DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10024
А.Ч. Мокрецкий
КИТАЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» КАК ВЕКТОР ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА*
Аннотация. 26 лет назад были установлены дипломатические отношения между Азербайджаном и Китаем, за эти годы сотрудничество двух стран поступательно развивается. Пекин, максимально заинтересованный в поиске новых возможностей для реализации собственных целей и задач (и особенно через мегапроект «Экономический пояс Шелкового пути»), комплексно «осваивает» территорию СНГ, увязывая развитие КНР с развитием каждой из постсоветских стран. Азербайджан, убежденный в своем уникальном географическом по-
* Статья подготовлена на основе аналитических статей и материалов двух ведущих интеллектуальных центров республики Азербайджан (АР), а также по публикациям СМИ. Речь идет о Центре экономического и социального развития (cesd.az) и Центре стратегических исследований при президенте Республики Азербайджан (или SAM, sam.az/en). Центр экономического и социального развития был создан в 2005 г. с целью содействия теоретическим и практическим исследованиям современных социально-экономических проблем. Центр стратегических исследований при президенте Республики Азербайджан был учрежден в ноябре 2007 г. для координации внешнеполитического курса АР и подготовки аналитических материалов для государственных органов в области политики, экономики и безопасности.
ложении в Евразии, желает играть роль транспортно-логистического хаба между Европой и Азией и возлагает большие надежды на Китай.
Ключевые слова: Китай, Азербайджан, ЭПШП, железная дорога «Баку-Тбилиси-Карс», сопряжение.
С момента установления дипломатических отношений между Азербайджанской Республикой (АР) и Китайской Народной Республикой 2 апреля 1992 г. двусторонние связи динамично развиваются. Пекин, максимально заинтересованный в реализации собственных внешнеполитических целей и задач (в том числе через сухопутный компонент инициативы «Один пояс, один путь», мегапроект «Экономический пояс Шелкового пути»), методично наращивает свое влияние в регионе, активно проникая в ключевые для Китая сферы и используя неудачи своих партнеров — Москвы, Вашингтона, Брюсселя. В свою очередь Азербайджан, «расположенный на историческом Шелковом пути, являясь пространством, где сливались различные цивилизации»1, желает играть роль транспортно-логи-стического хаба между Европой и Азией и поэтому возлагает большие надежды на КНР.
Инфраструктура
и транспортно-логистическое сотрудничество
Азербайджан убежден в своем уникальном, «ключевом» географическом положении в Евразии2. Идея строительства «Великого Шелкового пути» (ВШП) и «золотая мечта» о необходимости использования железнодорожной ветки «Баку—Тбилиси—Карс» (БТК) являются «притчей во языцех». В частности, азербайджанские эксперты рассматривают БТК как «железное основание для Шелкового пути», «транспортный коридор, способный создать колоссальный и процветающий рынок вдоль маршрута», «важный узел между Европой и Азией, Востоком и Западом», «главный региональный транспортный проект XXI в.», а сам Азербайджан — как «геоэкономический опорный пункт» в регионе (geo-economic pivot). Заметно увеличилось количество публикаций на эту тему3.
Азербайджанские комментаторы убеждены, что запуск железной дороги «Баку—Тбилиси—Карс» превратил Транскаспийский между-
народный транспортный маршрут (ТМТМ) в приоритетный для Китая вектор транспортировки грузов в Европу4. Вместе с тем очевидно, что для КНР данный путь является только одним из шести перспективных маршрутов. Аналогичную точку зрения высказывают и российские эксперты5.
Что касается других международных стратегических проектов, то Азербайджан намерен активно использовать все имеющиеся инициативы — американскую, европейскую, китайскую и российскую — в своих национальных интересах. Тем более, что Азербайджан находится в средоточии трех крупных региональных энергетических и транспортных проектов: TRACECA Евросоюза, китайского ЭПШП и коридора «Север—Юг» России, Азербайджана и Ирана6. Безусловно, Баку не исключает вступления в ЕАЭС, правда, при условии, что Москва займет азербайджанскую позицию в решении проблемы нагорно-карабахского конфликта. Кроме того, Азербайджан, принятый в ШОС в качестве нового партнера по диалогу, намерен убедить Китай и другие страны, примкнувшие к экономической программе «Один пояс, один путь», присоединиться к своему проекту (БТК).
