Научная статья на тему 'Китайская политика президента США Б. Обамы: несостоявшееся партнерство в рамках «Большой двойки»'

Китайская политика президента США Б. Обамы: несостоявшееся партнерство в рамках «Большой двойки» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
718
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / КИТАЙ / БАРАК ОБАМА / БЖЕЗИНСКИЙ / «БОЛЬШАЯ ДВОЙКА» / ВЭНЬ ЦЗЯБАО / СЮН ГУАНКАЙ / ХИЛАРИ КЛИНТОН / ХУ ЦЗИНЬТАО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Вадим Александрович, Верисова Анна Дмитриевна,

В статье рассматривается слабо освещенная в научной литературе американская концепция «Большой двойки» (G2), предложенная Соединенными Штатами Китаю в начальный период президентского срока Б. Обамы. Авторы преследуют цель проанализировать мнение руководства КНР в отношении этого американского проекта и выявить причины отказа Пекина от стратегии глобального американо-китайского лидерства. Проведенный анализ основан на различных по характеру источниках и других материалах на английском и китайском языках. Особо следует отметить важное информативное значение опубликованных материалов Министерства иностранных дел КНР по вопросам взаимодействия с США в начальный период президентского срока Б. Обамы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE POLICY OF AMERICAN PRESIDENT BARACK OBAMA: UNSUCCESSFUL PARTNERSHIP WITHIN THE «BIG TWO»

The article discusses the American concept of the Big Two (G2), which is little covered in the scientific literature, proposed by the United States to China in the initial period of Barack Obama’s presidential term. The authors aim to analyze the opinion of the Chinese leadership regarding this American project and identify the reasons for Beijing's refusal from the strategy of global US-China leadership. The analysis is based on sources of various types and other materials in English and Chinese. Particularly worth mentioning is the important informative value of published materials by the Ministry of Foreign Affairs of Peoples Republic of China on interaction with the United States during the initial period of President Obama’s term.

Текст научной работы на тему «Китайская политика президента США Б. Обамы: несостоявшееся партнерство в рамках «Большой двойки»»

Кузьмин В.А., Верисова А.Д.

КИТАЙСКАЯ ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА США Б. ОБАМЫ: НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПАРТНЕРСТВО В РАМКАХ «БОЛЬШОЙ ДВОЙКИ»

Кузьмин Вадим Александрович, доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры востоковедения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Заслуженный работник высшей школы РФ. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: kuzmin16@yandex.ru

Верисова Анна Дмитриевна, преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций Уральского государственного университета путей сообщения. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: verisova.anya@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается слабо освещенная в научной литературе американская концепция «Большой двойки» (G2), предложенная Соединенными Штатами Китаю в начальный период президентского срока Б. Обамы. Авторы преследуют цель проанализировать мнение руководства КНР в отношении этого американского проекта и выявить причины отказа Пекина от стратегии глобального американо-китайского лидерства. Проведенный анализ основан на различных по характеру источниках и других материалах на английском и китайском языках. Особо следует отметить важное информативное значение опубликованных материалов Министерства иностранных дел КНР по вопросам взаимодействия с США в начальный период президентского срока Б. Обамы.

Ключевые слова: США, Китай, Барак Обама, Бжезинский, «Большая двойка», Вэнь Цзябао, Сюн Гуанкай, Хилари Клинтон, Ху Цзиньтао.

Начиная с президента США Р. Никсона, стремление взаимодействовать с КНР на особом уровне прослеживалось у каждого последующего лидера Соединенных Штатов. Визит Никсона в Китай в 1972 г. стал поворотным пунктом в отношениях между Китаем и США. Результатом состоявшейся встречи Мао Цзэдуна и Никсона стало подписание китайско-американского совместного коммюнике, которое зафиксировало принцип взаимного невмешательства при построении сотруднических отношений. Кроме того, важным моментом стало признание со стороны США политики «одного Китая» [8].

