок определенным цветом, используя приемы заливки и послойного нанесения краски на высохшую поверхность с постепенным усилением контраста и последующей прорисовкой деталей. Такая техника во многом напоминала технику обратной росписи, но с одним главным отличием: прорисовка мелких деталей предшествовала нанесению последующих, все более темных красочных слоев и заливке фона. Рука мастера должна была быть тверда, создавая уверенный контур, так как художник не имел возможности его исправить.
Наиболее ранние образцы китайской реверсной живописи -это выполненные на зеркале композиции в традиционном для гунби жанре «цветы и птицы». Зеркала с этим мотивом представляют собой или заполненную целиком поверхность, как на зеркалах из дворца Дроттнингхольм в Стокгольме, или роспись по краю, например, уже упоминавшееся зеркало из туалетного набора Екатерины II. Хотя в нижней части его подставки имеются прямоугольные вставки, расписанные пейзажами в европейской манере, однако на самом зеркале в нижней части по центру изображена пара фазанов у скалы, а вдоль боковых краев во всю высоту зеркала поднимаются кусты с синими и розовыми цветами и темно-зелеными листьями. Похожие по сюжету и композиции зеркала можно найти в европейских коллекциях. Так, зеркало с точно такой же композицией, но зеркально расположенными фазанами, датируемое ок. 1780-х, имеется в коллекции Роджера Кеверна4.
Трансформации касаются не только техники и манеры исполнения, но и жанров и сюжетов реверсной живописи, что представляется собой большой интерес с точки зрения путей взаимовлияния и взаимодействия европейской и китайской традиционной живописи, влияния китайской масляной живописи на реверсную.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Например, Филип Блээрман (Philip Blairman, 1896-1996), английский аукционист и коллекционер, собирал китайскую реверсную живопись с 1920-х гг.; в 1941 г. организовал выставку «Китайские зеркальные картины XVIII века» (Chinese Mirror Paintings of the Eighteenth Century) в Лондоне и Нью-Йорке.
2 Ченнино Ченнини (Cennino Cennini; последняя треть XIV в. -середина XV в.) - итальянский художник, автор трактата «Книга об искусстве» (Il Libro dell'Arte).
3 Жан-Дени Аттире (Jean-Denis Attiret, 1702-1768) - французский художник, иезуит, миссионер в Китае; приехал в Китай в 1737 г., получил от императора Цяньлуна титул придворного художника; в своей живописи Аттире использовал китайскую манеру и стили, большинство его живописных произведений выполнены на шелке и стекле и представляют собой изображения в жанре «цветы и птицы» и портреты; участвовал в создании цикла гравюр, изображающих батальные сцены (1764-1777), и в росписи Пекинского императорского дворца Юаньминъюань ('Сады совершенной ясности').
4 Роджер Кеверн (Roger Keverne) - современный английский арт-дилер и коллекционер, более 50 лет специализирующийся на китайском и азиатском искусстве.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Меньшикова М. Л. Туалетные наборы восточной работы из серебряной филиграни из коллекции Екатерины II // Музеи. Спецвыпуск : Природные ресурсы Китая и произведения художников. 2008. № 3. С. 44-53.
2. Чжан Шусянь. Сюй Чаоин. Гугун боуюань цан цзяньчжу чжуанши юн болихуа цзайтаньтао [Повторное обсуждение стеклянных росписей для украшения зданий в музее Гугун] // Журнал Дворцового Музея. 2020. Октябрь. С. 149-165. (На китайском языке; ШШШ'Ш
шшшжшштшмшпти.шшштшп, 2020(10)).
3. Ян Бода. Циндай боли гайшу [Обзор стекла династии Цин] // Журнал Дворцового Музея. 1983. Апрель. С. 3-17. (На китайском языке;
4. Audric Т. Chinese reverse glass painting 1720-1820. Bern : Peter Lang Publishing, 2020. 238 p.
5. Gbot P-M. Diverses remarques sur les arts pratiques en Chine, de l'art de peindre sur les glaces // Mémoires concernant l'histoire, les sciences, les arts, les mœurs, les usages, etc. des Chinois. T. XI. Paris : Chez Nyon, Libraire, 1786. 363 p.
6. Crossman C. The Decorative Arts of the China Trade: Paintings, Furnishings and Exotic Curiosities. Suffolk : Antique Collectors' Club, 1991. 462 p.
7. Dominici В. Vite de'Pittori, Scultori ed Architetti Napoletani. Vol. III. Napoles : Stamperia del Ricciardi, 1743. 753 p.
8. Gonzalez-PalaciosА. II Tempio del Gusto: Le arti decorative in Italia fra classicismi e barocco. Roma e il Regno delle due Sicilie I. Milan : Longanesi & Co, 1984. 422 p.
9. Prévost А. Histoire générale des voyages. The Hague : Pierre de Hondt, 1746. 630 p.
10. Yang Boda. Miscellaneous Objects Presentation List, 1277. Hong Kong : China First Historical Archives, 1987.
1. Кабинет на подставке. Неаполь. 1680-1710. Вставки: живопись на стекле. Неизвестный художник Музей Виктории и Альберта, Лондон
2. Золотые фазаны и гирлянды. Расписное зеркало. 64x33 см. Китай. Ок. 1780. Фото от 14 июля 2010 г. с аукциона Сотбис, Лондон
3. Настольное зеркало с росписью. 112x64 см. Китай. Ок. 1740-1750. ГЭ, Санкт-Петербург
4. Тыльные и лицевые стороны стеклянной живописи. Слева: иллюстрации из книги Bretz S. «Hinterglasmalerei: Maltechnik -Geschichte - Restaurierung... die Farben leuchten so klar und rein», Munich : Klinkhardt & Biermann, 2013. Справа: иллюстрации к статье Чжан Шусянь, Сюй Чаоин «Повторное обсуждение стеклянных росписей для украшения зданий в музее Гугун», Журнал Дворцового Музея, 2020, октябрь, с. 153
5. Фазаны и пионы. Пара расписных зеркал. 80x60 см. Китай. Ок. 1750. Дроттнингхольмский дворец, Китайский павильон, Стокгольм