Сама идея «Великого Шелкового пути» связана с именем первого президента АР, отцом Ильхама Алиева — Гейдаром Алиевым. Согласно информации, представленной на сайте президента Азербайджана, в сентябре 1998 г. в Баку был проведен международный форум по восстановлению и развитию этого пути. Он играет «свою историческую роль в развитии сотрудничества, обеспечении мира, благополучия и процветания в каждой стране и на всем евразийском пространстве». Основными целям проекта7 были названы:
• развитие торгово-экономических отношений стран региона;
• развитие транспортных сообщений — международных перевозок грузов и пассажиров;
• разработка программ согласованных действий по организации мультимодальных (комбинированных) перевозок.
Таким образом, можно констатировать, что Азербайджан интересуют три стратегические области: энергетика, транспортные коридоры, включая торговлю и логистику, и развитие новых технологий. Именно в контексте этих приоритетных направлений развития рассмотрим сотрудничество АР с Китаем.
Азербайджанские эксперты весьма оптимистично оценивают итоги 2017 г. в плане развития транспортно-логистической сферы8, которая признана руководством страны потенциальным локомотивом развития ненефтяного сектора. Тем более, что И. Алиев, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности в 2017 г., подчеркнул, что увеличение грузоперевозок через Азербайджан и Каспийское море «будет играть очень важную роль в нашей экономике. Транзит гораздо более ценен, чем природные ресурсы, потому что
9
природные ресурсы рано или поздно закончатся» .
И действительно, 2017 год запомнился рядом важных событий на Южном Кавказе.
30 октября 2017 г. состоялось открытие железной дороги «Баку— Тбилиси—Карс» в Бакинском международном морском торговом порту. По случаю торжественного события информагентство АЗЕРТАДЖ представило текст репортажа и интервью первых лиц телеканалу Euronews10. В церемонии участвовали президент Азербайджана И. Алиев, президент Турции Р.Т. Эрдоган, главы правительств Казахстана, Грузии, Узбекистана, а также делегации Таджикистана и Туркменистана. В тот же день по БТК был отправлен первый грузовой поезд из 32 контейнеров, груженных зерном.
В апреле 2017 г. ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» и АО «Казахстанские железные дороги» создали совместное предприятие в сфере грузовых перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. В июне 2017 г. в Астане Международная ассоциация ТМТМ в рамках заседания участников коридора ТМТМ подписала меморандум о сотрудничестве с Ассоциацией транспорта и коммуникаций Китая11.
Продвигается проект «Север—Юг». Ожидается, что в течение 2— 3 лет он будет полностью введен в эксплуатацию. В марте 2017 г. был успешно пущен тестовый поезд через пограничный железнодорожный мост через р. Астарачай. В феврале 2017 г. Иран приступил к строительству участков железной дороги «Казвин—Решт» и «Астара (Иран)—Астара (Азербайджан)». При этом Азербайджан в течение следующих 15 лет будет эксплуатировать железнодорожные объекты в иранской Астаре в качестве оплаты за строительство железнодорожного участка, соединяющего две страны. Кроме того, Азербай-
джан выделил Ирану кредитную линию на 500 млн долл. для финансирования строительства железной дороги «Решт—Астара»12.
В марте 2016 г. И. Алиев подписал распоряжение о мерах по созданию в поселке Алят Гарадагского района Баку, включая территорию нового Бакинского международного морского торгового порта, специальной экономической зоны (СЭЗ) типа зоны свободной торговли. Работа по созданию СЭЗ продолжается. Одновременно в самом порту подходит к концу первая фаза строительства. Ожидается, что она будет завершена ближе к середине 2018 г.13, после чего объемы обработки грузов составят 1280 т в сутки.
АР не собирается останавливаться на достигнутом. По прогнозам, грузооборот между ЕС и КНР к 2030 г. увеличится в 2 раза. Чтобы не оставаться в стороне от масштабных проектов, Азербайджан с 2010 по 2022 г. инвестирует около 5 млрд долл. в развитие железных дорог14. Большая часть средств пойдет на реконструкцию и электрификацию железнодорожных путей, капитальный ремонт железной дороги «Баку—Беюк-Кесик», обновление парка вагонов, закупку пассажирских и грузовых локомотивов.