Д. Форд, сменивший на президентском посту Р. Никсона, полностью продолжил политику своего предшественника, направленную на развитие отношений с Китаем. Преемник Форда президент Д. Картер продолжал расширять американские контакты с КНР. 15 декабря 1978 г. между двумя странами были установлены официальные дипломатические отношения. В рамках этого решения Соединенные Штаты признали правительство Китайской Народной Республики в качестве единственного законного правительства Китая и заявили об отзыве дипломатического признания Китайской Республики, существующей на Тайване. Вскоре между КНР и США были установлены выгодные торговые отношения, что привело к большому росту импорта потребительских товаров из Китая на американский рынок. Стоит отметить, что главным экспертом по вопросам внешней политики и советником по национальной безопасности в администрации президента Картера был Збигнев Бжезинский.

С первых месяцев президентского срока Барака Обамы (2009-2017) администрация президента продемонстрировала приверженность установлению партнерских отношений с Китаем. 22 февраля 2009 г.

госсекретарь США Хилари Клинтон в интервью в ходе своей поездки в Пекин говорила: «Соединенным Штатам и Китаю следовало продемонстрировать не только плодотворную работу над теми вопросами, которые были вызваны двусторонними проблемами, но и свое лидерство перед остальным миром» [6]. Лидерство двух стран планировалось осуществлять через концепцию «Большой двойки» (далее - G2), предложенную помощником по международным экономическим вопросам советника по национальной безопасности Г. Киссинджера Фредом Бергстеном в 2005 г. в его книге «США и мировая экономика». Основным принципом его концепции было взаимодействие двух стран в экономической сфере: «Вашингтону и Пекину следовало сформировать глобальное экономическое лидерство» [4].

Ведущий научный сотрудник отдела исследований современной Азии Российского института стратегических исследований (далее - РИСИ), В.П. Федотов, в своем докладе «О формуле G2 в отношениях США и Китая: мифы и реальности» на расширенном заседании Ученого совета РИСИ отмечал, что «китайско-американские отношения характеризовались, по китайским оценкам, и соперничеством, и партнерством, причем, как правило, тенденция к партнерству срывалась тенденцией к соперничеству, провоцируемому американской стороной» [1]. И действительно, если обратиться к документам исследовательской службы конгресса США, можно заметить, что Америка видела в Китае своего соперника. Так, в исследовании 2008 г. «Принцип «мягкой силы» во внешней политики Китая в Южной Америке, Азии и Африки» отмечалось, что взаимодействие Соединенных Штатов со странами Юго-Восточной Азии - это способ противостоять «мягкой силе» КНР в данном регионе [5: 63]. В 2013 г.

ISSN 2658-4654

Т. 1, № 3, 2019

История и современное мировоззрение

103

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

07.00.15

Сьюзен В. Лоуренс, специалист по вопросам Азии в исследовательской службе конгресса, в своей работе «Отношения США и Китая: обзор политических вопросов» говорила, что перед конгрессом вставали важные вопросы о том, какие отношения должны были иметь Соединенные Штаты с Китаем и как Соединенные Штаты должны были реагировать на «подъем» Китая: «США и КНР было необходимо взаимодействовать таким образом, чтобы получилось избежать соперничества и конфликтов» [9: 1].

Главный советник Обамы по внешней политике, Збигнев Бжезинский, являлся активным сторонником идеи «Большой двойки». Он сделал Китаю официальное предложение по G2 в речи, произнесенной на конференции в Пекине по случаю тридцатилетия установления дипломатических отношений между США и КНР, 13 января 2009 г, за неделю до инаугурации Обамы. Характеризуя отношения между странами как сложную взаимосвязь, где стороны могут как конкурировать, так и взаимодействовать, Бжезинский подчеркивал, что от партнерства они могут получить большую выгоду. Он также отметил, что сотрудничество в рамках «Большой двойки» способствовало бы решению не только экономических проблем (мировой кризис), но и геостратегических задач (ядерные программы Северной Кореи и Ирана, конфликт Индии и Пакистана, израильско-палестинский конфликт) [10].

Стоит отметить, что Б. Обама не делал публичных заявлений о <Ю2», однако речь Х. Клинтон во время ее визита в КНР в феврале 2009 г. выражала позицию Соединенных Штатов: «Возможности совместной работы для нас не имеют себе равных нигде в мире» [3: 73].