В феврале 2018 г. ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и китайская Корпорация по строительству железнодорожных мостов подписали меморандум о сотрудничестве15. Согласно документу, Транскаспийский торгово-транзитный коридор «Восток—Запад» расширяет возможности диверсификации маршрутов и является для европейцев одним из приоритетных коридоров. Весьма значимым достижением в деле повышения конкурентоспособности Транскаспийского коридора стал ввод в строй вышеупомянутой железной дороги БТК.
Китайская сторона активно присматривается к инфраструктурным проектам в АР. В частности, в обзоре SAM (Центра стратегических исследований при Президенте Республики Азербайджан) отмечается, что БТК будет «инструментом для успешной региональной кооперации между Южным Кавказом и его соседями из Центральной Азии, Россией Китай показал интерес к данному проекту и обсуждал возможности для сотрудничества»16. В свою очередь посол КНР в АР Вэй Цзинхуа подчеркнул, что Азербайджан играет важную роль в развитии международных маршрутов, значительно расширяя экономическое сотрудничество Китая со странами Центральной
Азии, Южного Кавказа и Европы17. А президент Китайского центра глобализации Хао Ван полагает, что у двух стран немало общих интересов: построенная осенью 2017 г. железная дорога «Баку—Тбили-си—Карс» стала важным элементом для транспортировки китайских грузов в Европу. Китай хочет видеть Азербайджан полноценным участником инициативы «Один пояс, один путь»18.
Финансовая кооперация и бизнес-контакты
По данным СМИ Азербайджана19, правительство Китая в первом квартале 2016 г. инвестировало в различные сферы экономики страны 419 млн долл. Баку направил инвестиции в 59 проектов, реализуемых в Китае; общий объем этих капиталовложений составил 7,8 млн долл. Китайские компании участвуют в Азербайджане в 12 проектах стоимостью свыше 640 млн долл. В АР действуют 113 компаний с китайским капиталом, которые работают в сферах строительства, сельского хозяйства, связи, услуг, торговли и др.20
Двустороннее сотрудничество развивается в транспортном и энергетическом секторах. В Нахичевани на основе китайских технологий производятся автомобили и началась диверсификация этой продукции. Компания Sirena Motors открывает новое региональное представительство в г. Лянкяран21. Региональный офис официального дилера китайских автомобилей в Азербайджане будет заниматься продажей автомобилей и запасных частей, а также сервисом марок Changan, BAIC, GAC, JAC и др.
Здесь же стоит отметить расширение формата бизнес-контактов. В августе 2016 г. в Баку состоялась встреча представителей Азербайджанского фонда поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO) и Совета поощрения международной торговли Китая (CCPIT). На регулярной основе проводятся заседания в рамках азербайджано-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Поступает информация о том, что Китай заинтересован в участии в СЭЗ/ЗСТ, создаваемой Азербайджаном в Аляте22. В частности, Бакинский международный морской торговый порт получил 34 погрузчика от Международного центра по экономическому и техническому обмену Китая23. Как отметил посол Вэй
Цзинхуа, Китай уделяет большое внимание особенным преимуществам Азербайджана в Евразийском транспортном узле. По этой причине китайские компании поддерживают сотрудничество с Азербайджаном в сфере транспорта и логистики24.
6 февраля 2018 г. в Пекине состоялся 9-й бизнес-форум сто-рон25. Баку стремится привлечь китайские инвестиции в ненефтяной сектор экономики Азербайджана.
В Пекине открылось торговое представительство Азербайджа-на26. С работой торгпредства связывают продвижение бренда Made in Azerbaijan, привлечение китайских инвестиций в экономику Азербайджана и защиту интересов азербайджанских компаний. Как заявил Ш. Мустафаев, министр экономики АР, потенциал расширения двусторонних экономических связей очень высок, оба
27
государства успешно сотрудничают в инвестиционной сфере . В 2016—2017 гг. были организованы три экспортные миссии в Китай, в 2018 г. Азербайджан примет участие еще в трех выставках, ведутся переговоры об открытии «Азербайджанского винного дома» в Международном центре торговых операций в Шанхае.
Вместе с тем западные аналитики призывают страны Южного Кавказа и Азербайджан, в частности, не терять контроль над природными ресурсами и инфраструктурой из-за «кредиторского империализма» Китая, поскольку Пекин рассматривает регион всего лишь как экономический коридор в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь»28.
За последние годы китайское правительство выделило АР гранты на 70 млн долл.29, и уже получено более 60 млн долл. В частности, в конце 2017 г. в Нахичевани китайской стороной было передано более 20 единиц различной сельскохозяйственной техники (бульдозеры, экскаваторы, грейдеры). За счет грантов Азербайджан приобрел более 150 мусоровозов, водовозов, ассенизаторских машин, самосвалов и другой техники. Ожидается партия новых машин для обновления парка коммунальной техники.
Преподаватель Азербайджанского государственного экономического университета А. Асланли называет причины заинтересованности КНР в Южном Кавказе30:
1. Китай осознает, что получение нового рынка и зоны экономических интересов служит фактором наращения его глобальной силы.
2. КНР получает возможность:
• ограничить угрозы, исходящие как из региона, так и от субъектов МО за его пределами (в частности, минимизировать усилия Вашингтона по сдерживанию Китая и посягательству на его территориальную целостность), ослабить деятельность противников Китая в регионе, насколько это возможно;
• оценить энергетические ресурсы региона и за их счет диверсифицировать свой энергоимпорт;
• препятствовать развитию энергетических маршрутов, следующих западнее региона (и особенно Транскаспийскому энергетическому сотрудничеству), и тех проектов, которые становятся преградой для доступа КНР к природным ресурсам восточного побережья Каспия;
• получить выгоды от транспортных проектов «Восток—Запад» («Железный Шелковый путь», или БТК);
• сбить накал этнических проблем в КНР и ограничить риски для территориальной целостности Китая, в частности, путем предотвращения официальной/неофициальной поддержки «Восточного Туркестана» в СУАР КНР через Кавказ.
Новые технологии и военное сотрудничество
Стороны сочли важным обратить внимание на развитие технологического сектора. Запускаются сайты на китайском языке, например, на АЗЕРТАДЖ (и реализация с «Хуавэй» проекта «Красивый Азербайджан»). Ведутся переговоры с компанией «Хуавэй» по созданию СП по производству смартфонов. Китайская сторона проявляет активный интерес к налаживанию сотрудничества с Азербайджаном в сфере информационно-коммуникационных технологий, который еще более возрос в свете запуска первого азербайджанского телекоммуникационного спутника Azerspace.
Поступают сообщения о том, что «Парк высоких технологий» Национальной академии наук Азербайджана создаст портал, который станет площадкой для налаживания связей предпринимателей Китая и Азербайджана. Формат сотрудничества азербайджанских и
китайских бизнесменов был обсужден в ходе открытия в ноябре 2017 г. Центра трансферта технологий. Стороны рассмотрели вопросы развертывания в Азербайджане производства LED ламп и литий-ионных батарей31.
Расширяются двусторонние военные связи. Во время визита в КНР в конце апреля 2018 г.32 министр обороны АР З. Гасанов провел встречи с заместителем председателя ЦВС КНР Сюй Циляном, членом Госсовета КНР, министром обороны Вэй Фэнхэ, командующим Западной зоной КНР, генерал-полковником Чжао Цзунци и другими официальными лицами военно-политического руководства. На встречах обсуждались вопросы региональной безопасности на Южном Кавказе и в Восточной Азии, состояние и перспективы развития сотрудничества между Азербайджаном и Китаем в военной, военно-технической, военно-образовательной сферах, представляющих взаимный интерес.
Китайские генералы отметили исторический характер дружеских отношений сторон, новые возможности для сотрудничества КНР и Азербайджана в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и огромную поддержку Азербайджана этой стратегии. В свою очередь министр обороны АР выразил признательность китайской стороне за поддержку позиции Азербайджана в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта: Китай, как и прежде, является сторонником разрешения конфликта в соответствии с нормами и принципами международного права в рамках территориальной целостности Азербайджана33.