Несмотря на то, что в развитии китайско-американского партнерства был достигнут значительный прогресс, некоторые китайские ученые выражали обеспокоенность по поводу проекта «Большой двойки». Профессор Народного университета Китая Пан Чжунмин в своем исследовании «Новый тип отношений между великими державами и управление международной системой в XXI веке» отмечал, что основным принципом современной международной системы является взаимодействие нескольких крупных держав, а «Китаю и США действительно необходимо построить новую систему отношений, но она не должна ограничиваться только лишь китайско-американскими отношениями» [12: 1]. Проект G2, как считал профессор, не соответствует реальности, так как «не только Америка и Китай являются мировыми лидерами» [Там же: 3] Называя проект «Большой двойки» красивой оболочкой, Пан Чжумин подчеркивал, что данная концепция нужна Америке, лишь для того, чтобы с помощью Китая решить свои проблемы [Там же: 4].

Президент Китайского общества международных стратегических исследований Сюн Гуанкай, выступая с речью в Высшей школе экономики в Москве 23 марта 2009 г., также высказался против концепции G2. В своей лекции «Всеобъемлющая концепция национальной безопасности Китая» он подчеркнул, что «Китай проводит независимую внешнюю политику и не может жертвовать собственными интересами». Говоря об отношениях с США, он выразил четкую позицию лидеров КНР: «В Пекине, считают неприемлемой американскую стратегию глобального лидерства» [Там же: 97].

Критику данной идеи можно было услышать и от американских исследователей. В частности, бывший управляющий директор Совета национальной безопасности по делам Восточной Азии Д. Уайлдер говорил, что формирование G2 могло нанести ущерб отношениям США с другими партнерами в Азиатском регионе. Эксперты в Совете по международным отношениям Э. Экономи и А. Сигал охарактеризовали проект «Большой двойки» как мираж, высказав опасения, что «США и Китай могут начать делить Тихоокеанский регион» [7: 43].

На XI саммите «Китай - ЕС», проходившем 20 мая 2009 г. в Чехии, глава правительства КНР Вэнь Цзябао опроверг мнение о том, что Пекин и Вашингтон в рамках G2 будут единовластно решать мировые задачи: «Одна или две страны не могут решать глобальные проблемы. Многополярность и многогранность - это тенденция современного времени. Некоторые люди говорят, что Китаем и Америкой будет сформирована группа для управления миром, но это заявление беспочвенно и неправильно» [13]. Вэнь Цзябао не отвергал возможность взаимодействия КНР с Соединенными Штатами (как и с другими странами) по глобальным вопросам: «Китай готов развивать дружественные и основанные на сотрудничестве отношения равноправия и взаимной выгоды со всеми странами и совместно вносить вклад в содействие миру во всем мире» [Там же].

15-18 ноября 2009 г. состоялся первый официальный визит президента Обамы в КНР. В совместном заявлении Барака Обамы и лидера КНР Ху Цзиньтао подчеркивалось, что обе стороны привержены построению позитивных, основанных на сотрудничестве, и всеобъемлющих китайско-американских отношений, и будут предпринимать конкретные действия для установления устойчивого развития партнерских отношений и для решения общих задач [11]. Вместе с тем, состоявшаяся в ходе визита встреча Обамы с главой китайского правительства Вэнь Цзябао, показала, что договоренностей по проекту «Большой двойки» достигнуто не будет, в обсуждении этого проекта была поставлена точка. Вэнь Цзябао КНР назвал основные причины, по которым Китайская Народная Республика не одобряла концепцию G2: «Во-первых, Китай является развивающейся страной с большим населением. Нам предстоит еще долгий путь для создания развитой страны... Во-вторых, Китай проводит независимую внешнюю политику мира и не создает союза с какой-либо страной или группой стран. В-третьих, Китай выступает за то, чтобы все вопросы в мире решались всеми странами, а не одной или двумя» [14].

Как мы видим, проект G2, предложенный США, как способ преодоления глобального экономического кризиса и как возможность совместного решения мировых проблем, не привлек Китай, который увидел в этой концепции, главным образом, стремление США укрепить сотрудничество с Китаем и посредством последнего решить все свои проблемы. 2009 г. показал, что Китай придает вопросам суверенитета значение не меньшее, чем экономике. «Большая двойка» противоречила ориентации Китая на многовекторную внешнюю политику, которая давала возможность выстраивать и развивать двусторонние партнерские отношения и проводить независимую внешнюю политику.

Кузьмин В.А., Верисова А.Д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федотов В.П. О формуле G2 в отношениях США и Китая: мифы и реальности [Электронный ресурс] // Российский Институт стратегических исследований. 2010. URL: http:// riss.ru/analitycs/1071/ (дата обращения: 08.08.2019).