Министерство обороны АР сотрудничает с рядом корпораций и компаний КНР, производящих продукцию военного назначения. Генерал-полковник З. Гасанов подчеркнул, что в рамках данного сотрудничества на постоянной основе осуществляются взаимные рабочие визиты должностных лиц, а также встречи экспертов. Кроме того, азербайджанская сторона подтвердила, что всестороннее сотрудничество с Китаем является одним из приоритетных направлений внешней политики страны.
27 апреля 2018 г. между министерствами обороны АР и КНР был подписан документ об оказании военной помощи. В рамках визита азербайджанская делегация посетила компании CETC International (производство электронных компонентов и электронного оборудо-
вания), Poly Technologies (производство ракет и другой продукции военного назначения) и другие предприятия оборонно-промышленного комплекса Китая.
Сопряжение проектов развития
За 25 лет сотрудничества между КНР и Азербайджаном товарооборот сторон увеличился в 500 раз, достигнув 770 млн долл. По итогам 2017 г. он составил рекордные 1,2 млрд долл., что на 43 % больше показателя 2016 г. Китай занимает 4-е место среди основных внешнеторговых партнеров Азербайджана, в том числе 3-е место в импорте и 8-е место в экспорте34. По мнению Пекина, Азербайджан обладает «богатыми природными ресурсами» и «благоприятными почвенно-климатическими условиями». Есть большой потенциал для взаимодействия двух стран в области земледелия, переработки сельскохозяйственной продукции и шелководства (Азербайджан намерен производить шелк, закупив у Китая личинки тутового шелкопряда и 1,6 млн тутовых саженцев). В Азербайджане же производится высококачественная фруктово-овощная продукция, способная заинтересовать Китай.
Азербайджанская AS Group Investment и крупная китайская компания China CAMC Engineering Co., Ltd. в феврале 2018 г. в Пекине подписали договор о сотрудничестве по реализации проекта «Апше-рон Агропарк»35. Согласно достигнутому соглашению, CAMCE направит в проект 140 млн долл. Производство фруктов и овощей предназначено не только для внутреннего рынка, но и для стран СНГ, Персидского залива и Европы. Реализация проекта поспособствует успешному развитию ненефтяного сектора АР и узнаваемости бренда Made in Azerbaijan.
В области энергетики наиболее важную роль играет взаимодействие в нефтегазовой области. Азербайджанская нефтяная компания SOCAR 15 лет сотрудничает с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), у которой она закупила оборудование для нефтехимической сферы на сумму свыше 500 млн долл. Во время форума «Пояс и путь» в мае 2017 г. компании подписали меморандум о взаимопонимании в рамках проекта SOCAR GPC36, а также
договор о предварительном детальном проектировании газоперерабатывающего завода и полиэтиленового нефтехимического комплекса37. В рамках проекта GPC планируется создать газоперерабатывающий и нефтехимический комплекс в 15 км от Баку, мощность которого составит около 10 млрд куб. м газа в год, а также целый ряд газоперерабатывающих установок. Стоимость проекта SOCAR GPC, по первоначальным оценкам, составляет приблизительно 4 млрд долл.
Таким образом, Азербайджан ищет «новые пути в отношениях с КНР в целях содействия региональной безопасности и стабильности, обеспечения энергетической безопасности, стимулирования экономических и политических реформ»38. По мнению научного сотрудника Китайской академии международных проблем Бай Лянь-лэя, Азербайджан является «идеальным партнером по строительству ЭПШП» по трем причинам39. Во-первых, Каспийское побережье, на котором расположена страна, становится новой связующей зоной экономических интересов Восточной Азии, Европы и России, то есть некой конвергентной территорией. Другими словами, Азербайджан становится новой точкой, соединяющей европейское экономическое кольцо с восточноазиатским. Во-вторых, АР — основоположник возрождения древнего Шелкового пути в плане организации мультимодальных транснациональных транспортных систем (то есть ныне страна играет роль опоры или оси на пути). И, в-третьих, Азербайджан имеет с КНР черты сходства (в аспекте курса на взаимосвязанность, экономического развития в качестве приоритета, реализации независимой и миролюбивой внешней политики, стремления к политической стабильности и единству страны), что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
По этим причинам ЭПШП предоставляет хорошие шансы для АР, особенно в плане снижения транзитных пошлин и возможностей промышленной кооперации. В целях получения максимальной выгоды от ЭПШП и преодоления сопутствующих вызовов, по мнению Бай Ляньлэя, Азербайджану в первую очередь необходимо понимать китайское видение ЭПШП. Обеим сторонам следует обозначить приоритетные направления взаимодействия. К ним могут быть отнесены инфраструктура и промышленная кооперация, в том числе в сфере агропромышленного комплекса; металлургия, химиче-
ская металлургия и производство оборудования для возобновляемой энергетики (особенно солнечной и ветряной), а также координация политико-экономических курсов (сопоставление промышленных стандартов, технологических норм, послабления в получении виз, лицензий, стратегическая координация в энергетике, например, в области «зеленой» энергетики и сокращения выбросов)40.
С позицией китайского эксперта солидарны его азербайджанские коллеги41. Они уверены в будущем китайского мегапроекта и убеждены, что активное участие Азербайджана в ЭПШП является прямым следствием «эффективной внешней и внутренней политики официального Баку»: «Наша страна серьезно участвует в реализации этой программы... И нет сомнения в том, что Азербайджан будет занимать особое место среди тех, кто получит... дивиденды»42.
Гуманитарное взаимодействие
Стремительно развивается гуманитарное сотрудничество. Азербайджан, как и большинство постсоветских стран, активно принимает на своей территории традиционные праздники Китая. Новый проект Азербайджанского музея ковра «Ковры и легенды» открылся выставкой «Новый год по китайскому календарю»43, организованной совместно с посольством Китая в АР. В Центре Г. Алиева размещаются выставки современных китайских художников, например, персональная экспозиция художника Ван Юяна «Уникальность», выставка современного искусства Китая «Созвездие» и др.44 Фонд Г. Алиева активно пропагандирует в Азербайджане культуру и искусство Китая. Азербайджанские путешественники-блогеры, такие, как А. Сафаров45, делятся с читателями путевыми заметками о пребывании в городах КНР, об особенностях китайской кухни.
Развивается туристическая отрасль. Азербайджан и Китай готовятся подписать меморандум о сотрудничестве в сфере туризма. Советник председателя Ассоциации туризма Азербайджана (AzTA) М. Агакеримов отметил, что страна получит большой доход, привлекая китайских граждан. Для этого чиновник предлагает открыть прямые авиарейсы по относительно низким ценам, а также организовать информационно-ознакомительные туры в Азербайджан для
ведущих туркомпаний. В перспективе АР может принимать в год более 10 млн человек. Согласно официальным данным, если в 2014 г. из Китая в Азербайджан приехало около 6 тыс. туристов, то в 2017 г. — более 10 тыс. человек46.
По официальным данным Государственной канцелярии КНР по распространению китайского языка за рубежом, в Азербайджане действуют два института Конфуция (ИК): по состоянию на конец 2017 г., — при Бакинском государственном университете и Азербайджанском университете языков (АУЯ)47. В ИК проводятся различные тематические семинары: «Азербайджано-китайское сотрудничество в сфере безопасности»48, «Гейдар Алиев — основоположник азербайджано-китайского стратегического партнерства»49, «Азер-
байджан—Китай: межпартийный диалог»50 и т. д. Подписываются документы о взаимодействии ИК с азербайджанскими и китайскими вузами (9 февраля 2017 г. — с Азербайджанской государственной художественной академией, 21 апреля — с Азербайджанским университетом туризма и менеджмента, 6 июня — с Центром национальной кулинарии Азербайджана и др.). Институты Конфуция посещают различные делегации (3 июля 2017 г. — представители Федерации настольного тенниса Азербайджана, 16 октября — делегация Сианьского университета экономики и финансов и др.). При одном из ИК действует летний лагерь, проводятся мастер-классы по традиционной китайской медицине.
Министерство образования Китая в рамках стратегии «Один пояс, один путь» приняло решение о подготовке в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) специалистов по азербайджанскому языку51. В учебную программу войдет изучение истории, культуры и литературы Азербайджана. ПУИЯ выделил гранты для написания учебников по азербайджанскому языку, подготовки словарей и проводит исследования в области современной азербайджанской литературы и истории двусторонних отношений.