2. Сюн Гуанкай. Всеобъемлющая концепция национальной безопасности Китая // Россия в глобальной политике. 2009. № 3. С. 92-98.

3. Andrew T.H. Tan Handbook of US-China Relations. Cheltenham: Edward Elgar. 2016. 544 p.

4. Bergsten C.F. The United States and the World Economy: Foreign Economic Policy for the Next Decade. Washington DC: Institute for International Economics. 2005. 454 p.

5. China's foreign policy and "Soft power" in South America, Asia, and Africa: a study prepared for the Committee on Foreign Relations, United States Senate // By the Congressional Research Service, Library of Congress. Washington: U.S. G.P.O.

2008. 131 p.

6. Dragon TV Interview: Developing a Comprehensive, Integrated Dialogue with China // U.S. Department of State.

2009. February 22. URL: https://2009-2017.state.gov/ secretary/20092013clinton/rm/2009a/02/119434.htm (дата обращения: 10.08.2019).

7. Emi Mifune. The Sway of Strategic Cooperation and Deterrence on U.S.-China Relations. Journal of Contemporary East Asia Studies. 2014. Vol. 3. № 2. P. 35-59.

8. Joint Statement Following Discussions with Leaders of the People's Republic of China. Office of the Historian, Bureau of Public Affairs. Document 203. URL: https://history.state.gov/ historicaldocuments/frus1969-76v17/d203 (дата обращения: 08.08.2019).

9. Lawrence S.V. U.S.-China Relations: An Overview of Policy Issues. CRS Report for Congress. 2013. August 1. 65 p.

10. Brzezinski Z. The Group of Two that could change the world. Financial Times. 2009. January 13. URL: http://www.ft.com/ cms/s/0/d99369b8-e178-11dd-afa0-0000779fd2ac.html (дата обращения: 11.08.2019).

11. // ФФЛЕ

ЙЙФЛАЕКШ. 2009^11^170. URL: http://www.gov.cn/ ldhd/2009-11/17/content_1466512.htm (дата обращения: 13.08.2019).

12. 21 Journal of China and International Relations. 2013. Vol. 1. № 2. P. 1-10.

13. // ФФЛ ЕЙЙФЛАЕКШ. 2009^05^210. URL: http://www.gov. cn/ldhd/2009-05/21/content_1320547.htm (дата обращения: 13.08.2019).

14. // ФФЛЕ ЙЙФЛАЕКШ. 2009^11^180. URL: http://www.gov.cn/ ldhd/2009-11/18/content_1467520.htm (дата обращения: 14.08.2019).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доктора исторических наук, профессора В.А. Кузьмина и А.Д. Верисовой «Китайская политика президента США Б. Обамы: несостоявшееся партнерство

в рамках «Большой двойки»

Статья посвящена взаимоотношениям КНР и США в русле концепции «Большой двойки» ^2), предложенной американской стороной Пекину. Несмотря на то, что эта идея не была реализована, проблема выстраивания партнерских отношений между Китаем и Соединенными Штатами оставалась актуальной на протяжении всего президентского срока Барака Обамы. На основе анализа широкого круга источников на китайском и английском языках авторами статьи показаны причины появления этого американского проекта и причины отказа от него лидеров КНР. Следует особо отметить, что этот сюжет в истории американо-китайских отношений до сих пор оставался слабо освещенным в научной литературе.

Работа написана по научной специальности 07.00.15 - «История международных отношений и внешней политики», что соответствует одному из направлений тематики журнала «История и современное мировоззрение». Статья отвечает требованиям к научным публикациям: ее содержание полностью соответствует 'названию и заявленной цели, изложения фактического материала отвечает принципу хронологической последовательности, сделанные авторами, обобщения и выводы обоснованы и хорошо аргументированы,

Рекомендую статью А.Д. Верисовой и В.А. Кузьмина к публикации в журнале.