* * *
Спустя 26 лет после установления дипломатических отношений АР с КНР двусторонние связи поступательно развиваются: «Китай и Азербайджан, как традиционные дружественные друзья и партнеры,
имеют все необходимые предпосылки для углубления сотрудничества»52. В работах азербайджанских экспертов подчеркивается, что между сторонами нет каких-либо исторических противоречий. Живописные пейзажи Азербайджана хорошо известны китайцам. КНР — страна, импортирующая энергию, а Азербайджан — государство-экспортер. Кроме того, исторический опыт решения проблемы с Гонконгом/Сянганом и Макао может быть полезным в нагорно-ка-рабахском вопросе. Азербайджан видит себя как «энергетический коридор, соединяющий ресурсы Каспия с европейскими и глобальными рынками», и поэтому Баку желает убедить Пекин, что участие последнего в проекте БТК «способствует передвижению товаров и пассажиров в обоих направлениях из Китая в Европу и из Европы в Китай за более короткий промежуток времени»53.
Пекин, в свою очередь, внимательно наблюдает за развитием событий, подчеркивая «рациональность», «справедливость» и «объективность» позиции КНР и изредка давая комментарии в своей излюбленной нейтральной манере, которая позволяет всем участникам диалога истолковывать эти комментарии в свою пользу.
Азербайджан — яркий пример нарастания интереса КНР ко всем постсоветским странам.
Примечания
1 Президент Ильхам Алиев принял участие в официальном открытии VII Глобального форума Альянса цивилизаций ООН. URL: https://azertag.az/ru/ xeber/945977 (дата обращения: 01.05.2018).
2 См. напр.: Gasimli V., Yulek M. The New Geo-economics in the Azerbaijan-led South Caucasus / SAM Review. Vol. 14, December 2014.
3 См. напр.: Rzayeva, Gulmira. Infrastructure Cooperation: Azerbaijan— Georgia—Turkey // Geopolitics and Security. A New Strategy for the South Caucasus/ Edited by Kornely Kakachia, Stefan Meister, Benjamin Fricke. 2018. P.153—176. Humbatov, Mahir. Azerbaijan within the Context of the Silk Road // World News. 05 Apr 2018. URL: https://intpolicydigest.org/2018/04/05/azerbaijan-within-the-context-of-the-silk-road/ (дата обращения: 01.05.2018). Shahbazov, Fuad. Baku-Beijing Relations and China's Growing Interest in the South Caucasus. URL: https://jamesto wn.org/program/baku-beijing-relations-chinas-growing-interest-south-caucasus/ (дата обращения: 01.05.2018). Hasanli, Az,ar. Azerbaijan's geo-economic expansion pro-
spects: Conventional or emerging markets? URL: https://moderndiplomacy.eu/2018/ 03/22/azerbaijans-geo-economic-expansion-prospects-conventional-or-emerging-mar kets/ (дата обращения: 01.05.2018). Hajiyev, Shahmar. Azerbaijan's Economic Development Options//World News. 12 March 2018. URL: https://intpolicydigest.org/2018 /03/12/azerbaijan-s-economic- development-options/ (дата обращения: 01.05.2018).
4 URL: https://www.trend.az/business/economy/2855238.html (дата обращения: 01.05.2018).
5 Лузянин Сергей. Классический Шелковый путь через Азербайджан наиболее перспективен. URL: https://azertag.az/ru/xeber/1061689 (дата обращения: 07.11.2017).
6 Valiyev J. Foreign Policy of Azerbaijan in 25 Years of Independence: Priorities, Principles and Achievements // Caucasus International. Vol. 7. No. 1. Summer 2017. P. 29—46.
7 URL: http://ru.president.az/azerbaijan/silkroad (дата обращения: 07.11.2017).
8 URL: https://www.trend.az/business/economy/2842722.html (дата обращения: 01.05.2018).
9 Алиев Ильхам: «Транзит гораздо более ценен, чем природные ресурсы». URL: http://vestikavkaza.ru/articles/Ilkham-Aliev-Tranzit-gorazdo-bolee-tsenen-che m-prirodnye-resursy.html (дата обращения: 14.05.2018).