Доктор исторических наук, профессор; заведующий кафедрой всеобщей истории УрГ

В.Н. Земцов

ISSN 2658-4654

Т. 1, № 3, 2019

История и современное мировоззрение

05

HISTORY OF FOREIGN AFFAIRS AND EXTERNAL POLICY

07.00.15

CHINESE POLICY OF AMERICAN PRESIDENT BARACK OBAMA: UNSUCCESSFUL PARTNERSHIP WITHIN THE «BIG TWO»

Kuzmin Vadim Alexandrovich, doctor of Historical Sciences, professor; professor of the Department of Oriental Studies of Ural Federal University, Honored worker of higher school of Russia. Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: kuzmin16@yandex.ru

VerisovaAnnaDmitrievna, lecturer of the chair of Foreign Languages and Intercultural Communications of Ural State University of Railway Transport. Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: verisova.anya@gmail.com

Abstract. The article discusses the American concept of the Big Two (G2), which is little covered in the scientific literature, proposed by the United States to China in the initial period of Barack Obama's presidential term. The authors aim to analyze the opinion of the Chinese leadership regarding this American project and identify the reasons for Beijing's refusal from the strategy of global US-China leadership. The analysis is based on sources of various types and other materials in English and Chinese. Particularly worth mentioning is the important informative value of published materials by the Ministry of Foreign Affairs of Peoples Republic of China on interaction with the United States during the initial period of President Obama's term.

Key words: Barack Obama, Brzezinski, China, Group of Two, Hilary Clinton, Hu Jintao, USA, Wen Jiabao, Xiong Guangkai.

LIST OF REFERENCES

1. Fedotov V.P. About the G2 framework in the relations between USA and China: myths and realities [Electronic resource] // Russian Institute for Strategic Studies. 2010. URL: http://riss. ru/analitycs/1071/ (accessed: 08.08.2019).

2. Xiong Guangkai. Comprehensive national security concept of China. Russia in global affairs. 2009. № 3. P. 92-98.

3. Andrew T.H. Tan Handbook of US-China Relations. Cheltenham: Edward Elgar. 2016. 544 p.

4. Bergsten C.F. The United States and the World Economy: Foreign Economic Policy for the Next Decade. Washington DC: Institute for International Economics. 2005. 454 p.

5. China's foreign policy and "Soft power" in South America, Asia, and Africa: a study prepared for the Committee on Foreign Relations, United States Senate // By the Congressional Research Service, Library of Congress. Washington: U.S. G.P.O.

2008. 131 p.

6. Dragon TV Interview: Developing a Comprehensive, Integrated Dialogue with China // U.S. Department of State.

2009. February 22. URL: https://2009-2017.state.gov/secre-tary/20092013clinton/rm/2009a/02/119434.htm (accessed: 10.08.2019).

7. Emi Mifune. The Sway of Strategic Cooperation and Deterrence on U.S.-China Relations. Journal of Contemporary East Asia Studies. 2014. Vol. 3. № 2. P. 35-59.

8. Joint Statement Following Discussions with Leaders of the People's Republic of China. Office of the Historian, Bureau of Public

Affairs. Document 203. URL: https://history.state.gov/histori-caldocuments/frus1969-76v17/d203 (accessed: 08.08.2019).

9. Lawrence S.V. U.S.-China Relations: An Overview of Policy Issues. CRS Report for Congress. 2013. August 1. 65 p.

10. Brzezinski Z. The Group of Two that could change the world. Financial Times. 2009. January 13. URL: http://www.ft.com/ cms/s/0/d99369b8-e178-11dd-afa0-0000779fd2ac.html (accessed: 11.08.2019).

11. Hu Jintao and Obama meet with Chinese and foreign journalists in the Great Hall of the National Assembly // The Central People's Government of the People's Republic of China. URL: http://www.gov.cn/ldhd/2009-11/17/content_1466512.htm (accessed: 13.08.2019).

12. Pang Zhongying. A "New Type of Great Power Relationship" and Governance in the International System of the 21st Century. Journal of China and International Relations. 2013. Vol. 1. № 2. P. 1-10.

13. Wen Jiabao attends the 11th China-EU Summit in Prague on the 20 May // The Central People's Government of the People's Republic of China. URL: http://www.gov.cn/ldhd/2009-05/21/content_1320547.htm (accessed: 13.08.2019).

14. Wen Jiabao Meets with US President Barack Obama at Di-aoyutai State Guesthouse on the 18 November // The Central People's Government of the People's Republic of China. URL: http://www.gov.cn/ldhd/2009-11/18/content_1467520.htm (accessed: 14.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.