10 URL: https://azertag.az/ru/xeber/1108722 (дата обращения: 01.05.2018).
11 URL: https://www.trend.az/business/economy/2842722.html (дата обращения: 01.05.2018).
12 Там же.
13 URL: https://www.trend.az/business/economy/2857249.html (дата обращения: 01.05.2018).
14 Trend. 13.03.2018.
15 A3EPTA3^X. 07.02.2018.
16 Обзор SAM «Baku-Tbilisi-Kars Railroad. The Iron Ground for the Silk Road»,
2014.
17 Trend. 18.03.2018.
18 Trend. 16.03.2018.
19 Более подробно см.: 1news.az. 30.03.2017. Вести Кавказа. 20.08.2016; Вести Кавказа. 12.08.2016.
20 Вести Кавказа. 06.02.2018.
21 Вести Кавказа. 16.02.2018.
22 URL: https://www.trend.az/business/economy/2856888.html (дата обращения: 01.05.2018).
23 Trend. 04.04.2018.
24 URL: https://www.trend.az/business/economy/2881900.html (дата обращения: 01.05.2018).
25 URL: http://www.economy.gov.az/en/article/beijing-hosted-azerbaijani- chine se-business-forum/28888 (дата обращения: 01.05.2018).
26 URL: http://www.economy.gov.az/en/article/the-office-of-the-azerbaijani-tra de-representative-launched-in-china/28882 (дата обращения: 01.05.2018).
27 URL: https://www.trend.az/business/economy/2856871.html (дата обращения: 01.05.2018).
28 Durso, James Azerbaijan: A Crucial Energy Hub. URL: https://oilprice.com/ Geopolitics/Asia/Azerbaijan-A-Crucial-Energy-Hub.html (дата обращения: 01.05.2018).
29 Trend. 04.04.2018.
30 Aslanli A. The South Caucasus in the Global Struggle / Caucasus International. Vol. 7. No.1. Summer 2017. P. 84—85, 92.
31 Trend. 07.01.2018.
32 ЛЗЕРТАДЖ. 27—30.04.2018.
33 ЛЗЕРТАДЖ. 27.04.2018.
34 URL: http://vestikavkaza.ru/news/Azerbaydzhan-otkryl-svoe-torgpredstvo-v-Kitae.html (дата обращения: 07.11.2017).
35 Trend. 07.02.2018.
36 Подробнее о проекте смотрите: URL: http://socargpc.az/ (дата обращения: 15.05.2018). URL: https://www.trend.az/business/energy/2741415.html (дата обращения: 15.05.2018).
37 Trend. 15.05.2017.
38 Karimov R, Gao Fei. China's Energy Policy Throughout the Central Asia to Azerbaijan / SAM Review, 2013. P. 35—36.
39 Bai Lianlei. Azerbaijan in the Silk Road Economic Belt: A Chinese Perspective // Caucasus International. Vol. 6. No. 1. Summer 2016. P. 27—40.
40 Ibid.
41 URL: http://www.1news.az/politics/20161206015040551.html (дата обращения: 07.11.2017). См. также: Shahbazov, Fuad. Op. cit.
42 URL: http://www.1news.az/politics/20161206015040551.html (дата обращения: 07.11.2017).
43 Trend. 14.02.2018. ^ЗЕРТАДЖ. 18.04.2018.
45 URL: https://www.trend.az/life/travel/2879752.html (датаобращения: 01.05.2018).
46 Trend. 20.04.2018.
47 URL: http://www.hanban.org/confuciousinstitutes/node_10961.htm (дата обращения: 14.05.2018).
48 AЗЕРТАДЖ. 31.03.2018.
49 AЗЕРТЛДЖ. 13.06.2017.
50 AЗЕРТЛДЖ. 21.11.2017.
51 Trend. 20.04.2018.
52 Посол Китая в Азербайджане: Создадим прекрасное будущее для взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Азербайджаном. URL: https://azertag. az/ru/xeber/1160431 (дата обращения: 14.05.2018).
53 Karimov R., Gao Fei. Op. cit. P. 37—38.